Лидия Литвяк
Лидия Литвяк | |
---|---|
![]() Литвяк, гр. 1941-43 | |
Родное имя | Лидия Владимировна Литвяк |
Псевдоним(ы) |
|
Рожденный | Москва, РСФСР | 18 августа 1921 г.
Умер | 1 августа 1943 г. близ Kozhevnia , Ukrainian SSR , Soviet Union | ( 21 год
Верность | Советский Союз |
Услуга/ | Советские ВВС |
Лет службы | 1941–1943 |
Классифицировать | Старший лейтенант |
Единица |
|
Битвы/войны | Восточный фронт Второй мировой войны |
Награды | Герой Советского Союза (посмертно). |
Lydia Vladimirovna Litvyak (Russian: Лидия Владимировна Литвяк ; 18 August 1921 – 1 August 1943), also known as Lilya , was a fighter pilot in the Soviet Air Force during World War II . [ 1 ] По оценкам историков, общее количество ее побед варьируется от тринадцати до четырнадцати одиночных побед и от четырех до пяти общих убийств в ее 66 боевых вылетах. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Примерно за два года боевых действий она стала первой женщиной-летчиком-истребителем, сбившей вражеский самолет, первой из двух женщин-летчиков-истребителей, заслуживших звание аса-истребителя и обладательницей рекорда по наибольшему количеству сбитых самолетов. женщина-летчик-истребитель. Она была сбита под Орлом во время Курской битвы при атаке группы немецких самолетов.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Лидия Литвяк родилась в Москве в русской семье. [ 7 ] Ее мать Анна Васильевна Литвяк была продавщицей в магазине; ее отец Владимир Леонтьевич Литвяк (1892–1937) работал железнодорожником, машинистом и конторщиком. Во время Великой чистки ее отец был арестован как « враг народа » и исчез. [ 8 ] [ 9 ] Лидия заинтересовалась авиацией в раннем возрасте. В 14 лет она записалась в аэроклуб . Свой первый самостоятельный полет она совершила в 15 лет, позже окончила Херсонское военное летное училище. Она стала летным инструктором аэроклуба Калининского . [ 10 ] и к моменту начала немецко-советской войны уже подготовил 45 пилотов. [ 11 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Женский полк
[ редактировать ]После нападения Германии на Советский Союз в июне 1941 года Литвяк пытался вступить в военную авиационную часть, но ему отказали из-за отсутствия опыта. Умышленно преувеличив свой довоенный налет на 100 часов, она поступила в женский 586-й истребительный авиационный полк Войск ПВО. [ 12 ] которую основала Марина Раскова . Там она тренировалась на самолете Як-1 .

Мужской полк
[ редактировать ]Первые боевые вылеты Литвяк совершила летом 1942 года над Саратовом . В сентябре ее направили в 437-й истребительный авиационный полк — мужской полк, сражавшийся за Сталинград . 10 сентября она вместе с Екатериной Будановой , Марией Кузнецовой и Раисой Беляевой , командиром группы, и сопровождающей ее наземной командой перебралась на аэродром полка в Верхней Ахтубе, на восточном берегу Волги. Но когда они прибыли, база была пуста и подверглась обстрелу, поэтому вскоре они перебрались в Среднюю Ахтубу. [ 13 ] Здесь летает Як-1 [ 14 ] имея на фюзеляже номер «32», она добилась значительных успехов. [ 15 ] Борис Еремин (впоследствии генерал-лейтенант авиации), командир полка дивизии , в которую были направлены она и Буданова, считал ее «очень агрессивным человеком» и «прирожденным летчиком-истребителем». [ 16 ]

