Convair F-102 Дельта Кинжал
F-102 Дельта Кинжал | |
---|---|
![]() | |
Прототип YF-102 | |
Роль | Самолет-перехватчик |
Производитель | Конвэйр |
Первый полет | 24 октября 1953 г. |
Введение | апрель 1956 г. |
Ушедший на пенсию | 1979 [ № 1 ] |
Основные пользователи | ВВС США Греческие ВВС Турецкие ВВС |
Количество построенных | 1,000 |
Разработано на основе | Конвэйр XF-92 |
Развитый в | Convair F-106 Дельта Дарт |
Convair F-102 Delta Dagger [ Н 2 ] — самолет-перехватчик, разработанный и выпускавшийся американской авиастроительной компанией Convair . входящий в серию Century Series F-102, , был первым действующим сверхзвуковым перехватчиком и истребителем с треугольным крылом , эксплуатируемым ВВС США (USAF).
F-102 был разработан в ответ на требование, известное как Ultimate Interceptor 1954 года , произведенное официальными лицами ВВС США в конце 1940-х годов. Его основная цель заключалась в том, чтобы быть основой американской противовоздушной обороны и перехватывать приближающиеся советские стратегические бомбардировщики (в первую очередь Ту-95 ) во время холодной войны . Самолет был спроектирован вместе со сложной системой управления огнем (СУО); однако из-за трудностей разработки пришлось принять упрощенную единицу. Он использовал внутренний оружейный отсек для перевозки как управляемых ракет, так и ракет. 23 октября 1953 года прототип YF-102 совершил свой первый полет ; однако всего девять дней спустя он был разрушен в результате аварии. Второй прототип позволил возобновить летные испытания через три месяца, но результаты оказались неутешительными: изначально спроектированный самолет не мог достичь Маха в 1 сверхзвуковой скорости полета .
Чтобы улучшить его характеристики перед началом серийного производства, F-102 был модернизирован, его фюзеляж был изменен в соответствии с правилом площади , а также было принято более тонкое и широкое крыло. Летные испытания продемонстрировали достаточные улучшения характеристик, чтобы убедить ВВС США разрешить его производство; новый производственный контракт был подписан в марте 1954 года. После поступления на вооружение ВВС США в 1956 году F-102 быстро заменил различные типы дозвуковых истребителей, такие как Northrop F-89 «Скорпион» , в роли перехватчика. Была предложена тактическая штурмовая модель F -102C , оснащенная рядом усовершенствований, в том числе более мощным двигателем и пушкой Гатлинга, но в конечном итоге не реализована. Всего было построено 1000 F-102 как для ВВС США, так и для нескольких экспортных заказчиков, включая ВВС Греции и ВВС Турции .
К 1960-м годам F-102 ВВС США в ограниченной степени участвовали во Вьетнамской войне в качестве эскорта бомбардировщиков и даже в качестве штурмовиков . Самолет был дополнен McDonnell F-101 Voodoos , а позднее — McDonnell Douglas F-4 Phantom II . Со временем многие F-102 были оснащены инфракрасными системами поиска/слежения , приемниками радиолокационных предупреждений , транспондерами, резервными искусственными горизонтами и модифицированными системами управления огнем. В середине-конце 1960-х годов многие F-102 ВВС США были переданы из действующей ВВС в ВВС Национальной гвардии и, за исключением этих экземпляров, преобразованы в беспилотные дроны QF-102 Full Scale Aerial Target (FSAT). Этот тип был полностью выведен из эксплуатации в 1976 году. Его основным преемником в роли перехватчика стал Convair F-106 Delta Dart , способный развивать скорость 2 Маха. который представлял собой обширную модернизацию F-102.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
8 октября 1948 года совет старших офицеров ВВС США (ВВС США) рекомендовал службе организовать конкурс на новый перехватчик, который должен поступить на вооружение в 1954 году; Таким образом, совершенно новый дизайн первоначально будет называться «Ultimate Interceptor 1954 года». [ 2 ] Четыре месяца спустя, 4 февраля 1949 года, ВВС США одобрили эту рекомендацию и подготовились к проведению соответствующих соревнований в следующем году. [ 3 ] В ноябре 1949 года ВВС США решили, что новый самолет будет построен на основе системы управления огнем (СУО). FCS должна была быть разработана до планера, чтобы обеспечить совместимость. [ 4 ] [ 5 ] Планер и СУО вместе назывались системой вооружения.
ВВС США В январе 1950 года командование авиационных средств направило запрос предложений (RFP) 50 компаниям на FCS, из которых 18 ответили. К маю список был сокращен до 10. Тем временем совет Министерства обороны США, возглавляемый генерал-майором Гордоном П. Сэвиллом , рассмотрел предложения и передал некоторые из них Комитету Джорджа Э. Вэлли по инженерной обороне под руководством . Следуя рекомендациям комитета совету директоров Saville, предложения были сокращены до двух конкурентов: Hughes Aircraft и North American Aviation . Хотя комитет Вэлли считал, что лучше всего заключить контракт с обеими компаниями, 2 октября 1950 года Сэвилл и его команда выбрали Хьюза. [ 6 ] [ 7 ]
В июне 1950 года было официально оформлено требование на планер; В январе 1951 года шесть производителей самолетов представили девять ответов. [ 7 ] 2 июля 1954 года трем ответившим компаниям, Convair, Republic и Lockheed , было разрешено приступить к созданию макета. По завершении три проекта будут рассмотрены на конкурсной основе, лучший из которых приведет к заключению единого производственного контракта под названием Project MX-1554 . До этого требования Convair провела значительные ранние исследования самолетов с треугольным крылом и экспериментировала с различными конструкциями, две из которых имели название P-92 . [ 8 ] Для того времени представленная конструкция Convair была относительно неортодоксальной не только с точки зрения конфигурации треугольного крыла, но и с точки зрения решения разместить все боеприпасы внутри внутреннего оружейного отсека для уменьшения лобового сопротивления ; Несмотря на это, проект Republic был еще более радикальным, предлагая использовать прямоточный воздушно-реактивный двигатель для достижения скорости, превышающей 3 Маха. [ 7 ]
Выбор
[ редактировать ]В конечном итоге конструкция Convair стала фаворитом этого требования, получившего официальное обозначение XF-102 . Lockheed решила отказаться от участия, чтобы сосредоточиться на других возможностях, в то время как конструкция Republic была сочтена сопряженной со слишком большим техническим риском, чтобы уложиться в срок ввода в эксплуатацию в 1954 году, поэтому была дисквалифицирована, что сделало Convair фактическим победителем. [ 6 ] [ 9 ] Разработка трех различных конструкций была сочтена слишком дорогостоящей, поэтому в ноябре 1951 года только Convair было разрешено сделать это. [ 10 ] С самого начала официальные лица ВВС США решили использовать план Кука-Крейги для производства самолетов; Согласно этой концепции, производственное оборудование и оборудование будут созданы, а небольшая предсерийная партия самолетов будет завершена, цель состоит в том, чтобы устранить необходимость в длительной программе создания прототипов, вместо этого внося любые необходимые изменения в производственную линию. Однако, если потребуются существенные модификации, потребуется и переоснащение. [ 11 ] В декабре 1951 года для ускорения разработки самолета было предложено оснастить опытные и предсерийные самолеты менее мощным Westinghouse J40 турбореактивным двигателем . [ 12 ]
В начале 1953 года, когда строительство первого самолета достигло продвинутой стадии, стало ясно, что существуют серьезные проблемы при проектировании, включая испытания в аэродинамической трубе , которые показали, что ранние прогнозы характеристик были чрезмерно оптимистичными. [ 13 ] Кроме того, имели место длительные задержки как с двигателем Curtiss-Wright J67 , лицензированной модификацией двигателя Bristol-Siddeley Olympus , который все еще находился в разработке, так и с двигателем Curtiss-Wright J67. [ 14 ] и СУО МА-1 (ранее MX-1179 ); [ 15 ] Чтобы решить эту проблему, лица, принимающие решения, решили заказать в производство промежуточный самолет с J40 и более простой FCS (первоначально называвшийся E-9 ) как F-102A . [ 16 ] Неудача J40 привела к созданию турбореактивного двигателя Pratt & Whitney J57 с форсажной камерой и тягой 10 000 фунтов силы (44 кН). [ 17 ] заменяет прототипы и F-102A. [ 18 ] [ 19 ] Этот самолет должен был стать временным до разработки более совершенного F-102B, в котором будет использоваться более совершенный J67. Позже F-102B превратился в F-106A, получивший название «Абсолютный перехватчик». [ 17 ] [ 16 ]
