Аль-Мансур Абдаллах
Аль-Мансур Абдаллах ( 24 февраля 1166 г. - 21 апреля 1217 г.) был имамом государства Заиди в Йемене , который занимал пост имамата с 1187 (или 1197) по 1217 год.
Фон
[ редактировать ]Абдаллах бин Хамза родился в деревне Айшан на территории племени Хамдан . Он принадлежал к хамзитским шарифам, подразделению династии Рассидов . Он был потомком следующего поколения имама аль-Мухтасиба аль-Муджахида Хамзы, погибшего в бою в 1066 году. [1] В юности он занялся изучением Корана и был выдающимся студентом, получившим хорошие юридические знания. Взрослого его описывали как крупного, хорошо сложенного мужчину с густой бородой. [2] Община Заиди северного нагорья не смогла назначить нового имама после кончины аль-Мутаваккиля Ахмада бин Сулеймана в 1171 году. Абдаллах сделал прокламацию в Джауфе в 1187 году. власть над общиной заиди потерпела неудачу, и он удалился в Джавф.
Новый призыв к имамату
[ редактировать ]К этому времени главной внешней угрозой против заидитов была суннитов мусульманская династия Айюбидов- , которая вторглась в Йемен со своей базы в Египте в 1173 году. Новый режим быстро оккупировал большую часть страны. Важный горный город Сана большую часть времени находился в руках хатимидского султана Али бин Хатима, отношение которого к Айюбидам чередовалось между подчинением и сопротивлением. Когда правитель Айюбидов Тугтакин, брат Саладина , умер в 1197 году, практически весь Йемен, за исключением Саада , традиционного центра Зайдии , оказался в руках Айюбидов. В сентябре или октябре 1197 года, через месяц после смерти Тугтакина, Абдаллах сделал вторую заявку на пост имамата, и на этот раз она добилась успеха. Будучи имамом, он носил почетный ( лакаб ) титул аль-Мансур Абдаллах. [3] Он основал свою резиденцию в Сааде. Аль-Мансур был человеком ученым, и в одном источнике перечислено 81 произведение его руки. Среди его сочинений — трактат о взаимном поведении детей и родителей, ответы на вопросы о первых четырех халифах , диван , поэма раджаза об уходе и дрессировке лошадей, а также четырехтомный труд, посвященный доктринальным вопросам, «Аш -Шафи . [4] Он отправил своих даи (посланников) в Гилан и Дейламан в Персии , чтобы хутба читалась от его имени среди тамошних заидитов. Он также пользовался некоторым влиянием в Хиджазе . Аль-Мансур Абдаллах занимал строгую позицию в религиозных вопросах, изгоняя нецеломудренных женщин и выливая перебродившие напитки . на землю [5] Секта Мутаррифия , считавшаяся еретической, была беспощадно разгромлена, а ее мечеть близ Саны снесена по приказу аль-Мансура. [6]
Борьба за Сану
[ редактировать ]В 1197 году султан Али объединился с аль-Мансуром Абдуллой и сражался против Муизз ад-Дина Исмаила, султана Айюбидов в Йемене. Союзники потерпели тяжелое поражение при Хадуре . Однако курдский эмир Хаку бин Мухаммад и мамлюк Шамс аль-Хавасс впоследствии отпали от Айюбидов и присоединились к лагерю Заиди. Имам и Шамс аль-Хавасс захватили Сану, которая на мгновение находилась под властью губернатора Айюбидов. Тем не менее, два союзника сразу же рассорились, поскольку Шамс аль-Хавасс с подозрением относился к влиянию имама в массах. Имаму пришлось с огромным трудом улизнуть из Саны, но он сумел выйти за пределы городских стен и овладел городом. В 1198 году новая армия Айюбидов двинулась к Сане, но потерпела поражение от сил Заиди в Дхамаре . Однако вскоре после этого Сана была захвачена еще одним отрядом Айюбидов, а аль-Мансур Абдулла отступил в горную крепость Тула . [7]
Продолжающаяся борьба против Айюбидов
[ редактировать ]В последующие годы безрезультатная борьба заиди против Айюбидов продолжалась. Сана находилась в руках имама несколько коротких сроков. В 1203 году имам укрепил крепость Зафар , а в 1205 году заключил мир с айюбидским наместником в Сане Вурдашаром. Тем не менее мир продлился всего около двух лет. Серьезные бои разгорелись в 1215 году, и на этот раз было захвачено несколько крепостей Заиди на севере. Аль-Мансур Абдалла отступил в Кавкабан , где занял сильную позицию. Там была построена большая резиденция с помещениями для его последователей. двор Также был основан монетный . Новый мир Заиди-Аюбидов был заключен в 1216 году, но вскоре боевые действия возобновились. Следующие сражения оказались безрезультатными, и война была прекращена, когда имам умер в Кавкабане в 1217 году. [8] После его кончины община Заиди разделилась между двумя конкурирующими имамами. Это были его сын ан-Насир Мухаммад и аль-Хади Яхья , принадлежавшие к другой Рассидов ветви . Племянники Аль-Мансура поселились в северном нагорье, прилегающем к Асиру , где проводили собственную светскую политику, вступая в союз с заидитскими имамами, сулейманидскими шарифами и рассидами по мере возможности. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линия происхождения: аль-Мухтасиб аль-Муджахид Хамза - Али - Хамза - Сулейман - Хамза - аль-Мансур Абдаллах.
- ^ Мадлен Шнайдер, «Арабские надписи архитектурного ансамбля Зафар-Дхи Бин (Северный Йемен)», Asian Journal 273 1985, стр. 66.
- ^ Энциклопедия ислама , Том. VI. Лейден 1991, с. 433; Мадлен Шнайдер 1985, с. 70.
- ^ Карл Брокельманн, История арабской литературы , Том I. Лейден, 1943, стр. 509; Кембриджская история арабской литературы; Аббасидская беллетристика . Кембридж, 1990, с. 462.
- ^ Мадлен Шнайдер 1985, с. 70.
- ^ Кембриджская история арабской литературы , 1990, с. 462.
- ^ РБ Серджант и Р. Льюкок, Сана; Арабский исламский город . Лондон, 1983, стр. 61–2.
- ^ Р.Б. Серджант и Р. Льюкок, 1983, стр. 63.
- ^ Роберт В. Стуки, Йемен; Политика Йеменской Арабской Республики . Боулдер 1978, с. 110.