Воздушный бой
Воздушный бой , или собачий бой , — это воздушный бой между истребителями, проводимый на близкой дистанции. Современная терминология боя воздух-воздух — это маневрирование воздушного боя (ACM), которое относится к тактическим ситуациям, требующим использования отдельных основных маневров истребителя (BFM) для атаки или уклонения от одного или нескольких противников. Это отличается от воздушной войны , которая касается стратегии планирования и выполнения различных миссий. [ 1 ]
Впервые воздушные бои произошли во время Мексиканской революции в 1913 году, вскоре после изобретения самолета . После этого она была компонентом каждой крупной войны, хотя ее частота постепенно снижалась, вплоть до окончания холодной войны в начале 1990-х годов. С тех пор оружие большей дальности, такое как ракеты за пределами видимости, сделало воздушные бои в значительной степени устаревшими. [ 2 ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин «воздушный бой» веками использовался для описания рукопашной схватки : ожесточенной, стремительной битвы на близком расстоянии между двумя или более противниками. Этот термин приобрел популярность во время Второй мировой войны, хотя его первое использование в отношении воздушного боя можно отнести к последним годам Первой мировой войны. [ 4 ] Одно из первых письменных использований этого слова в этом смысле было в отчете о смерти барона фон Рихтгофена в «Графике» в мае 1918 года: «Барон присоединился к рукопашной схватке, которая, разбившись на группы, превратилась в то, что наши люди называют «схваткой». собачий бой». [ 5 ] 21 марта 1918 года несколько британских газет опубликовали статью Фредерика Катлака , в которой это слово было использовано в современном смысле: «Патруль из семи австралийских машин встретил в субботу около двадцати представителей этого [т. е. фон Рихтгофена] цирка на высоте 12 000 футов. .Десять противников нырнули в атаку на наших людей. Завязалась очередная воздушная схватка». [ 6 ]
История
[ редактировать ]Мексиканская революция
[ редактировать ]Первый предполагаемый случай боя самолетов на самолетах и первый случай перехвата одного самолета другого во время воздушного конфликта, по-видимому, произошел во время Мексиканской революции 30 ноября 1913 года между двумя американскими наемниками, сражавшимися на противоположных сторонах, Дином Иваном Лэмбом и Филом Рейдером . Эта история исходит от самого Лэмба. Согласно его собственным заявлениям в интервью два десятилетия спустя, оба мужчины получили приказ убивать, но ни один из пилотов не хотел причинить вред другому, поэтому они обменялись несколькими залпами из пистолетов, намеренно промахнувшись, прежде чем исчерпать запас боеприпасов. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Воздушные бои получили широкое распространение во время Первой мировой войны. Первоначально самолеты использовались в качестве мобильных средств наблюдения, и первые пилоты мало думали о воздушных боях. Новые самолеты доказали свою эффективность, обнаружив скрытое наступление немцев на Париж во втором месяце войны. [ 12 ]
противника Пилоты поначалу просто обменивались взмахами рук или грозили друг другу кулаками. Из-за ограничений по весу только стрелковое оружие на борту можно было перевозить . Бесстрашные пилоты решили помешать вражеской разведке подручными средствами, в том числе бросали кирпичи , гранаты , а иногда и веревки , которые, как они надеялись, запутают винт вражеского самолета . Вскоре пилоты начали стрелять по самолетам противника из ручного оружия , например, из пистолетов и карабинов . Первый воздушный бой войны произошел во время битвы при Цере (15–24 августа 1914 г.), когда сербский летчик Миодраг Томич столкнулся с австро-венгерским самолетом во время выполнения разведывательной миссии над австро-венгерскими позициями. Австро-венгерский пилот сначала помахал рукой, и Томич ответил взаимностью. Затем австро-венгерский пилот выстрелил в Томича из револьвера. Томичу удалось бежать, и через несколько недель все сербские и австро-венгерские самолеты были оснащены пулеметами. [ 13 ] В августе 1914 года штабс-капитан Петр Нестеров из России стал первым пилотом, который на своем самолете врезался в самолет-корректировщик противника. В октябре 1914 года самолет был впервые сбит из пистолета другого самолета над Реймсом , Франция . Как только пулеметы были установлены на самолете либо на гибкой установке, либо на верхнем крыле ранних бипланов , началась эра воздушного боя.
Самая большая проблема заключалась в установке пулемета на самолет так, чтобы из него можно было стрелять вперед через винт и наводить нос самолета прямо на противника. Французский авиатор Ролан Гаррос решил эту проблему, установив на винт моноплана Моран Солнье стальные дефлекторные клинья . Он добился трех побед, но был вынужден спуститься из-за отказа двигателя в тылу врага и взят в плен прежде, чем успел сжечь свой самолет, чтобы он не попал в руки врага. Обломки были доставлены Энтони Фоккеру , голландскому конструктору, строившему самолеты для немцев. Фоккер решил, что клинья — это слишком рискованно, и усовершенствовал конструкцию, соединив спусковой крючок пулемета MG 08 Maxim с газораспределительным механизмом двигателя. [ 12 ] [ 14 ] Изобретение этого синхронизирующего устройства в 1915 году изменило воздушный бой и дало немцам быстрое превосходство в воздухе с помощью Fokker EI , первого синхронизированного истребителя, стреляющего вперед. [ 12 ] [ 14 ] произошел самый первый воздушный бой истребителя, вооруженного синхронным пулеметом, стреляющим вперед Вечером 1 июля 1915 года к востоку от Люневиля , Франция , . На немецком Fokker EI пилотировал лейтенант Курт Винтгенс , сбивший французский двухместный наблюдательный моноплан. Позже в том же месяце, 25 июля 1915 года, майор Британского королевского летного корпуса (RFC) Лано Хоукер C. очень раннего производства на самолете Bristol Scout атаковал три отдельных самолета во время одного вылета, сбив два из несинхронизируемых самолетов Lewis. орудие , которое было установлено рядом с его кабиной под углом наружу, чтобы избежать попадания в винт . Он сбил третьего и был награжден Крестом Виктории . [ 14 ]
Бои в воздухе усилились по мере того, как технологическое преимущество переходило от англичан к немцам, а затем обратно. Feldflieger -Abteilung или «FFA», наблюдательные подразделения немецкой воздушной службы, в 1914–1915 годах состояли из шести двухместных наблюдательных самолетов каждый. Каждое подразделение было прикреплено к определенному месту штаба немецкой армии, и каждому подразделению «FFA» был прикреплен один самолет Fokker Eindecker для выполнения общих оборонительных задач, поэтому такие пилоты, как Макс Иммельманн и Освальд Бельке, начинали как одинокие охотники с подразделениями FFA, стреляя безоружными. самолеты-корректировщики и другие самолеты противника в небе. [ 12 ] В первой половине войны тактической доктрины боя воздух-воздух не существовало. Освальд Бельке был первым, кто проанализировал тактику воздушной войны, в результате чего был разработан свод правил, известный как Dicta Boelcke . Многие концепции Бельке 1916 года применяются до сих пор, в том числе использование солнца и высоты, внезапное нападение и поворот для отражения угрозы.
