Jump to content

Операция «Орлиный коготь»

Координаты : 33 ° 04'23 "N 55 ° 53'33" E  /  33,07306 ° N 55,89250 ° E  / 33,07306; 55,89250

Операция «Орлиный коготь»
Часть иранского кризиса с заложниками
Обзор обломков на базе Desert One в Иране
Расположение
33 ° 04'23 "N 55 ° 53'33" E  /  33,07306 ° N 55,89250 ° E  / 33,07306; 55,89250
Под командованием
Цель Посольство США, Тегеран
Дата 24–25 апреля 1980 г.
Исполнил  Армия США

Центральное разведывательное управление

Логистическая поддержка:

Исход Миссия провалена
Уничтожен 1 вертолет и 1 транспортный самолет.
5 вертолетов брошены/захвачены
Потери Восемь американских военнослужащих убиты и четверо ранены
1 иранский мирный житель (предположительно иранская армия) убит
Пустыня 1, локация в центральном Иране

Операция «Орлиный коготь» — неудачная операция по вооруженных сил США приказу президента США Джимми Картера с целью спасти 53 сотрудника посольства, находившихся в плену в посольстве США в Тегеране 24 апреля 1980 года.

Эта операция, одна из первых в отряде Дельта . [1] столкнулся со многими препятствиями и неудачами и впоследствии был прерван. Восемь вертолетов были отправлены на первый плацдарм под названием Desert One , но в боевом состоянии прибыли только пять. [2] У одного возникли проблемы с гидравликой, другой попал в песчаную бурю , а у третьего появились признаки треснувшей лопасти несущего винта. В ходе оперативного планирования было решено, что миссия будет прервана, если по прибытии на площадку Desert One в рабочем состоянии останется менее шести вертолетов, несмотря на то, что абсолютно необходимыми являются только четыре. [2] Полевые командиры посоветовали президенту Картеру прекратить операцию, что он и сделал, что до сих пор обсуждается в военных кругах. [3]

Когда американские войска готовились к выводу из Desert One , один из оставшихся вертолетов врезался в транспортный самолет, на борту которого находились военнослужащие и авиакеросин. В результате пожара были уничтожены оба самолета и погибли восемь военнослужащих. [2]

В контексте иранской революции новый лидер Ирана аятолла Рухолла Хомейни заявил, что миссия была остановлена ​​по воле Бога («ангелы божьи»), которые сорвали миссию США, чтобы защитить Иран и его новых исламистов. правительство. В свою очередь, Картер объяснил свое поражение на президентских выборах в США 1980 года главным образом тем, что ему не удалось добиться освобождения заложников. Американские заложники были освобождены в день инаугурации Рональда Рейгана . [4]

Мотивация военного вмешательства

[ редактировать ]

4 ноября 1979 года пятьдесят два американских дипломата и гражданина были взяты в заложники в посольстве США в Тегеране, Иран, группой иранских студентов колледжа, принадлежащих к организации « Студенческие мусульмане-последователи линии Имама» , ярым сторонникам иранской революции . [5] [6] Американский президент Джимми Картер назвал захват заложников актом «шантажа», а заложников — «жертвами терроризма и анархии». [7] но в Иране это широко рассматривалось как акт против США и их влияния в Иране, включая предполагаемые попытки подорвать иранскую революцию и давнюю поддержку иранского шаха Мохаммеда Резы Пехлеви , свергнутого в 1979 году. [8]

Кризис достиг апогея после того, как дипломатические переговоры не привели к освобождению заложников. Перед выборами и с небольшим результатом переговоров правительство Картера приказало Государственному департаменту разорвать дипломатические отношения с Ираном 7 апреля 1980 года. [9] Сайрус Вэнс , госсекретарь США , выступил против попыток советника по национальной безопасности Збигнева Бжезинского добиться военного решения кризиса. [10] Вэнс уехал из Вашингтона в четверг, 10 апреля, чтобы провести длинные выходные во Флориде. [10] На следующий день, в пятницу, 11 апреля, Бжезинский провел новое запланированное заседание Совета национальной безопасности , на котором он настаивал на том, что пришло время «вскрыть фурункул». [11] и Картер сказал, что «нам пора вернуть заложников домой». [12] Именно на заседании Совета Безопасности 11 апреля Картер подтвердил, что санкционировал миссию. [10] [11] [Примечание 1] Тем не менее, он продолжал рассматривать план одновременного карательного авиаудара, но он был окончательно отклонен 23 апреля, за день до начала миссии. [11] Спасательная операция носила кодовое название Operation Eagle Claw . [13]

Операция «Коготь орла» произошла на фоне разрыва дипломатических отношений между Ираном и его западным соседом Ираком , включая частые пограничные стычки, призывы Хомейни к ​​иракским шиитам восстать против правящей партии Баас и обвинения в поддержке Ираком арабов и курдов. сепаратисты в Иране. Согласно анализу Центрального разведывательного управления (ЦРУ) от 11 апреля 1980 года, «факты указывают на то, что Ирак, вероятно, планировал начать крупную военную операцию против Ирана с целью свержения режима Хомейни» и «стремился привлечь кувейтцев к действиям в качестве посредник в получении одобрения и поддержки со стороны США военных действий Ирака против Ирана». Картер, который записал в своем дневнике 10 апреля, что «иранские террористы выдвигают всевозможные безумные угрозы убить американских заложников, если на них вторгнется Ирак, которого они называют американской марионеткой», возможно, находился под влиянием таких сообщений. утвердить спасательную операцию до начала возможной ирано-иракской войны . [14]

Планирование и подготовка

[ редактировать ]
Пара RH-53D на борту авианосца Нимиц.

