Jump to content

Портрет мадам X

Портрет мадам X
Художник Джон Сингер Сарджент
Год 1884  ( 1884 )
Середина Холст, масло
Размеры 234,95 см × 109,86 см (92,5 × 43,25 дюйма)
Расположение Метрополитен-музей , Манхэттен
Веб-сайт Мадам X (Мадам Пьер Готро)

«Мадам X» или «Портрет мадам X» — портретная картина Джона Сингера Сарджента , изображающая молодую светскую львицу Виржини Амели Авеньо Готро , жену французского банкира Пьера Готро. «Мадам X» была написана не по заказу, а по заказу Сарджента. [1] Это исследование в оппозиции. Сарджент показывает женщину, позирующую в черном атласном платье с бретельками, украшенными драгоценными камнями, платье, которое одновременно открывается и скрывается. Для портрета характерен бледный телесный тон персонажа, контрастирующий с темным платьем и фоном.

Скандал, возникший из-за неоднозначного приема картины на Парижском салоне 1884 года, означал временную неудачу для Сарджента во Франции. [2] хотя, возможно, это помогло ему позже сделать успешную карьеру в Великобритании и Америке. [3]

Предыстория [ править ]

Моделью была американская французская креольская иммигрантка из Нового Орлеана в Луизиане , вышедшая замуж за французского банкира, вдвое старше ее, и прославившаяся в парижском высшем обществе своей красотой и слухами о сексуальных изменах. Она носила лавандовую пудру и гордилась своей внешностью. Ее называли «профессиональной красавицей» - термином для женщины, которая использует личные навыки для продвижения в обществе. [4] Ее нетрадиционная красота сделала ее объектом восхищения художников; Американский художник Эдвард Симмонс утверждал, что он «не мог перестать преследовать ее, как оленя». [5] Сарджент также был впечатлен и ожидал, что портрет Готро привлечет много внимания на предстоящем Парижском салоне и повысит интерес к портретным заказам. Он написал другу:

У меня огромное желание написать ее портрет, и у меня есть основания думать, что она позволит это, и я жду, чтобы кто-нибудь предложил это почтение ее красоте. Если вы bien avec elle и увидите ее в Париже, вы могли бы сказать ей, что я человек огромного таланта. [5] : 15 

Хотя она отклоняла многочисленные подобные просьбы художников, Готро приняла предложение Сарджента в феврале 1883 года. [5] : 14–15  Сарджент, как и Готро, был эмигрантом, и их сотрудничество было истолковано как мотивированное общим желанием достичь высокого статуса во французском обществе. [4]

Исследования [ править ]

Этюд фигуры Сарджента, выполненный акварелью и графитом, ок. 1883 г.

Зимой 1883 года прогресс был незначительным, поскольку Готро был отвлечен общественными делами и по своей природе не был склонен к дисциплине позирования для портрета. По ее предложению Сарджент в июне отправился в ее поместье в Бретани , где приступил к серии подготовительных работ карандашом, акварелью и маслом. [5] : 16  В результате этих сеансов появилось около тридцати рисунков, в которых были предприняты попытки принять множество поз. Как и возможный портрет, масляный эскиз под названием « Мадам Готро, пьющая тост» ( Музей Изабеллы Стюарт Гарднер ) показывает профиль и обнаженные руки объекта на темном фоне, но носит более свободный и неформальный характер.

Как и в Париже, в деревне Готро наскучило сидение; здесь тоже были социальные обязанности, а также обязанности по уходу за ее четырехлетней дочерью, ее матерью, гостями дома и полным домашним персоналом. Сарджент жаловался на «неописуемую красоту и безнадежную лень мадам Готро». [5] : 16–17 

Исполнение [ править ]

Как и в своих предыдущих работах в Салоне, «Дочери Эдварда Дарли Бойта» и «Эль-Халео» , Сарджент выбрал холст достаточно большого размера, чтобы обеспечить его внимание на переполненных стенах Салона. Поза оказалась отличной от любой из опробованных в предварительных работах. Для этого Готро пришлось стоять лицом к художнице, голова была отвернута, правая рука вытянута за спину для поддержки, а рука лежала на низком столике; в результате удалось создать напряжение в шее и руке, а также подчеркнуть элегантные контуры объекта. [5] : 17  Для рисования искусственного тона бледной кожи Готро Сарджент использовал палитру, состоящую из свинцовых белил , розовой марены , киновари , виридиана и костяного черного цвета . [5] : 17 

