Мухаммад бин Яхья Хамид ад-Дин
Мухаммад бин Яхья Хамид ад-Дин ( араб . Мухаммад бин Яхья Хамид ад-Дин ; 1839 в Сане — 4 июня 1904 в Кафлат-Идхаре ) — имам Йемена , возглавлявший сопротивление османской оккупации в 1890–1904 годах.
Вспышка восстания
[ редактировать ]Мухаммад бин Яхья Хамид ад-Дин был потомком основателя государства Заиди в Йемене имама аль-Мансура аль-Касима (ум. 1620). [ 1 ] Будучи ученым средних лет, он пережил османскую оккупацию горного Йемена в 1872 году. В 1876 году Мухаммед и другие религиозные лидеры Саны были арестованы турками из-за спора с османскими властями. Их доставили в Ходейду , где за ними держали под наблюдением в течение двух лет. Мухаммед пережил изгнание и вернулся в Сану. [ 2 ] Тем временем сопротивление Заиди поддерживалось местными группами, включая последователей имамов аль-Мутаваккиля аль-Мухсина (ум. 1878) и аль-Хади Шараф ад-Дина (ум. 1890). Они не могли угрожать турецкому правлению в Сане и на побережье, хотя большая часть горной местности не могла контролироваться османской администрацией.
После смерти аль-Хади Шараф ад-Дина заидитские улемы согласились выбрать его зятя Мухаммада бин Яхью Хамид ад-Дина из-за отсутствия более подходящих кандидатов. По вызову Мухаммед покинул Сану и направился в Сааду дальше на север, где базировалось сопротивление. Примерно в это же время, в 1890 году, Мухаммед претендовал на титул Имама Имамата 1890 года. [ 3 ] Он имел доступ к казне своего предшественника, что облегчало его руководство. Он выделял улемам стипендии в виде зерна и денег и распространял письма среди соплеменников. Ему удалось настроить большинство северных племен против турецких чиновников и войск. [ 4 ] Ряд городов и фортов вокруг Саны, таких как Хаджа , Ярим и Дхамар , были захвачены последователями имама. В 1892 году сама Сана была на некоторое время осаждена повстанческими войсками. Первоначальные успехи последователей Мухаммеда снизили престиж турок, и без того непопулярных из-за вымогательства и плохого управления. [ 5 ]
Религиозная основа сопротивления
[ редактировать ]Хотя турки смогли одержать победу, им так и не удалось вернуть себе военную инициативу. Подкрепления войск не смогли остановить расширение сферы влияния Мухаммада бин Яхья Хамид ад-Дина. Тактика наездов и бегства соплеменников измотала османские вооруженные силы. Султан Абдул Хамид II отправил Мухаммеду послания в 1891 и 1896 годах с просьбой предоставить и принять стипендию и османское звание. Мухаммед категорически отклонил эти предложения. Он ответил, что его целью является не политическая власть ради самой власти, а скорее соблюдение законов шариата , защита людей от хищных чиновников и запрет потребления вина и проституции . Утверждается, что турецкие чиновники действовали вопреки исламским заповедям. Другими словами, Мухаммад смог организовать свое сопротивление, открыто заявляя о защите религии от светских турок, находящихся под влиянием Запада. [ 6 ]
Имамское сопротивление продолжалось с новыми вспышками боевых действий в 1898 году. В следующем году имам попросил султана Лахеджа в Южном Йемене попросить у британцев в Адене защиты . Это не привело ни к каким результатам. [ 7 ] Хотя его авторитет не был бесспорным, Мухаммад бин Яхья Хамид ад-Дин в целом смог возродить славу первых касимидских имамов. Он положил конец обычному праву в большинстве северных племенных территорий, организовал стипендии для верующих и милостыню для вдов, сирот и учителей. [ 8 ] Он умер в 1904 году, оставив сына Яхью Мухаммада Хамида ад-Дина , который был принят его преемником на посту имама. В конечном итоге Яхья изгнал турок из Йемена в 1918 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филиал был: аль-Касим аль-Мансур - аль-Хусейн - Мухаммад - Исмаил - Мухаммад - Яхья - Мухаммад - Яхья Хамид ад-Дин - Мухаммад бин Яхья Хамид ад-Дин.
- ^ Иегуда Нини, Евреи Йемена 1800–1914 гг . Харвуд 1991, с. 15.
- ^ Дреш, Пол (2000). История современного Йемена . Издательство Кембриджского университета. п. 5. ISBN 978-0-521-79482-4 .
- ^ РБ Серджант и Р. Льюкок, Сана; Арабский исламский город . Лондон, 1983, с. 92.
- ^ Цезарь Э. Фарах, стр. 158–62.
- ^ Дж. М. Уиллис, «Оставляя только вопросительные знаки»; География правления в современном Йемене», в М. Аль-Рашиде и Р. Виталисе (ред.), «Контрнарративы»; Современная безопасность и политика в Саудовской Аравии и Йемене . Нью-Йорк 2004, с. 128.
- ^ Цезарь Э. Фарах, стр. 174, 178, 188.
- ^ Р.Б. Серджант и Р. Льюкок, стр. 10. 94.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Р.В. Стуки, Йемен; Политика Йеменской Арабской Республики . Боулдер 1983.