Северан Тондо
Северан Тондо | |
---|---|
![]() | |
Год | Начало 3 века нашей эры. |
Размеры | Диаметр 30,5 см (12,0 дюйма) |
Расположение | Коллекция древностей , Старый музей , Берлин |
Северанское тондо или Берлинское тондо ок . 200 г. н. э. — один из немногих сохранившихся образцов панно классической античности , изображающий первые два поколения императорской династии Северов , представители которой правили Римской империей в конце II — начале III веков. На ней изображен римский император Септимий Север ( годы правления 193–211 ) с женой, августой Юлией Домной , а также их двумя сыновьями и соавгустами Каракаллой ( годы правления 198–217 ) и Гетой ( годы правления 209–211 ). Лицо одного из двух братьев было намеренно стерто, скорее всего, в рамках Damnatio Memoriae . [1]
Справа от зрителя – Септимий Север, слева – Юлия Домна. Перед ними мальчики Каракалла и Гета. Все носят украшенные драгоценными камнями золотые венки и императорские знаки отличия, некоторые детали которых утеряны. Датировка произведения вызвала некоторые споры среди ученых, окончательный консенсус составил ок. 200 год нашей эры . [2] Тондо имеет множество стилистических связей с портретами Фаюмской мумии, его производство располагалось в районе Фаюм в Египте . включая материалы и художественные элементы, и в этот период [3] Позже тондо снова появилось в сфере торговли антиквариатом ; происхождение ( инвентарный неизвестно до поступления в Antikensammlung Berlin номер 31329) в 20 веке. Сейчас он находится в Старом музее .
Описание
[ редактировать ]
Работа представляет собой темперу , или картину на основе яиц, на круглой деревянной панели, или тондо , диаметром 30,5 см (12,0 дюйма). На нем изображена императорская семья в роскошных парадных одеждах. Септимий Север и его сыновья также держат скипетры и носят золотые венки, украшенные драгоценными камнями. [3] У Юлии Домны характерная прическа, заплетенная в параллельные пряди, возможно, стиль ее дома в Сирии , и, возможно, парик. Хотя обычно считается, что Юлия Домна ввела обычай носить парики в римском обществе, данные указывают на то, что ее предшественник ввел использование париков в портретной живописи. [4] Хотя на портрете Джулия изображена заметно бледнее Северуса, истинный цвет лица героев, вероятно, передан неточно, поскольку художественные традиции той эпохи часто изображали женщин с более светлой кожей, а мужчин - с более темной кожей. [5]
Лицо одного сына было стерто в результате преднамеренного акта иконоборчества , а пустующее место залито экскрементами. [6] Большинство ученых полагают, что это Гета, чье лицо было удалено, вероятно, после его убийства преторианской гвардией Каракаллы и последовавшего за этим Damnatio Memoriae . [7] Однако также возможно, что Гета (как младший сын) - младший мальчик, и именно лицо Каракаллы было стерто, возможно, в качестве компенсации за массовую казнь Каракаллой молодых александрийских мужчин в 215 году. [8]
Тондо, вероятно, создавалось квадратной или прямоугольной формы, а позже разрезалось на круг. Утрата части оригинальной росписи наиболее заметна на скипетрах, которые держат мужчины: верхние части, когда-то украшенные императорскими символами, теперь отсутствуют. Вполне вероятно, что в наше время панно было сокращено, чтобы улучшить его продаваемость на арт-рынке. [9]
Исторический контекст
[ редактировать ]
Династия Северов существовала с 193 по 235 год нашей эры. Септимий Север , основатель династии, родился в Лептис-Магне , Триполитания (современная Ливия) в 145 году нашей эры. Северус получил власть и статус в 190 году нашей эры, когда он поднялся в рядах Сената под руководством Марка Аврелия . [6] Когда Северус пришел к власти, он получил множество губернаторских должностей. Он владел владениями Галлии Лугдуненской , Верхней Паннонии и Сицилии . После убийства императора Коммода в 192 году и недолговечного правления Пертинакса Северус захватил власть с помощью своих войск в 193 году. [6] Следующие четыре года Северус провел, отражая сопротивление своих соперников. Наконец, в 197 г. империя была закреплена под его единоличной властью. После того как империя была закреплена, Северус провел множество успешных военных кампаний, самая известная из которых была против парфян . [6]
После смерти Севера в феврале 211 года империей должны были совместно управлять его сыновья Каракалла и Гета. В декабре того же года Каракалла приказал убить Гету и был единоличным правителем, пока он также не был убит в 217 году. Династия продолжала иметь бурную линию преемственности до своего конца в 235 году. [6]
Осуждение памяти
[ редактировать ]
После убийства Гета был подвергнут Damnatio Memoriae . В этом официальном акте Сенат выступил против его памяти. Это привело к массовому удалению, порче и стиранию Геты по всей Римской империи. Северанское тондо служит одним из лучших примеров официальных мемориалов Damnatio, посвященных фигуре Геты. [11]
