Список программной музыки
Программная музыка — это термин, применяемый к любому музыкальному произведению классической музыкальной традиции, в котором произведение создано в соответствии с каким-то предвзятым повествованием или призвано вызвать определенную идею и атмосферу. Это отличается от более традиционной абсолютной музыки, популярной в эпоху барокко и классической музыки , в которой произведение не имеет повествовательной программы или идей и просто создается ради музыки. Музыкальные формы, такие как симфоническая поэма , баллада , сюита , увертюра и некоторые композиции в более свободных формах, называются программной музыкой, поскольку они предназначены для выявления внемузыкальных элементов, таких как зрелища и происшествия.
Оперу , балет и Лидер также можно тривиально считать программной музыкой, поскольку они не предназначены для сопровождения вокальных или сценических выступлений. Они будут исключены из этого списка, за исключением тех случаев, когда они получили широкую популяризацию и исполнялись без оригинального вокала и/или сценического исполнения.
Традиция оркестровой программной музыки продолжается и в некоторых произведениях для джазовых оркестров. Повествовательную или вызывающую воспоминания популярную музыку можно найти в «Концептуальном альбоме» .
Любое обсуждение музыки для программ напоминает Уолта Диснея анимационные фильмы «Фантазия» (1940) и «Фантазия 2000» (1999), в которых аниматоры Диснея предоставили графическую визуализацию нескольких известных музыкальных произведений из программ. Однако не все фрагменты, использованные в фильмах, были особенно программными, и в большинстве случаев повествования, иллюстрированные аниматорами, отличались от любого программного повествования, которое могло существовать изначально.
Список программной музыки по композиторам
[ редактировать ]![]() | Этот список песен или предметов, связанных с музыкой, неполный ; Вы можете помочь, добавив недостающие элементы . ( октябрь 2021 г. ) |
- Каприччио для клавира B♭ «На уход любимого брата» BWV 992
- Страсти по Матфею BWV 244
- Баха Многие кантаты содержат элементы, которые можно считать программными.
ПДК Бах
[ редактировать ]- Ритуал дикаря (1951)
- Страсти: с участием Бас Шевы (1954)
- Увертюра «Кориолан» , соч. 62 (1807 г.); по мотивам истории Кориолана
- Симфония № 6 , Пастораль , соч. 68 (1808 г.); включает в себя названные движения, деревенские танцы, крики птиц и шторм.
- Леонора № 3. Увертюра, соч. 72б (1806 г.); одна из серии увертюр, сочиненных к опере «Леонора» , позже переименованной в «Фиделио» . «Леонора № 3» хорошо известна тем, что изображает некоторые основные события сюжета в сжатой, чисто оркестровой форме, в первую очередь далекие звуки трубы в финале. После фактической, завершенной увертюры «Фиделио» это наиболее часто исполняемая версия, которая до сих пор иногда заменяет увертюру «Фиделио» в некоторых постановках.
- Увертюра «Эгмонт» , соч. 84
- Победа Веллингтона , соч. 91 также известен как « Боевая симфония» и описывает битву между французской и британской армиями у испанского города Витория и последующую победу Великобритании. В качестве инструментов в работе использованы винтовки и пушки. Он также использует Rule Britannia , который используется для описания британцев, тогда как французская сторона объявляется французской песней Marlbrouk s'en va-t-en guerre .
- Соната для фортепиано ля-бемоль, соч. 26 (3-я часть с подзаголовком «Смерть героя», 4-я часть явно по замыслу «Жизнь продолжается»)
- Соната для фортепиано ре минор, соч. 31 №. 2 («Штурм», по мотивам Шекспира » «Бури )
- Соната для фортепиано ми-бемоль мажор, соч. 81а «Прощания»
- Фантастическая симфония (1830)
- Гарольд в Италии по мотивам « Паломничества Чайльд-Гарольда» лорда Байрона (1834)
- Ромео и Джульетта , драматическая симфония.
