Jump to content

Острый ноль

Akutan Zero осматривается персоналом ВМС США на острове Акутан 11 июля 1942 года.

Akutan Zero , также известный как Koga's Zero (古賀のゼロ) и Aleutian Zero типа 0 модели 21 Mitsubishi A6M Zero — японский истребитель , пилотируемый старшиной Тадаёси Кога, который совершил аварийную посадку на острове Акутан , территория Аляски , во время Вторая мировая война . Он был найден американцами неповрежденным в июле 1942 года и стал первым самолетом Zero, приобретенным Соединенными Штатами во время войны, который удалось восстановить до летного состояния. [1] [2] Его ремонтировали и летали американские летчики-испытатели. В результате информации, полученной в ходе этих испытаний, американские тактики смогли разработать способы поражения «Зеро», который был Императорского флота Японии основным истребителем на протяжении всей войны.

Акутан Зеро был описан как «приз, почти не имеющий ценности для Соединенных Штатов». [3] и «вероятно, один из величайших призов Тихоокеанской войны ». [4] Японский историк и JASDF генерал-лейтенант Масатаке Окумия заявил, что приобретение Akutan Zero «было не менее серьезным», чем поражение японцев в битве за Мидуэй , и что оно «во многом ускорило окончательное поражение Японии». [5] Тем не менее, историк Джон Лундстрем и другие оспаривают «утверждение о том, что потребовалось вскрытие Зеро Коги, чтобы создать тактику, которая победит легендарный самолет». [6]

Akutan Zero был уничтожен в результате несчастного случая на тренировке в 1945 году. Части его сохранились в нескольких музеях США.

Истребитель Митсубиси А6М Зеро

[ редактировать ]
Mitsubishi A6M2 Zero Model 21 взлетает с авианосца «Акаги» для атаки на Перл-Харбор.

Вторая китайско-японская война началась в 1937 году. Атаки китайских истребителей на японские бомбардировщики побудили японцев разработать концепцию истребительного сопровождения . Ограниченная дальность полета истребителя Mitsubishi A5M «Claude», использовавшегося для сопровождения бомбардировщиков, побудила руководство ВМС Японии ввести в эксплуатацию Mitsubishi A6M Zero в качестве истребителя дальнего действия наземного и палубного базирования. [7]

«Зеро», впервые поднявшийся в воздух в 1939 году, был чрезвычайно маневренным и легким, а маневренность и дальность полета превосходили любой другой истребитель в мире того времени. [8] В 1940 году Клэр Ли Шеннолт , лидер « Летающих тигров» , написал отчет, в котором предупредил свою родную страну о действиях Зеро. Однако аналитики военного министерства США отвергли отчет Шенно как «вопиющую ерунду» и пришли к выводу, что характеристики, приписываемые Zero, были аэродинамически невозможными. [9] С началом войны боевые службы США научились лучше; Маневренность «Зеро» превзошла любой истребитель союзников, с которым он столкнулся за первые два года войны. [10] По словам американского летного аса Уильяма Н. Леонарда : «В этих первых встречах и в одиночку мы осознали глупость воздушных боев с Зеро». [11]

Однако, чтобы добиться такой маневренности в воздушном бою, японские инженеры пожертвовали долговечностью. Зеро был очень легким; у него не было брони и самоуплотняющихся топливных баков . По словам американского писателя Джима Риардена , «Зеро, вероятно, был самым легким истребителем из всех истребителей Второй мировой войны, который можно было сбить при попадании… Японцы… не были готовы или не были способны создавать более совершенные истребители в количество, необходимое, чтобы справиться с растущим количеством и качеством американских истребителей». [7] [12] «Зеро» был основным истребителем ВМС Японии на протяжении всей войны. За время войны японцы произвели около 10 500 Зеро. [13]

Девять Зеро были сбиты во время нападения на Перл-Харбор . [14] Из этих обломков союзники узнали, что у «Зеро» не было брони и самоуплотняющихся топливных баков, но мало что еще о его возможностях. [15] Летно-технические характеристики «Зеро», имеющие решающее значение для разработки тактики и средств борьбы с ним, оставались загадкой.

