Изабеллина (архитектурный стиль)
Изабеллинский кастильской стиль, также называемый Изабеллинской готикой ( испанский : Gótico Isabelino ), или поздней готикой , был доминирующим архитектурным стилем Короны Кастилии во время правления католических монархов , королевы Изабеллы I Кастильской и короля Фердинанда II Арагонского. в конце 15-начале 16 века. Француз Эмиль Берто назвал этот стиль в честь королевы Изабеллы. [ 1 ] [ 2 ]
Он представляет собой переход между архитектурой поздней готики и раннего Возрождения с оригинальными чертами и декоративным влиянием кастильской традиции, фламандской , мудехарской и , в гораздо меньшей степени, итальянской архитектуры . Рассмотрение или нерассмотрение Изабеллины как стиля готики или Ренессанса, или как эклектического стиля, или как этапа в рамках более широкого родового платереска - это вопрос, обсуждаемый историками искусства и не решенный. [ 3 ]
Обзор
[ редактировать ]Стиль Изабеллины представил несколько структурных элементов кастильской традиции и типичные яркие формы Фландрии, а также некоторые орнаменты под влиянием мудехар . Многие из зданий, построенных в этом стиле, были построены по заказу католических монархов или каким-то образом спонсировались ими. Похожий стиль под названием мануэлино развивался одновременно в Португалии . Наиболее очевидной характеристикой Изабеллины является преобладание геральдических и эпиграфических мотивов, особенно символов ярма , стрел и граната, которые относятся к католическим монархам. Для этого периода также характерен орнамент с использованием бисерных мотивов сфер, выполненных в гипсе или вырезанных в камне.
После того, как католические монархи завершили Реконкисту в 1492 году и начали колонизацию Америки, имперская Испания начала осознавать свою растущую мощь и богатство и в своем изобилии начала период строительства великих памятников, символизирующих их. Многие из этих памятников были построены по приказу королевы; таким образом, Изабеллина Готика проявила желание испанских правящих классов продемонстрировать свою власть и богатство. Это изобилие нашло параллельное выражение в чрезвычайном изобилии украшений, которое было названо Платереско .
Ссылки на классическую древность в архитектуре Испании были более литературными, тогда как в Италии преобладание зданий римской эпохи придало слову «готика» значение, адаптированное к вкусу итальянского классицизма. Пока Ренессанс не утвердился на Пиренейском полуострове, переход от «современного» к «римскому» в испанской архитектуре едва начался. Эти термины применялись в значении, отличном от того, что можно было ожидать: «Модерн», изначально испанский стиль, относился к готике и ее рациональной эффективности. [ 4 ] в то время как «римский» был неоклассическим или эмоциональным и чувственным стилем итальянской архитектуры эпохи Возрождения .
Независимо от пространственных характеристик интерьеров, в готических зданиях использовались проверенные конструктивные системы. Готический стиль на Пиренейском полуострове претерпел ряд изменений под влиянием местных традиций, в том числе окон гораздо меньшего размера, что позволило строить крыши со значительно меньшим уклоном. Это позволило создать поистине оригинальный стиль, но при этом более эффективную конструкцию. Испанские архитекторы, привыкшие к своим готическим структурным условностям, с некоторым презрением смотрели на видимые металлические распорки, которые итальянские архитекторы были вынуждены ставить на арки своих зданий, чтобы противостоять горизонтальному давлению, в то время как их собственные готические методы строительства позволили избежать этой проблемы.
Развитие классической архитектуры на Пиренейском полуострове, как и везде, застопорилось на протяжении веков строительства зданий в готической традиции, а неоклассическое движение итальянского Возрождения опоздало туда. Уникальный стиль с современными элементами развился из готического наследия Испании. Возможно, лучшим примером этого синкретического стиля является монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо; Разработанный архитектором Хуаном Гуасом , его готические идеалы выражены больше в конструкции, чем в дизайне внутреннего пространства, поскольку связь с оригинальными методами французского готического строительства с течением времени отступила.
В стиле Изабеллины декоративные элементы итальянского происхождения сочетались с иберийскими традиционными элементами, образуя орнаментальные комплексы, перекрывавшие конструкции, сохраняя при этом многие готические элементы, такие как вершины и остроконечные арки . Зодчие Изабеллины ухватились за готическое решение проблемы, как распределить весовую нагрузку сводов, давящих на столбы (а не на стены, как в романском или итальянском стиле Возрождения): то есть подпирая их аркбутанами . После 1530 года, хотя стиль Изабеллины продолжал использоваться, а его декоративные украшения все еще развивались, испанская архитектура начала включать в себя идеи формы и структуры эпохи Возрождения.
Главные архитекторы
[ редактировать ]- Хуан Гуас
- Эгас Куеман
- Энрике Эгас
- Симон Кельнский
Список известных структур Изабеллины
[ редактировать ]- Монастырская церковь Сан-Пабло в Вальядолиде
- Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо
- часовня Гранады Королевская
- Церковь Санта-Мария-ла-Реаль в Аранда-де-Дуэро
- Школа Сан-Грегорио в Вальядолиде
- Монастырь Санто-Томас в Авиле
- Чартерный дом Мирафлорес в Бургосе
- Дворец Инфантадо в Гвадалахаре
- Фасад Паласио де Хабалькинто в Баэсе
- Монастырь Сан-Херонимо-эль-Реаль в Мадриде
- Несуществующее аббатство Санта-Энграсия Сарагоса.
- Casa del Cordon в Санто-Доминго , Доминиканская Республика.
-
Вид на монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо.
-
Фасад церкви Санта-Мария-ла-Реаль в Аранда-де-Дуэро
-
Дворец Инфантадо в Гвадалахаре, Испания.
-
Двор львов в Гвадалахаре, Испания.
-
Монастырь по проекту Хуана Гуаса в Сеговии
-
Церковь Саграрио в Малаге
-
Деталь внешнего убранства Изабеллины в часовне констебля собора Бургоса .
-
Чартерхаус Мирафлорес в Бургосе.
-
Святой Иероним Реал в Мадриде
-
Внутренний двор Patio Grande Коллегио де Сан Грегорио в Вальядолиде
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Анни Клула (1980). «Происхождение и эволюция термина «Платереско» ». Смеси Дома Веласкеса . Полет. 16. Мадрид: Дом Веласкеса. п. 159. ИСБН 978-84-600-2213-8 .
- ^ Марсель Дюрлиа (1966). Испанская архитектура . Приват-Дидье. п. 203.
- ^ Шестая пещера, Вирджиния (2007). «Серебряный вопрос» . ARTEHISTORIA - Испанское искусство Архивировано из оригинала 1 марта . Получено 6 июня.
- ^ Марото, Дж. История искусства , Казальс, ISBN 978-84-218-4021-4 , стр. 195, цитируя, среди прочего, Диего де Сагредо Лас Медидас дель Романо , 1526.
- ^ Хосе Энрике Дельмонте (2006). Санто-Доминго, архитектурный гид . Испания: Национальный совет по городским делам, Эрвина Уолтера Палма Фонд , Региональное правительство Андалусии .
- ^ Карменчу Брусилофф. «Каса дель Кордон, свидетель выплат Дрейку» . Listín Diario Газета .
- ^ «Дом Кордона» . Одинокая планета .
- Чуэка Гойтиа, Фернандо: История испанской архитектуры , два тома. Провинциальный совет Авилы, 2001 г. ISBN 84-923918-7-1