В 437-м истребительном авиационном полку Литвяк одержала свои первые два победы 13 сентября, через три дня после прибытия и во время своего третьего задания по прикрытию Сталинграда, став первой женщиной-летчиком-истребителем, сбившей вражеский самолет. [ 18 ] В тот день четыре Як-1 во главе с майором С. Даниловым атаковали строй Юнкерсов Ju 88 в сопровождении Мессершмиттов Bf 109 . [ 19 ] Ее первым сбитым самолетом стал Ju 88, который загорелся с неба после нескольких взрывов. Затем она сбила Bf 109 G-2 «Густав» на хвосте своего командира эскадрильи Беляевой. [ 19 ] [ 20 ] Bf 109 пилотировал награжденный летчик 4-го воздушного флота, ас с 11 победами. [ 1 ] Штаб-сержант Эрвин Мейер из 2-го штаба Jagdgeschwader 53 . Мейер спрыгнул с парашютом из своего самолета, был взят в плен советскими войсками и попросил увидеться с русским асом, который его сбил. Когда его привезли в Литвяк, он думал, что над ним пошутили советские власти. Только после того, как Литвяк подробно описал ему каждый ход боя, он понял, что его сбила женщина-пилот. [ 1 ] Но по мнению других авторов, первую воздушную победу летчицы одержала лейтенант Валерия Хомякова из 586-го полка, сбив Ju 88, пилотируемый Облтом. Герхард Маак из 7./KG76 в ночь на 24 сентября 1942 года. [ 5 ]
14 сентября, по данным некоторых авторов, Литвяк сбил еще один Bf 109. [ 21 ] Ее злополучным противником, вероятно, был кавалер Рыцарского креста совершивший 71 убийство, и эксперт, лейтенант Ганс Фусс (Adj.II./JG-3), раненный в воздушном бою с Як-1 14 сентября 1942 года в районе Сталинграда, когда его G -2 топливный бак был поврежден, его самолет перевернулся при приземлении, когда у него закончилось топливо, летя обратно на базу. Он был тяжело ранен, потерял одну ногу и скончался от ран 10 ноября 1942 года. [ 22 ] 27 сентября Литвяк одержал воздушную победу над Ju 88, наводчик застрелил командира полка майора М. С. Ховостникова. [ 19 ] возможно Ju 88A-4 "5K + LH", пилотируемый кавалером Креста Железного Oblt. Иоганн Весневский, 2./КГ 3, пропавший без вести со всеми членами экипажа. [ 23 ] Некоторые историки считают это ее первым убийством. [ 5 ]
Свободный охотник
[ редактировать ]Литвяк, Беляева, Буданова и Кузнецова пробыли в 437-м полку недолго, главным образом потому, что он был оснащен ЛаГГ-3, а не Як-1, на которых летали женщины, и не имел средств для обслуживания последних. Поэтому четырех женщин перевели в 9-й гвардейский истребительный полк . С октября 1942 года по январь 1943 года Литвяк и Буданова служили, еще в районе Сталинграда, в этом знаменитом подразделении, которым командовал Лев Шестаков Герой Советского Союза . [ 18 ]
В январе 1943 года 9-я дивизия была перевооружена на Bell P-39 «Аэрокобры» , а Литвяк и Буданова были переведены в 296-й истребительный авиаполк (позже переименованный в 73-й гвардейский истребительный авиационный полк) Николая Баранова 8-й воздушной армии , поэтому что они еще могли летать на Яках. [ 24 ] 23 февраля она была награждена Орденом Красной Звезды , произведена в звание младшего лейтенанта и выбрана для участия в элитном воздушном тактическом отряде « охотники» , или «свободный охотник», где пары опытных летчиков искали цели по собственной инициативе. [ 25 ] Дважды ей приходилось приземляться из-за боевых повреждений. 22 марта она получила первое ранение. [ 26 ] В тот день она летела в составе группы из шести истребителей Як, когда они атаковали дюжину Ju 88. Литвяк сбил один из бомбардировщиков, но, в свою очередь, был атакован и ранен сопровождавшими его Bf 109. Ей удалось сбить «Мессершмитт», вернуться на свой аэродром и посадить самолет, но она испытывала сильную боль и теряла кровь. [ 27 ] Находясь в 73-м полку, она часто летала в качестве ведомого капитана Алексея Соломатина , летного аса, одержавшего в общей сложности 39 побед (22 общих). 21 мая, [ 14 ] во время обучения нового летчика Соломатин погиб на глазах всего полка в Павлонке, когда влетел в землю. Литвяк была опустошена катастрофой и написала матери письмо, в котором рассказала, как только после смерти Соломатина она поняла, что любила его. [ 25 ]
Старший сержант Инна Паспортникова, механик Литвяк во время ее полетов в мужском полку, сообщила в 1990 году, что после смерти Соломатина Литвяк не хотела ничего, кроме боевых вылетов, и сражалась отчаянно. [ 28 ]
