Портрет доктора Гаше
Портрет доктора Гаше | |
---|---|
![]() 1-я версия | |
Художник | Винсент Ван Гог |
Год | 1890 |
Каталог | |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 67 см × 56 см (23,4 × 22,0 дюйма) |
Расположение | Частная коллекция |
Портрет доктора Гаше | |
---|---|
![]() 2-я версия | |
Художник | Винсент Ван Гог |
Год | 1890 |
Каталог | |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 67 см × 56 см (23,4 × 22,0 дюйма) |
Расположение | Музей Орсе , Париж |
Портрет доктора Гаше — одна из самых почитаемых картин голландского художника Винсента Ван Гога . На нем изображен доктор Поль Гаше , врач-гомеопат и художник. [ 1 ] с которым Ван Гог проживал после пребывания в приюте в Сен-Реми-де-Прованс . Гаше заботился о Ван Гоге в последние месяцы его жизни. Существуют две достоверные версии портрета, обе написанные в июне 1890 года в Овер-сюр-Уаз . На обоих Гаше изображен сидящим за столом, подперев голову правой рукой, но их легко отличить по цвету и стилю. Также есть офорт.
Первая версия была приобретена Штеделем во Франкфурте в 1911 году, а затем конфискована и продана Германом Герингом . В мае 1990 года она была продана на аукционе за 82,5 миллиона долларов (192,4 миллиона долларов сегодня) Рёэю Сайто в мире , что сделало ее самой дорогой картиной на тот момент. Затем он исчез из поля зрения общественности, и Städel не смог его найти в 2019 году. Вторая версия принадлежала Гаше и была завещана Франции его наследниками. Несмотря на споры о ее подлинности, сейчас она висит в Музее Орсе в Париже.
Фон
[ редактировать ]В конце 1888 года Ван Гог начал испытывать психический срыв , отрезав себе часть уха. [ 2 ] Он пролежал в больнице месяц, [ 2 ] но не был полностью исцелен, и в апреле 1889 года он поместился в приют в Сен-Реми-де-Прованс , где оставался в течение года. [ 1 ] Выпущенный в 1890 году брат Ван Гога Тео искал дом для художника. По рекомендации Камиля Писсарро , бывшего пациента врача, который рассказал Тео об интересах Гаше в работе с художниками, Тео отправил Винсента во второй дом Гаше в Овере. [ 3 ]
Первое впечатление Винсента Ван Гога о Гаше было неблагоприятным. В письме Тео он заметил: «Я думаю, что нам вообще не следует рассчитывать на доктора Гаше. Прежде всего, я думаю, он более болен, чем я, или, скажем так, вот и все. Теперь, когда человек слепой ведет другого слепого, не упадут ли они оба в канаву?» [ 4 ] Однако в письме, датированном двумя днями позже их сестре Вильгельмине , он сообщил: «Я нашел настоящего друга в докторе Гаше, что-то вроде еще одного брата, настолько мы похожи друг на друга физически, а также умственно». [ 5 ]
Во время пребывания у Гаше Ван Гог прожил очень плодотворно, написав более семидесяти картин. [ 6 ] включая портреты Гаше. [ 7 ]
Мысли Ван Гога несколько раз возвращались к картине Эжена Делакруа « Торквато Тассо в сумасшедшем доме». После визита с Полем Гогеном в Монпелье, чтобы увидеть Альфреда Брюйя коллекцию в Музее Фабра , Ван Гог написал Тео, спрашивая, может ли он найти копию литографии после картины. [ 8 ] Три с половиной месяца назад он думал об этой картине как о образце портретов, которые он хотел написать: «Но она была бы более гармонична с тем, что Эжен Делакруа пытался и осуществил в своем « Тассо в тюрьме» , и много других картин, изображающих настоящего человека, портрет с мыслью, душой модели, вот что, я думаю, должно произойти». [ 9 ]
Ван Гог писал своей сестре в 1890 году о картине:
Портрет г-на Гаше я написал с грустным выражением лица, которое вполне могло бы показаться гримасой тому, кто его увидит... Грустно, но нежно, но ясно и умно, вот сколько портретов надо сделать.. ...Есть современные головы, на которые можно смотреть долго и на которые, возможно, можно будет с тоской смотреть сто лет спустя. [ 10 ]
Портреты доктора Гаше были закончены всего за шесть недель до того, как Ван Гог застрелился и скончался от ран. [ 11 ]
Состав
[ редактировать ]

Ван Гог изобразил Гаше, опирающегося правым локтем на красный стол, с головой в руке. две желтые книги, а также фиолетовая лекарственная трава наперстянка На столе лежат . Наперстянка на картине — это растение, из которого извлекают наперстянку для лечения некоторых сердечных заболеваний, что, возможно, является атрибутом Гаше как врача. [ 6 ]
