Yakovlev Yak-40
Yak-40 | |
---|---|
Як-40 на конечном заходе на посадку | |
Роль | Региональный самолет / VIP-транспорт |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Yakovlev |
Первый полет | 21 октября 1966 г. |
Введение | Сентябрь 1968 г. (Аэрофлот). |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Авиакомпания Мотор Сич [ 1 ] Вологодское авиационное предприятие [ 2 ] Аэрофлот (бывший) |
Произведено | 1967–1981 |
Количество построенных | 1011 (по некоторым данным, 1013) [ который? ] |
Развитый в | Yakovlev Yak-42 |
Яковлев Як-40 ( русский : Яковлев Як-40 ; кодовое название НАТО : Кодлинг ) — региональный реактивный самолет, разработанный Яковлевым . Первый полет триджета . состоялся в 1966 году, а производство осуществлялось с 1967 по 1981 год. Он был принят на вооружение в 1968 году, а в 1970 году последовали экспортные модели
Разработка
[ редактировать ]К началу 1960-х годов советские международные и внутренние магистральные маршруты обслуживались «Аэрофлот» государственной авиакомпанией на реактивных или турбовинтовых авиалайнерах, но их местные рейсы, многие из которых выполнялись с травяных аэродромов, обслуживались устаревшими самолетами с поршневыми двигателями, такими как Ильюшин Ил-12 , Ил-14 и Лисунов Ли-2 . [ 3 ] Аэрофлот хотел заменить эти устаревшие авиалайнеры самолетом с газотурбинным двигателем, Яковлева проектировать который поручили ОКБ . Высокая скорость не требовалась, но он должен был иметь возможность безопасно и надежно работать в плохо оборудованных аэропортах с короткими (менее 700 м или 2300 футов) грунтовыми взлетно-посадочными полосами в плохую погоду. [ 4 ]
Яковлев изучал конструкции как с турбовинтовыми, так и с реактивными двигателями, чтобы удовлетворить этим требованиям, в том числе с вертикальным взлетом и посадкой конструкции с подъемными движителями в фюзеляже или в подвесных гондолах, но в конечном итоге они остановились на трехдвигательном самолете с прямым крылом, несущем 20-20 самолетов. 25 пассажиров. Двигателями должен был стать новый АИ-25 турбовентиляторный двигатель , разрабатываемый Ивченко в Запорожье на Украине. [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]Як-40 — свободнонесущий низкоплан с нестреловидным крылом, большим Т-образным хвостовым оперением и убирающимся трехстоечным шасси . Пассажирский салон расположен перед крылом, в короткой задней части фюзеляжа расположены три турбовентиляторных двигателя, два двигателя установлены на коротких пилонах по бокам фюзеляжа, а третий двигатель расположен в задней части фюзеляжа, воздух подается из спинного воздухораспределителя. впуск через S-образный воздуховод, как и вспомогательная силовая установка , позволяющая запускать двигатель без наземной поддержки на примитивных аэродромах. [ 6 ] [ 7 ] Три двигателя АИ-25 представляют собой двухвальные двигатели мощностью 14,7 кН (3300 фунтов силы). Двигатели не имеют реактивных патрубков и изначально не имеют реверсоров тяги. [ 8 ] [ 9 ]
Герметичный фюзеляж имеет диаметр 2,4 метра (94 дюйма). Пилот и второй пилот сидят рядом в кабине самолета, а пассажирский салон имеет стандартную компоновку, вмещающую от 24 до 27 пассажиров по три в ряд, хотя при переключении на сиденья по четыре в ряд можно перевозить 32 пассажира. Пассажиры входят в самолет через подфюзеляжную лестницу в задней части фюзеляжа. [ 9 ] [ 10 ]