Три других сбитых Зеро были доступны союзникам до того, как Акутан Зеро был возвращен. В феврале 1942 года «Зеро» (серийный номер 5349), пилотируемый Хадзиме Тойошимой, разбился на острове Мелвилл в Австралии после бомбардировки Дарвина ; он был сильно поврежден. Еще один «Зеро», пилотируемый Ёсимицу Маэда, разбился возле мыса Родни, Новая Гвинея . Команда, отправленная на поиски самолета, допустила ошибку, когда отрубила крылья, разорвав лонжероны крыльев и сделав Халк непригодным для полета. [16] Третий прибыл из Китая, где Герхард Нойман реконструировал действующий самолет. [2] из частично неповрежденного Зеро (серийный номер 3372), приземлившегося на территории Китая, а также спасенных частей от других сбитых Зеро. Самолет Неймана прибыл в Соединенные Штаты для испытаний только после возвращения Акутан Зеро. [17]

Последняя миссия старшины Коги

[ редактировать ]
Тадаёси Кога (1922–1942) был пилотом «Акутан Зеро».

В июне 1942 года в рамках японской Мидуэйской операции японцы атаковали Алеутские острова , у южного побережья Аляски . Японская оперативная группа под командованием адмирала Какудзи Какута дважды бомбила Датч-Харбор на острове Уналаска : один раз 3 июня и второй раз на следующий день.

Тадаёси Кога (10 сентября 1922 — 4 июня 1942), 19-летний летный старшина первого класса , был спущен на воду с японского авианосца «Рюдзё» в рамках рейда 4 июня. Кога входил в состав трехплоскостной секции; его ведомыми были старшина Макото Эндо и старшина Цуго Шикада. Кога и его товарищи атаковали Датч-Харбор и, как полагают, были тремя Зеро, которые сбили американскую летающую лодку PBY-5A Catalina, пилотируемую Бадом Митчеллом, и обстреляли ее выживших в воде, убив Митчелла и всех шестерых членов его экипажа. При этом самолет Коги (серийный номер 4593) был поврежден огнем из стрелкового оружия. [18]

Цуго Шикада, один из ведомых Коги, опубликовал в 1984 году отчет, в котором утверждал, что повреждение самолета Коги произошло, когда его подразделение атаковало две американские «Каталины», стоящие на якоре в заливе. В этом отчете нет никаких упоминаний о сбитии PBY Митчелла. И американские, и японские записи противоречат его утверждениям; в тот день в бухте не было PBY. Однако его заявления совпадают с американскими рекордами после нападения на Датч-Харбор накануне (3 июня). Риарден отметил: «Вполне вероятно, что почти через полвека после этого события память Шикады перепутала рейды 3 и 4 июня... Также кажется вероятным, что в своем интервью Шикада использовал избирательную память, не упоминая о сбитии самолета Митчелла. PBY, а затем расстрелял экипаж на воде из пулемета». [18]

Неизвестно, кто произвел выстрел, сбивший самолет Коги, хотя многие люди заявляют о своей вине. Фотоматериалы убедительно свидетельствуют о том, что он пострадал от наземного огня. Члены 206-го полка береговой артиллерии , имевшие как 3-дюймовые зенитные орудия, так и пулеметы 50-го калибра на позициях, защищающих Датч-Харбор, заявили о своей заслуге в дополнение к претензиям, сделанным присутствовавшими кораблями ВМС США. [19] Физический осмотр самолета показал, что в него попал огонь из стрелкового оружия : отверстия от пуль калибра 0,50 и меньше, как сверху, так и снизу. [20] [21]

Крушение

[ редактировать ]

В результате рокового выстрела возвратный маслопровод был перерезан, и самолет Коги сразу же начал вытягивать за собой масло. Кога снизил скорость, чтобы двигатель как можно дольше не заклинивал. [22]

