Jump to content

Северан Тондо

Координаты : 52 ° 31'08 "N 13 ° 23'53" E  /  52,519 ° N 13,398 ° E  / 52,519; 13 398
Северан Тондо
Год Начало 3 века нашей эры.
Размеры Диаметр 30,5 см (12,0 дюйма)
Расположение Коллекция древностей , Старый музей , Берлин

Северанское тондо или Берлинское тондо ок . 200 г. н. э. — один из немногих сохранившихся образцов панно классической античности , изображающий первые два поколения императорской династии Северов , представители которой правили Римской империей в конце II — начале III веков. На ней изображен римский император Септимий Север ( годы правления 193–211 ) с женой, августой Юлией Домной , а также их двумя сыновьями и соавгустами Каракаллой ( годы правления 198–217 ) и Гетой ( годы правления 209–211 ). Лицо одного из двух братьев было намеренно стерто, скорее всего, в рамках Damnatio Memoriae . [1]

Справа от зрителя – Септимий Север, слева – Юлия Домна. Перед ними мальчики Каракалла и Гета. Все носят украшенные драгоценными камнями золотые венки и императорские знаки отличия, некоторые детали которых утеряны. Датировка произведения вызвала некоторые споры среди ученых, окончательный консенсус составил ок. 200 год нашей эры . [2] Тондо имеет множество стилистических связей с портретами Фаюмской мумии, его производство располагалось в районе Фаюм в Египте . включая материалы и художественные элементы, и в этот период [3] Позже тондо снова появилось в сфере торговли антиквариатом ; происхождение ( инвентарный неизвестно до поступления в Antikensammlung Berlin номер 31329) в 20 веке. Сейчас он находится в Старом музее .

Описание

[ редактировать ]
Деталь Септимия

Работа представляет собой темперу , или картину на основе яиц, на круглой деревянной панели, или тондо , диаметром 30,5 см (12,0 дюйма). На нем изображена императорская семья в роскошных парадных одеждах. Септимий Север и его сыновья также держат скипетры и носят золотые венки, украшенные драгоценными камнями. [3] У Юлии Домны характерная прическа, заплетенная в параллельные пряди, возможно, стиль ее дома в Сирии , и, возможно, парик. Хотя обычно считается, что Юлия Домна ввела обычай носить парики в римском обществе, данные указывают на то, что ее предшественник ввел использование париков в портретной живописи. [4] Хотя на портрете Джулия изображена заметно бледнее Северуса, истинный цвет лица героев, вероятно, передан неточно, поскольку художественные традиции той эпохи часто изображали женщин с более светлой кожей, а мужчин - с более темной кожей. [5]

Лицо одного сына было стерто в результате преднамеренного акта иконоборчества , а пустующее место залито экскрементами. [6] Большинство ученых полагают, что это Гета, чье лицо было удалено, вероятно, после его убийства преторианской гвардией Каракаллы и последовавшего за этим Damnatio Memoriae . [7] Однако также возможно, что Гета (как младший сын) - младший мальчик, и именно лицо Каракаллы было стерто, возможно, в качестве компенсации за массовую казнь Каракаллой молодых александрийских мужчин в 215 году. [8]

Тондо, вероятно, создавалось квадратной или прямоугольной формы, а позже разрезалось на круг. Утрата части оригинальной росписи наиболее заметна на скипетрах, которые держат мужчины: верхние части, когда-то украшенные императорскими символами, теперь отсутствуют. Вполне вероятно, что в наше время панно было сокращено, чтобы улучшить его продаваемость на арт-рынке. [9]

Исторический контекст

[ редактировать ]
Еще один пример династических портретов на ауреусе Септимия Севера, отчеканенном в 202 году. На реверсе изображены портреты Геты (справа), Юлии Домны (в центре) и Каракаллы (слева). [10]

Династия Северов существовала с 193 по 235 год нашей эры. Септимий Север , основатель династии, родился в Лептис-Магне , Триполитания (современная Ливия) в 145 году нашей эры. Северус получил власть и статус в 190 году нашей эры, когда он поднялся в рядах Сената под руководством Марка Аврелия . [6] Когда Северус пришел к власти, он получил множество губернаторских должностей. Он владел владениями Галлии Лугдуненской , Верхней Паннонии и Сицилии . После убийства императора Коммода в 192 году и недолговечного правления Пертинакса Северус захватил власть с помощью своих войск в 193 году. [6] Следующие четыре года Северус провел, отражая сопротивление своих соперников. Наконец, в 197 г. империя была закреплена под его единоличной властью. После того как империя была закреплена, Северус провел множество успешных военных кампаний, самая известная из которых была против парфян . [6]

После смерти Севера в феврале 211 года империей должны были совместно управлять его сыновья Каракалла и Гета. В декабре того же года Каракалла приказал убить Гету и был единоличным правителем, пока он также не был убит в 217 году. Династия продолжала иметь бурную линию преемственности до своего конца в 235 году. [6]

Осуждение памяти

[ редактировать ]
Еще одно изображение тондо, более детальное.