Крыло оснащено большими щелевыми закрылками на задней кромке , но не имеет других устройств, обеспечивающих большую подъемную силу, поэтому низкая нагрузка на крыло самолета обеспечивает требуемые характеристики взлета и посадки на короткой площадке. Крылья соединяются по осевой линии самолета, при этом основной лонжерон проходит от законцовки крыла до законцовки. В крыльях расположены встроенные топливные баки емкостью 3800 литров (1000 галлонов США; 840 имп галлонов). Самолет имеет большой киль, который отклонен назад под углом 50 градусов, чтобы сместить хвостовое оперение назад и компенсировать короткую заднюю часть фюзеляжа. Само горизонтальное оперение не стреловидное. [ 7 ] [ 11 ]
Як-40 был первым авиалайнером советской постройки, разработанным с учетом западных требований летной годности . [ 12 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первый из пяти прототипов совершил свой первый полет 21 октября 1966 года. [ 9 ] Производство было запущено на Саратовском авиационном заводе в 1967 году, а советский сертификат типа получен в 1968 году. [ 7 ] Первый пассажирский рейс этот тип совершил для Аэрофлота 30 сентября 1968 года. [ 11 ] В версии 1972 года штопор убрали. В 1974 году была представлена новая версия, в которой дальность беспосадочного полета увеличилась. Также изменило свое место носовая дверь на правом борту фюзеляжа – она располагалась вместе с шестым окном. [ нужна ссылка ]
В 1975 году прошла последняя модернизация Як-40 — количество окон кабины по правому борту изменилось с девяти до восьми. [ нужна ссылка ]
К моменту окончания производства в ноябре 1981 года саратовский завод выпустил 1011 или 1013 самолетов. К 1993 году Як-40 Аэрофлота перевезли 354 миллиона пассажиров. [ 13 ] Як-40 не только был основой местных операций Аэрофлота, выполняя в 1980 году 276 внутренних направлений, но и имел успех на экспорт. Кроме того, Як-40 стал первым российским/советским самолетом, получившим летные сертификаты Италии и Западной Германии. Его демонстрировали в 75 странах мира, в том числе в США, где были сделаны заказы на Як-40. [ нужна ссылка ]
Всего 130 экземпляров были экспортированы в Афганистан , Анголу , Болгарию , Камбоджу , Кубу , Чехословакию , Экваториальную Гвинею , Эфиопию , Германию , Гватемалу , Гондурас , Венгрию , Италию , Лаос , Мадагаскар , Филиппины , Польшу , Сирию , Вьетнам , Югославию и Замбию . [ 7 ] [ 13 ]
По состоянию на июль 2021 года начались испытания Як-40 с электровинтовым двигателем в носовой части самолета. [ 14 ]
Варианты
[ редактировать ]Data from :- OKB Yakovlev [ 15 ]
- Як-40 – первая серийная модель.
- Як-40-25 Военная конверсия с носовой частью МиГ-25 Р и установкой СРС-4А «Элинт» .
- Як-40 Аква (Аква) - военная модификация с носовым зондом, датчиками на пилоне, фюзеляжным раздатчиком и подкрыльевыми блоками активных помех.
- Як-40Д (Дальний - дальний) - с увеличенной дальностью беспосадочного полета.
- Як-40ЭК — экспортный вариант.
- Як-40 Фобос (Фобос) - военная модификация с двумя спинными смотровыми куполами и съемным окном с каждой стороны.
- Як-40К – грузовой/кабриолет/комбинированный вариант с большой грузовой дверью. Год выпуска 1975–81.
- Як-40 Калибровщик - переделка военного Элинта с «фермой» из лопастных, дипольных и планарных антенн.
- Як-40Л - предлагаемая версия с двумя ТРДД Lycoming LF507-1N , совместная программа Skorost и Textron (теперь Allied-Signal ) Lycoming. Первоначальная конструкция должна была иметь слегка стреловидное крыло.
- Як-40 Лирос - военная переоборудование с носовым зондом с датчиками данных о воздухе.
- Як-40М - предлагаемый 40-местный удлиненный пассажирский вариант.
- Як-40 М-602 - летающий стенд с установленным в носовой части чехословацким турбовинтовым двигателем М 602.
- Як-40 Метео - военная переоборудование с многополюсными дипольными антеннами и фюзеляжным распределителем.
