Похмелье (Сюзанна Валадон)
Похмелье (Сюзанна Валадон) | |
---|---|
Похмелье | |
![]() | |
Год | 1887–1889 |
Середина | масляные краски , холст |
Размеры | 47 см (19 дюймов) × 55 см (22 дюйма) |
Расположение | Музей Фогга |
«Похмелье» (Сюзанна Валадон) ( фр . Gueule de Bois/La Buveuse ), также известное как «Пьяница» , — , написанная маслом на холсте картина французского художника-постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека , созданная с 1887 по 1889 год, незадолго до того, как он добился успеха как художник. На картине изображена пьяная женщина, пьющая в одиночестве в клубе, что отражает контркультуру Монмартра и призрак алкоголизма среди француженок во времена Прекрасной эпохи . Моделью в «Похмелье» является художница Сюзанна Валадон , возлюбленная Лотрека. [ а ] В начале 1880-х годов, после падения с цирковой трапеции в возрасте 15 лет и травмы спины, Валадон был вынужден сменить карьеру и начал работать художественной моделью на Монмартре. Хотя она рисовала всю свою жизнь, к 1883 году она сама стала художницей и стала первой женщиной-художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств .
Считается, что певец французского кабаре и владелец ночного клуба Аристид Брюан повлиял как на содержание, так и на выбор названия, хотя по этому поводу существуют некоторые разногласия. Техника Лотрека во многом напоминает как теорию цвета неоимпрессионизма , так и технику друга Лотрека по художественной школе Винсента Ван Гога . Работе предшествовало несколько подготовительных этюдов к картине, за которыми последовал рисунок тушью и мелом, который позже был опубликован в Le Courrier français в 1889 году. Лотрек пил обильное количество алкоголя, чтобы справиться с болью, вызванной предполагаемым основным генетическим заболеванием , которое сделало его инвалидом. . Это, а также сифилис, который он позже заразил из-за своей привычки посещать публичные дома, позже способствовали его смерти в молодом возрасте 36 лет. Работа была впервые выставлена в Соединенных Штатах на Armory Show в 1913 году. Сейчас она принадлежит Фонду Фогга. Музей , а исследование и рисунок хранятся в Музее Тулуз-Лотрека . «Похмелье» — одна из нескольких работ Лотрека с участием Сюзанны Валадон, в том числе Большая Мария с ребенком (1884 г.) в Музее Фон дер Хейдта , Портрет Сюзанны Валадон (1885 г.) в Национальном музее изящных искусств , Портрет художницы Сюзанны Валадон (1885 г.) в глиптотеке Нью-Карлсберг и Рисовая пудра (1887 г.) в музее Ван Гога .
Фон
[ редактировать ]
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) происходил из аристократической семьи, родственной графам Тулузским. Родом из Альби на юге Франции, его родители разошлись, когда он был маленьким, и позже он вместе с матерью переехал в Париж. Лотрек был инвалидом, возможно, из-за генетического заболевания, известного как пикнодизостоз . [ 1 ] Его биологические родители приходились двоюродными братьями, поэтому есть предположение, что его проблемы со здоровьем возникли из-за их смешанного брака . Ноги Лотрека остались детского размера, но его туловище продолжало расти, когда он стал взрослым. Для ходьбы ему требовалась трость, и он делал это сгорбившись, что вызывало уничижительные комментарии о его внешности. [ 2 ] Отец Лотрека нанял глухонемого художника Рене Принсто в качестве своего репетитора по рисованию в подростковом возрасте; молодой Лотрек учился, копируя работы Принсто, большая часть которых была посвящена спорту, охоте и лошадям. [ 3 ] Принсто помог Лотреку поступить в парижскую студию Леона Бонна в возрасте 17 лет. [ 4 ] где он обучался живописи у Бонна и Фернана Кормона . В начале-середине 1880-х годов Лотрек поселился на Монмартре , сначала