23 октября 1953 года прототип YF-102 совершил свой первый полет с базы ВВС Эдвардс , пилотируемый главным летчиком-испытателем Convair Ричардом Л. Джонсоном. [ 20 ] Его летная карьера была очень короткой, поскольку всего девять дней спустя он погиб в результате несчастного случая во время неудачной попытки достичь скорости 1 Маха. Авария, вызванная сильным ударом, серьезно ранила Джонсона. [ 21 ] Второй самолет поднялся в воздух 11 января 1954 года, подтвердив удручающие результаты. Трансзвуковое сопротивление оказалось намного выше, чем ожидалось, и скорость самолета была ограничена 0,98 Маха (т.е. дозвуковой) с потолком 48 000 футов (14 630 м), что намного ниже требований. [ 22 ]
Большой редизайн
[ редактировать ]
В середине 1953 года Convair пришла к выводу, что ей необходимо принять меры по устранению недостатков F-102, чтобы предотвратить его отмену, и сразу же приступила к серьезной модернизации. [ 20 ] Было решено включить недавно открытое правило площади , применение которого одновременно упростило как производство, так и обслуживание самолета. [ 23 ] Эта модернизация повлекла за собой удлинение фюзеляжа на 11 футов (3,35 м), «сжатие» в средней части (получившее название « конфигурация бутылки из-под кока-колы »), с двумя большими обтекателями по обе стороны от сопла двигателя, с измененными воздухозаборниками и воздухозаборниками. новый, более узкий навес. Была установлена более мощная модель J57, а также была облегчена конструкция самолета. [ 24 ] [ 25 ]
Параллельно с этими усилиями была изменена конструкция крыла, сделав его тоньше и шире. Передняя кромка была перепрофилирована с коническим скосом с вершиной у основания, чтобы улучшить управляемость на малых скоростях. Поскольку спад оставался в пределах ударного конуса передней кромки, рост сопротивления на сверхзвуковых скоростях был минимальным. Тогда же был добавлен второй внутренний забор. [ 26 ] [ 27 ] Также был принят новый фонарь, а хвостовое оперение было немного смещено назад. Уровень изменений, которые можно было реализовать, был ограничен тем, что редизайн произошел на такой продвинутой стадии разработки. [ 28 ] Тем не менее, общие внесенные изменения были настолько существенными, что две трети из примерно 30 000 инструментов, созданных для производства YF-102, были списаны или модифицированы еще до того, как началось серийное производство. [ 21 ]
20 декабря 1954 года первый доработанный самолет, получивший обозначение YF-102A , совершил свой первый полет всего через 118 дней после начала работ по модернизации. [ 28 ] На следующий день она впервые превысила 1 Мах. [ 25 ] [ 29 ] Пересмотренная конструкция быстро продемонстрировала, что он может развивать скорость 1,22 Маха и потолок 53 000 футов (16 154 м). Этих улучшений характеристик было достаточно, чтобы ВВС США согласились закупить F-102; соответственно, в марте 1954 года был подписан новый производственный контракт. [ 30 ] 24 июня 1955 года состоялся первый полет серийного F-102. [ 31 ] Начиная с 26-го серийного самолета, было установлено более высокое вертикальное оперение с площадью поверхности на 40 процентов большей, чтобы противодействовать флаттеру и отсутствию управления по направлению на высоких скоростях; существующие самолеты также были модернизированы с учетом этого изменения. [ 32 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]
Серийный F-102A имел систему Hughes MC-3 FCS, которая позже была модернизирована до MG-10; он использовался для определения местоположения целей противника, управления курсами перехвата и управления размещением вооружения. [ 33 ] F-102 был первым истребителем ВВС США, спроектированным без пушки, вместо этого в качестве основного вооружения использовались ракеты. [ 32 ] Он имел трехсекционный внутренний отсек вооружения под фюзеляжем для ракет класса «воздух-воздух» . Первоначальное вооружение состояло из трех пар ракет GAR-1/2/3/4 ( позже переименованных в AIM-4 ) Falcon, которые включали как варианты инфракрасного самонаведения , так и варианты полуактивного радиолокационного самонаведения . В дверях двух передних отсеков были установлены трубы для 12 воздушных ракет со складным плавником (всего 24 «FFAR», причем сначала были установлены 2 дюйма (5,1 см), а затем их заменили 2,75 дюйма (70 мм). [ 34 ] Позже F-102 был модернизирован, чтобы позволить нести до двух ракет GAR-11/AIM-26 Nuclear Falcon в центральном отсеке. [ 35 ] Больший размер этого оружия потребовал изменения конструкции дверей центрального отсека без ракетных труб. Рассматривались планы по приспособлению ядерной ракеты MB-1 Genie к этой конструкции, но, хотя Genie был испытан с YF-102A в мае 1956 года, он так и не был принят на вооружение. [ 36 ] [ 37 ]

За время эксплуатации F-102 претерпел несколько серьезных модификаций, при этом большинство планеров было оснащено инфракрасными системами поиска и слежения, приемниками радиолокационных предупреждений , транспондерами, резервными искусственными горизонтами и усовершенствованиями системы управления огнем . [ 38 ] [ 39 ] Предлагаемая версия с непосредственной опорой (так и не построенная) должна была включать внутреннюю пушку Гатлинга и две дополнительные точки подвески для бомб в дополнение к двум подкрыльевым пилонам, которыми были оснащены все серийные F-102 для подвесных баков (использование которых уменьшало площадь корабля). дозвуковой производительности [ 40 ] ). Чтобы облегчить эту проблему, были установлены внутренние топливные баки большего размера и зонд для дозаправки в воздухе . [ 38 ]
В ответ на запрос ВВС США на специализированный двухместный учебно-тренировочный самолет компания Convair в апреле 1952 года начала разработку TF-102A. [ 41 ] Конструкция сидений рядом друг с другом, популяризированная в 1950-х годах (и использовавшаяся, среди прочего, в американской Cessna T-37 , британской Hawker Hunter T.7 и английской Electric Lightning T.4, среди прочих), потребовала бы перепроектирования кабины и нос почти такой же ширины, как у коммерческого авиалайнера Convair 340. Разработка была приостановлена, несмотря на разрешение 16 апреля 1953 года, до тех пор, пока проблемы с моделью истребителя не были решены в достаточной степени; первый твердый заказ на TF-102A был выдан в июле 1954 года, а первый полет состоялся 8 ноября 1955 года. [ 42 ] Новый нос привел к появлению тряски, источник которой был связан с выпуклым куполом. В верхней части купола были добавлены вихревые генераторы, чтобы предотвратить удар, который начался примерно на скорости 0,72 Маха. [ 43 ] [ 44 ] Впускные каналы были переработаны, а впускные отверстия были переставлены. Несмотря на множество изменений, самолет был боеспособен, хотя этот вариант был предсказуемо медленнее, достигая лишь дозвуковых скоростей в горизонтальном полете. [ 45 ] Всего было изготовлено 111 TF-102A. [ 46 ]
Многочисленные конструктивные и технические ограничения F-102 привели к появлению предложенного преемника, первоначально известного как F-102B «Ultimate Interceptor». Усовершенствованная конструкция, в которой предложенный реактивный двигатель Curtiss-Wright J67 в конечном итоге был заменен на Pratt & Whitney J75 , претерпела столько аэродинамических изменений (включая воздухозаборники с изменяемой геометрией), что, по сути, стала совершенно новым самолетом и, следовательно, была переименована и произведена. как F-106 Delta Dart. Convair также будет использовать конструкцию треугольного крыла в бомбардировщике Convair B-58 Hustler класса Маха 2 .
