Наинсух
Наинсух | |
---|---|
![]() Автопортрет в 20 лет. | |
Рожденный | Наинсух в. 1710 г. |
Умер | 1778 Гюлер, Штат Гюлер |
Известный | Рисование |
Движение | живопись Пахари |
Семья | Манаку (брат) |



Наинсух (буквально «Радость глаз»; ок. 1710 г.). [1] — 1778) — индийский художник . Он был младшим сыном художника Пандита Сеу и, как и его старший брат Манаку из Гюлера , был важным практиком живописи Пахари и был назван «одним из самых оригинальных и блестящих индийских художников». [2]
Около 1740 года он покинул семейную мастерскую в Гюлере и переехал в Джасроту , где написал большую часть своих работ для местного раджпутского правителя Миана Зоровара Сингха и его сына Балванта Сингха до смерти последнего в 1763 году. Это наиболее известный и документированный этап творчества. его карьера. Благодаря адаптации элементов живописи Великих Моголов он стал центральной силой в развитии живописи Пахари в середине восемнадцатого века, привнеся элементы Моголов в то, что раньше было школой, в основном занимавшейся индуистскими религиозными предметами. [3] На своем заключительном этапе в Башоли , примерно с 1765 года до своей смерти в 1778 году, Наинсух вернулся к религиозной тематике, но сохранил свои стилистические новшества. К концу своей карьеры, когда его стиль продолжала активная семейная мастерская, он, вероятно, больше не выполнял работы сам, а оставлял их своим детям и племяннику как своим творческим наследникам. Подобные произведения часто приписывают семье Наинсуха . [4]
По словам Б. Н. Госвами, ведущего исследователя Наинсуха, «приемы и манеры, связанные с Наинсухом, включают: предпочтение неокрашенного фона; растушевку с помощью легкой размывки, которая придает объем и вес фигурам и группам; тонкую горизонтальную линию, которая отделяет фон от фона. насыщенная зелень, в которой обычно купаются его пейзажи; куст с плоскими круглыми листьями, которые он часто представляет; своеобразная петля длинного стебля кальяна и небольшая фигура, часто представленная в две трети профиля». [5]
Хотя большая часть его работ может быть утеряна, около сотни работ Наинсуха сохранились, многие из которых находятся как в индийских, так и в западных музеях. На четырех из них стоит его подпись, а на некоторых есть заголовки или комментарии. [6] Некоторые из них датированы, что необычно для живописи Пахари. [7] Есть как минимум два автопортрета: один сделан в начале его карьеры, а другой - в групповой сцене с Балвантом Сингхом, который смотрит на миниатюру, а художник сидит под ним. Наинсух заглядывает через плечо раджи, возможно, предлагая свои комментарии по поводу работы или готовый это сделать. [8] '
«Найнсух» , основанный на его жизни фильм режиссера Амита Датты, выпущенный в 2010 году. Дутта также снял короткометражные документальные фильмы «Гита Говинда» (2013), «Поездка» (2013) и « Сцены из альбома для рисования» (2016), которые охватывают различные аспекты работа художника. [9]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Наинсух родился ок. 1710 год в Гюлере в современном Химачал-Прадеше , Индия, тогдашней столице карманного штата Гюлер на крайнем севере Индии, в предгорьях Гималаев . Здесь его отец впоследствии основал живописную мастерскую. Вместе со своим братом, который был примерно на десять лет старше его, отец с раннего возраста обучал его всем аспектам живописи. В это самое время образцы живописи Великих Моголов все чаще поступали в долины западных Гималаев, и кажется вероятным, что Найнсух рано познакомился с работами художников Моголов. Возможно, он работал при дворе Великих Моголов, где индуистские художники были обычным явлением. [10]
В отличие от своего стилистически более консервативного брата Манаку, который остался в Гюлере и во многом соответствовал стилю своего отца Сеу, [11] Наинсух привнес многие новые элементы живописи Моголов в традиционный стиль Пахари, используемый его семьей. Его ранние работы очень плохо документированы, а его особый стиль почти полностью сформировался на следующем этапе его карьеры. [12]
Джасрота и Раджа Балвант Сингх
[ редактировать ]


Около 1740 года Наинсух покинул мастерскую своего отца в Гюлере и переехал в Ясроту. Неизвестно, сделал ли он этот шаг из-за своих стилистических новшеств или по экономическим причинам (Гюлер, вероятно, был слишком мал для двух художников такого калибра, как Манаку и Наинсух). В небольшом, но богатом княжестве Ясрота Наинсух работал на разных покровителей. [13]
Самым важным из них был Раджа Балвант Сингх (1724–1763), который работал с ним почти двадцать лет, вплоть до его безвременной кончины. Его работа для Балванта Сингха - его самая знаменитая, демонстрирующая необычайно интимные, неформальные, а иногда и совершенно нелестные сцены, в которых раджа занимается своими ежедневными удовольствиями. Балвант Сингх занимал очень низкое место в рядах индуистских принцев и едва ли был правителем, а не землевладельцем. [14] Горные штаты процветали благодаря беспорядкам на юге после того, как персидским Надир захват Дели - шахом в 1739 году отклонил торговые пути на их сторону. [15]