Бригадный генерал Хью Тренчард приказал, чтобы все британские разведывательные самолеты поддерживались как минимум тремя истребителями, создав первые тактические соединения в воздухе. Немцы ответили формированием Jagdstaffel или Jastas , больших эскадрилий истребителей, предназначенных исключительно для уничтожения самолетов противника, под руководством Бёльке. Летчиков, сбивших пять и более истребителей, стали называть асами . Один из самых известных воздушных боев, в результате которого погиб майор Хокер, описан «Красным бароном» Манфредом фон Рихтгофеном :
Я был чрезвычайно горд, когда в один прекрасный день мне сообщили, что летчик, которого я сбил двадцать третьего ноября 1916 года, был английским [эквивалентом] Иммельмана... Сначала мы сделали двадцать кругов до влево, а затем тридцать раз вправо. Каждый старался оказаться позади и выше другого. Вскоре я обнаружил, что встречаю не новичка. У него не было ни малейшего намерения прекращать бой. Он путешествовал на машине, которая прекрасно вращалась. Однако мой собственный поднимался лучше, чем его, и мне, наконец, удалось превзойти своего английского партнера по вальсу... Дерзкий тип был полон нахальства, и когда мы спустились примерно на 3000 футов, он весело помахал рукой, чтобы мне как будто бы он сказал: «Ну, как дела?» Круги, которые мы описывали друг вокруг друга, были настолько узкими, что их диаметр, вероятно, не превышал 250 или 300 футов. У меня было время хорошенько рассмотреть моего противника... Когда он спустился на высоту примерно трехсот футов, он попытался спастись, летя зигзагообразным курсом, во время которого, как известно, трудно наблюдатель стрелять. Это был мой самый благоприятный момент. Я следовал за ним на высоте от двухсот пятидесяти футов до ста пятидесяти футов, все время стреляя. Англичанин не мог не упасть. Но заклинивание моего пистолета чуть не лишило меня успеха. Мой противник упал с ранением в голову в ста пятидесяти футах позади нашей линии. [ 15 ]
Несмотря на раннее лидерство немцев в боевой тактике и их «Дикту Бельке», союзники быстро адаптировались и разработали свою собственную тактику. из Королевского летного корпуса Альберт Болл был одним из группы пилотов, которые любили летать в одиночку, и он разработал тактику «преследования» для преследования двухместных самолетов противника. на верхнем крыле Он даже использовал свой пистолет Льюиса в регулируемой установке Фостера , чтобы стрелять вверх по нижней части ничего не подозревающего вражеского самолета. Другие пилоты RFC, такие как Джеймс Маккадден и Мик Мэннок, подчеркивали взаимную поддержку и преимущества атаки с высоты. Мэннок выразил это в списке правил воздушного боя, аналогичных правилам Бельке.
В 1916 году воздушные разведывательные патрули обычно действовали без сопровождения, поскольку между воюющими сторонами было мало воздушных споров, если они вообще были. Однако так же, как наземная война Синайско-Палестинской кампании на линии Газа - Беэр-Шева стала напоминать позиционную войну на западном фронте, воздушная война над южной Палестиной также стала напоминать войну над Францией. [ 16 ] После Второй битвы при Газе в апреле 1917 года и во время последовавшей за этим тупиковой ситуации в Южной Палестине концентрация сил Египетского экспедиционного (ВЭФ) и Османской армии, удерживающих установленные линии фронта, росла по мере развития соответствующих складов снабжения и линий связи. Потребность в информации об этих объектах подогревала «острую конкуренцию в воздухе». [ 17 ] Воздушные разведывательные патрули регулярно подвергались нападениям, поэтому все фото- и артиллерийские наблюдательные патрули должны были сопровождаться вооруженной авиацией сопровождения. [ 18 ] Эти специальные патрули EEF превратились в эскадрильи, атакующие вражеские самолеты, где бы они ни находились: в воздухе или на земле. Однако технически превосходящие немецкие самолеты сбили большое количество самолетов EEF в ходе собачьих боев. [ 17 ]
К концу войны маломощные машины, появившиеся всего десять лет назад, были преобразованы в довольно мощные, быстрые и тяжеловооруженные истребители, и были разработаны основные тактики воздушного боя.
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]После Первой мировой войны технология изготовления самолетов быстро усложнилась. К 1936 году считалось, что воздушные бои ушли в прошлое, поскольку максимальная скорость самолетов достигала более 250 миль в час (400 км/ч). [ 19 ] Опыт гражданской войны в Испании доказал, что эта теория ошибочна.
В начале войны была разработана новая тактика, особенно в Люфтваффе Легионе Кондор . Лейтенант Вернер Мёльдерс посоветовал отказаться от стандартного V-образного построения, используемого в бою, и объединить истребители в пары, начав практику иметь ведомого рядом с собой. Он посоветовал парам самолетов, приближающихся к бою, увеличивать расстояние между собой вместо того, чтобы держать плотные порядки, что является предшественником маневра боевого рассредоточения . Он также начал практику обучения пилотов полетам ночью и только с приборами. Используя новую тактику и используя новейшие истребители Bf 109 , немцы за пять дней сбили 22 истребителя испанских республиканцев, не понеся собственных потерь. [ 20 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Стратегии развития истребителей
[ редактировать ]В 1930-е годы начали возникать две разные школы мысли о бое воздух-воздух, что привело к появлению двух разных тенденций в разработке истребителей- монопланов . в Японии и Италии . Особенно [ нужна ссылка ] по-прежнему существовало твердое убеждение, что легковооруженные, высокоманевренные одноместные истребители по-прежнему будут играть первостепенную роль в бою воздух-воздух. Такие самолеты, как Nakajima Ki-27 и Nakajima Ki-43 и Mitsubishi A6M Zero в Японии, а также Fiat G.50 и Macchi C.200 в Италии, олицетворяли поколение монопланов, разработанных в соответствии с этой концепцией.
Другой поток мыслей, возникший прежде всего [ нужна ссылка ] В Великобритании , Германии , Советском Союзе и США считали, что высокие скорости современных боевых самолетов и перегрузки , создаваемые воздушным боем, означают, что воздушные бои в классическом смысле Первой мировой войны будут невозможны. Такие истребители, как Мессершмитт Bf 109 , Супермарин Спитфайр , Яковлев Як-1 и Кертисс Р-40, были разработаны для высоких скоростей и хорошей скороподъемности. Хорошая маневренность не была основной целью.
Сразу после Гражданской войны в Испании началась Вторая мировая война , во время которой наиболее распространенными были воздушные бои. Широко распространено мнение, что сама по себе стратегическая бомбардировка является синонимом авиации ; заблуждение, которое не было полностью понято до Вьетнама. [ 21 ] После неудач в Испании больший упор был сделан на точность атак класса «воздух-земля». Необходимость помешать бомбардировщикам достичь своих целей или защитить их во время выполнения заданий была основной целью большинства воздушных боев той эпохи. [ 22 ]
Воздушные бои над Европой
[ редактировать ]Воздушные бои имели большое значение на европейском театре военных действий . Хотя французские ВВС были основной силой во время Первой мировой войны, они были неадекватными и плохо организованными и быстро пали под натиском Германии. Когда начались первые сражения между немцами и британцами, мощь немецкой зенитной артиллерии стала очевидной: 88-миллиметровые снаряды могли стрелять в воздух на расстояние 40 000 футов (12 000 м). Генерал Вольфрам фон Рихтгофен отмечал, что эти орудия были одинаково разрушительны при ведении огня с земли. Адольф Малан составил список правил воздушного боя, которым широко обучали пилотов британских ВВС. Bf 109 и Spitfire были одними из наиболее распространенных истребителей, использовавшихся на европейском театре военных действий. [ 23 ]
Типичный воздушный бой описывает неназванный пилот:
Подъезжая к его слепой зоне, я наблюдал, как его самолет становится все больше и больше в моих глазах. Но этому немецкому пилоту не хотелось лететь прямо и ровно. Прежде чем я успел открыть огонь, его самолет развернулся вправо, и, увидев меня у себя на хвосте, он дернул ручку назад, совершив единственный оборонительный маневр, который мог совершить его самолет. Я наклонил свой 47-й вправо и потянул ручку назад, пытаясь снова попасть в прицел. Жестокий маневр вызвал у моего тела ужасную перегрузку, и я начал терять сознание, когда кровь хлынула из моей головы. Сражаясь каждую секунду, чтобы преодолеть эту черноту вокруг себя, я отводил палку все дальше и дальше, так, чтобы враг просто показывался в нижней части моего прицела, чтобы обеспечить правильное отклонение. Мы оба летели по узкому кругу. Еще немного, и он будет у меня. Нажав на [спусковой крючок], я с нетерпением ждал взрыва 109-го. Я задел его крыло. Секция длиной два фута оторвалась от правого крыла, когда пулемет пронзил ее, как мачете. Слишком низко, еще немного руля направления, и пули найдут его кабину. Я видел случайные удары дальше по флангу, но было уже слишком поздно. й 109- , почувствовав, что я нахожусь внутри него на повороте, нырнул в ближайшее облако. Выпрямив самолет, я перелез через вершину берега и замер на другой стороне, ожидая его появления. Но 109-й так и не появился, и, не желая и дальше искушать богов судьбы, я выдвинул палку вперед, вошел под защитное покров облаков и направился домой. [ 24 ]
Советские истребители
[ редактировать ]За это время три новых российских истребителя — ЛаГГ-1 , Як-1 и МиГ-3 с конвейера только сходили . Советские Силы ПВО столкнулись с проблемами еще со времен Первой мировой войны. [ 25 ] Немецкое наступление «Барбаросса» 22 июня 1941 года уничтожило более 2000 советских самолетов в первый день, а до октября — более 5000. В большом отчаянии Советы сражались в воздушных боях за Ленинград , Москву и Украину более года .
