Портрет мадам X
Портрет мадам X | |
---|---|
Художник | Джон Сингер Сарджент |
Год | 1884 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 234,95 см × 109,86 см (92,5 × 43,25 дюйма) |
Расположение | Метрополитен-музей , Манхэттен |
Веб-сайт | Мадам X (Мадам Пьер Готро) |
«Мадам X» или «Портрет мадам X» — портретная картина Джона Сингера Сарджента , изображающая молодую светскую львицу Виржини Амели Авеньо Готро , жену французского банкира Пьера Готро. «Мадам X» была написана не по заказу, а по заказу Сарджента. [1] Это исследование в оппозиции. Сарджент показывает женщину, позирующую в черном атласном платье с бретельками, украшенными драгоценными камнями, платье, которое одновременно открывается и скрывается. Для портрета характерен бледный телесный тон персонажа, контрастирующий с темным платьем и фоном.
Скандал, возникший из-за неоднозначного приема картины на Парижском салоне 1884 года, означал временную неудачу для Сарджента во Франции. [2] хотя, возможно, это помогло ему позже сделать успешную карьеру в Великобритании и Америке. [3]
Предыстория [ править ]
Моделью была американская французская креольская иммигрантка из Нового Орлеана в Луизиане , вышедшая замуж за французского банкира, вдвое старше ее, и прославившаяся в парижском высшем обществе своей красотой и слухами о сексуальных изменах. Она носила лавандовую пудру и гордилась своей внешностью. Ее называли «профессиональной красавицей» - термином для женщины, которая использует личные навыки для продвижения в обществе. [4] Ее нетрадиционная красота сделала ее объектом восхищения художников; Американский художник Эдвард Симмонс утверждал, что он «не мог перестать преследовать ее, как оленя». [5] Сарджент также был впечатлен и ожидал, что портрет Готро привлечет много внимания на предстоящем Парижском салоне и повысит интерес к портретным заказам. Он написал другу:
У меня огромное желание написать ее портрет, и у меня есть основания думать, что она позволит это, и я жду, чтобы кто-нибудь предложил это почтение ее красоте. Если вы bien avec elle и увидите ее в Париже, вы могли бы сказать ей, что я человек огромного таланта. [5] : 15
Хотя она отклоняла многочисленные подобные просьбы художников, Готро приняла предложение Сарджента в феврале 1883 года. [5] : 14–15 Сарджент, как и Готро, был эмигрантом, и их сотрудничество было истолковано как мотивированное общим желанием достичь высокого статуса во французском обществе. [4]
Исследования [ править ]
Зимой 1883 года прогресс был незначительным, поскольку Готро был отвлечен общественными делами и по своей природе не был склонен к дисциплине позирования для портрета. По ее предложению Сарджент в июне отправился в ее поместье в Бретани , где приступил к серии подготовительных работ карандашом, акварелью и маслом. [5] : 16 В результате этих сеансов появилось около тридцати рисунков, в которых были предприняты попытки принять множество поз. Как и возможный портрет, масляный эскиз под названием « Мадам Готро, пьющая тост» ( Музей Изабеллы Стюарт Гарднер ) показывает профиль и обнаженные руки объекта на темном фоне, но носит более свободный и неформальный характер.
