Ахмад бин Яхья
Имам Ахмад бин Яхья Хамидиддин Имам Ахмед бин Яхья Хамид ад-Дин | |
---|---|
![]() | |
Король и имам Йемена | |
Царствование | 17 февраля 1948 г. - 19 сентября 1962 г. |
Предшественник | Яхья Мухаммад Хамид ад-Дин |
Преемник | Мухаммад аль-Бадр |
Рожденный | Провинция Йемен , Османская империя | 18 июня 1891 г.
Умер | 19 сентября 1962 г. Таиз , Йемен | (71 год)
Проблема | Мухаммад аль-Бадр Абдулла бин Ахмад Аль-Аббас бин Ахмад |
Дом | Гонки |
Отец | Яхья Мухаммад Хамид ад-Дин |
Мать | Фатима Аль-Вашали |
Религия | Заиди Шиитский Ислам |
Ахмад бин Яхья Хамидаддин ( араб . Ахмад бин Яхья Хамид ад-Дин ; 18 июня 1891 г. - 19 сентября 1962 г.) [1] ) был предпоследним королем Мутаваккилитского королевства Йемен , который правил с 1948 по 1962 год. Его полное имя и титул было Его Величество ан-Насир-ли-Динуллах Ахмад бин аль-Мутаваккиль 'Алаллах Яхья, имам и повелитель правоверных, и Король Мутаваккилитского королевства Йемен .
Безжалостное, произвольное и непоследовательное правление Ахмада сделало его объектом попытки государственного переворота, частых покушений и в конечном итоге привело к падению королевства вскоре после его смерти. [2] Его враги варьировались от амбициозных членов семьи до дальновидных панарабистов и республиканцев, и от них он получил прозвище «Ахмад Дьявол». [3] Он оставался удивительно популярным среди своих подданных, особенно среди северных соплеменников, в честь которых он получил прозвище «Большой Тюрбан». [4] За свою замечательную способность чудом избежать многочисленных покушений он был известен как аль-Джинн . [5]
Как и его отец, Ахмад был глубоко консервативным, но, тем не менее, заключил союзы с Советским Союзом , коммунистическим Китаем и Республикой Египет , которые оказывали королевству экономическую и военную помощь. Эти союзы во многом были обусловлены его желанием изгнать британцев из южного Йемена и вернуть территорию протектората Аден в состав « Великого Йемена ». В конце концов он выступил против Египта и Советского Союза, которые после его смерти поддержали республиканский переворот против его сына и преемника.

Биография
[ редактировать ]Молодость и характер
[ редактировать ]Ахмад бин Яхья был старшим сыном Яхьи Мухаммада Хамида ад-Дина из ветви Хамид ад-Дина династии аль-Касими . Яхья был имамом секты заидитов шиитского ислама, исповедуемой племенами северного Йемена, с 1904 года, когда он стал преемником своего отца. Яхья принял титул короля Йемена после распада османского владычества над страной в 1918 году.
С юности Ахмад отличался поразительно свирепым внешним видом. Он был невысокого роста, коренастый, с заметно выпученными глазами, которые, как некоторые утверждали, он сам надувал. [6] Хотя он с юности писал стихи, он был известен своим взрывным характером. Распространялись истории о том, что, когда он был студентом юридического факультета, он угрожал ножом своим сокурсникам, чтобы поклясться, что однажды поддержит его как имама. [7]
По совпадению, у него был тот же день рождения, что и у его отца, предыдущего имама .
Первая мировая война
[ редактировать ]В декабре 1916 года, во время Первой мировой войны, Ахмад поднял военное восстание против своего отца. [8] он обратился за помощью к союзному Великобритании Идрисидскому эмирату Асир . после того, как в предыдущем месяце [9] Причина заключалась в противостоянии правящим османам (с которыми был связан его отец), которые якобы стреляли по Мекке, убивали «ученых людей» и стреляли по Каабе . Его поддержали представители племен Хашид и Бакил, Хамдан, Бани Харит и Бани Матар. Его восстание началось в стране Бани Матар. [8] К 23 декабря Ахмад осаждал Сану . [10] К 28 марта 1917 года Ахмад сдался своему отцу. [11]
Начало карьеры и переворот 1948 года
[ редактировать ]
В 1920-х и 1930-х годах Ахмад помогал своему отцу объединить свое королевство с помощью стратегии, дипломатии, межплеменных войн и интриг. Ахмад был назначен губернатором Таиза с 1918 по 1948 год. В 1927 году он был назначен вали Ахадом, то есть фактически наследным принцем .