«Чувствительное лицо доктора», которое Ван Гог написал Полю Гогену, несет в себе «убитое горем выражение нашего времени», Роберт Уоллес описывает его как фокус портрета. [ 12 ] Уоллес описал ультрамариново-синее пальто Гаше, расположенное на фоне холмов, окрашенных в более светлый синий цвет, как подчеркивающее «усталые, бледные черты лица и прозрачные голубые глаза, отражающие сострадание и меланхолию этого человека». [ 12 ] Сам Ван Гог говорил, что это выражение меланхолии «многим, кто видел полотно, показалось бы гримасой». [ 10 ]
С помощью «Портрета доктора Гаше » Ван Гог стремился создать «современный портрет», который, как он написал своей сестре, «впечатляет меня больше всего — гораздо больше, чем все остальное в моем ремесле ». [ 5 ] Развивая эту цитату, ученый Ван Гога Ян Хульскер отметил: «... гораздо более поздние поколения воспринимают ее не только как психологически поразительный, но и как очень нетрадиционный и « современный » портрет». [ 13 ] Он также писал: «Мой автопортрет написан почти так же, но синий цвет — это прекрасный синий цвет Миди, а одежда — светло-сиреневый». [ 5 ] это относится к одному из его последних автопортретов , написанному в сентябре прошлого года. [ 13 ]
Ван Гог также написал Вильгельмине о портретах мадам Жину, которые он написал сначала в Арле в 1888 году, а затем снова в феврале 1890 года, находясь в больнице в Сен-Реми. Второй комплект был стилизован под портрет той же фигуры работы Гогена, и Ван Гог описал энтузиазм Гаше при просмотре версии, написанной ранее в том же году, которую художник принес с собой в дом в Овере. [ 13 ] Впоследствии Ван Гог перенес композиционные элементы этого портрета в портрет доктора Гаше, в том числе столешницу с двумя книгами и позу фигуры с склоненной на одну руку головой. [ 13 ]
Выставка
[ редактировать ]Оригинальная версия
[ редактировать ]Впервые проданная в 1897 году невесткой Ван Гога Джоанной Ван Гог-Бонгер за 300 франков, картина впоследствии была куплена Полем Кассирером (1904), Кесслером (1904) и Дрюэ (1910). В 1911 году картина была приобретена Штеделем ( Städtische Galerie) во Франкфурте , Германия, и висела там до 1933 года, когда картину поместили в потайную комнату. Имперское министерство общественного просвещения и пропаганды конфисковало произведение в 1937 году в рамках своей кампании по избавлению Германии от так называемого дегенеративного искусства . Герман Геринг через своего агента Зеппа Ангерера продал ее Францу Кенигсу в Париже вместе с «Каменоломней Бибемуса» и Сезанна « Садом Добиньи» также Ван Гога. [ 14 ] В августе 1939 года Кенигс перевез картины из Парижа к Кнодлеру в Нью-Йорке. Зигфрид Крамарский бежал в Лиссабон в ноябре 1939 года и в январе 1940 года прибыл в Нью-Йорк. Картины оказались на хранении у Крамарского, где работу часто передавали в аренду Метрополитен-музею . [ 15 ]
Семья Крамарского выставила картину на аукцион Christie's в Нью-Йорке 15 мая 1990 года. [ 16 ] где она прославилась благодаря Рёэю Сайто , почетному председателю компании Daishowa Paper Manufacturing Co., заплатившему за нее 82,5 миллиона долларов США (75 миллионов долларов плюс 10-процентная комиссия покупателя), что сделало ее на тот момент самой дорогой картиной в мире . [ 15 ] Двумя днями позже Сайто купил картину Ренуара « Бал в мулен де ла Галетт» почти за такую же сумму: 78,1 миллиона долларов на Sotheby's . 75-летний японский бизнесмен заявил, что после его смерти он кремирует вместе с собой картину Ван Гога. [ 17 ] Хотя позже он сказал, что рассмотрит возможность передачи картины японскому правительству или музею, с момента его смерти в 1996 году не было обнародовано никакой информации о точном местонахождении и принадлежности портрета. [ 18 ] В сообщениях 2007 года говорилось, что картина была продана десятью годами ранее управляющему инвестиционным фондом австрийского происхождения Вольфгангу Флёттлю . [ 19 ] Сообщается, что Флёттль, в свою очередь, был вынужден из-за финансовых проблем продать картину пока неизвестным сторонам. [ 19 ] Штедель нанял частного детектива, чтобы найти картину, надеясь показать ее на выставке в 2019 году. Ее не удалось найти, и вместо этого оригинальная рама, все еще принадлежащая музею, была выставлена пустой. [ 20 ]
Вторая версия
[ редактировать ]
офорт , 18 см × 15 см
(единственная гравюра Ван Гога)