Операционная история
[ редактировать ]Введение в сервис
[ редактировать ]В июне 1956 года началось оперативное использование F-102A, первым подразделением, оснащенным этим типом, стала 327-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , которая первоначально базировалась на базе ВВС Джордж . [ 36 ] [ 47 ] В июне 1958 года 327-я дивизия была передислоцирована на авиабазу Туле в Гренландии , самую северную базу ВВС США, что позволяло перехватывать советские самолеты на большем расстоянии от континентальной части США. [ 48 ] Другие зарубежные подразделения, такие как ВВС США в Европе (USAFE) и 57-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , базирующаяся в Кефлавике , Исландия , аналогичным образом приняли бы этот тип и как таковые использовали F-102 в роли перехватчика вплоть до начале 1970-х годов, пока он не был вытеснен появлением новых истребителей. [ 49 ] Типичные перехваты включали советские разведывательные полеты на большие расстояния и патрулирование бомбардировщиков над Атлантическим океаном, а также различные самолеты, летевшие на Кубу и обратно . [ 50 ]
Официальное название F-102 «Дельта Кинжал» никогда не использовалось в просторечии, а самолет был широко известен как «Двойка». [ 31 ] TF-102 был известен как «Ванна» из-за его более широкого фюзеляжа, позволяющего разместить сдвоенные сиденья, расположенные рядом. [ 51 ]
За десятилетия нахождения F-102A на вооружении было использовано несколько новых конструкций крыльев для экспериментов с применением увеличенного конического развала крыльев. В конечном итоге была выбрана конструкция, которая фактически увеличила площадь элевонов, снизила скорость взлета, улучшила сверхзвуковое соотношение длины и диаметра и увеличила потолок самолета до 56 000 футов (17 069 м). В связи с изменением конструкции крыла потребовалась модификация створок шасси.
К 1960 году Командование ПВО (ADC) имело на вооружении F-102 Delta Daggers. На протяжении 1960-х годов значительное количество самолетов TF-102 и F-102 ADC размещалось на авиабазе Перрин , штат Техас, с целью обучения новых пилотов F-102. Они также провели обучение на платформе по летным характеристикам самолетов с треугольным крылом для пилотов, которым предстояло управлять бомбардировщиком B-58 Hustler для Стратегического авиационного командования (SAC).
Этот тип продолжал служить в больших количествах как в подразделениях ВВС, так и в ВВС Национальной гвардии вплоть до 1970-х годов. Джордж Буш , впоследствии президент Соединенных Штатов , летал на F-102 в 147-й группе истребителей-перехватчиков, базирующейся на авиабазе Эллингтон в Хьюстоне, штат Техас, в составе своей Воздушной национальной гвардии Техаса с 1968 по 1972 год. службы [ 52 ]
Служба войны во Вьетнаме
[ редактировать ]F-102 участвовал в войне во Вьетнаме, патрулируя истребители и сопровождая бомбардировщики. Всего во Вьетнаме было потеряно 14 самолетов: один в воздушном бою, [ 53 ] несколько из них - из-за пожара, а остальные - из-за несчастных случаев.
Первоначально отряды F-102 начали отправлять на базы в Юго-Восточной Азии в 1962 году после того, как радиолокационные контакты, обнаруженные наземными радарами, считались, возможно, Народных ВВС Северного Вьетнама (VPAF) бомбардировщиками Ил-28 «Бигль» Вьетнама , считавшимися реальная угроза в тот период времени. F-102 были отправлены в Таиланд и другие близлежащие страны для перехвата этих самолетов, если они будут угрожать Южному Вьетнаму. [ 54 ]

Позже Boeing B-52 Stratofortress удары под кодовым названием «Arc Light» сопровождались базирующимися на театре военных действий F-102. Именно во время одного из таких вылетов F-102 был сбит МиГ-21 ВПАФ Микояна-Гуревича ракетой с АА-2 «Атолл» тепловым наведением . МиГи приблизились незамеченными, а один из F-102 был сбит ракетой класса «воздух-воздух», которая не взорвалась сразу, а осталась застрявшей в кормовой части самолета, что вызвало проблемы с устойчивостью. Когда пилот сообщил о проблеме своему ведомому, тот увидел, как поврежденный Delta Dagger взорвался в воздухе, убив пилота. [ 55 ] Это была единственная потеря F-102 в воздухе во время войны во Вьетнаме. Другой пилот F-102 выпустил ракеты AIM-4 по улетающим МиГ-21, но попадания не зафиксировано.
F-102 время от времени использовался в операциях воздух-земля с ограниченным успехом, хотя ни самолет, ни подготовка его пилотов не были предназначены для этой роли. 509- я эскадрилья истребителей-перехватчиков (FIS) Deuces прибыла на авиабазу Дананг с авиабазы Кларк , Филиппины, 4 августа 1964 года. [ 56 ] Перехватчик был оснащен 24 FFAR диаметром 2,75 дюйма (70 мм) в дверях отсека фюзеляжа; их можно было бы эффективно использовать против различных типов целей Северного Вьетнама при дневном свете. Ночью оказалось менее опасно использовать ракеты Falcon с тепловым наведением в сочетании с установленной в носовой части IRST (инфракрасный поиск и отслеживание) F-102, поэтому он часто совершал ночные преследующие рейды вдоль тропы Хо Ши Мина . [ 57 ] Некоторые F-102A были сконфигурированы для размещения одного AIM-26 Super Falcon в каждом боковом отсеке вместо двух обычных AIM-4 Falcon. Операции с двухместными самолетами F-102A и TF-102A (которые использовались в качестве передового управления воздушным движением, поскольку два сиденья и 70-мм ракеты 2,75 дюйма обеспечивали хорошую универсальность для выполнения миссии) продолжались во Вьетнаме до 1968 года, когда все F-102A и TF-102A использовались в качестве передового авиадиспетчера. -102 были возвращены в США.