- Четыре морских интерлюдии (1945) — Бриттен извлек четыре из шести интерлюдий из своей оперы «Питер Граймс» для исполнения как отдельное оркестровое произведение. «I. Dawn», «II. Sunday Morning» (описывающая приморскую общину, собравшуюся на богослужение), «III. Moonlight» и «IV. Storm» — все они были призваны буквально описать эти сцены и образы через музыку Бриттена. [ 1 ] [ 2 ]
- Симфония № 4 ми-бемоль мажор, «Романтическая» . Программа, включающая средневековые замки, рассвет и королевские охоты, кажется, была запоздалой мыслью, как и в случае с другими симфониями, но ее обоснованность в данном случае подтверждается подзаголовком, данным сочинению, единственной из симфоний Брукнера, получившей подзаголовок от самого композитора.
Дебюсси писал более или менее полностью в «программном» стиле; см. Список произведений Клода Дебюсси.
- Симфония № 9 «Из Нового Света» , которая связана с «Песней о Гайавате» и описывает впечатления композитора от Америки.
- Водяной Гоблин
- Полуденная ведьма
- Песня героя
- Четыре увертюры:
Многие работы Элгара связаны с любимыми местами, в основном с Херефордширом и Вустерширом, где он жил, и его рукописи часто отмечаются как таковые.
- Вариации на оригинальную тему («Энигма») , соч. 36, серия музыкальных портретов друзей композитора (а в одном случае и их собаки) и связанных с ними происшествий. Кроме того, через всю работу проходит секретная тема «Энигмы», которая так и не была точно раскрыта.
- Морские фотографии
- Увертюра «Кокень» (В Лондоне) , соч. 40
- Жезл молодости , соч. 1а и 1б, две сюиты на основе музыки, которую он написал в детстве.
- Увертюра «На юге» (Алассио) , соч. 50
- Фальстаф , симфонический этюд, соч. 68
- Северн-сюита , соч. 85, для духового оркестра
- Детский люкс
Александр Константинович Глазунов был плодовитым композитором симфонических поэм, самостоятельных увертюр и фантазий, часто черпавшим вдохновение из истории.
- «Памяти героя» Элегия для оркестра , соч. 8
- Stenka Razin , Op. 13
- Лес , фантазия для оркестра, соч. 19
- Славянский пир , симфонические эскизы, соч. 26А
- Море , фантазия для оркестра, соч. 28
- Восточная рапсодия , соч. 29
- Кремль , симфоническая картина в трёх частях, соч. 30
- Симфоническая картина «Весна» , соч. 34
- «Карнавал» , увертюра для большого оркестра и органа, соч. 45
- Из тьмы в свет , фантазия для оркестра, соч. 53
- Торжественная увертюра , соч. 73
- «Из Средневековья» , сюита для оркестра, соч. 79
- «Песнь судьбы» , драматическая увертюра, соч. 84
- Русская фантазия для оркестра балалайки, соч. 86
- «Памяти Гоголя» , симфонический пролог, соч. 87
- Финская фантазия для оркестра, соч. 88
- Финские эскизы для оркестра, соч. 89
- Карельская легенда , соч. 99
- Эпическая поэма , соч. почта
- «Пер Гюнт» , первоначально выбранная из музыки и песни к пьесе Пер Гюнт» « Генрика Ибсена , но теперь почти всегда исполняется сама по себе.
- Лирические пьесы
- День свадьбы в Трольдхаугене
- Сюита «Гранд-Каньон» (1931). Именованные разделы иллюстрируют «Восход солнца», «Нарисованную пустыню», «По тропе», «Закат» и «Лавю». «По тропе» — это знакомый отрывок с ревом мула и топотом копыт. описал «Cloudburst», еще один музыкальный шторм, Тосканини как «яркий и устрашающий».
