Jump to content

Тарелки

(Перенаправлено с Неоплатереско )
Новый собор Саламанки (1513-1733) в платереском городе Саламанка , Кастилия и Леон , Испания
Больница католических монархов (1501-1511), в Сантьяго-де-Компостела , Галисия , Испания.

Платереск , что означает «в манере серебряника» ( плата серебро по- испански ), — художественное движение, особенно архитектурное , развитое в Испании и на ее территориях , возникшее между поздней готикой и ранним Возрождением в конце 15 века, и распространился на следующие два столетия. Это модификация готических пространственных концепций и эклектичное сочетание мудехарских , ярких готических и ломбардских декоративных компонентов, а также элементов эпохи Возрождения тосканского происхождения. [ 1 ]

Примерами этого синкретизма являются включение щитов и башен на фасады, колонны, построенные в неоклассической манере эпохи Возрождения, а также фасады, разделенные на три части (в архитектуре эпохи Возрождения они разделены на две). Своего расцвета оно достигло во времена правления Карла V, императора Священной Римской империи . [ 2 ] особенно в Саламанке , но также процветал в других таких городах Пиренейского полуострова , как Леон , Бургос , Сантьяго-де-Компостела , а также на территории Новой Испании , которая сейчас является Мексикой , и в Боготе . [ 1 ] [ 2 ]

Многие ученые до сих пор считают платереско стилем эпохи Возрождения. Для других это собственный стиль, который иногда получает обозначение Проторенессанса . [ 3 ] [ 4 ] Некоторые даже называют его Первым Ренессансом, отказываясь рассматривать его как стиль сам по себе, но отличая его от произведений неиспанского Возрождения. [ 5 ]

Для стиля характерны богато украшенные декоративные фасады, покрытые цветочным орнаментом, люстры, фестоны , фантастические существа и всевозможные конфигурации. [ 2 ] Однако пространственное расположение более явно вдохновлено готикой. Эта фиксация на конкретных частях и их расстоянии без структурных изменений готического образца приводит к тому, что его часто классифицируют как просто вариацию стиля Возрождения. [ 6 ] В Новой Испании платереск приобрел свою собственную конфигурацию, тесно связанную с наследием мудехар и смешавшись с индейскими влияниями . [ 2 ]

В Испании его развитие наиболее заметно в городе Саламанка, хотя примеры можно найти в большинстве регионов страны.

В 19 веке с появлением историзма архитектурный стиль Платереско был возрожден под названием Монтеррейский стиль . [ 7 ]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «Платереско» пришел из ремесла серебряных дел. Диего Ортис де Суньига впервые использовал его, применив к Королевской часовне Севильского собора в 17 веке. [ 1 ] [ 2 ]

Проблемы географического ареала и его рассмотрение как стиля

[ редактировать ]
Платерескский алтарь цистерцианского монастыря Санта-Мария-дель-Сальвадор , в Каньясе , Ла-Риоха , Испания
Платереско-гробница Святого Хуана де Ортеги, рядом с другой гробницей в стиле поздней готики, в монастыре Санта-Доротеа (15 век), в Бургосе , Кастилия и Леон, Испания.

Традиционно Платереско считалось исключительно «испанским» стилем, этот термин также применялся к архитектуре на испанских территориях, принадлежавших испанской короне между 15 и 17 веками. Но к середине 20-го века эта географическая коннотация была поставлена ​​​​под сомнение в соответствии с аргументами нескольких авторов, особенно Камона Аснара (1945) и Розенталя (1958), которые определяли Платереск в общем как единую смесь элементов - готики, мусульманства и ренессанса. Азнар не считает его стилем, правильно обозначаемым как Ренессанс, и Розенталь подчеркивает его связь с некоторыми зданиями в других европейских странах, главным образом во Франции и Португалии, а также в Германии и других странах. [ 3 ] [ 5 ] [ 8 ]

Эта проблема подчеркивает неточность названия «Платереско» и трудности, связанные с его использованием для описания произведений периода путаницы и перехода между стилями, особенно потому, что они характеризуются декоративным изобилием, предполагающим попытку замаскировать неспособность испанских архитекторов разработать новые структурные и пространственные идеи. Было даже высказано предположение, что эту проблему можно было бы решить, определив так называемое Платереско как замену готического декора гротесками, вдохновленными работами итальянца Себастьяно Серлио . [ 9 ]

Однако любой убедительный аргумент должен признать, что платереско или проторенессанс было художественным движением, ответившим на требования правящих классов имперской Испании, которая только что завершила Реконкисту и начала колонизацию Америки. Испанцы начали осознавать свою растущую мощь и богатство и в своем изобилии начали период строительства великих памятников, символизирующих их тем, что сейчас считается национальным достоянием.