31 мая 1943 года Литвяк поразил сложную цель: артиллерийский наблюдательный аэростат, пилотируемый немецким офицером. Немецкой артиллерии в наведении помогали сообщения с наблюдательного пункта на воздушном шаре. Уничтожить воздушный шар пытались и другие советские летчики, но все они были отброшены плотным защитным поясом зенитного огня, защищавшим воздушный шар. Литвяк вызвался вынуть воздушный шар, но ему отказали. Она настояла на своем и описала своему командиру свой план: она атакует его с тыла, пролетев широкий круг по периметру поля боя и над территорией, удерживаемой немцами. Тактика сработала — наполненный водородом шар загорелся под потоком трассирующих пуль и был уничтожен. [ 29 ]
13 июня 1943 года Литвяк был назначен командиром звена 3-й авиационной эскадрильи 73-го гвардейского истребительного авиационного полка. [ 25 ]
16 июля 1943 года Литвяк совершил еще одну победу. [ 30 ] [ 31 ] В тот день шесть «Яков» столкнулись с 30 немецкими бомбардировщиками Ju 88 в сопровождении шести эскортов. Женщина-ас сбила бомбардировщик и разделила победу с товарищем, но ее истребитель был подбит, и ей пришлось совершить приземление на брюхо . [ 31 ] Она была снова ранена, но отказалась взять отпуск по болезни. 19 июля 1943 года она сбила один Bf 109, вероятно, ас Uffz, забивший 6 человек. Хельмут Ширра, 4./JG-3 (МВД, Луганская область). [ 32 ] Еще один сбитый Bf 109 последовал через два дня, 21 июля 1943 года, возможно, Bf 109G-6 кавалера Железного креста и 28-сбитого эксперта лейтенанта Германа Шустера 4./JG-3 (погибший, под Первомайском, Луганская область). [ 33 ] [ 31 ]
Последняя миссия
[ редактировать ]
1 августа 1943 года Литвяк не вернулась на свою базу в Красный Луч на Миус-фронте . Это был ее четвертый боевой вылет за день по сопровождению звена Ил-2 штурмовиков . Когда Советы возвращались на базу, пара истребителей Bf 109 [ 28 ] нырнул на Литвяк, когда она атаковала большую группу немецких бомбардировщиков. Советский летчик Иван Борисенко вспоминал: «Лиля просто не видела «Мессершмиттов-109», летающих прикрытием немецких бомбардировщиков. Пара из них нырнула на нее, и когда она увидела их, она повернулась им навстречу. Затем они все исчезли за облаком». Борисенко, участвовавший в воздушном бою, видел ее в последний раз сквозь просвет в облаках, ее Як-1, дымящийся и преследуемый целыми восемью Bf 109. [ 34 ]
Борисенко спустился посмотреть, сможет ли он ее найти. Ни парашюта, ни взрыва не было видно, но с миссии она так и не вернулась. Литвяку был 21 год. Советские власти подозревали, что она могла быть схвачена, что помешало им присвоить ей звание Героя Советского Союза . [ 35 ]
Считается, что Литвяка сбил один из двух немецких пилотов: кавалер Железного креста и эксперт, совершивший 30 сбитых самолетов Fw. Ханс-Йорг Меркле из 1./JG.52 , или кавалер Рыцарского креста и будущий эксперт по совершению 99 убийств лейтенант Ханс Шлиф из 7./JG 3 . Меркле - единственный пилот, одержавший 1 августа 1943 года на Як-1 под Дмитрьевкой свою 30-ю победу. (Дмитриевка – это место, где ее видели в последний раз и где она была как сообщается, похоронен.) Это произошло до того, как его протаранил и убил его собственная жертва (боевой отчет Люфтваффе о столкновении был в 3 км к востоку от Дмитриевки). Шлиф заявил, что ЛаГГ-3 (часто путавшийся в бою с Як-1 немецкими пилотами) был убит в тот же день на юге Украины, где наконец был найден самолет Литвяка. [ 36 ] [ 37 ]
Признание