Дата | Модель Ф-102 | Единица | Причина утраты/примечания |
---|---|---|---|
27 ноября 1964 г. | Ф-102А | 509-я ФИС | Неисправность двигателя. [ 58 ] |
1 июля 1965 г. | Ф-102А | 509-я ФИС | (3) F-102A, уничтоженный на земле сапёрами противника на авиабазе Дананг . [ 59 ] |
15 декабря 1965 г. | Ф-102А | 509-я ФИС | Сбит огнем с земли при обеспечении непосредственной поддержки с воздуха (CAS). [ 60 ] |
19 августа 1966 г. | Ф-102А | 509-я ФИС | Эксплуатационная потеря, разбился при ночной посадке. [ 61 ] |
14 декабря 1966 г. | Ф-102А | 64-я ФИС | Сбит огнем из стрелкового оружия через 60 секунд после взлета. [ 62 ] |
15 января 1967 г. | ТФ-102А | 509-я ФИС | Оперативная потеря, переправочная миссия. [ 63 ] |
2 апреля 1967 г. | Ф-102А | 509-я ФИС | Эксплуатационные потери, отказ двигателя. Также служил в 16-й и 64-й FIS. [ 64 ] |
12 мая 1967 г. | Ф-102А | 509-я ФИС | Уничтожен во время наземной атаки противника; Минометный обстрел авиабазы Бьен Хоа . [ 65 ] |
3 февраля 1968 г. | Ф-102А | 509-я ФИС | Сбит МиГ-21 К-13 (ракета) на высоте 36 000 футов (11 000 м). [ 66 ] |
16 июля 1968 г. | Ф-102А | 509-я ФИС | Эксплуатационные потери, отказ двигателя. [ 67 ] |
16 сентября 1968 г. | Ф-102А | 509-я ФИС | Эксплуатационная потеря, столкновение с землей после приземления RF-4 Phantom II . [ 68 ] |
7 января 1969 г. | Ф-102А | 509-я ФИС | Эксплуатационные потери, отказ двигателя. [ 69 ] |

Позднее использование
[ редактировать ]В 1973 году шесть самолетов были переоборудованы в дроны-мишени как QF-102A, а затем и PQM-102B (имитирующие самолет-угрозу МиГ-21) в рамках проекта полномасштабной воздушной цели (FSAT), известного как Pave Deuce . [ 70 ] [ 71 ] армии США В конце концов, в рамках программы были переоборудованы сотни F-102 для использования в качестве дронов-мишеней для новых истребителей, а также для испытаний ракетной системы «Патриот» . [ 72 ]
F-102 и TF-102 экспортировались за границу как в Турцию, так и в Грецию. Турецкие F-102 участвовали в боевых вылетах во время турецкого вторжения на Кипр в 1974 году . Поступали сообщения о воздушном бою между греческими F-5 и турецкими F-102 над Эгейским морем во время турецкого вторжения. Редактор греческого интернет-сайта Деметриус Стергиу утверждает, что греческие F-5 сбили два турецких F-102, в то время как турецкая сторона утверждает, что их F-102 сбили два греческих F-5; [ 73 ] однако и Греция, и Турция по-прежнему официально отрицают какие-либо потери самолетов. F-102 окончательно был снят с вооружения обоих этих ВВС в 1979 году.
В 1976 году F-102 был выведен из эксплуатации в США, а последний беспилотник QF-102A/PQM-102B был израсходован в 1986 году. По состоянию на 2023 год ни один F-102 не остался в летном состоянии, хотя многие из них можно увидеть в музеях или в качестве постоянных статических дисплеев в качестве охранников ворот на объектах ВВС и Национальной гвардии.
Варианты
[ редактировать ]- ЯФ-102
- Прототипы. Фюзеляж без регулирования площади. Оснащен двигателем J57-P-11 мощностью 14 500 фунтов силы (64,5 кН), построено два.
- ЯФ-102А
- Прототипы с территориальным управлением. Приведен в действие двигателем J57-P-23 с усилием 16 000 фунтов силы (71,2 кН). Четыре переоборудованы из предсерийных самолетов.
- Ф-102А
- Производственная модель. Первые восемь предсерийных самолетов построены с фюзеляжем с нераспределенной площадью. Остальная часть построена (879) с разделенным по площади фюзеляжем.
- ТФ-102А
- Двухместный учебный вариант, построено 111 экземпляров.
- Ф-102Б
- Первоначальное обозначение F-106A .
- Ф-102С
- Предлагаемая тактическая штурмовая версия с двигателем J57-P-47. Два переоборудованных As, как инженерные испытательные стенды YF-102C. [ 74 ]
- QF-102А
- Дроны-мишени, переделанные из F-102A. Шесть построено. [ 75 ]
- ПКМ-102А
- Беспилотные дроны-мишени. 65 конвертировано. [ 75 ]
- ПКМ-102Б
- Переработанная конверсия дрона-мишени, которым можно управлять дистанционно или пилотом из кабины. 146 конвертировано. [ 75 ]
Операторы
[ редактировать ]В 1969 году Греция приобрела 24 таких самолета для использования 342-й всепогодной эскадрильей на авиабазе Танагра . Из них 19 одноместных F-102А, пять двухместных TF-102А. Они служили в ВВС Греции до 1977 года, когда F-102 были заменены истребителями Mirage F1CG . [ 77 ]
Начиная с 1968 года около 50 F-102A и TF-102A были переданы Турции со складов ВВС США. Перед отправкой в Турцию они прошли капитальный ремонт в компании CASA в Севилье. Первоначально они были приписаны к 191-й эскадрилье Filo, базирующейся в Муртеде, заменив F-84F Thunderstreaks, ранее приписанные к этому подразделению. В начале 1973 года это подразделение было переименовано в 142-е Filo. В 1971 году F-102 также были переданы в состав 182-го Filo, базирующегося в Диярбакыре, заменив F-84F, ранее использовавшиеся этим подразделением. F-102 оставались на вооружении этих двух эскадрилий до середины 1979 года, когда их заменили F-104G в 142-м Фило и F-100C в 182-м Фило. [ нужна ссылка ]
Соединенные Штаты
- Командование ПВО / Командование воздушно-космической обороны
- 2-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза округа Саффолк (1956–1959)
- 5-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза округа Саффолк (1956–1960)
- 11-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Дулут (1956–1960)
- 18-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Вуртсмит (1957–1960)
- 27-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Гриффисс (1957–1959)
- 31-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Вуртсмит (1956–1957); переведен в авиационное командование Аляски
- 37-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Итан Аллен (1957–1960)
- 47-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Ниагара-Фолс (1958–1960)
- 48-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Лэнгли (1957–1960)
- 57-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - военно-морская база Кефлавик (1962–1973)
- 59-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Гуз-Бэй (1960–1966)
- 61-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Труакс Филд (1957–1960)
- 64-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Маккорд (1957–1960), Пейн Филд (1960–1966)
- 71-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Селфридж (1958–1960)
- 76-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Вестовер (1961–1963)
- 82-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Трэвис (1957–1966)
- 86-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Янгстаун (1957–1960)
- 87-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Локборн (1958–1960)
- 95-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Эндрюс (1958–1959)
- 317-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Маккорд (1957–1958)
- 318-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Маккорд (1957–1960)
- 323-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Труакс Филд (1956–1957), авиабаза Хармон (1957–1960)
