Jump to content

Yakovlev Yak-40

(Перенаправлено с Як-40 )
Yak-40
Як-40 на конечном заходе на посадку
Роль Региональный самолет / VIP-транспорт
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Yakovlev
Первый полет 21 октября 1966 г.
Введение Сентябрь 1968 г. (Аэрофлот).
Статус В ограниченном обслуживании
Основные пользователи Авиакомпания Мотор Сич [ 1 ]
Вологодское авиационное предприятие [ 2 ]
Аэрофлот (бывший)
Произведено 1967–1981
Количество построенных 1011 (по некоторым данным, 1013) [ который? ]
Развитый в Yakovlev Yak-42

Яковлев Як-40 ( русский : Яковлев Як-40 ; кодовое название НАТО : Кодлинг ) — региональный реактивный самолет, разработанный Яковлевым . Первый полет триджета . состоялся в 1966 году, а производство осуществлялось с 1967 по 1981 год. Он был принят на вооружение в 1968 году, а в 1970 году последовали экспортные модели

Разработка

[ редактировать ]

К началу 1960-х годов советские международные и внутренние магистральные маршруты обслуживались «Аэрофлот» государственной авиакомпанией на реактивных или турбовинтовых авиалайнерах, но их местные рейсы, многие из которых выполнялись с травяных аэродромов, обслуживались устаревшими самолетами с поршневыми двигателями, такими как Ильюшин Ил-12 , Ил-14 и Лисунов Ли-2 . [ 3 ] Аэрофлот хотел заменить эти устаревшие авиалайнеры самолетом с газотурбинным двигателем, Яковлева проектировать который поручили ОКБ . Высокая скорость не требовалась, но он должен был иметь возможность безопасно и надежно работать в плохо оборудованных аэропортах с короткими (менее 700 м или 2300 футов) грунтовыми взлетно-посадочными полосами в плохую погоду. [ 4 ]

Яковлев изучал конструкции как с турбовинтовыми, так и с реактивными двигателями, чтобы удовлетворить этим требованиям, в том числе с вертикальным взлетом и посадкой конструкции с подъемными движителями в фюзеляже или в подвесных гондолах, но в конечном итоге они остановились на трехдвигательном самолете с прямым крылом, несущем 20-20 самолетов. 25 пассажиров. Двигателями должен был стать новый АИ-25 турбовентиляторный двигатель , разрабатываемый Ивченко в Запорожье на Украине. [ 5 ]

ковша Реверсор тяги на центральном двигателе
Кабина Як-40
Вид самолета сзади: встроенная задняя трап.
Интерьерная фотосфера VIP-варианта Як-40, находящаяся в Эстонском музее авиации.
( просмотр в виде интерактивной панорамы 360° )

Як-40 — свободнонесущий низкоплан с нестреловидным крылом, большим Т-образным хвостовым оперением и убирающимся трехстоечным шасси . Пассажирский салон расположен перед крылом, в короткой задней части фюзеляжа расположены три турбовентиляторных двигателя, два двигателя установлены на коротких пилонах по бокам фюзеляжа, а третий двигатель расположен в задней части фюзеляжа, воздух подается из спинного воздухораспределителя. впуск через S-образный воздуховод, как и вспомогательная силовая установка , позволяющая запускать двигатель без наземной поддержки на примитивных аэродромах. [ 6 ] [ 7 ] Три двигателя АИ-25 представляют собой двухвальные двигатели мощностью 14,7 кН (3300 фунтов силы). Двигатели не имеют реактивных патрубков и изначально не имеют реверсоров тяги. [ 8 ] [ 9 ]

Герметичный фюзеляж имеет диаметр 2,4 метра (94 дюйма). Пилот и второй пилот сидят рядом в кабине самолета, а пассажирский салон имеет стандартную компоновку, вмещающую от 24 до 27 пассажиров по три в ряд, хотя при переключении на сиденья по четыре в ряд можно перевозить 32 пассажира. Пассажиры входят в самолет через подфюзеляжную лестницу в задней части фюзеляжа. [ 9 ] [ 10 ]

Крыло оснащено большими щелевыми закрылками на задней кромке , но не имеет других устройств, обеспечивающих большую подъемную силу, поэтому низкая нагрузка на крыло самолета обеспечивает требуемые характеристики взлета и посадки на короткой площадке. Крылья соединяются по осевой линии самолета, при этом основной лонжерон проходит от законцовки крыла до законцовки. В крыльях расположены встроенные топливные баки емкостью 3800 литров (1000 галлонов США; 840 имп галлонов). Самолет имеет большой киль, который отклонен назад под углом 50 градусов, чтобы сместить хвостовое оперение назад и компенсировать короткую заднюю часть фюзеляжа. Само горизонтальное оперение не стреловидное. [ 7 ] [ 11 ]

