Юджин Лансере


Евгений Евгеньевич Лансере ( русский : Евгений Евгеньевич Алансере ; 4 сентября [ OS 23 августа] 1875 - 13 сентября 1946), также часто пишется Евгений Лансере , был русским графиком, живописцем, скульптором, мозаичистом и ассоциированным иллюстратором, стилистически Мир ( "Мир искусства»). [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Лансере родился в Павловске , пригороде Санкт-Петербурга . [ 2 ] Он происходил из известной русской артистической семьи французского происхождения. [ 3 ] Его отец, Евгений Александрович Лансере , был скульптором. [ 3 ] Его дед Николас Бенуа и его дядя Леон Бенуа были знаменитыми архитекторами. Другой дядя, Александр Бенуа , был уважаемым художником, искусствоведом, историком и защитником природы. [ 3 ] Его прадедом был русский композитор венецианского происхождения Каттерино Кавос . Братья и сестры Лансере также были наследниками этой художественной традиции. Его сестра Зинаида Серебрякова была художницей, а брат Николай — архитектором. [ 3 ] Его двоюродная сестра Надя Бенуа была матерью Петра Устинова .
Его отец Эжен Лансере, который также был художником, умер рано, в возрасте сорока лет; когда мальчику было одиннадцать лет. Однако пример отца, воспоминания обо всем, что было связано с его жизнью и творчеством, повлияли на формирование личности будущего художника. Уже будучи зрелым и опытным мастером, Эжен Лансере отмечал, что «его поиск правильного житейского жеста, интерес к этнографической характеристике характеров» и, наконец, «влечение к Кавказу» были получены от отца «по наследственной» характеристике. его работы. [ 4 ]
Детство художника прошло на Украине, в небольшом имении отца Нескучное . После смерти Евгения Лансере, отца художника, мать переехала с детьми в Петербург, в дом его отца, известный в художественных кругах как «дом Бенуа у » Николы Морского .
Первые уроки Лансере брал в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств в Петербурге с 1892 по 1896 год. [ 2 ] под руководством Яна Чонглинского и Эрнста Фридриха фон Липгарта . [ 5 ] Затем он отправился в Париж , где продолжил обучение в Академии Коларосси и Академии Жюлиана с 1896 по 1899 год. [ 2 ]
Карьера до революции
[ редактировать ]Вернувшись из Франции в Россию, Лансере присоединился к «Миру искусства» , влиятельному российскому художественному движению, вдохновленному одноименным художественным журналом , основанным в 1899 году в Санкт-Петербурге. [ 6 ] Other prominent members of Mir iskusstva ' included Lanceray's uncle Alexandre Benois , Konstantin Somov , Walter Nouvel , Léon Bakst , and Dmitry Filosofov. [ 1 ]
Как и другие члены «Мира искусства» , он был очарован «сверкающей пылью» искусства рококо и часто обращался за вдохновением к русской истории и искусству XVIII века. [ 7 ] [ 8 ]
Евгений Лансере был моложе мастеров «Мира искусства» и поначалу выступал их учеником. Его творческий метод и эстетические взгляды развивались под влиянием и руководством Бенуа, хотя в некоторых аспектах своего таланта Лансере, возможно, превосходил своего учителя. Его первые значительные произведения в области станковой живописи и графики были созданы в конце 1890 — начале 1900-х годов. Основные творческие интересы художника были обращены в это время к «историческому», преимущественно архитектурному пейзажу. [ 4 ]
Самая знаменитая фреска Лансере находится на потолке Казанского вокзала в Москве (1933-1934). Помимо места и масштаба, отличительной особенностью этой работы является то, что она выполнена темперой, столь любимой художником. Но он работал с различными СМИ, и в сферу его деятельности входило не только монументальное искусство, но и изобразительное искусство, графика, иллюстрация и театральные декорации. Впервые к работе в театре Лансере приступил в начале 1900-х годов, отдавая должное страсти к театральной живописи, свойственной почти всем представителям старшего поколения кружка « Мир искусства» .