- Як-40П - Як-40Л с большими мотогондолами, выступающими вперед крыльев.
- Як-40РЭО — военная переоборудование с большим подфюзеляжным каноэ для линейного ИК-сканирования . Боковой смотровой пузырь с правой стороны.
- Як-40 Шторм - военная переделка с несколькими зондами и датчиками на передних боковинах.
- Як-40ТЛ - предлагаемая модернизированная версия с тремя турбовентиляторными двигателями Lycoming LF 507 .
- Як-40В - экспортный вариант с тремя ТРДД АИ-25Т.
- Як-40МС — Экспериментальная модернизация с двумя Honeywell TFE731-5 ТРДД производства СибНИА . [ 16 ]
- STR-40DT - предлагаемый двухмоторный композитное крыло. [ 17 ] производное от ТВС-2ДТС , также разрабатываемое СибНИА. Одобрено, но не поддержано Яковлевым . [ 18 ]
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]По состоянию на июль 2019 года в эксплуатации гражданских эксплуатантов осталось 22 из 1011 самолетов Як-40. [ 19 ] Летная годность нескольких Як-40 небольших чартерных авиакомпаний России и Центральной Азии остается неопределенной, как и местонахождение одного самолета AirLibia Tibesti после гражданской войны. Большинство самолетов, находящихся в эксплуатации сегодня, были переконфигурированы для VIP-чартерных перевозок, и менее десяти из них осталось в регулярных пассажирских перевозках. Известные операторы: [ 20 ]
- Ариана Афганские авиалинии - бывший оператор
- Бахтар Афганские авиалинии - бывший оператор
- Ада Эйр - бывший оператор
- Албанские авиалинии - бывший оператор
- TAAG Angola Airlines - бывший оператор
- Азербайджанские авиалинии - бывший оператор
- Правительство Беларуси
- Аэросур - бывший оператор
- Balkan Bulgaria Airlines - бывший оператор
- Hemus Air - бывший оператор
- Aerocaribbean - бывший оператор
- Кубинец - бывший оператор
- Правительство Чехии - бывший оператор
- CSA Чехословацкие авиалинии - бывший оператор
- Правительство Чехословакии - бывший оператор
- Slov-Air – former operator
- EgyptAir - бывший оператор
- General Air - бывший оператор
- Олимпийские авиалинии [ 21 ] - бывший оператор
- Mayan World Airlines - бывший оператор
- Роллинз Эйр - бывший оператор
- Малев - бывший оператор
- Аэртиррена - бывший оператор
- Алинорд - бывший оператор
- Avianova – former operator
- Авиолигуре - бывший оператор
- Кабадо - бывший оператор
- Эйр Казахстан - бывший оператор
- Эйр Кокшетау - бывший оператор
- Бек Эйр - бывший оператор
- Авиапредприятие Восточно-Казахстанской области – 2 в грузовом исполнении
- Евро-Азия Эйр - бывший оператор
- Семейавиа - бывший оператор
- Тулпар Эйр Сервис - бывший оператор
- Жетысу Авиакомпания – 2: один в чартерном и один в грузовом исполнении.
- Жезказган Эйр - 2 в регулярном сообщении
- «Кыргызские авиалинии» - бывший оператор
- Air Ливия Тибести - бывший оператор
- Air Литва - бывший оператор
- Air Молдова - бывший оператор
- Air Express - бывший оператор
- Amazon Air Services - бывший оператор
- Interisland Airlines - бывший оператор
- LOT Polish Airlines - бывший оператор
- 2-е Свердловское авиапредприятие - бывший эксплуатант.
- АэроБратск - бывший оператор
- Аэролик – бывший оператор [ 22 ]
- Ак Барс Аэро - бывший оператор
- Амурские авиалинии - бывший оператор
- Aviakompaniya SKOL – former operator
- Авиастар - бывший оператор [ 22 ]
- Белгородское авиапредприятие - бывший эксплуатант
- Бугульминское авиапредприятие - бывший оператор
- Автор - бывший оператор
- Авиакомпания Центр-Юг - бывший оператор
- Газпромавиа - бывший оператор
- Хабаровские авиалинии - бывший оператор
- ЛУКОЙЛ-Авиа - бывший оператор
- Orel Avia – former operator [ 23 ]
- Петропавловск-Камчатское авиапредприятие - 3, из них 2 в грузовом исполнении и 1 в регулярном пассажирском исполнении.
