Яхья Мухаммад Хамид ад-Дин
Имам Яхья Хамидуддин
По-арабски : Имам, который доверяет Богу, Яхья. | |
---|---|
Король Йемена | |
Царствование | 30 октября 1918 г. - 17 февраля 1948 г. |
Предшественник | Акдилек Махмуд-паша (как губернатор Османской империи) |
Преемник | Ахмад бин Яхья |
Имам Йемена | |
Царствование | 4 июня 1904 г. - 17 февраля 1948 г. |
Предшественник | Мухаммад бин Яхья Хамид ад-Дин |
Преемник | Ахмад бин Яхья |
Рожденный | Сана , провинция Йемен , Османская империя | 18 июня 1869 г.
Умер | 17 февраля 1948 г. Хизьяз , Йемен [ 1 ] | (78 лет)
Проблема | Ахмад бин Яхья Мохаммед бин Яхья (утонул в Красном море) Хасан бин Яхья Али бин Яхья Абдулла бин Яхья (казнен) Ибрагим бин Яхья Исмаил бин Яхья Аль-Касим бин Яхья Яхья бин Яхья Абдель-Рахман бин Яхья Альмтер бин Яхья Мохсен бин Яхья Аль-Аббас бин Яхья (казнен) Хусейн бин Яхья |
Дом | Гонки |
Отец | Мухаммад бин Яхья Хамид ад-Дин |
Религия | Заиди Шиитский Ислам |
Хатам |
Яхья Мухаммад Хамид ад-Дин (или Имам Яхья ) ( араб . يحيى محمد حميد الدين , 18 июня 1869 — 17 февраля 1948) был первым королем Йеменского королевства Мутаваккилит с 1918 года до своего убийства в 1948 году. Он имамом стал Зайдиты , ветвь шиитского ислама , в 1904 году после смерти своего отца Мухаммада Аль-Мансура . [ 2 ] и имам Йемена в 1918 году. Его имя и титул полностью были: «Его Величество Амир аль-Муменин аль-Мутаваккиль Ала Аллах Раб уль-Аламин Имам Яхья бин аль-Мансур Билла Мухаммад Хамидаддин, имам и повелитель правоверных». (князь верующих, тот, кто полагается на Бога, Господа Вселенной).
Яхья Мухаммад Хамид ад-Дин родился в пятницу 18 июня 1869 года в Сане в семье Хамидаддина династии аль-Касими , которая правила большей частью собственно Йемена и южным регионом современной Саудовской Аравии более 900 лет. Когда Яхья стал имамом, он фактически правил горными районами будущего Северного Йемена . Однако османы , заявившие претензии в этом районе, не признали правление имамов Йемена с момента их входа в регион. Первые годы своего правления он провел, пытаясь изгнать османское присутствие, которое отступило только после поражения в Первой мировой войне . [ 3 ]
Убежденный изоляционист, Имам Яхья никогда не выезжал за пределы Йемена и, как говорят, никогда не покидал высокогорья Саны и не видел Красного моря на побережье своего королевства. [ 3 ]
Впечатления
[ редактировать ]Сэр Гилберт Клейтон , посетивший короля Яхью в Сане в искренней попытке привлечь его на свою сторону в 1925 году и во время его короткого пребывания в столице, был впечатлен администрацией этого правителя, его военной подготовленностью и организацией.
