Аль-Мутаваккиль аль-Мутаххар
Имам Аль-Мутаваккиль Али аль-Мутаххар ( араб . المطهر بن محمد ) был правителем Йемена из Саны , который правил с 1436 по 1474 год. Он принадлежал к семье Касимидов , которые были потомками Мухаммеда . Он правил Кораном и Сунной. и он оставил ряд сочинений по хадисам, включая стихи, восхваляющие Мухаммеда .
Соперничество за имамата
[ редактировать ]Аль-Мутаххар бин Мухаммад не был прямым родственником семьи, которая давала имамов на протяжении последних трех поколений. Он был потомком великого организатора зайдия ислама аль-Касима ар-Расси (ум. 860) в 14-й степени. [ 1 ] Когда старый имам аль-Мансур Али умер от чумы , опустошившей Йемен в 1436 году, он был одним из трех кандидатов, выдвинувших свой да'ва (призыв к имамату). Он принял почетный титул аль-Мутаваккиль аль-Мутаххар. Двумя другими претендентами были аль-Махди Салах ад-Дин (ум. 1445) и аль-Мансур ан-Насир (ум. 1462). Из них аль-Мансур первоначально стал доминирующим и заключил в тюрьму двух своих соперников. Хотя аль-Махди умер в плену, аль-Мутаваккиль через некоторое время был освобожден своим похитителем. [ 2 ] Несмотря на внутриполитическую разобщенность, община заиди была относительно безопасна для вторжений из суннитской низменности Йемена. Некогда могущественная династия Расулидов быстро пришла в упадок и полностью распалась в 1442–1454 годах. В 1454 году к власти пришла новая низменная держава, династия Тахиридов . Они с самого начала делали все возможное, чтобы причинять дискомфорт государству Заиди.
Территориальные потери
[ редактировать ]После некоторых стычек тахиридский султан Али временно взял Дхамар в 1460 году. В следующем году Али удалось захватить Сану с помощью заидитского повстанца, изгнав аль-Мутаваккиля из города. [ 3 ] Сын имама был назначен феодальным держателем и осуществлял власть вместе с губернатором Тахирида аль-Бадани. Однако уже в 1464 году Сана была захвачена соперником имамом аль-Муайядом Мухаммадом , который удерживал город до своей кончины в 1503 году. [ 4 ] Аль-Мутаваккиль аль-Мутаххар умер в Дхамаре в 1474 году, и на его должность претендовали трое потенциальных имамов, что еще больше усложнило политическую картину на землях Заиди. Аль-Мутаваккиль оставил ряд произведений, стихов, восхваляющих Мухаммеда, и ответов на юридические вопросы. Его внук Яхья бин аль-Мухтар бин аль-Мутаххар был при султан эмиром Таиза -амире Тахириде. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Родство: аль-Касим ар-Расси - аль-Хусейн - Абдаллах - Яхья - Абд ар-Рахман - аль-Хусейн - Мухаммад - Мухаммад - Али - Хамза - аль-Хусейн - Яхья - Сулейман - Мухаммад - аль-Мутаваккиль аль-Мутаххар. См. Карл Брокельман, Geschichte der Arabischen Literatur , Vol. И. Лейден 1943, с. 231.
- ^ Культурный фонд Имама Заида бин Али, . http://www.izbacf.org/page_display.php?book_id=37&page_num=51 (на арабском языке).
- ^ РБ Серджант и Р. Льюкок, Сана; Арабский исламский город . Лондон, 1983, с. 67.
- ^ Лейн О. Шуман, Политическая история Йемена в начале 16 века. Гронинген 1960, с. 52-3
- ^ Карл Брокельманн, с. 231