[ редактировать ]Пытаясь доказать, что Литвяк не была в плену, Паспортникова при содействии общественности и СМИ начала 36-летние поиски места крушения Як-1. На протяжении трёх лет к ней присоединялись родственники, которые вместе прочесывали наиболее вероятные участки металлоискателем. [ 35 ] В 1979 году, после обнаружения более 90 других мест крушения, 30 самолетов [ 35 ] и многие пропавшие летчики погибли в бою, "поисковики обнаружили, что в селе Дмитриевка... Шахтерского района похоронена неопознанная женщина-летчица". Тогда предполагалось, что это была Литвяк и что она погибла в бою после смертельного ранения в голову. [ 25 ] Паспортникова сообщила, что для осмотра эксгумированного тела была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что это останки Литвяк. [ 38 ]
6 мая 1990 года президент СССР Михаил Горбачев посмертно присвоил ей звание Героя Советского Союза. [ 39 ] Ее последнее звание — старший лейтенант, о чем сообщалось во всех московских газетах того времени. [ нужна ссылка ]

Споры
[ редактировать ]Способ смерти
[ редактировать ]Опубликованы аргументы, оспаривающие официальную версию смерти Литвяк. Хотя Екатерина Валентина Ващенко, хранитель музея Литвяк в Красном Луче, заявила, что тело было обнаружено и осмотрено судмедэкспертами, которые установили, что это действительно Литвяк, [ 40 ] Казимира Янина Коттам на основании показаний Екатерины Полуниной, главного механика и архивариуса 586-го истребительного полка, в котором первоначально служил Литвяк, утверждает, что тело так и не было эксгумировано и проверка ограничилась сравнением ряда отчетов. [ нужна ссылка ]
Коттам, автор и исследователь, занимающийся советскими женщинами-военными, приходит к выводу, что Литвяк совершила посадку на брюхо своего подбитого самолета, попала в плен и была отправлена в лагерь для военнопленных . [ 41 ] В своей книге, опубликованной в 2004 году, Полунина приводит доказательства, которые привели ее к выводу, что Литвяк был вытащен из сбитого самолета немецкими войсками и какое-то время находился в плену. [ 42 ]
Джан Пьеро Миланетти, автор недавно вышедшей книги о советских летчицах, [ 43 ] писал, что летчица прыгнула с парашютом в примерном месте предполагаемой аварийной посадки самолета Литвяк. Никакие другие советские летчицы в этом районе не действовали, поэтому Миланетти полагает, что пилотом была Литвяк, вероятно, захваченная противником. Российский историк авиации Анатолий Пляц, бывший майор КГБ , сказал Миланетти: «Литвяк выжил и попал в плен...» [ 44 ]
Телепередачу из Швейцарии в 2000 году увидела Распопова, ветеран женского ночного бомбардировочного полка. В нем фигурировала бывшая советская летчица-истребительница, которую Распопова считала Литвяк. Этот ветеран был дважды ранен. Замужем за пределами Советского Союза, у нее было трое детей. Распопова тут же рассказала Полуниной, какие выводы она сделала из швейцарской передачи. [ 42 ]
Количество убийств
[ редактировать ]Среди историков нет единого мнения о количестве воздушных побед, одержанных Литвяком. Российские историки Андрей Симонов и Светлана Чудинова архивными документами смогли подтвердить пять одиночных и три групповых сбития самолетов противника, а также уничтожение воздушного шара. [ 2 ] Ей приписывают и другие подсчеты, в том числе одиннадцать одиночных и три общих плюс воздушный шар. [ 26 ] а также восемь индивидуальных и четыре командных. Энн Ноггл приписывает ей двенадцать индивидуальных и два командных броска. [ 45 ] В 1990 году Паспортникова заявила, что общее количество убийств составило одиннадцать одиночных убийств плюс воздушный шар и еще три общих. [ 46 ] Полунина писала, что киллы известных советских летчиков, в том числе Литвяка и Будановой, часто были завышены; и что на счету Литвяка пять сбитых в одиночку самолетов и два групповых сбития, включая воздушный шар наблюдения. [ 42 ]
Характер и личная жизнь
[ редактировать ]Литвяк проявила бунтарский и романтический характер. [ 47 ] Вернувшись с успешного задания, она «гудела» по аэродрому, а затем предавалась несанкционированному пилотажу, зная, что это приводило в ярость ее командира.