Три Зеро вылетели на остров Акутан, расположенный в 25 милях к востоку от Датч-Харбора, который был предназначен для аварийной посадки. Возле острова ждала японская подводная лодка, которой было поручено подобрать сбитых пилотов. В Акутане три Зеро кружили по травянистой равнине в полумиле от Броуд-Байт. Шикада подумал, что земля под травой твёрдая, но во втором проходе он заметил, как блестит вода. Он внезапно понял, что Коге следует приземлиться на живот . Но к тому времени Кога уже опустил шасси и почти упал. [23]

Шасси самолета застряло в воде и грязи, в результате чего самолет перевернулся вверх дном и заскользил до остановки. Хотя самолет пережил приземление почти неповрежденным, старшина Кога скончался мгновенно при ударе, вероятно, от перелома шеи или тупого удара по голове. Ведущие Коги, кружившие над головой, получили приказ уничтожить всех Зеро, совершивших аварийную посадку на территории противника, но, поскольку они не знали, жив ли еще Кога, они не могли заставить себя обстрелять его самолет. Они решили уйти, не открывая по нему огонь. Японская подводная лодка, стоявшая у острова Акутан в поисках пилотов, тщетно искала Когу, прежде чем ее отогнал эсминец USS Williamson . [23]

Восстановление

[ редактировать ]
Пилот Билл Тис (слева) перед своей Каталиной , обнаружившей Акутан Зеро.

Место крушения, которое находилось вне поля зрения стандартных полос полета и не было видно с корабля, оставалось незамеченным и нетронутым более месяца. 10 июля 1942 года американский PBY Catalina, пилотируемый лейтенантом Уильямом «Биллом» Тисом, заметил обломки. «Каталина» Тиса патрулировала по точному счислению и заблудилась. Заметив Шумагины острова , он переориентировал свой самолет и начал возвращаться в Датч-Харбор самым прямым курсом: над островом Акутан. Помощник машиниста Альберт Нэк, который был капитаном самолета (примечание: термин «капитан самолета» в использовании ВМС США относится к назначенному руководителю обслуживающей бригады самолета, а не к командиру пилота), заметил обломки Коги. Самолет Тиса несколько минут кружил над местом крушения, отметил его положение на карте и вернулся в Датч-Харбор, чтобы сообщить об этом. Тис убедил своего командира Пола Фоули позволить ему вернуться с командой спасателей. На следующий день (11 июля) команда вылетела на осмотр места крушения. Помощник военно-морского фотографа Артур Бауман фотографировал во время их работы. [24]

Команда Тиса извлекла тело Коги из самолета, заставив Нэка (самого маленького члена экипажа) залезть внутрь самолета и перерезать ему ремни безопасности ножом. Они обыскали его в поисках чего-либо, имеющего разведывательную ценность, и похоронили Когу в неглубокой могиле недалеко от места крушения. Тис вернулся со своей командой в Датч-Харбор, где сообщил, что самолет можно спасти. На следующий день (12 июля) в Акутан была отправлена ​​спасательная группа под командованием лейтенанта Роберта Кирмса. Эта команда похоронила Когу по-христиански на близлежащем холме и приступила к возвращению самолета, но отсутствие тяжелого оборудования (которое они не смогли разгрузить после того, как корабль доставки потерял два якоря) сорвало их усилия. 15 июля была отправлена ​​третья спасательная бригада. На этот раз, имея подходящее тяжелое оборудование, команде удалось вытащить «Зеро» из грязи и перетащить его по суше на ближайшую баржу , не повредив его. «Зеро» доставили в Датч-Харбор, перевернули на правую сторону и почистили. [25]

Погрузка Akutan Zero на баржу

Akutan Zero был погружен на военный корабль США « Сент-Михил» и доставлен в Сиэтл, куда прибыл 1 августа. Оттуда его переправили на барже на авиабазу ВМС «Северный остров» недалеко от Сан-Диего, где был тщательно проведен ремонт. Этот ремонт «в основном заключался в выпрямлении вертикального стабилизатора, руля направления, законцовок крыла, закрылков и фонаря. Срезанные посадочные стойки требовали более серьезной работы. Трехлопастной винт Sumitomo был доработан и использован повторно». [26] Зеро Хиномару Красный знак был перекрашен в американский знак отличия: синий круг, белая звезда. Все это время самолет находился под круглосуточной охраной военной полиции , чтобы удержать потенциальных охотников за сувенирами от повреждения самолета. 20 сентября «Зеро» снова был готов к полету. [27]

Эдди Сандерс рулит самолетом после первого испытательного полета, 20 сентября 1942 года.