Fireteam — тройка самолетов («тройка») — основная тактическая единица, использующаяся в боях с начала Второй мировой войны. Анализ и обобщение боевого опыта привели к выводу о необходимости отказа от групповой тактики и замены ее парными действиями. [ 26 ] [ 27 ] Однако таран противника все еще был распространенной практикой среди летчиков Советского Союза. [ 25 ] Еще одним успешным маневром стал «Соколинный удар» (удар сокола), когда пилот получал преимущество в скорости, пикируя на противника, обычно со стороны солнца, чтобы скрыть свой истребитель в ярком свете яркого света до и во время полета. атака. Этот маневр и многие другие тактические принципы были предложены Александром Покрышкиным , одним из величайших тактиков советских ВВС, проявившим себя во время Великой Отечественной войны. Его знаменитый девиз звучал как «Высота, скорость, маневр, огонь!». Он стал популярен в воздушных армиях и был принят на вооружение летчиков. [ 28 ]
Борясь с моральными проблемами, Советы медленно и методично начали восстанавливать господство в воздухе после Сталинградской битвы в 1943 году. [ 29 ] Этот театр примечателен тем, что в его состав вошли единственные в истории женщины-асы-истребители Екатерина Буданова и Лидия Литвяк .
Вторая китайско-японская война
[ редактировать ]Вторая китайско-японская война началась 7 июня 1937 года между Китаем и Японией. Японцы использовали Mitsubishi A5M ; предшественник знаменитого «Зеро», который был очень легким и маневренным истребителем. Китайцы в основном использовали российские бипланы, похожие на бипланы времен Первой мировой войны, такие как Поликарпов И-15 , и ранние монопланы, такие как И-16 . Несмотря на то, что китайские самолеты были намного ниже по мощности и скорости, чем японские самолеты, они были гораздо более маневренными, и завязалось множество воздушных боев, в результате которых обе стороны понесли большие потери. Сообщения о воздушных боях, попавшие в вооруженные силы США, предоставили ценную информацию о тактике японцев и летных характеристиках их самолетов. [ 30 ]
США и Япония
[ редактировать ]После бомбардировки Перл-Харбора США вступили в войну. Японцы использовали, среди других самолетов, Mitsubishi A6M Zero , чрезвычайно легкий истребитель, известный своей исключительной дальностью полета и маневренностью. [ 31 ] Американские военные испытали Akutan Zero , Mitsubishi A6M2 , который был захвачен в целости и сохранности в 1942 году, посоветовав – в том же духе, что генерал Клэр Шенно , командир базирующихся Куньмине в «Летающих тигров», уже советовал своим пилотам более года назад: «Никогда не пытайтесь драться с Зеро». [ 32 ] Несмотря на то, что его двигатель был довольно маломощным, «Зеро» имел очень низкую нагрузку на крыло , небольшой радиус разворота , максимальную скорость более 330 миль в час (530 км/ч) и мог набирать высоту лучше, чем любой истребитель, использовавшийся в то время в США. время, хотя и был плохо бронирован по сравнению с самолетами США.
Пилотом, который понял, что необходимо разработать новую тактику, был лейтенант-коммандер Джон С. «Джимми» Тач , командир Боевой тройки в Сан-Диего. Он прочитал первые сообщения, поступающие из Китая, и боролся с проблемой, заключающейся в том, что его F4F Wildcats относительно медленнее и гораздо менее маневренны, чем японские самолеты. Используя спички на кухонном столе, он разработал оборонительный маневр, который он назвал «позицией лучевой защиты», но обычно называл его « Тах Плетение ». Тах рассудил, что, поскольку у Зеро были тканевые обшивки крыльев, которые имели тенденцию «раздуваться» на скорости выше 495 миль в час, что делало самолет очень трудным для поворота, он мог использовать высокую скорость и строй из четырех самолетов, состоящих из двух пар. самолеты, летящие по прямой (рядом на одной высоте). Держа лидера каждой пары в тесном строю со своим ведомым , пары могли летать на расстоянии около 200 футов (61 м) друг от друга (радиус разворота Wildcat) и принимать переплетающийся строй, когда одна или обе пары попадали под атаку японских истребителей. позволяя каждой паре уклоняться от атаки и в то же время прикрывать другую пару. Тач нарисовал схему идеи и показал ее другим пилотам, но в пробных запусках людям нравится Бутчу О'Харе было трудно произвести выстрел, в то же время уклоняясь от двух дружественных самолетов, идущих на него в лоб. [ 33 ]
Позже Тах столкнулся с A6M Zero во время битвы за Мидуэй в июне 1942 года для проверки своей теории. Несмотря на численное превосходство, он обнаружил, что Зеро захватывает хвост одного из истребителей. В ответ два самолета поворачивались друг к другу, при этом траектория одного самолета пересекалась перед другим. Что еще более важно, преследователю придется следовать по этому пути, чтобы продолжить преследование, также пересекая его перед прицелом американского самолета. Таким образом, когда «Зеро» следовал за своей первоначальной целью через поворот, он оказывался в позиции, где его мог обстрелять ведомый цели, и хищник становился добычей. Его тактика оказалась эффективной и вскоре была принята на вооружение другими эскадрильями. Thach Weave помог компенсировать отставание американских самолетов в маневренности и численности до тех пор, пока новые самолеты не были приняты на вооружение. Позже эта тактика трансформировалась в более гибкое и универсальное «маневрирование без двойки», которое оказалось полезным во время войны во Вьетнаме. [ 34 ]
Еще одним эффективным маневром, использованным американскими пилотами, был простой разрыв , который заключался в резком развороте поперек траектории полета атакующего, что сработало хорошо отчасти потому, что большой нос «Зеро» имел тенденцию закрывать пилоту обзор. [ 31 ] Еще одной хорошей тактикой был пас с высокой стороны , который заключался в пикировании на Зеро, стрельбе за один высокоскоростной проход и использовании скорости, чтобы подняться над местом боя и снова нырнуть. [ 35 ] К 1943 году США начали производить самолеты, которые были лучше японских, например, Grumman F6F Hellcat и Vought F4U Corsair . [ 36 ]
Технология
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны технологии развивались чрезвычайно быстро, и это навсегда изменило воздушные бои. Реактивное движение было продемонстрировано задолго до войны немецким инженером Гансом фон Охайном в 1934 году и британским инженером Фрэнком Уиттлом в 1937 году. Мессершмитт Me 262 был первым реактивным истребителем, использовавшимся в бою, со скоростью более 500 миль в час ( 800 км/ч) и начал сказываться на бомбардировках союзников в 1944 году. В том же году британцы испытывали реактивный самолет Gloster Meteor , который позже примет участие в Корейской войне. Хотя американский генерал Хэп Арнольд участвовал в испытаниях XP-59 A в 1942 году, этот самолет ни разу не использовался в бою. Другие главные изобретения той эпохи включают радар и ракеты «воздух-воздух» . [ 37 ]
Пропаганда
[ редактировать ]Вражеские пилоты считались слабыми и злыми. Например, во время Второй мировой войны, описывая советскую тактику, Люфтваффе утверждало, что «Характерной чертой среднего советского летчика-истребителя была склонность к осторожности и нежеланию вместо твердости и выносливости, грубая сила вместо подлинной боеспособности, ужасающая ненависть вместо справедливости и рыцарства...» [ 25 ]
Корейская война
[ редактировать ]После Второй мировой войны стал подниматься вопрос о будущей полезности истребительной авиации. Особенно это касалось США, где основное внимание уделялось небольшим, быстрым и дальним бомбардировщикам, способным доставлять атомные бомбы . [ 38 ] Корейская война началась в июне 1950 года, и северокорейцы уступили ВВС США . Война почти закончилась к октябрю после оккупации Северной Кореи, когда 1 ноября ее атаковали китайские МиГ-15 . Китайцы начали снабжать Северную Корею войсками и продовольствием, и война быстро возобновилась.