Даже когда композиция была определена и началась живопись, работа продвигалась медленно. В письме другу Сарджент писал: «Однажды я был этим недоволен и пролил светлый тон на прежний мрачный фон... élancée [ высокий и стройный] [4] Фигура модели показывает гораздо большее преимущество». [4] 7 сентября Сарджент написал: «Все еще в Параме, греясь в лучах солнца моей прекрасной модели». [6] К осени интерес Сарджента к этому предприятию близился к завершению: «Лето определенно закончилось, а вместе с ним, признаюсь, пришло и мое удовольствие от пребывания в Ле Шене [поместье Готро]». [5] : 20 

Пока работа продолжалась, Готро был полон энтузиазма; она считала, что Сарджент пишет шедевр. [5] : 18 

Описание [ править ]

В просторе белой кожи – от высокого лба до изящной шеи, плеч и рук – уверенность и эффектность. Хотя черный цвет ее платья и смелый, он также глубокий, рецессивный и загадочный. Она окружена насыщенным коричневым цветом, который одновременно яркий и достаточно темный, чтобы контрастировать с оттенками кожи. Больше всего сбивает с толку белизна кожи, явная имитация «аристократической бледности»; напротив, ее красное ухо является резким напоминанием о цвете неукрашенной плоти. [7]

Сарджент тщательно выбирал позу для Готро: ее тело смело обращено вперед, а голова повернута в профиль. Профиль — это одновременно утверждение и отступление; половина лица скрыта, в то же время открытая часть может казаться более четкой, чем анфас.

Стол поддерживает Готро и повторяет ее изгибы и позу. В то время ее поза считалась сексуально наводящей на размышления. Как первоначально было показано, одна бретелька ее платья упала с правого плеча Готро, что предполагает возможность дальнейшего разоблачения; «Еще одна борьба, — писал критик в газете «Фигаро », — и дама будет свободна». (Возможно, критик не знал, что лиф был построен на основе из металла и китового уса и не мог упасть; погоны были декоративными).

Эротическая направленность изображения явно принадлежит высшему классу: неестественно бледная кожа, подтянутая талия, строгость профиля и акцент на аристократическом строении костей — все это подразумевает отстраненную сексуальность «под профессиональным контролем натурщика», а не предлагаемую для зрительское наслаждение. [7]

Классические источники, такие как фигуры на фреске Франческо де Росси , были предложены в качестве вдохновения для этой позы. [8] В картине присутствует несколько тонких классических отсылок: сирены из греческой мифологии украшают ножки стола, а тиара в форме полумесяца, которую носит Готро, символизирует богиню Диану . Последнее не было придумано художником, а было частью самопоказания Готро. [6]

Прием [ править ]

Непосредственная реакция на картину была резко негативной. Сарджент присутствовал на открытии выставки Парижского салона 1884 года, на которой впервые была выставлена ​​мадам X (под названием «Портрет мадам ***») вместе с Ральфом Уормли Кертисом . Кертис написал, что «перед этим весь день шла грандиозная тапаж [толпа]». Хотя некоторые художники хвалили стиль Сарджента, Кертис писал, что реакция широкой публики была в подавляющем большинстве отрицательной: «Все женщины смеются. Ах, вуаля, красавица!» «О, quel horreur!» [Ах, вот это «красиво!» «О, как ужасно!»] и т. д.» [9]

Вскоре после открытия выставки начали поступать негативные отзывы. Первая во L'Événement гласила: французской газете

«Г-н Сарджент совершил ошибку, если решил, что выразил сокрушительную красоту своей модели... Даже признавая некоторые качества, которыми обладает картина, мы потрясены бесхребетным выражением лица и вульгарным характером фигуры». [10] : 140 

Подобные обзоры последовали этому примеру. Многие сосредоточились на воспринимаемой непривлекательности предмета картины, особенно в сравнении с репутацией Готро (чья личность была лишь слегка завуалирована анонимностью названия картины) как великой красавицы, часто сосредотачивающейся на ее коже, которую описывали как «бледный» и «трупный». [10] : 140 

Другие акцентировали внимание на сексуальности портрета. Один критик L'Artiste написал: «Из всех обнаженных женщин на Салоне в этом году наиболее интересна мадам Готро… из-за непристойности ее платья, которое выглядит так, будто вот-вот упадет». [11] Сдержанная распущенность картины подверглась высмеиванию . La Vie Parisienne опубликовала карикатуру на мадам X , изображающую Готро с обнаженной грудью. Подпись гласила: «Мели, с тебя платье падает!» — Это нарочно… И все равно оставь меня в покое, ладно? [10] : 142–143 

В некоторых обзорах Сарджента обвиняли в попытке устроить скандал , а автор журнала «Любитель искусства» назвал «Мадам Икс» «преднамеренным преувеличением всех его порочных эксцентричных выходок просто с целью, чтобы о ней говорили и провоцировали споры». [12]

