Прекрасная принцесса
Прекрасная принцесса | |
---|---|
Русский : Прекрасная принцесса | |
![]() | |
Художник | Неуверенно. Спорная атрибуция Леонардо да Винчи |
Год | 1495-6 [ А ] |
Тип | Труа мелки (черный, красный и белый мел), подчеркнутые пером и тушью на пергаменте , наложенные на дубовую панель. |
Предмет | Бьянка Сфорца [ Б ] |
Размеры | 33 см × 23,9 см (13 × 9,4 дюйма) |
Состояние | Восстановлен |
Владелец | Частная коллекция |
La Bella Principessa (англ. «Прекрасная принцесса»), также известная как «Портрет Бьянки Сфорца», «Молодая девушка в профиль в платье эпохи Возрождения» и «Портрет юной невесты» , представляет собой портрет выполненный цветными мелками и тушью на пергаменте молодой девушки, . дама в модном костюме и прическе миланки 1490 -х годов. [ 1 ] Некоторые ученые приписывают его Леонардо да Винчи, но авторство и подлинность произведения оспариваются. [ 2 ] Сторонники теории, что это был Леонардо, предполагают, что Бьянка Мария Сфорца - это женщина, изображенная на рисунке.
Некоторые из тех, кто не согласен с приписыванием Леонардо, полагают, что портрет написан немецким художником начала 19-го века, имитирующим стиль итальянского Возрождения , хотя радиоуглеродные исследования показывают гораздо более раннюю дату пергамента. Его также признали подделкой. Возраст свинцовых белил составляет не менее 225 лет. Работа была продана в 1998 году за чуть менее 22 000 долларов на аукционе и была куплена ее нынешним владельцем Питером Сильверманом в 2007 году. Он отстаивал приписывание Леонардо, подкрепленное анализом ученых Мартина Кемпа и Паскаля Котте.
Рисунок был показан как Леонардо на выставке в Швеции в 2010 году, и, согласно различным газетным сообщениям, его стоимость составила более 160 миллионов долларов. « Белла Принцесса» остается запертой в хранилище в секретном месте в Швейцарии. [ 3 ]
По словам Кемпа и Котте, лист был вырезан из миланской пергаментной книги « Ла Сфорциада » в Варшаве , посвященной свадьбе в 1496 году Галеаццо Сансеверино с Бьянкой, внебрачной дочерью Людовико Сфорца , работодателя Леонардо. [ 4 ] Впоследствии он выставлялся в Урбино, Монце и Нанкине; и издано факсимильное издание портрета и книги в Варшаве. [ 5 ]
Описание
[ редактировать ]Портрет представляет собой рисунок в смешанной технике, выполненный пером, коричневыми тушью, красным, черным и белым мелом на пергаменте, размером 33 на 23,9 сантиметра (10 на 9 дюймов). [ 6 ] который был положен на дубовую доску. [ 7 ]
Имеются следы реставрации при нанесении тонкой краски кистью. Три отверстия для стежков на левом краю пергамента указывают на то, что лист когда-то находился в переплетенном томе. [ 7 ]
На нем изображена девушка раннего подросткового возраста, изображенная в профиль - обычный способ, которым итальянские художники 15 века изображали женщин. Платье и прическа девушки указывают на то, что она была членом миланского двора в 1490-х годах. [ 1 ] Если это действительно произведение эпохи Возрождения, по мнению Кемпа и Котта, оно было бы выполнено в 1490-х годах. [ 1 ] Если речь идет о Бьянке Сфорца, это датируется 1496 годом, годом ее замужества и смерти.