Подполковник Гарольд Джейкоб, CSI, описывая его, сказал; «Имам Яхья — сильный правитель. Его святость как первосвященника секты Заиди и его происхождение из семьи Пророка добавляют престижа, завоеванного его мягким правлением. Его методы патриархальны и гуманны. Его единственное хобби — Йемен». [ нужна ссылка ]
Еврейские хроники восхваляют его и изображают борцом за справедливость и сострадание. [ 5 ] Однако это неудивительно. Имаму Яхье удалось положить конец состоянию анархии, беззакония и насилия, раздиравшего страну и причинившего огромные страдания ее жителям, в том числе евреям . Во время его долгого правления евреи пользовались относительно благоприятными условиями и в целом поддерживали имама. [ 6 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]В 1911 году имам Яхья подписал Даанский договор с османами, который признавал его власть над частями Йемена, контролируемыми Зайди. [ 7 ]
Новости о распаде Османской империи достигли Йемена в четверг, 14 ноября 1918 года. Имам Яхья отправился в Сану через три дня, в воскресенье, 17 ноября 1918 года, чтобы встретиться с вождями племен из Хашида, Архаба, Нима и Холана. Он прибыл в резиденцию судьи и ученого Хусейна бин Али Аль-Амри и принял сановников, ученых, турецких принцев, судей и множество подданных, провозгласивших его верховным правителем всего Йемена. [ нужна ссылка ]
Его первым приказом было запретить въезд в столицу Сану с оружием и назначить часовых у ворот, чтобы положить начало царствованию мира и справедливости, не имевшему аналогов за годы его правления. Город за городом признавали правление и власть Имама Яхьи; порт Мокка и город Таиз были в числе первых важнейших городов. Он предпринял шаги по созданию современного государства и сохранил всех османских чиновников, которые остались, чтобы поддержать развитие правительства. [ нужна ссылка ]
В 1919 году он создал регулярную армию, в которую были набраны солдаты из окрестных племен Саны; из племен Санхан, Бани Харти и Бани Хушаиш. Он подписал множество договоров, признававших Йемен как суверенное государство, первым из которых стал Итало-йеменский договор 1926 года. [ нужна ссылка ]
Из-за конфликтов племен в приграничных районах между Саудовской Аравией и Йеменом, которые переросли в войну, закончившуюся в 1934 году подписанием Таифского договора между Саудовской Аравией и Йеменом. Договор стал основой для окончательного территориального соглашения между обеими странами, заключенного во время правления короля Фахда бин Абдель Азиза и президента Али Абдаллы Салеха . [ нужна ссылка ]
Внутренняя политика
[ редактировать ]С 1934 года и до своего убийства в 1948 году Яхья перенаправил свою энергию на внутреннюю консолидацию своей власти и создание жизнеспособного центрального правительства, подотчетного ему лично. С этой целью контроль над внутренними районами был усилен за счет создания постоянной армии и назначения его сыновей губернаторами ключевых провинций. Более жесткий контроль над делами в столице Сане был обеспечен за счет расширения административных функций и назначения других сыновей руководителями старых и новых политических институтов. Режим отправил первых йеменских студентов за границу: военных курсантов в Ирак в 1930-х годах и гражданских студентов, «Знаменитые сороки», в Ливан в конце 1940-х годов. [ 8 ] Первой была предпринята попытка придать какое-то направление зарождающейся национальной экономике путем создания Йеменской торговой компании. [ 9 ] Даже несмотря на эти изменения, Йемен Яхьи оставался полуфеодальным государством, в котором даже самые элементарные меры требовали его личного одобрения.
Имамом Яхьей во многом восхищались евреи Йемена, которые видели в нем своего покровителя и защитника. [ 10 ] Ранее, в 1906 году, евреи Саны в полном составе вышли приветствовать имама, вернувшегося в город после того, как турки временно покинули его. Однако к 1922 году в ответ на внешнее давление имам Яхья издал указ, запрещавший эмиграцию йеменских евреев. Хотя запрет на эмиграцию оставался официальной политикой государства до 1949 года, евреи смогли обойти его политику, тайно проникнув в британский протекторат Аден . На протяжении начала 1940-х годов имам Яхья закрывал глаза на еврейскую эмиграцию, не запрещая ее и не разрешая официально, а скорее давая свое негласное согласие на выезд евреев из Саны и других поселений центрального Йемена. [ 11 ] Во время правления Имама он усилил старый указ, запрещавший евреям строить свои дома выше, чем дома мусульман. [ 12 ] Имам назначил Йихью Ицхака Халеви одним из четырех представителей еврейской общины, ответственным за передачу государственных вопросов своей общине и сбор ежегодного подушного налога, и эту должность он занимал до своей смерти. [ 13 ] После убийства имама в 1948 году эмиграционная политика короля продолжилась при его сыне Ахмаде .
Убийство
[ редактировать ]Во время короткой экскурсии за пределы Саны 17 февраля 1948 года лимузин Имама попал в засаду, устроенную убийцей, во время которой Имам Яхья и его внук были застрелены в результате так называемого переворота аль-Вазири . Убийца, известный как Али Насер Аль-Кардаи , был выходцем из племени Мурад. [ 14 ]
Узнав об убийстве имама Яхьи, йеменские племена сплотились вокруг Сайф-уль-Ислама Ахмада бин Яхьи и приняли его в качестве нового имама Йемена. Армии окружили Сану под предводительством Сейфа Уль Ислама Альхасана и Сейфа Уль Ислама Алаббаса, сыновей покойного имама, при поддержке их брата Сейфа Уль Ислама Яхьи изнутри городских стен.
Эта новость шокировала как Лигу арабских государств, так и все мусульманские правительства. Король Иордании Абдалла сравнил свою смерть со смертью третьего халифа Усмана .