Испанское Платереско

[ редактировать ]

Типичные фасады Платереска, как и фасады алтарей , были выполнены так же тщательно, как если бы они были произведениями ювелиров , и украшены так же обильно. Украшение, хотя и имело различное вдохновение, в основном состояло из растительных мотивов, но также имело множество медальонов, геральдических изображений и фигурок животных, среди прочего. Платереск использовал множество материалов: золотые пластины на гербах и крышах, вазы и т. д. Есть свидетельства увеличения количества полихромных работ в конце первой трети XVI века, когда появились геральдические гербы исторического происхождения и длинные балюстрады, чтобы упомяните один вид менее загруженного украшения. [ 10 ]

Распространение декора всех архитектурных поверхностей привело к созданию новых поверхностей и подпространств, которые, в свою очередь, были обильно украшены, например, ниши и эдикулы . [ 11 ]

Итальянские элементы также постепенно развивались в качестве украшения: русты , классические капители , римские арки и особенно гротески. [ 12 ]

Платерескский монастырь Сан-Маркос в Леоне , Кастилия и Леон , Испания , построенный между 1537 и 1715 годами.

Украшение имело определенное значение и не может рассматриваться как просто декоративное; так, в домах военнослужащих возлагались лавры, воинские щиты и рога изобилия. Подобным же образом греческие и римские мифы изображались в других местах как представление абстрактных гуманистических идеалов, так что декоративность стала средством выражения и распространения идеалов Возрождения. [ 11 ]

Платареска реализовала и отдала предпочтение новым пространственным аспектам, поэтому caustrales или лестницы из открытых ящиков. появились [ 13 ] Однако пространственных изменений по отношению к готической традиции было немного.

Американские блюда

[ редактировать ]
Монастырь апостола и евангелиста Сан-Матео (1535-1567) [ 14 ] В Атлатлаукане , Морелос , Мексика , находится готическая церковь в стиле Платереско, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. [ 15 ]

В Америке, особенно в сегодняшней Мексике, различные культуры коренных народов находились на определенных стадиях развития, которые можно считать барокко, когда испанцы принесли с собой стиль Платереско. Это европейское явление симбиотически смешалось с местными традициями, так что чистая готическая архитектура не была построена в Америке, а платереско смешалось с индейскими влияниями, вскоре превратившись в то, что стало называться американским барокко. [ 16 ]

Стиль Платереско следует линии Изабеллины , где декоративные элементы итальянского происхождения сочетаются с традиционными иберийскими элементами, образуя орнаментальные комплексы, накладывающиеся на готические структуры. Мы можем говорить о платереске, который сохраняет готические формы в качестве основы до 1530 года. После этой даты, хотя он продолжал использоваться и орнаменты платереска все еще развивались, он стал частью архитектуры, которая начинала включать в себя идеи эпохи Возрождения. В 1563 году, с началом строительства монастыря Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал , архитектура эпохи Возрождения была очищена благодаря вмешательству Хуана де Эрреры , что положило конец великолепию и распространению платереско на Пиренейском полуострове. [ 3 ] Но в Мексике об этом не забыли, что привело к появлению стиля неоплатереско в 18 веке.

В любом случае платереско, рассматриваемое или не рассматриваемое как стиль, будь то исключительно испанское или, в более широком смысле, европейское, представляет собой переход между стилями готики и ренессанса.

Стиль Изабеллины (15 век)

[ редактировать ]

начала развиваться тенденция к яркому украшению В 15 веке в Короне Кастилии из фламандской , исламской и кастильской архитектуры, которая получила название Изабеллинской готики , поскольку большая часть строительства была выполнена по приказу Изабеллы I Кастильской . Эти орнаменты прогрессивной сложности не влияли на внутреннюю структуру зданий.

Нечто подобное произошло в тот же период в Португалии, что привело к появлению так называемого стиля мануэлино .

Платереско-готика (конец 15 века – 1530 г.)

[ редактировать ]
Фасад мэрии Севильи , построенной в 15 веке, является одним из первых зданий в стиле платереско, построенных в Испании. В Севилье , Андалусия , Испания.