Как и в Париже, в деревне Готро наскучило сидение; здесь тоже были социальные обязанности, а также обязанности по уходу за ее четырехлетней дочерью, ее матерью, гостями дома и полным домашним персоналом. Сарджент жаловался на «неописуемую красоту и безнадежную лень мадам Готро». [5] : 16–17
Исполнение [ править ]
Как и в своих предыдущих работах в Салоне, «Дочери Эдварда Дарли Бойта» и «Эль-Халео» , Сарджент выбрал холст достаточно большого размера, чтобы обеспечить его внимание на переполненных стенах Салона. Поза оказалась отличной от любой из опробованных в предварительных работах. Для этого Готро пришлось стоять лицом к художнице, голова была отвернута, правая рука вытянута за спину для поддержки, а рука лежала на низком столике; в результате удалось создать напряжение в шее и руке, а также подчеркнуть элегантные контуры объекта. [5] : 17 Для рисования искусственного тона бледной кожи Готро Сарджент использовал палитру, состоящую из свинцовых белил , розовой марены , киновари , виридиана и костяного черного цвета . [5] : 17
Даже когда композиция была определена и началась живопись, работа продвигалась медленно. В письме другу Сарджент писал: «Однажды я был этим недоволен и пролил светлый тон на прежний мрачный фон... élancée [ высокий и стройный] [4] Фигура модели показывает гораздо большее преимущество». [4] 7 сентября Сарджент написал: «Все еще в Параме, греясь в лучах солнца моей прекрасной модели». [6] К осени интерес Сарджента к этому предприятию близился к завершению: «Лето определенно закончилось, а вместе с ним, признаюсь, пришло и мое удовольствие от пребывания в Ле Шене [поместье Готро]». [5] : 20
Пока работа продолжалась, Готро был полон энтузиазма; она считала, что Сарджент пишет шедевр. [5] : 18
Описание [ править ]
В просторе белой кожи – от высокого лба до изящной шеи, плеч и рук – уверенность и эффектность. Хотя черный цвет ее платья и смелый, он также глубокий, рецессивный и загадочный. Она окружена насыщенным коричневым цветом, который одновременно яркий и достаточно темный, чтобы контрастировать с оттенками кожи. Больше всего сбивает с толку белизна кожи, явная имитация «аристократической бледности»; напротив, ее красное ухо является резким напоминанием о цвете неукрашенной плоти. [7]
Сарджент тщательно выбирал позу для Готро: ее тело смело обращено вперед, а голова повернута в профиль. Профиль — это одновременно утверждение и отступление; половина лица скрыта, в то же время открытая часть может казаться более четкой, чем анфас.
Стол поддерживает Готро и повторяет ее изгибы и позу. В то время ее поза считалась сексуально наводящей на размышления. Как первоначально было показано, одна бретелька ее платья упала с правого плеча Готро, что предполагает возможность дальнейшего разоблачения; «Еще одна борьба, — писал критик в газете «Фигаро », — и дама будет свободна». (Возможно, критик не знал, что лиф был построен на основе из металла и китового уса и не мог упасть; погоны были декоративными).
Эротическая направленность изображения явно принадлежит высшему классу: неестественно бледная кожа, подтянутая талия, строгость профиля и акцент на аристократическом строении костей — все это подразумевает отстраненную сексуальность «под профессиональным контролем натурщика», а не предлагаемую для зрительское наслаждение. [7]
Классические источники, такие как фигуры на фреске Франческо де Росси , были предложены в качестве вдохновения для этой позы. [8] В картине присутствует несколько тонких классических отсылок: сирены из греческой мифологии украшают ножки стола, а тиара в форме полумесяца, которую носит Готро, символизирует богиню Диану . Последнее не было придумано художником, а было частью самопоказания Готро. [6]
Прием [ править ]
Непосредственная реакция на картину была резко негативной. Сарджент присутствовал на открытии выставки Парижского салона 1884 года, на которой впервые была выставлена мадам X (под названием «Портрет мадам ***») вместе с Ральфом Уормли Кертисом . Кертис написал, что «перед этим весь день шла грандиозная тапаж [толпа]». Хотя некоторые художники хвалили стиль Сарджента, Кертис писал, что реакция широкой публики была в подавляющем большинстве отрицательной: «Все женщины смеются. Ах, вуаля, красавица!» «О, quel horreur!» [Ах, вот это «красиво!» «О, как ужасно!»] и т. д.» [9]