После убийства Гета был подвергнут Damnatio Memoriae . В этом официальном акте Сенат выступил против его памяти. Это привело к массовому удалению, порче и стиранию Геты по всей Римской империи. Северанское тондо служит одним из лучших примеров официальных мемориалов Damnatio, посвященных фигуре Геты. [11]

Идея Damnatio Memoriae достигла своего апогея во времена династии Северов , которая просуществовала сорок два года. Использование Damnatio memoriae против членов и соперников императорской семьи происходило множество раз за время правления династии Северов. [6] Некоторые примеры членов императорской семьи и политических соперников, которые были официально санкционированы той или иной формой Damnatio Memoriae, включали: Дидий Юлиан , Плавтилла , Клодий Альбин , Элагабал , Юлия Соемиас и Песценний Нигер . [6] Тондо - одно из немногих сохранившихся произведений искусства, иллюстрирующих физическое повреждение в акте Damnatio Memoriae; размазывания грязи, субпродуктов , краски или даже экскрементов. в древних источниках зафиксирована практика [6]

Тондо, возможно, служило витриной для икон как в публичном, так и в частном порядке, возможно, даже в качестве реликвии имперского культа . Возможно, это был способ владельца заявить о своей лояльности императорской семье и правящей династии; это было бы актом pietas . [6] Издевательство над фигурой Геты в тондо продолжило бы личное выражение лояльности владельца. Удалив фигурку Геты из тондо, владелец сможет и дальше поддерживать нового императора Каракаллу и наследие Септимия Севера и Юлии Домны . [6] Эта демонстрация Damnatio memoriae с изображением Геты показывает, что такая практика порчи имела место не только на общественных памятниках и произведениях искусства, но и в частных помещениях. [6] Имя и титул Геты вместе с его изображением были стерты почти из каждой относящейся к нему надписи. Всего нетронутых надписей около тридцати одного процента. [6] Большое количество изображений и надписей, испорченных в Damnatio Memoriae Геты, указывает на то, что римская армия, возможно, сыграла важную роль в официальном акте стирания Геты. [6] В отличие от Геты, когда Каракалла был убит, он не был подвергнут официальному проклятию memoriae, поскольку солдаты его очень любили. Однако сенат не позаботился о нем и назвал его тираном; поэтому, чтобы успокоить некоторых сенаторов, новый император Макрин незаметно убрал некоторые из своих изображений с публичных выставок. [6]

Период искусства Северов определяется гражданской войной, которая произошла во время основания их династии. Чтобы помочь с переходом власти и своим общественным имиджем, императорская семья Северов умело сохранила ранний период Антонинов в процессе соответствующей иконографии . [3] Септимию Северу нужно было преодолеть неопределенность преемственности, создав сильную династическую линию с помощью портретов. Это также было достигнуто благодаря стандартизации императорской портретной живописи, которая началась в третьем веке с тондо и стала нормой в четвертом веке. Некоторые элементы включают в себя непривлекательные большие глаза, расположение фигур фронтально и детали одежды высшего сословия. [3] Портретная живопись Северана во время правления Септимия Севера была разделена на два различных стиля: вдохновленный Антонином, и тот, который сочетал в себе изображение императора с Сераписом , греко-египетским богом. После своей смерти Каракалла положил начало отходу от классического стиля и греческих традиций к тому, что впоследствии стало стилем позднеантичного периода. [3]

Стилистические связи

[ редактировать ]
Деталь Каракаллы

Роспись тондо на деревянной доске темперными красками соответствует стилю фаюмских портретов . [3] Еще одна стилистическая связь – добавление в тондо украшений и венков. Это был важный элемент, отражающий культурную самобытность и религиозные обычаи в портретной живописи Фаюма. Использование общепринятой греческой четырехцветной палитры: белого, красного, желтого и черного, а также одного источника света — еще одно сходство между фаюмскими портретами и Северанским тондо. [3] Хотя многие из сохранившихся фаюмских портретов действительно относились к захоронению или воспоминаниям, некоторые примеры отличаются, например, Северан Тондо. [12] Северан Тондо мог бы быть выставлен на общественном здании в городе Фаюм. [12] Возможно, она была написана в честь визита Септимия Севера в Египет в 199 году после его военных побед над Парфянской империей в предыдущем году и перед его кампаниями в Северной Африке в 203 году. [6] Художник, создавший «Северан Тондо», возможно, в первую очередь работал художником-портретистом Фаюмской мумии, что могло бы объяснить стилистические связи этой работы с портретами Фаюмской мумии. [12]

Интерпретация

[ редактировать ]

Это изображение, вероятно, является примером императорских портретов, которые производились серийно для демонстрации в офисах и общественных зданиях по всей Римской империи; В рамках римской правовой процедуры некоторые документы приходилось подписывать перед изображением императора, что придавало им тот же статус, как если бы они были подписаны в его фактическом присутствии. [13] При каждой смене императора портрет выбрасывался или заменялся. Поскольку дерево является органическим материалом и обычно не выживает, Северанское тондо до сих пор остается единственным сохранившимся образцом этого типа живописи. [14]