В конце 15 века в Испании началось движение по маскировке готических зданий с помощью витиеватого декора, особенно гротесков, но поверхностное применение этого принципа не изменило пространственных качеств или архитектурной структуры этих зданий. Этот процесс начался, когда эпоха Возрождения пришла в Испанию , и архитекторы начали копировать архитектурные особенности эпохи Возрождения, не понимая стоящих за ними новых идей, то есть не отпуская средневековых форм и идей.

Многие из зданий в стиле Платереско уже были построены, к которым были добавлены лишь слои ренессансного орнамента, особенно вокруг проемов (окна и двери), и вообще все неархитектурные элементы, за некоторыми исключениями. [ 11 ]

Хотя название «Платереско» обычно применяется к наложению новых элементов Возрождения на формы, регулируемые средневековыми принципами архитектуры, эта тенденция также наблюдается в испанской живописи и скульптуре того времени. [ 13 ]

Платереско-ренессанс (1530–1560).

[ редактировать ]
Паласио-де-Монтеррей (1539–1559), Саламанка , Кастилия и Леон, Испания, это было здание, которым очень восхищались и которому подражали в девятнадцатом веке в Испании, что положило начало так называемому монтеррейскому или неоплатерескскому стилю.

Это период, когда Возрождение утвердилось на Пиренейском полуострове , хотя оно еще не достигло там своего пика. Это событие произошло с внесением поправок Хуаном де Эррерой и Филиппом II Испанским в проект монастыря Эль-Эскориал , строительство которого началось в 1563 году.

К этому времени декор, хотя и еще обильный, полностью соответствует итальянским параметрам и применяется к зданиям, спроектированным в соответствии с логикой идей Возрождения.

Возрождение в Испании: стиль Монтеррея XIX и XX веков или неоплатереск

[ редактировать ]
Паласио де Корреос (род. 1902–1907) в Мехико , Мексика, является важным примером неоплатереска в Америке.

Стиль Монтеррей или неоплатереск [ es ] возник в 19 веке. Он был назван в честь Паласио-де-Монтеррей в Саламанке , здания в стиле платереско, построенного в 1539 году. Вызвавший широкое восхищение среди архитекторов 19-го века, он широко имитировался по всей Испании, а новые имитации породили новый исторический стиль - неоплатереск. [ 17 ]

Этот стиль просуществовал до начала 20 века, проявляясь в национальных и региональных «возрождениях». Он широко распространился, и, хотя он не был принят в критических кругах академических кругов, некоторые примеры можно найти на Гран-Виа в Мадриде . [ 18 ] [ 19 ]

В Мексике также появилась новая версия платереска, которая распространилась на юго-запад США, начиная с первой половины 18 века. [ 20 ] Этот неоплатереск не следует путать с стилем Испании конца 19 и начала 20 веков, так называемым стилем Монтеррея.

Платереско архитекторы и художники

[ редактировать ]
Платерескский монастырь Сан-Эстебан (1524-1610) в Саламанке , Кастилия и Леон, Испания

Здания в стиле платереско, архитектурные элементы и другие произведения

[ редактировать ]
Колониальный стиль Платереско Colegio Mayor de San Bartolomé , построенный между 1604-1622 годами в Боготе , Колумбия.

Возрождение Платереска

[ редактировать ]

