Псалм Венгерский (Кодали)
Псалм Венгерский , соч. 13 — хоровое произведение Золтана Кодая для тенора, хора и оркестра , написанное в 1923 году. «Псалм» был заказан в честь пятидесятой годовщины объединения Буды , Пешта и Обуды для гала-концерта 19 ноября 1923 года вместе с « Танцем». Сюита Белы Бартока и Фестивальная увертюра Эрно Донаньи . кто вел концерт. Первое исполнение произведения за пределами Венгрии состоялось под руководством Фолькмара Андреа в Цюрихе 18 июня 1926 года. Это стало поворотным моментом в международном признании Кодая как композитора, помимо его известности как этномузыковеда и музыкального педагога.
Фон
[ редактировать ]Текст основан на толковании « 55-го псалма Услышай молитву мою, Боже» поэта, проповедника и переводчика XVI века Михая Вега . Необычно то, что Кодай выбирал священный текст, чтобы отметить светское событие; Отрывки отчаяния и призыва к Богу в либретто дают композитору возможность обратиться к трагическому прошлому Венгрии и катастрофическому затруднительному положению после Трианонского договора , когда она потеряла более 70% своей национальной территории. Музыка отражает кризис нации во время и после Первой мировой войны (раздел исторической Венгрии ), а текст проводит параллель между горестями короля Давида и страданиями мадьяр в Османской Венгрии . Таким образом, Psalmus Hungaricus охватывает два с половиной тысячелетия политических бедствий. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]В начале первой части краткая оркестровая прелюдия быстро уступает место краткому приглушенному хоровому вступлению. Сольный тенор следует за восторженной арией «О, если бы у меня были крылья, как у голубя». После первой сольной части тенора хор отвечает коротким, нежным отрывком, но тенор реагирует яростно, обвиняя тех грешников, которые замышляют падение невинных. Это вызывает бессловесный женский хоровой плач, и их крики, к которым присоединилась партия тенора, приближают произведение к кульминационному хоровому утверждению о том, что «Бог услышит и поразит их». Далее следует драматический монолог в исполнении тенора, продолжающийся почти до финала части, когда вспыхивает припев.
Вторая часть следует за attacca без паузы, в контрастном задумчивом настроении, с расширенными соло для кларнета и скрипки под мерцающим подводным течением арфы и струнных пиццикато . Тенор возвращается с лирической, тоскующей арией «Но успокой мое сердце», сочетающей в себе пыл и нежность.
Финальная часть в основном представляет собой весь припев, в котором звуки боевой напыщенности чередуются со словами неповиновения. Работа завершается тихой молитвой.
Хотя Кодай никогда буквально не цитирует венгерские народные песни в «Псалме» , он объединяет народные пентатонические мотивы с плагальными ритмами, которые в совокупности делают эту музыку ярким национальным опытом для поколений венгров. [ 2 ] , один из подлинных шедевров Кодая, «Psalmus Hungaricus» редко исполнялся или записывался за пределами Венгрии.
Дискография
[ редактировать ]- Габор Карелли , хор колледжа штата Северный Техас и симфонический оркестр Далласа , Антал Дорати , дирижер, записано 5 января 1949 года, RCA Victor DM 1331, выпущено в мае 1950 года; выпущен на компакт-диске Обществом Дорати вместе с редкостью Кодая «Иисус и торговцы».
- Эрнст Хефлигер , Симфонический оркестр Берлинского радио, Ференц Фриксай , дирижер, 1959 (Deutsche Grammophon) (на немецком языке).
- Йожеф Симанди , Хор Musikaliska Sällskapet и Стокгольмский филармонический оркестр, Антал Дорати, дирижер, концертная запись 16 декабря 1967 г., BIS CD 421–424, выпущен в январе 1988 г.
- Йожеф Симанди , хор Венгерского государственного радио и Венгерский государственный оркестр, Антал Дорати, дир., запись 24–27 сентября 1968 г. (Венгаротон).
- Лайош Козма , Хор Брайтонского фестиваля , Лондонский симфонический оркестр , Иштван Кертес , дирижер, 1970 (Decca). [ 3 ]
- Янош Б. Надь, Хор Венгерского радио и Будапештский филармонический оркестр, Арпад Йоо, дир., 1982 (Музыкальное искусство). [ 4 ]
- Дароци, Будапештский фестивальный оркестр, сэр Георг Шолти , дир., 1998 (Лондон).
- Нильссон, Раймонд, Лондонский филармонический оркестр и хор [Янош Ференчик, дирижер], 1989 (Priceless CD D25335) (также Everest Records SDBR-3022) [ 5 ] *
- Сэр Чарльз Маккеррас. Симфонический оркестр и хор Датского радио.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: Полное руководство по классической музыке , Крис Вудстра, Джеральд Бреннан, Аллен Шротт (ред.), Hal Leonard Corporation, 2005, стр. 695.
- ^ Время (журнал)
- ^ http://www.gramophone.net/Issue/Page/May%201982/65/745834/KODALY.+Psalm+Hungaricus,+Op.+13th+Mass [ мертвая ссылка ]
- ^ «Золтан Кодай: Psalmus Hungaricus; Missa Brevis - Arpad Jóo | Информация о выпуске» . Вся музыка .
- ^ «Everest Stereo — официальный сайт Everest Records — Главная» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- « Psalmus Hungaricus » , Краткий Оксфордский музыкальный словарь , Майкл Кеннеди и Джойс Борн, 1996 г.
- Джонатан Д. Грин, Путеводитель по хорово-оркестровым произведениям для дирижера, Двадцатый век , часть II, Rowman & Littlefield, 1998, с. 86.