От своего отца Ахмад научился глубокому недоверию к новому и глубокому отвращению к любым изменениям в средневековых методах управления. [ нужна ссылка ] Однако, будучи губернатором, он окружил себя реформаторами. [12] Он всегда старался держать фракции рядом с собой, но его непостоянный характер часто выдавал его. В 1944 году при дворе в Таизе он воскликнул: «Я молю Бога, чтобы я не умер прежде, чем окрасю свой меч здесь кровью этих модернистов». Вспышка заставила Ахмада Мухаммада Нумана , Мухаммада аль-Зубайри и других будущих «либералов» (в йеменском смысле йеменских независимых и умеренных реформаторов) покинуть свой двор и бежать в Аден. [13] Там они основали Движение за свободный Йемен .
Однако его произвольное и беспорядочное поведение не уменьшило его популярности в Таизе. Будучи губернатором, он разрушил могилу Ибн Алвана без какого-либо протеста со стороны шафиитских священнослужителей. Однако он не был доктринером Заиди. В 1952 году он заключил в пресловутые темницы Хаджи Зайди, который напал на священнослужителя в Иббе за проповедь, восхваляющую трех халифов перед Али. Хотя его солдатами были заиди и население Таиз-Шаффи, британский наблюдатель обнаружил, что «существует почти всеобщая лояльность к Йемену, если не к личности имама…» [14]
В феврале 1948 года Яхья, трое его сыновей и его главный советник были убиты в результате переворота, в ходе которого имамом был провозглашен религиозный лидер Абдулла бин Ахмед аль-Вазир. Сын Яхьи (и брат Ахмада) Ибрагим бин Яхья был назначен главой «конституционного правительства». Ибрагим в течение года открыто восставал против своего отца, сбежав и присоединившись к группе под названием «Свободные йеменцы» в протекторате Аден в 1946 году. [15] План одновременного убийства Ахмада в Таизе провалился, и он двинулся в Хаджу, где лояльные племена снабжали его силы.
Абдулла обосновался в Сане. Третий сын Яхьи, Хасан Хамид ад-Дин , тогдашний губернатор южной провинции Ибб , но любимый северными племенами, объединил эти силы на стороне своего брата Ахмада, вошел в Сану и положил конец недолговечному революционному правительству. Ахмад наградил его постами премьер-министра и губернатора Саны. [16] При поддержке северных племен, а также шафиитского оплота Ахмада в Таизе, заговорщики были задержаны за четыре недели. Большинство из них были обезглавлены. Новый Имам Ахмад, полностью Насир ли-Дин Аллах («Защитник религии Бога») будет править из Таиза, в то время как Сана была отдана мародерам. [17] [18] Неаффилированные либералы также оказались в сети. Около тридцати были обезглавлены, а остальные остались в застенках. Большинство были освобождены через два года, часто после написания угодливой лести в адрес имама, но другие оставались в тюрьме гораздо дольше. [19]
Править как имам
[ редактировать ]Как король Ахмад был более открыт для контактов с иностранцами, чем его отец, но он никогда не допускал свободного общения с другими народами. Его правление было автократическим и консервативным; он никогда не терпел предложений. Говорили, что каждая деталь, независимо от того, насколько она мала или тривиальна, должна была быть одобрена имамом, даже если правительственный грузовик передвигался в Таизе или мулы получали фураж. Губернатор Адена сообщил: «Все зависит от кивка короля. Однако его положение жалко, поскольку он знает, что у него нет друзей». [20]
Для внешнего мира имам был практически неизвестен и отличался лишь, казалось бы, странным поведением. В 1950 году в сообщении телеграфной службы сообщалось, что он и его сын Мухаммад аль-Бадр женились на двух сестрах, медсестрах единственной больницы в Сане. [21] Хотя его отец запретил использование самолетов после фатальной катастрофы, Ахмад был очарован ими и, вступив на престол, купил два DC-3 и еще один в 1951 году. Однако все самолеты находились в личном распоряжении имама. Шведский экипаж был в ужасе от его непоследовательных приказов. [22] В музее, который когда-то был его дворцом (сейчас он больше не открыт для публики), предположительно хранится его «причудливая коллекция из сотен одинаковых флаконов одеколона, Old Spice и Christian Dior, электронная кровать, детская сумочка KLM, проекторы, фильмы. , оружие, боеприпасы и мечи... паспорта, именные швейцарские часы и окровавленная одежда». [23]