Вскоре после открытия выставки начали поступать негативные отзывы. Первая во L'Événement гласила: французской газете
«Г-н Сарджент совершил ошибку, если решил, что выразил сокрушительную красоту своей модели... Даже признавая некоторые качества, которыми обладает картина, мы потрясены бесхребетным выражением лица и вульгарным характером фигуры». [10] : 140
Подобные обзоры последовали этому примеру. Многие сосредоточились на воспринимаемой непривлекательности предмета картины, особенно в сравнении с репутацией Готро (чья личность была лишь слегка завуалирована анонимностью названия картины) как великой красавицы, часто сосредотачивающейся на ее коже, которую описывали как «бледный» и «трупный». [10] : 140
Другие акцентировали внимание на сексуальности портрета. Один критик L'Artiste написал: «Из всех обнаженных женщин на Салоне в этом году наиболее интересна мадам Готро… из-за непристойности ее платья, которое выглядит так, будто вот-вот упадет». [11] Сдержанная распущенность картины подверглась высмеиванию . La Vie Parisienne опубликовала карикатуру на мадам X , изображающую Готро с обнаженной грудью. Подпись гласила: «Мели, с тебя платье падает!» — Это нарочно… И все равно оставь меня в покое, ладно? [10] : 142–143
В некоторых обзорах Сарджента обвиняли в попытке устроить скандал , а автор журнала «Любитель искусства» назвал «Мадам Икс» «преднамеренным преувеличением всех его порочных эксцентричных выходок просто с целью, чтобы о ней говорили и провоцировали споры». [12]
Сравнительно небольшое количество положительных рецензий было сосредоточено на восприятии будущей аудитории, при этом в одной из них высказывалось предположение, что «... если верно, что каждое поколение переделывает по своему образу творение природы, то будущие критики увидят здесь наш парижский космополитизм». проявленный в идеальной форме». [10] : 145
Последствия [ править ]
Сарджент был сильно разочарован реакцией общественности на «Мадам Икс» . Ральф Кертис написал о реакции Сэнгера в день открытия выставки: «Джон, бедный мальчик, был навре [убит горем]». [13] Готро тоже был огорчен: «Госпожа Готро и mère [мать] пришли в его студию, «залитые слезами»». [9] Мать Готро потребовала, чтобы Сарджент снял картину с выставки. Сарджент отказался, заявив, что он нарисовал ее «точно такой, какой она была одета, и что нельзя сказать о холсте ничего хуже, чем было сказано в печати о ее внешности». [14] Позже Сарджент перекрасил плечевой ремень, чтобы поднять его и сделать вид, что он застегнут более надежно. [15] Незавершенный вариант той же позы, в которой положение правого погона осталось нерешенным, находится в галерее Тейт в Лондоне. [16]
Сарджент повесил «Мадам X» сначала в своей парижской студии, а затем в своей студии в Лондоне. Начиная с 1905 года, он выставлял его на ряде международных выставок. [12]
Через семь лет после того, как Сарджент нарисовал «Мадам Готро», ее нарисовал Гюстав Куртуа . Как и в предыдущей картине, на портрете изображено ее лицо в профиль. Она носит тот же стиль одежды, но на портрете Куртуа кожа обнажена немного больше. Бретелька ее платья свисает с плеча так же, как на портрете Сарджента. Однако на этот раз портрет был хорошо принят публикой. , ставшего ее любимой версией В 1897 году Готро снова позировала для стоящего портрета Антонио де ла Гандара . [5] : 20
В 1916 году Сарджент продал картину Метрополитен-музею , написав его директору: «Полагаю, это лучшее, что я когда-либо делал». [17] [16] Изменение реакции мира искусства на портрет было отмечено газетой New York Herald в заголовке от 12 мая 1916 года: «Шедевр Сарджента отвергнут субъектом, теперь приобретенным музеем». [12] В 1960 году кубино-американский модельер Луис Эстевес создал платье на основе платья, изображенного в «Мадам Икс» . [18] Дина Меррилл смоделировала платье Эстевеса для фотографа Милтона Х. Грина, опубликованное в Life журнале 11 января 1960 года. [18]
В 1980-е годы интерес к работам Сарджента возобновился. [12] Сегодня «Портрет мадам X» — самая известная работа Сарджента. [19]
Анализ [ править ]
Историки искусства использовали «Мадам X» для изучения условностей, особенно в отношении сексуальности и одежды, того периода времени, когда она была выставлена.
