Династия Расулидов
Династия Расулидов | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1229–1454 | |||||||||||
![]() Королевство Расулидов около 1264 г. н.э. | |||||||||||
Капитал | Забид | ||||||||||
Общие языки | арабский | ||||||||||
Правительство | Султанат | ||||||||||
Султан | |||||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||||
• Учредил | 1229 | ||||||||||
• Упразднено | 1454 | ||||||||||
Валюта | Динар | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Йемен Мой собственный |
Расулиды . ( арабский : بنو رسول , латинизированный : Бану Расул ) были мусульманами-суннитами [ 1 ] династия , правившая Йеменом с 1229 по 1454 год.
Источник
[ редактировать ]Расулиды получили свое название от аль-Амина «Расул». прозвища [ 1 ] Заидитские шиитские имамы Йемена были заклятыми соперниками суннитов Расулидов, и заидитские источники подчеркивали происхождение династии гуззов, чтобы гарантировать, что кахтани, большинство Йемена, относились к ним более жестко как к безродным чужакам. Термин гуз в арабских источниках связан с тюрками-огузами . Термин гузз регулярно появлялся в заидитской литературе и обозначал доосманскую эпоху огузских тюркских мамлюков и тюркского государства ( сельджуков ), которые активно расширялись в Омане к востоку от Йемена. Более поздние авторы использовали этот арабский термин, который описывает тюрков-огузов, в заидийские источники как упоминание о тюркском происхождении Расулидов. [ 2 ] [ 3 ]
Некоторые историки и специалисты по генеалогии, служившие династии Расулидов, заявляли об арабском происхождении семьи и настаивали на гасанидском происхождении семьи, ветви Азд . [ 1 ] Эти же средневековые историки и специалисты по генеалогии писали, что дальний предок династии Расулидов, живший во времена халифа Умара ( годы правления 634–644), принял христианство и уехал жить на Византии . территорию [ 1 ] Затем дети его предполагаемого предка мигрировали на земли туркмен, где поселились среди высшего из туркменских племен, «манджиков». [ 1 ] Согласно второму изданию Энциклопедии ислама , вероятно, имеется в виду огузское тюркское племя «менджик». [ 1 ] На землях туркмен эти дети предка Расулидов «полностью утратили свою арабскую идентичность, вступили в брак с туркменами и говорили на их языке». [ 1 ] Лишь примерно во времена самого Мухаммада ибн Харуна семья переехала в Ирак , а оттуда в Сирию и, наконец, в Египет. [ 1 ] Там их уведомила правящая династия Айюбидов . [ 1 ] В « Энциклопедии ислама» делается вывод, что, по всей вероятности, династия Расулидов изначально имела менджикское, т.е. огузско-тюркское происхождение. [ 1 ]
Историк Клиффорд Эдмунд Босворт также утверждает, что происхождение Гасанидов вымышлено, а их предками были турки-огузы, участвовавшие во вторжении сельджуков на Ближний Восток. [ 4 ] Тюрколог Питер Б. Голден также предполагает тюркское происхождение: [ 3 ]
Хотя для них была создана подходящая арабская генеалогия, суннитский дом Расулидов (1228-1454), по-видимому, произошел от тюркского клана Оуз, Менджик (Менчик), личного имени, также встречающегося среди мамлюков.
