Имамы Йемена
Монарх Йемена | |
---|---|
![]() | |
Подробности | |
Первый монарх | аль-Хади иляль-Хак Яхья |
Последний монарх | Мухаммад аль-Бадр |
Формирование | в. 897 |
Отмена | 1 декабря 1970 г. |
Резиденция | Дар-эль-Хаджар , Сана , Йемен |
Претендент(ы) | Агиль бин Мухаммад аль-Бадр |
Имамы Йемена , позже также названные королями Йемена , были религиозно посвященными лидерами ( имамами ), принадлежащими к заидитской ветви шиитского ислама . Они установили сочетание религиозного и светско-политического правления в некоторых частях Йемена с 897 года. Их имамат просуществовал при различных обстоятельствах до конца гражданской войны в Северном Йемене в 1970 году, последовавшей за республиканской революцией 1962 года. Теология заиди отличается от исмаилизма. и двунадесятный шиизм , подчеркивая наличие активного и заметного имама в качестве лидера. Ожидалось, что имам будет хорошо осведомлен в религиозной науке и проявит себя достойным главой общины, даже в бою, если это будет необходимо. Претендент на имамата объявлял «призыв» ( давах ), и нередко претендентов было более одного. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]
Имамы основывали свою легитимность на происхождении от исламского пророка Мухаммеда , в основном через аль-Касима ар-Расси (ум. 860). После него средневековых имамов иногда называют Рассидами . Первый из правящей линии, его внук аль-Хади ила'л-Хакк Яхья , родился в Медине . Его слава как интеллектуала, а также известного лидера привела к его приглашению в Йемен. Его призвали управлять горными племенами в 893 г. и снова в 896–897 гг. Аль-Хади представил множество политик и практик, которые превратились в особый бренд йеменской заидии. Усилия аль-Хади в конечном итоге стали основными руководящими принципами религиозных и политических характеристик йеменского зайдизма. Однако Аль-Хади не смог укрепить свое правление во всем Йемене. Он не смог даже создать прочное государство в горной местности из-за сильного местничества, сохранявшегося в регионе. Были восстания, а также слои населения, которые не принимали притязаний его и его преемников на религиозно-политическое правление. [ 2 ]
Хотя ему не удалось создать какой-либо постоянной административной инфраструктуры, потомки аль-Хади и другие кланы Алидов , прибывшие в его компании, стали местной аристократией северного нагорья. [ 3 ] Именно из их числа выбирались имамы Йемена на следующую тысячу лет. Имамы обычно выбирались из потомков аль-Касима ар-Расси и, точнее, аль-Хади, но по крайней мере в восьми случаях они выбирались из других линий, происходящих от внуков Мухаммеда Хасана и Хусейна . [ 4 ]
Йемен на протяжении большей части этого периода лишь изредка был единым политическим образованием; на самом деле, то, что входило в его границы, сильно различалось, и оно не управлялось последовательно или единообразно какой-либо одной группой правителей, за исключением коротких периодов времени. Он существовал как часть ряда различных политических систем/правящих династий между девятым и шестнадцатым веками, после чего стал частью Османской империи .
Соперничество с другими династиями
[ редактировать ]После смерти Имама аль-Хади в 911 году имамат по очереди взяли на себя его сыновья, хотя это было не наследственное, а скорее выборное среди потомков Мухаммеда. Однако с одиннадцатого по начало семнадцатого веков имамы обычно не выбирались из сыновей бывшего имама, а этот титул скорее распространялся среди различных ветвей рассидов. Тем временем множество более мелких династий и семей обосновались в горной местности, а также в Тихаме (низкой прибрежной равнине), где имамы редко приобретали влияние. Среди наиболее известных из них - Юфириды (847–997), Наджахиды (1021–1158), Сулайхиды (1047–1138), Зурайиды (1080–1174) и Хатимиды (1098–1174) . ). [ 5 ] Именно в этот период, когда Фатимидский халифат был влиятельным, часть населения обратилась в исмаилизм .