Идея Damnatio Memoriae достигла своего апогея во времена династии Северов , которая просуществовала сорок два года. Использование Damnatio memoriae против членов и соперников императорской семьи происходило множество раз за время правления династии Северов. [6] Некоторые примеры членов императорской семьи и политических соперников, которые были официально санкционированы той или иной формой Damnatio Memoriae, включали: Дидий Юлиан , Плавтилла , Клодий Альбин , Элагабал , Юлия Соемиас и Песценний Нигер . [6] Тондо - одно из немногих сохранившихся произведений искусства, иллюстрирующих физическое повреждение в акте Damnatio Memoriae; размазывания грязи, субпродуктов , краски или даже экскрементов. в древних источниках зафиксирована практика [6]
Тондо, возможно, служило витриной для икон как в публичном, так и в частном порядке, возможно, даже в качестве реликвии имперского культа . Возможно, это был способ владельца заявить о своей лояльности императорской семье и правящей династии; это было бы актом pietas . [6] Издевательство над фигурой Геты в тондо продолжило бы личное выражение лояльности владельца. Удалив фигурку Геты из тондо, владелец сможет и дальше поддерживать нового императора Каракаллу и наследие Септимия Севера и Юлии Домны . [6] Эта демонстрация Damnatio memoriae с изображением Геты показывает, что такая практика порчи имела место не только на общественных памятниках и произведениях искусства, но и в частных помещениях. [6] Имя и титул Геты вместе с его изображением были стерты почти из каждой относящейся к нему надписи. Всего нетронутых надписей около тридцати одного процента. [6] Большое количество изображений и надписей, испорченных в Damnatio Memoriae Геты, указывает на то, что римская армия, возможно, сыграла важную роль в официальном акте стирания Геты. [6] В отличие от Геты, когда Каракалла был убит, он не был подвергнут официальному проклятию memoriae, поскольку солдаты его очень любили. Однако сенат не позаботился о нем и назвал его тираном; поэтому, чтобы успокоить некоторых сенаторов, новый император Макрин незаметно убрал некоторые из своих изображений с публичных выставок. [6]
Стиль
[ редактировать ]Период искусства Северов определяется гражданской войной, которая произошла во время основания их династии. Чтобы помочь с переходом власти и своим общественным имиджем, императорская семья Северов умело сохранила ранний период Антонинов в процессе соответствующей иконографии . [3] Септимию Северу нужно было преодолеть неопределенность преемственности, создав сильную династическую линию с помощью портретов. Это также было достигнуто благодаря стандартизации императорской портретной живописи, которая началась в третьем веке с тондо и стала нормой в четвертом веке. Некоторые элементы включают в себя непривлекательные большие глаза, расположение фигур фронтально и детали одежды высшего сословия. [3] Портретная живопись Северана во время правления Септимия Севера была разделена на два различных стиля: вдохновленный Антонином, и тот, который сочетал в себе изображение императора с Сераписом , греко-египетским богом. После своей смерти Каракалла положил начало отходу от классического стиля и греческих традиций к тому, что впоследствии стало стилем позднеантичного периода. [3]
Стилистические связи
[ редактировать ]
Роспись тондо на деревянной доске темперными красками соответствует стилю фаюмских портретов . [3] Еще одна стилистическая связь – добавление в тондо украшений и венков. Это был важный элемент, отражающий культурную самобытность и религиозные обычаи в портретной живописи Фаюма. Использование общепринятой греческой четырехцветной палитры: белого, красного, желтого и черного, а также одного источника света — еще одно сходство между фаюмскими портретами и Северанским тондо. [3] Хотя многие из сохранившихся фаюмских портретов действительно относились к захоронению или воспоминаниям, некоторые примеры отличаются, например, Северан Тондо. [12] Северан Тондо мог бы быть выставлен на общественном здании в городе Фаюм. [12] Возможно, она была написана в честь визита Септимия Севера в Египет в 199 году после его военных побед над Парфянской империей в предыдущем году и перед его кампаниями в Северной Африке в 203 году. [6] Художник, создавший «Северан Тондо», возможно, в первую очередь работал художником-портретистом Фаюмской мумии, что могло бы объяснить стилистические связи этой работы с портретами Фаюмской мумии. [12]
Интерпретация
[ редактировать ]Это изображение, вероятно, является примером императорских портретов, которые производились серийно для демонстрации в офисах и общественных зданиях по всей Римской империи; В рамках римской правовой процедуры некоторые документы приходилось подписывать перед изображением императора, что придавало им тот же статус, как если бы они были подписаны в его фактическом присутствии. [13] При каждой смене императора портрет выбрасывался или заменялся. Поскольку дерево является органическим материалом и обычно не выживает, Северанское тондо до сих пор остается единственным сохранившимся образцом этого типа живописи. [14]