Литвяк тоже могла быть суеверной, как свидетельствовала Паспортникова:
Она никогда не верила в свою непобедимость. Она считала, что одним пилотам повезло, а другим нет. Она твердо верила, что если вы выживете в первых миссиях, то чем больше вы полетите и чем больше опыта получите, ваши шансы на успех возрастут. Но удача должна была быть на вашей стороне. [ 48 ]
Несмотря на преимущественно мужское окружение, в котором она оказалась, она никогда не отказывалась от своей женственности и продолжала обесцвечивать волосы в блондинку, отправляя в больницу свою подругу Инну Паспортникову за перекисью водорода. [ 47 ] Она шила шарфы из парашютного материала, окрашивая небольшие кусочки в разные цвета и сшивая их вместе. Она не скрывала своей любви к цветам, которые собирала при каждом удобном случае, отдавая предпочтение красным розам, собирала из них букеты и хранила их в кабине. Пилоты-мужчины, которые делили ее самолет, сразу же выбросили их. [ 49 ]
Считается, что ее женихом был ее товарищ Соломатин, и после его смерти она писала матери:
Видите ли, он был не в моем вкусе, но его настойчивость и его любовь ко мне убедили меня полюбить его... и теперь, кажется, я никогда больше не встречу такого человека, как он. [ 47 ]
В советских пресс-релизах Литвяк называли «Белой лилией Сталинграда»; Цветок белой лилии можно перевести с русского как лилия Мадонны . В Европе и Северной Америке ее также называли «Белой розой Сталинграда», поскольку сообщения о ее подвигах были впервые опубликованы на английском языке. [ 50 ]
Награды
[ редактировать ]- Герой Советского Союза (5 мая 1990 г.).
- Орден Ленина (5 мая 1990 г.)
- Орден Красного Знамени (22 июля 1943 г.)
- Орден Красной Звезды (17 февраля 1943 г.)
- Орден Отечественной войны 1-й степени (10 сентября 1943 г.).
Воздушные победы (в титрах)
[ редактировать ]- 13 сентября 1942 г.
- два соло, серия Junkers Ju 88 [ 15 ] и Messerschmitt Bf 109 (Э. Майера). Другой источник предполагает Heinkel He 111 вместо Ju 88. [ 51 ]
- 14 сентября 1942 г.
- 27 сентября 1942 г.
- один соло, Junkers Ju 88 [ 55 ] [ 56 ]
- один делился с Раисой Беляевой на Мессершмитте Bf 109. [ 53 ] [ 54 ] [ нужны разъяснения ]
- 11 февраля 1943 г.
- один соло, Junkers Ju 87 [ 14 ] [ 25 ] [ 57 ]
- один делился с Алексеем Соломатиным на Focke-Wulf Fw 190. [ 14 ] [ 25 ]
- 22 марта 1943 г.
- 5 мая 1943 г.
- 7 мая 1943 г.
- 31 мая 1943 г.
- 16 июля 1943 г.
- один одиночный, Messerschmitt Bf 109. Один источник утверждает, что на фюзеляже самолета-жертвы была нарисована карта «Пиковый туз». [ 51 ] Другой источник утверждает, что это убийство совершил бомбардировщик. [ 30 ]
- один общий [ 30 ] (Согласно другому источнику, общим уничтоженным был Bf 109, а соло - Ju 88. [ 14 ] )
- 19 июля 1943 г.
- 21 июля 1943 г.
- один Мессершмитт Bf 109 [ 31 ]
- 1 августа 1943 г.