Жизнь после революции
[ редактировать ]Лансере был единственным видным деятелем «Мира искусства», оставшимся в России после революции 1917 года . Будучи представителем традиционной живописи (не авангардного движения ) и буржуазии, он долгое время не пользовался большим спросом у новой советской власти. Даже его сестра нашла революционную среду чуждой своему искусству и в 1924 году бежала в Париж. [ 3 ]
Сам Лансере ненавидел новый советский режим, в котором ему пришлось существовать после 1917 года. Это относилось к его собственному пониманию исторического пути России и массовым притеснениям по отношению к его родственникам и близким друзьям (некоторые из них иммигрировали, а некоторые были убиты). . В феврале 1932 года он оставил в дневниках запись: «Невероятное обнищание. Конечно, цель правительства – довести всех и вся до нищеты, поскольку с бедными и голодными легче справиться». [ 9 ]
Лансере покинул Санкт-Петербург в 1917 году и три года прожил в Дагестане . [ 2 ] где он увлекся восточными темами. Его интерес возрос во время поездок, предпринятых в начале 1920-х годов в Японию и Анкару ( Турция) . [ 2 ] В 1920 году переехал в Тифлис , Грузия . [ 2 ] Во время пребывания в Грузии читал лекции в Тбилисской государственной академии художеств (1922–1934) и иллюстрировал кавказские повести Льва Толстого . [ 2 ] Среди его учеников был Аполлон Кутателадзе .
Лансере покинул Грузию в 1934 году, поселившись в Москве , где стал заниматься украшением Московского Казанского вокзала и гостиницы «Москва» . [ 10 ] В этот же период Лансере работал и театральным художником. [ 11 ]
За три года до смерти он был удостоен Сталинской премии , а в 1945 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР . Он умер в Москве в возрасте 71 года.
Москва Казанский вокзал
[ редактировать ]
Одной из самых известных работ Лансере является фреска «Казанский вокзал» (1932–1934 и 1944–1946 гг.).
За весь процесс с самого начала отвечал Щусев , известный русский архитектор и частый персонаж дневников Лансере. [ 12 ] В 1916 году Щусев , Бенуа , Серебрякова для проектирования декораций и росписей Казанского вокзала были наняты , Лансере, но революция сорвала эти планы.

1932 год стал годом, когда в СССР была проведена государственная реформа архитектуры, и «сталинская» архитектура с ее монументальным стилем стала канонической. Лансере, опытный художник-монументалист консервативных взглядов, был приглашен из Тбилиси в Москву для продолжения работы над декорациями Центрального вокзала. Он отвечал за ресторан, расположенный внутри. В картинах 1932–1934 годов Лансере старался показать особенности каждого нарисованного региона. Например, в Мурманске изображен оживленный экипаж корабля, а в Крыму изображена улыбающаяся татарка на фоне ясного неба, экзотических деревьев и работающего плотника.
В тридцатые годы ему удалось выполнить такие фрески, как «Строительство Москвы», «Мурманск», «Крым» и другие. В январе 1934 года, после приклеивания первого полотна к плафону, Лансере пишет: «Переломный, грозный день: сегодня наклеили первую картину «Крым». Я, конечно, в шоке от эффекта. Она маленькая, тщедушная, совершенно не живописная. , совершенно не монументально <..> На таком расстоянии другого объёмного эффекта нет <..> Вот тогда научишься опыту и мастерству Византии!» [ 13 ]
Из-за неправильной конструкции здания, высоких потолков и непредсказуемого света художник столкнулся с трудностями, чтобы сделать картину яркой и заметной. Помимо места и масштаба, отличительной особенностью этой работы является то, что она выполнена темперной краской. Художник также предпочитал рисовать на холсте, который затем крепился к потолку. Но, хотя Лансере был разочарован неуместным использованием техники, члены комитета не были вполне удовлетворены тематикой картин Лансере. [ 9 ]
Позже они скажут, что в его проектах отсутствует «глубокая социалистическая» идея, и будут обвинять его в использовании слишком большого количества абстрактных символов и аллегорий. Лансере продолжил работу над этими монументальными картинами после окончания войны. После его смерти другим художникам пришлось заканчивать работу по оставленным им эскизам. [ 14 ] Сегодня украшенный плафон Казанского вокзала выглядит очень контрастно. Тяжелые советские картины преимущественно коричневых оттенков кажутся потерянными среди помпезной позолоченной лепнины.
Сегодня эта часть здания используется как зал повышенной комфортности, где люди, купившие билеты бизнес-класса, могут ожидать своего вылета. Каждую новогоднюю ночь здесь строится сцена, на которой показывают детские спектакли и играют музыкальные концерты. [ 14 ]
Фрески в Харькове
[ редактировать ]В 1932 году Лансере завершил две свои монументальные работы во Дворце культуры «Железнодорожник» (ныне «Центральный дом культуры и техники Южной железной дороги») в Харькове. Один из них называется « Партизаны Кавказа приветствуют Красную Армию» , другой — «Встреча комсомольцев с крестьянами Крыма» .