Отношения между любителем искусства Балвантом Сингхом и Наинсухом, должно быть, были очень близкими, поскольку Наинсух, похоже, часто работал у него и мог видеть и записывать интимные сцены своей повседневной жизни. Балванту Сингху, должно быть, не хватало обычного отношения других индийских королевских особ, позволяющего создавать только изображения, демонстрирующие великолепие его жизни; Кто из мецената и художника первым предложил этот весьма неформальный подход, неизвестно. Помимо некоторых более традиционных сцен, таких как охота раджи со свитой или наблюдение за танцорами, картины Наинсуха показывают, как раджа подстригает бороду, пишет письмо, совершает пуджу , смотрит из окна дворца, сидит перед огня, завернувшись в одеяло, или куря кальян и рассматривая картину. [16] Когда Балванту Сингху пришлось провести период ссылки в Гюлере, его сопровождал Наинсух. [17]
Для Наинсуха характерно то, что он с большой чувствительностью улавливает такие конкретные ситуации и обстановки. В изображениях сцен он отходил от стилизованных типов в пользу реалистических изображений. [18] В своих натуралистических изображениях зданий и книг, а также в попытках изобразить глубину Наинсух показывает влияние изучения произведений художников Великих Моголов. Интимные изображения раджпутских правителей не были совершенно беспрецедентными; Раджа Сидхи Сен, 10-й раджа Манди (умер в 1727 г.), нарисовал много своих изображений, но они подчеркивали, очевидно, очень впечатляющее телосложение, и напоминали традицию Махапуруши , или сверхъестественно совершенного существа. На одном портрете, по словам Б. Н. Госвами, раджа «сочетает в себе крайнюю неформальность внешнего вида с великим величием осанки», что сильно отличается от эффекта на картинах Наинсуха. [19]
О тесных отношениях между Найнсухом и Балвантом Сингхом свидетельствует также тот факт, что после ранней смерти своего учителя в 1763 году он отвез его прах в Харидвар вместе с имуществом своей семьи, как он записал в длинной записи в реестре пунктов назначения паломничества: включая рисунок ручкой. [20] Харидвар — одно из Сапта Пури , или «Семи святых мест» индуизма, и пепел должен был быть выброшен в реку Ганг во время обычного погребального ритуала. [21] Эта запись в реестре является важным источником для реконструкции жизни и творчества Наинсуха, которые ранее были омрачены значительной неопределенностью, и его запись демонстрирует растущее восприятие художниками их важности. Он также нарисовал миниатюру, на которой, вероятно, изображен прах раджи, церемониально разложенный в палатке-ширме в сельской местности с двумя сопровождающими, предположительно в месте отдыха по пути в Харидвар. [22]
Басохли и семейная мастерская
[ редактировать ]

После смерти Балванта Сингха в 1763 году, около 1765 года Наинсух переехал и поступил на службу к Амриту Палу (правил в 1757–1778 годах). [23] племянник Балванта Сингха и правитель Басохли , очень набожный индус, который в конце концов отрекся от престола, чтобы посвятить себя жизни медитации. Для него Найнсух создавал совершенно разные виды работ, обращаясь к более типичной для Пахари тематике — иллюстрированию стихов, пересказывающих истории из великих индуистских религиозных эпосов . Его более поздние работы менее известны, чем работы периода Ясроты, и, по мнению многих ученых, недооценены. [24] Он начал делать рисунки для набора иллюстраций к « Гите-Говинде» — знаменитой поэме, посвященной земным подвигам Кришны . Некоторые поздние листы Наинсуха, не вышедшие из стадии предварительных рисунков, содержат комментарии жрецов и ученых о целесообразности изображений и их верности иллюстрируемому ими тексту. Это указывает на то, что религиозная функция таких иллюстраций оставалась важной. [25]

В семейной мастерской, которую он возглавлял в Басохли в конце своей жизни, Наинсух, судя по всему, сотрудничал со своим племянником Фатту (ок. 1725–1785, сын Манаку) и младшим сыном Ранджхой (ок. 1750–1830). У него было еще трое сыновей: Кама (ок. 1735–1810), Гаудху (ок. 1740–1820) и Никка (ок. 1745–1833). [26] Наинсух умер в Басохли в 1778 году. [27] Члены семьи расселились по региону, разнося семейный стиль по холмам. [28]
Они тоже стали художниками, продолжавшими работать в натуралистическом и изящном стиле Пахари, разработанном Наинсухом. Их часто приписывают «Семье Наинсухов», поскольку отдельных художников трудно идентифицировать. Семейная мастерская продолжалась и в XIX веке, и искусствоведы склонны делить свою работу на такие категории, как «первое поколение после Наинсуха» (или «после Наинсуха и Манаку»). [29]
Галерея
[ редактировать ]- Музыкальный лад, Сумананда
- Музыкальный режим, Гаури
- Раджа Балвант Сингх наблюдает за выступлениями
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Crill and Jariwala, 140 в дате рождения пишут «ок. 1710–20», см. также Pahari-Meister , p. 268.