Встречаться

[ редактировать ]

Датировка тондо вызвала некоторые споры среди ученых, включая интерпретацию элементов, способствующих датировке произведения, а также стиль портрета Сераписа . Некоторые спорят о наличии у Северуса завитков на верхней части лба. [2] Винтовые замки, если они присутствуют, указывают на то, что дата этого произведения соответствует началу портретного типа Сераписа. Некоторые ученые датируют это произведение периодом между 202 и 203 годами нашей эры, поскольку стиль портретной живописи Сераписа обычно считается начавшимся в 204 году. [2] Факты указывают на то, что тондо является предшественником портретного типа Сераписа. И Гета, и Каракалла изображены в коронах, это указывает на то, что картина появилась после 198 года, года, когда Гета стал Цезарем. Тондо Северуса не имеет признаков возраста, что датирует его годом ранее 202 года; Официальные портреты Северуса впервые начали проявлять признаки возраста в 202 году. [2] Также Каракалла, родившийся в 188 году, изображен юношей, что указывает на дату примерно до 205 года, когда для него был введен более зрелый портретный стиль. [6] Сейчас предполагается, что семейный портрет, наряду с доказательствами монет и датой поездки в Египет, был создан между 199 и 200 годами. [2]

Провенанс

[ редактировать ]

История картины после ее создания неизвестна до тех пор, пока Antikensammlung Berlin не приобрела ее в 1932 году у арт-дилера в Париже. Он находится в Старом музее , одном из государственных музеев Берлина (Staatliche Museen zu Berlin). [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Старый музей
  2. ^ Jump up to: а б с д и Макканн, Анна Маргарита (1968). «Портреты Септимия Севера (193–211 гг. н. э.)» . Мемуары Американской академии в Риме . 30 : 4–222. дои : 10.2307/4238661 . JSTOR   4238661 – через JSTOR.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Так, Стивен Л. (2015). История римского искусства . Джон Уайли и сыновья, Инкорпорейтед.
  4. ^ Бахарал, Дрона (1992). «Портреты Юлии Домны 193-211 годов нашей эры и династическая пропаганда Л. Септимия Севера» . Латомус . 51 (1): 110–118. JSTOR   41536198 – через JSTOR.
  5. ^ ХЕКЛ, ЭНН Э. (2001). «Братья или любовники? Новое прочтение «Тондо двух братьев» » . Бюллетень Американского общества папирологов . 38 (1/4): 72–73. ISSN   0003-1186 . JSTOR   24519765 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Варнер, Эрик Р. (2004). Увечье и трансформация: Damnatio Memoriae и портретная живопись Римской Империи . БРИЛЛ.
  7. ^ Фишер, Грег (2022). Римский мир от Ромула до Мухаммеда: новая история . Абингдон, Оксон. п. 447. ИСБН  978-1-000-43266-4 . OCLC   1240828414 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Дитер Мецлер, «Иконоборчество и иконофобия в древности», в «Иконоборчество», изд. Мартина Варнке (Мюнхен, 1973), стр. 17-18.
  9. ^ Винсент Рондо: Последние лица богов Египта , Париж, 2013 г. ISBN   978-2840508571 , с. 33
  10. ^ Гарольд Маттингли , Эдвард А. Сиденхэм, Римская имперская чеканка , том. IV, часть I, Пертинакс Гете , Лондон, Spink & Son, 1936, с. 115.
  11. ^ Хачлили, Рэйчел (2013). Древние синагоги – археология и искусство: новые открытия и современные исследования . БРИЛЛ.
  12. ^ Jump up to: а б с Томпсон, Дэвид Л. (1982). Портреты мумий в музее Дж. Пола Гетти . Музей. ISBN  9780892360383 .
  13. ^ Кено, Майкл (1991). Икона: Окно в Царство . Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 16. ISBN  0-88141-098-5 .
  14. ^ Хизингер, Ульрих В. (1969). «Юлия Домна: Два портрета в бронзе». Американский журнал археологии . 73 (1). Археологический институт Америки : 39–44. дои : 10.2307/503372 . ISSN   1939-828X . JSTOR   503372 . S2CID   193009611 . Некоторое представление о впечатлении, которое могли бы произвести такие украшения, можно получить из расписного тондо из Египта с показов Юлии Домны с жемчужными серьгами-подвесками, диадемой и ожерельем, украшенными драгоценными камнями.
  15. ^ Старый музей

Библиография

[ редактировать ]
  • Берлинский музей древностей; Вольф-Дитер Хейлмейер (1988). Выставленные работы (на немецком языке). Берлин: Государственные музеи прусского культурного наследия. п. 373.
[ редактировать ]

52 ° 31'08 "N 13 ° 23'53" E  /  52,519 ° N 13,398 ° E  / 52,519; 13 398

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7194bd4abbab082fde88e812da4e98b0__1719732720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/b0/7194bd4abbab082fde88e812da4e98b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Severan Tondo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)