Отражая тему итальянской женщины высокого дворянства, Кемп назвал портрет La Bella Principessa , хотя и признавал, что дамы Сфорца не были принцессами . [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Если рисунок изначально является иллюстрацией Леонардо к современной варшавской копии «Сфорциады » , его история такая же, как и у книги, пока рисунок не был вырезан из тома. [ 8 ] Известно, что книга была переиздана на рубеже XVIII и XIX веков. [ 9 ] [ 10 ]
Современный провенанс рисунка известен только с 1955 года и документирован только с 1998 года. [ 11 ] Согласно иску, поданному Жанной Марчиг против Christie's после того, как рисунок был присвоен Леонардо, рисунок принадлежал ее мужу Джаннино Марчиг, реставратору, когда они поженились в 1955 году. Жанна Марчиг стала владелицей рисунка в 1983 году после смерть ее мужа. [ 12 ]
Работа была выставлена на продажу на аукционе Christie's в Нью-Йорке 30 января 1998 года, внесена в каталог как « Молодая девушка в профиль в платье эпохи Возрождения » и описана как «Немецкая школа, начало 19 века». [ 11 ] Продавцом была Жанна Марчиг. [ 7 ] Он был продан за 21 850 долларов (включая премию покупателя). [ 11 ] арт-дилеру из Нью-Йорка [ 7 ] который продал его за аналогичную сумму в 2007 году. [ 2 ]
В 2007 году арт-дилер Питер Сильверман приобрел портрет в галерее на Восточной 73-й улице, принадлежащей Кейт Ганц. Питер Сильверман полагал, что портрет, возможно, принадлежал более древнему периоду, потенциально относящемуся к периоду Возрождения, и запросил мнение экспертов, которые с тех пор приписали его Леонардо да Винчи . В 2010 году один из этих экспертов, Мартин Кемп , сделал это предметом своей книги, написанной в соавторстве с Паскалем Котте, « Прекрасная принцесса: история нового шедевра Леонардо да Винчи» . [ 7 ] Сейчас это переработано в «Прекрасной принцессе» Кемпа и Котта Леонардо да Винчи. Портрет Бьянки Сфорца , Флоренция, 2012 год.
Рисунок был показан как Леонардо на выставке 2010 года под названием «И был свет» в Эриксберге, Гетеборге , в Швеции. [ 13 ] и, согласно различным газетным сообщениям, его стоимость составила более 160 миллионов долларов. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Сильверман пропагандировал связь с Леонардо в своей книге 2012 года « Пропавшая принцесса Леонардо: попытки одного человека установить подлинность неизвестного портрета Леонардо да Винчи» и отклонил предложение за портрет стоимостью 80 миллионов долларов . [ нужна ссылка ]
Спор об отпечатках пальцев
[ редактировать ]Паскаль Котт из Lumière Technology в Париже выполнил мультиспектральное цифровое сканирование работы. [ 20 ] Изображения с высоким разрешением были использованы Питером Полем Биро , судмедэкспертом- искусствоведом, изучавшим отпечатки пальцев на пергаменте, которые, по его словам, были «очень сравнимы» с отпечатками пальцев на незаконченной картине Леонардо « Святой Иероним в пустыне» . [ 21 ] [ 22 ] В 2010 году Дэвид Гранн опубликовал статью о рисунке в The New Yorker , в которой говорилось, что Биро был причастен к поддельным картинам, приписываемым Джексону Поллоку. [ 23 ]
Впоследствии Биро подал в суд на писателя и издателя New Yorker Advance Media за клевету в 2011 году. Судья по делу Дж. Пол Откен постановил, что статья содержит восемь случаев, которые могут иметь клеветническое значение. В конце концов он закрыл дело по формальным причинам, утверждая, что Биро был общественным деятелем ограниченного назначения. Апелляционный суд поддержал первоначальное решение. Статья New Yorker была переиздана в 2018 году, и Биро снова подал в суд на New Yorker за переиздание потенциально дискредитирующей статьи. Дело находится в суде, ожидается вынесение решения. Биро — аналитик, а не «аутентификатор». Он продолжает заниматься арт-аналитикой, как и последние 40 лет. [ нужна ссылка ]
Доказательства отпечатков пальцев не цитируются ни в исправленном итальянском издании книги Кемпа и Котта, ни в каких-либо последующих публикациях Кемпа. [ 24 ] [ нужен неосновной источник ] История исследования и атрибуции рассказана в книге Кемпа « Жизнь с Леонардо» . [ 25 ] [ 23 ]
Поддержка атрибуции Леонардо
[ редактировать ]

Первое исследование рисунка опубликовала Кристина Геддо. [ 26 ] Геддо приписывает эту работу Леонардо, основываясь не только на стилистических соображениях, чрезвычайно высоком качестве и левой штриховке , но и на свидетельстве сочетания черного, белого и красного мелков ( техника «тройных мелков »). Леонардо был первым художником в Италии, который использовал пастель, технику рисования, которой он научился у французского художника Жана Перреаля , с которым он познакомился в Милане в 1494 и/или 1499 году. Леонардо признает свой долг Перреалю в Атлантическом кодексе . Геддо также отмечает, что в тот же период в моде была «коаззона» прически натурщицы. Сильную поддержку этой атрибуции оказала Элизабетта Гнинера, историк костюма, в ее книге « La Bella Svelata» , в которой изучается широкий спектр сравнительных костюмов и причесок.