Что касается черного платья, изображенного на портрете, историк платья Эйлин Рибейро пишет: «Платье настолько скандальное, что даже актриса дважды подумала бы, прежде чем надеть его для портрета». Валери Стил , историк костюма и куратор Музея FIT , далее поясняет, почему современная публика нашла платье мадам X таким шокирующим: «Хотя у кирасы была бы какая-то подкладка, впитывающая пот , модель этого не сделала бы». носили какое-либо нижнее белье ». [11] Историк платья Жюстин Де Янг, однако, утверждает, что «критику вызвало не само платье, а ее способ его ношения (со спущенной бретелькой и обильным макияжем )». [20]
Историк искусства Дороти Мосс проанализировала современные обзоры, заявив, что «Язык современной критики показывает, что именно акцент [Сарджента] на уловке натурщика , прежде всего, взволновал критиков». [21] Историк искусства Элизабет Ренес объясняет, что «Сарджент использует в «Мадам Икс» два приема, чтобы привлечь внимание к ее «белизне» и ее «косметической внешности»: темный фон, который создает высокий контраст и еще больше подчеркивает ее кожу, и неудобную скульптурную позу. , в сочетании с простотой платья, которое позволяет увидеть больше ее тела». [22] Естественность была в то время идеалом красоты, и мадам X девятнадцатого века «демонстративно нарушила эту заветную заповедь приличия ». [23]
Историк искусства Сьюзен Сидлаускас называет «наглость самодемонстрации [Готро]; необычность ее украшений, как портняжных, так и косметических; и грубость ее амбициозности » как «очевидные» причины, по которым публика была оскорблена мадам X. американского Сидлаускас также утверждает, что на подсознательном уровне «Готро вызвала тревогу у своей аудитории», поскольку ее тщательно продуманный внешний вид находился в жуткой долине между жизнью и смертью. Готро Сидлаускас особое внимание уделяет припудренной коже , которая вызывает у зрителей беспокойство. Привлекая внимание, но не обязательно привлечение, «Готро - через Сарджента - нагло бросил вызов условностям женской демонстрации и тем самым отверг видимые признаки мужской одержимости». [23]
Дебора Дэвис, автор книги «Без бретелек: Джон Сингер Сарджент и падение мадам X» , отмечает, что женщины особенно громко выражали свое неодобрение мадам X , «как бы утверждая свое моральное превосходство». множество картин обнаженной натуры было выставлено Дэвис также объясняет, что, хотя рядом с «Мадам X» , ни одна из которых не стала предметом скандала, «обнаженные женщины на картинах могли быть только историческими или мифологическими фигурами или анонимными типами ». Хотя личность Готро технически была скрыта в названии, она была широко известна. Поскольку Готро была общественным деятелем и замужней женщиной, ее впечатляющая внешность была более шокирующей, чем работы, «учитывающие условности, касающиеся обнаженной натуры». [10] : 133–135
Галерея [ править ]
- На выставке в Метрополитен-музее.
- Этюд для мадам Икс , на диване
- Сарджент в своей парижской студии, ок. 1885 г.
- Антонио де ла Гандара , мадам Пьер Готро , 1898 г.
- Гюстав Куртуа , мадам Готро , 1891 год.
- Мадам Готро пьет тост , ок. 1882–83
- Исследование 1884 года в галерее Тейт Британия.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Килмюррей, Элейн, Ормонд, Ричард. «Джон Сингер Сарджент», стр. 101. Tate Gallery Publishing Ltd, 1999. ISBN 0-87846-473-5
- ^ Ормонд, 1999. стр. 28.