Як-40 был первым авиалайнером советской постройки, разработанным с учетом западных требований летной годности . [ 12 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Первый из пяти прототипов совершил свой первый полет 21 октября 1966 года. [ 9 ] Производство было запущено на Саратовском авиационном заводе в 1967 году, а советский сертификат типа получен в 1968 году. [ 7 ] Первый пассажирский рейс этот тип совершил для Аэрофлота 30 сентября 1968 года. [ 11 ] В версии 1972 года штопор убрали. В 1974 году была представлена ​​новая версия, в которой дальность беспосадочного полета увеличилась. Также изменило свое место носовая дверь на правом борту фюзеляжа – она располагалась вместе с шестым окном. [ нужна ссылка ]

В 1975 году прошла последняя модернизация Як-40 — количество окон кабины по правому борту изменилось с девяти до восьми. [ нужна ссылка ]

К моменту окончания производства в ноябре 1981 года саратовский завод выпустил 1011 или 1013 самолетов. К 1993 году Як-40 Аэрофлота перевезли 354 миллиона пассажиров. [ 13 ] Як-40 не только был основой местных операций Аэрофлота, выполняя в 1980 году 276 внутренних направлений, но и имел успех на экспорт. Кроме того, Як-40 стал первым российским/советским самолетом, получившим летные сертификаты Италии и Западной Германии. Его демонстрировали в 75 странах мира, в том числе в США, где были сделаны заказы на Як-40. [ нужна ссылка ]

Всего 130 экземпляров были экспортированы в Афганистан , Анголу , Болгарию , Камбоджу , Кубу , Чехословакию , Экваториальную Гвинею , Эфиопию , Германию , Гватемалу , Гондурас , Венгрию , Италию , Лаос , Мадагаскар , Филиппины , Польшу , Сирию , Вьетнам , Югославию и Замбию . [ 7 ] [ 13 ]

По состоянию на июль 2021 года начались испытания Як-40 с электровинтовым двигателем в носовой части самолета. [ 14 ]

Интерьер бизнес-самолета YK-40

Варианты

[ редактировать ]

Data from :- OKB Yakovlev [ 15 ]

  • Як-40 – первая серийная модель.
  • Як-40-25 Военная конверсия с носовой частью МиГ-25 Р и установкой СРС-4А «Элинт» .
  • Як-40 Аква (Аква) - военная модификация с носовым зондом, датчиками на пилоне, фюзеляжным раздатчиком и подкрыльевыми блоками активных помех.
  • Як-40Д (Дальний - дальний) - с увеличенной дальностью беспосадочного полета.
  • Як-40ЭК — экспортный вариант.
  • Як-40 Фобос (Фобос) - военная модификация с двумя спинными смотровыми куполами и съемным окном с каждой стороны.
  • Як-40К – грузовой/кабриолет/комбинированный вариант с большой грузовой дверью. Год выпуска 1975–81.
  • Як-40 Калибровщик - переделка военного Элинта с «фермой» из лопастных, дипольных и планарных антенн.
  • Як-40Л - предлагаемая версия с двумя ТРДД Lycoming LF507-1N , совместная программа Skorost и Textron (теперь Allied-Signal ) Lycoming. Первоначальная конструкция должна была иметь слегка стреловидное крыло.
  • Як-40 Лирос - военная переоборудование с носовым зондом с датчиками данных о воздухе.
  • Як-40М - предлагаемый 40-местный удлиненный пассажирский вариант.
  • Як-40 М-602 - летающий стенд с установленным в носовой части чехословацким турбовинтовым двигателем М 602.
  • Як-40 Метео - военная переоборудование с многополюсными дипольными антеннами и фюзеляжным распределителем.
  • Як-40П - Як-40Л с большими мотогондолами, выступающими вперед крыльев.
  • Як-40РЭО — военная переоборудование с большим подфюзеляжным каноэ для линейного ИК-сканирования . Боковой смотровой пузырь с правой стороны.
  • Як-40 Шторм - военная переделка с несколькими зондами и датчиками на передних боковинах.
  • Як-40ТЛ - предлагаемая модернизированная версия с тремя турбовентиляторными двигателями Lycoming LF 507 .
  • Як-40В - экспортный вариант с тремя ТРДД АИ-25Т.
  • Як-40МС — Экспериментальная модернизация с двумя Honeywell TFE731-5 ТРДД производства СибНИА . [ 16 ]
  • STR-40DT - предлагаемый двухмоторный композитное крыло. [ 17 ] производное от ТВС-2ДТС , также разрабатываемое СибНИА. Одобрено, но не поддержано Яковлевым . [ 18 ]

Операторы

[ редактировать ]
Операторы Як-40 (исключительно гражданские эксплуатанты синего цвета)

Гражданские операторы

[ редактировать ]
Трехрядная компоновка сидений Як-40.