Его перепады настроения и непредсказуемое поведение имели несколько причин. Главным из них было его пристрастие к смеси наркотиков, в основном к морфию, который он принимал от хронического ревматизма. Он жил в страхе перед внезапной смертью и божественным возмездием. Он верил в сверхъестественное, консультировался с астрологами и часто поддавался «мистическим кризисам», во время которых постился и изолировал себя от мира на несколько недель. [20]
Его единственной неизменной политической целью как имама (не считая его реакционной позиции в отношении правительства) было изгнание британцев из Адена и восстановление протектората «Великого Йемена», как это видел его отец. Ахмад также считал, что за заговором, в результате которого был убит его отец, стояла Великобритания. [24] Аден также был центром движения «Свободный Йемен» — объединения интеллектуалов и республиканских националистов, выходцев с севера. [25] Риторика перешла к пограничным стычкам, и 26 марта 1955 года Ахмад обвинил Британию в убийстве нескольких йеменцев в ходе «жестокого нападения» на юге Йемена. Он был еще больше встревожен британским планом объединить 18 мелких шейхов и султанатов в рамках протектората, что консолидировало бы территорию под британской защитой, на которую все еще претендовал Йемен. [26]

Напряженность в отношениях с британским Аденом заставила Ахмада преодолеть антипатию к Саудовской Аравии, которую он также получил от своего отца. [27] )
В 1955 году Йемен начал переговоры с целью заключения военного пакта с Египтом, Сирией и Саудовской Аравией. [26] Потепление отношений совпало с потребностью Саудовской Аравии в иностранных рабочих для обслуживания растущей нефтяной промышленности, и в том же году правительство Саудовской Аравии постановило, что йеменцы могут въезжать в страну без разрешений на работу. [25]
Египет и Сирия подписали пакт о создании нового арабского военного союза 3 марта 1955 года. [28] Египет был заинтересован в создании панарабской лиги, чтобы противостоять прозападному уклону недавнего пакта между Ираком и Турцией (который с присоединением Пакистана и Великобритании стал известен как Багдадский пакт ). Три дня спустя в своих столицах Египет, Сирия и Саудовская Аравия издали совместный указ, объявляющий о соглашении «укрепить арабскую структуру в политическом, военном и экономическом отношении». [29] Египет хотел получить оставшихся четырех членов Лиги арабских государств (Ливан, Иорданию, Ливию и Йемен), но Ливан с коммерческими интересами на Западе и в арабском мире колебался, и Иордания была дисквалифицирована на условиях участия Великобритании в ее защите. [30] К концу марта египетские дипломатические источники признали, что Сирия под дипломатическим давлением со стороны Турции и Ирака отказывается продвигаться вперед по планам совместной обороны и может принять решение о выводе войск, если соглашение и дальше будет запрещать подписавшим сторонам заключать какие-либо договоры об обороне с любая неарабская нация. [31] Египту удалось сохранить лицо, когда 26 марта 1955 года премьер-министр Хасан объявил в Каире, что Йемен присоединится к Пакту Египта, Сирии и Саудовской Аравии и примет участие во внеплановой премьерской конференции в Каире по заключению пакта. [32]
В 1955 году был подавлен переворот , устроенный группой офицеров и двумя братьями Ахмада, при этом имам Ахмад лично противостоял некоторым участникам переворота.