- Rossiya – former operator
- РусЭйр - бывший оператор
- Авиакомпания Северсталь - бывший оператор
- Томскавиа - бывший оператор
- Тулпар Эйр - бывший оператор
- ЮТэйр - бывший оператор
- Владивосток Авиа - бывший оператор (снят с производства в 2013 г.)
- Volga-Dnepr – former operator
- Вологодское авиапредприятие – 8 место в регулярных пассажирских перевозках.
- Як Сервис - бывший оператор
- Авиакомпания Якутия - бывший оператор
- Авиакомпания Ямал - бывший оператор
- Южмашавиа - бывший оператор
- Правительство Словакии - бывший оператор
- Аэрофлот - бывший оператор
- Сирийские арабские авиалинии - бывший оператор
- Таджикские авиалинии - бывший оператор
- «Туркменские авиалинии» - бывший оператор
- Авиакомпания Мотор Сич
- Aerostar Airlines - бывший оператор
- Constanta Airlines - 1 в конфигурации зала ожидания, только для чартеров.
- Challenge Aero - бывший оператор
- «Узбекские авиалинии» - бывший оператор
- Oriental de Aviación - бывший оператор
- Вьетнамские авиалинии - бывший оператор
Военные операторы
[ редактировать ]По состоянию на ноябрь 2012 года на военной службе остается не более 17 Як-40 (возможно, меньше, учитывая неясную ситуацию в Сирии). Известные операторы:
- Ангола
- ВВС Анголы - 1 по состоянию на декабрь 2016 г. [ 24 ]
- Болгария
- Болгарские ВВС - бывший оператор
- Куба
- Кубинские ВВС - 3 на вооружении
- Чехословакия
- Чехословацкие ВВС - бывший оператор
- Чешская Республика
- ВВС Чехии - 1 по состоянию на декабрь 2016 г. [ 25 ]
- Восточная Германия
- Восточногерманские ВВС - бывший оператор
- Эфиопия
- ВВС Эфиопии - 1 на вооружении
- Экваториальная Гвинея
- Военные Экваториальной Гвинеи - президентский самолет
- Гвинея-Бисау
- ВВС Гвинеи-Бисау - бывший оператор
- Венгрия
- Венгерские ВВС - бывший оператор
- Казахстан
- Вооруженные Силы Республики Казахстан – 1 на вооружении
- Лаос
- ВВС Народно-освободительной армии Лаоса - бывший оператор
- Литва
- Литовские ВВС - бывший оператор
- Мадагаскар
- Военные Мадагаскара - 2 на вооружении
- Польша
- Польские ВВС - бывший оператор
- Россия
- ВВС России - 1 на вооружении
- Сербия
- Сербские ВВС - бывший оператор
- Сирия
- Сирийские ВВС - до 6 на вооружении, летная годность неясна.