Данные с захваченного «Зеро» были переданы в Бюро аэронавтики ВМС США (BuAer) и компанию Grumman Aircraft . После тщательного изучения Рой Грумман решил, что он может спроектировать самолет, который мог бы соответствовать или превосходить «Зеро» во многих отношениях, за исключением дальности полета, не жертвуя при этом броней пилота, самоуплотняющимися топливными баками и прочной конструкцией фюзеляжа. Новый F6F Hellcat компенсирует лишний вес дополнительной мощностью. [28] [29]

20 сентября 1942 года, через два месяца после захвата «Зеро», лейтенант-коммандер Эдди Р. Сандерс поднял «Акутан Зеро» на свой первый испытательный полет. С 20 сентября по 15 октября он совершил 24 испытательных полета. Согласно отчету Сандерса:

Эти полеты включали в себя эксплуатационные испытания, подобные тем, которые мы проводим на самолетах, проходящих испытания в ВМФ. Уже в первом полете были выявлены слабые места «Зеро», которые наши пилоты могли использовать при правильной тактике... сразу же стал очевидным тот факт, что элероны замерзали на скорости выше 200 узлов, так что маневры по качению на этих скоростях были медленными и требовали больших усилий со стороны самолета. ручка управления. Налево катилось гораздо легче, чем направо. Кроме того, его двигатель отключался при отрицательном ускорении из-за карбюратора поплавкового типа . Теперь у нас был ответ для наших пилотов, которых перехитрили и которые не смогли уйти от преследующего Зеро: перейти в вертикальное пикирование, используя отрицательное ускорение, если это возможно, чтобы увеличить дальность полета, в то время как двигатель Зеро был остановлен ускорением. На скорости около 200 узлов резко развернитесь прямо перед тем, как пилот Зеро успел навести прицел. [30]

«Зеро» во время временного пребывания в Исследовательском центре Лэнгли , сразу после испытаний в аэродинамической трубе, 8 марта 1943 года. [31]

В начале 1943 года «Зеро» был переведен с военно-морской авиабазы ​​Северный остров на военно-морскую авиабазу Анакостия . Военно-морской флот пожелал использовать опыт NACA Исследовательского центра в Лэнгли в области летного оборудования, и 5 марта 1943 года он был доставлен в Лэнгли для установки приборов. Там он прошел аэродинамические испытания в Полномасштабной аэродинамической трубе в условиях строгой секретности. Эта работа включала исследования следа для определения сопротивления компонентов самолета; измерения подъемной силы, сопротивления и эффективности управления в туннельном масштабе; и испытания на боковое скольжение. [31]

После возвращения в состав ВМФ он прошел летные испытания Фредериком М. Трапнеллом , директором по летным испытаниям военно-морской авиабазы ​​Анакостия. Он управлял Akutan Zero, выполняя маневры, в то время как Сандерс одновременно управлял американскими самолетами, выполняя идентичные маневры, имитируя воздушный бой. После этого летчик-испытатель ВМС США лейтенант Мелвин К. «Буги» Хоффман провел дополнительные испытания в воздушном бою между собой, управляя Akutan Zero, и недавно принятыми в эксплуатацию пилотами ВМС США, управляющими новыми самолетами ВМФ.