- ^ Коссак, 99
- ^ Роща; Гай, 160 лет; Харл, 411-12
- ^ Пляж, 199–200.
- ^ Роща
- ^ Список его работ в Б. Н. Госвами, Эберхарде Фишере: Наинсух Гюлера. В: Майло К. Бич, Эберхард Фишер, Б. Н. Госвами (Hrsg.): Мастера индийской живописи. Издательство Artibus Asiae, Цюрих, 2011 г., Том. 2, 689–694.
- ^ Харл, 411
- ↑ Последняя картина (Музей Райтберг, Цюрих ) экспонировалась на двух недавних выставках: № 43 в Лондоне, Крилль и Яривала, 140–141, и № 83 в Нью-Йорке, Гай, 162; деталь предыдущего показана у Гая, 160.
- ^ «Сцены из альбома для рисования | Кинематографический музей Амита Дутты» . www.watch.eventive.org . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Крилл и Джаливала, 35–36; Роща
- ^ Гай, 153–159.
- ^ Бич, 196–202; Роща; Крилл и Джаливала, 35–36 лет.
- ^ Гай, 160
- ^ Роща; Крилл и Джаривала, 140 лет; Харл, 411; Рейла. Точный статус Балванта Сингха довольно запутан.
- ^ Харл, 411
- ^ Роща; Крилл и Джаривала, 36–37, 140; Харл, 411–12.
- ^ Гай, 162 года.
- ^ Роща; Крилл и Джаривала, 140 лет.
- ^ Б. Н. Госвами, «Раджа Сидхи Сен из Манди; Неформальный портрет», в книге «Дух индийской живописи: близкие встречи со 100 великими произведениями 1100–1900» , 2014, Penguin UK, ISBN 9351188620 , 9789351188629
- ^ Гроув, см. также Б. Н. Госвами: Живопись Пахари: Семья как основа стиля. В: Марг . Том 21, № 4, 1968, стр. 17–62 и Пахари-Мейстер , стр. 269–270.
- ↑ Гай, 163, № 84, онлайн.
- ↑ Гай, 163, № 84, онлайн.
- ^ Роща
- ^ Коссак, 99
- ^ Пляж, 202
- ^ Пахари-Мейстер , 307.
- ^ Коссак, 99
- ^ Пляж, 199
- ^ Как у Гая, № 87–94; Роща
Ссылки
[ редактировать ]
- Пляж, Майло Кливленд , Живопись Великих Моголов и Раджпутов, Часть 1, Том 3 , Новая Кембриджская история Индии , 1992, Издательство Кембриджского университета
- Крилл, Розмари и Джаривала, Капил. Индийский портрет, 1560–1860 , Национальная портретная галерея, Лондон , 2010, ISBN 9781855144095
- «Роща», Б. Н. Госвами. «Наинсух». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 7 июня 2015 г., требуется подписка.
- Гай, Джон, Бричги, Джоррит, Чудо века: мастера-художники Индии, 1100–1900 , 2011, Метрополитен-музей, ISBN 1588394301 , 9781588394309
- Б. Н. Госвами, Эберхард Фишер: Мастера Пахари: куртуазная живопись гор Северной Индии. Музей Ритберга, Цюрих, 1990 г., ISBN 3-907070-30-5 .
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Коссак, Стивен. (1997). Индийская придворная живопись, 16–19 века. Метрополитен-музей. ISBN 0870997831
- Рейла, Анил, Индийский портрет: художественное путешествие от миниатюры к современности , 2010, Художественная галерея Арчера, Google Books
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Б. Н. Госвами, Эберхард Фишер: «Найнсух Гюлера», в: Майло К. Бич, Эберхард Фишер, Б. Н. Госвами (ред.): Мастера индийской живописи , Artibus Asiae Publishers, Цюрих, 2011 г., ISBN 978-3-907077-50-4 , стр. 659–686 (Искусство Азии: Приложение. Том 48.2).
- Б.Н. Госвами: Наинсух Гюлера: великий индийский художник из небольшого горного государства. Музей Ритберга, Цюрих, 1997 г., ISBN 3-907070-76-3 ( Искусство Азии: Приложение . Том 41).