Свободное йеменское движение
الحركة اليمنية الحرة) — националистическое политическое движение , действовавшее в политике Северного Йемена с середины 1930-х годов до переворота 1962 года, который положил начало Йеменской Арабской Республике и восьмилетней гражданской войне в Северном Йемене . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Движение началось с всеобщей оппозиции правлению Имама Яхьи Мухаммада Хамида ад-Дина , консервативного правителя, который с глубоким подозрением относился к иностранному влиянию и в результате держал свою землю изолированной и лишенной современных технологий. Однажды он сказал: «Я бы предпочел, чтобы мой народ и я оставались бедными и ели солому, чем впускали иностранцев или давали им уступки, независимо от того, какие преимущества или богатство могут быть получены от их присутствия». [ 2 ] Мотивы Яхьи были скорее патриархальными, чем тираническими; он считал, что как сайид, который мог проследить свою родословную до исламского пророка Мухаммеда , он был обязан защищать имамата от неверных и современности. [ 3 ]
После поражения Йемена от Саудовской Аравии в приграничной войне в 1934 году возникли слухи о заговоре между армейскими офицерами, сыном имама Али и Галибом аль-Ахмаром из Хашида. [ 4 ] В Сане и других городских центрах поколение молодых интеллектуалов (состоящих из сыновей йеменских чиновников и крупных землевладельцев, некоторые из которых были выпускниками или учителями школ имама в Сане), известных как шабаб , начало дискуссию. вопросы дня. Группы чтения превратились в кружки инакомыслия, а шабаб стал наиболее ярым критиком имама. [ 5 ]
Двумя наиболее выдающимися лидерами движения были Мухаммад Махмуд аз-Зубайри , поэт из клана аль-Кади; и Ахмад Мухаммад Нуман , мусульманин-суннит из южного высокогорья Йемена. Оба учились в Каире и находились там под влиянием « Братьев-мусульман» .
Нуман находился в Каире с 1937 года, учился в университете Аль-Азхар , работал с арабскими националистами и писал статьи и брошюры, критикующие консервативного имамата Йемена. [ 6 ] Его жалобы включали злоупотребление властью со стороны местных чиновников, отсутствие прямого обращения с петицией к имаму и жесткое налогообложение. Нуман не оспаривал существование самого имамата и фактически льстил наследному принцу Ахмаду бин Яхье , который, по его мнению, поддерживал идею реформ. [ 7 ] Зубайри прибыл в Каир в марте 1940 года и сразу же разыскал Нумана. В следующем году они основали аль-Катиба аль-Ула («Первый батальон»), дискуссионную группу для йеменцев, заинтересованных в реформах. Они также публиковали статьи в каирских газетах. [ 8 ]
Нуман вернулся в Йемен в феврале 1941 года и получил должность инспектора начальных школ провинции Таиз от наследного принца Ахмада, который в то время был губернатором. [ 9 ] Зубайри остался в Каире, где продолжил работу дискуссионной группы, которую он переименовал в «Шабаб аль-Амр». Он также написал манифест, призванный убедить имама Яхью в преимуществах реформ, используя исламские аргументы, под названием « аль-Барнамидж аль-Авваль мин Барамидж Шабаб аль-Амр бил-Маруф ва 'л-Нахи 'ан аль- Манкур («Первая молодежная программа по пропаганде добра и предотвращению зла»). [ 10 ] Манифест, созданный под сильным влиянием движения «Братья-мусульмане» в Египте, преследовал четыре цели: (i) возвращение к чистому духу ислама; (ii) расширение образования; (iii) экономические реформы; и (iv) более тесные связи с другими мусульманскими государствами. [ 11 ]
Имама это не убедило, и вместо этого он был настолько разгневан, что обвинил Зубайри в «преступлении против ислама». [ 12 ] комитет улемов Был создан и других видных деятелей, чтобы судить Зубайри по поводу изменения столицы, но они оправдали его. Во время суда сторонники Шабаба в Сане распространяли листовки с протестом против обвинений. Имам в ответ арестовал некоторых из них. Последовали новые протесты и новые аресты. Большинство из них были освобождены к апрелю 1942 года, но Зубайри был освобожден только в сентябре 1942 года. [ 13 ]
После освобождения Зубайри присоединился к двору наследного принца Ахмада в Таизе. [ 14 ] Ахмада, казалось, не беспокоили разговоры о реформах, но он также был крайне нестабильным и непостоянным. Во время дискуссии в 1944 году было слышно, как Ахмад воскликнул: «Я молю Бога, чтобы я не умру, пока не окрасю свой меч здесь кровью этих модернистов». Вспышка заставила Нумана, Зубайри и других реформаторов покинуть свой двор и бежать в Аден. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дуглас, Дж. Ли (1987). Свободное йеменское движение, 1935-1962 гг . Бейрут: Американский университет Бейрута. (далее «Дуглас»).
- ^ Дуглас, с. 11
- ^ Кларк, Виктория (2010). Йемен: Танцы на головах змей . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 47. ИСБН 978-0-300-11701-1 . (далее «Кларк».)
- ^ Дреш, Пол. История современного Йемена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 47. ИСБН 0-521-79482-Х . (далее «Дреш»)
- ^ Дуглас, стр. 29-30.
- ^ Дуглас, стр. 46-48.
- ^ Дуглас, стр. 65-66.
- ^ Дуглас, стр. 51-52.
- ^ Дуглас, с. 54.
- ^ Дуглас, стр. 54-55.
- ^ Дуглас, с. 55.
- ^ Дуглас, с. 56.
- ^ Дуглас, стр. 56-58.
- ^ Кларк, с. 53.
- ^ Молотитья, с. 53.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А.З. аль-Абдим, «Свободное йеменское движение (1940–1948) и его идеи о реформах», Middle Eastern Studies Vol. 15 № 1 (1979)