Позже, в 1943 году, самолет был выставлен в национальном аэропорту Вашингтона в качестве военного приза. [32] В 1944 году его отозвали на Северный остров для использования в качестве учебного самолета для пилотов-новичков, отправляемых в Тихий океан. модель 52 Zero, захваченная при освобождении Гуама . Позднее использовалась и [33]

Данные и выводы этих испытаний были опубликованы в сводках информационной разведки 59 , Технической авиационной разведке № 3 , Тактических и технических тенденциях № 5 (опубликовано перед первым испытательным полетом) и Сводке информационной разведки 85 . Эти результаты имеют тенденцию несколько занижать возможности Зеро. [34]

Последствия

[ редактировать ]

Данные с захваченного самолета были переданы BuAer и Grumman для изучения в 1942 году. [29] Американский палубный истребитель, пришедший на смену Grumman F4F Wildcat . [5] [35] F6F Hellcat был испытан в своем первом экспериментальном режиме как прототип XF6F-1 с маломощным Wright R-2600 Twin Cyclone 26 июня 1942 года. 14-цилиндровым двухрядным радиальным двигателем [36] [37] Незадолго до первого полета XF6F-1, основываясь на боевых отчетах о столкновениях между F4F Wildcat и A6M Zero, 26 апреля 1942 года, BuAer поручил Grumman установить более мощный 18-цилиндровый Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp. радиальный двигатель — уже использованный в конструкции Corsair компании Chance Vought с момента ее создания в 1940 году — во втором прототипе XF6F-1. [38] Компания Grumman выполнила требования, перепроектировав и усилив планер F6F, включив в него двигатель R-2800-10 мощностью 2000 л.с. (1500 кВт), приводящий в движение трехлопастной винт Hamilton Standard . По оценкам Груммана, благодаря этой комбинации характеристики XF6F-3 превзойдут характеристики XF6F-1 на 25%. [39] Этот первый планер Hellcat, оборудованный Double Wasp, с серийным номером BuAer 02982, впервые поднялся в воздух 30 июля 1942 года. Подтип F6F-3 был разработан с учетом конкретных предложений пилотов F4F, участвовавших в битве в Коралловом море, в стиле «Wildcat vs Zero». , такие как Джим Флэтли , и Битва за Мидуэй, такие как Джимми Тэч ; их мнение было получено во время встречи с вице-президентом Grumman Джейком Свирбулом в Перл-Харборе 23 июня 1942 года. Первый серийный F6F-3 совершил свой первый полет чуть более трех месяцев спустя, 3 октября 1942 года. [37] [40] [41] [42] Хотя испытания захваченного «Зеро» не оказали существенного влияния на конструкцию «Хеллкэта», [43] они поделились знаниями о характеристиках управляемости Зеро, включая его ограничения при повороте вправо и нырянии. [44] Эта информация, а также улучшенные возможности Hellcat помогли американским пилотам «склонить чашу весов в Тихом океане». [35] Американские асы Кеннет А. Уолш и Р. Роберт Портер, среди прочих, считали, что тактика, основанная на этих знаниях, спасла им жизни. [44] Джеймс Сарджент Рассел , командовавший эскадрой PBY «Каталина», открывшей «Зеро» и позднее дослужившейся до звания адмирала, заявил, что «Зеро» Коги имело «огромное историческое значение». Уильям Н. Леонард согласился: «Захваченный «Зеро» был сокровищем. Насколько мне известно, ни одна другая захваченная машина никогда не открывала столько секретов в то время, когда потребность была так велика». [45]

Некоторые историки оспаривают степень влияния «Акутан Зеро» на исход воздушной войны на Тихом океане. Например, « Плетение Тхача» , тактика, созданная Джоном Тачем и с большим успехом использованная американскими летчиками против «Зеро», была разработана Тэтчем перед атакой на Перл-Харбор на основе отчетов разведки о действиях «Зеро» в Китае. [46]

Прах Тадаёси Коги, вероятно, захоронен на Национальном кладбище Чидоригафути .