переехав на улицу Пьер-Фонтен, 19-бис около 1884 года, а затем снова вернулся на улицу 19-бис в 1887 году. [ 3 ] Монмартр был хорошо известен своей связью с искусством со времен Людовика VI XII века , который был известным покровителем. Привлечение рабочих мест и низкая арендная плата привели в район множество людей. В конце 19 века Монмартр был населен «мелкими торговцами, артистами, мелкими преступниками, проститутками, художниками... испанцами, фламандцами [и] севернофранцузами... происхождения... бедняками, мастерами по ремонту матрасов и циркачами. артисты... фабричные рабочие, швеи, прачки и ремесленники». [ 5 ]
Между 1884 и 1889 годами французская прачка Кармен Годен была моделью Лотрека для примерно 15 картин. В конце 1880-х Лотрек приступил к работе над серией больших картин по мотивам Цирка Фернандо — популярного французского цирка на Монмартре. Его друг и коллега, итальянский художник-импрессионист Федерико Дзандоменеги (1841–1917), рекомендовал свою модель, Мари-Клементину Валадон. [ 6 ] которая начала работать моделью после того, как в 15 лет получила травму, работая на трапеции в цирке. [ 7 ] В то же время владелец ночного клуба Аристид Брюан в 1885 году открыл Le Mirliton, популярное кабаре, где общались и Валадон, и Лотрек. [ 8 ] Приняв предложение Зандоменеги, Лотрек нанял Валадона позировать для одной из своих цирковых сцен, которую затем расширил до более крупной серии. В цирковых работах Лотрека Валадон изображена верхом на лошади в боковом седле и собирается прыгнуть через обруч, который держит клоун. Позже они были широко представлены в Мулен Руж и, как говорили, были настолько влиятельными, что побудили Жоржа Сёра (1859–1891), Пьера Боннара (1867–1947) и Пабло Пикассо (1881–1973) попробовать свои силы в подобных цирковые сцены в честь Лотрека. [ 6 ] К тому времени Валадон уже работал моделью у Пьера Пюви де Шаванна и Пьера Огюста Ренуара . [ 9 ] Ранее, в 1884 году, Лотрек знаменито пародировал картину Пювиса « Священная роща, возлюбленная искусств и муз», создав свою собственную юмористическую версию. Как выяснилось, Валадон был оригинальной моделью большинства фигур на этой картине. [ 10 ] Социолог Джанет М.К. Бернс из Университета Нью-Брансуика отмечает, что «именно Тулуз-Лотрек первым поощрял интеллектуальное и художественное развитие [Валадона]». [ 11 ] Он был первым, кто купил ее работы, а также подал ей идею сменить имя с Мари на «Сюзанна». [ 12 ]

Аутсайдерская французская субкультура секс-работы имела особую привлекательность для Лотрека, возможно, потому, что он, будучи инвалидом, также был аутсайдером во французском обществе XIX века. [ 13 ] У него также был легкий доступ к проституткам, учитывая его одержимость борделями ( закрытыми домами ) и его коммерческую работу в таких заведениях, как Мулен Руж, где проститутки работали тайно за закрытыми дверями. Как бы то ни было, Лотрек написал около 50 картин, изображающих проституцию, ни одна из которых не выставлялась и не была известна до его смерти. [ 14 ] К 1890-м годам успешная сцена кабаре начала переживать спад из-за ее возможной эксплуатации. Le Mirliton закрылся в 1897 году, положив конец контркультурной эпохе Монмартра. Лотрек переехал на площадь Пигаль , нижний Монмартр, в 1897 году, поселившись в квартире на Авеню, 15. [ 3 ] В последние годы своей жизни он еще глубже погрузился в злоупотребление алкоголем, используя выдолбленную трость, тайно наполненную алкоголем, в комплекте со скрытым стаканом, чтобы скрыть свое пьянство от семьи. [ 15 ] В марте 1899 года семья Лотрека «похитила» его, когда он был пьян, чтобы попытаться решить его проблему с алкоголем. Проснувшись, он оказался в запертой комнате приюта Шато Сен-Джеймс. Через несколько месяцев его освободили, но его здоровье продолжало ухудшаться. В 1901 году он умер в своем семейном доме в возрасте 36 лет. [ 16 ]