Начиная с завоевания Йемена семьей Салах ад-Дина ибн Айюба (Саладина) в 1174 году, ряд династий осуществлял определенный контроль и управление в Йемене в течение примерно следующих 400 лет; это в хронологической последовательности Айюбиды , с 1174 по 1229 годы; Расулиды — с 1229 по 1454 год; Тахириды — с 1454 по 1517 год; и мамлюки — с 1517 по 1538 год, когда Османская империя захватила Тихаму. [ 6 ]
В течение большей части этого периода династии и их правители были в основном вовлечены в семейные, региональные, а иногда и межконфессиональные споры. По иронии судьбы, сунниты Расулиды, которые в конечном итоге сконцентрировали свою власть на юге Йемена именно по этой причине, были династией, при которой в регионе наблюдался наибольший экономический рост и политическая стабильность. [ 7 ]
На протяжении части средневековья имамов Зайдии затмили низинные династии, и в течение длительного времени имама вообще не было (особенно в 1066–1138 и 1171–1187 годах). С конца тринадцатого века политическая судьба имамов Зайдия несколько оживилась. Они смогли выстоять против Расулидов и Тахиридов, а иногда и расширить свою территорию. Однако часто, особенно после 1436 г., имамат делился между несколькими претендентами.
Сравнительно мало известно о средневековых зайдитских имамах и их усилиях по утверждению и развитию той или иной формы управления (включая сбор налогов), а также об их успехах в продвижении целей зайдитов в этот период. Судя по имеющимся свидетельствам, между семьями и кланами Зайди было очень мало преемственности и большая конкуренция. Например, за предположительно репрезентативный двухсотлетний период с тринадцатого по пятнадцатый века, по-видимому, было более двадцати различных кандидатов на пост имамата, представляющих более десяти различных кланов. [ 8 ]
Государство Касимидов
[ редактировать ]В конце концов, европейцы , а затем и другие, пришли на Ближний Восток , особенно португальцы , пытаясь контролировать торговлю на Красном море . Однако для имамов Зайдия османы представляли большую внешнюю угрозу. Османским экспедициям удалось разгромить горских соплеменников в середине десятилетий шестнадцатого века. С начала семнадцатого века аль-Мансур аль-Касим , принадлежавший к одной из ветвей рассидов (позже известных как Касимиды или йеменское государство Заиди ), поднял знамя восстания. Его сыну аль-Муайаду Мухаммаду удалось собрать под своей властью весь Йемен, изгнать турок и создать независимое политическое образование. Какое-то время имамы управляли обширной территорией, включая Южный Йемен и районы, расположенные еще дальше на восток. Их экономическая база была усилена торговлей кофе прибрежного перевалочного пункта Мокко . В отличие от предыдущей практики, Касимиды или йеменское государство Заиди правили как наследственная династия. [ 9 ]
Могущество йеменского государства Заиди или Имамата снизилось в восемнадцатом и девятнадцатом веках, особенно после вторжений ваххабитов после 1800 года. [ 10 ] После 1681 года территория, контролируемая имамами, постепенно сокращалась, а прибыльная торговля кофе сокращалась из-за появления новых производителей в других частях мира. Государство Касимидов или йеменское государство Заиди характеризуется как «квазигосударство» с присущей ему напряженностью между племенами и правительством, а также между племенной культурой и изученной исламской моралью. Сами имамы переняли стиль ближневосточных монархий, становясь все более отдаленными фигурами. В результате они со временем утратили свое харизматическое и духовное положение среди племен Йемена. [ 11 ] Имамат еще больше затмился вторым приходом турок в равнинный Йемен в 1848 году и в высокогорные районы в 1872 году. Однако османские войска так и не смогли полностью подавить сопротивление османскому владычеству. В конечном итоге оккупанты были изгнаны к 1918 году боковой ветвью Касимидов , которая основала Мутаваккилитское королевство Йемен .