- 325-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Труакс Филд (1957–1966)
- 326-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Ричардс-Гебаур (1957–1967)
- 327-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Джордж (1956–1958), авиабаза Туле (1958–1960)
- 329-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Джордж (1958–1960)
- 331-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Уэбб (1960–1963)
- 332-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Макгуайр (1957–1959), авиабаза Англии (1959–1960), авиабаза Туле (1960–1965)
- 438-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Кинчело (1957–1960)
- 456-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Касл (1958–1960)
- 460-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Портленд (1958–1966)
- 482-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Сеймур Джонсон (1956–1965)
- 498-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Гейгер Филд (1957–1959)
- Аляскинское воздушное командование
- 31-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Эльмендорф (1957–1958)
- 317-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Эльмендорф (1958–1970)
- ВВС США в Европе
- 32-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Soesterberg AB (1960–1969)
- 431-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Сарагоса (1960–1964)
- 496-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Хан АБ (1960–1970)
- 497-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Торрехон AB (1960–1963)
- 525-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Битбург, AB (1959–1969)
- 526-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Рамштайн AB (1960–1970)
- Тихоокеанские ВВС
- 4-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Мисава AB (1957–1965)
- 16-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - авиабаза Наха (1959–1965)
- 40-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Йокота AB (1957–1965)
- 64-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Кларк AB (1966–1969)
- 68-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Итазуке AB (1957–1965)
- 82-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Наха АБ (1966–1971)
- 509-я эскадрилья истребителей-перехватчиков - Кларк AB (1959–1970)
- Воздушная Национальная гвардия
- 102-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , Нью-Йорк, Англия - округ Саффолк, ANGB (1972–1975)
- 111-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , Техас, Англия - Эллингтон Филд (1960–1975)
- 116-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , WA ANG - Гейгер Филд (1965–1969)
- 118-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , CT ANG - Брэдли ANGB (1966–1971)
- 122-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , Лос-Анджелес – ВМС Нового Орлеана (1960–1971)
- 123-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , OR ANG - Портленд ANGB (1966–1971)
- 132-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , ME ANG - Bangor ANGB (1969–1970)
- 134-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , VT ANG - Берлингтон ANGB (1965–1975)
- 146-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , Пенсильвания, АН – Питтсбург, АП (1961–1975)
- 151-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , TN ANG - МакГи-Тайсон ANGB (1963–1964)
- 152-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , AZ ANG - Tucson ANGB (1966–1969)
- 157-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , SC ANG - MacEntire ANGB (1963–1975)
- 159-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , Флорида - Имесон Филд (1960–1968), Джексонвилл, Англия, 1968–1974
- 175-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , SD ANG - база ВВС Су-Фолс (1960–1970)
- 176-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , Висконсин - Труакс Филд (1966–1974)
- 178-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , ND ANG - Гектор Филд (1966–1969)
- 179-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , MN ANG - Дулут ANGB (1966–1971)
- 182-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , Техас, Англия - авиабаза Келли (1960–1969)
- 186-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , MT ANG - Грейт-Фолс ANGB (1966–1972)
- 190-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , ID ANG - Гоуэн Филд (1964–1975)
- 194-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , CA ANG - Фресно ANGB (1964–1974)
- 196-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , CA ANG - IAP Онтарио (1965–1975)
- 199-я эскадрилья истребителей-перехватчиков , HI ANG - авиабаза Хикэм (1960–1977)
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства
Самолет на выставке
[ редактировать ]
Канада
[ редактировать ]- Ф-102А
- 56-1266 – Стивенвилл, Ньюфаундленд . Этот самолет ранее входил в состав 59-й эскадрильи истребителей-перехватчиков США , Гуз-Бэй (Счастливая долина), Лабрадор . [ 80 ]
Германия
[ редактировать ]- Ф-102А
- 56-1125 — Питерская юниорская летающая выставка .
Греция
[ редактировать ]- Ф-102А
- 56-1106 — авиабаза Танагра . [ 81 ]
- 56-1232 — Авиабаза Ларисса . [ 82 ]
- ТФ-102А
- 56-2355 – Музей ВВС Греции , Татои [ 83 ]
- 55-4035 — Музей ВВС Греции , Татои . [ 84 ]
Нидерланды
[ редактировать ]- Ф-102А
- 56-1052 — Экспонируется в Национальном военном музее , Зёстерберг . Бывший греческий самолет, окрашенный как 56-1032, 32-й FIS USAF. [ 85 ]
Турция
[ редактировать ]

- Ф-102А
- 55-3386 — Стамбульский музей авиации . [ 86 ]
- ТФ-102А
- 56-2368 — Стамбульский музей авиации . [ 87 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- ЯФ-102А
- 53-1787 – Воздушный парк в Военном музее казарм Джексона , Новый Орлеан, Луизиана. [ 88 ]
- 53-1788 – Музей авиации Каролины , Шарлотта, Северная Каролина . [ 89 ]
- ТФ-102А
- 54-1351 — Музей военной авиации Селфриджа , Селфридж ANGB , Маунт Клеменс, Мичиган . [ 90 ]
- 54-1353 – Century Circle на базе ВВС Эдвардс , недалеко от Розамонда, Калифорния. [ 91 ]
- 54-1366 — Музей авиации и космонавтики Пима , примыкающий к авиабазе Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [ 92 ]
- 56-2317 — Музей авиации Гриссома , авиабаза резерва Гриссом (бывшая авиабаза Гриссом ), Перу, Индиана . [ 93 ]
- 56-2337 — Музей авиации Форт-Уэрта , Форт-Уэрт, Техас . [ 94 ]
- 56-2346 – Военный музей Национальной гвардии Пенсильвании, штаб Национальной гвардии Пенсильвании , Форт Индиантаун Гэп, Пенсильвания . (Самолет был приписан к Национальной гвардии Пенсильвании , в 112-й группе истребителей-перехватчиков , международный аэропорт Питтсбург , Кораополис, Пенсильвания, с 1960 по 1974 год и передан в аренду Национальному музею ВВС США). [ 95 ]
- 56-2352 — Южный музей авиации , Бирмингем, Алабама . [ 96 ]
- 56-2353 — Мемориальная библиотека и музей Национальной гвардии штата Висконсин, Волк Филд , Кэмп Дуглас, Висконсин . [ 97 ]
- 56-2364 — Музей авиации замка , Этуотер, Калифорния . [ 98 ]