Планирование возможной спасательной операции началось 6 ноября, через два дня после захвата заложников. [15]

Генерал-майор армии Джеймс Б. Воот был назначен командующим Объединенной оперативной группы и должен был находиться в передовом базировании в Вади Кена в Египте и подчиняться непосредственно президенту. В свою очередь, у него было два полевых командира: полковник ВВС США Джеймс Х. Кайл в качестве полевого командира авиации и полковник армии США Чарли Беквит в качестве полевого командира сухопутных войск. [16]

При планировании операции некоторые карты, которые использовали США, были туристическими. [17]

Амбициозный план должен был быть основан на использовании элементов четырех родов войск США: армии, флота, морской пехоты и военно-воздушных сил. Концепция была основана на операции, в ходе которой вертолеты и самолеты C-130 , следовавшие по разным маршрутам, должны были встретиться на соляной равнине (под кодовым названием Desert One ) в 200 милях (320 км) к юго-востоку от Тегерана . Здесь вертолеты дозаправлялись от С-130 и подбирали боевой состав, прилетевший на транспортах С-130. Затем вертолеты перевезут войска в горное место ( Пустыня-2 ), расположенное ближе к Тегерану, откуда следующей ночью начнется настоящий спасательный рейд в город. [13] Операцию также должна была поддерживать группа ЦРУ внутри страны. [18] По завершении рейда заложников должны были доставить в захваченный аэропорт Тегерана, откуда их должны были доставить самолетом в Египет. [13]

31 марта, предвидя необходимость военных действий, боевой диспетчер ВВС США майор Джон Т. Карни-младший был доставлен на самолете Twin Otter в Desert One тайными оперативниками ЦРУ Джимом Райном и Клодом «Бадом» МакБрумом для тайного расследования. обследование и разведка предполагаемых площадок посадки вертолетов и С-130. Карни успешно обследовал взлетно-посадочную полосу, установил инфракрасные фонари с дистанционным управлением и ИК-стробоскоп, чтобы наметить пилотам схему посадки. [Примечание 2] Он также взял образцы почвы, чтобы определить несущие свойства поверхности пустыни. На момент исследования соляной пол представлял собой плотно утрамбованный песок, но в последующие три недели песчаные бури отложили слой порошкообразного песка глубиной по щиколотку. [19] [21]

Тегеранского отдела специальной деятельности Военизированная группа ЦРУ, возглавляемая отставным офицером спецназа армии США Ричардом Дж. Медоузом , имела две задачи: получить информацию о заложниках и территории посольства. [Примечание 3] и перевезти спасательную команду из Desert Two на территорию посольства на заранее подготовленных транспортных средствах. [18]

Пустыня Один находилась в провинции Южный Хорасан , в пустыне Дашт-э-Лут недалеко от Табаса ( 33 ° 04'23 "N 55 ° 53'33" E  /  33,07306 ° N 55,89250 ° E  / 33,07306; 55.89250 ), а Desert Two находился в 50 милях (80 км) от Тегерана в 35 ° 14' с.ш., 52 ° 09' в.д.  /  35,233 ° с.ш., 52,150 ° в.д.  / 35,233; 52.150 .

Штурмовые команды

[ редактировать ]
Планируемые и фактические маршруты операции «Орлиный коготь»

Сухопутные силы состояли из 93 солдат «Дельты» для штурма посольства и штурмовой группы спецназа из 13 человек из отряда «А» Берлинской бригады для штурма Министерства иностранных дел, где удерживались еще трое заложников. Третья группа из 12 рейнджеров должна была действовать в качестве блокпоста в районе высадки Desert One . Рейнджерам также было поручено захватить и удержать авиабазу Манзарие недалеко от Тегерана, чтобы стать плацдармом для побега из Ирана. Кроме того, ЦРУ подготовило в стране команду из 15 иранцев и американцев , говорящих на персидском языке , большинство из которых будут работать водителями грузовиков. [23]

Сложный план требовал, чтобы в первую ночь три самолета ВВС США EC-130 (позывные: Republic 4 , 5 и 6 ), несущие материально-техническое обеспечение, и три MC-130E Combat Talon (позывные: Dragon 1 , 2 и 3 ), несущий отряды Delta Force и рейнджеров (всего 132 штурмовых отряда и отряда охраны), [24] он отправится с острова Масира у побережья Омана в Desert One, пролетев расстояние более 1000 миль (1600 км). Их дозаправка будет осуществляться на танкерах ВВС КС-135 в пути. Desert One будет охраняться силами охраны, и после этого для вертолетов будет создана зона дозаправки, где будет доступно примерно 6000 галлонов США (22700 л) реактивного топлива из складных топливных баллонов, установленных на C-130. [25]

Восемь ВМС США (USN) RH-53D Sea Stallion (позывные: Bluebeard 1–8 ) [26] Вертолеты были размещены на борту военного корабля США « Нимиц» в 60 милях от побережья Ирана. [27] Вертолеты должны были пролететь 600 миль (970 км) до Desert One , дозаправиться, загрузить отряд «Дельта» и часть команд рейнджеров, а затем пролететь 260 миль (420 км) дальше к Desert Two. Поскольку время приближалось к утру, вертолеты и наземные войска в течение дня скрывались в Пустыне Два . Спасательная операция состоится на вторую ночь. [23]

Спасательный рейд

[ редактировать ]
A-7E на борту Coral Sea со специальными опознавательными полосами, добавленными специально для операции Eagle Claw.

Во-первых, офицеры ЦРУ, которые уже находились в Иране, доставляли доставленные ими грузовики в Пустыню Два . Вместе офицеры ЦРУ и сухопутные войска затем отправятся из Пустыни-2 в Тегеран. Эта группа должна была штурмовать здание посольства и Министерства иностранных дел, уничтожить охрану и спасти заложников при поддержке с воздуха боевых кораблей AC-130 ВВС, летящих из Desert One. Затем заложники и спасательная команда встретятся с вертолетами из Desert Two на близлежащем стадионе Амджади , где заложники и спасательные команды сядут на вертолеты. [28]

Параллельно со спасением рота армейских рейнджеров захватит заброшенную авиабазу Манзарие. [29] ( 34 ° 58'58 "N 50 ° 48'20" E  /  34,98278 ° N 50,80556 ° E  / 34,98278; 50.80556 ) примерно в 60 милях к юго-западу от Тегерана, чтобы позволить двум самолетам C-141 Starlifter [30] приехать из Саудовской Аравии . Вертолеты доставят всех участников со стадиона на авиабазу Манзария, а самолеты C-141 доставят их на авиабазу в Египте . Восемь вертолетов будут уничтожены перед вылетом.