- ↑ Флориан, Мэг, «Мадам X Сарджента (Мадам Пьер Готро)» , Smarthistory , по состоянию на 5 января 2013 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Преттеджон, Элизабет . «Интерпретация Сарджента». Стюарт, Табори и Чанг, 1998.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дэвис, Дебора. «Женщины Сарджента». Adelson Galleries, Inc., 2003. ISBN 0-9741621-0-8
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Килмюррей, 1999. стр. 101.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Преттеджон, стр. 26.
- ^ В частности, его «Вирсавия идет к царю Давиду» , Палаццо Саккетти, Рим. Килмюррей, 1999. Страница 101.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чартерис, Эван (1927). Джон Сарджент . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. п. 61.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дэвис, Дебора (2004). Без бретелек: Джон Сингер Сарджент и падение мадам Икс . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 978-1-440-62818-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дилиберто, Джоя (18 мая 2003 г.). «ИСКУССТВО/АРХИТЕКТУРА; Музы Сарджента: была ли мадам X на самом деле мистером? (Опубликовано в 2003 г.)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 августа 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хердрич, Стефани Л.; Вайнберг, Х. Барбара (весна 2000 г.). «Джон Сингер Сарджент в Метрополитен-музее» . Бюллетень Метрополитен-музея . 54 (4).
- ^ «Раскрытие мадам Икс» . Метрополитен-музей . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Ормонд Р. и Килмюррей Э.: «Джон Сингер Сарджент: Ранние портреты», стр. 114. Издательство Йельского университета, 1998.
- ^ Крамер, Хилтон (февраль 1981 г.). «Арт-Вид; ДЕЛО О ПОЛЕГЕ МАДАМ» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Килмюррей, 1999. стр. 102.
- ^ Преттеджон, стр. 27.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хёпф, Том (29 мая 2012 г.). « Платье «Мадам Икс» украсит подиум на распродаже Камински 7 июня» . LiveАукционисты | Центральные новости аукциона . Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ Черчвелл, Сара (30 января 2015 г.). «Как Джон Сингер Сарджент устроил сцену» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ «1884 – Джон Сингер Сарджент, мадам X (Вирджини Готро) | Хронология истории моды» . fashionhistory.fitnyc.edu . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Мосс, Дороти (2001). «Джон Сингер Сарджент, «Мадам Икс» и «Бэби Миллбэнк» . Журнал Берлингтон . 143 (1178): 268–275. JSTOR 889125 – через JSTOR.
- ^ Ренес, Элизабет (2015). «Все страньше и страньше»: космополитическая эстетика Джона Сингера Сарджента . Университет Йорка.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сидлаускас, Сьюзен (2001). «Рисование кожи: «Мадам Икс» Джона Сингера Сарджента » . Издательство Чикагского университета от имени Смитсоновского музея американского искусства . 13 (3): 8–33. дои : 10.1086/444645 . S2CID 192084474 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Хердрич, Стефани Л. и Вайнберг, Х. Барбара (2000). Американские рисунки и акварели в Метрополитен-музее: Джон Сингер Сарджент . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870999524 .
- Без бретелек: Джон Сингер Сарджент и падение мадам X , мягкая обложка – 3 мая 2004 г.; Дебора Дэвис (автор).
Внешние ссылки [ править ]
- Анализ «Мадам Икс» и критический прием
- Мадам X в Метрополитен-музее
- Изображение «Мадам X» и очерк о картине.
- Эссе: «Мадам Икс» Сарджента; или Утверждение и отступление у женщины .
- Гюстав Куртуа «Мадам Готро».
- Соединенные Штаты Америки , каталог из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), содержащий материалы по этой картине (стр. 86–87).
- Портрет мадам X в оригинальной рамке