- Ф-102А
- 53-1801 — Воздушная станция Национальной гвардии Джо Фосс Филд ( региональный аэропорт Су-Фолс ) — 114-й истребительный авиаполк , Су-Фолс, Южная Дакота . [ 99 ]
- 53-1804 — Авиационная база Национальной гвардии Фресно — 144-й истребительный авиаполк , Фресно, Калифорния . [ 100 ]
- 53-1816 – Военно-исторический музей Бойсе, штат Айдахо, Бойсе, Айдахо . [ 101 ]

- 54-1405 – Стратегический музей авиации и космонавтики , Эшленд, Небраска. [ 102 ]
- 54-1373 — авиабаза Хикэм , Гонолулу, Гавайи . [ 103 ]
- 55-3366 — Тихоокеанский музей авиации , остров Форд , Гонолулу, Гавайи . [ 104 ]
- 56-0984 — Музей «Крылья над Скалистыми горами» , (бывшая авиабаза Лоури ) , Денвер, Колорадо . [ 105 ]
- 56-0985 – Авиационная база национальной гвардии Макинтайр , Южная Каролина. [ 106 ]

- 56-0986 – Музей авиации MAPS , региональный аэропорт Акрон-Кантон , Огайо . [ 107 ]
- 56-1017 — Музей авиации и космонавтики Южной Дакоты , авиабаза Эллсворт , Рапид-Сити, Южная Дакота . [ 108 ]
- 56–1053, (окрашен как 56–1274), — Парк наследия Аляски, авиабаза Эльмендорф , Аляска . [ 109 ]
- 56-1105 — Парк Лайонс в Грейт-Фолс, Монтана . [ 110 ]
- 56-1109 — авиабаза Петерсон , Колорадо-Спрингс, Колорадо . [ 111 ]
- 56-1114 — Музей авиации Марч-Филд , Марч-АРБ (бывшая авиабаза Марч ), Риверсайд, Калифорния . [ 112 ]
- 56-1115 — авиабаза Фэйрчайлд , Спокан, Вашингтон . [ 113 ]
- 56-1134 – Аризона ANGB, Тусон, Аризона . [ 114 ]
- 56-1140 — Аэрокосмический музей Калифорнии , бывшая авиабаза Макклеллан , Сакраменто, Калифорния . [ 115 ]
- 56-1151 — Музей авиации , авиабаза Робинс , Уорнер Робинс, Джорджия . [ 116 ]
- 56-1219 — Музей аэронауки Эмпайр-Стейт , аэропорт округа Скенектади , Нью-Йорк . [ 117 ]
- 56-1252 — Объединенная резервная база Эллингтон-Филд , Хьюстон, Техас . Будущий президент Соединенных Штатов Джордж Буш летал на этой модели в составе 147-й группы истребителей-перехватчиков 111-й эскадрильи истребителей-перехватчиков Национальной гвардии Техаса в начале 1970-х годов. Он установлен на опоре, выходящей из горелки. Его имя на куполе. [ 118 ]
- 56-1264 – Коннектикут ANGB – 103-й FW, Виндзор-Локс, Коннектикут . [ 119 ]
- 56-1268 — Музей авиации и космонавтики Сан-Диего , Гиллеспи Филд , Эль-Кахон, Калифорния . [ 120 ]
- 56-1273 — Мемориальная библиотека и музей Национальной гвардии штата Висконсин, Волк Филд , Кэмп Дуглас, Висконсин . [ 121 ]
- 56-1282 – Музей транспорта и промышленности Аляски, Василла, Аляска . [ 122 ]
- 56–1325 (окрашено как 56–1476), - ВВС Национальной гвардии Миннесоты База , Миннеаполис, Миннесота. [ 123 ]
- 56-1368 — Музей авиации Эвергрин , Макминнвилл, Орегон . [ 124 ]
- 56-1393 — Музей авиации и космонавтики Пима , примыкающий к авиабазе Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [ 125 ]
- 56-1413 — Музей авиации Касл (бывшая авиабаза Касл ), Этуотер, Калифорния . [ 126 ]
- 56-1415 — Станция резерва воздуха Pittsburgh IAP (расположена в международном аэропорту Питтсбурга ), Питтсбург, Пенсильвания . Отремонтирован в 2010 году. [ 127 ]

- 56-1416 — Национальный музей ВВС США , база ВВС Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо . [ 128 ]
- 56-1427 — Центр наследия авиабазы Трэвис, авиабаза Трэвис , Фэрфилд, Калифорния . [ 129 ]
- 56–1502, (окрашен как 55–3432), — Северная Дакота ANGB — 119TH FG, Фарго, Северная Дакота . [ 130 ]
- 56-1505 — авиабаза Майнот , Майнот, Северная Дакота . [ 131 ]
- 56-1515 — Музей авиации Маккорд , база ВВС Маккорд , Вашингтон . [ 132 ]
- 57-0788 — Аэропорт Лонг-Айленд Макартур , Лонг-Айленд , Нью-Йорк . [ 133 ]
- 57–0817, (окрашен как 56–1357), — База ВВС Национальной гвардии Флориды — 125-й истребительный авиаполк, Джексонвилл, Флорида . [ 134 ]
- 57-0826 — авиабаза Шеппард , Уичито-Фолс, Техас . [ 135 ]

- 57-0833 — Аэрокосмический музей Хилл , авиабаза Хилл , штат Юта . [ 136 ]
- 57-0858 — База национальной гвардии Берлингтон , Берлингтон, Вермонт . [ 137 ]
- 57-0906 — Музей авиации , авиабаза Уорнер Робинс , Мейкон, Джорджия . [ 138 ]
Технические характеристики (F-102А)
[ редактировать ]Данные из Великой книги бойцов [ 139 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 68 футов 4 дюйма (20,83 м)
- Размах крыльев: 38 футов 1 дюйм (11,61 м)
- Высота: 21 фут 2,5 дюйма (6,464 м)
- Площадь крыла: 695 кв. футов (64,6 м 2 ) конически-выпуклое крыло
- 661,5 кв. футов (61,46 м 2 ) YF-102
- Профиль крыла : мод NACA 0004-65. [ 140 ]
- Пустой вес: 19 350 фунтов (8777 кг)
- Полная масса: 24 494 фунтов (11 110 кг)
- Максимальный взлетный вес: 31 500 фунтов (14 288 кг)
- Запас топлива: 1085 галлонов США (903 имп галлона; 4110 л) внутренний + 2 подвесных бака по 215 галлонов США (179 имп галлонов; 810 л)
- Силовая установка: 1 двигатель Pratt & Whitney J57-P-25 турбореактивный с форсажной камерой , тяга 11 700 фунтов силы (52 кН) всухую, 17 000 фунтов силы (76 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 825 миль в час (1328 км/ч, 717 узлов) на высоте 40 000 футов (12 192 м)
- Максимальная скорость: 1,25 Маха, 0,95 Маха с подвесными баками. [ 141 ]
- Диапазон: 1350 миль (2170 км, 1170 миль)
- Практический потолок: 53 400 футов (16 300 м)
- Скорость набора высоты: 13000 футов/мин (66 м/с).
- Нагрузка на крыло: 35 фунтов/кв. футов (170 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,7
Вооружение
- Ракеты: (воздушная ракета со складным плавником) размером 2,75 дюйма (70 мм) 24 неуправляемых ракеты FFAR в дверях ракетного отсека.
- Ракеты: ** 6 AIM-4 Falcon ракет класса «воздух-воздух» или
- 3 × AIM-4 Сокол
- 1 × AIM-26 Falcon с обычной или ядерной боевой частью
Авионика
- Hughes MG-10 Система управления огнем
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Avro Canada CF-105 Arrow – ( Канада )
- Дассо Мираж III – ( Франция )
- Английская электрическая молния - ( Великобритания )
- Mikoyan-Gurevich MiG-21 – ( Советский Союз ) / Чэнду J-7 – ( Китай )
- Сааб 35 Дракен - ( Швеция )
- Сухой Су-9 / Су-11 - ( Советский Союз )
- Сухой Су-15 - ( Советский Союз )
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Руководство по распознаванию самолетов, Приложение № 5 (Полевое руководство армии), том FM 30-30, июнь 1954 г., стр. 11. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США.
- ^ Дональд 1997, с. 207.
- ^ Беккер 2012, с. 68.
- ^ Дональд 2003, стр. 68–69.
- ^ Беккер 2012, стр. 68-69.
- ^ Jump up to: а б Дональд 2003, стр. 69, 228.
- ^ Jump up to: а б с Беккер 2012, с. 69.
- ^ Беккер 2012, стр. 66-68.
- ^ Беккер 2012, стр. 69-70.
- ^ Беккер 2012, с. 72.
- ^ Беккер 2012, с. 71.
- ^ Беккер 2012, с. 70.
- ^ Беккер 2012, стр. 71-72.
- ^ Кнаак 1978, стр. 159–160.
- ^ Вегг 2000, с. 200.
- ^ Jump up to: а б Беккер 2012, стр. 70-71.
- ^ Jump up to: а б Дональд 2003, с. 70.
- ^ Вегг 2000, стр. 200–201.
- ^ Кнаак 1978, стр. 160–161.
- ^ Jump up to: а б Беккер 2012, стр. 72-73.
- ^ Jump up to: а б Беккер 2012, с. 73.
- ^ Кнаак 1978, стр. 163–164.