Со скоростью 100 миль в час (160 км/ч) МиГ-15 более чем мог сравниться с американским P-80 Shooting Star , используя ту же тактику пикирования и стрельбы, которую американцы сочли столь полезной против Японии. Американские самолеты имели плохое вооружение и проблемы с производством и запчастями. Во время войны США прибегали к использованию в основном более маневренных винтовых истребителей, таких как P-51 Mustang , перенесенный со времен Второй мировой войны. [ 39 ]
Для борьбы с МиГами в производство был запущен F-86 Sabre . Американские пилоты имели ряд серьезных преимуществ перед китайцами, в том числе G-костюм . Часто видели, как китайские истребители теряли управление во время резкого разворота, потому что пилот терял сознание. Другие технологические преимущества включали радиолокационный прицел и гидравлическое управление. Полковник Харрисон Р. Тинг заметил:
Внезапно вы входите в крутой поворот. У тебя машина падает. МиГ разворачивается вместе с вами, а вы позволяете ему постепенно подползти и обогнать вас. В критический момент вы меняете ход. Гидравлическое управление [F-86] работает прекрасно. МиГ не может развернуться так же быстро, как вы, и его отбрасывает в сторону. Когда вы нажимаете на тормоза, МиГ проносится мимо вас. Быстро нажав на тормоза, вы скользите ему на хвост и бьете его своими «пятидесятками». [ 40 ]
Китайцы были очень компетентны в воздушном бою, и в небе над Кореей велись масштабные бурные сражения. [ 41 ] Однако многие американские пилоты сильно подозревали, что некоторые из противников, с которыми они столкнулись в Корее, на самом деле были хорошо обученными советскими пилотами, которых американцы называли «ханчо» (японское слово, означающее «боссы»). [ 42 ] [ 43 ] Майор Робинсон Риснер вспоминает:
Увидев друг друга примерно в одно и то же время, самолет МиГа и мой самолет сбросили [наши дополнительные топливные] баки. Он был так низко, что его подбрасывало небольшие камешки. Я упал, чтобы схватить его, но чтобы ударить его, мне пришлось спуститься в его реактивную струю. Он нажимал на газ и выключал тормоза. Я летал рядом с ним, кончик крыла к кончику крыла. Когда казалось, что я собираюсь его пролететь, я переворачивался через верх и падал с другой стороны от него. Когда я это делал, он входил в крутой поворот, выжимая все возможные перегрузки. Этот парень был фантастическим пилотом. [ 44 ]
Однако война в воздухе в конечном итоге зашла в тупик, поскольку боевые действия между двумя фракциями прекратились. Позже, после распада Советского Союза, советские записи показали, что русские пилоты действительно находились в воздухе. Иногда в ярости боя они переходили на русский язык по радио. [ 42 ]
Вьетнамская война
[ редактировать ]Война во Вьетнаме «была первой «современной» воздушной войной» [ 45 ] в котором ракеты «воздух-воздух» были основным оружием во время воздушного боя, и это было единственное противостояние между новейшими технологиями воздушной и наземной обороны между Советским Союзом и Соединенными Штатами . [ 46 ] Если военно-воздушные силы США смогут успешно вести войну против советской доктрины и техники в небе над Северным Вьетнамом , тогда они смогут рассчитывать на успешные действия против Советского Союза во время масштабной войны в Европе . [ 46 ] В небе Северного Вьетнама американские самолеты будут атаковать «самые грозные и наиболее хорошо защищенные цели в истории воздушной войны». [ 47 ]
К этому времени методы воздушного боя вышли из моды в доктринах подготовки США, поскольку ракеты считались всем, что было необходимо для сбивания больших бомбардировщиков, которые, как ожидалось, будут развернуты Советским Союзом. [ нужна ссылка ] . В результате методы воздушного боя, известные летчикам-истребителям со времен Первой мировой войны, были практически утеряны, поскольку ветераны Второй мировой войны и Кореи уходили на пенсию и не передавали их последующим поколениям. [ нужна ссылка ] . Американские летчики-истребители будут тайно встречаться в небе, чтобы участвовать в имитационных боях. [ нужна ссылка ] попытаться поддерживать определенный уровень мастерства. Лишь после того, как TOPGUN в 1969 году для ВМФ был создан Красный Флаг , пилоты снова начали официально обучаться воздушному бою. , а в 1975 году для ВВС был введен [ нужна ссылка ] .
Реактивные «истребители» как американского, так и советского производства в первую очередь проектировались как перехватчики : они перехватывали группы бомбардировщиков, а затем сбивали их ракетами класса «воздух-воздух». Однако ни у одной из сторон не было отдельного обозначения перехватчика: просто «F» для истребителя; «А» — атака; и «Б» для бомбардировщика (для самолетов НАТО). За некоторыми, возможно, исключениями, такими как F-8 Crusader и F-100 Super Sabre , на каждом из которых было установлено по четыре 20-мм пушки, реактивные самолеты не были предназначены для собачьего боя с другими реактивными самолетами. [ 48 ] Советская доктрина предусматривала, чтобы их перехватчики строго направлялись на цели операторами наземного контрольного перехвата (GCI). Как следствие, американские самолеты RF-101 Voodoo , выполняющие разведывательные задачи, или F-102 Delta Daggers , F-104 Starfighters , выполняющие обязанности MiGCAP , и сами ударные самолеты, такие как F-105 Thunderchiefs , A-4 Skyhawks , A-6. Нарушителей , F-4 Phantom и B-52 , пролетавшие над Северным Вьетнамом, встретили МиГ-17 (или Chicom J-5), МиГ-19 (Chicom J-6) и МиГ-21, направленные прямо к ним. Операторы GCI, работавшие совместно с расчетами зенитно-ракетных комплексов ( ЗРК ). Американские самолеты, успешно преодолевшие МиГи НВАФ, затем столкнулись с ЗРК и батареями ААА.