Историк Найл Грин называет династию Расулидов также тюркского происхождения. [ 5 ] Историк Ирфан Шахид , однако, отвергает теорию огузов, объясняя, что они жили среди тюркских племен, но на самом деле были выходцами из арабов Гассанидов . [ 6 ]
Династия
[ редактировать ]
Первоначально генерал династии Огузов Зенгидов , Саладин , курд , [ 7 ] основал династию Айюбидов . После основания отдельного владычества над Египтом армия Айюбидов по-прежнему в основном состояла из огузских и кипчакских войск и наемников. Получив контроль над большей частью Леванта , курдские Айюбиды удерживали власть также на большей части Йемена после свержения Зурайидов в 1173 году. Последний представитель линии, аль-Малик аль-Масуд, покинул Йемен и перебрался в Билад аш-Шам в 1229 году. и поручил управление амбициозному члену своего собственного наемного отряда. Это был Умар бин Али, который номинально признал Айюбидов Египта в первые годы своего правления. Однако он провозгласил себя самостоятельным правителем в 1235 году после получения грамоты о признании от аббасидского халифа аль-Мустансира I. Как султана его называли аль-Малик аль-Мансур I. Режим был в определенном смысле прямым продолжением правления Айюбидов, власть которого основывалась на контроле над вооруженными силами и одобрении Аббасидов, а не на молчаливом согласии со стороны местного населения. Прибрежная столица была основана в Забиде. . Однако аль-Малик аль-Музаффар стал жертвой внутренних интриг в 1249 году, когда его собственная гвардия убила его по наущению его амбициозного племянника Ширкуха .
Трон занял его сын аль-Малик аль-Музаффар Юсуф I (1249-1295), при котором Йеменское королевство достигло своего апогея. Новый султан подтвердил власть Расулидов над низменностью Тихама и южным нагорьем. Сана , один из традиционных центров зайдитских имамов, была временно оккупирована, и имамы несколько раз терпели поражение. Прохладный горный город Таиз стал базой династии вместе с Забидом. [ 8 ] После падения Багдада монголами в 1258 году аль - Малик аль-Музаффар Юсуф присвоил себе титул халифа. [ нужна ссылка ] Юсуф умер в 1296 году, правил 47 лет. [ 9 ] Когда известие о его смерти дошло до зайдитского имама Аль-Мутаваккиля аль-Мутаххара бин Яхьи , он прокомментировал: [ 9 ]
величайший король Йемена, Муавия Умер того времени. Его перья ломали наши копья и мечи на куски.
Государство и экономика
[ редактировать ]


Эпоху Расулидов часто считают одной из самых блестящих в истории Йемена. Хотя история этого региона обычно характеризовалась глубокими политическими и религиозными разногласиями, территория, которой правили Расулиды, не была заменена до (на короткое время) семнадцатого века. Южное побережье Аравии вплоть до Дофара оставалось под свободным контролем. Влияние Расулидов простиралось до Зафана возле Салалы в Омане , где какое-то время правила боковая ветвь семьи. [ 11 ]
Государство Расулидов способствовало развитию коммерческих связей Йемена с Индией и Дальним Востоком . [ 12 ] Они получили большую прибыль от транзитной торговли по Красному морю через Аден и Забид. [ 13 ] Экономика также процветала благодаря программам развития сельского хозяйства, учрежденным королями, которые поощряли массовое выращивание пальм . [ 13 ] Короли Расулидов пользовались поддержкой населения Тихамы и южного Йемена, в то время как им приходилось покупать лояльность беспокойных северных горных племен Йемена. [ 13 ]
В то время как Хиджаз перешел под контроль Мамлюкского султаната Египта, Расулиды временно удерживали контроль над священным городом Мекка , что соответственно повысило их собственный престиж. Государство Расулидов было сравнительно централизованным и имело обширный бюрократический аппарат для надзора за сбором налогов и другими потребностями государства. В каждом более крупном городе назначались два королевских чиновника, которых называли вали (или амир ) и насир (или зимам , или мушидд ). Значительную озабоченность благосостоянием крестьянства можно почерпнуть из летописей. Таким образом, султан аль-Муджахид Али (годы правления 1322–1363) основывал налоги на среднем объеме производства за несколько лет и вывел зерно, предназначенное для посева в качестве семян, из облагаемой налогом продукции. [ 14 ] В то время как государственная модель была заимствована у государства Айюбидов в Египте, Расулиды были больше ориентированы на торговлю. Султаны получали большую часть своих доходов от налогов и таможенных поступлений из портов.
