Jump to content

Имамы Йемена

(Перенаправлено с Имама Йемена )

Монарх Йемена
Подробности
Первый монарх аль-Хади иляль-Хак Яхья
Последний монарх Мухаммад аль-Бадр
Формирование в. 897
Отмена 1 декабря 1970 г.
Резиденция Дар-эль-Хаджар , Сана , Йемен
Претендент(ы) Агиль бин Мухаммад аль-Бадр

Имамы Йемена , позже также названные королями Йемена , были религиозно посвященными лидерами ( имамами ), принадлежащими к заидитской ветви шиитского ислама . Они установили сочетание религиозного и светско-политического правления в некоторых частях Йемена с 897 года. Их имамат просуществовал при различных обстоятельствах до конца гражданской войны в Северном Йемене в 1970 году, последовавшей за республиканской революцией 1962 года. Теология заиди отличается от исмаилизма. и двунадесятный шиизм , подчеркивая наличие активного и заметного имама в качестве лидера. Ожидалось, что имам будет хорошо осведомлен в религиозной науке и проявит себя достойным главой общины, даже в бою, если это будет необходимо. Претендент на имамата объявлял «призыв» ( давах ), и нередко претендентов было более одного. [ 1 ]

Учреждение

[ редактировать ]
Золотой динар аль-Хади, отчеканенный в Сааде в 910/11 г. н.э.

Имамы основывали свою легитимность на происхождении от исламского пророка Мухаммеда , в основном через аль-Касима ар-Расси (ум. 860). После него средневековых имамов иногда называют Рассидами . Первый из правящей линии, его внук аль-Хади ила'л-Хакк Яхья , родился в Медине . Его слава как интеллектуала, а также известного лидера привела к его приглашению в Йемен. Его призвали управлять горными племенами в 893 г. и снова в 896–897 гг. Аль-Хади представил множество политик и практик, которые превратились в особый бренд йеменской заидии. Усилия аль-Хади в конечном итоге стали основными руководящими принципами религиозных и политических характеристик йеменского зайдизма. Однако Аль-Хади не смог укрепить свое правление во всем Йемене. Он не смог даже создать прочное государство в горной местности из-за сильного местничества, сохранявшегося в регионе. Были восстания, а также слои населения, которые не принимали притязаний его и его преемников на религиозно-политическое правление. [ 2 ]

Хотя ему не удалось создать какой-либо постоянной административной инфраструктуры, потомки аль-Хади и другие кланы Алидов , прибывшие в его компании, стали местной аристократией северного нагорья. [ 3 ] Именно из их числа выбирались имамы Йемена на следующую тысячу лет. Имамы обычно выбирались из потомков аль-Касима ар-Расси и, точнее, аль-Хади, но по крайней мере в восьми случаях они выбирались из других линий, происходящих от внуков Мухаммеда Хасана и Хусейна . [ 4 ]

Йемен на протяжении большей части этого периода лишь изредка был единым политическим образованием; на самом деле, то, что входило в его границы, сильно различалось, и оно не управлялось последовательно или единообразно какой-либо одной группой правителей, за исключением коротких периодов времени. Он существовал как часть ряда различных политических систем/правящих династий между девятым и шестнадцатым веками, после чего стал частью Османской империи .

Соперничество с другими династиями

[ редактировать ]

После смерти Имама аль-Хади в 911 году имамат по очереди взяли на себя его сыновья, хотя это было не наследственное, а скорее выборное среди потомков Мухаммеда. Однако с одиннадцатого по начало семнадцатого веков имамы обычно не выбирались из сыновей бывшего имама, а этот титул скорее распространялся среди различных ветвей рассидов. Тем временем множество более мелких династий и семей обосновались в горной местности, а также в Тихаме (низкой прибрежной равнине), где имамы редко приобретали влияние. Среди наиболее известных из них - Юфириды (847–997), Наджахиды (1021–1158), Сулайхиды (1047–1138), Зурайиды (1080–1174) и Хатимиды (1098–1174) . ). [ 5 ] Именно в этот период, когда Фатимидский халифат был влиятельным, часть населения обратилась в исмаилизм .