Эта триада системы защиты, состоящая из МиГов, Ракет (ЗРК) и ПВО, управляемых GCI, позволила МиГам Северного Вьетнама использовать конструктивные возможности своих самолетов так, как задумали их конструкторы. [ 49 ] это, выражаясь языком того времени, «сделать один проход, а затем тащить задницу», [ 50 ] на практике это означало быструю стрельбу по целям, а затем уносившуюся прочь. К 1967 году Советы поставили ВВС достаточно ракетных МиГ-21, чтобы позволить северным вьетнамцам регулярно вступать в бой с американскими самолетами и все меньше и меньше полагаться на свои устаревшие МиГ-17, хотя многие северовьетнамские пилоты все еще предпочитали МиГ-21. 17s маневренность и простота обслуживания. С появлением дополнительных МиГ-21, а к 1969 году и МиГ-19 (J-6), импортированных из Китая , бои между самолетами США и ВВС США в целом стали делиться на две арены; МиГ-21 вступали в бой на больших высотах, а МиГ-17 и МиГ-19 пытались вести бой на более низких высотах, где их пушки были более эффективными. [ 51 ]
По завершении воздушной войны в 1973 году американские летчики сбили 202 коммунистических МиГа, в том числе два, сбитые B-52 хвостовыми стрелками из счетверенных пулеметов 50-го калибра; это стоило 90 самолетов США МиГам ВВС США. [ 52 ] [ 53 ] ВВС США заявили о 137 МиГах, а USN/USMC сбили 65 в боях воздух-воздух. Судя по этим цифрам, у ВВС США было 40 огневых побед, а у ВМС США восемь побед из артиллерийских орудий. Это число приблизилось к паритету с 37 сбитыми орудиями МиГов НВАФ. [ 54 ] [ 55 ]
с радиолокационным наведением AIM-7 Sparrow За время войны было выпущено около 612 ракет , в результате чего было сбито 56 МиГов, а также 454 ракеты AIM-9 Sidewinder с тепловым наведением , одержав 81 воздушную победу. В ходе операции Rolling Thunder было выпущено 54 ракеты AIM-4 Falcon , в результате чего было сбито пять ракет. [ 56 ] Напротив, МиГ-21 ВВС США совершили 53 поражения в воздухе своими ракетами АА-2 «Атолл» из неизвестного количества пусков. По крайней мере три МиГ-21, а также все МиГ-17 и МиГ-19 (J-6) совершили оставшиеся 37 убийств из 90 из 23-мм, 30-мм и 37-мм пушек. [ 57 ] [ 58 ]
В рамках триады обороны Северного Вьетнама ракеты класса «земля-воздух» (ЗРК) стали постоянно растущей угрозой. Бригадный генерал ВВС США Робин Олдс описывает типичную встречу с ракетами класса «земля-воздух», которую какое-то время во Вьетнаме называли либо «днем МиГа», либо «днем Сэма», это был день Сэма. [ 59 ]
А вот и ЗРК. Хитрость заключается в том, чтобы увидеть запуск. Вы можете увидеть пар. Он идет прямо вверх, поворачивает на более высокий уровень, затем усилитель падает. Если он сохраняет относительно стабильное положение, значит, он приближается к вам, и у вас проблемы. Вы хотите сделать шаг, но не можете. Если вы уклонитесь слишком быстро, он развернется и поймает вас; если вы подождете слишком поздно, он взорвется достаточно близко, чтобы добраться до вас. Что вы делаете в нужный момент, так это опускаете нос вниз, опускаетесь так сильно, как только можете, тянете, может быть, три отрицательных перегрузки на скорости 550 узлов, и как только он следует за вами вниз, вы поднимаетесь вверх так сильно, как только можете. Он не может последовать этому и погибает. [ 60 ]
Этот отрывок из буклета ВВС США объясняет день МиГа:
Если вы знаете, что МиГ-21 находится в вашем районе, или вы потеряли его из виду и хотите найти его снова: выверните крылья на уровень 15 секунд, затем посмотрите на 6 часов примерно на 1,5 мили. Оно будет там. Вероятно, вы сначала увидите дымовый след атолла Маха 2 (ракета воздух-воздух), прежде чем увидите МиГ. Но помните, вот где МиГ-21! Просто спросите одного из 20 экипажей, сбитых во время «Полузащитника» , которые даже не знали, что подверглись нападению. [ 61 ]
Арабо-израильские войны
[ редактировать ]Воздушные бои происходили во всех войнах между Израилем и его арабскими соседями в период с 1948 по 1985 год, включая Палестинскую войну 1948 года , Синайскую войну 1956 года, Шестидневную войну 1967 года, Войну на истощение , Войну Судного дня в 1973 году и Войну Судного дня в 1973 году. 1982 Ливанская война [ нужна ссылка ] .
Первоначально обе стороны полагались на винтовые самолеты, такие как Spitfires, Avia S-199 и P-51, затем перешли к более старым самолетам, таким как МиГ-15 , Dassault Mysteres и Dassault Mirages . В последних войнах завязались воздушные бои между современными самолетами, такими как F-15 и F-16, против МиГ-21 и МиГ-25 . часто превосходили их численностью, Хотя ВВС они доминировали в каждом конфликте и в 1967 году разгромили объединенные военно-воздушные силы Египта, Иордании и Сирии. В воздушных боях IAF часто достигали соотношения потерь от 10:1 до более 20:1, что обычно объясняется гораздо более высокой подготовкой израильских пилотов и технологическим преимуществом. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
Индо-Пакистанская война 1965 года.
[ редактировать ]году в крупномасштабный бой воздушный друг против . друга вступили В ходе Индо-Пакистанской войны 1965 года индийские и пакистанские военно-воздушные силы впервые со времени обретения Пакистаном независимости в 1947 Силы проводят оборонительные и наступательные операции в воздушном пространстве Индии и Пакистана. В воздушной войне обе стороны совершили тысячи боевых вылетов за один месяц. [ 65 ] Обе стороны заявили о победе в воздушной войне; Индия заявила, что уничтожила 73 самолета противника и потеряла 35 своих, в то время как Пакистан заявил, что уничтожил 104 самолета против 19 собственных потерь. [ 66 ] Несмотря на интенсивные бои, Индии удалось сбить около 18 самолетов ВВС США, потеряв при этом 14 самолетов. Нейтральные источники сообщают, что Индия потеряла 75 самолетов, а Пакистан потерял 20 самолетов. На первом этапе войны 1 сентября 4 индийских истребителя «Вампир» были сбиты самолетами F-86 ВВС США, а с индийской стороны - Indian Sqn. Лдр. Тревор Килер на своем «Комаре» принял первый удар 3 сентября 1965 года, сбив пакистанский F-86, который разбился в неконтролируемом пикировании. IAF Flt. Лейтенант В.С. Патания первым сбил свой Gnat 4 сентября 1965 года, сбив пакистанский F-86 Flt. Лейтенант Бхатт, сбежавший на безопасную территорию на парашюте. ПАФ эскадрилья. Лдр. Мухаммад Махмуд Алам стал лучшим летным асом, совершив 5 подтвержденных и 4 вероятных убийства. ПАФ эскадрилья. Лдр. Сарфраз Рафики, сбивший 3 и Flt. Лейтенант Юнус был сбит на индийской авиабазе Халвара свежими пилотами самолета IAF Hawker Hunter Mk. 56. Один индийский комар приземлился на авиабазе в Пакистане случайно из-за нехватки топлива и дезориентации. Теперь он выставлен как военный трофей в Музее ВВС Пакистана. . После войны уровень потерь ВВС составил 17 процентов от численности их передовой силы, тогда как потери Индии составили менее 10 процентов.
Индо-Пакистанская война 1971 года.