Встречаться
[ редактировать ]Датировка тондо вызвала некоторые споры среди ученых, включая интерпретацию элементов, способствующих датировке произведения, а также стиль портрета Сераписа . Некоторые спорят о наличии у Северуса завитков на верхней части лба. [2] Винтовые замки, если они присутствуют, указывают на то, что дата этого произведения соответствует началу портретного типа Сераписа. Некоторые ученые датируют это произведение периодом между 202 и 203 годами нашей эры, поскольку стиль портретной живописи Сераписа обычно считается начавшимся в 204 году. [2] Факты указывают на то, что тондо является предшественником портретного типа Сераписа. И Гета, и Каракалла изображены в коронах, это указывает на то, что картина появилась после 198 года, года, когда Гета стал Цезарем. Тондо Северуса не имеет признаков возраста, что датирует его годом ранее 202 года; Официальные портреты Северуса впервые начали проявлять признаки возраста в 202 году. [2] Также Каракалла, родившийся в 188 году, изображен юношей, что указывает на дату примерно до 205 года, когда для него был введен более зрелый портретный стиль. [6] Сейчас предполагается, что семейный портрет, наряду с доказательствами монет и датой поездки в Египет, был создан между 199 и 200 годами. [2]
Провенанс
[ редактировать ]История картины после ее создания неизвестна до тех пор, пока Antikensammlung Berlin не приобрела ее в 1932 году у арт-дилера в Париже. Он находится в Старом музее , одном из государственных музеев Берлина (Staatliche Museen zu Berlin). [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Старый музей
- ^ Jump up to: а б с д и Макканн, Анна Маргарита (1968). «Портреты Септимия Севера (193–211 гг. н. э.)» . Мемуары Американской академии в Риме . 30 : 4–222. дои : 10.2307/4238661 . JSTOR 4238661 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Так, Стивен Л. (2015). История римского искусства . Джон Уайли и сыновья, Инкорпорейтед.
- ^ Бахарал, Дрона (1992). «Портреты Юлии Домны 193-211 годов нашей эры и династическая пропаганда Л. Септимия Севера» . Латомус . 51 (1): 110–118. JSTOR 41536198 – через JSTOR.
- ^ ХЕКЛ, ЭНН Э. (2001). «Братья или любовники? Новое прочтение «Тондо двух братьев» » . Бюллетень Американского общества папирологов . 38 (1/4): 72–73. ISSN 0003-1186 . JSTOR 24519765 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Варнер, Эрик Р. (2004). Увечье и трансформация: Damnatio Memoriae и портретная живопись Римской Империи . БРИЛЛ.
- ^ Фишер, Грег (2022). Римский мир от Ромула до Мухаммеда: новая история . Абингдон, Оксон. п. 447. ИСБН 978-1-000-43266-4 . OCLC 1240828414 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дитер Мецлер, «Иконоборчество и иконофобия в древности», в «Иконоборчество», изд. Мартина Варнке (Мюнхен, 1973), стр. 17-18.
- ^ Винсент Рондо: Последние лица богов Египта , Париж, 2013 г. ISBN 978-2840508571 , с. 33
- ^ Гарольд Маттингли , Эдвард А. Сиденхэм, Римская имперская чеканка , том. IV, часть I, Пертинакс Гете , Лондон, Spink & Son, 1936, с. 115.
- ^ Хачлили, Рэйчел (2013). Древние синагоги – археология и искусство: новые открытия и современные исследования . БРИЛЛ.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, Дэвид Л. (1982). Портреты мумий в музее Дж. Пола Гетти . Музей. ISBN 9780892360383 .
- ^ Кено, Майкл (1991). Икона: Окно в Царство . Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 16. ISBN 0-88141-098-5 .
- ^ Хизингер, Ульрих В. (1969). «Юлия Домна: Два портрета в бронзе». Американский журнал археологии . 73 (1). Археологический институт Америки : 39–44. дои : 10.2307/503372 . ISSN 1939-828X . JSTOR 503372 . S2CID 193009611 .
Некоторое представление о впечатлении, которое могли бы произвести такие украшения, можно получить из расписного тондо из Египта с показов Юлии Домны с жемчужными серьгами-подвесками, диадемой и ожерельем, украшенными драгоценными камнями.
- ^ Старый музей
Библиография
[ редактировать ]- Берлинский музей древностей; Вольф-Дитер Хейлмейер (1988). Выставленные работы (на немецком языке). Берлин: Государственные музеи прусского культурного наследия. п. 373.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Северан Тондо , Старый музей, Государственные музеи Берлина
- Жены Цезаря: Секс, Власть и Политика в Римской Империи , Аннелиза Фрейзенбрух], стр.186
- Увечье и трансформация: Damnatio memoriae и портретная живопись Римской империи , Том 10 of Monumenta Graeca et Romana», ISBN 9004135774 , стр. 181-182.
- Имперский Рим и христианский триумф: Искусство Римской империи 100-450 гг. н.э. , Яс Эльснер, стр.55-56