Аль-Мансур аль-Касим аль-Ийани

Аль-Мансур аль-Касим аль-Ийани (922? - 11 июля 1003 г.) был имамом государства Заиди в Йемене , который ненадолго восстановил всеобъемлющее царство Заиди в 999–1002 годах.
Ранняя деятельность
[ редактировать ]Аль-Касим бин Али был сейидом из Тарджа в регионе Хасам (современный юго-запад Саудовской Аравии ). Его год рождения (с сомнением) указан как 922 или 928. Он был праправнуком аль-Касима ар-Расси (ум. 860), ключевой фигуры в возникновении зайдийского направления шиитского ислама . . [ 1 ] Он получил репутацию религиозного ученого с раннего возраста. На протяжении десятилетий его посещали представители Заиди из Йемена и просили его вмешаться в дела йеменского нагорья. После смерти заидитского имама ан-Насира Ахмада в 934 году политические условия в районах, находящихся под влиянием Зайдии, стали нестабильными. В 993 году аль-Касим провозгласил имамата в Тихаме , однако его движение потерпело поражение в следующем году от губернатора Мекки . Тем не менее Фатимидов халиф относился к аль-Касиму с уважением и вежливостью. [ 2 ]
Имам в Йемене
[ редактировать ]Аль-Касим вторгся в Йемен в 997 или 998 году и присвоил Сааду , традиционную столицу владения Зайдия. Как имам он был известен как аль-Мансур аль-Касим. Впоследствии он вернулся в Тардж, и его власть в Йемене сразу же рухнула. Затем он снова вернулся навсегда в 999 году. На этот раз он смог распространить свою власть на обширную территорию от Билад Хата до Саны . Однако ему не удалось обеспечить выход к морю, и низменность Йемена оказалась под властью династии Зиядидов в Забиде . Аль-Мансур аль-Касим проживал в Ияне (Айяне), к юго-востоку от Сады, и поэтому стал известен как аль-Ийани. Он призывал определенные племена нести военную службу. Один из его приверженцев сочинил стихотворение, в котором подчеркивался восторженный отклик среди соплеменников и роль имама как реставратора: «Поднимитесь и возглавьте людей, и пошлите их с правосудием; удалите из них тьму и невежество. Восстановите религию твоего предка после того, как он исчез, и причини смерть своим противникам». [ 3 ]
Отречение
[ редактировать ]Тем не менее его положение было шатким, поскольку другие рассиды (потомки аль-Касима ар-Расси) претендовали на власть над общиной Зайдия. После того, как ему не удалось подчинить непокорных соплеменников Бану Харит в Наджране , он столкнулся с противодействием со стороны аль-Малиха Ибрагима и бывшего имама ад-Даи Юсуфа . Губернатор Дамара аз-Заиди восстал и захватил в плен сына имама Джафара. Примирение произошло в 1002 году. Аз-Заиди предложил аль-Мансуру аль-Касиму аль-Ийани сохранить власть над Бакилом и Вадой. Имам, однако, предпочёл вообще уйти из управления. Он жил частной жизнью в Мадхабе и Ийане, где написал текст в свою защиту. Он умер в следующем году в Ияне. Как религиовед, он следовал за аль-Касимом ар-Расси и аль-Хади ила'л-Хакк Яхьей в основных вопросах, хотя его также обвиняли в богословских отклонениях. После его смерти за имамат разгорелся спор между его сыном аль-Махди аль-Хусейном и старым имамом ад-Даи Юсуфом. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линия происхождения: аль-Касим ар-Расси - Абу Абдаллах Мухаммад - Абдаллах - Али - аль-Мансур аль-Касим аль-Ийани.
- ^ Босворт, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. , ред. (1991). Энциклопедия ислама, второе издание. Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 435. ИСБН 978-90-04-08112-3 .
- ^ Элла Ландау-Тассерон, «Зайди-имамы как реставраторы религии»; Ихья и Тадждид в зайдитской литературе», Журнал ближневосточных исследований 49:3 1990, стр. 258.
- ^ Босворт, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. , ред. (1991). Энциклопедия ислама, второе издание. Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 435-6. ISBN 978-90-04-08112-3 .