Мнения экспертов
[ редактировать ]Ряд экспертов по Леонардо и историков искусства согласились с приписыванием Леонардо, в том числе:
- Мартин Кемп, заслуженный профессор истории искусства Оксфордского университета , [ 1 ]
- Карло Педретти , почетный профессор истории искусств и заведующий кафедрой исследований Леонардо Арманда Хаммера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. [ 27 ]
- Николас Тернер, бывший куратор Британского музея и музея Дж. Пола Гетти [ 6 ]
- Алессандро Веццози, директор Идеального музея Леонардо да Винчи в Винчи , Италия [ 28 ]
- Кристина Геддо, эксперт по миланским леонардескам и Джампетрино , [ 29 ]
- Мина Грегори, почетный профессор университета Флорентийского . [ 2 ] [ 29 ] [ 30 ]
Анализ
[ редактировать ]В 2010 году, после двухлетнего исследования картины, Кемп опубликовал свои выводы и выводы в книге La Bella Principessa: The Story of the New Masterpiece Леонардо да Винчи . [ 1 ] Кемп описывает работу как «портрет молодой женщины на пороге зрелости, [на котором] она изображена в модном костюме и прическе миланской придворной дамы 1490-х годов». Методом исключения с участием внутренней группы молодых женщин Сфорца Кемп предположил, что она, вероятно, Бьянка Сфорца, внебрачная (но позже узаконенная) дочь Людовико Сфорца («Иль Моро»), герцога Миланского. В 1496 году, когда Бьянке было не более 14 лет, она вышла замуж за Галеаццо Сансеверино, капитана миланских войск герцога и покровителя Леонардо. Бьянка умерла через несколько месяцев после замужества из-за болезни желудка (возможно, внематочной беременности ). Кемп отметил, что миланским дамам часто посвящались тома стихов на пергаменте , и что такой портрет «любимой дамы» мог бы стать подходящим титульным листом или основной иллюстрацией для сборника стихов, написанных по случаю ее замужества. или смерть. [ 1 ]
Физические и научные данные, полученные в результате мультиспектрального анализа и изучения картины, как описано Кемпом в первом издании его книги с Коттом, [ 1 ] можно резюмировать следующим образом:
- Техника портрета — черный, красный и белый мелки ( Trois Crayons , французский медиум), перо и тушь.
- Рисунок и штриховка были полностью выполнены художником-левшой, каким, как известно, был Леонардо, хотя реставрации выполнял правша.
- Есть значительные покаяния .
- Портрет характеризуется особенно тонкими деталями, такими как рельеф уха , намекаемый под волосами, и янтарь радужной оболочки натурщицы.
- Существуют сильные стилистические параллели с виндзорским серебряным рисунком « Женщина в профиль» , который, как и другие эскизы головы Леонардо, имеет сравнимые с профилем изящные пентименты.
- Члены семьи Сфорца всегда изображались в профиль, а любовницы Людовико — нет.
- Пропорции головы и лица отражают правила, которые Леонардо сформулировал в своих тетрадях.
- Орнамент переплетения или узлов на костюме и сорочке соответствует узорам, которые Леонардо исследовал в других работах и в дизайне логотипов своей Академии .
- Портрет был выполнен на пергаменте, который он использовал в иллюстрациях к «Божественной пропорции» Луки Пачоли (1498). Из его сочинений мы знаем, что его интересовала французская техника сухой окраски на пергаменте (пергаменте). Он особо отметил, что ему следует расспросить французского художника Жана Перреаля, который был в Милане в 1494 году и, возможно, в других случаях, о методе рисования сухими мелками.