Аден был важен как порт, где останавливались корабли, идущие между Красным морем , Персидским заливом и Индийским океаном . Текстиль, парфюмерия и специи поступали из Индии , Юго-Восточной Азии и Китая , а рабы, слоновая кость и перец привозились из Африки . [ 15 ] Среди наиболее важных товаров йеменского экспорта были лошади и сельскохозяйственные культуры. В основных портах можно было найти еврейских купцов, а также индийцев, африканцев и египтян. В своем путевом отчете Марко Поло упоминает султана Адена (Йемена) конца тринадцатого века: «В его королевстве много городов и замков, и оно имеет преимущество превосходного порта, часто посещаемого кораблями из Индии, прибывающими со специями. и наркотики... Султан Адена обладает огромными сокровищами, возникающими за счет взимаемых им пошлин, а также за товары, поступающие из Индии, как и за те, которые отправляются в его порту, а также за товары, поступающие из Индии. возвращающийся груз». [ 16 ]
Король Ахмад бин аль-Ашраф из династии Русуилдов принимал принцев Валашамы и сыновей султана Саад ад-Дина II Ифата после того, как он был убит Эфиопской империей .
С 30 декабря 1418 года по 27 января 1419 года флот сокровищ Минского Китая посетил Йемен во время правления Аль-Малика ан-Насира. Китайского посланника, предположительно адмирала Чжэн Хэ , сопровождал йеменский посланник Кади Вазиф аль-Абдур Рахман бин-Зумейр, который сопровождал его до йеменского суда. Китайцы привезли подарки на сумму 20 000 мискалей, состоящие из дорогих духов, ароматного дерева и китайской керамики. Правитель Йемена отправил в порт Ифранза предметы роскоши, изготовленные из кораллов, дикого скота и ослов, домашних львят, а также диких и дрессированных леопардов. Йеменский посол сопровождал китайцев с подарками в порт Аден, где поддерживалась торговля под видом обмена подарками. [ 17 ]
Культурные достижения
[ редактировать ]Несколько султанов Расулидов были выдающимися в культурном отношении людьми, писавшими литературу и даже трактаты. Так, аль-Афдал Аббас (годы правления 1363–1377) написал обширный сборник с отрывками о вопросах практической пользы, интеллектуального интереса и развлечения, Fusul majmua fi'l-anwa' wa 'l-zuru' wa 'l-hisad . Его сын аль-Ашраф Исмаил (годы правления 1377–1401) написал всеобщую историю Йемена. Большинство правителей построили мечети и медресе, украсив Таиз и другие города прекрасными зданиями. Среди наиболее известных памятников — Джами аль-Музаффар тринадцатого века и Ашрафия четырнадцатого века, оба в Таизе. Эти памятники были вдохновлены моделями из таких мест, как Египет и Сирия, и порвали со старым йеменским архитектурным стилем. Монеты чеканились всеми султанами в период c. 1236–1438. В нескольких городах существовали монетные дворы, и монеты имели символы каждого монетного двора: рыба для Адена, птица для Забида, сидящий человек для Таиза и лев для аль-Махджама. [ 18 ]
Упадок и падение
[ редактировать ]Однако в конечном итоге они не смогли поддержать процветающее государство, построенное в тринадцатом веке. Ряду заидитских имамов удалось вернуть себе позиции в высокогорных районах Йемена с конца тринадцатого века, что еще более важно, заидитским имамам удалось обратить курдов Дхамара (остатки армии Айюбидов) в секту Зайди и усмирить курдов Дхамара. [ 19 ] султаны Расулиды не смогли добиться решающего военного успеха против повстанцев. Войска Заиди взяли Сану в 1324 году. Султаны мамлюков стремились усилить свое влияние в Хиджазе и священных городах. В 1350 году султан Расулидов аль-Муджахид Али был схвачен египетскими мамлюками в Мекке во время паломничества и провёл в плену в Египте в течение года. Султан ан-Насир Ахмад (годы правления 1401–1424) смог возродить пришедшую в упадок династию Расулидов и даже получил подарки из далекого Китая . После его смерти в 1424 году династия впала в период потрясений и слабости, усугубленных вспышкой чумы. Торговцы с востока, как правило, обходили Аден из-за тамошних поборов и неопределенности, направляясь прямо в Джидду в Хиджазе, который теперь был частью сферы власти египетских мамлюков. [ 20 ] В отличие от предыдущей модели, когда борьба за власть велась только между самими Расулидами, в споры при последних султанах вмешивались различные магнаты. Самым важным из этих магнатов был клан Тахир, который правил Джубаном и аль-Микраной. Восстание среди солдат-рабов Расулидов лишило последнего претендента каких-либо средств для отстаивания своей позиции после 1442 года. [ 21 ] Лахидж пал перед кланом Тахир в 1443 году, за ним последовал Аден в 1454 году. В том же году последний султан Расулидов, аль-Масуд Абу аль-Касим, отказался от своего трона в пользу аз-Зафира Амира бин Тахира и отступил. в Мекку . Новый правящий клан управлял Йеменом с 1454 по 1517 год как Тахириды .