Сравнительно небольшое количество положительных рецензий было сосредоточено на восприятии будущей аудитории, при этом в одной из них высказывалось предположение, что «... если верно, что каждое поколение переделывает по своему образу творение природы, то будущие критики увидят здесь наш парижский космополитизм». проявленный в идеальной форме». [10] : 145 

Последствия [ править ]

Сарджент был сильно разочарован реакцией общественности на «Мадам Икс» . Ральф Кертис написал о реакции Сэнгера в день открытия выставки: «Джон, бедный мальчик, был навре [убит горем]». [13] Готро тоже был огорчен: «Госпожа Готро и mère [мать] пришли в его студию, «залитые слезами»». [9] Мать Готро потребовала, чтобы Сарджент снял картину с выставки. Сарджент отказался, заявив, что он нарисовал ее «точно такой, какой она была одета, и что нельзя сказать о холсте ничего хуже, чем было сказано в печати о ее внешности». [14] Позже Сарджент перекрасил плечевой ремень, чтобы поднять его и сделать вид, что он застегнут более надежно. [15] Незавершенный вариант той же позы, в которой положение правого погона осталось нерешенным, находится в галерее Тейт в Лондоне. [16]

Сарджент повесил «Мадам X» сначала в своей парижской студии, а затем в своей студии в Лондоне. Начиная с 1905 года, он выставлял его на ряде международных выставок. [12]

Через семь лет после того, как Сарджент нарисовал «Мадам Готро», ее нарисовал Гюстав Куртуа . Как и в предыдущей картине, на портрете изображено ее лицо в профиль. Она носит тот же стиль одежды, но на портрете Куртуа кожа обнажена немного больше. Бретелька ее платья свисает с плеча так же, как на портрете Сарджента. Однако на этот раз портрет был хорошо принят публикой. , ставшего ее любимой версией В 1897 году Готро снова позировала для стоящего портрета Антонио де ла Гандара . [5] : 20 

В 1916 году Сарджент продал картину Метрополитен-музею , написав его директору: «Полагаю, это лучшее, что я когда-либо делал». [17] [16] Изменение реакции мира искусства на портрет было отмечено газетой New York Herald в заголовке от 12 мая 1916 года: «Шедевр Сарджента отвергнут субъектом, теперь приобретенным музеем». [12] В 1960 году кубино-американский модельер Луис Эстевес создал платье на основе платья, изображенного в «Мадам Икс» . [18] Дина Меррилл смоделировала платье Эстевеса для фотографа Милтона Х. Грина, опубликованное в Life журнале 11 января 1960 года. [18]

В 1980-е годы интерес к работам Сарджента возобновился. [12] Сегодня «Портрет мадам X» — самая известная работа Сарджента. [19]

Анализ [ править ]

Историки искусства использовали «Мадам X» для изучения условностей, особенно в отношении сексуальности и одежды, того периода времени, когда она была выставлена.

Что касается черного платья, изображенного на портрете, историк платья Эйлин Рибейро пишет: «Платье настолько скандальное, что даже актриса дважды подумала бы, прежде чем надеть его для портрета». Валери Стил , историк костюма и куратор Музея FIT , далее поясняет, почему современная публика нашла платье мадам X таким шокирующим: «Хотя у кирасы была бы какая-то подкладка, впитывающая пот , модель этого не сделала бы». носили какое-либо нижнее белье ». [11] Историк платья Жюстин Де Янг, однако, утверждает, что «критику вызвало не само платье, а ее способ его ношения (со спущенной бретелькой и обильным макияжем )». [20]

Историк искусства Дороти Мосс проанализировала современные обзоры, заявив, что «Язык современной критики показывает, что именно акцент [Сарджента] на уловке натурщика , прежде всего, взволновал критиков». [21] Историк искусства Элизабет Ренес объясняет, что «Сарджент использует в «Мадам Икс» два приема, чтобы привлечь внимание к ее «белизне» и ее «косметической внешности»: темный фон, который создает высокий контраст и еще больше подчеркивает ее кожу, и неудобную скульптурную позу. , в сочетании с простотой платья, которое позволяет увидеть больше ее тела». [22] Естественность была в то время идеалом красоты, и мадам X девятнадцатого века «демонстративно нарушила эту заветную заповедь приличия ». [23]

Историк искусства Сьюзен Сидлаускас называет «наглость самодемонстрации [Готро]; необычность ее украшений, как портняжных, так и косметических; и грубость ее амбициозности » как «очевидные» причины, по которым публика была оскорблена мадам X. американского Сидлаускас также утверждает, что на подсознательном уровне «Готро вызвала тревогу у своей аудитории», поскольку ее тщательно продуманный внешний вид находился в жуткой долине между жизнью и смертью. Готро Сидлаускас особое внимание уделяет припудренной коже , которая вызывает у зрителей беспокойство. Привлекая внимание, но не обязательно привлечение, «Готро - через Сарджента - нагло бросил вызов условностям женской демонстрации и тем самым отверг видимые признаки мужской одержимости». [23]