В архитектурном стиле испанского колониального возрождения столетия спустя он отличался от более раннего и более простого стиля Возрождения Миссии с дополнительной изысканностью деталей в стиле Платереско и Чурригереско . Бертрам Гудхью и Карлтон Уинслоу- старший изучали испанские колониальные структуры в Мексике, прежде чем спроектировать Панамско-Калифорнийскую выставку 1915 года в Сан-Диего, Калифорния , которая представила этот стиль Соединенным Штатам и последующую широкую популярность. В Мексике есть и другие примеры, такие как Паласио-де-Корреос-де-Мексико . На Кубе есть Центральный железнодорожный вокзал Гаваны , а в Гватемале Национальный дворец культуры .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Бозал, Валериано; История искусства в Испании: от истоков до Просвещения , стр. 157, 165. Эд Акал (1978). ISBN   978-84-7090-025-9 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Арельяно, Фернандо; Латиноамериканское искусство , стр. 13–14. Эд. Католический университет Андреса (1988). ISBN   978-980-244-017-7 .
  3. ^ Jump up to: а б с Арии Коссио, Анна Мария; Искусство испанского Возрождения , стр. 107-1. 90–91. Эд. Встреча (2009). ISBN   978-84-7490-909-8 .
  4. ^ Мариас, Фернандо; XVI век: готика и ренессанс , с. 24. Ред. Силекс Эдицион (2002). ISBN   978-84-7737-037-6 .
  5. ^ Jump up to: а б Алонсо Руис, Бегонья; Поздняя готическая архитектура в Кастилии: Разины , с. 23. Ред. Университет Кантабрии (2003 г.). ISBN   978-84-8102-304-6 .
  6. ^ Бендала Галан, Мануэль; Руководство по испанскому искусству , с. 416. Изд. Silex Ediciones (2003). ISBN   978-84-7737-099-4 .
  7. ^ Бендала 2003, с. 739
  8. ^ Ньето Алькаиде, Виктор Мануэль; Моралес, Альфредо Хосе; Чека Кремадес, Фернандо; Архитектура эпохи Возрождения в Испании, 1488–1599 гг. , с. 60. Катедра (1989). ISBN   978-84-376-0830-3 .
  9. ^ Jump up to: а б Бассегода Нонелл, Хуан; История архитектуры , с. 224
  10. ^ Кесада Марко, Себастьян; Словарь испанской культуры и цивилизации , с. 64. Ред. Акал (1997). ISBN   978-84-7090-305-2 .
  11. ^ Jump up to: а б с Авила, Ана; Изображения и символы в испанской живописной архитектуре (1470–1560) , стр. 80–83. Эд. Антропос (1993). ISBN   978-84-7658-417-0 .
  12. ^ Аморос, Эндрю и официант, Мануэль; Аннотированная антология испанской литературы: история и тексты: 16 век , с. 183. Ред. Касталия (2006). ISBN   978-84-9740-125-8 .
  13. ^ Jump up to: а б Мариас, Фернандо; 17 век: готика и ренессанс , с. 163. Изд. Silex Ediciones (1992). ISBN   978-84-7737-037-6 .
  14. ^ «Из августинского монастыря » rosademaria.wordpress.com
  15. ^ «Самые ранние монастыри XVI века на склонах Попокатепетля» . Сайт Центра всемирного наследия .
  16. ^ Карпентье, Алехо ; Маркес Родригес, Алексис; и Гарсиа Карранса, Арасели; Восстановленные шаги: Очерки теории и литературной критики , с. 37. Библиотечный фонд Аякучо (2003). ISBN   978-980-276-354-2 .
  17. ^ «Три великих дворца среди неисчислимого наследия Дома Альбы» . Антенна 3 . Ноябрь 1939 года.
  18. ^ Наваскуэс Паласио, Педро и Алонсо Перейра, Хосе Рамон; Гран Виа в Мадриде . Эд. Энкуэнтро (2002). ISBN   978-84-7490-667-7 .
  19. ^ Сан-Антонио Гомес, Карлос; Мадрид, 98: архитектура кризиса. 1874–1918 , с. 132. Ред. Сообщество Мадрида, Министерство образования и культуры (1998 год). ISBN   978-84-451-1485-8 .
  20. ^ Суно Эрнандес, Хосе Гуадалупе; История искусств Мексиканской революции , вып. 2, с. 41. Ред. Национальный институт исторических исследований мексиканской революции (1967).
  21. ^ Фернандо Чуэка Гойтиа; Искусство Испании: Архитектура 16 века . Эд. За гранью (1953).
  22. ^ Камон Аснар, Хосе; Платереско-архитектура . Институт Диего Веласкеса (1945).
  23. ^ Jump up to: а б с Агуадо Блейе, Педро, и Алькасар Молина, Каэтано; Руководство по истории Испании: христианские монархи. Дом Габсбургов (1474–1700) , с. 1064. Эспаса-Кальпе (1963).
  24. ^ Солдевила, Ферран; История Испании, том. 3 . Эд. Ариэль (1999).
  25. ^ Ривас Кармона, Иисус; Ретрохор испанских соборов: исследование архитектурной типологии , с. 93. Ред. Отредактировано (1994). ISBN   978-84-7684-572-1 .
  26. ^ Бозал, Валериано; История искусства в Испании. От Гойи до наших дней , с. 67. Ред. Акал (1991). ISBN   978-84-7090-027-3 .
  27. ^ Верная, Мэри Джозеф; Архитектура и национализм: Испанские павильоны на универсальных выставках XIX века , гл. 6. Ред. Университет Малаги и Колледж архитекторов (1987).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2004f0e8b1c5c6903b1359a010d6dd34__1720255860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/34/2004f0e8b1c5c6903b1359a010d6dd34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Plateresque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)