Начиная с завоевания Йемена семьей Салах ад-Дина ибн Айюба (Саладина) в 1174 году, ряд династий осуществлял определенный контроль и управление в Йемене в течение примерно следующих 400 лет; это в хронологической последовательности Айюбиды , с 1174 по 1229 годы; Расулиды с 1229 по 1454 год; Тахириды с 1454 по 1517 год; и мамлюки — с 1517 по 1538 год, когда Османская империя захватила Тихаму. [ 6 ]

В течение большей части этого периода династии и их правители были в основном вовлечены в семейные, региональные, а иногда и межконфессиональные споры. По иронии судьбы, сунниты Расулиды, которые в конечном итоге сконцентрировали свою власть на юге Йемена именно по этой причине, были династией, при которой в регионе наблюдался наибольший экономический рост и политическая стабильность. [ 7 ]

На протяжении части средневековья имамов Зайдии затмили низинные династии, и в течение длительного времени имама вообще не было (особенно в 1066–1138 и 1171–1187 годах). С конца тринадцатого века политическая судьба имамов Зайдия несколько оживилась. Они смогли выстоять против Расулидов и Тахиридов, а иногда и расширить свою территорию. Однако часто, особенно после 1436 г., имамат делился между несколькими претендентами.

Сравнительно мало известно о средневековых зайдитских имамах и их усилиях по утверждению и развитию той или иной формы управления (включая сбор налогов), а также об их успехах в продвижении целей зайдитов в этот период. Судя по имеющимся свидетельствам, между семьями и кланами Зайди было очень мало преемственности и большая конкуренция. Например, за предположительно репрезентативный двухсотлетний период с тринадцатого по пятнадцатый века, по-видимому, было более двадцати различных кандидатов на пост имамата, представляющих более десяти различных кланов. [ 8 ]

Государство Касимидов

[ редактировать ]

В конце концов, европейцы , а затем и другие, пришли на Ближний Восток , особенно португальцы , пытаясь контролировать торговлю на Красном море . Однако для имамов Зайдия османы представляли большую внешнюю угрозу. Османским экспедициям удалось разгромить горских соплеменников в середине десятилетий шестнадцатого века. С начала семнадцатого века аль-Мансур аль-Касим , принадлежавший к одной из ветвей рассидов (позже известных как Касимиды или йеменское государство Заиди ), поднял знамя восстания. Его сыну аль-Муайаду Мухаммаду удалось собрать под своей властью весь Йемен, изгнать турок и создать независимое политическое образование. Какое-то время имамы управляли обширной территорией, включая Южный Йемен и районы, расположенные еще дальше на восток. Их экономическая база была усилена торговлей кофе прибрежного перевалочного пункта Мокко . В отличие от предыдущей практики, Касимиды или йеменское государство Заиди правили как наследственная династия. [ 9 ]

Могущество йеменского государства Заиди или Имамата снизилось в восемнадцатом и девятнадцатом веках, особенно после вторжений ваххабитов после 1800 года. [ 10 ] После 1681 года территория, контролируемая имамами, постепенно сокращалась, а прибыльная торговля кофе сокращалась из-за появления новых производителей в других частях мира. Государство Касимидов или йеменское государство Заиди характеризуется как «квазигосударство» с присущей ему напряженностью между племенами и правительством, а также между племенной культурой и изученной исламской моралью. Сами имамы переняли стиль ближневосточных монархий, становясь все более отдаленными фигурами. В результате они со временем утратили свое харизматическое и духовное положение среди племен Йемена. [ 11 ] Имамат еще больше затмился вторым приходом турок в равнинный Йемен в 1848 году и в высокогорные районы в 1872 году. Однако османские войска так и не смогли полностью подавить сопротивление османскому владычеству. В конечном итоге оккупанты были изгнаны к 1918 году боковой ветвью Касимидов , которая основала Мутаваккилитское королевство Йемен .