- Domination of Black op.23 , для оркестра по стихотворению Уоллеса Стивенса
- Европа и Бык op.121 , для тубы соло с оркестром по Овидию
- Путешествие Фаэтона: Сын Солнца op.131 , для трубы соло с оркестром по Овидию
- Буря на горе Уайлдкэт
- Соси – Лес пророческих звуков
- Видение из Хай Рока
- Таинственная гора (Симфония №2)
- Македонский горный танец
- Фантазия на японских гравюрах на дереве
- И Бог создал больших китов (оркестр под песни горбатых китов)
- Симфония Вишну (Симфония №19)
- Симфония Меджнун (Симфония №24)
- Симфония Одиссея (Симфония №25)
- Симфония горы Сент-Хеленс (Симфония № 50)
- Ирландия
- Польша
- Небесная железная дорога
- Центральный парк в темноте
- Струнный квартет № 2 («Дискуссии», «Споры», «Зов гор»)
- Симфония: праздники Новой Англии
- Три места в Новой Англии
- Вопрос без ответа
- Футбольный матч Йель-Принстон
- Тарас Бульба , рапсодия для оркестра по повести Николая Гоголя
Большинство наиболее известных композиций Кетелбея являются строго программными, в том числе:
- В монастырском саду
- На персидском рынке
- В мистической стране Египта
- Колокола через луга
- С честью коронованной
Лист считается изобретателем симфонической поэмы, а его программные оркестровые произведения легли в основу творчества нескольких композиторов романтической эпохи. Всего он сочинил тринадцать симфонических поэм, а также две программные симфонии, черпая вдохновение из множества литературных, мифологических, исторических и художественных источников.
- Ce qu'on entend sur la montagne (Что слышно на горе) по стихотворению Виктора Гюго
- Тассо, Lamento e Trionfo , по мотивам рассказов Байрона и Гете о жизни поэта Торквато Тассо.
- «Прелюдии » по мотивам Ламартина
- Орфей
- Прометей
- Мазепа по мотивам Гюго и Байрона
- Звуки фестиваля ( Звуки фестиваля )
- Похоронный герой
- Всю жизнь
- Венгрия
- Гамлет по пьесе Шекспира
- Hunnenschlacht (Битва гуннов), основанная на монументальной фреске художника Вильгельма фон Каульбаха, изображающей битву между императором Теодорихом и Аттилой Гунном в 451 году.
- Идеалы по мотивам произведения Фридриха фон Шиллера.
- Симфония «Фауст» по мотивам эпического произведения Гете.
- Симфония Данте по мотивам Данте. » «Божественной комедии
- Надежда (2001), изображающая битву при Копенгагене.
Большая часть ранних работ Малера была разработана программно. Однако позже в своей жизни он предпринял серьезные усилия, чтобы преуменьшить программную репутацию многих из этих произведений, в том числе удалил некоторые программные названия из своих симфоний.
- Симфония № 1 , Титан , (1888)
- Симфония № 2 , «Воскресение» , (1894)
- Симфония № 3 , (1896)
- Песня Земли
- La Nativite du Seigneur (Рождество Господа), строго программная серия органных пьес.
- Des Canyons au Etoiles («От каньонов к звездам»), о природной красоте Соединенных Штатов.
- Catalog d'oisaux («Каталог птиц»)
- Экзотические птицы
- Картины с выставки ; движения представляют собой серию картин и прогулку зрителя по галерее
- Ночь на Лысой горе
- Увертюра «Гелиос» , соч. 17
- Дафнис и Хлоя
- Вальс
- Водные игры
- Зеркала продолжение
- Гаспар ночи
- Моя мать-гусыня
- Паване для умершей инфанты
- I pini di Roma («Римские сосны») , 1923–1924 гг.
- Церковные окна («Церковные окна») , 1926 год.
- Гли Уччелли («Птицы») , 1927 год.
- Le Fontane di Roma («Римские фонтаны») , 1915–1916 гг.
- Feste Romane («Римские фестивали») , 1928 год.
- Шахерезада , соч. 35 (1888). Симфоническая сюита по мотивам «Тысячи и одной ночи». Названия разделов такие, как «Море и корабль Синдбада», «Фестиваль в Багдаде».
- Антар — симфония № 2, позднее изданная как симфоническая сюита.
- Садко , соч. 5 - описан как музыкальная картинка
- Ночь на горе Триглав - отрывок из оперы «Млада»
- Skazka - “Fairy Tale” inspired by Pushkin.
- The Snow Maiden - suite from the opera “Snegurochka”
- Сочельник - сюита из оперы
- Невидимый град Китеж - сюита из оперы
- Золотой петушок – сюита из оперы.
Плюс множество других работ, вдохновленных мифами и сказками.
