Jump to content

Династия Рас

(Перенаправлено с Касимида )

Династия Рас
Родительский дом Хасаниды
Страна Йемен
Основан 897
Основатель Аль-Хади иляль-Хак Яхья
Текущий руководитель Агиль бин аль-Бадр
Последний правитель Мухаммад аль-Бадр
Титулы
Депонирование 26 сентября 1962 г.
(отрекся от престола 1 декабря 1970 г.)

Имамы Йемена , а позже и короли Йемена были религиозно посвященными лидерами, принадлежащими к заидийской ветви шиитского ислама . Они установили сочетание религиозного и политического правления в некоторых частях Йемена с 897 года. Их имамат просуществовал при различных обстоятельствах до республиканской революции в 1962 году, а затем формальной отмены монархии в 1970 году. Теология заидия отличалась от теологии исмаилитов или шиитов-двунадесятников тем, что подчеркивая наличие активного и заметного имама в качестве лидера. Ожидалось, что имам будет сведущ в религиозных науках и проявит себя достойным главой общины, даже в бою, если это будет необходимо. Претендент на имамат объявлял «призыв» ( да'ва ), и нередко претендентов было более одного. [ 1 ] Историк Ибн Халдун (ум. 1406) упоминает клан, который обычно предоставлял имамов, как Бану Расси или Рассиды . [ 2 ] В оригинальных арабских источниках термин «рассиды» практически не используется; в западной литературе это обычно относится к имамам периода средневековья , вплоть до XVI века. Ветвь Рассидов, пришедшая к власти при имаме аль-Мансуре аль-Касиме (годы правления 1597-1620), известна как Касимиды (Аль аль-Касими).

Создание имамата

[ редактировать ]
Золотой динар аль-Хади, отчеканенный в Сааде в 910/11 г. н.э.

Имамы основывали свою легитимность на происхождении от исламского пророка Мухаммеда , в основном через выдающегося зайдийского богослова аль-Касима ар-Расси (ум. 860) - его прозвище относится к ар-Рассу, собственности в окрестностях Мекки , которой он владел. [ 3 ] После него средневековых имамов иногда называют Рассидами. Первый из правящей линии, его внук аль-Хади ила'л-Хакк Яхья , родился в Медине . Его слава как интеллектуала, а также известного лидера привела к его приглашению в Йемен. Его призвали управлять горскими племенами в 893 г. и вновь в 896–97 гг. Аль-Хади представил множество политик и практик, которые превратились в особый бренд йеменских заиди- шиитов . Усилия аль-Хади в конечном итоге стали основными руководящими принципами религиозных, а также политических характеристик йеменского зайдизма. Однако Аль-Хади не смог укрепить свое правление во всем Йемене. Он не смог даже создать прочное государство в горной местности из-за сильного местничества, сохранявшегося в регионе. Были восстания, а также сегменты населения, которые не принимали притязаний его и его преемников на религиозно-политическое правление. [ 4 ]

Хотя ему не удалось создать какую-либо постоянную административную инфраструктуру, потомки аль-Хади стали местной аристократией северного нагорья, и именно из их числа выбиралось большинство имамов Йемена на последующую тысячу лет. Иногда имамы набирались из других линий, восходящих к Мухаммеду. [ 5 ]

Йемен на протяжении большей части этого периода лишь изредка был единым политическим образованием; на самом деле, то, что входило в его границы, сильно различалось, и оно не управлялось последовательно или единообразно какой-либо одной группой правителей, за исключением коротких периодов времени. Он существовал как часть ряда различных политических систем/правящих династий между девятым и шестнадцатым веками, после чего стал частью Османской империи .

Соперничество с другими династиями

[ редактировать ]

После смерти Имама аль-Хади в 911 году имамат по очереди взяли на себя его сыновья, хотя это было не наследственное, а скорее выборное среди потомков Мухаммеда. Однако с 11 по начало 17 веков имамы обычно не выбирались из сыновей бывшего имама, а скорее распределялись среди различных ветвей рассидов. Тем временем множество более мелких династий и семей обосновались в высокогорье, а также в Тихаме (низкой прибрежной равнине), где имамы правили редко. Среди наиболее известных из них - Юфириды (в Сане и Шибаме, 847-997), Сулайхиды (в южном нагорье, 1047-1138), Зурайиды (в Адене, 1080-1174), и Хатимиды (в Сане, 1098-1174 гг.). [ 6 ] Именно в этот период, когда государство Фатимидов было влиятельным, часть населения обратилась в исмаилитский шиизм .

