Битва при Антрее
Битва при Антрее | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть гражданской войны в Финляндии в гражданской войне в России. | |||||||
![]() Ахвола 1918 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Герман Вернхьельм Аарне Сихво |
А. Бэкман ![]() | ||||||
Сила | |||||||
1,500–2,000 | 2,000–4,000 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
300 убитых | 324 убитых |
Битва при Антрее — сражение гражданской войны в Финляндии , проходившее в Антреа и Яаски , Финляндия, с 11 февраля по 25 апреля 1918 года между финскими белыми и финскими красными .
Борьба велась на железной дороге Выборг-Йоэнсуу между Выборгом , красной столицей Восточной Финляндии, и Антреа, важным железнодорожным узлом в 30 км к северу от Выборга. Красные атаковали Антреа, но застряли между железнодорожными станциями Каванцаари и Ханнила и близлежащими деревнями Ахвола и Пуллила. Самые ожесточенные бои велись в Ахволе, шоссе, пересекавшем несколько километров к западу от железной дороги. В течение последних девяти недель война велась в основном позиционной . Поэтому сражения в Ахволе были названы «Финляндским Верденом», в честь знаменитой битвы при Вердене 1916 года , хотя ее размеры не идут ни в какое сравнение с размерами Первой мировой войны . Битва закончилась в конце апреля, когда белые атаковали Выборг с востока, а красные отступили, чтобы защитить город. [ 1 ]
Единицы
[ редактировать ]Белые
[ редактировать ]Белая армия на фронте Антреа включала военизированные белогвардейские формирования , егерские войска и Карельскую армию . Сначала им командовал полковник-лейтенант Герман Вернхьельм, которого 12 февраля сменили капитан Аарне Сихво и Вольдемар Хэгглунд в качестве его штабного офицера. [ 2 ]
Красные
[ редактировать ]В состав красных частей входили красногвардейцы из района Выборга и далее из района Уусимаа Южной Финляндии из Хельсинки , Вантаа , Хювинкяя и Мянтсяля . В состав Хельсинкской Красной Гвардии входила знаменитая рота Юрия, элитный отряд, состоявший из членов клуба рабочих спортсменов Юрия Хельсинки. [ 3 ] подразделение Женской Красной гвардии Также в бою приняло участие . Русские добровольческие отряды прибыли из Петрограда , Москвы и Сибири . Все они покинули фронт Антреа в конце февраля, когда перемирие между Советской Россией и Германской империей было нарушено и войска понадобились в другом месте. В конце марта в Ахволе все еще вела бой группа моряков Балтийского флота . [ 4 ]
Красными командовал генеральный штаб Красной гвардии в Выборге, но у них также была местная база в Каванцаари. Главнокомандующим в Каванцаари был малоизвестный заводской рабочий А. Бакман . Даже его точная личность не установлена, но предположительно Бэкман был схвачен, а затем убит белыми в начале мая. [ 5 ]
Бои
[ редактировать ]Отступление белых из Выборга
[ редактировать ]
За три дня до начала войны белые попытались взять Выборг под свой контроль, но потерпели неудачу. Отряд численностью 300 человек покинул город и направился на юг по льду Выборгского залива к небольшому острову Венайянсаари. 26 января белые решили направиться севернее Выборга к Антрее и встретиться со своими главными силами. Отряд теперь возглавлял Адольф Аминов , 62-летний отставной полковник Российской императорской армии . Оно пересекло Петроградскую железную дорогу в деревне Кямяря , где произошло столкновение с красногвардейцами. Битва при Кямяре считается первым сражением Гражданской войны в Финляндии. Разгромив красных у станции Кямяря, белые устроили засаду на красный поезд, следовавший из Петрограда в Финляндию. Так называемый «Большой артиллерийский поезд» перевозил большой груз винтовок, артиллерийских орудий и боеприпасов. Его сопровождал отряд из 400 бойцов Петроградской финской Красной гвардии под командованием братьев Юкки и Эйно Рахья . Поезд остановился у станции и был удивлен белыми. После того как красные поставили свои пулеметы на огневые позиции, белые покинули Кямяру и продолжили путь в сторону Антреа. Бои в Кямяре закончились убитыми 18 белыми и до 30 красными. 28 января белые наконец достигли Антреа. Днем ранее местные белогвардейцы взяли железнодорожные станции Кавацаари и Ханнила. [ 2 ]
Ранняя стадия
[ редактировать ]Когда 27 января началась война, выборские красные двинулись в сторону Антреа по железной дороге Выборг-Йоэнсуу. 1 февраля они взяли железнодорожную станцию в Тали , в 10 км севернее Выборга, а на следующий день – станцию Карисалми, в 5 км севернее. 9 февраля красные после небольшого боя с белыми взяли железнодорожную станцию Каванцаари. Через день красные потеряли ее, но на следующий день получили подкрепление и снова взяли станцию обратно. 11 февраля красные также атаковали станцию Ханнила, но потерпели неудачу. Вместо этого они захватили села Сейстола и Ахвола, расположенные в нескольких километрах к западу от железной дороги. Ахвола была важной магистралью, пересекающей шоссе Выборг -Иматра и Выборг-Антреа. [ 2 ]
12 февраля белый командир Герман Вернхельм приказал своим людям отступить из Ханнилы через реку Вуокса , но капитан Аарне Сихво отказался подчиниться приказу. Вместо этого Сихво приказал своим людям атаковать Ахволу, которую затем взяли белые. Они также предприняли неудачную атаку на Кавансаари. Вернхьельм был уволен и заменен Сихво. Красные, в свою очередь, потеряли большую часть своих сил в последующие дни, когда русские добровольческие бригады покинули фронт Антреа. Некоторые незначительные атаки все же были предприняты, но после 24 февраля линия фронта была сформирована, и битва превратилась в позиционную войну. Обе стороны теперь имели около 1500 человек в Ахволе и еще несколько сотен на других позициях. [ 2 ]