Современная история

[ редактировать ]

В течение следующих 44 лет Северным Йеменом правили два могущественных имама. Яхья бин Мухаммад Хамид ад-Дин и его сын Ахмад бин Яхья создали там королевство во многом так же, как это сделали короли Англии и Франции столетиями ранее. Два имама укрепили государство и обеспечили безопасность его границ. Они использовали имамата, чтобы изолировать Йемен и оживить его исламскую культуру и общество в то время, когда традиционные общества во всем мире приходили в упадок под имперским правлением. В то время как Йемен при двух имамах казался почти застывшим во времени, небольшое, но растущее число йеменцев осознало контраст между автократическим обществом, которое они считали застойным, и политической и экономической модернизацией, происходящей в других частях мира. Это привело к важной цепочке событий: зарождению националистического движения «Свободный Йемен» в середине 1940-х годов, неудавшейся революции 1948 года, в ходе которой был убит Имам Яхья, неудавшемуся перевороту 1955 года против Имама Ахмада и, наконец, революции 1962 года, в ходе которой недавно возведенный на престол имам Мухаммад аль-Бадр был свергнут группой офицеров-националистов, и была провозглашена Йеменская Арабская Республика (ЯР) под руководством Абдуллы аль-Саллала . [ 12 ]

Первые пять лет правления президента Аль-Саллала, с 1962 по 1967 год, составили первую главу истории Северного Йемена. Этот период, отмеченный революцией, которая его положила, стал свидетелем длительной гражданской войны между йеменскими республиканскими силами, базирующимися в городах и поддерживаемыми Египтом, и роялистскими сторонниками свергнутого имама, поддерживаемыми Саудовской Аравией и Иорданией . В 1965 году президент Египта Гамаль Абдель Насер встретился с королем Саудовской Аравии Фейсалом , чтобы обсудить возможное урегулирование гражданской войны. Результатом встречи стало соглашение, согласно которому обе страны обязались прекратить свое участие и позволить народу Северного Йемена выбирать свое собственное правительство. Однако последующие мирные конференции оказались безрезультатными, и в 1966 году боевые действия возобновились. [ 13 ]

К 1967 году война зашла в тупик, и республиканцы раскололись на противоборствующие фракции по вопросам отношений с Египтом и Саудовской Аравией. В конце 1967 года правительство Аль-Саллала было свергнуто, и на посту президента его сменил Абдул Рахман аль-Ириани . Боевые действия продолжались до 1970 года, когда Саудовская Аравия прекратила помощь роялистам и установила дипломатические отношения с Северным Йеменом. Аль-Ириани добился долгожданного перемирия между республиканскими и роялистскими силами и председательствовал на принятии демократической конституции в 1970 году. Имам Мухаммад аль-Бадр , сильно разочарованный признанием республики Саудовской Аравией, эмигрировал в Лондон , где и умер в 1996. [ 14 ]

В июне 1974 года военные под руководством полковника Ибрагима аль-Хамди устроили бескровный переворот, заявив, что правительство Аль-Ириани стало неэффективным. Действие конституции было приостановлено, а исполнительная власть была передана командному совету, в котором доминировали военные. Аль-Хамди возглавил совет и попытался укрепить и реструктурировать политику в Северном Йемене. Аль-Хамди был убит в 1977 году, а его преемник, бывший начальник штаба Ахмед Хусейн аль-Гашми , был убит в июне 1978 года. [ 15 ] Длительное пребывание у власти президента Али Абдаллы Салеха , который правил Северным Йеменом с 1978 года до его слияния с Южным Йеменом в 1990 году, оказалось более стабильным. Салех укрепил политическую систему, а приток иностранной помощи и открытие нефти в Северном Йемене открыли перспективы экономического роста и развития.

Список имамов

[ редактировать ]

Не существует однозначного списка имамов Йемена, поскольку многие имамы не были общепризнанными, а иногда и затмевались правлением равнинных династий или турок. Следующий список довольно обширен. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

О продолжении руководства после 1962 года см. Президент Йеменской Арабской Республики .