Современная история
[ редактировать ]В течение следующих 44 лет Северным Йеменом правили два могущественных имама. Яхья бин Мухаммад Хамид ад-Дин и его сын Ахмад бин Яхья создали там королевство во многом так же, как это сделали короли Англии и Франции столетиями ранее. Два имама укрепили государство и обеспечили безопасность его границ. Они использовали имамата, чтобы изолировать Йемен и оживить его исламскую культуру и общество в то время, когда традиционные общества во всем мире приходили в упадок под имперским правлением. В то время как Йемен при двух имамах казался почти застывшим во времени, небольшое, но растущее число йеменцев осознало контраст между автократическим обществом, которое они считали застойным, и политической и экономической модернизацией, происходящей в других частях мира. Это привело к важной цепочке событий: зарождению националистического движения «Свободный Йемен» в середине 1940-х годов, неудавшейся революции 1948 года, в ходе которой был убит Имам Яхья, неудавшемуся перевороту 1955 года против Имама Ахмада и, наконец, революции 1962 года, в ходе которой недавно возведенный на престол имам Мухаммад аль-Бадр был свергнут группой офицеров-националистов, и была провозглашена Йеменская Арабская Республика (ЯР) под руководством Абдуллы аль-Саллала . [ 12 ]
Первые пять лет правления президента Аль-Саллала, с 1962 по 1967 год, составили первую главу истории Северного Йемена. Этот период, отмеченный революцией, которая его положила, стал свидетелем длительной гражданской войны между йеменскими республиканскими силами, базирующимися в городах и поддерживаемыми Египтом, и роялистскими сторонниками свергнутого имама, поддерживаемыми Саудовской Аравией и Иорданией . В 1965 году президент Египта Гамаль Абдель Насер встретился с королем Саудовской Аравии Фейсалом , чтобы обсудить возможное урегулирование гражданской войны. Результатом встречи стало соглашение, согласно которому обе страны обязались прекратить свое участие и позволить народу Северного Йемена выбирать свое собственное правительство. Однако последующие мирные конференции оказались безрезультатными, и в 1966 году боевые действия возобновились. [ 13 ]
К 1967 году война зашла в тупик, и республиканцы раскололись на противоборствующие фракции по вопросам отношений с Египтом и Саудовской Аравией. В конце 1967 года правительство Аль-Саллала было свергнуто, и на посту президента его сменил Абдул Рахман аль-Ириани . Боевые действия продолжались до 1970 года, когда Саудовская Аравия прекратила помощь роялистам и установила дипломатические отношения с Северным Йеменом. Аль-Ириани добился долгожданного перемирия между республиканскими и роялистскими силами и председательствовал на принятии демократической конституции в 1970 году. Имам Мухаммад аль-Бадр , сильно разочарованный признанием республики Саудовской Аравией, эмигрировал в Лондон , где и умер в 1996. [ 14 ]
В июне 1974 года военные под руководством полковника Ибрагима аль-Хамди устроили бескровный переворот, заявив, что правительство Аль-Ириани стало неэффективным. Действие конституции было приостановлено, а исполнительная власть была передана командному совету, в котором доминировали военные. Аль-Хамди возглавил совет и попытался укрепить и реструктурировать политику в Северном Йемене. Аль-Хамди был убит в 1977 году, а его преемник, бывший начальник штаба Ахмед Хусейн аль-Гашми , был убит в июне 1978 года. [ 15 ] Длительное пребывание у власти президента Али Абдаллы Салеха , который правил Северным Йеменом с 1978 года до его слияния с Южным Йеменом в 1990 году, оказалось более стабильным. Салех укрепил политическую систему, а приток иностранной помощи и открытие нефти в Северном Йемене открыли перспективы экономического роста и развития.