Существует вторая версия портрета, принадлежавшая самому Гаше. В начале 1950-х годов вместе с остатками его личной коллекции картин постимпрессионистов она была завещана Французской Республике его наследниками. [ 21 ] [ 22 ]
Подлинность второй версии часто подвергалась проверке из-за ряда факторов. В письме Тео от 3 июня 1890 года Винсент упоминает свою работу над портретом, который включает в себя «... желтую книгу и растение наперстянки с фиолетовыми цветами». [ 23 ] В последующем письме, отправленном Вильгельмине, также упоминаются «желтые романы и цветок наперстянки». [ 5 ] Поскольку во второй версии картины желтые новеллы отсутствуют, буквы явно относятся только к оригинальной версии. Доктор Гаше, как и его сын, которого также звали Поль, сами были художниками-любителями. Наряду с оригинальными произведениями они часто делали копии картин постимпрессионистов из коллекции Гаше-старшего, в которую входили не только произведения Ван Гога, но и Сезанна , Моне , Ренуара и других. Эти копии были самопровозглашенными и подписаны псевдонимами Поль и Луи Ван Риссели, однако такая практика поставила под сомнение всю коллекцию Гаше, включая портрет доктора. [ 24 ] Кроме того, некоторые критики отметили огромное количество работ, появившихся во время пребывания Ван Гога в Овере, примерно восемьдесят за семьдесят дней, и задали вопрос, написал ли он их все сам. [ 21 ]
Частично в ответ на эти обвинения Музей Орсе , в котором хранится вторая версия портрета Гаше, а также другие работы, первоначально принадлежавшие доктору, провел в 1999 году выставку его бывшей коллекции. [ 21 ] Помимо картин Ван Гога и других мастеров постимпрессионизма выставку сопровождали работы старшего и младшего Гаше. [ 25 ] Перед выставкой музей заказал для сравнения инфракрасный , ультрафиолетовый и химический анализ восьми работ Ван Гога, Сезанна и Гаше. Исследования показали, что пигменты на картинах Ван Гога выцветают иначе, чем на копиях Гаше. [ 25 ] Выяснилось также, что картины Гаше были нарисованы контурами и залиты краской, тогда как работы Ван Гога и Сезанна были написаны прямо на холсте. [ 24 ] Ван Гог также использовал один и тот же грубый холст для всех своих картин в Овере, за исключением «Церкови в Овере» (подлинность которой никогда не подвергалась сомнению). [ 21 ] Помимо научных доказательств, защитники утверждают, что, хотя вторая версия «Портрета доктора Гаше» часто считается менее качественной, чем многие работы Ван Гога в Арле, по технике она превосходит все, написанное старшим или младший Гаше. [ 24 ] [ 25 ]
Голландский ученый Ж. Б. де ла Фай , составивший первый исчерпывающий каталог работ Ван Гога в 1928 году, отметил в своей рукописи: «Мы считаем эту картину очень слабой копией предыдущей, лишенной пронзительного взгляда» оригинала. Редакторы посмертного издания книги Файля 1970 года не согласились с его оценкой, заявив, что считают обе работы высококачественными. [ 26 ]
Офорт
[ редактировать ]Ван Гог, которого Гаше познакомил с офортом, в 1890 году сделал офорт « Портрет доктора Гаше». Гаше и Ван Гог обсуждали создание серии тем южной Франции, но этого так и не произошло. Это была единственная гравюра, также известная как L'homme à la Pipe (Человек с трубкой), которую когда-либо создал Ван Гог. Брат Ван Гога, Тео, получивший впечатление от офорта, назвал его «настоящим офортом художника. Никакой изысканности в исполнении, но рисунок на металле». Это другая поза, чем на «Портрете доктора Гаше» Ван Гога , принадлежащем Музею Орсе . Национальная галерея Канады считает, что «волнообразное течение линии типично для выразительности позднего стиля Ван Гога». Оттиск, принадлежащий Национальной галерее, взят с одной из 60 гравюр, сделанных после смерти Ван Гога сыном доктора Гаше, Полем Гаше-младшим. Коллекционная марка Гаше появляется на нижнем крае отпечатка. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Винсент Ван Гог» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бреттелл, Ричард Р.; Хейс Такер, Пол; Хендерсон Ли, Натали (2009). Картины девятнадцатого и двадцатого веков . Метрополитен-музей. п. 126. ИСБН 9781588393494 . Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 г. Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ Рэвин, Джеймс; Амальрик, Питер (1997). «Неопубликованная рукопись Поля-Фердинанда Гаше «Офтальмия в армиях Европы » документ Офтальмологический 93 (1/2): 49–59. дои : 10.1007/bf02569046 . ПМИД 9476604 . S2CID 20217116 .