В следующей таблице суммированы засчитанные победы Литвяка и их судьба:
Дата (дд.мм.гггг) | Советский Союз | Самолет летал | Вражеский самолет | Пилот и судьба | Осевой блок |
---|---|---|---|---|---|
13 сентября 1942 г. | 437 ИАП | Як-1 «Белый 02» | Да, 88 | ВВС (**) | |
13 сентября 1942 г. | 437 ИАП | Як-1 «Белый 02» | Bf 109G-2 W.Nr.13556 черный 8 | Обфв. Эрвин Мейер - военнопленный ( ас с 11 убийствами ) | 2./JG 53 [ 60 ] [ 61 ] |
14 сентября 1942 г. | 437 ИАП | Як-1 «Белый 02» | Бф 109 | Обладатель Рыцарского креста и эксперт по 71 убийству подполковник. Ханс Фусс (Adj.II./JG-3) | ВВС (**) |
27 сентября 1942 г. | 437 ИАП | Як-1 «Белый 02» | Ju.88А-4 W.№3517 | Неизвестно (80% плотина, без) | 5./КГ 76 [ 55 ] [ 56 ] |
27 сентября 1942 г. | 437 ИАП | Як-1 «Белый 02» | Bf 109G-2 W.Nr.14221 | Хорст Лоуз - KIA (общий) | 4./JG 52 [ 53 ] [ 54 ] [ нужны разъяснения ] |
11 февраля 1943 г. | 296 ИАП | Як-1 «Красный 32» | Fw.190 | (общий) | ВВС (**) |
11 февраля 1943 г. | 296 ИАП | Як-1 «Красный 32» | Ju 87D-3 W.Nr.2948 | Герхард Вебер + наводчик - МВД | 5./StG 77 [ 62 ] |
22 марта 1943 г. | 296 ИАП | Як-1 «Жёлтый 44» | Bf 109G-4 "BH+XB" | Лейтенант Франц Мюллер | 9./ДГ 3 [ 63 ] |
22 марта 1943 г. | 296 ИАП | Як-1 «Жёлтый 44» | Да, 88 | ВВС (**) | |
5 мая 1943 г. | 73 ГИАП | Як-1 «Жёлтый 44» | Бф 109 | ВВС (**) | |
7 мая 1943 г. | 73 ГИАП | Як-1 «Жёлтый 44» | Бф 109 | ВВС (**) | |
31 мая 1943 г. | 73 ГИАП | Yak-1 | Наблюдательный шар | ||
16 июля 1943 г. | 73 ГИАП | Як-1б «Белый 23» | Bf 109G-6 W.Nr.15204 | Неизвестно (20% плотина) | 5./ДГ 3 [ 58 ] [ 59 ] |
16 июля 1943 г. | 73 ГИАП | Як-1б «Белый 23» | Bf 109G-? W.Nr.? | ||
19 июля 1943 г. | 73 ГИАП | Як-1б «Белый 23» | Bf 109G-6 W.Nr.20005 | Неизвестно (40% плотина) | 5./ДГ 3 [ 58 ] [ 59 ] |
21 июля 1943 г. | 73 ГИАП | Як-1б «Белый 23» | Бф 109 | ВВС (**) | |
1 августа 1943 г. | 73 ГИАП | Як-1б «Белый 23» | Bf 109G-6 W.Nr.15852 | Неизвестно (50% плотина) | 2./JG 52 [ 64 ] [ 65 ] |
1 августа 1943 г. | 73 ГИАП | Як-1б «Белый 23» | Bf 109G-6 W.Nr.20423 белый 3 | Фв. Ханс-Йорг Меркле - KIA ( ас с 30 убийствами ) (общий) | 1./JG 52 [ 64 ] [ 66 ] |
См. также
[ редактировать ]- Список женщин-Героев Советского Союза.
- Екатерина Буданова , единственная женщина, признанная летным асом.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гудпастер 2007 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Симонов и Чудинова 2017 , с. 105.
- ^ Джексон 2003 , с. 57.
- ^ Зайдль 1998 , с. 323.
- ^ Jump up to: а б с Бергстрем 2007 , с. 83.
- ^ Спик 1999 , с. 120.
- ↑ Скан наградного списка в базе данных «Подвиг народа» (на русском языке).
- ^ Джан Пьеро Миланетти (2013) . Советские летчицы Великой Отечественной войны . – Рим: Библиографический институт Наполеона, с. 211 ISBN 9788875651466
- ^ Литвяк Владимир Леонтьевич в базе данных Открытого списка (на русском языке)
- ^ Зайдль 1998 , стр. 134.
- ^ Котта 1998 , с. 149.
- ^ Пеннингтон 2003 , с. XV.
- ^ Пеннингтон 2003 , с. 130-131.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Полак и Шорс 1999 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б Полак и Шорс 1999 , с. 201.
- ^ Пеннингтон 1997 , с. 163.
- ^ Барбер, Марк. «Ас месяца – Лидия Литвяк» . Военный Гром . Гайджин Интертеймент . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Котта 1998 , с. 150
- ^ Jump up to: а б с д Зейдль 1998 , стр. 135.
- ^ Восточный фронт. Русские Асы. Лиля Владимировна Литвяк. Архивировано 4 марта 2016 года на Wayback Machine. Проверено 23 марта 2009 года.
- ^ Сакаида 2003, стр. 14.
- ^ «Подробности лейтенанта Ганса Фусса» . Крекер, архив Люфтваффе . Вспоминается экипаж.
- ^ "Облк. Иоганн Весневский в подробностях" . Крекер, архив Люфтваффе . Вспоминают летные экипажи . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Пеннингтон 2001, стр. 135-163.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Пеннингтон 1997 .