Защита и поддержка

[ редактировать ]

Защита операции должна была обеспечиваться восьмым авиакрылом авианосца (CVW-8), действовавшим с авиабазы ​​«Нимиц» , и CVW-14, действовавшим с авианосца « Коралловое море » . Для этой операции на правом крыле самолета были установлены специальные полосы вторжения. Это было необходимо, чтобы отличить самолеты поддержки от иранских самолетов F-14 и F-4 , купленных Ираном у США во времена шаха. CVW-14 Marine F-4N были отмечены красной (VMFA-323) или желтой (VMFA-531) полосой, окруженной двумя черными полосами, тогда как штурмовики CVW-14 ( A-7 и A-6 ) имели оранжевую полосу. двумя черными полосами. [31] [32]

Перекрашенные Bluebeard вертолеты RH-53D в песочный камуфляж и без опознавательных знаков на борту USS Nimitz.

Лишь доставка солдат, техники и топлива самолетами С-130 прошла по плану. [33] MC-130 Dragon 1 приземлился в Desert One в 22:47 по местному времени. Посадка была произведена в условиях затемнения с использованием импровизированной системы инфракрасных посадочных фонарей, установленных Карни на взлетно-посадочной полосе, видимой только через очки ночного видения . Тяжело загруженному Dragon 1 потребовалось четыре прохода, чтобы определить отсутствие препятствий на взлетно-посадочной полосе. [Примечание 4] и совместить с взлетно-посадочной полосой. Dragon 1 разгрузил группы дорожного наблюдения на джипах и группу боевого управления ВВС США (CCT). [34] установить параллельную зону приземления к северу от грунтовой дороги и установить маяки ТАКАН для направления вертолетов.

Вскоре после того, как первые экипажи приземлились и начали охранять Desert One , гражданский иранский автобус с водителем и 43 пассажирами был остановлен во время движения по дороге, которая теперь служила взлетно-посадочной полосой для самолетов. Рейнджеры заставили автобус остановиться, а пассажиры на борту Republic 3 были задержаны . [35] [Примечание 5] Через несколько минут после остановки автобуса рейнджеры из дорожной группы заметили бензовоз, который, игнорируя их приказ остановиться, приближался к ним. [36] Грузовик, предположительно перевозивший контрабандное топливо, был взорван группой армейских рейнджеров с помощью ракеты, выпущенной с плеча , когда он пытался покинуть место происшествия. Пассажир грузовика погиб, а водителю удалось скрыться на сопровождавшем его пикапе. Поскольку предполагалось, что автоцистерна занималась тайной контрабандой, водитель не считался представляющим угрозу безопасности миссии. [37] Однако возникший пожар осветил ночной пейзаж на многие мили вокруг и фактически стал визуальным ориентиром для дезориентированных приближающихся вертолетов.

Через два часа после начала полета RH-53D Bluebeard 6 совершил вынужденную посадку в пустыне, когда датчик указал на треснувшую лопасть несущего винта. [Примечание 6] Его экипаж подобрал «Синяя Борода-8» , а самолет бросили в пустыне. [38] Остальные вертолеты столкнулись с неожиданным погодным явлением, известным как хабуб. [39] (огромное, почти непрозрачное облако мелкой пыли). «Синяя Борода-5» прилетел в хабуб, но отказался от миссии и вернулся на « Нимиц», когда проблемы с электричеством вывели из строя пилотажные приборы, и полет без визуальных ориентиров оказался невозможным. Остальные шесть вертолетов достигли Desert One , отставая от графика на 50–90 минут. Bluebeard 2 прибыл последним в Desert One в 01:00 с неисправной вторичной гидравлической системой, в результате чего для управления самолетом осталась только одна гидравлическая система. [33]

Поскольку для перевозки людей и оборудования в Пустыню-2 осталось всего пять полностью исправных вертолетов (минимум шесть самолетов были порогом прекращения запланированной миссии), различные командиры зашли в тупик. Старший пилот вертолета Зайферт отказался использовать в миссии небезопасный Bluebeard 2 , а Беквит (полевой командир сухопутных войск) отказался рассматривать возможность сокращения численности своей обученной спасательной команды. Поэтому Кайл (командир полевой авиации) рекомендовал Воуту прервать миссию. Рекомендация была передана по спутниковому радио президенту. После двух с половиной часов на земле было получено президентское подтверждение отмены. [40]

Столкновение и пожар

[ редактировать ]
Эскиз плана Desert One

Расчеты расхода топлива показали, что дополнительные 90 минут простоя на земле в ожидании приказа о подтверждении прерывания сделали запас топлива критическим для одного из EC-130. прибудут только шесть вертолетов Когда стало ясно, что в Desert One , Кайл разрешил EC-130 переместить 1000 галлонов США (3800 л) из баллонов в свои основные топливные баки, но Республика 4 уже израсходовала весь свой баллон. заправили горючим три вертолета, а передать его не пришлось. Чтобы добраться до заправочной станции воздушного танкера, не исчерпав горючее, ему пришлось немедленно уйти, и он уже был загружен частью команды «Дельта». Кроме того, RH-53D Bluebeard 4 нуждался в дополнительном топливе, поэтому его пришлось переместить на противоположную сторону дороги. [41]

Для выполнения обоих действий Bluebeard 3 пилотировал майор Джеймс Шефер. [42] пришлось переместить непосредственно за ЕС-130. Самолет нельзя было переместить наземным такси, и его приходилось перемещать на воздушной подушке (пролетая на небольшое расстояние на малой скорости и высоте). [43] [Примечание 7] Боевой диспетчер попытался управлять маневром, находясь перед самолетом, но был взорван песком пустыни, взбитым винтом. Контроллер попытался отступить, из-за чего пилот Синей Бороды - 3 ошибочно решил, что его корабль дрейфует назад (охваченный облаком пыли, пилот имел только Контроллер в качестве ориентира) и таким образом попытался «исправить» это. ситуацию, применяя переднюю ручку управления, чтобы поддерживать такое же расстояние до движущегося назад маршаллера. RH-53D ударился вертикальный стабилизатор несущим винтом о EC-130 и врезался в корневую часть крыла EC-130 . [44]

