Аль-Мансур аль-Касим
Касим | |||||
---|---|---|---|---|---|
Аль-Кабир Аль-Мансур Биллах | |||||
Имам Йемена | |||||
Царствование | 1597 – 19 февраля 1620 г. | ||||
Предшественник | Хасан | ||||
Преемник | Мухаммед | ||||
Рожденный | 13 ноября 1559 г. | ||||
Умер | 19 февраля 1620 г. | ||||
| |||||
Отец | Мухаммад ибн Али | ||||
Религия | Зайдия |
Аль-Мансур аль-Касим 13 ноября 1559 — 19 февраля 1620) под прозвищем аль-Кабир (Великий) был имамом Йемена ( , начавшим борьбу за освобождение Йемена от османских оккупантов. Он был основателем королевства Заиди , которое, несмотря на множество превратностей, просуществовало до 1970 года.
Провозглашение имамата
[ редактировать ]Аль-Касим бин Мухаммад был потомком имама ад-Даи Юсуфа (ум. 1012) в четырнадцатом поколении. [ 1 ] Его отец поддерживал имама аль-Мутаххара (ум. 1572), который с частичным успехом боролся с вторгшимися османами, но окончательно потерпел поражение в 1569–1570 годах. Аль-Касим был религиозным учителем в мечети Дауд в Сане в то время, когда османская власть в Йемене сильно ощущалась. Турки продвигали суннитскую правовую традицию Ханафи за счет зайдии , которая доминировала в горных районах Йемена. Один из учеников аль-Касима предложил ему претендовать на имамата Заиди , но он сначала отказался. Однако подозрения турок возросли, и аль-Касим бежал из Саны, наконец, в сентябре 1597 года предъявив свои претензии ( да’ва ) имамату в Хаджуре на северо-западе. [ 2 ]
Богословская позиция
[ редактировать ]В своем богословском мышлении аль-Мансур аль-Касим поддерживал шиитские основы Зайдии , подчеркивая позицию Джаруди восьмого века по отношению к имамату , который считал первых двух халифов узурпаторами. Он подчеркнул различия между Зайдией и богословской школой мутазилитов , которая делала упор на разум и рациональное мышление, тогда как некоторые предыдущие йеменские имамы отмечали сходство. Он утверждал, что ранние имамы ограничивали свои предписания тем, что можно было объяснить разумом, недвусмысленным текстом Корана и общепринятой Сунной . Он утверждал, что эти имамы не следовали за мутазилитами в их рассуждениях и фантазиях. Аль-Мансур аль-Касим также был враждебен суфизму , одна из причин заключалась в том, что суфийские ордена поддерживали османских оккупантов. Он заклеймил суфиев как еретиков и сравнил их с исмаилитами , традиционными врагами заидитов. [ 3 ]
Борьба с турками-османами
[ редактировать ]Несмотря на поддержку со стороны племени Ануми, первые годы борьбы аль-Касима были трудными. Решительные действия османских войск довели имама до отчаяния к 1604 году. Однако затем эмир важной крепости Хаджа в западных горах решил поддержать аль-Касима. С этого момента инициатива принадлежала силам имамата. В 1607 году османский губернатор Синан заключил соглашение с аль-Касимом, по которому последний получил во владение покоренные им территории северного нагорья. Распри между турецкими администраторами в 1613 году оставили север страны незащищенным перед силами имама, и важный город Саада пал в 1617 году. Два года спустя было заключено новое перемирие, которое подтвердило расширение владений аль-Касима. К этому времени он контролировал всю территорию между Саной и Саадой. Когда он умер в 1620 году, город Сана и прибрежный регион Тихама все еще находились в руках Османской империи. Полностью изгнать их пришлось его сыну и преемнику аль-Муайаду Мухаммаду (годы правления 1620–1644). К этому времени йеменцы обладали огнестрельным оружием, что вместе с низким качеством местной османской армии и сильным местным недовольством налогами обеспечило военные успехи против оккупантов. Хотя имамат Заиди, строго говоря, не передается по наследству, а зависит от квалификации и Сайидский предок претендента, аль-Мансур аль-Касим, фактически основал династию, известную в его честь как Касимиды . [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линия происхождения: ад-Даи Юсуф - аль-Касим - Юсуф - Мухаммад - Яхья - Али - аль-Хусейн - Ахмад - ар-Рашид - Али - Мухаммад - Али - Мухаммад - аль-Мансур аль-Касим .
- ^ РБ Серджант и Р. Льюкок, Сана; Арабский исламский город . Лондон, 1983, с. 72.
- ^ Энциклопедия ислама , Том. XI, Лейден 2002, с. 480.
- ^ Р.Б. Сержант и Р. Льюкок, стр. 73-74.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роберт В. Стуки, Йемен; Политика Йеменской Арабской Республики . Боулдер, 1978 год.
- Р.Л. Playfair, История Феликса Аравии или Йемена . Бомбей, 1859 год.
- Мишель Тушерер, «Хронология Йемена (1506–1635)», Chroniques yémenites 8, 2000 г., http://cy.revues.org/11