Аль-Махди Аббас
Аль-Махди Аббас (1719 – 4 сентября 1775) был имамом Йемена , правившим в 1748–1775 годах. Он принадлежал к роду Касимидов , происходившему от исламского пророка Мухаммеда , который доминировал среди заидитского имамата Йемена в 1597–1962 годах.
Вознесение и характер
[ редактировать ]Аббас бин аль-Хусейн был сыном имама аль-Мансура аль-Хусейна II . Когда отец умер в 1748 году, ожидалось, что его сын Али станет преемником имамата. Однако мать Аббаса, африканская рабыня, подготовила почву для собственного сына. С помощью влиятельного кади военные и главные губернаторы были вынуждены признать Аббаса новым имамом. Он взял имя аль-Махди Аббас. Али был заключен в тюрьму и умер в 1759 году. [ 1 ] По словам его младшего современника, известного ученого аль-Шавкани , аль-Махди Аббас обладал прекрасным характером: был умным, дипломатичным, решительным и справедливым, с хорошим расположением к ученым. [ 2 ] Он отменил некоторые злоупотребления, имевшие место до его правления, такие как незаконные налоги. Среди касимидских имамов он, кажется, ближе всего подошел к заидитскому идеалу имама как благочестивого и щедрого царя-воина. [ 3 ]
Визит Нибура
[ редактировать ]Немецкий датской исследователь службы Йемен посетил Карстен Нибур в 1762–1763 годах во главе научной экспедиции. Он встретил аль-Махди Аббаса, которого описал в расистских терминах: «Если бы не некоторые негритянские черты, его лицо можно было бы счесть хорошим». [ 4 ] Имам носил зеленые халаты с струящимися рукавами, расшитые золотым кружевом. На голове он носил большой тюрбан. Нибуру и другим европейцам разрешили поцеловать его руку и одежду. В последующем интервью Нибуру разрешили показать имаму их научные инструменты, а аль-Махди Аббас задал несколько вопросов о европейских манерах, торговле и обучении. [ 5 ] Нибур рассказывает, что министр королевского двора, носивший титул наси еврейской общины и контролер таможни, а также генеральный инспектор королевских зданий и садов, раввин Шалом Коэн Ираки, известный также как аль-Уста («искусный ремесленник»), впал в дурную славу у короля и в 1761 году был заключен в тюрьму на два года после того, как служил под началом двух королей в течение двадцати восьми лет. [ 6 ] В том же году король разрушил двенадцать синагог из четырнадцати в городе Сана . [ 7 ] Раввин Шалом Коэн Ираки был освобожден только после уплаты высокого выкупа. В то же время указы, изданные тогда королем, запрещали евреям в городе строить свои дома выше четырнадцати локтей (около 7,5 метров ; 24,8 футов).
Что касается юрисдикции короля над отдаленными районами, Нибур сообщил, что к этому времени ряд районов Йемена были автономными или независимыми от имамического правления:
- Аден под своим правителем.
- Кавкабан под властью лорда Сайида .
- Племена Хашид и Бакил под властью нескольких шейхов вошли в конфедерацию.
- Абу Ариш под руководством Шарифа .
- Хавлан или Бани Амир под руководством шейха.
- Саада при Сайиде и некоторых независимых шейхах.
- Наджран под Макрами.
- Кахтан .
- Нихим .
- Хавлан к востоку от Саны под властью четырех независимых шейхов.
- Джауф или Мариб под властью Шарифа и независимых шейхов.
- Яфа при султанах Рассас-Майдабы, Маусаты и Караха.
Политические события
[ редактировать ]Сообщается, что аль-Махди Аббас энергично защищал сузившиеся границы государства Заиди. Его правление было отмечено рядом внутренних конфликтов, которые ему удалось преодолеть. Несмотря на автономное положение племен Хашид и Бакил, имам содержал несколько полков соплеменников и платил им лучше, чем другим. [ 8 ] В 1750 году некий маг Ахмад аль-Хасани напал на форты Хашид и Бакил, но в конце концов был убит. В 1759 году набег соплеменников бакила также был подавлен, как и восстание племен барата в 1770 году. Религиозная оппозиция правлению имама возникла в 1768 году. Некоторые кади пропагандировали восстание против правителей имама, поскольку жители Саны действовали как еретики. способ. Однако последователей они не приобрели. В самой Сане нехватка кукурузы вызвала восстание в 1772 году. Аль-Махди Аббас возглавил отряд, который разгромил повстанцев. Ему помогали шотландец и французский ренегат с военным опытом. [ 9 ]
Экономические условия и конец правления
[ редактировать ]Отчет Нибура свидетельствует об относительном экономическом упадке государства Заиди. Хотя в 17 веке доход составлял целых 830 000 риалов в год, во время правления аль-Мансура аль-Хусейна II (1727–1748) он резко снизился до 300 000 риалов. При аль-Махди Аббасе годовой доход снова вырос до 500 000 риалов, что все еще намного ниже рекордных лет до 1720-х годов, что было обусловлено прибыльной торговлей кофе . Тем не менее, аль-Махди Аббас был богатым принцем, построившим в Сане несколько общественных зданий и мечетей. [ 10 ] Аль-Махди Аббас умер в 1775 году, и на имамат успешно претендовал его сын аль-Мансур Али I.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ RL Playfair, История Феликса Аравии или Йемена . Бомбей 1859 г., с. 116.
- ^ РБ Серджант и Р. Льюкок, Сана; Арабский исламский город . Лондон, 1983, с. 85.
- ^ Р.Б. Серджант и Р. Льюкок, 1983, стр. 86.
- ^ Цитируется по Р.Б. Серджанту и Р. Льюкоку, 1983, с. 85.
- ^ RL Playfair, стр. 120-1.
- ^ М. Нибур, Путешествие по Аравии и другим странам Востока (перевод Роберта Херона), том. 1, Эдинбург 1792, с. 408; там же , т. 1, с. 2, Эдинбург, 1792 г., стр. 87–88.
- ^ Карстен Нибур, путешествия в Аравию и другие соседние страны , Описание Цюрих, 1992, стр. 416-418 (немецкий язык)
- ^ RW Стуки, Йемен; Политика Йеменской Арабской Республики . Боулдер 1978, с. 155.
- ^ Р.Б. Серджант и Р. Льюкок, стр. 10. 86; RL Playfair, с. 122.
- ^ RL Playfair, с. 121; Р.Б. Сержант и Р. Льюкок, с. 86.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хусейн ибн Абдулла аль-Амри, Йемен в 18 и 19 веках; Политическая и интеллектуальная история . Лондон 1985.