В результате последовавшего взрыва и пожара погибли восемь военнослужащих: пятеро из четырнадцати экипажей ВВС США на EC-130 и трое из пяти экипажей морской пехоты США на RH-53D, остались только пилот и второй пилот вертолета (оба сильно обгорели). выживание. [Примечание 8] После крушения от вертолетов было решено отказаться. Во время безумной эвакуации экипажей вертолетов на EC-130 были предприняты безуспешные попытки получить секретные документы миссии и уничтожить самолет. Экипажи вертолетов поднялись на борт ЕС-130. Пять самолетов RH-53D остались в Desert One практически целыми, некоторые были повреждены шрапнелью. Их нельзя было уничтожить, поскольку они были загружены боеприпасами, и любой пожар или взрыв поставили бы под угрозу С-130. [45]

EC-130 доставили оставшиеся силы обратно на промежуточный аэродром на острове Масира, где два самолета медицинской эвакуации C-141 с плацдарма в Вади-Абу-Шихат, Египет, [Примечание 9] забрал раненых, экипажи вертолетов, рейнджеров и членов отряда «Дельта» и вернулся в Вади Кена. Затем раненых доставили в региональный медицинский центр армии Ландштуля в Германии. На следующий день, узнав о событиях в Desert One из местных иранских новостей, команда Тегеранского ЦРУ незаметно покинула Иран, при этом иранцы не подозревали об их присутствии. [46]

Последствия

[ редактировать ]
Обломки одного из уничтоженных вертолетов Bluebeard с брошенным RH-53D позади.

Белый дом объявил о неудавшейся спасательной операции в 01:00 следующего дня (25 апреля 1980 г.). [47] Следователи иранской армии обнаружили восемь тел (восемь американцев), а также предположительно нашли тело иранского гражданского лица. Однако было признано, что водитель топливного бака возле места приземления, который отказался остановиться и чья автоцистерна взорвалась после попадания противотанкового снаряда, сумел выпрыгнуть из своей машины и скрыться на ближайшем пикапе, который был следующий; [48] [49] [50] Сообщалось, что бензовоз и автобус с 44 гражданскими лицами были транспортными средствами, которые были остановлены на противоположных концах грунтовой дороги возле посадочной площадки Desert One, когда приземлился самолет C-130. [48] [50] Было изготовлено девять гробов, при этом аятолла Садег Халхали заявил, что девять американцев были убиты. [51] Американские тела, которые, как было признано, имели восемь номеров, [51] были возвращены в США 6 мая 1980 г. [51] и похоронен в разных местах страны. 44 иранских мирных жителя, взятых в плен в автобусе, были освобождены и впоследствии дали показания очевидцев операции. [37]

Среди восьми погибших американцев были трое морских пехотинцев и пять военнослужащих ВВС. 25 апреля 1980 года генерал-майор Роберт М. Бонд зачитал послание президента Джимми Картера на поминальной службе в память о них в Нисвилле, Флорида . [52] [53] Мемориал в их честь был установлен на Арлингтонском национальном кладбище , и 9 мая Картер присутствовал там на поминальной службе вместе с семьями. [54] Трое погибших военнослужащих - майор Ричард Бакке, майор Гарольд Льюис-младший и сержант. Джоэл Мэйо - похоронен на Арлингтонском национальном кладбище в могиле, отмеченной общим надгробием, расположенной примерно в 25 футах от группового мемориала. [55] Кроме того, были ранены пять военнослужащих, один из Валдосты, штат Джорджия (капитан Линн Макинтош), в том числе майор морской пехоты США Джим Шефер, пилот, и Лес Петти, второй пилот. [56]

После завершения операции и оставления техники диверсионной группой иранцам стало известно о высадке, а также о последовавшей за ней аварии и пожаре. Мохаммад Монтазер аль-Каим, командующий Корпусом стражей иранской революции (КСИР) в Йезде, прибыл на место происшествия, чтобы расследовать сообщения местных жителей. При этом, не зная о следственной деятельности КСИР, ВВС Ирана провели два наблюдательных полета над районом инцидента. Во время первого полета два F-14 пролетели над брошенной американской техникой, и самолет запросил разрешение обстрелять технику. В этом было отказано иранским командованием. На следующий день истребители F-4 иранских ВВС, патрулировавшие этот район, подумали, что американские вертолеты вот-вот вылетят, и открыли огонь по оставшейся американской технике по прямому приказу Абольхасана Банисадра (тогдашнего президента Ирана), убив Мохаммада Монтазера аль- Каим. [57]

Политические последствия

[ редактировать ]

Президент Картер продолжал попытки добиться освобождения заложников до окончания своего президентского срока. 20 января 1981 года, через несколько минут после окончания срока полномочий Картера, 52 американских пленных, удерживаемых в Иране, были освобождены, что положило конец 444-дневному кризису с заложниками в Иране. [58] США Госсекретарь Сайрус Р. Вэнс , полагая, что операция не даст результатов и лишь поставит под угрозу жизнь заложников, предпочел уйти в отставку, независимо от того, была ли миссия успешной или нет. Его отставка была подтверждена через несколько дней. [59]

Рухолла Хомейни осудил Джимми Картера. [60] и в своей речи после инцидента воздал должное Богу за защиту Ирана. [61] [62] Он сказал:

Кто разбил вертолеты мистера Картера? Мы сделали? Пески сделали! Они были агентами Бога. Ветер — посланник Бога... Эти пески — посланники Бога. Они могут попробовать еще раз! [63]

Заложники посольства впоследствии были разбросаны по всему Ирану, чтобы предотвратить любую вторую попытку спасения, и были освобождены 20 января 1981 года, через несколько минут после того, как Рональд Рейган принес присягу после победы на выборах 1980 года над Картером. [64]

Расследование и рекомендации

[ редактировать ]
Пример хабуба, одного из факторов, повлиявших на исход операции