- Формат пергаментной подложки представляет собой прямоугольник √ 2 , формат, используемый для нескольких его портретов.
- Лист пергамента был вырезан из кодекса , вероятно, сборника стихов, посвященных важным событиям в жизни женщин Сфорца.
- На пергаменте имеется отпечаток ладони, нанесенный мелом на шее натурщика, что характерно для техники Леонардо.
- Зеленый цвет костюма натурщицы был получен путем простого распыления черного мела поверх желтоватого тона пергаментной подложки. (Кемп впоследствии выразил сомнения по поводу этих доказательств.)
- Нюансы телесных оттенков также были достигнуты за счет использования тона пергамента и его просвечивания сквозь прозрачные материалы.
- имеется примечательное сходство Между этой работой и портретом Чечилии Галлерани , включая обработку глаз, моделирование телесных тонов с помощью ладони, сложность узоров узловатого орнамента и обработку контуров.
- Теперь уже несколько бледная первоначальная штриховка пером и тушью была ретуширована тушью в более поздней реставрации, которая гораздо менее плавна, точна и ритмична.
- В разные годы происходили некоторые ретуши, наиболее обширные в костюме и головном уборе, но реставрация не затронула в значительной степени выражение и физиономию лица и не повлияла серьезно на общее впечатление от портрета. [ 1 ]
Варшавская копия Сфорциады
[ редактировать ]Кемп и Паскаль Котте сообщили, что имеются доказательства того, что рисунок когда-то был частью копии Сфорциады в библиотеке Польши в Варшаве Национальной В 2011 году, после публикации первого издания своей книги , . [ 31 ] Это печатная книга с иллюминированными вручную дополнениями, содержащая длинное пропагандистское стихотворение, восхваляющее отца Людовико Сфорца, который был покровителем Леонардо, и рассказывающее о его карьере. Варшавский экземпляр, напечатанный на пергаменте с дополнительным освещением, был подарен Галеаццо Сансеверино, военачальнику Людовико Сфорца, во время его свадьбы с Бьянкой Сфорца в 1496 году. [ 4 ] Кемп и Котт определили, где в этом томе не хватало двух листов, из которых, по их мнению, был вырезан рисунок. Кемп и Котт говорят, что, хотя «размеры и точное расположение отверстий на портрете не могут быть определены с точностью», три отверстия в левой части рисунка можно совместить с тремя из пяти отверстий для стежков на портрете. листы в книге. [ 7 ] [ 32 ] [ 33 ]
По мнению Кемпа и Котте, ассоциация со Сфорциадой предполагает, что рисунок представляет собой портрет Бьянки Сфорца, дочери Людовико Сфорца и его любовницы Бернардины де Коррадис. На момент портрета ей было около тринадцати лет. Леонардо написал еще три портрета, связанных с семьей или двором Людовико Сфорца.
Польский ученый Богдан Городиский в 1954-1956 годах пришел к выводу, что варшавская иллюминация относится как к умершим герцогам Галеаццо Марии и Джан Галеаццо, так и к династическому падению после узурпации Людовико иль Моро. Репродукция неопубликованной геральдической фигуры, приписываемой Антонио Грифо, иллюминированной в инкунабулуме «Комедии» Данте (Кремонезе, Венеция, 1491 г.), ныне находящейся в Каса ди Данте в Риме, показывает оригинальный герб и знаки отличия семьи Галеаццо Сансеверино. , и сравнение с освещенными Бираго не соответствующее. Развивая эту гипотезу, Карла Глори предполагает, что Катерина Сфорца, дочь Галеаццо Марии и сводная сестра Джана Галеаццо, была владелицей Варшавской Сфорциады и передала ее семье своего умершего сводного брата между 1496 и 1499 годами. [ 34 ] Идеи Городиского были недавно возрождены Катажиной Кшизагурской-Писарек в ее « Прекрасной принцессе . Аргументы против приписывания Леонардо», Artibus et Historiae , XXXVI, 215, стр. 107-1. 61–89. Писарек является членом организации Artwatch UK, которая выступила с полемическими обвинениями в адрес Кемпа.