Начиная с завоевания Йемена семьей Салах ад-Дина ибн Айюба (Саладина) в 1174 году, ряд династий осуществлял определенный контроль и управление в Йемене в течение примерно следующих 400 лет; это, в хронологической последовательности, Айюбиды , с 1173/74 по 1229 год; Расулиды с 1229 по 1454 год; Тахириды с 1454 по 1517 год; и мамлюки — с 1517 по 1538 год, когда Османская империя захватила йеменскую Тихаму. [ 7 ]

В течение большей части этого периода династии и их правители были в основном вовлечены в семейные, региональные, а иногда и межконфессиональные споры. По иронии судьбы, сунниты Расулиды , которые в конечном итоге сконцентрировали свою власть на юге Йемена именно по этой причине, были династией, при которой регион пережил наибольший экономический рост и политическую стабильность. [ 8 ]

На протяжении части средневековой эпохи имамов Зайдии затмили низменные династии, и в течение длительного времени имамов вообще не было (особенно в 1066–1138 и 1171–1187 годах). С конца тринадцатого века политическая судьба имамов Зайдия несколько оживилась. Они смогли выстоять против Расулидов и Тахиридов, а иногда и расширить свою территорию. Однако часто, особенно после 1436 г., имамат делился между несколькими претендентами.

Сравнительно мало известно о средневековых зайдитских имамах и их усилиях по утверждению и развитию той или иной формы управления (включая сбор налогов), а также об их успехах в продвижении зайдитских целей в этот период. Судя по имеющимся свидетельствам, между семьями и кланами Зайди было очень мало преемственности и большая конкуренция. Например, за предположительно репрезентативный двухсотлетний период с тринадцатого по пятнадцатый века, по-видимому, было более двадцати различных кандидатов на пост имамата, представляющих более десяти различных кланов.

Государство Касимидов

[ редактировать ]
Правление Аль-Мутаваккиля Исмаила 1675 г. н.э.

В конце концов европейцы , а затем и другие, пришли на Ближний Восток , особенно португальцы , пытаясь контролировать торговлю на Красном море . Однако для имамов Зайдия османы представляли большую внешнюю угрозу. Османским экспедициям удалось разгромить горских соплеменников в середине десятилетий шестнадцатого века. С начала 17 века аль-Мансур аль-Касим , принадлежавший к одной из ветвей Рассидов (позже известных как Касимиды), поднял знамя восстания. Его сыну аль-Муайаду Мухаммаду удалось собрать под своей властью весь Йемен, изгнать турок и создать независимое политическое образование. Какое-то время имамы управляли обширной территорией, включая Южный Йемен и районы, расположенные еще дальше на восток. Их экономическая база была усилена торговлей кофе прибрежного перевалочного пункта Мокко . В отличие от предыдущей практики, Касимиды правили как наследственная династия.

Власть имамата пришла в упадок в XVIII и XIX веках. Территория, контролируемая имамами, сократилась после конца 17 века, а прибыльная торговля кофе пришла в упадок из-за появления новых производителей в других частях мира. Аль-Мутаваккиль Исмаил максимально расширил государство Касимидов. Государство Касимидов было охарактеризовано как «квазигосударство» с присущей ему напряженностью между племенами и правительством, а также между племенной культурой и изученной исламской моралью. Сами имамы переняли стиль ближневосточных монархий, становясь все более отдаленными фигурами. В результате они со временем утратили свое харизматическое и духовное положение среди племен Йемена. [ 9 ] Имамат еще больше затмился вторым приходом турок в равнинный Йемен в 1848 году и в высокогорные районы в 1872 году. Однако османские войска так и не смогли полностью подавить сопротивление турецкому владычеству. В конечном итоге оккупанты были изгнаны к 1918 году боковой ветвью Касимидов , которая основала Мутаваккилитское королевство Йемен .

Современная история

[ редактировать ]

В течение следующих 44 лет Северным Йеменом правили два могущественных имама. аль-Мутаваккиль Яхья Мухаммад Хамид ад-Дин и его сын Ахмад бин Яхья создали там королевство во многом так же, как это сделали короли Англии и Франции столетиями ранее. Два имама укрепили государство и обеспечили безопасность его границ. Они использовали имамата, чтобы изолировать Йемен и оживить его исламскую культуру и общество в то время, когда традиционные общества во всем мире приходили в упадок под имперским правлением. В то время как Йемен при двух имамах казался почти застывшим во времени, небольшое, но растущее число йеменцев осознало контраст между автократическим обществом, которое они считали застойным, и политической и экономической модернизацией, происходящей в других частях мира. Это привело к важной цепочке событий: зарождению националистического движения «Свободный Йемен» в середине 1940-х годов, неудавшейся революции 1948 года, в ходе которой был убит имам Яхья, неудавшемуся перевороту 1955 года против имама Ахмада и, наконец, перевороту в 1962 году, в ходе которого имам Мухаммад аль-Бадр был свергнут группой египетских офицеров-суннитов, поддерживаемых и финансируемых, и была провозглашена Йеменская Арабская Республика (ЯР) под руководством Абдуллы ас-Саллала . [ 10 ]