Со временем картины портились и часто прятались за тканью. В связи с Евро-2012 их восстановили. Эти две фрески — единственные монументальные произведения Эжена Лансере, сохранившиеся в Украине, и единственные образцы фресок 1930-х годов, существующие в Харькове. Хотя настенных росписей в Харькове в довоенный период было немало, почти все они либо погибли во время войны, либо пропали во время ремонта, либо были намеренно уничтожены.
После принятия Закона о декоммунизации в Украине в 2015 году эти фрески, написанные Лансере в Харькове, оказались под угрозой уничтожения. Было проведено общественное обсуждение вопроса их сохранения. Поскольку произведение нельзя было визуально истолковать как прямую коммунистическую пропаганду, чиновники обратились к государству с просьбой придать ему статус культурного наследия. [ 15 ] В случае одобрения эти произведения Лансере станут первыми образцами монументальной живописи, которую будет охранять украинское государство. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шолль, Тим. «От Петипа до Баланчина: классическое возрождение и модернизация балета», стр. 144. Лондон: Routledge, 1994.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Баун, Мэтью Каллерн. «Искусство при Сталине», с. 243. Нью-Йорк: Холмс и Мейер, 1991.
- ^ Jump up to: а б с д и Чилверс, Ян. «Словарь искусства двадцатого века», с. 560. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1999.
- ^ Jump up to: а б "Игры Е. Е. Князь" . www.smr.ru.
- ^ Лик, Питер (2005). Русская живопись . Нью-Йорк: Паркстоун Интернэшнл. п. 257. ИСБН 1780429754 .
- ^ Шолль, Тим. «От Петипа до Баланчина: классическое возрождение и модернизация балета», стр. 43 и 144. Лондон: Routledge, 1994.
- ^ Катриона Келли, Дэвид Шепард. «Построение русской культуры в эпоху революции, 1881–1940», стр. 182. Оксфорд: Oxford University Press, 1998.
- ^ Пушкарев, Сергей. «Возникновение современной России, 1801-1917», с. 327. Нью-Йорк: Холт Райнхарт и Уинстон, 1963.
- ^ Jump up to: а б " "Погано работать на этих людей…" О дневниках Евгения Лансере" . Михаил Гефтер .
- ^ Баун, Мэтью Каллерн. «Искусство при Сталине», страницы 81 и 243. Нью-Йорк: Холмс и Мейер, 1991.
- ^ Аткинсон, В. Патрик. «Театральный дизайн в двадцатом веке: указатель фотографических репродукций сценических дизайнов», стр. 312. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996.
- ^ Kazanskij vokzal v preddverii revolyucii. 1916-1917 gody. (accessed: 28.02.2020) (in Russ.) .
- ^ Е.Е.Лансере. Казанский вокзал. Boris (byk). E.E.Lanceray. Kazanskiy vokzal. E.E.Lanceray. Kazanskiy Railway Station(accessed: 28.02.2020) (in Russ.).
- ^ Jump up to: а б "Живописные панно Е.Е. Лансере "Победа" и "Мир" вестибюля Казанского вокзала" . www.mskagency.ru .
- ^ Jump up to: а б "В Харькове партизан и комсомольцев кисти Лансере спасли от декоммунизации" . ВЕСТИ . March 10, 2016.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Евгением Евгеньевичем Лансере , на Викискладе?
- (на русском языке) Биография. Архивировано 6 декабря 2017 г. в Wayback Machine.
- (на английском языке) Художественный словарь Grove
- 1875 рождений
- 1946 смертей
- Художники XIX века из Российской Империи.
- Русские художники 20 века.
- Иллюстраторы из Российской Империи
- Художники из Санкт-Петербурга.
- Люди из Павловска, Санкт-Петербурга
- Академический состав Тбилисской государственной академии художеств
- Выпускники Академии Коларосси
- Выпускники Джулианской Академии
- Члены Императорской Академии Художеств
- Народные художники РСФСР (изобразительное искусство)
- Лауреаты Сталинской премии
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Семья Бенуа
- Художники-социалисты-реалисты
- русские люди французского происхождения
- Российские иллюстраторы
- русские художники-пейзажисты.
- Русские художники-мужчины
- Русские монументалисты
- русские художники-портретисты.
- Советские иллюстраторы
- Советские художники
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Mir iskusstva artists