- ^ Баалс, Дональд Д. «АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ТРУБЫ НАСА. Глава 5 - Эра высокоскоростных полетов. Правило площади и история F-102» . History.nasa.gov . Библиотека Конгресса США, Supt. документов. №: НАН 1.21:440. Архивировано из оригинала 7 июня 2013 года . Проверено 16 июля 2014 г.
- ^ Ганстон 1957, стр. 513–514.
- ^ Jump up to: а б Вегг 2000, с. 201.
- ^ Менденхолл 1983, с. 27.
- ^ Джонс, Ллойд С. Истребители США , Aero, 1975. стр. 272-274.
- ^ Jump up to: а б Беккер 2012, с. 74.
- ^ Беккер 2012, стр. 74-75.
- ^ Кнаак 1978, с. 166.
- ^ Jump up to: а б Беккер 2012, с. 75.
- ^ Jump up to: а б Беккер 2012, с. 76.
- ^ Беккер 2012, с. 77.
- ^ Беккер 2012, стр. 76-77.
- ^ Беккер 2012, стр. 84-85.
- ^ Jump up to: а б Павлин 1986, с. 34.
- ^ Беккер 2012, с. 85.
- ^ Jump up to: а б «Тейлор 1995, стр. 92–93.
- ^ Беккер 2012, стр. 78-79.
- ^ Баугер, Джозеф Ф. «Convair F-102A Delta Dagger» . ДжоБаугер.com . Джозеф Ф. Баугер. Архивировано из оригинала 5 ноября 2010 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Беккер 2012, с. 79.
- ^ Беккер 2012, стр. 79-80.
- ^ Шмидт 1997, с. 95.
- ^ Беккер 2012, с. 81.
- ^ Ганстон 1981, с. 26.
- ^ Беккер 2012, стр. 81-82.
- ^ Беккер 2012, с. 82.
- ^ Беккер 2012, с. 83.
- ^ Беккер 2012, стр. 83-86.
- ^ Беккер 2012, с. 84.
- ^ Беккер 2012, с. 80.
- ^ "Джордж Уокер Буш (1946–)". Архивировано 11 февраля 2010 года на сайте Wayback Machine millercenter.org. Проверено: 27 октября 2010 г.
- ^ Хобсон 2001, с. 269.
- ^ Беккер 2012, с. 87.
- ^ Хобсон 2001, с. 271.
- ^ Возможно, Дон. «Йейтс, Рон: Воспоминания о Вьетнаме». Архивировано 26 мая 2011 года на сайте Wayback Machine vspa.com . Проверено: 27 октября 2010 г.
- ^ Беккер 2012, стр. 88-89.
- ^ Хобсон 2001, с. 13.
- ^ Хобсон 2001, с. 24.
- ^ Хобсон 2001, с. 42.
- ^ Хобсон 2001, с. 71.
- ^ Хобсон 2001, с. 83.
- ^ Хобсон 2001, с. 86.
- ^ Хобсон 2001, с. 94.
- ^ Хобсон 2001, с. 100.
- ^ Хобсон 2001, с. 135.
- ^ Хобсон 2001, с. 155.
- ^ Хобсон 2001, с. 162.
- ^ Хобсон 2001, с. 171.
- ^ Кнаак 1978, с. 170.
- ^ Беккер 2012, с. 92.
- ^ «Дроны F-102» . www.joebaugher.com . Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
- ^ Стергиу, Деметриус. «Сбитие турецких F-102». Архивировано 5 ноября 2008 г. в Wayback Machine (перевод и дословно Николаса Целепидиса). Кипр 1974: точка зрения Греции через acig.org , 28 октября 2003 г. Дата обращения: 27 октября 2010 г.
- ^ Баугер, Джо. «Конвэйр F-102С». Архивировано 24 ноября 2010 года в Wayback Machine USAAC/USAAF/USAF Fighter and Pursuit Aircraft: Original Fighter Series с 1922 по 1962 год , 4 декабря 1999 года. Дата обращения: 25 марта 2011 года.
- ^ Jump up to: а б с Вегг 2000, с. 203.
- ^ Баугер, Джо. «F-102 с Грецией и Турцией». Архивировано 5 июня 2012 года в Wayback Machine USAAC/USAAF/USAF Fighter and Pursuit Aircraft: Original Fighter Series с 1922 по 1962 год , 4 декабря 1999 года. Дата обращения: 9 октября 2011 года.
- ^ ВВС Греции - Convair F-102A Delta Dagger получено 20 июля 2020 г.
- ^ Баугер, Джо. «Эскадронная служба F-102A». Архивировано 24 ноября 2010 года в Wayback Machine USAAC/USAAF/USAF Истребители и самолеты преследования: оригинальные истребители серии с 1922 по 1962 год , 14 февраля 2004 года. Проверено: 9 октября 2011 года.
- ^ Гримвуд, Джеймс М. «ЧАСТЬ II (A) Этап исследований и разработок проекта «Меркурий», 3 октября 1958 г. - декабрь 1959 г.» . Проект «Меркурий» — хронология . Специальная публикация НАСА-4001. НАСА . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1266." Архивировано 6 октября 2012 года в реестре Wayback Machine Warbird . Проверено: 24 марта 2011 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1106." Архивировано 2 октября 2013 года на сайте Wayback Machine planespotters.net. Проверено: 9 октября 2011 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1232." Архивировано 15 октября 2011 года в базовом музее Wayback Machine Лариса . Aviationmuseum.eu. Проверено: 9 октября 2011 г.
- ^ «Экспонаты севера приюта ЛЕРОС» .
- ^ «Экспонаты к югу от сарая LEROS» .
- ^ "F-102 Дельта Кинжал / 56-1032." Архивировано 15 октября 2017 года на сайте Wayback Machine nmm.nl. Проверено: 14 октября 2017 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/55-3386." Архивировано 28 сентября 2012 года в реестре Wayback Machine Warbird . Проверено: 9 октября 2011 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-2386." Архивировано 29 сентября 2012 года в реестре Wayback Machine Warbird . Проверено: 9 октября 2011 г.
- ^ "F-102 Delta Dagger/53-1787." Архивировано 30 января 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/53-1178." Архивировано 28 апреля 2018 года на Wayback Machine aerialvisuals.ca Проверено: 27 января 2015 года.
- ^ "F-102 Delta Dagger/54-1351." Архивировано 19 августа 2016 года в Музее военной авиации Wayback Machine Selfridge . Проверено: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/54-1353." Архивировано 22 октября 2014 года в Wayback Machine музее Летно-испытательного центра ВВС . Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/54-1366." Архивировано 24 февраля 2015 года в Wayback Machine Музее авиации и космонавтики Pima. Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-2317." Архивировано 15 января 2013 года в Музее авиации Wayback Machine Гриссома . Проверено: 24 марта 2011 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-2337." Архивировано 7 мая 2015 года в Wayback Machine Музее авиации в Форт-Уэрте . Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-2346." Архивировано 4 октября 2011 года в Музее национальной гвардии Wayback Machine Пенсильвании . Дата обращения: 9 октября 2011 года.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-2352." Архивировано 8 апреля 2002 года в Wayback Machine Южном музее авиации . Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-2353." Архивировано 5 сентября 2015 г. на Wikiwix aerialvisuals.ca. Дата обращения: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-2364." Архивировано 14 ноября 2016 года в Wayback Machine Музее авиации Castle . Получено: 56-2364.
- ^ "F-102 Delta Dagger/53-1801." Архивировано 16 июня 2015 г. на Wikiwix aerialvisuals.ca Проверено: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Delta Dagger/53-1804." Архивировано 17 июня 2015 года на сайте Wayback Machine aerialvisuals.ca. Дата обращения: 16 июня 2015 года.