[ редактировать ]К концу 1971 года активизация движения за независимость в бывшем Восточном Пакистане привела к Освободительной войне Бангладеш между Индией и Пакистаном. [ 67 ] 22 ноября 1971 года, за 10 дней до начала полномасштабной войны, четыре самолета PAF F-86 Sabre атаковали Индии и Мукти Бахини позиции в Гарибпуре , недалеко от международной границы. Два из четырех самолетов PAF Sabre были сбиты IAF , а один поврежден самолетом Folland Gnats . [ 68 ] 3 декабря Индия официально объявила войну Пакистану после массированных упреждающих ударов ВВС Индии по объектам индийских ВВС в Сринагаре, Амбале, Сирсе, Халваре и Джодхпуре. Однако IAF существенно не пострадала, поскольку руководство предвидело такой шаг и были приняты меры предосторожности. [ 69 ] ВВС Индии оперативно отреагировали на удары пакистанской авиации, после чего ВВС США выполнили в основном оборонительные вылеты . [ 70 ]
В течение первых двух недель ВВС совершили почти 12 000 самолето-пролетов над Восточным Пакистаном, а также оказали непосредственную поддержку с воздуха наступающей индийской армии. [ 71 ] ВВС также оказывали помощь ВМС Индии в операциях против ВМС Пакистана в Бенгальском заливе и Аравийском море . На западном фронте ВВС уничтожили более 20 пакистанских танков. [ 72 ] четыре БТР и поезд снабжения во время битвы при Лонгевале . [ 73 ] ВВС предприняли стратегические бомбардировки Западного Пакистана , совершив рейды на нефтяные объекты в Карачи , плотину Мангла и газовый завод в Синде. [ 74 ] Аналогичная стратегия была также применена в Восточном Пакистане, и, поскольку ВВС добились полного превосходства в воздухе на восточном фронте, артиллерийские заводы, взлетно-посадочные полосы и другие жизненно важные районы Восточного Пакистана были серьезно повреждены. [ 75 ] К моменту капитуляции пакистанских войск ВВС уничтожили 94 самолета ВВС . [ 76 ] ВВС могли выполнять широкий спектр задач: поддержка войск; воздушный бой; удары глубокого проникновения; десантирование с парашютом в тыл противника; финты, направленные на отвлечение истребителей противника от реальной цели; бомбардировка; и разведка. Напротив, ВВС Пакистана, которые были сосредоточены исключительно на воздушных боях, были выбиты из неба субконтинента в течение первой недели войны. Те самолеты ВВС, которые выжили, укрылись на иранских авиабазах или в бетонных бункерах, отказываясь вступать в бой. [ 77 ] Военные действия официально закончились в 14:30 по Гринвичу 17 декабря, после падения Дакки 15 декабря. Индия заявила о значительном приросте территории в Западном Пакистане (хотя довоенные границы были признаны после войны) и о независимости восточного крыла Пакистана. как было подтверждено в Бангладеш. ВВС совершили более 16 000 боевых вылетов. [ 71 ] как на Восточном, так и на Западном фронтах; включая вылеты транспортных самолетов и вертолетов. [ 71 ] в то время как PAF налетали около 30 и 2840 человек. Более 80 процентов боевых вылетов ВВС были направлены на непосредственную поддержку и перехват, и, по нейтральным оценкам, около 45 самолетов ВВС были потеряны, а Пакистан потерял 75 самолетов. [ 78 ] Не считая F-6, Mirage III или шести иорданских F-104, которые не вернулись своим донорам. Но дисбаланс в потерях в воздухе объяснялся значительно более высокой частотой боевых вылетов ВВС и их упором на наземные атаки. На местах больше всего пострадал Пакистан: 9 000 убитых и 25 000 раненых, а Индия потеряла 3 000 убитыми и 12 000 ранеными. Потери бронетехники были столь же несбалансированными. Это стало крупным поражением Пакистана. [ 79 ] Ближе к концу войны транспортные самолеты ВВС сбросили над Даккой листовки, призывающие пакистанские войска сдаться, что деморализовало пакистанские войска в Восточном Пакистане. [ 80 ]
Инциденты в заливе Сидра
[ редактировать ]19 августа 1981 года два самолета Grumman F-14 Tomcats из состава V-84 Jolly Rogers вступили в бой с двумя ливийских ВВС Су-22 Fitter над заливом Сидра . Один Су-22 открыл огонь по F-14, но промахнулся. F-14 уничтожили Су-22 «Монтажники», используя AIM-9 Sidewinder ракеты ; оба пилота уничтоженных самолетов Су-22 катапультировались.
Позже, 4 января 1989 года, аналогичный бой произошел между двумя F-14 и МиГ-23 «Флоггеры» .
Фолклендская война
[ редактировать ]Фолклендская война началась 2 апреля 1982 года, когда Аргентина вторглась на Фолклендские острова , а затем на остров Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова , которые были небольшими спорными зависимыми территориями. Поскольку у Британии не было поблизости военных баз и мало авианосцев, аргентинцы не ожидали ответа от Великобритании. 5 апреля британцы направили на Фолклендские острова авианосцы с Sea Harrier «Jump-Jets» на борту. Изначально «Харриер» проектировался как штурмовик и не был оборудован для воздушного боя, поэтому самолету пришлось претерпеть множество модификаций, а пилотам пройти дополнительную подготовку. [ 81 ]
Аргентинцы имели численное превосходство, но их силы в основном состояли из старых самолетов 1960-х годов, таких как Dassault Mirage III и израильские Daggers . Аргентинцам также мешали удаленность от материковых аэродромов и отсутствие танкеров-заправщиков. Ни одна из сторон не была готова к войне, но обе готовились весь апрель, поскольку дипломатия потерпела неудачу. Боевые действия начались 1 мая и должны были стать крупнейшим военно-морским и воздушным конфликтом со времен Второй мировой войны. К концу войны Аргентина потеряла в воздушных боях 20 истребителей, а Британия потеряла два «Си Харриера» в результате огня с земли. Американцы поставляли британцам ракеты Sidewinder последней модели; это, а также анализ боевой тактики французских «Миражей» имели значение. [ 81 ] По состоянию на март 2019 года Дэвид Морган был последним британским пилотом, участвовавшим в воздушном бою, когда 8 июня 1982 года он сбил два аргентинских самолета. [ 82 ]
Ирано-иракская война и воздушный бой на вертолетах
[ редактировать ]Во время ирано-иракской войны 1980–1988 годов произошло множество воздушных боев между ВВС Ирана (IRIAF) и ВВС Ирака . В первые годы войны IRIAF пользовались превосходством в воздухе (см., например, операцию «Султан-10» и операцию «Морварид» ); однако к концу войны и отчасти из-за эмбарго иранские ВВС утратили свое превосходство из-за все более устаревшего оборудования и отсутствия запасных частей для самолетов американского производства. Тем временем Ирак продолжал поставлять в свои ВВС новые французские и советские вооружения.
Во время ирано-иракской войны в мире также проводились только подтвержденные воздушные бои на вертолетах, когда самолеты иранской армейской авиации AH -1J International (обычно TOW с возможностью иракской армейской авиации ) вступали в бой в основном против боевых вертолетов Ми-24 Hind и HOT - вооруженные «Газели» Aérospatiale . «Хинды» оказались быстрее и надежнее, а AH-1J — более маневренными. Результаты стычек оспариваются. Также имели место бои между иранскими AH-1J и иракскими самолетами : используя свою 20-мм пушку , AH-1J трижды подтвердили уничтожение МиГ-21 , захватили Су-20 и участвовали в уничтожении МиГ-1J. 23 . [ 83 ]
Война в Персидском заливе
[ редактировать ]Во время войны в Персидском заливе 1990–91 годов воздушные бои еще раз доказали свою полезность, когда коалиционным ВВС пришлось противостоять ВВС Ирака, которые в то время были пятыми по величине в мире. Ко второму дню войны Коалиция добилась превосходства в воздухе . Во время короткого конфликта произошло множество воздушных боев, в которых часто участвовало множество самолетов. К концу января 1991 года термин «комок меха» стал популярным словом для описания суматошной ситуации множества воздушных боев, происходящих одновременно в одном и том же относительно небольшом воздушном пространстве. [ 84 ] К концу войны США одержали победу в воздухе 39 иракских самолетов. [ 85 ] к потере только одного F/A-18. [ 86 ] Из 39 побед 36 одержали F-15 Eagles . [ 85 ]
Балканский конфликт
[ редактировать ]Во время Балканского конфликта , в 1999 году ( Война в Косово ), пять МиГ-29 ВВС Югославии были сбиты в воздушных боях с авиацией НАТО. Первый был сбит 24 марта голландским F-16AM Falcon, а два в ту же ночь были сбиты американскими F-15. Через день еще два МиГ-29 были сбиты F-16 и F-15. [ 87 ] [ 88 ]
Эритрейско-эфиопская война (1998–2000 гг.)