Оппозиция приписыванию Леонардо
[ редактировать ]В статье New Yorker обсуждались тревожные обстоятельства, при которых Кемп приписал эту работу Леонардо. Но помимо этого, веские доказательства противоречат гипотезе подлинности, и приписывание Леонардо было оспорено рядом ученых, проявивших интерес. [ 2 ] [ 30 ] [ 35 ] Среди причин для сомнений в его авторстве - отсутствие происхождения до 20-го века, что необычно, учитывая известность Леонардо, начиная с его собственной жизни, а также известность семьи предполагаемого субъекта. [ 35 ] – и тот факт, что это было на пергаменте. Лишь однажды Леонардо использовал пергамент, старые листы которого легко приобретаются фальсификаторами. [ 2 ] Исследователь Леонардо Пьетро К. Марани преуменьшает значение рисунка, сделанного художником-левшой, отмечая, что подражатели работ Леонардо подражали этой характеристике в прошлом. [ 35 ] Марани также беспокоит использование пергамента, «монотонные» детали, использование цветных пигментов в определенных областях, твердость на ощупь и отсутствие кракелюра . [ 35 ] Директор музея, пожелавший остаться анонимным, считает, что рисунок является «вопиющей подделкой ХХ века», и считает повреждения и ремонт рисунка подозрительными. [ 35 ] Работу не просили включить в выставку 2011–2012 годов в Национальной галерее в Лондоне, которая конкретно освещала период пребывания Леонардо в Милане; Николас Пенни , директор Национальной галереи , просто сказал: «Мы не просили его одолжить». [ 35 ]
Карло Педретти, один из ученых, приписывающих эту работу Леонардо, ранее допустил ошибку, приписывая ему картину двадцатого века. [ 36 ]
Клаус Альбрехт Шредер , директор Альбертины в Вене , сказал: «Никто не уверен, что это Леонардо», а Дэвид Эксерджян, исследователь итальянских рисунков XVI века, написал, что он подозревает, что эта работа является «подделкой». [ 2 ] Ни Кармен Бамбах из Метрополитен-музея , одна из главных исследователей рисунков Леонардо, ни Эверетт Фэхи, ее коллега из Метрополитен, не признают приписывания Леонардо. [ 2 ] [ 35 ] [ 33 ]
Несколько судебно-медицинских экспертов по отпечаткам пальцев не приняли во внимание выводы Биро, посчитав частичный отпечаток пальца, взятый с рисунка, слишком плохо детализированным, чтобы служить убедительным доказательством. [ 2 ] Описание Биро отпечатка как «в высшей степени сопоставимого» с известным отпечатком пальца Леонардо также было не оценено экспертами по отпечаткам пальцев как слишком расплывчатая оценка для установления авторства. [ 2 ] Когда его спросили, не ошибся ли он, предположив, что отпечаток пальца принадлежал Леонардо, Биро ответил: «Возможно. Да». [ 2 ] В более поздних публикациях Кемпа не используются отпечатки пальцев в подтверждение атрибуции.
Отмечая отсутствие упоминания об особом мнении в публикации Кемпа, Ричард Дормент, бывший муж Ганца, написал в « Телеграф» : «Хотя его книга претендует на звание научного труда, в ней нет ни одного сбалансированного анализа, которого можно было бы ожидать от такой книги. известный историк. Для La Bella Principessa , как он назвал девушку в кабинете, это не история искусства – это пропаганда». [ 35 ]
Фред Р. Клайн , независимый историк искусства и автор книги « Святое дитя Леонардо — открытие шедевра Леонардо да Винчи: поиск знатоком утраченного искусства в Америке» , известен своим открытием «модельного рисунка Леонардо» Младенца Иисуса ( которое еще не было принято учеными Леонардо), а также за ряд важных открытий утраченного искусства, сделанных Братством Назарянина , [ 37 ] группа немецких художников, работавших в Риме в начале 19 века, возродивших стили и сюжеты итальянского Возрождения. [ 37 ] одного из назареев, Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (1794–1872). Клайн предложил в качестве автора рисунка [ 38 ] В качестве доказательства Клайн указывает на рисунок Шнорра на пергаменте « Полуобнаженная женщина » из коллекции Кунстхалле Мангейма в Германии. [ 39 ] который, как он предполагает, изображает ту же модель, хотя и более старую, как в « La Bella Principessa».