Разработка
[ редактировать ]Считается, что дружба Тулуз-Лотрека с певцом и владельцем ночного клуба Аристидом Брюаном повлияла на его развитие «Похмелья» , при этом некоторые историки искусства утверждают, что этот образ взят из частей песни, написанной Брюаном о выпивке. [ 17 ] Другие историки искусства, такие как Гейл Мюррей и Дэвид Свитман, с этим не согласны. По словам Джона Сторма, Валадон работала моделью для «Похмелья» для развлечения и развлечения, а не в качестве оплачиваемой модельной работы. Это был, как пишет Сторм, «переживание, которое они пережили в приподнятом настроении, маленькая частная шутка, возникшая после одной из менее сдержанных вечеринок Лотрека». [ 12 ] Лотрек, возможно, начал работать над картиной где-то до февраля 1888 года. [ 18 ] Также считается, что отношения Лотрека и Валадона закончились где-то примерно в феврале или после него. [ 19 ]
Ван Гог присутствовал в студии Лотрека, когда он начал писать «Похмелье» , и продолжал проявлять к ней интерес, пока Лотрек работал над ней. Искусствовед Анри Перрюшо предполагает, что это произошло потому, что Лотрек заимствовал элементы из техники штриховки Ван Гога. [ 19 ] Ранее Лотрек использовал технику Ван Гога в своем «Портрете Винсента Ван Гога» (1887). [ 19 ] на которой изображен художник с бокалом абсента в ночном клубе. Ван Гог жил в Арле Летом 1888 года . Он написал письмо своему брату, спрашивая о картине, указывая, что ему все еще было любопытно, что Лотрек пытался сделать: «Закончил ли де Лотрек свою картину женщины, опирающейся на нее? локти на столике в кафе?" [ 20 ] Перрюшо утверждает, что в своем исполнении « Похмелье» сочетает в себе «эстетическое влияние Ван Гога и моральное влияние Брюана». [ 19 ] в то время как историк искусства Жак Лассень отмечает, что «влияние техники [Ван Гога] очевидно». [ 21 ] Гейл Мюррей отмечает влияние неоимпрессионистской теории цвета в картине. Завершенная работа была одной из десяти картин Лотрека, которые находились на постоянной выставке в Ле Мирлитон, клубе Брюана. [ 18 ]
Описание
[ редактировать ]Женщина сидит одна в кафе за одним из двух круглых столиков возле колонны. [ 22 ] опираясь локтями на стол. В профиль ее ухо и лоб скрыты волосами, завязанными в пучок на шее. [ 17 ] Перед ней стоит почти пустой бокал вина, а рядом полупустая бутылка. Она выглядит больной или уставшей и лечит похмелье большим количеством вина. [ 22 ] Ее белая рубашка идентифицирует ее как женщину из рабочего класса, вероятно, проститутку. [ 23 ]
За свою историю картина была известна под несколькими названиями. [ 23 ] Когда картина была впервые продана как часть коллекции Мориса Массона в 1911 году, она появилась под названием La Buveuse (Гёль де Буа) . [ 24 ] На Оружейной выставке 1913 года, первой крупной выставке современного искусства в США, она была показана под названием « Женщина, сидящая за столом» . [ 25 ] В своем каталоге-резонне 1969 года писатель Габриэль Мандель назвал произведение « Утро после» или «Женщина, пьющая» . [ 26 ]
Темы
[ редактировать ]
В фильме «Похмелье» изображена пьяная женщина, пьющая в одиночестве в клубе, что отражает контркультуру Монмартра и призрак алкоголизма среди француженок во времена Прекрасной эпохи 1880-х годов. [ 1 ] [ 27 ] Историк искусства Джон Варриано подчеркивает рост потребления алкоголя во время зарождения модернизма и то, как его изображение изменилось во французском искусстве XIX века. Османизация способствовала развитию кафе и музыкальной культуры, которая объединяла иностранцев и местных жителей, перемещенных в результате строительства, чтобы общаться, общаться и пить. [ 7 ] В 1880 году французский законодательный орган отменил регулирование алкогольной промышленности, что привело к тому, что историк Мэтью Рэмси описывает как «быстрый рост баров и других заведений». [ 28 ] Производство шампанского почти удвоилось с 1850 по 1883 год, а потребление вина парижанами утроилось. «Увеличенное потребление», пишет Варриано, «привело к усилению дисфункции». [ 7 ]