Отставной начальник военно-морских операций адмирал Джеймс Л. Холлоуэй III в 1980 году возглавил официальное расследование причин провала операции от имени Объединенного комитета начальников штабов. В отчете Холлоуэя в первую очередь упоминались недостатки в планировании миссий, командовании и управлении, а также в взаимодействии между службами, что послужило катализатором для реорганизации Министерства обороны. Одной из ошибок при планировании миссии был выбор вертолета RH-53D вместо более подходящего вертолета HH-53. [65]

Неспособность различных служб слаженно работать вместе побудила несколько лет спустя создать новую мультисервисную организацию. Командование специальных операций США (USSOCOM) приступило к работе 16 апреля 1987 года. Теперь каждая служба имеет свои собственные силы специальных операций под общим контролем USSOCOM. [65] [Примечание 10]

Отсутствие хорошо обученных армейских пилотов вертолетов, способных выполнять ночные полеты на малых высотах, необходимые для современных задач специальных операций, побудило к созданию 160-го авиационного полка специальных операций (СОАР) ( «Ночные сталкеры» ). Помимо создания 160-го полка SOAR, Министерство обороны США в настоящее время обучает многих пилотов военных вертолетов проникновению на малых высотах, дозаправке в воздухе и использованию очков ночного видения.

В дополнение к официальному отчету приводились различные причины провала миссии, причем большинство аналитиков согласились с тем, что факторами этому стали чрезмерно сложный план, плохое оперативное планирование, несовершенная структура командования, отсутствие адекватной подготовки пилотов и плохие погодные условия. [66]

Подразделения, участвовавшие в операции

[ редактировать ]
Остатки несущего винта вертолета RH-53D, оставшиеся после операции «Орлиный коготь», выставлены в бывшем посольстве США в Тегеране.

Армия США

[ редактировать ]

ВМС США и Корпус морской пехоты

[ редактировать ]

День памяти

[ редактировать ]
Мемориал операции «Орлиный коготь» на Арлингтонском национальном кладбище

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Официальный мемориал операции «Орлиный коготь» находится на Арлингтонском национальном кладбище и в кладбищенской литературе описывается как: [76]

Мемориал Спасательной миссии Ирана, открытый в 1983 году, состоит из белой мраморной колонны с бронзовой доской, на которой перечислены имена и звания тех, кто погиб во время миссии.

Этот инцидент считается поражением США и ежегодно отмечается в Табасе, где правительственные чиновники, религиозные лидеры и люди собираются и демонстрируют обломки американских самолетов и вертолетов, образовавшиеся в результате инцидента. [77] [78] На месте крушения была построена мечеть под названием «Мечеть благодарности». [79] По дороге из Ашкезара в Табас, в локации Desert One , находится несколько остатков операции, в том числе обломки и макеты вертолетов RH-53D. [80]

Мемориал в память о жертвах команды «Дельта» в пристройке Гюнтер , база ВВС Максвелл, Алабама

Иранская система ПВО получила название «Табас » в честь места крушения. В старом аэропорту Тегерана выставлен корпус планера RH-53D. [81] [82]

Второй план спасения

[ редактировать ]

Вскоре после того, как первая миссия провалилась, было одобрено планирование второй спасательной операции под названием Project Honey Badger . Были проведены планы и учения, [84] но потребности в рабочей силе и самолетах выросли и потребовали почти батальона войск, более пятидесяти самолетов, а также таких непредвиденных обстоятельств, как транспортировка 12-тонного бульдозера для быстрой расчистки заблокированной взлетно-посадочной полосы. Несмотря на то, что многочисленные репетиционные учения прошли успешно, неудача вертолетов во время первой попытки привела к разработке последующей концепции, включающей только самолеты взлета и посадки, способные летать из США в Иран с дозаправкой в ​​воздухе, а затем возвращаться на посадку на самолете. транспортер для оказания медицинской помощи раненым. [ нужна ссылка ]

Концепция под названием Operation Credible Sport была разработана, но так и не реализована. Он требовал модифицированного Hercules, YMC-130H, оснащенного ракетными двигателями спереди и сзади, чтобы обеспечить чрезвычайно короткую посадку и взлет на стадионе Амджади. Три самолета были модифицированы в рамках срочной секретной программы. Первый полностью модифицированный самолет разбился во время демонстрации в Дьюк-Филд на базе ВВС Эглин 29 октября 1980 года, когда его посадочные тормозные ракеты были выпущены слишком рано. Осечка привела к жесткому приземлению, в результате которого было оторвано правое крыло и возник пожар. Все находившиеся на борту остались живы и не пострадали. Надвигающаяся смена администрации в Белом доме вынудила отказаться от этого проекта. [85]