В 1958 году, после того как Египет и Сирия объявили о своем союзе с образованием Объединенной Арабской Республики (ОАР), Имам Ахмад согласился участвовать в конфедерации между своим королевством и ОАР, получившей название « Соединенные Арабские Штаты» . Однако в 1961 году конфедерация распалась, что побудило имама написать стихотворение, критикующее насеризм . [33]
Отношения короля с евреями Йемена
[ редактировать ]Имам Ахмад разрешил своим еврейским подданным иммигрировать в Палестину в разгар арабо-израильского конфликта , в ходе которого он направил небольшой экспедиционный корпус в 1948 году. [34] В мае 1949 года имам Ахмад объявил, что любому еврею, желающему покинуть Йемен, будет разрешено сделать это при трех условиях: он возместит все долги, прежде всего, подушный налог, известный как джизья ; что он продаст свою собственность; и что, если бы он был опытным ремесленником, он бы обучал своей профессии местных йеменских арабских граждан. [35] Решение имама было встречено с удивлением, как с точки зрения его религиозного, так и политического значения. Сообщается, что евреям, которые жаловались имаму на то, что они не могут продать свою собственность, давали советы, как им распорядиться своей собственностью и совершить удачное путешествие. [36]
Его заявление вызвало массовый исход евреев, получивший название «Иммиграция «На орлиных крыльях» , который проходил с июня 1949 года по сентябрь 1950 года. За это время около 50 000 йеменских евреев переехали в Израиль, включая тех, кто иммигрировал в декабре 1948 года. [35]
Смерть и непосредственные последствия
[ редактировать ]19 сентября 1962 года Ахмад умер во сне. Старший сын Ахмада бин Яхьи, Мухаммад аль-Бадр, был провозглашен имамом и королем. [37] и принял титул аль-Мансура, но неделю спустя повстанцы обстреляли его резиденцию Дар аль-Башер в районе Бир аль-Азаб в Сане. В результате переворота, возглавляемого группой офицеров- националистов , был свергнут аль-Бадр, и была провозглашена Йеменская Арабская Республика (ЯР) под руководством Абдуллы аль-Саллала . [38]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Международные отношения США, 1961–1963, том XVII, Ближний Восток, 1961–1962» . Государственный департамент, Управление историка . Государственный департамент США . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ Макинтош-Смит, Тим (2000). Йемен: Неизвестная Аравия . Нью-Йорк: Оверлук Пресс. стр. 97, 108.
- ^ «Йемен: После Ахмада Дьявола» . Время . 5 октября 1962 г. ISSN 0040-781X . Проверено 2 апреля 2015 г. (Требуется подписка.)
- ^ Ассошиэйтед Пресс (20 сентября 1962 г.). «Имам Ахмад из Йемена мертв; сын, стремящийся к реформам, правит» . Нью-Йорк Таймс . стр. 1 и 13 . Проверено 8 мая 2015 г. (Требуется подписка.)
- ^ Кларк, Виктория (2010). Йемен: Танцы на головах змей . Издательство Йельского университета. п. 62. ИСБН 978-0-300-11701-1 . (далее «Кларк»).
- ^ Берроуз, Роберт Д. (2010). Исторический словарь Йемена . Роуман и Литтлфилд. п. 21. ISBN 978-0-8108-5528-1 .
- ^ Дреш, Пол (2000). История современного Йемена . Издательство Кембриджского университета. стр. 31–32. ISBN 0-521-79482X . (далее «Дреш.»)
- ^ Jump up to: а б «Файл 3300/1916, часть 2 «Новостные письма Адена: - (январь 1917 г. - декабрь 1917 г.)» [280r] (559/620)» . 5 мая 2017 г.
- ^ «Файл 3300/1916, часть 2 «Новостные письма Адена: - (январь 1917 г. - декабрь 1917 г.)» [112r] (223/620)» . 5 мая 2017 г.
- ^ «Файл 3300/1916, часть 2 «Новостные письма Адена: - (январь 1917 г. - декабрь 1917 г.)» [301r] (601/620)» . 5 мая 2017 г.
- ^ «Файл 3300/1916, часть 2 «Новостные письма Адена: - (январь 1917 г. - декабрь 1917 г.)» [252r] (503/620)» . 5 мая 2017 г.
- ^ Молотитья, с. 78.
- ^ Молотитья, с. 53.
- ^ Дреш, стр. 68-69.