Дебора Дэвис, автор книги «Без бретелек: Джон Сингер Сарджент и падение мадам X» , отмечает, что женщины особенно громко выражали свое неодобрение мадам X , «как бы утверждая свое моральное превосходство». множество картин обнаженной натуры было выставлено Дэвис также объясняет, что, хотя рядом с «Мадам X» , ни одна из которых не стала предметом скандала, «обнаженные женщины на картинах могли быть только историческими или мифологическими фигурами или анонимными типами ». Хотя личность Готро технически была скрыта в названии, она была широко известна. Поскольку Готро была общественным деятелем и замужней женщиной, ее впечатляющая внешность была более шокирующей, чем работы, «учитывающие условности, касающиеся обнаженной натуры». [10] : 133–135 

Галерея [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Килмюррей, Элейн, Ормонд, Ричард. «Джон Сингер Сарджент», стр. 101. Tate Gallery Publishing Ltd, 1999. ISBN   0-87846-473-5
  2. ^ Ормонд, 1999. стр. 28.
  3. Флориан, Мэг, «Мадам X Сарджента (Мадам Пьер Готро)» , Smarthistory , по состоянию на 5 января 2013 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2011 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Преттеджон, Элизабет . «Интерпретация Сарджента». Стюарт, Табори и Чанг, 1998.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дэвис, Дебора. «Женщины Сарджента». Adelson Galleries, Inc., 2003. ISBN   0-9741621-0-8
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Килмюррей, 1999. стр. 101.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Преттеджон, стр. 26.
  8. ^ В частности, его «Вирсавия идет к царю Давиду» , Палаццо Саккетти, Рим. Килмюррей, 1999. Страница 101.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чартерис, Эван (1927). Джон Сарджент . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. п. 61.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дэвис, Дебора (2004). Без бретелек: Джон Сингер Сарджент и падение мадам Икс . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN  978-1-440-62818-4 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дилиберто, Джоя (18 мая 2003 г.). «ИСКУССТВО/АРХИТЕКТУРА; Музы Сарджента: была ли мадам X на самом деле мистером? (Опубликовано в 2003 г.)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 августа 2023 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хердрич, Стефани Л.; Вайнберг, Х. Барбара (весна 2000 г.). «Джон Сингер Сарджент в Метрополитен-музее» . Бюллетень Метрополитен-музея . 54 (4).
  13. ^ «Раскрытие мадам Икс» . Метрополитен-музей . Проверено 10 августа 2023 г.
  14. ^ Ормонд Р. и Килмюррей Э.: «Джон Сингер Сарджент: Ранние портреты», стр. 114. Издательство Йельского университета, 1998.
  15. ^ Крамер, Хилтон (февраль 1981 г.). «Арт-Вид; ДЕЛО О ПОЛЕГЕ МАДАМ» . Нью-Йорк Таймс .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Килмюррей, 1999. стр. 102.
  17. ^ Преттеджон, стр. 27.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хёпф, Том (29 мая 2012 г.). « Платье «Мадам Икс» украсит подиум на распродаже Камински 7 июня» . LiveАукционисты | Центральные новости аукциона . Проверено 2 декабря 2019 г.
  19. ^ Черчвелл, Сара (30 января 2015 г.). «Как Джон Сингер Сарджент устроил сцену» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 10 августа 2023 г.
  20. ^ «1884 – Джон Сингер Сарджент, мадам X (Вирджини Готро) | Хронология истории моды» . fashionhistory.fitnyc.edu . Проверено 11 августа 2023 г.
  21. ^ Мосс, Дороти (2001). «Джон Сингер Сарджент, «Мадам Икс» и «Бэби Миллбэнк» . Журнал Берлингтон . 143 (1178): 268–275. JSTOR   889125 – через JSTOR.
  22. ^ Ренес, Элизабет (2015). «Все страньше и страньше»: космополитическая эстетика Джона Сингера Сарджента . Университет Йорка.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сидлаускас, Сьюзен (2001). «Рисование кожи: «Мадам Икс» Джона Сингера Сарджента » . Издательство Чикагского университета от имени Смитсоновского музея американского искусства . 13 (3): 8–33. дои : 10.1086/444645 . S2CID   192084474 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e09c9bfda78cdb7130338b74f68b8c70__1717257720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/70/e09c9bfda78cdb7130338b74f68b8c70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Portrait of Madame X - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)