По состоянию на июль 2019 года в эксплуатации гражданских эксплуатантов осталось 22 из 1011 самолетов Як-40. [ 19 ] Летная годность нескольких Як-40 небольших чартерных авиакомпаний России и Центральной Азии остается неопределенной, как и местонахождение одного самолета AirLibia Tibesti после гражданской войны. Большинство самолетов, находящихся в эксплуатации сегодня, были переконфигурированы для VIP-чартерных перевозок, и менее десяти из них осталось в регулярных пассажирских перевозках. Известные операторы: [ 20 ]

 Афганистан
 Албания
 Ангола
 Азербайджан
 Беларусь
  • Правительство Беларуси
 Боливия
 Болгария
 Куба
 Чешская Республика
  • Правительство Чехии - бывший оператор
 Чехословакия
 Египет
 Западная Германия
  • General Air - бывший оператор
 Греция
 Гватемала
 Гондурас
  • Роллинз Эйр - бывший оператор
 Венгрия
 Италия
 Казахстан
  • Эйр Казахстан - бывший оператор
  • Эйр Кокшетау - бывший оператор
  • Бек Эйр - бывший оператор
  • Авиапредприятие Восточно-Казахстанской области – 2 в грузовом исполнении
  • Евро-Азия Эйр - бывший оператор
  • Семейавиа - бывший оператор
  • Тулпар Эйр Сервис - бывший оператор
  • Жетысу Авиакомпания – 2: один в чартерном и один в грузовом исполнении.
  • Жезказган Эйр - 2 в регулярном сообщении
 Кыргызстан
 Ливия
 Литва
 Молдавия
 Перу
  • Air Express - бывший оператор
  • Amazon Air Services - бывший оператор
 Филиппины
 Польша
 Россия
 Словакия
  • Правительство Словакии - бывший оператор
 Советский Союз
 Сирия
 Таджикистан
 Туркменистан
 Украина
 Узбекистан
 Венесуэла
  • Oriental de Aviación - бывший оператор
 Вьетнам

Военные операторы

[ редактировать ]
Як-40 во время взлета

По состоянию на ноябрь 2012 года на военной службе остается не более 17 Як-40 (возможно, меньше, учитывая неясную ситуацию в Сирии). Известные операторы:

 Ангола
ВВС Анголы - 1 по состоянию на декабрь 2016 г. [ 24 ]
 Болгария
Болгарские ВВС - бывший оператор
 Куба
Кубинские ВВС - 3 на вооружении
 Чехословакия
Чехословацкие ВВС - бывший оператор
 Чешская Республика
ВВС Чехии - 1 по состоянию на декабрь 2016 г. [ 25 ]
 Восточная Германия
Восточногерманские ВВС - бывший оператор
 Эфиопия
ВВС Эфиопии - 1 на вооружении
 Экваториальная Гвинея
Военные Экваториальной Гвинеи - президентский самолет
 Гвинея-Бисау
ВВС Гвинеи-Бисау - бывший оператор
 Венгрия
Венгерские ВВС - бывший оператор
 Казахстан
Вооруженные Силы Республики Казахстан – 1 на вооружении
 Лаос
ВВС Народно-освободительной армии Лаоса - бывший оператор
 Литва
Литовские ВВС - бывший оператор
 Мадагаскар
Военные Мадагаскара - 2 на вооружении
 Польша
Польские ВВС - бывший оператор
 Россия
ВВС России - 1 на вооружении
 Сербия
Сербские ВВС - бывший оператор
 Сирия
Сирийские ВВС - до 6 на вооружении, летная годность неясна.
 Советский Союз
Советские ВВС - бывший оператор
 Вьетнам
Народные ВВС Вьетнама - бывший оператор
 Йемен
ВВС Йемена - 2 на вооружении
 Югославия
Югославские ВВС - бывший оператор
 Замбия
ВВС Замбии - бывший оператор
 Зимбабве
ВВС Зимбабве - бывший оператор [ 26 ]

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

Технические характеристики (Як-40)

[ редактировать ]
Яковлев Як-40 3-view drawing
Предлагаемые варианты СВВП и четырехмоторного Як-40.