Убеждения

[ редактировать ]

В отличие от многих имамитов ( двунадесятников и исмаилитских ветвей шиитской конфессии), заидиты не приписывают своим имамам божественные или сверхчеловеческие атрибуты. [ 20 ]

См. также

[ редактировать ]
Общий
  • Харрис, Уолтер Б. (1893). Путешествие по Йемену и некоторые общие замечания об этой стране . Эдинбург и Лондон: Уильям Блэквуд и сыновья. стр. 374–375. OCLC   5044217 .
  • Культурный фонд Имама Заида бин Али, Культурный фонд Имама Заида бин Али :: Рецензия на книгу (на арабском языке).
Специфический
  1. ^ Джейн Хэтэуэй, Повесть о двух фракциях; Миф, память и идентичность в Османском Египте и Йемене . Нью-Йорк, 2003, стр. 79–81.
  2. ^ Корнелис ван Арендонк, Les débuts de l'imamat zaidite au Йемен . Лейден 1960 г.
  3. ^ Д. Томас Гоченур, «К социологии исламизации Йемена», в Б. Р. Придхаме (ред.), Современный Йемен: политика и исторический фон , Beckenham 1984, стр. 8–9.
  4. ^ Энциклопедия ислама , Том III, Лейден, 1936, стр. 1216
  5. ^ HC Кей, Яман: его раннесредневековая история . Лондон, 1892 г., https://archive.org/stream/yamanitsearlymed00umaruoft/yamanitsearlymed00umaruoft_djvu.txt
  6. ^ Их хронологию см. Питер Трухарт, Регенты наций , Vol. 3, Мюнхен, 2003, стр. 1090–1091.
  7. ^ Энциклопедия ислама , Том. VIII, Лейден, 1995, стр. 455–457.
  8. ^ Роберт В. Стуки, Йемен: Политика Йеменской Арабской Республики , Боулдер, 1978, стр. 125.
  9. Об их генеалогии см. Роберт В. Стуки, Йемен: Политика Йеменской Арабской Республики , Boulder 1978, p. 144.
  10. ^ Роберт Л. Плейфэр, История Феликса Аравии или Йемена . Бомбей, 1859 г., стр. 127–134.
  11. ^ Винсент Стивен Уилхайт, Партизанская война, борьба с повстанцами и формирование государства в Османском Йемене , докторская диссертация, Университет штата Огайо, 2003, стр. 130.
  12. ^ Пол Дреш, История современного Йемена , стр. 28–95, http://catdir.loc.gov/catdir/samples/cam031/00029266.pdf.
  13. ^ «Гражданская война в Северном Йемене (1962–1970)» .
  14. ^ «История Йемена – ключевые фигуры в истории Йемена» . Архивировано из оригинала 24 июня 2011 года.
  15. ^ Роберт В. Стуки, Йемен: Политика Йеменской Арабской Республики . Boulder 1978 дает общий обзор истории до конца 1970-х годов.
  16. ^ Айман Фуад Сайид, Масадир тарих аль-Яман фиал Аср аль-Ислами. аль-Кахира 1974, стр. 404–16
  17. ^ Р.Б. Серджант и Рональд Льюкок (ред.), Сана: арабский исламский город. Лондон, 1983, стр. 72–95.
  18. ^ Заидитские имамы в Йемене (на арабском языке)
  19. ^ Заидитские имамы с 898 по 1962 год нашей эры (на арабском языке)
  20. ^ Фрэнсис Робинсон , Атлас исламского мира с 1500 года , с. 47. Нью-Йорк : Имеющиеся факты , 1984. ISBN   0871966298

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • AMHJ Стоквис, Справочник по истории, генеалогии и хронологии всех государств земного шара, Том I-III. Лейден 1888–93.
  • Питер Трухарт, Регенты Наций . Мюнхен 2003
  • Э. де Замбаур, Руководство по генеалогии и хронологии исламской истории. Ганновер, 1927 год.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70fef74586a3926b31cd7ec18786e43a__1721559660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/3a/70fef74586a3926b31cd7ec18786e43a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Imams of Yemen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)