- ↑ Письмо 648. Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Письмо W22. Архивировано 11 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Хенли, Джон (27 января 1999 г.). «Замечательный доктор Гаше» . Хранитель . Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 года . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ «Доктор Поль Гаше» . Музей Орсе . Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 года . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ↑ Письмо 564. Архивировано 25 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- ↑ Письмо 531. Архивировано 9 июля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Письмо W23. Архивировано 27 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Талли, Джадд (16 мая 1990 г.). «82,5 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ ДЛЯ ВАН ГОГА» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 29 октября 2018 года . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Уоллес, Роберт (1969). Мир Ван Гога . Нью-Йорк: Книги Time-Life. стр. 174–75 .
- ^ Jump up to: а б с д Хульскер, Ян (1990). Винсент и Тео Ван Гог: двойная биография . Анн-Арбор, Мичиган: Публикации Фуллера. стр. 420–21. ISBN 0-940537-05-2 .
- ^ Линдси, Иван. (2014). История грабежа и украденного искусства: от древности до наших дней . Лондон: Эндрюс Великобритания. п. 413. ИСБН 978-1-906509-56-9 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 г. Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Кляйнер, Кэролин (24 июля 2000 г.). «Акт исчезновения Ван Гога» . Тайны истории . Новости США и мировой отчет. Архивировано из оригинала 8 декабря 2013 года . Проверено 7 мая 2011 г.
- ↑ Christie's, Нью-Йорк, 15 мая 1990 года, лот 21 из картин и скульптур импрессионистов и современных художников (Часть 1) . Распродажа ГАШЕ-7068.
- ^ Асборн, Дэвид (27 июля 1999 г.). «Потерянного Ван Гога боялись кремировать вместе с владельцем» . Независимый . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «История картины доктора Гаше» . Аннабох.com. 15 мая 1990 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2010 г. Проверено 15 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Наблюдение «Доктора Гаше»: Это БЫЛ Флёттль! Архивировано 4 мая 2018 г. в Wayback Machine , ArtsJournal.
- ^ Бейли, Мартин (15 ноября 2019 г.). «Где портрет доктора Гаше? Загадочное исчезновение самой дорогой картины Ван Гога» . www.theartnewspaper.com . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бейли, Мартин (март 1999 г.). «Сезанн присоединяется к Ван Гогу для тщательного изучения» . Художественная газета : 10–12. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 5 мая 2011 г.
- ^ Киммельман, Майкл (29 мая 1999 г.). «Сравнивая фальшивое и великое» . Арт-обзор . Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала 27 мая 2015 года . Проверено 5 мая 2011 г.
- ↑ Письмо 638. Архивировано 12 января 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Личфилд, Джон (5 февраля 1999 г.). «Искусство: в Гаше нет репутации» . Независимый . Архивировано из оригинала 26 апреля 2010 года . Проверено 6 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Хенли, Джон (28 января 1999 г.). «Замечательный доктор Гаше» . Хранитель . Архивировано из оригинала 7 мая 2014 года . Проверено 7 мая 2011 г.
- ^ де ла Фай, JB; Рейнал и компания (1970). Работы Винсента Ван Гога . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. п. 292.
- ^ «Портрет доктора Гаше» . Коллекции . Национальная галерея Канады, Оттава. 2011. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 21 мая 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зальцман, Синтия: Портрет доктора Гаше: История шедевра Ван Гога: деньги, политика, коллекционеры, жадность и потери . ISBN 0-670-86223-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей Орсе: Винсент Ван Гог, доктор Поль Гаше. Архивировано 16 марта 2018 г. в Wayback Machine.
- Ван Гог, Картины и рисунки: Специальная арендная выставка , полностью оцифрованный каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея, который содержит материалы по этой картине (см. Указатель)
- Моффетт, Чарльз С. Ван Гог как критик и самокритик , каталог выставки 1973 года из Метрополитен-музея.
- Подкаст « В поисках Ван Гога» , выпущенный 12 сентября 2019 года музеем Штеделя.
СМИ, связанные с портретами доктора Гаше Винсента Ван Гога на Викискладе?