- ^ «Правитель Йемена, трое сыновей погибли в результате заговора: религиозный лидер возглавляет новое правительство, когда беспорядки в стране заканчиваются». Хартфорд Курант . Ассошиэйтед Пресс. 20 февраля 1948 года. ПроКвест 561007035 . (Требуется подписка.)
- ^ «Принц Аль-Хасан Хамид ад-Дин: влиятельный игрок в жестокой политике Йемена» . Хранитель . 25 июля 2003 года . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Дреш, стр. 56-67.
- ^ Кларк, стр. 55-56.
- ^ Дреш, стр. 66.
- ^ Jump up to: а б Молотитья, с. 67.
- ^ Юнайтед Пресс (15 июня 1950 г.). «Король и сын женятся на сестрах» . Нью-Йорк Таймс . п. 12 . Проверено 9 мая 2015 г. (Требуется подписка.)
- ^ Дреш, стр. 66-67.
- ^ Кларк, с. 56.
- ^ Молотитья, с. 62.
- ^ Jump up to: а б Молотитья, с. 70
- ^ Jump up to: а б Ассошиэйтед Пресс (3 апреля 1955 г.). «Действие, приписываемое здоровью» . Нью-Йорк Таймс . п. 39 . Проверено 9 мая 2015 г. (Требуется подписка.)
- ^ (Саудиты стали соперниками Имама Яхьи за Эмират Асир , и после пограничной войны в 1934 году Яхья был вынужден уступить Асир Аль-Сауду по Таифскому договору. Более фундаментальной причиной трений было столкновение между жестко ортодоксальный ваххабизм племен, составлявших основу власти Аль Сауда, и шиитская секта Заиди , исповедуемая соплеменниками, поддерживавшими Яхью Си . фон Вейсль, Вольфганг (1 мая 1927 г.). «Новый свет на Аравию» . Живой век . Проверено 11 мая 2015 г. (Требуется подписка.)
- ^ «Подписан пакт между Египтом и Сирией» . Нью-Йорк Таймс . 4 марта 1955 г. с. 3 . Проверено 10 мая 2015 г. (Требуется подписка.)
- ^ Доти, Роберт К. (6 марта 1955 г.). «Три арабских государства объединяются в военно-экономическом плане; в Каире намечено создание новой арабской структуры» . Нью-Йорк Таймс . п. 1 . Проверено 10 мая 2015 г. (Требуется подписка.)
- ^ Доти, Роберт К. (13 марта 1955 г.). «Арабы резко разделились по планам обороны: усилия Египта по созданию альянса не вызывают большого энтузиазма» . Нью-Йорк Таймс . п. Е5 . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Доти, Роберт К. (24 марта 1955 г.). «Заявка на заключение египетского пакта признана неудачной: дипломатические наблюдатели в Каире ссылаются на нежелание Сирии присоединиться к группе обороны» . Нью-Йорк Таймс . п. 12 . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Юнайтед Пресс (27 марта 1955 г.). «Йемен присоединится к новому пакту Каира: планируемый союз с Сирией и Саудовской Аравией противоречит турецко-иракскому соглашению» . Нью-Йорк Таймс . п. 10 . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Берроуз, Роберт Д. (2010). Исторический словарь Йемена (2-е изд.). Лэнхэм: The Scarecrow Press. п. 22.
- ^ Дебора Коэн, «Олим бесаара» , Институт Бен-Цви : Иерусалим, 1994, стр. 57–62 (иврит).
- ^ Jump up to: а б Тувиа Сулами, Политические и религиозные мотивы решения имама Ахмада разрешить еврейскую эмиграцию в 1949 году (конспекты лекций, прочитанные в здании Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, 4 июня 2018 г.)
- ^ Шалом Мансура, Иммиграция на волшебном ковре: описание великой иммиграции йеменского еврейства , Бней-Брак, 2003, стр. 130 (иврит)
- ^ Турки бин Халид бин Саад бин Абдель Азиз Аль Сауд (2015). «Саудовско-иранские отношения 1929-2013» (кандидатская диссертация) . Королевский колледж Лондона. п. 40 . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Пол Дреш. (2000). История современного Йемена , Кембридж, стр. 28-88 [1] .