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Заместитель госсекретаря Уоррен Кристофер , присутствовавший на встрече вместо Вэнса, не проинформировал Вэнса. В ярости Вэнс подал в отставку из принципа, назвав Бжезинского «злом». [10]
  2. ^ Световая схема «четыре и один» действовала как прицел: дальний пятый огонь в конце взлетно-посадочной полосы выстраивался в центре ближайших четырех огней, расположенных на конце захода на посадку. Коробка представляла собой зону приземления, а дальний свет обозначал конец зоны выката. [19] За эту тайную миссию МакБрум и Райн были награждены Крестом за выдающиеся разведывательные способности . [20]
  3. На самом деле самая важная информация поступила от освобожденного иранцами посольского повара. Он был обнаружен во время полета из Тегерана в последнюю минуту другим офицером ЦРУ и подтвердил, что заложники находились в центре территории посольства – это была ключевая информация, которую долго искали планировщики. [22]
  4. ^ Это было сделано с помощью инфракрасного прохода переднего обзора (FLIR) перед попыткой приземления.
  5. Первоначально планировалось смоделировать лобовую аварию между цистерной и автобусом, вывезти пассажиров автобуса из Ирана на борту Dragon 3 , а затем вернуть их в Манзанию на вторую ночь.
  6. ^ В кабине загорелась сигнальная лампа метода проверки лопаток, или BIM, которая предупреждала о возможной утечке сжатого азота, заполнявшего полые несущие винты Sea Stallion. В моделях H-53, на которых привыкли летать пилоты морской пехоты, индикатор BIM означал трещину в одной из массивных лопастей, что в прошлом приводило к отказам несущего винта и нескольким катастрофам со смертельным исходом. В результате пилоты H-53 морской пехоты были обучены приземляться сразу после предупреждения BIM. Однако на RH-53 ВМФ были установлены более новые системы BIM, которые обычно не предсказывали фатальный отказ лопасти, и ни у одного RH-53 не было поломки лопасти. Без ведома пилотов морской пехоты производитель определил, что после предупреждения BIM вертолет может безопасно летать до 79 часов на пониженной скорости. [38]
  7. ^ Либо из-за спущенной шины переднего шасси, либо из-за слоя мягкого песка, либо из-за того и другого. Первоначально он был расположен позади EC-130 с помощью технологии полета, при которой его передняя стойка удерживалась над землей, пока он катился на основной стойке. [43]
  8. Пятью убитыми американскими летчиками были майор Ричард Л. Бакке, штурман; Майор Гарольд Л. Льюис младший, пилот и командир самолета; TSgt Джоэл К. Мэйо, бортинженер; майор Лин Д. Макинтош, второй пилот; и капитан Чарльз Т. Макмиллан, штурман. Трое погибших морских пехотинцев США: сержант Джон Д. Харви, капрал Джордж Н. Холмс-младший и сержант Дьюи Л. Джонсон, трое из них были членами экипажа вертолета морской пехоты и стрелками. Пострадали майоры морской пехоты США Джим Шефер, пилот, и Лес Петти, второй пилот.
  9. Войска США называют его Вади Кена из-за его расположения недалеко от Кены. 26 ° 33'18 "N 33 ° 07'58" E  /  26,555058 ° N 33,132877 ° E  / 26,555058; 33.132877 )
  10. ^ Например, в армии есть собственное командование специальных операций , которое контролирует силы специальных операций. , Подразделения специальных операций ВВС США предоставившие элементы MC-130 для спасательной операции, были награждены наградой ВВС за выдающиеся достижения как в том, так и в следующем году, а первоначальная эскадрилья из девяти HH-53 Pave Low вертолетов была передана из командования военных воздушных перевозок под свою юрисдикцию. для дальних ночных полетов на малых высотах и ​​стал соорганизатором на своей базе Херлберт-Филд вместе с Командованием специальных операций ВВС . [1]
  1. ^ Jump up to: а б Габриэль (1985), стр. 106–116.
  2. ^ Jump up to: а б с Боуден, Марк (май 2006 г.). «Разгром Desert One» . Атлантика . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 20 сентября 2013 г.
  3. ^ «Операция «Коготь орла», 1980 год: пример кризисного управления и военного планирования» . www.mindef.gov.sg. Архивировано из оригинала 10 ноября 2003 года.
  4. ^ «Джимми Картер: Спасение заложников в Иране должно было бы и могло бы сработать, если бы США были более подготовлены» . США сегодня . 17 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 7 сентября 2017 г.
  5. ^ Пенн, Нейт (3 ноября 2009 г.). «444 дня в темноте: устная история иранского кризиса с заложниками» . GQ . Архивировано из оригинала 5 мая 2021 года . Проверено 6 января 2020 г.
  6. ^ Сахими, Мухаммед (3 ноября 2009 г.). «Кризис с заложниками, 30 лет спустя» . Линия фронта . ПБС . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 6 января 2020 г.
  7. ^ «Журнал ВВС» (PDF) . Журнал ВВС. 5 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2012 г. . Проверено 5 мая 2016 г.
  8. ^ Кинзер, Стивен. «Спустя тридцать пять лет после иранского кризиса с заложниками последствия толчков остаются» . BostonGlobe.com . Бостон Глобус. Архивировано из оригинала 16 апреля 2018 года . Проверено 15 апреля 2018 г.
  9. ^ Райан (1985) , с. 49.
  10. ^ Jump up to: а б с д Дуглас Бринкли (29 декабря 2002 г.). «Жизнь, которую они прожили; вне цикла» . Журнал «Нью-Йорк Таймс» . Архивировано из оригинала 14 июня 2017 года . Проверено 3 мая 2017 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Райан (1985) , с. 50.
  12. ^ Картер (1982) , с. 507.
  13. ^ Jump up to: а б с [1] Архивировано 18 июля 2018 г. в Wayback Machine | Британника: Спасательная операция операции «Орлиный коготь»: 1980 г.
  14. ^ Эмери, Крис (2013). «Переоценка реакции администрации Картера на ирано-иракскую войну». Ирано-иракская война: новые международные перспективы . Рутледж . ISBN  9780415685245 .
  15. ^ Картер (1982) , с. 459.
  16. ^ Во, Уильям Л. младший «Структура принятия решений при попытке спасения иранских заложников и ее последствия для управления конфликтами» . Центр цифровых стипендиальных журналов . Архивировано из оригинала 1 июня 2016 года . Проверено 27 апреля 2016 г.
  17. ^ В Иране оставили 52 заложника. Этот ветеран хранил карты. | Американский ветеран , заархивировано из оригинала 26 февраля 2022 года , получено 19 января 2022 года.