сравнительное тестирование материалов пергаментных опор Мангейма Шнорра и La Bella Principessa Ожидалось, что будет проведено в рамках иска федерального суда Нью-Йорка «Марчиг против Christie's» , поданного в мае 2010 года первоначальным владельцем La Bella Principessa , который обвинил Christie's в нарушении правил. фидуциарных обязанностей , небрежного введения в заблуждение и других претензий. Однако суд отклонил иск на том основании, что иски были предъявлены слишком поздно ( Исковая давность и Laches ), и, таким образом, существо иска так и не было рассмотрено. Решение районного суда было оставлено в силе в апелляционной инстанции. [ 40 ]
Разногласия с атрибуцией Леонардо возникли еще до обнаружения недостающей страницы в варшавской книге Сфорциады. Никакая альтернативная атрибуция не была принята Кемпом или его исследовательской группой. Клайн утверждает, что не было проведено сравнительного научного анализа рассматриваемых пергаментных подложек: варшавской книги Сфорциады, Мангеймского Шнорра (альтернативная атрибуция) и «Прекрасной принцессы», хотя Кемп и Котте показали близкое совпадение между пергаментом портрет и книга. Дальнейший анализ пергамента, возможно, может предоставить убедительные доказательства, которые могут поддержать или опровергнуть авторство Шнорра.
В ноябре 2015 года известный фальсификатор произведений искусства Шон Гринхал заявил, что создал произведение в 1978 году, в возрасте 20 лет; Гринхал сказал, что лицо женщины похоже на лицо девушки-кассирши из супермаркета по имени Салли, которая работала в Болтоне, недалеко от Манчестера . [ 41 ] [ 42 ] В своих мемуарах «Рассказ фальсификатора» , написанных в тюрьме, Гринхал утверждает, что в 17 лет он подделал рисунок, получив старый кусок пергамента из повторно использованного земельного документа 1587 года. Кемп сказал, что нашел это заявление забавным и нелепым. [ 43 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Произведение искусства изучалось в программе PBS NOVA в 2012 году в программе под названием «Тайна шедевра » от NOVA/National Geographic/PBS, которая вышла в эфир 25 января 2012 года.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кемп, Мартин; Котт, Паскаль (2010). La Bella Principessa: История нового шедевра Леонардо да Винчи . Лондон: Ходдер и Стоутон . ISBN 978-1-4447-0626-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гранн, Дэвид (12–19 июля 2010 г.). «Знак шедевра» . Житель Нью-Йорка . Том. LXXXVI, нет. 20. ISSN 0028-792X .
- ^ Тайна шедевра (Телепродукция). ПБС/ВГБХ. 25 января 2012 года . Проверено 15 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Новый Леонардо да Винчи Белла Принчипесса подтверждена» . Люмьер-технологии.com. 28 сентября 2011 года . Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ Пусть записи останутся
- ^ Jump up to: а б Тернер, Николас (сентябрь 2008 г.). «Заявление относительно портрета Леонардо на пергаменте» (PDF) . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Котт, Паскаль; Кемп, Мартин. « Прекрасная принцесса и Варшавская Сфорциада » (PDF) . Технология Люмьер . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ См. Катажину Возняк, Варшавская Сфорциада http://www.bbk.ac.uk/hosted/leonardo/#MM .
- ^ Катажина Возняк, Варшавская Сфорциада http://www.bbk.ac.uk/hosted/leonardo/#MM
- ^ Катажина Возняк, La Bella Principessa и Варшавская Сфорциада. Обстоятельства переплета и удаления портрета http://www.bbk.ac.uk/hosted/leonardo/#MM
- ^ Jump up to: а б с Кристи (1998). «Голова девушки в профиль слева в платье эпохи Возрождения» . Лот 402, Продажа 8812 («Рисунки старых мастеров») . Проверено 15 октября 2009 г.
- ^ ТОО «Уизерс» (16 сентября 2010 г.). «Bella Principessa и опасность экспертных мнений» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 года.
- ^ « Прекрасная принцесса на месте» . свт.се . 18 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2011 г.