Захват и летные испытания «Зеро» Коги обычно описываются как огромный переворот для союзников, поскольку они раскрыли секреты этого загадочного самолета и привели непосредственно к его падению. Согласно этой точке зрения, только тогда пилоты союзников научились бороться со своими проворными противниками. Японцы не могли с этим согласиться... Однако те военно-морские пилоты, которые сражались с «Зеро» в Коралловом море , на Мидуэе и на Гуадалканале, не имея отчетов об испытаниях, не согласились бы с утверждением, что потребовалось вскрытие «Зеро» Коги, чтобы создать тактику, превосходящую легендарный самолет. Для них «Зеро» недолго оставался загадочным самолетом. Среди боевых пилотов быстро распространились слухи о его особых характеристиках. Действительно, 6 октября во время испытаний «Зеро» летчик-испытатель «Акутан Зеро» Фредерик М. Трапнелл сделал весьма показательное заявление: «Общее впечатление от самолета точно такое же, как первоначально созданное разведкой, включая летные характеристики». [6]

Девять разбитых Mitsubishi A6M Zero были обнаружены в Перл-Харборе вскоре после нападения в декабре 1941 года, и Управление военно-морской разведки США вместе с BuAer изучило их, а затем отправило в Департамент экспериментальной инженерии в Дейтоне, штат Огайо , в 1942 году. отметил, что экспериментальные самолеты Grumman XF6F-1, проходившие тогда испытания в июне 1942 года, и у Zero были «крылья, интегрированные с фюзеляжем», [47] необычная конструктивная особенность американских самолетов того времени.

Akutan Zero был уничтожен во время аварии на тренировке в феврале 1945 года. Пока Zero выруливал на взлет, Curtiss SB2C Helldiver не справился с управлением и врезался в него. Пропеллер «Хеллдайвера» разрубил «Зеро» на куски. Из-под обломков Уильям Н. Леонард извлек несколько датчиков, которые он подарил Национальному музею ВМС США . В Музее наследия Аляски и Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики также есть небольшие фрагменты «Зеро». [48]