  18. ^ Jump up to: а б Герье, Стивен В.; Хастедт, Гленн П. (2010). Шпионы, прослушивание телефонных разговоров и секретные операции [2 тома]: Энциклопедия американского шпионажа . АВС-КЛИО. ISBN  978-1851098071 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 19 октября 2020 г.
  19. ^ Jump up to: а б Боттомс, Майк (2007). «Карни получает премию Саймонса» (PDF) . Наконечник Копья . Управление по связям с общественностью Командования специальных операций США. стр. 26–31. Архивировано (PDF) из оригинала 1 июня 2016 года . Проверено 11 ноября 2010 г.
  20. ^ [2] Архивировано 22 марта 2021 г. в Wayback Machine. [ пустой URL PDF ]
  21. ^ Пушис, Фред (2009). Deadly Blue: Боевые истории командования специальных операций ВВС США . АМАКОМ. п. 15. ISBN  978-0814413609 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 19 октября 2020 г.
  22. ^ Хо, Алан (2013). Тихий профессионал: майор Ричард Дж. Медоуз из спецназа армии США . Университетское издательство Кентукки. п. 237. ИСБН  978-0813144511 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 19 октября 2020 г.
  23. ^ Jump up to: а б Коган, Чарльз Дж. (2003). «Первая пустыня и ее беспорядки» . Журнал военной истории . 67 : 201–216. дои : 10.1353/jmh.2003.0017 . S2CID   144263126 . Архивировано из оригинала 1 января 2023 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  24. ^ Райан (1985) , с. 35.
  25. ^ Мартин (майор), Майкл, Э. (2007). «Главный мастер-сержант Майкл И. Лампе: воин, лидер и провидец» (PDF) . Воздушный командно-штабной колледж университета . База ВВС Максвелл, Алабама, США. Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2022 года . Проверено 1 февраля 2022 г. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  26. ^ Jump up to: а б Коланар, Майк (25 апреля 2020 г.). «Синяя Борода 5» . Фоторекон . Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 года . Проверено 21 августа 2020 г.
  27. ^ Jump up to: а б Бак, Питер (2015). Попытка спасения иранских заложников: практический пример . Пикл Партнерс. ISBN  978-1782899686 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
  28. ^ Тренир-Харви, Гленмор С. (13 апреля 2009 г.). Исторический словарь воздушной разведки . Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-6294-4 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 29 января 2022 г.
  29. ^ Кахана, Ефрем; Суваед, Мухаммед (13 апреля 2009 г.). Исторический словарь ближневосточной разведки . Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-6302-6 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 29 января 2022 г.
  30. ^ Картер (1982) , с. 510.
  31. ^ Ламберт, Лаура. Операция «Коготь орла» . Британника . Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года . Проверено 17 ноября 2020 г. .
  32. ^ Тигпен, Джерри Л.; Хобсон, Джеймс Л. (2011). Преторианский звездолет: нерассказанная история боевого «Когтя» . Издательство Воздушного университета. п. 210. ИСБН  978-1780391977 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 19 октября 2020 г.
  33. ^ Jump up to: а б Кампс, Чарльз Тастин. «Операция «Коготь орла»: Миссия по спасению заложников в Иране» . www.au.af.mil . Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  34. ^ Караччило, Доминик (2015). Создание сил специальных операций: Рейнджеры армии США . Гелион и компания. ISBN  978-1912174416 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  35. ^ Боуден, Марк. «Разгром Desert One» . Атлантика . Архивировано из оригинала 1 марта 2017 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  36. ^ Райан (1985) , с. 81.
  37. ^ Jump up to: а б Боуден (2006)
  38. ^ Jump up to: а б Крейшер (1999) .
  39. ^ Радвани, Ричард, А. Майор. «Операция «Коготь орла»: извлеченные уроки» . Командно-штабной колледж морской пехоты США. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 20 сентября 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  40. ^ Догерти, Кевин (2013). Процессы принятия военных решений: тематические исследования, связанные с подготовкой, применением, применением и выводом силы . МакФарланд. ISBN  978-0786477982 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 19 октября 2020 г.
  41. ^ Рассел, Эдвард Т. «Кризис в Иране: операция ОРЛЫЙ КОГОТЬ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 января 2021 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  42. ^ Райан (1985) , с. 87.
  43. ^ Jump up to: а б Министерство транспорта правительства США (2012 г.), стр. 3–4.
  44. ^ Тигпен 2001 , с. 226
  45. ^ Картер (1982) , с. 519.
  46. ^ Боуден, Марк. «Разгром Desert One» . Атлантика . Архивировано из оригинала 1 марта 2017 года . Проверено 29 декабря 2016 г.
  47. ^ Райан (1985) , с. 95.
  48. ^ Jump up to: а б «Операция «Коготь орла»: попытка положить конец кризису с заложниками» . Юридический факультет Университета Вирджинии . Проверено 20 мая 2024 г.
  49. ^ «1980 — Операция «Коготь орла»» . Исторический отдел поддержки ВВС . Проверено 20 мая 2024 г.
  50. ^ Jump up to: а б Крейшер, Отто (1 января 1999 г.). «Пустыня одна» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 20 мая 2024 г.
  51. ^ Jump up to: а б с К. Рэндал, Джонатан (6 мая 1980 г.). «Иран освобождает тела американских военнослужащих» . Вашингтон Пост . Проверено 20 мая 2024 г.
  52. ^ Хоук, Кэтлин Дюпс; Виллелла, Рон; Варона, Адольфо Лейва де (30 июля 2014 г.). Флорида и лодочный подъемник Мариэль 1980 года: первые двадцать дней . Издательство Университета Алабамы. п. 67. ИСБН  978-0817318376 . Проверено 11 октября 2014 г.
  53. ^ Картер, Джимми (1 января 1981 г.). Публичные документы президентов Соединенных Штатов: Джимми Картер . Лучшие книги о. п. 780. ИСБН  978-1623767761 . Проверено 11 октября 2014 г.
  54. ^ Картер (1982) , с. 521.
  55. ^ «Мемориал Иранской спасательной миссии» . Архивировано из оригинала 10 мая 2020 года . Проверено 8 января 2020 г.
  56. ^ «Операция «Коготь орла/Вечерний свет»» . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 18 ноября 2020 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
  57. Бастани, Хосейн (25 мая 1999 г.). Уничтожение секретных документов Табаса: перечитывание 40-летнего обвинения против армии». BBC Persian. Получено 16 мая 2016 г.
  58. ^ «Иранский кризис с заложниками заканчивается - History.com Этот день в истории - 20 января 1981 года» . History.com. Архивировано из оригинала 7 марта 2010 года . Проверено 8 июня 2010 г.