Первые пять лет правления президента Ас-Саллала, с 1962 по 1967 год, составили первую главу истории Северного Йемена. Этот период, отмеченный революцией, которая его положила, стал свидетелем длительной гражданской войны между йеменскими республиканскими силами, базирующимися в городах и поддерживаемыми Египтом, и роялистскими сторонниками свергнутого имама, поддерживаемыми Саудовской Аравией и Иорданией . В 1965 году президент Египта Гамаль Абдель Насер встретился с королем Саудовской Аравии Фейсалом , чтобы обсудить возможное урегулирование гражданской войны. Результатом встречи стало соглашение, согласно которому обе страны обязались прекратить свое участие и позволить народу Северного Йемена выбирать свое собственное правительство. Однако последующие мирные конференции оказались безрезультатными, и в 1966 году боевые действия возобновились. [ 11 ]

К 1967 году война зашла в тупик, и республиканцы раскололись на противоборствующие фракции по вопросам отношений с Египтом и Саудовской Аравией. В конце 1967 года правительство Аль-Саллала было свергнуто, и на посту президента его сменил Абдул Рахман аль-Ириани . Боевые действия продолжались до 1970 года, когда Саудовская Аравия прекратила помощь роялистам и установила дипломатические отношения с Северным Йеменом. Аль-Ириани добился долгожданного перемирия между республиканскими и роялистскими силами и председательствовал на принятии демократической конституции в 1970 году. Последний правящий потомок рассидов Мухаммад аль-Бадр , сильно разочарованный признанием республики Саудовской Аравией, эмигрировал в Лондон. где он умер в 1996 году. [ 12 ]

В июне 1974 года военные под руководством полковника Ибрагима аль-Хамди устроили бескровный переворот, заявив, что правительство Аль-Ириани стало неэффективным. Действие конституции было приостановлено, а исполнительная власть была передана командному совету, в котором доминировали военные. Аль-Хамди возглавил совет и попытался укрепить и реструктурировать политику в Северном Йемене. Аль-Хамди был убит в 1977 году, а его преемник, бывший начальник штаба Ахмед Хусейн аль-Гашми , был убит в июне 1978 года. [ 13 ] Длительное пребывание у власти президента Али Абдаллы Салеха , который правил Северным Йеменом с 1978 года до его слияния с Южным Йеменом в 1990 году, оказалось более стабильным. Салех укрепил политическую систему, а приток иностранной помощи и открытие нефти в Северном Йемене открыли перспективы экономического роста и развития. [ 14 ]

Список имамов

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Общий
  • Харрис, Уолтер Б. (1893). Путешествие по Йемену и некоторые общие замечания об этой стране . Эдинбург и Лондон: Уильям Блэквуд и сыновья. стр. 374–375. OCLC   5044217 .
  • Культурный фонд Имама Заида бин Али, Культурный фонд Имама Заида бин Али :: Рецензия на книгу (на арабском языке).
Специфический
  1. ^ Джейн Хэтэуэй, Повесть о двух фракциях; Миф, память и идентичность в Османском Египте и Йемене . Нью-Йорк, 2003, стр. 79–81.
  2. ^ Х. К. Кей, Яман: его раннесредневековая история , Лондон, 1892, стр. 185.
  3. ^ Энциклопедия ислама , Том 3, Лейден, 1936, стр. 1216.
  4. ^ Корнелис ван Арендонк, Les débuts de l'imamat zaidite au Йемен . Лейден 1960 г.
  5. ^ Энциклопедия ислама , Том III, Лейден, 1936, стр. 1216
  6. ^ HC Кей, Яман: его раннесредневековая история . Лондон 1892 г.
  7. Их хронологию см. в Питере Трухарте, Регенты наций , Vol. 3, Мюнхен 2003, стр. 1090-1.
  8. ^ Энциклопедия ислама , Том. VIII, Лейден, 1995, стр. 455–7.
  9. ^ Винсент Стивен Уилхайт, Партизанская война, борьба с повстанцами и формирование государства в Османском Йемене , докторская диссертация, Университет штата Огайо, 2003, стр. 130.
  10. ^ Пол Дреш, История современного Йемена , Кембридж, 2000, стр. 28-88, http://catdir.loc.gov/catdir/samples/cam031/00029266.pdf.
  11. ^ «Гражданская война в Северном Йемене (1962-1970)» .
  12. ^ «История Йемена – ключевые фигуры в истории Йемена» . Архивировано из оригинала 24 июня 2011 года.
  13. ^ Отчет о политической истории до конца 1970-х годов можно найти в книге Роберта В. Стуки, Йемен: Политика Йеменской Арабской Республики . Боулдер, 1978 год.
  14. ^ Пол Дреш, История современного Йемена , Кембридж, 2000, стр. 151-214.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • AMHJ Стоквис, Справочник по истории, генеалогии и хронологии всех государств земного шара, Том I-III. Лейден 1888-93.
  • Питер Трухарт, Регенты Наций . Мюнхен 2003
  • Э. де Замбаур, Руководство по генеалогии и хронологии исламской истории. Ганновер, 1927 год.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1106d43ca986900ee4fbb7ac657b07ec__1647772980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/ec/1106d43ca986900ee4fbb7ac657b07ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rassid dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)