- ^ "F-102 Delta Dagger/53-1816." Архивировано 18 июня 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Delta Dagger/54-1405." Архивировано 14 января 2015 года в Wayback Machine Музее стратегической авиации и космонавтики . Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/54-1373." Архивировано 19 июня 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca. Дата обращения: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/55-3366." Архивировано 6 мая 2015 года в Wayback Machine Тихоокеанском музее авиации . Проверено: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-0984." Архивировано 17 февраля 2015 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Wings Over the Rockies. Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-0985." Архивировано 28 января 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-0985." Архивировано 10 октября 2013 года в Музее авиации Wayback Machine MAPS . Проверено: 7 ноября 2012 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1017." Архивировано 6 августа 2017 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine в Южной Дакоте. Проверено: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1053." Архивировано 28 января 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1105." Архивировано 28 января 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1109." Архивировано 30 января 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1114." Архивировано 13 января 2015 года в полевом музее Wayback Machine March Field . Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1115." Архивировано 17 июня 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca. Дата обращения: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1134." Архивировано 17 июня 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca. Дата обращения: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1140." Архивировано 17 декабря 2014 года в Аэрокосмическом музее Wayback Machine в Калифорнии . Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1151." Архивировано 3 декабря 2012 года в Wayback Machine Музее авиации . Проверено: 9 февраля 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал / 56-1219." Архивировано 3 октября 2013 года на сайте Wayback Machine aerialvisuals.ca. Проверено: 27 сентября 2013 года.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1252." Архивировано 29 января 2015 г. на Wikiwix aerialvisuals.ca Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1264." Архивировано 3 июля 2015 г. на Wikiwix aervisuals.ca. Дата обращения: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1268." Архивировано 28 января 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1273." Архивировано 5 сентября 2015 г. на Wikiwix aerialvisuals.ca. Дата обращения: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1282." Архивировано 30 января 2018 года на сайте Wayback Machine Airport-data.com. Дата обращения: 29 января 2018 года.
- ^ "F-102 Delta Dagger/56-1325." Архивировано 17 июня 2015 года в Wayback Machine, Музей национальной гвардии авиации Миннесоты. Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1386." Архивировано 6 декабря 2011 года в Музее авиации Wayback Machine Evergreen . Проверено: 9 октября 2011 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1393." Архивировано 4 января 2015 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1413." Архивировано 14 ноября 2016 года в Wayback Machine Музее авиации Castle . Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1415." Архивировано 30 января 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1416." Архивировано 5 января 2017 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 23 августа 2015 г.
- ^ "F-102 Delta Dagger/56-1427." Архивировано 5 июня 2015 года в Wayback Machine Центре наследия авиабазы Трэвиса . Проверено: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1502." Архивировано 17 июня 2015 г. на Wikiwix aerialvisuals.ca Проверено: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1505." Архивировано 18 июня 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/56-1515." Архивировано 29 мая 2008 года в Музее авиации Wayback Machine McChord . Проверено: 12 октября 2010 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал / 57-0788." Архивировано 13 октября 2016 года на сайте Wayback Machine aerialvisuals.ca. Проверено: 27 января 2015 года.
- ^ "F-102 Delta Dagger/57-0817." Архивировано 18 июня 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал / 57-0826." Архивировано 26 июля 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca. Дата обращения: 16 июня 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/57-0833." Архивировано 7 октября 2012 года в Аэрокосмическом музее Wayback Machine Hill . Проверено: 9 октября 2011 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/57-0858." Архивировано 28 января 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca Проверено: 27 января 2015 г.
- ^ "F-102 Дельта Кинжал/57-0906." Архивировано 19 июня 2015 г. на Wikiwix airvisuals.ca. Дата обращения: 16 июня 2015 г.
- ^ Грин и Суонборо 2001, [ нужна страница ] .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Ньюдик, Томас. «Оружейные отсеки F-102 Delta Dagger оснащены комбинированными ракетами и ракетами, что является подвигом изобретательности времен холодной войны» . thedrive.com . Джозеф Ф. Баугер . Проверено 16 июля 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Беккер, WD (2012). Сверхзвуковые орлы: истребители серии Century (Первое изд.). Клинтон Тауншип, Мичиган, США: Внутренние выражения. ISBN 978-0981815794 .
- Дональд, Дэвид, изд. (1997). Энциклопедия мировых самолетов (обновленное издание). Лестер, Великобритания: Blitz Editions. ISBN 1-85605-375-Х .
- Дональд, Дэвид (2003). «Convair F-102 Delta Dagger». Century Jets: передовые истребители ВВС США времен холодной войны . Норуолк, Коннектикут, США: AIRtime Publishing. ISBN 1-880588-68-4 .
- Дрендел, Лу (1980). Серия Century в цвете (Fighting Colors . Кэрроллтон, Техас, США: Squadron/Signal Publications. ISBN 0-89747-097-4 .
- Грин, Уильям (1964). Боевые самолеты мира . Лондон, Великобритания: Макдональд.
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (2001). Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота, США: MBI Publishing. ISBN 0-7603-1194-3 .
- Ганстон, Билл (19 апреля 1957 г.). «Convair F-102: анализ американского перехватчика внутренней обороны» . Полет . стр. 512–518.
- Ганстон, Билл (1981). Бойцы пятидесятых годов . Норт-Бранч, Миннесота, США: Корпорация издателей и оптовиков специализированной прессы. ISBN 0-933424-32-9 .
- Хобсон, Крис (2001). Потери в воздухе Вьетнама: потери самолетов ВВС, ВМС и морской пехоты США в Юго-Восточной Азии, 1961–73 гг . Норт-Бранч, Миннесота, США: Объединение издателей и оптовиков специализированной прессы. ISBN 1-85780-115-6 .
- Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Норт-Бранч, Миннесота, США: Объединение издателей и оптовиков специализированной прессы. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Кнаак, Марсель Сайз (1978). Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США: Том 1, Истребители после Второй мировой войны, 1945–1973 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия, США: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-59-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 21 декабря 2013 г.
- Менденхолл, Чарльз А. (1983). Delta Wings: высокоскоростные самолеты Convair пятидесятых и шестидесятых годов . Моторбукс Интернешнл.
- Пейс, Стив (1991). X-Fighters: экспериментальные и прототипные истребители ВВС США, от XP-59 до YF-23 . Сент-Пол, Миннесота, США: Motorbooks International. ISBN 0-87938-540-5 .
- Пикок, Линдси (январь 1986 г.). «Дельта-защитник Convair: История F-102». Эйр Интернешнл . Том. 30, нет. 1. С. 28–37, 52. ISSN 0306-5634 .
- Шмидт, Гарри П., изд. (1997). Летчик-испытатель: испытания реактивных истребителей серии Century на базе ВВС Эдвардс в 1950-е годы . Шелтон, Великобритания: Книги «2 Маха».
- Тейлор, Майкл Дж. Х., изд. (1995). «Кинжал Дельта Конвэр». Американский боевой самолет Джейн 20-го века . Нью-Йорк, США: Современное издательство. ISBN 978-0-7924-5627-8 .
- Вегг, Джон (1990). Самолеты General Dynamics и их предшественники . Лондон, Великобритания: Патнэм. ISBN 0-85177-833-Х .
- Винчестер, Джим, изд. (2006). «Convair F-102 Delta Dagger». Военные самолеты холодной войны (The Aviation Factfile) . Лондон, Великобритания: Grange Books plc. ISBN 1-84013-929-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]