- ^ Jump up to: а б Котта 1998 , с. 152.
- ^ Пеннингтон 2001, стр. 137-138.
- ^ Jump up to: а б Ноггл 1994 , с. 198.
- ^ Ноггл 1994 , с. 197-198.
- ^ Jump up to: а б с Сакаида 2003 , стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с д Пеннингтон 2003 , с. 264.
- ^ «Уффц. Подробности о Хельмуте Ширре» .
- ^ «Краткие сведения о карьере офицера Люфтваффе (SZ): ШУСТЕР, Герман» .
- ^ Майлз 1981, с. 232.
- ^ Jump up to: а б с Ноггл 1994 , с. 199.
- ^ «Подробности о фф. Хансе-Йорге Меркле» .
- ^ «Краткие сведения о карьере офицера Люфтваффе (SZ): ШЛИФ, Ганс» .
- ^ Ноггл 1994 , с. 200.
- ^ Ноггл 1994 , с. 158, 194.
- ^ Сакаида, Генри. «Мемориал советскому асу Лидии Литвяк» . советские награды.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Redarmyonline.org. Казимира Янина «Жан» Коттам, 2006. ( Лидья (Лили) Владимировна Литвяк (р. 1921) . Архивировано 3 марта 2016 года на Wayback Machine. Проверено 23 марта 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с Polunina 2004 .
- ^ "АВИОЛИБРИ - Советские летчицы Великой Отечественной войны. Живописная история" . Проверено 10 марта 2016 г.
- ^ Миланетти 2011 , с. 236.
- ^ Ноггл 1994 , с. 157.
- ^ Ноггл 1994 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б с Миланетти 2011 , с. 73-88.
- ^ Миланетти 2011 , с. 79.
- ^ Миланетти 2011 , с. 80.
- ^ «Кто была Белая роза Сталинграда?» . История Би-би-си.
- ^ Jump up to: а б Майлз, 1981 год.
- ^ Сакаида 2003 , стр. 14.
- ^ Jump up to: а б с Фаст, JG 52, IV с. 76
- ^ Jump up to: а б с История II./JG 52, стр.308
- ^ Jump up to: а б Bergstrom, Dikov & Antipov, p.168
- ^ Jump up to: а б Отчет о потерях LW (рулон микрофильма №7)
- ^ Jump up to: а б с д Аранисас , март 2009 г. «Белая лилия Сталинграда». Проверено 23 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Отчет о потерях LW (рулон микрофильма № 11) - Том. 19
- ^ Jump up to: а б с Прин/Штеммер, II./JG 3, стр.408
- ^ Belyakov, Vladimir. Aviation History magazine, March 2002
- ^ Прин, JG 53, II, стр. 569
- ^ Отчет о потерях LW (каталог микрофильма № 8)
- ^ Стоктон, Гарольд; Тыминский, Дариуш; Бергстрем, Кристер (9 декабря 1998 г.). «Марина Раскова и советские летчицы» . Истории асов Второй мировой войны (на польском языке). Элкнет.пл. Архивировано из оригинала 13 декабря 2011 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Отчет о потерях LW (рулон микрофильма № 11) - Том. 20
- ^ Фаст, JG 52, IV, стр.102.
- ^ Фаст, JG 52 Band IV, стр. 102
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер (2007). Барбаросса — Воздушный бой: июль – декабрь 1941 г. Классические публикации. ISBN 978-1-85780-270-2 .
- Бергстрем, Кристер. Сталинград — Воздушный бой: 1942 — январь 1943 года . Хинкли, Англия, Мидленд, 2007 г. ISBN 978-1-85780-276-4 .
- Кристер Бергстрем, Андрей Диков и Влад Антипов, Черный Крест – Красная Звезда. Воздушная война на Восточном фронте. Том 3. Всё для Сталинграда . Eagle Editions Ltd., 2006.
- Гудпастер, Эми (2007). Летая за свою страну: американские и советские женщины-военные летчицы Второй мировой войны . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-275-99434-1 .
- Коттам, Казимира Дж. (1998). Женщины на войне и Сопротивлении: избранные биографии советских женщин-солдат . Focus Publishing / ISBN R.Pullins Co. 1-58510-160-5 .