Что касается художественной среды, Джим Дробник из Университета OCAD выдвигает гипотезу о своего рода «опьянении», описывающем использование алкоголя в творческих целях, которое стало популяризироваться на волне романтизма. Дробник называет Артюра Рембо и Шарля Бодлера главными представителями интоксикации, которую оба Ван Гог [ б ] и Лотрек этим воспользовался, когда дело дошло до употребления абсента в кабаре. [ 29 ] Помимо этой художественной «методики», были и другие причины для пьянства. Широкая публика приходила в кафе «чтобы смыть алкоголем свои несбывшиеся надежды и мечты». [ 7 ] Варриано отмечает, что Лотрека, возможно, привлекла культура выпивки и кафе, чтобы помочь справиться со своей инвалидностью. [ 7 ] Джон Сторм пишет, что «Лотрек постоянно пил, чтобы обезболить боль в ногах, и в огромных количествах». [ 12 ] Валадон, возможно, увлеклась выпивкой, когда ей пришлось отказаться от своей мечты стать артисткой на трапеции в Цирке Мольер после того, как она упала и повредила спину в возрасте 15 лет. На картине Валадон «пусто смотрит в пространство ...Ее отсутствие аффекта едва ли уникально для своего времени, и подобные сходства часто встречаются в сценах в кафе Мане, Дега и других. Это лицо городской современности, оторванное от мира, который на первый взгляд казался таким ярким и свежим». [ 7 ]
Прием
[ редактировать ]Тулуз-Лотрека часто критиковали за то, как он представлял свои художественные модели. Биограф Джун Роуз обвинила Лотрека в том, что он изобразил Валадон «неряхой» в своих работах, что способствовало «пренебрежению тона Валадон-шлюхи» на протяжении столетия, часто затмевая ее более поздние достижения как женщины-художницы. [ 30 ] Даже в 1996 году, пишет Роуз, эксперты все еще несправедливо называли Валадон проституткой, несмотря на ее многочисленные достижения в мире искусства с тех пор, как она работала моделью. [ 30 ] Женщины из рабочего класса, такие как Валадон, считались сексуально доступными и распутными. [ 31 ] В том же духе Кэтрин Шнайдер из Художественного музея Нового Орлеана отмечает, как изображение Сюзанны Валадон Лотреком изменилось в «Похмелье» по сравнению с предыдущими картинами после того, как их отношения испортились. «Ослабление дружбы Лотрека проявляется в ее картине Лотрека, - пишет Шнайдер, - где он изобразил ее наказанную и недовольную, сидящую в одиночестве, склонившуюся над бокалом вина. Это изображение сильно отличается от портрета Валадон Лотрека 1885 года под названием « Мадам Сюзанна Валадон, художница». -peintre , где художница изобразила Валадон уверенной и шикарной женщиной». [ 31 ]
Другие художники, поддерживавшие Лотрека, разделяли его эстетику и чувства. «Похмелье» по счастливой случайности привело французского импрессиониста Эдгара Дега (1834–1917) в орбиту Лотрека, когда оно привлекло его внимание и восхищение. Иллюстрированный журнал Le Courrier français опубликовал рисунок «Похмелье» в 1889 году. [ с ] Впоследствии Лотрек подарил рисунок семье музыкантов Диау, в том числе Дезире Диау , Анри Диау и Мари Диау . Семья Диау собирала картины, содержала дома собственную галерею и дружила с Дега, хотя Лотрек до этого момента никогда с ним не знакомился. Однажды Дега был в гостях у дома Дихау и заметил на стене рисунок «Похмелье» с Валадоном в качестве модели. «Подумать только, — заметил Дега, — молодой человек сделал это, когда мы всю жизнь так усердно трудились!» [ 2 ] Позже Лотрек рекомендовал Дега Валадона в качестве потенциального наставника. Вопреки слухам, она никогда не позировала Дега. Они стали друзьями, и, как говорят, Дега помог ей выставить ее работы в 1894 году в Национальном обществе изящных искусств . [ 11 ] первая женщина-художник, сделавшая это. [ 32 ]