- ^ «Отпечаток пальца указывает на то, что портрет стоимостью 19 000 долларов переоценен как работа Леонардо да Винчи стоимостью 100 миллионов фунтов стерлингов» . 12 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2009 г. Проверено 13 октября 2009 г.
- ^ «Отпечаток пальца раскрывает оригинальную картину да Винчи» . CNN . 13 октября 2009 г.
- ^ «Палец указывает на новое искусство да Винчи» . Новости Би-би-си . 13 октября 2009 г.
- ^ Пидд, Хелен (13 октября 2009 г.). «Обнаружена новая картина Леонардо да Винчи » . Хранитель . Лондон.
- ^ Адамс, Стивен (12 октября 2009 г.). «Картина Леонардо да Винчи, стоящая миллионы, обнаружена по отпечатку пальца» . «Дейли телеграф» . Лондон.
- ^ Хойл, Бен (13 октября 2009 г.). «Неопознанный портрет Леонардо да Винчи, обнаруженный по его отпечатку пальца» . Таймс . Лондон.
- ^ Ошибка цитирования. См. встроенный комментарий, как исправить. [ нужна проверка ]
- ^ Ошибка цитирования. См. встроенный комментарий, как исправить. [ нужна проверка ]
- ^ Ошибка цитирования. См. встроенный комментарий, как исправить. [ нужна проверка ]
- ^ Jump up to: а б Дэвид Гранн, «Знак шедевра», The New Yorker , 12 июля 2010 г. https://www.newyorker.com/magazine/2010/07/12/the-mark-of-a-masterpiece
- ^ Итальянский изд. и выставлять
- ^ Мартин Кемп, Жизнь с Леонардо. Пятьдесят лет здравомыслия и безумия в мире искусства и за его пределами , Лондон: Темза и Гудзон, 2018 г.
- ^ Геддо, Кристина (2008–2009). «Вновь открытая пастель: новый портрет Леонардо?» (PDF) . Артес . 14 :63–87.
- ^ Педретти, Карло (2008). «Знакомство с Алессандро Веццози, Леонардо Инфинито , Scriptamaneant Editzioni – Болонья, Италия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2016 г. Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Алессандро Веццози, «Свадебный портрет молодой женщины»
- ^ Jump up to: а б Сильверман, Питер (2 августа 2010 г.), «Re: Знак шедевра - письмо в ответ на статью Дэвида Гранна (12 и 19 июля 2010 г.)» , The New Yorker , стр. 3
- ^ Jump up to: а б Эстероу, Милтон. "Настоящая вещь?" Архивировано 25 октября 2010 г. в Wayback Machine , в ARTnews.
- ^ [1] «перевернуть страницы» варшавской копии Сфорциады .
- ^ Кемп и Котт полагают, что разница в количестве отверстий связана либо с неравномерным обрезанием поля страницы с рисунком, либо с добавлением двух промежуточных стежков при переплете книги.
- ^ Jump up to: а б «Кармен Бамбах, Artwatch» . artwatch.org.uk . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ Глори, Карла, «Освещение Бираго в Инкунабулуме Сфорциадов в Варшаве: в защиту диссертации Городиского и новой гипотезы» , Academia.edu
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дормент, Ричард (12 апреля 2010 г.). « La Bella Principessa : Леонардо за 100 миллионов фунтов или копия?» . «Дейли телеграф» .
- ^ Ошибка цитирования. См. встроенный комментарий, как исправить. [ нужна проверка ]
- ^ Jump up to: а б Гири, Дэвид (2 апреля 2002 г.). «Исследователь искусства находит настоящего создателя произведений». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Шарп, Том. (25 сентября 2010 г.). «Дело о тайне да Винчи закрыто?» . Санта-Фе, Нью-Мексико .
- ^ изображение рисунка Мангейма
- ^ Марчиг против Christie's Inc. , 762 F. Supp. 2d 667 (SDNY), подтверждено в соответствующей части , 2011 WL 2685608 (2-й сводный приказ окружного суда от 12 июля 2011 г.).