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. [ 9 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3 человека (два пилота, один бортмеханик)
  • Вместимость: 32 пассажира
  • Длина: 20,36 м (66 футов 10 дюймов)
  • Размах крыльев: 25,0 м (82 фута 0 дюймов)
  • Высота: 6,50 м (21 фут 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 70,00 м 2 (753,5 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 9:1
  • Вес пустого: 9400 кг (20723 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 15 500 кг (34 172 фунта)
  • Запас топлива: 3910 л (860 имп галлонов; 1030 галлонов США)
  • Силовая установка: 3 Ивченко АИ-25 ТРДД тягой по 14,7 кН (3300 фунтов силы) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 0,7 Маха ( IAS )
  • Крейсерская скорость: 550 км/ч (340 миль в час, 300 узлов) на высоте 7000 м (23000 футов) (макс. крейсерский режим)
  • Дальность: 1800 км (1100 миль, 970 миль)
  • Практический потолок: 8000 м (26000 футов) [ 27 ]
  • Скорость набора высоты: 8,00 м/с (1575 футов/мин)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ «Авиакомпания «Мотор Сич – Флот» . www.flymotorsich.com . Архивировано из оригинала 4 февраля 2019 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
  2. ^ «Вологда, аэропорт – Авиапарк» . avia35.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
  3. ^ Страуд 1968, с. 269–270.
  4. ^ Ганстон и Гордон 1997, с. 185.
  5. ^ Ганстон и Гордон 1997, стр. 185–186.
  6. ^ Страуд 1968, с. 270–272.
  7. ^ Jump up to: а б с д Gordon Komissarov and Komissarov 2005, p. 303
  8. ^ Ганстон и Гордон 1997, с. 187.
  9. ^ Jump up to: а б с д Тейлор 1976, стр. 448–449.
  10. ^ Страуд 1968, стр. 272–273.
  11. ^ Jump up to: а б Ганстон и Гордон 1997, стр. 186–187.
  12. ^ «1975 | 0140 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 г.
  13. ^ Jump up to: а б Ганстон и Гордон 1997, с. 189.
  14. ^ «Як-40 со сверхпроводниковым двигателем начинает испытательные полеты» . www.flightglobal.com .
  15. ^ Gordon, Yefim; Dmitry; Sergey Komissarov (2005). OKB Yakovlev . Hinkley: Midland Publishing. pp. 303–311. ISBN  1-85780-203-9 .
  16. ^ "Новосибирские инженеры подняли в воздух самолет, который станет современным аналогом Як-40" . tass.ru .
  17. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : "Як-40 | Деревенский триреактивный самолет" . Ютуб .
  18. ^ "Опытный образец цельнокомпозитного самолёта СТР-40ДТ покажут в конце года - Авиация России" . aviation21.ru . 7 June 2018.
  19. ^ Thisdell and Seymour Flight International, 30 июля – 5 августа 2019 г., стр. 47.
  20. ^ «Всемирная перепись авиакомпаний 2018» . Flightglobal.com . Проверено 26 августа 2018 г.
  21. ^ Исходная сеть маршрутов 1972 года: https://www.routesonline.com/news/38/airlineroute/257185/1972-olympic-airways-network/
  22. ^ Jump up to: а б Оттенхоф, 1996, с. 418
  23. ^ Оттенхоф, 1996, стр.419.
  24. ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 26.
  25. ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., стр. 33–34.
  26. ^ Купер и др. 2011 , стр. 210, 235–236
  27. ^ Ганстон 1995, с. 492.

Библиография

[ редактировать ]
  • Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN  978-0-9825539-8-5 .
  • Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2005. ISBN   1-85780-203-9 .
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Ганстон, Билл и Ефим Гордон. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон, Великобритания: Книги по аэронавтике Патнэма, 1997. ISBN   1-55750-978-6 .
  • Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 190, № 5566, 6–12 декабря 2016 г., стр. 22–53. ISSN   0015-3710 .
  • Оттенхоф, Гус; Хиллман, Питер и Джессап, Стюарт. Советский транспорт. Мир авиационных хобби. 1996. ISBN   0-907178-60-X .
  • Страуд, Джон. Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Патнэм, 1968. ISBN   0-370-00126-5 .
  • Тисделл, Дэн и Сеймур, Крис. «Всемирная перепись авиалайнеров». Flight International , Том. Т. 196, № 5694, 30 июля – 5 августа 2019 г. ISSN   0015-3710 . стр. 24–47.
  • Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN   0-354-00538-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56c620f34077e3eb830f71f95243f0cc__1718494500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/cc/56c620f34077e3eb830f71f95243f0cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-40 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)