Происхождение
[ редактировать ]Считается, что картина изначально принадлежала Аристиду Брюану , но происхождение неясно. Позже он был приобретен Морисом Массоном в Париже и продан в 1911 году нью-йоркскому торговцу произведениями искусства Стефану Буржуа, который, как полагают, представлял уроженца Иллинойса и канадского железнодорожного магната Уильяма Корнелиуса Ван Хорна . дубликат поддельной художественной подделки . В 1914 году на ретроспективной выставке был обнаружен [ 24 ] Подлинная работа хранилась у потомков Ван Хорна до 1946 года, когда она была продана коллекционеру Морису Вертхайму за 30 000 долларов на аукционе семейной коллекции. В то время Art News сообщило, что покупка Вертхаймом картины стала «выдающимся экспонатом» всей коллекции Ван Хорна, поскольку это была самая дорогая картина, проданная на аукционе. Говорят, что Вертхайм предпочел «Похмелье» « Рыжей » Лотрека в «Саду мистера Фореста» (1887), портрету Кармен Годен работы Лотрека (сейчас находится в коллекции музея Нортона Саймона ). После своей смерти Вертхайм завещал работу Музею Фогга в 1951 году. В 1985 году картина прошла полную техническую экспертизу, включая пигментный анализ и рентгенографию. [ 23 ] Исследование и рисунок проводятся в Музее Тулуз-Лотрека . [ 17 ]
Выставки
[ редактировать ]- Международная выставка современного искусства , Оружейная палата 69-го полка, Нью-Йорк (17 февраля 1913 г. – 15 марта 1913 г.) [ 25 ]
- Художественная ассоциация Монреаля , Монреаль, Квебек (1933) [ 23 ]
- Художественная галерея Онтарио , Торонто, Онтарио (1944) [ 23 ]
- Три женщины: ранние портреты Анри Тулуз-Лотрека , Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс (6 апреля 2002 г. – 21 июля 2002 г.) [ 33 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ В то время такую любовницу называли «любовницей», а не «девушкой». В 21 веке слово «любовница» используется в первую очередь для обозначения спутницы мужчины, женатого на другой женщине. смотрите в любовнице (любовнице) . Подробности
- ^ В исследовании 2020 года, опубликованном в Международном журнале биполярных расстройств, утверждается, что Винсент Ван Гог «страдал бредом, связанным с отменой алкоголя, в годы, предшествовавшие его самоубийству в 1890 году». См. Селвин, Клэр (3 ноября 2020 г.). «Новое исследование предполагает, что Ван Гог страдал от «нескольких сопутствующих заболеваний»» . АРТНьюс . Проверено 20 июля 2024 г.; Нолен В.А., ван Микерен Э., Воскуил П. и др. (2020). «Новое видение психических проблем Винсента Ван Гога; результат подхода «снизу вверх» с использованием (полу)структурированных диагностических интервью». Int J Биполярное расстройство . 8 (30): 1-9.
- ↑ В различных источниках указана дата 1890 года, но это неверно. Рисунок появился в номере № 16 журнала Le Courrier français от 21 апреля 1889 года. См. Mack 1938, p. 293; Дорту, М.Г. (1971). Тулуз-Лотрек и его творчество: художники и их произведения, исследования и документы . Полет. В. Нью-Йорк: Коллекционные издания. п. 506. ISBN 0876810458 . OCLC 1342427219 .
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Харрис, Джеймс К. (август 2005 г.) «Похмелье (Гёль де Буа)» . Генеральная психиатрия . 62 (8): 824. два : 10.1001/archpsyc.62.8.824 .
