Портрет Луки Пачоли
Портрет Луки Пачоли | |
---|---|
![]() | |
Художник | Приписывается Якопо де Барбари. |
Год | в. 1495–1500 гг. |
Середина | Темпера на панели |
Размеры | 99 см × 120 см (39 × 47 дюймов) |
Расположение | Музей Каподимонте , Неаполь |
Портрет Луки Пачоли — картина, приписываемая эпохи Возрождения итальянскому художнику Якопо де Барбари , датируемая примерно 1500 годом и находящаяся в музее Каподимонте , Неаполь , южная Италия . На картине изображен математик эпохи Возрождения Лука Пачоли и, возможно, она была (по крайней мере частично) написана его соавтором Леонардо да Винчи . Человек справа окончательно не идентифицирован, но это может быть немецкий художник Альбрехт Дюрер , с которым Барбари познакомился между 1495 и 1500 годами.
История [ править ]
Картина впервые упоминается в описи 1631 года дворца Урбино Герцогского .Позже он был перенесен во Флоренцию через Витторию делла Ровере-Медичи , принадлежавшую одновременно правящим династиям Урбино и Тоскане. Картина вновь появилась в 19 веке как собственность Оттавианской ветви Медичи. Впоследствии он был приобретен итальянским государством, чтобы предотвратить его продажу в Англию. [ нужна ссылка ]
Атрибуция [ править ]

Картину обычно приписывают Якопо де Барбари из-за наличия картуша с надписью IACO.BAR. ВИГЕННИС. P. 1495 , но авторство венецианского художника подвергается сомнению. [1] Некоторые приписывают картину Леонардо да Винчи , который начал сотрудничать с Пачоли, когда последний переехал в Милан в 1496 году. [1] [2] В течение следующих двух лет, [3] Леонардо проиллюстрировал архимедовы тела , в том числе ромбокубооктаэдр Пачоли , в «Божественной пропорции» . [4] По словам одного учёного, в ромбокубооктаэдре, изображенном на портрете, «мы наверняка видим невыразимую левую руку Леонардо да Винчи, нарисовавшего великолепные картины для « De божественной пропорции », которые к тому же в оригиналах висят на верёвке». [3] Тот же источник указывает, что додекаэдр на портрете, похоже, был нарисован менее умелой рукой, а это означает, что портрет создавался в течение нескольких сеансов и, возможно, более чем одним художником. [3] Леонардо записывает, что 3 августа 1504 года «Якопо Немец приехал жить со мной в дом». [5]
Описание [ править ]
На картине изображен монах и математик за столом, наполненным геометрическими инструментами: грифельной доской, мелом, циркулем, моделью додекаэдра . ромбокубооктаэдр, наполовину заполненный водой и характеризующийся детальным эффектом тройного отражения герцогского дворца К потолку подвешен Урбино. Пачоли демонстрирует теорему Евклида , записанную в открытой книге. Закрытая книга с надписью LI.RI.LUC.BUR. («Liber reverendi Luca Burgensis»), как предполагается, является его «Кратким изложением арифметики, геометрии, пропорций и пропорциональности» (1494 г.). [6]
Человек справа окончательно не идентифицирован; он мог бы быть немецким художником Альбрехтом Дюрером . Уже во время своей первой поездки в Италию (1494–1495) Дюрер познакомился с теориями пропорций, выдвинутыми Барбари. [7] Согласно записям Дюрера, он встретил Барбари где-то между 1495 и 1500 годами; Барбари, в свою очередь, привела Дюрера к работам Луки Пачоли по математике и искусству . [6] [3] Дюрер писал в октябре 1506 года (во время своего второго путешествия в Италию), что планировал поехать из Венеции «в Болонью, чтобы познать секреты искусства перспективы , которым меня готов научить человек». [3] [2] Некоторые рисунки Дюрера похожи на рисунки мастера Пачоли Пьеро делла Франческа . [3] но Дюрер, возможно, просто столкнулся с обоими художниками благодаря книге Пачоли «Божественная пропорция» , которую иллюстрировал Леонардо да Винчи. [3] Некоторые фигуры из «Трактата о человеческих пропорциях» Леонардо также вдохновили Дюрера на картину «Христос среди врачей» , написанную в Венеции в 1506 году. [7]
Исследователь Глори в 2020 году опубликовала свое десятилетнее исследование картуша с надписью IACO.BAR.VIGENNIS P.1495, где резюмирует методологический путь, пройденный с целью доказать научность расшифровки загадочной криптограммы (см. ссылка на Academia edu).