[ редактировать ]Война стала первой, в которой реактивные истребители четвертого поколения сражались друг с другом. Большая часть потерь эритрейских МиГ-29 была вызвана воздушными боями с эфиопскими Су-27. [ 89 ]
Воздушная стычка между Индией и Пакистаном, 2019 г.
[ редактировать ]Воздушный бой между индийскими и пакистанскими самолетами произошел 27 февраля 2019 года, когда пакистанские самолеты Dassault Mirage Vs , Dassault Mirage III и JF-17 Thunders нанесли авиаудары вблизи индийских военных объектов в Кашмире, находящемся под управлением Индии, в ответ на авиаудар в Балакоте , который был нанесен IAF 26 февраля 2019 года. [ 90 ]
В завязавшемся воздушном бою индийские МиГ-21 «Бизон» и Су-30МКИ были сбиты пакистанскими F-16 после того, как они вошли в воздушное пространство Пакистана через линию контроля . Однако позже, как сообщается, Индия использовала тот же Су-30МКИ в День ВВС в октябре 2019 года. [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ]
См. также
[ редактировать ]- Пилотажный маневр
- Битва за Британию
- Джон Бойд (военный стратег)
- Эрих Хартманн
- Призрак Киева
- Иммельманн поворот
- J-CATCH
- Список сбитых самолетов
- Люфберский круг
- Потери в боях воздух-воздух после Второй мировой войны
- Сплит С
- Ножницы
- Уиффердилл поворот
Пояснительные сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Шоу, Боевой истребитель: тактика и маневрирование , стр. xi, xii
- ^ Халлион, Ричард П. (1992). Шторм над Ираком: авиация и война в Персидском заливе . Издательство Смитсоновского института . стр. 1–10.
- ^ Роблин, Себастьян (11 декабря 2018 г.). «F-22 и F-35 устареют: как будет выглядеть истребитель шестого поколения?» . Национальный интерес . Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Пол Диксон (2014). Военный сленг: американские боевые слова и фразы со времен гражданской войны, третье издание . Курьерская корпорация. п. 55. ИСБН 978-0-486-79716-8 . Архивировано из оригинала 26 января 2021 г. Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ — Когда был Красный Барон? . airminded.org . Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ "Crack Anzac Airmen", Daily Record , 21 марта 1918 года.
- ^ Рэгсдейл, Кеннет Бакстер (1984). Крылья над мексиканской границей: пионерская военная авиация в Биг-Бинди . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0292790254 . Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 24 сентября 2017 г.
- ^ «Первый воздушный бой? ‹ HistoricWings.com: журнал для авиаторов, пилотов и искателей приключений» . historicwings.com . Архивировано из оригинала 5 декабря 2017 г. Проверено 18 сентября 2014 г.
- ^ «Воскресная утренняя звезда» . Архивировано из оригинала 25 января 2021 г. Получено 23 сентября 2020 г. - через поиск в архиве новостей Google.
- ^ «Эта неделя в истории ВВС США и ПАКАФ» (PDF) . ОПР: ПАКАФ/ХО . 24–30 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 12 марта 2013 г. . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Райххардт, Тони (4 октября 2014 г.). «Первая победа в воздушном бою» . Журнал «Авиация и космос» . Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «NOVA – Стенограммы – Кто убил Красного Барона?» . pbs.org . Архивировано из оригинала 27 февраля 2019 г. Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Гленни, Миша (2012). Балканы: 1804–2012 гг . Лондон : Granta Books. ISBN 978-1-77089-273-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Not Panicking Ltd (12 января 2012 г.). «h2g2 – Ранний бой воздух-воздух – отредактированная запись» . bbc.co.uk. Архивировано из оригинала 26 мая 2009 года . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ «Красный летчик-истребитель» . richthofen.com . Архивировано из оригинала 2 апреля 2009 г. Проверено 31 марта 2009 г.
- ^ Катлак 1941 с. 65
- ^ Перейти обратно: а б Катлак 1941, стр. 64–65.
- ^ Катлак 1941 с. 71
- ^ Ричард П. Халлион, Шторм над Ираком: авиация и война в Персидском заливе . Издательство Смитсоновского института, 1992. с. 8.
- ^ Стивен Будянский, Air Power . Книги о пингвинах викингов, 2004 г., стр. 213–214.
- ^ Ричард П. Халлион, Шторм над Ираком: авиация и война в Персидском заливе . Smithsonian Institution Press, 1992, стр. 12–17.
- ^ Ричард П. Халлион, Шторм над Ираком: авиация и война в Персидском заливе . Smithsonian Institution Press, 1992, стр. 8–13.
- ^ Стивен Будянский, Air Power . Книги о пингвинах викингов, 2004 г., стр. 219–235.
- ^ Роберт Шоу, Боевой истребитель: тактика и маневрирование , стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б с Вице-маршал авиации Р.А. Мейсон и Джон В.Р. Тейлор, Самолеты, стратегия и операции советских ВВС , Jane's Publishing Co Ltd., стр. 26
- ^ Kalinin A.P. (1963). Истребители над "Голубой линией" . Moscow, Voenizdat . Archived from the original on 2017-11-09 . Retrieved 2013-03-18 .
- ^ Сухов К.В. (1983). Эскадрилья ведет бой Москва, ДЛЯ ДОСА . Архивировано из оригинала 2 ноября 2017 г. Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ «июньбарбаросса.com» . Архивировано из оригинала 15 июля 2012 г.
- ^ Вице-маршал авиации Р.А. Мейсон и Джон В.Р. Тейлор, Самолеты, стратегия и операции советских ВВС , Jane's Publishing Co Ltd., стр. 28
- ^ Китайско-японская воздушная война 1937-1945 гг. - Самая долгая борьба Хакана Густавссона - Fonthill Media 2016
- ^ Перейти обратно: а б «Воздушный бой над Гуадалканалом» . PBS – Тайны мертвых . 3 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 г. Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Эдвардс Парк, Истребитель: величайшие асы мира и их самолеты - Thomasson-Grant Inc. 1990, стр.144
- ^ Стив Юинг, Тах Уив , Naval Institute Press, 2004. стр. 26
- ^ «Тачское переплетение – воздушное образование» . britannica.com . Архивировано из оригинала 4 августа 2018 г. Проверено 3 августа 2018 г.
- ^ Эдвардс Парк, Истребитель: величайшие асы мира и их самолеты . Thomasson-Grant Inc., 1990, стр.136.
- ^ Стивен Будянский, Air Power , Viking Penguin Books, 2004, стр. 275
- ^ Эдвардс Парк, Истребитель: Величайшие асы мира и их самолеты - Thomasson-Grant Inc., 1990, стр. 155–160.
- ^ Ричард П. Халлион, Шторм над Ираком: авиация и война в Персидском заливе . Smithsonian Institution Press, 1992, стр. 13–15.
- ^ Билл Йенн, История ВВС США , Bison Book Corp., 1984, стр. 46–51.
- ^ Роберт Шоу, Боевой истребитель: тактика и маневрирование , Naval Institute Press 1985, стр. 19
- ^ Брайс Уокер, Истребители , Time Life Books, 1983, стр. 46–64.
- ^ Перейти обратно: а б Залога, Стивен Дж. «Русские на аллее МиГов: национальность пилотов «ханчо» больше не является загадкой. Советы теперь признают свое участие в Корейской войне» Журнал Air Force Magazine, том 74, выпуск 2, февраль 1991 г.