- ^ Перейти обратно: а б Хьюитт, Кэтрин (2017). Танцовщица Ренуара: Тайная жизнь Сюзанны Валадон . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 9781250157645 . OCLC 1026408741 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мак, Герстл (1953) [1938]. Тулуз-Лотрек . Нью-Йорк: А.А. Кнопф. стр. 42-63; 70-73. OCLC 508424882 .
- ^ Куртуа де Висоз, Александра (2022). «Глухой выигрыш: раннее обучение Тулуз-Лотрека с Рене Принсто». В Энн Миллетт-Галлант и Элизабет Хоуи (ред.). Инвалидность и история искусства от древности до XXI века . Рутледж. стр. 123-139. ISBN 9781003048602 . doi : 10.4324/9781003048602-12/deaf-gain-alexandra-courtois-de-vi%C3%A7ose
- ^ Роу, Сью (2015). На Монмартре: Пикассо, Матисс и модернизм в Париже 1900-1910 гг . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. п. 15. ISBN 9780698192232 . OCLC 906826043 .
- ^ Перейти обратно: а б Стаки, Чарльз Ф. (1979). Тулуз-Лотрек: Картины Чикаго: Чикагский институт искусств. стр. 124-133. OCLC 1412673781 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Варриано, Джон (2010). Вино: история культуры . Книги реакции. стр. 194-203. ISBN 9781861897909 . OCLC 723945847 .
- ^ Хенце, Антон. (1982). Анри де Тулуз-Лотрек: жизнь и творчество . Штутгарт: Бельзер. стр. 24-25, 29, 36, 86. ISBN 3763019162 . OCLC 12082450 .
- ^ Чедвик, Уитни (2020) [1990]. Женщины, искусство и общество . 6-е изд. Лондон: Темза и Гудзон. стр. 294-295. ISBN 9780500775950 . OCLC 1256679702 .
- ^ Свитман, Дэвид (1999). Тулуз-Лотрек и конец века . Лондон: Ходдер и Стоутон. стр. 163-166. ISBN 0340607483 . OCLC 41659974 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернс, Джанет (1991–1992). «Взгляд как женщины: картины Сюзанны Валадон, Паулы Модерсон-Беккер и Фриды Кало» . Атлантида 18 (1 и 2): 25–46.
- ^ Перейти обратно: а б с Шторм, Джон (1958). Драма Валадона: Жизнь Сюзанны Валадон . Нью-Йорк: Даттон. п. 20, 73-7 ОСЛК 988270982 .
- ^ Хеллер, Рейнхольд (1997). Тулуз-Лотрек: Душа Монмартра . Мюнхен: Престель Верлаг. ISBN 3791317393 . OCLC 36315944 .
- ^ Шрайбер, Рэйчел. (2016)[2011]. Гендер и активизм в маленьком журнале: современные деятели масс . Рутледж. п. 123. ISBN 9781409409458 . OCLC 632227702 .
- ^ Адамс, Джад (2004). Отвратительный абсент: история дьявола в бутылке . Университет Висконсина Пресс. стр. 127-128. ISBN 0299200000 . OCLC 54533120 .
- ^ Конрад, Барнаби (1988). Абсент: история в бутылке . Сан-Франциско: Книги хроники. стр. 55-58. ISBN 0811816508 . ОСЛК 17872098 .
- ^ Перейти обратно: а б с Музей Тулуз-Лотрека (1973). Музей Тулуз-Лотрека: Каталог . Дворец Берби. Юго-Западный кооператив, Альби. стр. XXII, 122–123. OCLC 1414439702 .
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей, Гейл Барбара. (1991). Тулуз-Лотрек: Годы становления, 1878-1891 . Кларендонские исследования по истории искусства. Нью-Йорк: Кларендон Пресс; Издательство Оксфордского университета. стр. 163-165, 248, 265. ISBN 0198175051 . OCLC 1245902070 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Перрюшо, Анри; Заяц, Хамфри (Пер.) (1960) [1958]. Тулуз-Лотрек ( Жизнь Тулуз-Лотрека ). Кливленд: Всемирная издательская компания. п. 122, 301. ISBN 9782253060963 . OCLC 79386352 .