  59. ^ «Сайрус Р. Вэнс» . 22 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 г. Проверено 22 декабря 2016 г.
  60. ^ «Провал армии США в Табасе» . Имам Хомейни . 25 апреля 1980 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 31 мая 2015 г.
  61. ^ Уорд, Стивен Р. (2014). Бессмертное, обновленное издание: История Ирана и его вооруженных сил . Издательство Джорджтаунского университета. п. 237. ИСБН  978-1626160323 .
  62. ^ Амини, Хосейн (4 ноября 2015 г.). «Операция «Коготь орла»: Бог сорвал заговор» . english.khamenei.ir. Архивировано из оригинала 21 января 2016 года . Проверено 4 января 2016 г.
  63. ^ «Имам Хомейни: «Пески были посланником Бога в Табасе» . » . Кайхан . Архивировано из оригинала 27 апреля 2018 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
  64. ^ Райан (1985) , с. 105.
  65. ^ Jump up to: а б Холлоуэй, Джеймс Л. Адмирал «Отчет Холлоуэя» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2014 г. Проверено 16 ноября 2006 г. По состоянию на 31 марта 2007 г.
  66. ^ Селмер, Марк А. (1 января 1987 г.). Терроризм, стратегия США и политика Рейгана . Издательская группа Гринвуд. ISBN  9780313256325 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 26 апреля 2016 г. - через Google Книги.
  67. ^ Штаб-сержант. Кэтрин Холт (24 апреля 2015 г.). «О жертвах, принесенных во время операции «Орлиный коготь», вспоминают 35 лет спустя» . Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 30 сентября 2015 г.
  68. ^ Jump up to: а б с д Уорнок, А. Тимоти (2000). Если не считать войны: крупные операции ВВС США на случай чрезвычайных ситуаций, 1947–1997 гг. (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2016 года . Проверено 30 сентября 2015 г.
  69. ^ Полковник Джон Т. Карни младший; Бенджамин Ф. Шеммер (2003). Нет права на ошибку: тайные операции американских подразделений специальной тактики от Ирана до Афганистана . Президио Пресс. ISBN  978-0345453358 .
  70. ^ Стью Смит. «Отряд Дельта: Миссии и история» . Military.com . Архивировано из оригинала 1 октября 2015 года . Проверено 30 сентября 2015 г.
  71. ^ Джек Мерфи (9 февраля 2017 г.). «Отряд А: Тайные миссии спецназа из Берлина в Иран» . detachment-a.org . Архивировано из оригинала 10 августа 2018 года . Проверено 8 августа 2018 г.
  72. ^ Джеймс Стейскал, Спецназ в Берлине: Тайные операции элиты армии США во время холодной войны, 1956–1990 (Каземат, 2017) ISBN   978-1541458192
  73. ^ «75-й полк рейнджеров» . goarmy.com . Архивировано из оригинала 25 февраля 2014 года . Проверено 30 сентября 2015 г.
  74. ^ Шелдон, Боб; Балут, Стивен Дж. (2010). Проект устной истории Общества исследования военных операций (MORS) Интервью доктора Стивена Дж. Балута. Исследование военных операций, том. 15, нет. 1 . ДЖСТОР. стр. 75–92. JSTOR   43941218 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
  75. ^ Хайэм, Робин; Парилло, Марк (2013). Влияние авиации на историю: государственное управление, дипломатия и внешняя политика с 1903 года . Университетское издательство Кентукки. п. 227. ИСБН  978-0813140728 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
  76. ^ «Мемориал спасательной миссии Ирана» . www.arlingtoncemetery.mil . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 21 августа 2020 г.
  77. ^ «Иран отмечает годовщину поражения США в пустыне Табас» . Информационное агентство Исламской Республики . Архивировано из оригинала 11 апреля 2018 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
  78. ^ «Иран отмечает годовщину неудавшейся военной операции США» . ru.alalam.ir . 25 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2018 г. . Проверено 11 апреля 2018 г.
  79. ^ «Бог и капитан революции в пустыне Табас» . Комплексный центр современной иранской истории . Институт политических исследований и исследований. Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
  80. ^ «Фотографии: Иран отмечает годовщину неудачной военной операции США в Табасе» . www.payvand.com . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 21 августа 2020 г.
  81. ^ «Авиационная фотография № 1695831: Sikorsky RH-53D Sea Stallion (S-65A) – США – ВМС» . Авиалайнеры.нет . Архивировано из оригинала 6 февраля 2021 года . Проверено 21 августа 2020 г.
  82. ^ «Авиационное фото № 1695609: Sikorsky RH-53D Sea Stallion (S-65A) – США – ВМС» . Авиалайнеры.нет . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 21 августа 2020 г.
  83. ^ «EC-130E 62-1857» . Каролинский музей авиации . Архивировано из оригинала 21 июня 2018 года . Проверено 1 октября 2018 г.
  84. ^ Кроули, Майкл (4 ноября 2013 г.). «Невероятная и абсурдная миссия по спасению иранских заложников, которой никогда не было» . Время . Архивировано из оригинала 10 апреля 2018 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
  85. ^ Джеймс Бэнкрофт. «Попытка спасения заложников в Иране, 24–25 апреля 1980 г.» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 11 ноября 2010 г.
  86. ^ "Милостивый сын" . База данных иранских фильмов (на персидском языке). 2015. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 31 мая 2015 г.
  87. ^ «Хам Аваз-э Туфан» . Музыка Хамеда Замани . 2015. Архивировано из оригинала 27 марта 2015 года . Проверено 31 мая 2015 г.
  88. ^ Desert One , заархивировано из оригинала 10 января 2021 года , получено 21 августа 2020 года.
  89. ^ « Это как никогда актуально» – Маргарет Этвуд о пугающем гении «Большой науки» Лори Андерсон» . Хранитель . 2021. Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кайл, полковник Джеймс Х., ВВС США (в отставке) (1990). Мужество, которое стоит попробовать . Нью-Йорк: Книги Ориона. ISBN  0-517-57714-3 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Ленахан, Род (1998). Искалеченный орел: историческая перспектива специальных операций США 1976–1996 гг . Нарвал Пресс. ISBN  1-886391-22-Х .
  • Олауссон, Ларс, Список продукции Lockheed Hercules на 1954–2005 гг., Сотенас, Швеция, ежегодно, ISBN отсутствует.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 535c9c2b4bb30f34f0e3ecfefafaa4ce__1720721520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/ce/535c9c2b4bb30f34f0e3ecfefafaa4ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Eagle Claw - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)