Идентификация учащегося [ править ]
- Согласно одной из гипотез, фигура справа была идентифицирована как Гвидобальдо да Монтефельтро (тогдашний герцог Урбино, который был страстным знатоком математики и которому была посвящена «Сумма» ). [8] [9]
- Вторая гипотеза указывала на Франческо ди Бартоломео Арчинто (очень похожий портрет которого в школе Леонардеска существует в Национальной галерее в Лондоне , иногда приписываемый Марко д'Оджионо или Джованни Амброджо де Предис ), [10]
- Вместо этого ученый Карла Глори отождествила его с фигурой Галеаццо Сансеверино . [11] зять и дорогой друг Людовико иль Моро , ведущей фигуры при миланском дворе, а также защитник того же самого фра Луки Пачоли. Гипотеза также основана на сравнении с другим портретом, так называемым «Музыкой Леонардо», также приписываемым Галеаццо, где отмечены повторяющиеся элементы, такие как густые вьющиеся волосы и центральный разрез фарцета в форме копья. , символизирующий мужественную силу Галеаццо в аттракционах. [12] Вместо этого другие ученые указали на близкое сходство между этими двумя портретами и некоторыми портретами отца Галеаццо, Роберто Сансеверино , чьи черты лица демонстрируют несколько общих черт. [13] Реконструкция, относящаяся к 1495 году, также подчеркивает контакты Луки Пачоли с двумя его миланскими покровителями (Лудовико и Галеаццо) и Леонардо и в любом случае предполагает, что уже в феврале 1496 года сотрудничество для «De Divina Proportione» продолжалось и монах-математик сам был гостем в доме Порта Верчеллина ди Галеаццо (который он получил от Пачоли вместе с герцогом Людовико, посвящение одного из трех экземпляров рукописи завершено в 1498 году).
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Портрет Пачоли» . www.ritrattopacioli.it (на итальянском языке).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ливио, Марио (2003) [2002]. Золотое сечение: история Фи, самого удивительного числа в мире (первое издание в мягкой обложке). Нью-Йорк: Broadway Books . стр. 130–131, 138. ISBN. 0-7679-0816-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Маккиннон, Ник (1993). «Портрет фра Луки Пачоли». Математический вестник . 77 (479): 140–43, 146–49, 154, 165, 183, 184, 186–87, 197–205, 214. doi : 10.2307/3619717 . JSTOR 3619717 .
- ^ Бо, Джанфранко. «Улыбка Пачоли» . users.quipo.it (на итальянском языке).
- ^ Да Винчи, Леонардо (1971). Тейлор, Памела (ред.). Записные книжки Леонардо да Винчи . Новая американская библиотека. п. 223.
В субботу утром, 3 августа 1504 года, Якопо Немец приехал жить ко мне в дом и договорился со мной, что я буду брать с него карлино в день.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Серрас, Герман. «Математика по «Портрету брата Луки Пачоли» » . клетка.ugent.be .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рассел, Фрэнсис; и др. (1967). Мир Дюрера: 1471–1528 . Книги Время-Жизнь. стр. 96–97.
- ^ Маккиннон, Ник (1993). «Портрет фра Луки Пачоли». Математический вестник . 77 (479): 179. дои : 10.2307/3619717 . JSTOR 3619717 .
- ^ Веб-страница Гвидобальдо. Архивировано 25 марта 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ «Интернет-журнал Гевелия» . www.hevelius.it .
- ^ Слава, Карла. «Наблюдение за картиной Каподимонте: новые гипотезы загадок портрета Луки Пачоли», (опубликовано в книге « Лука Пачоли между Пьеро делла Франческа и Леонардо », под ред. Стефано Дзуффи, Марсилио Эдиторе, Венеция, 2017 г.)
- ^ «Расшифровки и решения 2013: открытый текст и история» .
- ^ «Галеаццо Сансеверино Арагон Висконти Сфорца» .
Внешние ссылки [ править ]

- Загадки портрета Луки Пачоли (на итальянском, английском, немецком и французском языках)
- ЛУКА ПАЧОЛИ МЕЖДУ ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКОЙ И ЛЕОНАРДО (на итальянском языке)
- Дань памяти Луке Пачоли | Медленные слова
- [1]