Американский писатель Джим Рирден возглавил поиски на Акутане в 1988 году, пытаясь репатриировать тело Коги. Он нашел могилу Коги, но обнаружил, что она пуста. Риарден и японский бизнесмен Минору Кавамото провели поиск записей. Они обнаружили, что тело Коги было эксгумировано командой Американской службы регистрации могил в 1947 году и перезахоронено на острове Адак , расположенном ниже по Алеутскому хребту. Команда, не зная личности Коги, пометила его тело как неопознанное. Кладбище Адак было раскопано в 1953 году, и 236 тел были возвращены в Японию. Тело, похороненное рядом с Когой (Сигэёси Синдо), было одним из 13 опознанных; Остальные 223 неопознанных останка были кремированы и захоронены на национальном кладбище Чидоригафути в Японии. Вероятно, Кога был одним из них. [49]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Риарден, Враг [ нужна страница ] .
  2. ^ Jump up to: а б Джеймс Ф. Лэнсдейл (1999). «Военная премия: захват первого японского истребителя «Зеро» в 1941 году» . Архивировано из оригинала 6 января 2010 года . Проверено 13 августа 2014 г.
  3. ^ Риарден, Боец , пикс.
  4. ^ Ларри Дуайер (2003). «Митсубиси А6М Зеро-Сен – Япония» . Онлайн-музей истории авиации . Проверено 9 декабря 2008 г.
  5. ^ Jump up to: а б Окумия, стр. 160–63
  6. ^ Jump up to: а б Лундстрем, стр. 535.
  7. ^ Jump up to: а б Риарден, Файтер , стр. 1–3.
  8. Оксфордский путеводитель, статья «Бойцы», стр. 278–79. Превосходство «Зеро» в дальности полета приведено в таблице 2, полученной из книги У. Грина «Военные самолеты Второй мировой войны», 1961 год. Маневренность описывается как «превосходная… Из первых истребителей союзников ему мог противостоять только F4F Wildcat на что-то вроде равных условий».
  9. ^ Торговля, стр. 139.
  10. ^ Оксфордский путеводитель, статья «Воздушная мощь», стр. 17. «Во многом благодаря этим ударам, а также превосходству истребителей «Зеро» японского флота над всем, с чем им предстояло встретиться в ближайшие два года, японцы смогли прорваться сквозь плохо защищенные британские и голландские владения в Юго-Восточной Азии без возможности прерывания союзниками их коммуникаций».
  11. ^ Риарден, Файтер , с. 14.
  12. ^ Риарден, Файтер , с. 10.
  13. ^ Бергеруд, стр. 205.
  14. ^ Риарден, Файтер , с. 28.
  15. ^ Риарден, Файтер , с. 29.
  16. ^ Риарден, Файтер , с. 30.
  17. ^ «Программа Лемельсона-MIT – Архивный профиль изобретателя недели Герхарда Ноймана» . Массачусетский технологический институт . 1998. Архивировано из оригинала 15 апреля 2003 года . Проверено 9 декабря 2008 г.
  18. ^ Jump up to: а б Риарден, Файтер , с. 54.
  19. ^ Война Виллиуо: Национальная гвардия Арканзаса на Алеутских островах во время Второй мировой войны , Дональд Гольдштейн и Кэтрин В. Диллон, 1992, University of Arkansas Press, стр. 188. ISBN   9781557282422 . См. также: Никогда не сдавайся! История 206-го полка береговой артиллерии (зенитной артиллерии) Национальной гвардии Арканзаса во время Второй мировой войны, Уильям Э. Максвелл-младший, 1992 г. [ ISBN отсутствует ]
  20. ^ Риарден, Файтер , с. 56
  21. ^ Риарден, Файтер , стр. 67–68.
  22. ^ Риарден, Файтер , с. 57.
  23. ^ Jump up to: а б Риарден, Файтер , с. 58.
  24. ^ Риарден, Файтер , стр. 61–62.
  25. ^ Риарден, Файтер , стр. 66–70.
  26. ^ Риарден, Файтер , с. 72. Приложение II содержит исчерпывающий перечень ремонтных работ.
  27. ^ Риарден, Файтер , с. 72.
  28. ^ Юинг (Тач Уив) с. 84
  29. ^ Jump up to: а б Труэльсен п. 178
  30. ^ Риарден, Файтер , с. 73.
  31. ^ Jump up to: а б Чемберс, Джозеф Р. (2014). Пещера Ветров: замечательная история полномасштабной аэродинамической трубы Лэнгли . стр. 151–52. ISBN  9781626830165 . OCLC   871536711 .
  32. ^ Николас, Уильям Х.; Эдвардс, Уолтер Мейерс (сентябрь 1943 г.). «Военный Вашингтон». Нэшнл Географик .
  33. ^ Риарден, Файтер , стр. 78–84.
  34. ^ Ричард Л. Данн (2004). «Нулевая модель 21: раскрытие данных о производительности (часть 1)» . Проверено 9 декабря 2008 г.
  35. ^ Jump up to: а б Деган, Flattop , с. 103.
  36. ^ Франсильон с. 198
  37. ^ Jump up to: а б О'Лири, стр. 67–74.
  38. ^ Юинг и Лундстром 2004, стр. 155, 156.
  39. ^ Салливан 1979, стр. 4.
  40. ^ Юинг (Thach Weave), стр. 86, 182, 308.
  41. ^ Юинг (Лидер Жнецов), стр. 106, 172.
  42. ^ Труэльсен с. 166
  43. ^ Риарден, Файтер , с. 86.
  44. ^ Jump up to: а б Риарден, Файтер , с. 88.
  45. ^ Риарден, Файтер , стр. 86–88.
  46. ^ Риарден, Файтер , стр. 4–5.
  47. ^ Юинг 2004 с. 102
  48. ^ Риарден, Файтер , с. 91.
  49. ^ Риарден, Файтер , стр. 95–98.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5fa6d442dfc60817f70ef9974b6ed0cf__1720644600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/cf/5fa6d442dfc60817f70ef9974b6ed0cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Akutan Zero - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)