Список имамов
[ редактировать ]Не существует однозначного списка имамов Йемена, поскольку многие имамы не были общепризнанными, а иногда и затмевались правлением равнинных династий или турок. Следующий список довольно обширен. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
- аль-Хади иляль-Хакк Яхья бин аль-Хусейн бин аль-Касим ар-Расси 897–911
- аль-Муртада Мухаммад 911–913, ум. 922 (любовь)
- ан-Насир Ахмад 913–934 или 937 (брат)
- аль-Мунтакхаб аль-Хасан 934–936 или 939 (сын)
- аль-Мухтар аль-Касим 936–956 (брат)
- аль-Мансур Яхья 934–976 (брат)
- ад-Даи Юсуф 977–999 (сын)
- аль-Мансур аль-Касим аль-Ийани бин Али 999–1002 гг.
- ад-Даи Юсуф 1002–1012 (второе правление)
- аль-Махди аль-Хусейн 1003–1013 (сын аль-Мансура аль-Касима)
- аль-Муайад Ахмад бин аль-Хусейн 1013–1020 гг.
- Абу Талиб Яхья 1020–1033 гг.
- аль-Муид ли-Дин Иллах 1027–1030 гг.
- Абу Хашим аль-Хасан 1031–1040 гг.
- Абу'л-Фатх ан-Насир ад-Дайлами бин аль-Хусейн 1038–1053 гг.
- аль-Мухтасиб аль-Муджахид Хамза 1060–1067 (сын Абу Хашима аль-Хасана)
- аль-Мутаваккиль Ахмад бин Сулейман 1138–1171 (происходил от ан-Насира Ахмада)
- аль-Мансур Абдаллах бин Хамза 1187–1217 (происходил от аль-Мухтасиба аль-Муджахида Хамзы)
- ан-Насир Мухаммад 1217–1226 (сын)
- аль-Хади Яхья бин Мухсин 1217–1239 гг.
- аль-Махди Ахмад бин аль-Хусейн 1248–1258 гг.
- аль-Хасан ибн Ваххас 1258–1260, ум. 1285
- Яхья бин Мухаммад ас-Сираджи 1261–1262, ум. 1296
- аль-Мансур аль-Хасан бин Бадр ад-Дин 1262–1271 (сын двоюродного брата аль-Хади Яхьи)
- аль-Махди Ибрагим бин Ахмад Тадж ад-Дин 1272–1276, ум. 1284 (племянник)
- аль-Мутаваккиль аль-Мутаххар бин Яхья бин аль-Муртада 1276–1298 гг.
- аль-Махди Мухаммад 1301–1328 (сын)
- аль-Муайад Яхья бин Хамза 1328–1346 гг.
- ан-Насир Али бин Салах 1328–1329 (внук аль-Махди Ибрагима)
- Ахмад бин Али аль-Фатхи 1329–1349 гг.
- аль-Ватик аль-Мутаххар 1349 (сын аль-Махди Мухаммеда)
- аль-Махди Али бин Мухаммад 1349–1372 гг.
- ан-Насир Мухаммад Салах ад-Дин 1372–1391 (сын)
- аль-Мансур Али 1391–1436 (сын)
- аль-Махди Ахмад бин Яхья бин аль-Муртада 1391-1392, ум. 1436
- аль-Хади Али бин аль-Муайад 1393–1432 гг.
- аль-Махди Салах ад-Дин бин Али 1436–1445 гг.
- аль-Мансур ан-Насир бин Мухаммад 1436–1462 (праправнук аль-Мутаваккиля аль-Мутаххара бин Яхьи)
- аль-Мутаваккиль аль-Мутаххар бин Мухаммад 1436–1474 гг.
- аль-Муайад Мухаммад 1462–1503 (сын аль-Мансура ан-Насира)
- ан-Насир Мухаммад ибн Юсуф 1474–1488 гг.