- ^ Гог, Винсент ван (2001) [1958]. Полное собрание писем Винсента Ван Гога . Третье изд. Бостон: Литтл Браун. п. 544. ISBN 0821226304 . OCLC 43497403 .
- «Искусство: Мария Монмартр» . Время . 28 мая 1956 г. Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ Лассень, Жак (1953). Лотрек: Биографические и критические исследования . Женева: Скира. стр. 26, 35-36. OCLC 518509 .
- ^ Перейти обратно: а б Фрей, Джулия (1994). Тулуз-Лотрек: Жизнь . Нью-Йорк: Викинг. стр. 239-241. ISBN 067080844X . ОСЛК 30543728 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и О'Брайан, Джон (1988). От Дега до Матисса: Коллекция Мориса Вертгейма . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс и Художественный музей Фогга. стр. 30, 81-83, 146, 154. ISBN 0916724654 OCLC 16472619 .
- «Двадцать выдающихся современных картин» . Из коллекции покойного сэра Уильяма Ван Хорна. Нью-Йорк: Галереи Парк-Бернет. стр. 6-7. 1946 год. ОСЛК 1414517840
- «20 картин Ван Хорна принесли 221 500 долларов» . АРТНьюс, февраль 1946. 44 (20): 10.
- «Рентгенограммы «Геуля де Буа или Бювез» . Straus.8122. Гарвардские художественные музеи / Центр консервации и технических исследований Штрауса, Коллекция рентгеновских снимков Алана Берроуза. 23 февраля 1985 г. Получено 3 апреля, 2024.
- ^ Перейти обратно: а б Джойант, Морис (1927). Анри де Тулуз-Лотрек 1864-1901. Рисунки, гравюры, плакаты . Париж: Х. Флоури. стр. 25, 260, 274. OCLC 23404597 .
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Милтон В. (1963). История Оружейной выставки . Гринвич, Коннектикут: Фонд Джозефа Х. Хиршхорна. стр. 252, 294. OCLC 1151349835 .
- ^ Сугана, GM (1987) [1969]. Полное собрание картин Тулуз-Лотрека . Книги о пингвинах. п. 101. OCLC 1148609392 .
- ^ Томас, Ричард; Кейт, Филип Деннис; Чапин, Мэри Уивер; Коман, Флоренс Э. (2005). Тулуз-Лотрек и Монмартр . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств, издательство Принстонского университета. стр. 68-70 ISBN 0691123373 . OCLC 56632116 .
- ^ Рэмси, Мэтью (1994). «Общественное здравоохранение во Франции». В Портере, Дороти (ред.). История общественного здравоохранения и современное государство . Нидерланды: Брилл. п. 81. ISBN 9789051835526 . OCLC 432015371 .
- ^ Дробник, Джим (2017) «Пьянство». Исследование производительности . 22 (6): 27-28. дои : 10.1080/13528165.2017.1412644 .
- ^ Перейти обратно: а б Роуз, июнь (1999). Сюзанна Валадон: Хозяйка Монмартра . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 1, 85-86. ISBN 031219921X . ОСЛК 1036881995 .
- ^ Перейти обратно: а б Шнайдер, Кэтрин (2022). «'Une Force Ignorée': три французские художницы девятнадцатого века» . (Магистерская диссертация). Техасский христианский университет . стр. 39–44, дата обращения 6 апреля 2024 г.
- ^ Сауервайн, Чарльз (2018) [2001]. Франция с 1870 года: культура, политика и общество . 3-е изд. Лондон: Пэлгрейв. п. 95. ISBN 1137406119 . OCLC 1051356006 .
- ^ Киановский, Сара Б. (2002). Три женщины: ранние портреты Анри де Тулуз-Лотрека . Художественный музей Фогга. 6 апреля – 21 июля 2002 г. Художественные музеи Гарвардского университета. OCLC 51936170 .