- Джексон, Роберт (2003). Воздушные асы Второй мировой войны . Уилтшир, Англия: Airlife. ISBN 1-84037-412-8 .
- Миланетти, Джан Пьеро (2011). Ночные ведьмы: нерассказанная история героических девушек-летчиц Советского Союза в Великой Отечественной войне (на итальянском языке). Библиографический институт Наполеона, Рим, Италия. ISBN 978-88-7565-100-8 .
- Миланетти, Джан Пьеро (2013). Советские летчицы Великой Отечественной войны – Живописная история . IBN, Библиографический институт Наполеона, Рим, Италия. ISBN 9788875651466 .
- Майлз, Брюс (1981). Ночные ведьмы: нерассказанная история советских женщин в бою . Мейнстрим. ISBN 0-906391-22-9 .
- Ноггл, Энн (1994). Танец со смертью: Советские летчицы во Второй мировой войне . Техасский университет A&M. ISBN 0-89096-601-Х .
- Пеннингтон, Рейна, изд. (2003). Амазонки летчикам-истребителям: Биографический словарь женщин-военных . Вестпорт, Коннектикут/Лондон: Greenwood Press. ISBN 0-313-32707-6 .
- Прин, Йохен - Штеммер, Герхард - Родайке, Петер - Бок, Винфрид: Летчики-истребители немецких ВВС с 1934 по 1945 год - Часть 6 Том I. Операция роты "Барбаросса" на Востоке 22 июня. по 5 декабря 1941 года , Печать Струве, 2003.
- Прин, Йохен - Штеммер, Герхард - Родайке, Петер - Бок, Винфрид: Летчики-истребители немецких ВВС с 1934 по 1945 год - Часть 9. Тильбанд II Wom, летняя кампания 1942 года до разгрома Сталинграда с 1 мая 1942 года по 3 февраля 1943 года. , Струве Друк, 2006.
- Пеннингтон, Рейна (1997). Крылья, женщины и война: советские летчицы в боях Второй мировой войны . Университетское издательство Канзаса. ISBN 0-7006-1554-7 .
- Polunina, Yekaterina (2004). Девчонки, подружки, летчицы . Moscow: Вестник Воздушного Флота.
- Морган, Хью. Советские асы Второй мировой войны (на итальянском языке). Prado/Osprey Aviation Editions, 1999. ISBN 84-8372-203-8 .
- Полак, Томас; Шорс, Кристофер (1999). Сталинские соколы: Асы Красной Звезды . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1902304012 . OCLC 41443884 .
- Сакаида, Генри (2003). Герои Советского Союза: 1941-45 гг . Издательство Оспри. ISBN 978-1-84176-598-3 .
- Зайдль, Ганс (1998). Сталинские орлы — иллюстрированное исследование советских асов Второй мировой войны и Кореи . Атглен, Пенсильвания: Паб Schiffer. ISBN 0764304763 . OCLC 40125370 .
- Шорс, Кристофер (1983). Воздушные асы . Гринвич, Коннектикут: Bison Books. ISBN 0861241045 . OCLC 10654365 .
- Simonov, Andrey; Chudinova, Svetlana (2017). Женщины - Герои Советского Союза и России . Moscow: Russian Knights Foundation, Museum of Technology V. Zadorozhny. ISBN 9785990960701 . OCLC 1019634607 .
- Спик, Майк (1999). Полный ас-истребитель: все асы-истребители мира, 1914–2000 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1853673749 . ОСЛК 41540228 .
- Йенн, Билл (2013). Белая роза Сталинграда: реальные приключения Лидии Владимировны Литвяк, самой результативной женщины-аса авиации всех времен . Мидленд Хаус, Вест Уэй, Ботли, Оксфорд. ISBN 9781849088107 . OCLC 794367005 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1921 рождений
- 1943 смертей
- Авиаторы погибли в результате сбития
- Герои Советского Союза
- Военнослужащие из Москвы
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Красного Знамени.
- Кавалеры ордена Красной Звезды.
- Русские люди Второй мировой войны.
- Российские женщины-авиаторы.
- Сбитые авиаторы
- Офицеры советских ВВС
- Советские военнослужащие, погибшие во Второй мировой войне
- Советские женщины во Второй мировой войне
- Советские летающие асы Второй мировой войны
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в 1943 г.
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в Советском Союзе
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в Украине
- Женщины-военнослужащие Советского Союза
- Женщины военные летчики