- ^ «Нова – пропала в переулке МиГ» . pbs.org . Архивировано из оригинала 30 августа 2017 г. Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Брайс Уокер, Истребители , Time Life Books, 1983, стр. 64
- ^ Мишель стр. 2
- ^ Перейти обратно: а б Михаил стр. 2, 3
- ^ Маккарти, стр. 22, 145.
- ^ Майкл стр. 16, 79, 157
- ^ Мишель стр. 81.
- ^ Майкл стр. 130, 236
- ^ Мишель стр. 59.
- ^ Маккарти с. 5
- ^ Хобсон с. 246
- ^ Хобсон с. 271
- ^ Мишель стр. 288.
- ^ Мишель стр. 156, 286, 287.
- ^ Хобсон 271
- ^ Мишель стр. 159.
- ^ Мишель стр. 91.
- ^ Роберт Шоу, Боевой истребитель: тактика и маневрирование , стр. 52
- ^ Мишель, стр. 239–240
- ^ Энтони Х. Кордесман, Авраам Р. Вагнер, Уроки современной войны , Westview Press, 1990, стр. 86
- ^ Джон Андреас Олсен, Глобальная авиация . Потомакские книги 2011, стр. 136–163.
- ^ Кеннет М. Поллак, Арабы в войне: военная эффективность, 1948–1991 . Университет Небраски Press, 2002 г.
- ^ Сингх, Джасджит. «Индийско-Пакистанская война 1965 года: наземная реальность ВВС». Архивировано 19 июля 2017 г. в Wayback Machine The Sunday Tribune , 6 мая 2007 г.
- ^ Ван Кревелд, 2012, стр. 286–287.
- ^ Сиссон и Роуз 1991, с. 229
- ^ Джаган Пилларисетти. «Встреча с Бойрой – 22 ноября 1971 года» . Бхарат Ракшак. Архивировано из оригинала 18 ноября 2011 года . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ «Newsweek: международный журнал новостей: издание для США». Newsweek : 34. 20 декабря 1971 г. ISSN 0028-9604 .
Пытаясь застать индийские ВВС врасплох, Яхья Хан запустил пакистанскую версию израильского воздушного удара 1967 года в надежде, что один быстрый удар нанесет ущерб значительно превосходящей военно-воздушной мощи Индии. Но Индия была настороже, и стратегия Яхьи по рассредоточению своих немногочисленных военно-воздушных сил на дюжине аэродромов провалилась!
- ^ Каникара 2011, с. 195
- ^ Перейти обратно: а б с «Война декабря 1971 года» . Индийские ВВС. Архивировано из оригинала 10 апреля 2009 года . Проверено 3 мая 2009 г.
- ^ «Годы спустя Лонгевала напоминает битву «сделай или умри»» . Таймс оф Индия . № 18 декабря 2013 г. India Times. Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ Шори, Анил (февраль 2005 г.). «Битва при Лонгевале: Лучший из храбрецов» . Сайник Самачар . 52 (4). Архивировано из оригинала 18 марта 2009 года . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Мохан, Джаган. «Когда ударила молния» . Бхарат Ракшак . Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 года . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ «Бангладеш: в результате войны рождается нация» . Время . Time Inc., 20 декабря 1971 года. Архивировано из оригинала 12 января 2007 года . Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ Рамунный, Муркот (1997). Небо было пределом . Северный книжный центр. ISBN 978-8172110840 . Архивировано из оригинала 25 января 2022 г. Получено 26 ноября 2020 г. - через Google Книги.
- ^ Симха, Ракеш Кришнан (4 июня 2015 г.). «Почему в ВВС Индии высокий уровень аварийности» . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 16 февраля 2016 г.
- ^ М. Леонард, Томас (2006). Энциклопедия развивающегося мира . Тейлор и Фрэнсис. п. 806. ИСБН 978-0415976640 . Архивировано из оригинала 25 января 2022 г. Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ Крис Бишоп, редактор «Энциклопедии воздушной войны 20-го века» (Amber Publishing, 1997 г., переиздано в 2004 г., стр. 384–387). ISBN 1-904687-26-1 )
- ^ Чоудхури, Ишфак Илахи. «Воздушный аспект Освободительной войны 1971 года» . Дейли Стар. Архивировано из оригинала 22 марта 2009 года . Проверено 8 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иван Рендалл, Rolling Thunder: реактивный бой от Второй мировой войны до войны в Персидском заливе . Свободная пресса, 1997, стр. 245–269.
- ^ Николлс, Доминик (15 марта 2019 г.). «Мирная миссия: последний британский пилот, сбивший врага в бою, встречает сына аргентинца, которого он убил» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 28 августа 2019 г.
- ^ Уильямс, Энтони Г.; Гастин, Эммануэль (2004). Летающие пушки современной эпохи . Мальборо: Crowood Press. п. 172. ИСБН 978-1861266552 .
- ^ Уильям Сэфайр, Политический словарь Сафайра . Издательство Оксфордского университета, 2008, с. 270
- ^ Перейти обратно: а б «Воздушная мощь: Война в Персидском заливе» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2012 г.
- ^ «Победы воздух-воздух в буре в пустыне» . 04.06.2009. Архивировано из оригинала 4 июня 2009 г. Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ «МиГ-29» . ejection-history.org.uk . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 г.
- ^ «Балканский конфликт: югославский МиГ сбит в воздушном бою» . thefreelibrary.com . Архивировано из оригинала 6 декабря 2017 г. Проверено 25 января 2012 г.
- ^ «Воздушная война между Эфиопией и Эритреей, 1998-2000 гг. |» .
- ^ Перейти обратно: а б Алан Уорнс (19 марта 2020 г.). «Операция «Быстрый ответ» год спустя» . KeyMilitary.com .
- ↑ Дар, Ю. (4 апреля 2021 г.). Мощные самолеты с одной слабостью: пакистанский пилот JF-17 вспоминает столкновение с индийскими Су-30МКИ. Последние новости Азии, Ближнего Востока, Евразии, Индии. Получено 1 августа 2022 г. с https://eurasiantimes.com/powerful-jets-with-one-weakness-pakistani-jf-17-pilot-recalls-clash-with-indian-su-30mkis/ .
- ^ Лалвани, Самир; Талло, Эмили. «Анализ | Сбила ли Индия в феврале пакистанский F-16? Это стало большим событием» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 г. Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «В День ВВС Индия запускает Су-30МКИ, который, по утверждению Пака, сбил» . «Минута новостей» . 08.10.2019 . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ «Истребитель Сухого, сбитый Пакистаном, появился на пролете в честь Дня ВВС Индии» . Новости18 . 08.10.2019 . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ «Самолет-истребитель Су-37» . 9 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Ф. М. Катлак (1941). «Австралийский летный корпус на Западном и Восточном театрах военных действий, 1914–1918» . Официальная история Австралии в войне 1914–1918 годов (11-е изд.). Канберра: Австралийский военный мемориал. Архивировано из оригинала 9 октября 2012 г.
- Хобсон, Крис. Потери в воздухе Вьетнама: потери самолетов ВВС, ВМС и морской пехоты США в Юго-Восточной Азии в 1961–1973 гг . 2001, Издательство Мидленд. ISBN 1-85780-1156 .
- Маккарти, Дональд Дж. Убийцы МиГов: хронология воздушных побед США во Вьетнаме 1965–1973 гг . 2009, Специализированная пресса. ISBN 978-1-58007-136-9 .
- Мишель, Маршалл Л. III. Столкновения: воздушные бои над Северным Вьетнамом, 1965–1973 гг . 1997, Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-519-6 .
- Шоу, Роберт Л. (1985). Истребительный бой: тактика и маневрирование . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-059-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с воздушным боем, на Викискладе?