Список султанов
[ редактировать ]Имя | Царствование |
---|---|
Аль-Мансур Умар I ( ар .) | 1229–1249 |
аль-Музаффар Юсуф I ( ар ) | 1249–1295 |
аль-Ашраф Умар II ( ар ) | 1295–1296 |
аль-Муайад Дауд | 1296–1322 |
аль-Муджахид Али | 1322–1363 |
аль-Афдал аль-Аббас | 1363–1377 |
аль-Ашраф Исмаил I | 1377–1400 |
ан-Насир Ахмад | 1400–1424 |
аль-Мансур Абдулла | 1424–1427 |
аль-Ашраф Исмаил II | 1427–1428 |
аз-Захир Яхья | 1428–1439 |
аль-Ашраф Исмаил III | 1439–1441 |
аль-Музаффар Юсуф II | 1441–1454 |
аль-Афдал Мухаммад | 1442 |
ан-Насир Ахмад | 1442 |
аль-Муайад Хусейн | 1451–1454 |
аль-Масуд Абу аль-Касим | 1443–1454 |
Генеалогическое древо
|
---|
Наследие
[ редактировать ]В 1940-х годах потомки династии Расулидов основали исламский династический орден , названный Орденом Расулидов, под защитой Кавлоикской власти. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Смит 1995 , с. 455.
- ^ Маргарити 2012 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Золотой 2009 , с. ?.
- ^ Босворт 1996 , с. 108.
- ^ Грин, Нил (2019). «Введение: границы персидского мира (ок. 800–1900)». В Грине, Нил (ред.). Персидский мир: границы евразийского лингва-франка . Издательство Калифорнийского университета. п. 27. ISBN 978-0520300927 .
(...) при династии Расулидов тюркского происхождения (...)
- ^ Босворт и др. 1989 , с. 332.
- ^ «Династия Айюбидов | Правители, история, основатель и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Вариско 1993 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Абдул Али (1996). Исламские династии Арабского Востока: государство и цивилизация в эпоху позднего средневековья . MD Publications Pvt. ООО с. 86. ИСБН 8175330082 .
- ^ «Ахмад ибн Хусейн аль-Мосули Поднос йеменского султана аль-Муайяда ибн Юсуфа (годы правления 1296-1321)» . Метрополитен-музей .
- ^ Смит 1995 , с. 456.
- ^ Дэвид Дж. Вассерштейн; Ами Аялон (2013). Мамлюки и османы: исследования в честь Майкла Винтера . Рутледж. п. 201. ИСБН 978-1-136-57917-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Александр Дмитриевич Кныш (1999). Ибн Араби в поздней исламской традиции: создание полемического образа в средневековом исламе . СУНИ Пресс. п. 230. ИСБН 1-4384-0942-7 .
- ^ Стуки 1978 , с. 113.
- ^ Смит 1995 , с. 457.
- ^ Вариско 1993 , с. 13.
- ^ Рэй 1987 , с. 159.