Ахвола и Пуллила
[ редактировать ]
С конца февраля бои сосредоточились в районе села Ахвола, примерно в пяти километрах к западу от железной дороги. Красные атаковали позиции белых ежедневно в 9 часов утра, а затем с заходом солнца отошли в свои окопы. [ 1 ] В течение этого девятинедельного периода обе стороны каждый день теряли примерно по 20 человек убитыми или ранеными. Деревню Пуллила в пяти километрах к востоку от железной дороги удерживали красные. Белые пару раз безуспешно атаковали деревню. [ 2 ]
Бои вдоль железной дороги
[ редактировать ]Пятикилометровый участок железной дороги между Каванцаари и Ханнилой контролировался бронепоездами, поэтому активность пехоты была незначительной. У красных был российский бронепоезд «Украинская революция» , который большевики ранее использовали на Украине . Другим красным бронепоездом был Panssarijuna № 4 (Бронепоезд № 4), изготовленный на заводе Фредриксберг в Хельсинки. У белых был бронепоезд « Карьялан пеластая» («Спаситель Карелии»). Свое прозвище он получил после первых боев при Ганниле, где поезду удалось нанести ответный удар красным. Сам поезд был «самодельным», белые бронированные полувагоны кирпичами и досками оснастили горной пушкой и пулеметами. Поезда совершали несколько атак друг на друга, но обычно без больших потерь. Самый крупный инцидент произошел 23 марта, когда «Украинская революция» подошла всего в 250 метрах от белых линий и бомбила станцию Ханнила в течение 20 минут. Белым удалось поразить поезд гранатой, но «Украинская революция» смогла отступить с некоторой помощью «Пансариджуна № 4» , а затем была отправлена в Петроград на ремонт. [ 4 ]
Белое наступление
[ редактировать ]23 апреля белые начали решающее наступление на Выборг силами 15 000 человек. Белые Антреа теперь окружили железную дорогу в 30 км к востоку через деревню Хейнйоки , а затем закрыли Выборг с востока вдоль Петроградской железной дороги. Красным было приказано покинуть свои позиции и отступить к Выборгу 24–25 апреля, а резервы белых, оставшиеся в Антреа, теперь смогли без боя взять Каванцаари и Пуллилу. После Выборгской битвы 24–29 апреля Гражданская война в Карелии завершилась. [ 6 ]

Авиация
[ редактировать ]Белые
[ редактировать ]Два импортированных из Германии самолета-разведчика DFW CV были переброшены в Антрею в конце марта под командованием датского лейтенанта Кнуда фон Клаусона-Кааса . В боевых действиях самолеты не использовались, поскольку шведские пилоты отказались летать в сложных условиях. 10–11 апреля шесть русских летчиков дезертировали из Советской России и присоединились к финским белым с летающей лодкой Григоровича М-9 , двумя самолетами-разведчиками «Ньюпор-10» и двумя истребителями «Ньюпор-17» . Летчики были сторонниками русского белого движения . С 13 апреля российские летчики совершали разведывательные полеты, бомбили позиции красных и сбрасывали пропагандистские листовки. Самолеты действовали с аэродрома Антреа во льду озера Пяахкярви. Это считается началом финских ВВС . [ 7 ]
Красные
[ редактировать ]У красных были две российские летающие лодки «Ньюпор» , которыми управляли три русских пилота. Они действовали со льда залива Панцарлахти в Выборге. С конца февраля по конец марта самолеты совершили как минимум четыре разведывательно-бомбардировочных полета. [ 8 ]
Культура
[ редактировать ]Финский композитор Лееви Мадетойя потерял своего брата во время битвы при Антрее, поскольку Юрьё Мадетойя (р. 1885) предположительно был схвачен и убит красными в Каванцаари 9 апреля. Мадетойа сочинил трехчастную фортепианную сюиту « Сад смерти», соч. 41 , в память о погибшем брате. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б Сейтсонен, Оула; Куннас, Лийза. «Ахвола 1918: Археологическая разведка поля боя гражданской войны в Финляндии» . Журнал археологии конфликтов . 2009 (2): 58, 63–68 . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Суситаивал, Пааво (1937). Ахвола . Порвоо: WSOY.
- ^ Хентила, Сеппо (2014). Bewegung, Kultur und Alltag im Arbeitersport: Движение, культура и повседневная жизнь в рабочем спорте . Хельсинки: Общество изучения истории и традиций труда. ISBN 978-952-59762-6-7 .
- ^ Jump up to: а б «БРОНЕВОЗЕЗДА: Бои на железных дорогах в 1918 году» . Егерский взвод: Веб-сайт финской армии 1918–1945 гг . 30 августа 2009 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ «Долгое время красный режим продержался в Выборге» . Финляндия 100 (на финском языке). 2016 . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Раухалахти, Маркку (1934). «Битвы при Антреа Ахвола» . Традиции войны за независимость . Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Бернер, Аарне (1934). Участие ВВС в войне за независимость Финляндии в 1918 году . Хельсинки: Отава.
- ^ Бернер, Аарне (1934). «Участие ВВС в войне за независимость Финляндии в 1918 году. Глава III. Действия красной авиации в Финляндии в 1918 году» (PDF) . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Мякеля, Томи (2004). Сибелиус и другие — Новые герои Нового Севера: последние 100 лет музыки и образования в Финляндии . Хильдесхайм – Цюрих – Нью-Йорк: Георг Олмс Верлаг. п. 95. ИСБН 978-348-71512-8-1 .
60 ° 51'43 "N 28 ° 57'43" E / 60,861936 ° N 28,962024 ° E