И король Саудовской Аравии Абдулазиз ибн Сауд, и он сам поддержали имама Ахмада и первыми объявили его новым главой государства.
Йемен был одним из основателей Лиги арабских государств в 1945 году, а затем присоединился к Организации Объединенных Наций в 1947 году.
В 1946 году британскую оппозицию Имаму Яхье возглавили политические партии, базирующиеся в Адене.
У него было 14 сыновей: [ 15 ] [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- История Йемена
- Карл Ратьенс , востоковед, исследовавший Йемен
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Орел, АБДР (1990). Гаят аль-Амани и жизнь и времена аль-Хади Яхьи б. аль-Хусейн: введение, недавно отредактированный текст и перевод с подробными аннотациями (магистры). Даремский университет. п. 231 . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ Западная Аравия и Красное море , Отдел военно-морской разведки, Лондон, 2005 г., стр. 287 ISBN 0-7103-1034-X
- ^ Jump up to: а б Берроуз, Роберт Д. (2010). Исторический словарь Йемена (2-е изд.). Лэнхэм: The Scarecrow Press. п. 436.
- ^ «МИЭ Проект» . веб.архив.орг . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Шалом Узайри, Галей-Ор , Тель-Авив, 1974 (иврит)
- ^ Парфитт, Тюдор (2000) «Еврейский образ имама: парадокс или парадигма?» В: Парфит, Тюдор (ред.), Израиль и Измаил: исследования мусульманско-еврейских отношений. Лондон: Публикации Curzon-SOAS для Ближнего и Среднего Востока, стр. 207–225.
- ^ Роберт Берроуз, Исторический словарь Йемена (Lanham: Scarecrow Press, Inc., 1995), xxvi.
- ^ см. Берроуз, Роберт Д. (зима 2005 г.). «Знаменитые сорок и их товарищи: модернисты первого поколения Северного Йемена и образовательные эмигранты». Ближневосточный журнал . 59 (1): 81–97. дои : 10.3751/59.1.15 . JSTOR 4330098 . – через JSTOR (требуется подписка)
- ^ Легитимность и политические изменения в Йемене и Омане, Дж. Э. Петерсон
- ^ Бат-Цион Эраки Корман, «Йеменские евреи на пути в Палестину через Аден в период мандата 1920–1948», в: Восхождение на пальму - Антология йеменского еврейского наследия , Рэйчел Йедид и Дэнни Бар-Маоз ( ред.), Ээле Бетамар: Реховот 2018, стр. 309 ОСЛК 1041776317
- ^ Бат-Цион Эраки Корман, «Йеменские евреи на пути в Палестину через Аден в период мандата 1920–1948», в: Восхождение на пальму - Антология йеменского еврейского наследия , Рэйчел Йедид и Дэнни Бар-Маоз ( ред.), Ээле Бетамар: Реховот 2018, стр. 310–313. ОСЛК 1041776317
- ^ Ратьенс, Карл (1957). Еврейская домашняя архитектура в Сане, Йемен . Иерусалим: Израильское восточное общество, филиал Еврейского университета . п. 14. ОСЛК 48323774 . ; еще в 1761 году йеменский имам эль-Махди эль-Аббас (1748–1775) приказал евреям в Сане опустить свои дома до максимальной высоты 14 локтей (девяти метров).
- ^ Шалом Гамлиэль, Евреи и король Йемена , том. 1–2, стр. 19–20, Иерусалим, 1986 г. (иврит)
- ^ Али Аль-Сакани, Кейси Кумбс (22 октября 2020 г.). «Мариб: оплот правительства Йемена, все более уязвимый для наступления хуситов» . Центр стратегических исследований Саны . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ 10 лет из жизни имама Яхьи Мохаммеда Хамидаддина, автор Мохаммед Эсса Салехия.
- ^ "Дом" . izabacf.org .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Имам Яхья Хамид ад-Дин. Художник Амин Альберт Рихани. Источник: арабские короли.
- http://www.hamidaddin.net
- 1869 рождений
- 1948 смертей
- Йеменские политики
- Убитые йеменские политики
- Смерти от огнестрельного оружия в Йемене
- Политические лидеры Второй мировой войны
- Убитые монархи 20-го века
- Арабские люди из Османской империи
- Зайдитские имамы Йемена
- В Йемене убиты люди
- Имамы 20-го века
- Люди из Саны
- Короли Ближнего Востока
- Йеменцы XIX века
- Йеменские политики ХХ века
- Семья Хамидаддин
- Политики, убитые в 1940-х годах.