- Советский Союз
- Советские ВВС - бывший оператор
- Вьетнам
- Народные ВВС Вьетнама - бывший оператор
- Йемен
- ВВС Йемена - 2 на вооружении
- Югославия
- Югославские ВВС - бывший оператор
- Замбия
- ВВС Замбии - бывший оператор
- Зимбабве
- ВВС Зимбабве - бывший оператор [ 26 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Технические характеристики (Як-40)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. [ 9 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека (два пилота, один бортмеханик)
- Вместимость: 32 пассажира
- Длина: 20,36 м (66 футов 10 дюймов)
- Размах крыльев: 25,0 м (82 фута 0 дюймов)
- Высота: 6,50 м (21 фут 4 дюйма)
- Площадь крыла: 70,00 м 2 (753,5 кв. футов)
- Соотношение сторон : 9:1
- Вес пустого: 9400 кг (20723 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 15 500 кг (34 172 фунта)
- Запас топлива: 3910 л (860 имп галлонов; 1030 галлонов США)
- Силовая установка: 3 Ивченко АИ-25 ТРДД тягой по 14,7 кН (3300 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 0,7 Маха ( IAS )
- Крейсерская скорость: 550 км/ч (340 миль в час, 300 узлов) на высоте 7000 м (23000 футов) (макс. крейсерский режим)
- Дальность: 1800 км (1100 миль, 970 миль)
- Практический потолок: 8000 м (26000 футов) [ 27 ]
- Скорость набора высоты: 8,00 м/с (1575 футов/мин)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Авиакомпания «Мотор Сич – Флот» . www.flymotorsich.com . Архивировано из оригинала 4 февраля 2019 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ «Вологда, аэропорт – Авиапарк» . avia35.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Страуд 1968, с. 269–270.
- ^ Ганстон и Гордон 1997, с. 185.
- ^ Ганстон и Гордон 1997, стр. 185–186.
- ^ Страуд 1968, с. 270–272.
- ^ Jump up to: а б с д Gordon Komissarov and Komissarov 2005, p. 303
- ^ Ганстон и Гордон 1997, с. 187.
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор 1976, стр. 448–449.
- ^ Страуд 1968, стр. 272–273.
- ^ Jump up to: а б Ганстон и Гордон 1997, стр. 186–187.
- ^ «1975 | 0140 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Ганстон и Гордон 1997, с. 189.
- ^ «Як-40 со сверхпроводниковым двигателем начинает испытательные полеты» . www.flightglobal.com .
- ^ Gordon, Yefim; Dmitry; Sergey Komissarov (2005). OKB Yakovlev . Hinkley: Midland Publishing. pp. 303–311. ISBN 1-85780-203-9 .
- ^ "Новосибирские инженеры подняли в воздух самолет, который станет современным аналогом Як-40" . tass.ru .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : "Як-40 | Деревенский триреактивный самолет" . Ютуб .
- ^ "Опытный образец цельнокомпозитного самолёта СТР-40ДТ покажут в конце года - Авиация России" . aviation21.ru . 7 June 2018.
- ^ Thisdell and Seymour Flight International, 30 июля – 5 августа 2019 г., стр. 47.
- ^ «Всемирная перепись авиакомпаний 2018» . Flightglobal.com . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Исходная сеть маршрутов 1972 года: https://www.routesonline.com/news/38/airlineroute/257185/1972-olympic-airways-network/
- ^ Jump up to: а б Оттенхоф, 1996, с. 418
- ^ Оттенхоф, 1996, стр.419.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 26.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., стр. 33–34.
- ^ Купер и др. 2011 , стр. 210, 235–236
- ^ Ганстон 1995, с. 492.
Библиография
[ редактировать ]- Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2005. ISBN 1-85780-203-9 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Ганстон, Билл и Ефим Гордон. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон, Великобритания: Книги по аэронавтике Патнэма, 1997. ISBN 1-55750-978-6 .
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 190, № 5566, 6–12 декабря 2016 г., стр. 22–53. ISSN 0015-3710 .
- Оттенхоф, Гус; Хиллман, Питер и Джессап, Стюарт. Советский транспорт. Мир авиационных хобби. 1996. ISBN 0-907178-60-X .
- Страуд, Джон. Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Патнэм, 1968. ISBN 0-370-00126-5 .
- Тисделл, Дэн и Сеймур, Крис. «Всемирная перепись авиалайнеров». Flight International , Том. Т. 196, № 5694, 30 июля – 5 августа 2019 г. ISSN 0015-3710 . стр. 24–47.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список всех самолетов Як-40, используемых ВВС Польши.
- Посмотрите видео самолета в действии.
- Обход Як-40 (Киевский музей авиации, Украина)
- «Пассажирский самолет: Як-40» . ОКБ Яковлева. Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. Проверено 25 апреля 2019 г.
- * «Як-40» . Рейс Интернешнл . 11 мая 1967 года.