- аль-Хади Изз ад-Дин бин аль-Хасан 1474–1495 (внук аль-Хади Али)
- аль-Мансур Мухаммад бин Али аль-Вашали 1475–1504 гг.
- ан-Насир аль-Хасан 1495–1523 (сын аль-Хади Изз-ад-Дина)
- аль-Мутаваккиль Яхья Шараф ад-Дин бин Шамс-ад-Дин 1506–1555 (внук аль-Махди Ахмада)
- аль-Мутаххар 1547–1572 (сын)
- ан-Насир аль-Хасан бин Али 1579–1585 гг.
- аль-Мансур аль-Касим бин Мухаммад 1597–1620 гг.
- аль-Муайад Мухаммад I 1620–1644 (сын)
- аль-Мутаваккиль Исмаил 1644–1676 (брат)
- аль-Махди Ахмад бин аль-Хасан 1676–1681 (племянник)
- аль-Муайад Мухаммад II 1681–1686 (сын аль-Мутаваккиля Исмаила)
- аль-Махди Мухаммад 1687–1718 (сын аль-Махди Ахмада)
- аль-Мансур аль-Хусейн I бин аль-Касим 1716–1720 (внук аль-Муайяда Мухаммеда I)
- аль-Мутаваккиль аль-Касим ибн аль-Хасан 1716–1727 (внук аль-Махди Ахмада)
- Ан-Насир Мухаммад (заиди имам) бин Исхак 1723 г., ум. 1754 г. (внук аль-Махди Ахмада)
- аль-Мансур аль-Хусейн II 1727–1748 (сын аль-Мутаваккиля аль-Касима)
- аль-Махди Аббас 1748–1775 (сын)
- аль-Мансур Али I 1775–1809 (сын)
- аль-Мутаваккиль Ахмад 1809–1816 (сын)
- аль-Махди Абдулла 1816–1835 (сын)
- аль-Мансур Али II 1835–1837, ум. 1871 (сын)
- ан-Насир Абдаллах бин аль-Хасан бин Ахмад 1837–1840 (правнук аль-Махди Аббаса)
- аль-Хади Мухаммад 1840–1844 (сын аль-Мутаваккиля Ахмада)
- аль-Мансур Али II 1844–1845 (второе правление)
- аль-Мутаваккиль Мухаммад бин Яхья 1845–1849 (внук аль-Мансура Али I)
- аль-Мансур Али II 1849–1850 (третье правление)
- аль-Мансур Ахмад бин Хашим 1849–1853 гг.
- аль-Муайад Аббас бин Абд ар-Рахман 1850 г.
- аль-Мансур Али II 1851 г. (четвертое правление)
- аль-Хади Галиб 1851–1852, ум. 1885 (сын аль-Мутаваккиля Мухаммада)
- аль-Мансур Мухаммад бин Абдулла 1853–1890 гг.
- аль-Мутаваккиль аль-Мухсин бин Ахмад 1855–1878 гг.
- аль-Хади Галиб 1858–1872 (второе правление)
- аль-Мансур аль-Хусейн III бин Мухаммад бин аль-Хади 1859–1863, ум. 1888 г.
- аль-Хади Шараф ад-Дин бин Мухаммад бин Абд ар-Рахман 1878–1890 гг.
- аль-Мансур Мухаммад бин Яхья Хамид ад-Дин 1890–1904 гг.
- аль-Мутаваккиль Яхья Мухаммад Хамид ад-Дин 1904–1948 (сын)
- ан-Насир Ахмад бин Яхья 1948–1962 (сын аль-Мутаваккиля Яхьи Мухаммада Хамида ад-Дина)
- аль-Мансур Мухаммад аль-Бадр 1962, ум. 1996 (сын)
О продолжении руководства после 1962 года см. Президент Йеменской Арабской Республики .