- Фаэтон , соч. 39
- Танец смерти , соч. 40 (1874)
- Карнавал животных (1886)
- Преображенная ночь , соч. 4 («Преображенная ночь»), 1899 г. Романтический музыкальный портрет лесной прогулки при лунном свете из Рихарда Демеля. стихотворения
- «Симфония роз » для оркестра по стихам У.Б. Йейтса и картине Джека Йейтса.
- Ты соспири? , для оркестра, связанного с Нэнси Стораче и Моцартом
- Тьма веков , тональная поэма для оркестра, вдохновленная описанием колодца Леоша Яначека.
- Моя река , септет по стихотворению Эмили Дикинсон.
За свою карьеру Сибелиус сочинил несколько тональных стихотворений, часто используя истории и мотивы финского национального эпоса « Калевала» . В начале своей карьеры он также писал произведения на национальные и исторические темы.
- Финляндия
- Куллерво , соч. 7, симфоническая поэма по мотивам истории Куллерво из финской мифологии.
- И сага , соч. 9
- Карелия-сюита , соч. 11
- Легенды Лемминкяйнена , соч. 22, четыре симфонических стихотворения по мотивам повести Лемминкяйнена из «Калевалы».
- Дриада , соч. 45 № 1
- Дочь Похъёлы , соч. 49, тональная поэма по мотивам рассказа из « Калевалы».
- Ночная поездка и восход солнца , соч. 55
- Бард , соч. 64
- Луононтар , соч. 70
- Океаниды , Op.73
- Тапиола , соч. 112
- Моя страна , 1874–1879 гг.
- Струнный квартет №1, Из моей жизни
- Симфония №1 «Афроамериканская».
- Симфония № 2 соль минор «Песнь новой расы»
Крупный разработчик тоновой поэмы как музыкальной формы, Штраус проявил выдающееся мастерство музыкального описания. Он утверждал, что способен «описать нож и вилку» в музыке, и говорил, что чувствительный слушатель Дон Жуана мог различить цвет волос любовных партнёрш Дона Жуана.
- Дон Жуан , соч. 20 (1889)
- Макбет , соч. 23
- Смерть и Преображение, соч. 24 (1889)
- До веселых шуток Уленшпигеля, соч. 28
- Также Sprach Zarathustra (« Так говорил Заратустра »), соч. 30 (1896)
- Дон Кихот , соч. 35 (1897)
- Жизнь героя , соч. 40
- Symphonia Domestica («Домашняя симфония»), соч. 53 (1903). Музыкальное описание личной повседневной жизни композитора, в том числе нелестный музыкальный образ фрау Штраус.
- Eine Alpensinfonie («Альпийская симфония»), соч. 64 (1915). Произведение, состоящее из двадцати двух поименованных повествовательных разделов, описывающих восхождение на альпийскую гору. Часть работы изображает грозу, возможно, с самыми реалистичными громами и молниями в оркестровой музыке.
- Дуэт-Концертино (1947), изображающий принцессу и медведя.
- Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869; переработка 1870, 1880)
- Симфоническая фантазия «Буря» по Шекспиру, соч. 18 (1873)
- Гамлет Увертюра-Фантазия, соч. 67а (1888)
- Вышеуказанные три произведения основаны на пьесах Шекспира.
- Франческа да Римини , соч. 32 (1876) основан на Данте » «Аде .
- Манфред Симфония в четырех картинах по драматической поэме Байрона , соч. 58
- В увертюре «1812 год » (1882 г.) используются разные темы для изображения французской и русской армий в наполеоновских войнах , и она завершается пушечной стрельбой и звоном церковных колоколов.
- Final Fantasy Множество различных тем из серии видеоигр, представляющих разных персонажей и ситуации.
- Жаворонок восходящий
- Симфония Антарктика О обреченной экспедиции исследователя капитана Скотта на Южный полюс, в аранжировке по партитуре его фильма
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Четыре морские интерлюдии из Питера Граймса, соч. 33а» .
- ^ «Четыре морские интерлюдии | Лос-Анджелес Фил» . www.laphil.com . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года.
- ^ Грин, Эдвард (2011). « Гарлемская воздушная шахта»: настоящая программная композиция?» . Журнал джазовых исследований . 7 (1): 28–46. дои : 10.14713/jjs.v7i1.9 .