- ^ Смит 1995 , стр. 456–457.
- ^ Махони 2016 , с. 150.
- ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1978 , с. 224-225.
- ^ Стуки 1978 , с. 123-124.
- ^ «Королевский дом Тахира Буруджа» . 17 апреля 2021 г. Проверено 1 июля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Али, Абдул (1996). Исламские династии Арабского Востока; Государство и цивилизация в эпоху позднего средневековья . MD Publications Pvt Ltd.
- Биран, Михал (2012). Чингисхан: Избранные чтения . Книга Единого Мира.
- Босворт, CE; Сэвори, Роджер; Иссави, Чарльз; Удович А.Л., ред. (1989). Исламский мир: от классики к современности (Очерки в честь Бернарда Льюиса) . Дарвин Пресс.
- Босворт, CE (1996). Новые исламские династии . Издательство Колумбийского университета.
- Голден, Питер Б. (2009). «РАСУЛИД ГЕКСАГЛОТ» . Энциклопедия Ираника .
- Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард, ред. (1978). Кембриджская история ислама . Том. 1А. Издательство Кембриджского университета.
- Махони, Дэниел (2016). «Политическое агентство курдов как этнической группы в позднесредневековой Южной Аравии».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Маргарити, Роксани Элени (2012). Аден и торговля в Индийском океане: 150 лет из жизни средневекового араба . Издательство Университета Северной Каролины.
- Рэй, Харапрасад (1987). «Восьмое путешествие Дракона, которого никогда не было: исследование причин прекращения путешествий во времена ранней династии Мин». Отчет Китая . 23 (2): 157–178. дои : 10.1177/000944558702300202 . S2CID 155029177 .
- Шахид, Ирфан (2006). Византия и арабы поздней античности . Том. 3. Византия.
- Смит, Г. Р. (1995). «Расулиды» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 455–457. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Стуки, Роберт В. (1978). Йемен: Политика Йеменской Арабской Республики . Вествью Пресс.
- Тезкан, Баку; Барбир, Карл К., ред. (2007). Идентичность и формирование идентичности в Османском мире: Том эссе в честь Нормана Ицковица . Центр тюркских исследований Университета Висконсина.
- Вариско, Дэниел Мартин (1993). «Тексты и предлоги: единство государства Расулидов при аль-Малике аль-Музаффаре». Обзор мусульманских миров и Средиземноморского года . 67 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кенни, Эллен. «Сокровища Йемена: заметки об обмене и сборе материальной культуры Расулидов», DerИслам, том. 98, нет. 1, 2021, стр. 27–68. https://doi.org/10.1515/islam-2021-0003
- Махони, Дэниел (2021). «Развитие рассказов Расулида об оппозиции султану аль-Мансуру Нур ад-Дину Умару (ум. 647/1250) в Йемене». Дер Ислам . 98 (1): 153–174. дои : 10.1515/ислам-2021-0006 . S2CID 232411940 .
- Махони, Дэниел и Вариско, Дэниел. «Введение: запутанность Расулидов в средневековом исламском мире и за его пределами» DerИслам, том. 98, нет. 1, 2021, стр. 1–5. https://doi.org/10.1515/islam-2021-0001
- Маргарити, Роксани Элени. «Расулиды и Щедрое море: морские ресурсы, государственный контроль и морская культура в южной части Красного моря и Аденском заливе (626/1229–854/1454 гг.)» DerИслам, том. 98, нет. 1, 2021, стр. 69–99. https://doi.org/10.1515/islam-2021-0004
- Мурти Клосс, Магдалена. «Евнухи на службе йеменской династии Расулидов (626–858/1229–1454 гг.)» DerИслам, том. 98, нет. 1, 2021, стр. 6–26. https://doi.org/10.1515/islam-2021-0002
- Вариско, Дэниел Мартин. «Чтение карт Расулидов: географический ресурс начала XIV века» DerИслам, том. 98, нет. 1, 2021, стр. 100–152. https://doi.org/10.1515/islam-2021-0005