Убеждения
[ редактировать ]В отличие от многих имамитов ( двунадесятников и исмаилитских ветвей шиитской конфессии), заидиты не приписывают своим имамам божественные или сверхчеловеческие атрибуты. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Отменённая монархия
- Президент Йеменской Арабской Республики
- Премьер-министр Йеменской Арабской Республики
- Список лидеров Южного Йемена
- Список шиитских династий
- Исламская история Йемена
- Касимидское государство
- Королевство Йемен
Ссылки
[ редактировать ]- Общий
- Харрис, Уолтер Б. (1893). Путешествие по Йемену и некоторые общие замечания об этой стране . Эдинбург и Лондон: Уильям Блэквуд и сыновья. стр. 374–375. OCLC 5044217 .
- Культурный фонд Имама Заида бин Али, Культурный фонд Имама Заида бин Али :: Рецензия на книгу (на арабском языке).
- Специфический
- ^ Джейн Хэтэуэй, Повесть о двух фракциях; Миф, память и идентичность в Османском Египте и Йемене . Нью-Йорк, 2003, стр. 79–81.
- ^ Корнелис ван Арендонк, Les débuts de l'imamat zaidite au Йемен . Лейден 1960 г.
- ^ Д. Томас Гоченур, «К социологии исламизации Йемена», в Б. Р. Придхаме (ред.), Современный Йемен: политика и исторический фон , Beckenham 1984, стр. 8–9.
- ^ Энциклопедия ислама , Том III, Лейден, 1936, стр. 1216
- ^ HC Кей, Яман: его раннесредневековая история . Лондон, 1892 г., https://archive.org/stream/yamanitsearlymed00umaruoft/yamanitsearlymed00umaruoft_djvu.txt
- ^ Их хронологию см. Питер Трухарт, Регенты наций , Vol. 3, Мюнхен, 2003, стр. 1090–1091.
- ^ Энциклопедия ислама , Том. VIII, Лейден, 1995, стр. 455–457.
- ^ Роберт В. Стуки, Йемен: Политика Йеменской Арабской Республики , Боулдер, 1978, стр. 125.
- ↑ Об их генеалогии см. Роберт В. Стуки, Йемен: Политика Йеменской Арабской Республики , Boulder 1978, p. 144.
- ^ Роберт Л. Плейфэр, История Феликса Аравии или Йемена . Бомбей, 1859 г., стр. 127–134.
- ^ Винсент Стивен Уилхайт, Партизанская война, борьба с повстанцами и формирование государства в Османском Йемене , докторская диссертация, Университет штата Огайо, 2003, стр. 130.
- ^ Пол Дреш, История современного Йемена , стр. 28–95, http://catdir.loc.gov/catdir/samples/cam031/00029266.pdf.
- ^ «Гражданская война в Северном Йемене (1962–1970)» .
- ^ «История Йемена – ключевые фигуры в истории Йемена» . Архивировано из оригинала 24 июня 2011 года.
- ^ Роберт В. Стуки, Йемен: Политика Йеменской Арабской Республики . Boulder 1978 дает общий обзор истории до конца 1970-х годов.
- ^ Айман Фуад Сайид, Масадир тарих аль-Яман фиал Аср аль-Ислами. аль-Кахира 1974, стр. 404–16
- ^ Р.Б. Серджант и Рональд Льюкок (ред.), Сана: арабский исламский город. Лондон, 1983, стр. 72–95.
- ^ Заидитские имамы в Йемене (на арабском языке)
- ^ Заидитские имамы с 898 по 1962 год нашей эры (на арабском языке)
- ^ Фрэнсис Робинсон , Атлас исламского мира с 1500 года , с. 47. Нью-Йорк : Имеющиеся факты , 1984. ISBN 0871966298
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- AMHJ Стоквис, Справочник по истории, генеалогии и хронологии всех государств земного шара, Том I-III. Лейден 1888–93.
- Питер Трухарт, Регенты Наций . Мюнхен 2003
- Э. де Замбаур, Руководство по генеалогии и хронологии исламской истории. Ганновер, 1927 год.