- ^ Рейберн, Скотт (4 декабря 2015 г.). «Тайна мира искусства, достойная Леонардо» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ « Это не да Винчи, это Салли из Кооператива » . Санди Таймс . Архивировано из оригинала 1 декабря 2015 года.
- ^ Кемп, Мартин (29 ноября 2015 г.). «La Bella Principessa — это «подделка»!!!» . Мартин Кемп «Это и то».
Библиография
[ редактировать ]- Геддо, Кристина. «Найдена пастель: новый портрет Леонардо?», Artes , 14, 2008-9: 63–87 (с аннотацией на французском языке и английской версией «Найдена «Пастель»: новый портрет Леонардо да Винчи?» [2] ] ).
- Веццози, Алессандро. Брачный портрет молодой женщины , Аннотация к монографии Leonardo Infinito , [3] (дата обращения: 22 мая 2014 г.)
- Кемп, Мартин, с Паскалем Коттом и Питером Полем Биро (2010). La Bella Principessa: История нового шедевра Леонардо да Винчи . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 978-1-4447-0626-0
- Кемп, Мартин и Паскаль Котт (2012). «Прекрасная принцесса» Леонардо да Винчи. Портрет Бьянки Сфорца , Флоренция; Мандрагора.
- Геддо, Кристина, Леонардо да Винчи: необыкновенное открытие последнего портрета. Почему аутентификация. Конференция , Женевское общество итальянских исследований, Женева, Дворец Атене, Зал Абей, 2 октября 2012 г., Париж-Женева, Lumière-Technology, 2012 г. [4] (с английской версией «Леонардо да Винчи: необычайное открытие последний портрет. Обоснование . аутентификации
- Кемп, Мартин (2015). Бьянка и книга: Сфорциада и портрет Бьянки Сфорца Леонардо . Болонья: Scripta Maneant. ISBN 9788895847412 .
- Кемп, Мартин, с Миной Грегори, Кристиной Геддо и др. (2015). «Прекрасная принцесса» Леонардо да Винчи: портрет Бьянки Сфорца , введение Витторио Сгарби (Монца, Вилла Реале), каталог выставки, Реджо-Эмилия, Scripta Maneant (с английской, французской, испанской, польской, русской и японской версиями)
- Возняк, Катажина (Касия). Варшавская Сфорциада . Общество Леонардо да Винчи, Биркбек-колледж, Лондон, http://www.bbk.ac.uk/hosted/leonardo/#MM
- Возняк, Катажина (Кася). «Прекрасная принцесса» и Варшавская Сфорциада . Обстоятельства переплетения и удаления портрета, Общество Леонардо да Винчи, Биркбек-Колледж, Лондон: http://www.bbk.ac.uk/hosted/leonardo/
- Гнинера, Элизабетта Ла Белла Светата , Болонья, 2016.
- Рагай, Жеан (2015). Ученый и фальсификатор: взгляд на научное обнаружение подделки в картинах . Лондон: Издательство Имперского колледжа. ISBN 9781783267392
- Клайн, Фред Р. (2016). Священное дитя Леонардо: открытие шедевра Леонардо да Винчи — поиск знатоком утраченного искусства в Америке . Нью-Йорк и Лондон: Pegasus Books. ISBN 978-1-60598-979-2
- О'Нил, Том; Колла, Джанлука. Дама с секретом: портрет, нарисованный мелом и тушью, может оказаться Леонардо за 100 миллионов долларов , журнал National Geographic , февраль 2012 г.
- Центр консервации и реставрации (2014). Прекрасная принцесса. Техническое досье на поставку . Турин: Центр консервации и реставрации, Венария Реале.
- Сильверман, Питер (2012). Пропавшая принцесса Леонардо: попытки одного человека установить подлинность неизвестного портрета Леонардо да Винчи . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-470-93640-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьюитт, Саймон (2019). Леонардо да Винчи и Книга Судьбы: Бьянка Сфорца, Сфорциада и искусная пропаганда в Милане эпохи Возрождения . ISBN 9781912690572 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Тайна шедевра» —выпуск Новы о произведении.
- Подробное резюме атрибуции, включая отрывки из видео о мультиспектральном сканировании и проверке Сфорциада: «Улучшение искусства видения – пример Леонардо» . Проверено 20 октября 2019 г.