Jump to content

Тоху и Тикун

(Перенаправлено из Бейрурима )

Мир Хаоса ( иврит : עוֹלָם הַתֹּ֫הוּ , латинизированный : ʿОлам хатТоху ) и Мир Исправления (иврит: עוֹלָם הַתִקוּן , латинизированный: ʿОлам хатТиккун ) две основные стадии еврейской каббалы в порядке нисходящих духовных миров, известных как « Четыре Миры ». В последующих творениях они также представляют два архетипических духовных состояния бытия и сознания. Их концепции вытекают из новой схемы лурианской каббалы Исаака Лурии (1534–1572), отца современной каббалы, основанной на его интерпретации классических ссылок в Зоаре .

Смыслы тоху и тиккун лежат в основе происхождения свободной воли и злого царства клиппот, вызванного «Разбиением Сосудов» ( שְבִירַת הַכֵּלִים ), процессов духовного и физического изгнания и искупления , смысла 613 заповедей , и мессианское исправление существования .

Тиккун также означает эзотерическое просеивание или прояснение ( בירור ) скрытых божественных искр ( ניצוצות ), изгнанных в физическое творение. Эта новая парадигма в Каббале заменила предыдущее линейное описание происхождения Моисея бен Якоба Кордоверо динамическим процессом духовного облачения, когда высшие души вкладывают средства внутрь в низшие «сосуды».

Космическая драма тиккуна в лурианской каббале вдохновила популярное еврейское воображение XVI-XVIII веков, объясняя современное угнетение и поддерживая претендентов на мессию . Важнейшим тиккуном является мир и порядок в Творении. Возрожденческий хасидский иудаизм, начиная с 18 века, усвоил эзотерический лурианство через его заботу о переживании божественной вездесущности среди повседневной материальной жизни.

Терминология современного идеала тиккун олам «исправление мира» взята из лурианской концепции, но применяется более широко к этическому активизму и справедливости в современном обществе.

Отдельный тиккун может также включать или не включать теологию гильгула ( реинкарнации ); это означает, что независимо от того, рассматривается ли тиккун или нет, последний должен соответствовать одному или нескольким решительным действиям, предотвращающим предыдущий недостаток. Отличие Тиккун Олам от индивидуального Тиккуна заключается в качественном объеме и преданной приверженности ему, благодаря которым исправленный объект настолько возвышен или правилен, следовательно, как в Мире, так и среди людей. Исаак Лурия заявил, что только впоследствии можно будет выполнить, например, ранее отсутствовавшие заповеди , и это касается обоих тиккунимов, которые различаются по выполняемой работе и областям, к которым они относятся.

Обзор лурианской каббалы

[ редактировать ]
еврейской диаспоры Изгнание . Изгнание 1492 года из Испании послужило причиной мессианско-национальной ориентации учёных-раввинов и мистиков в Цфате XVI века . Лурианство систематизировало это в своей новой каббалистической схеме искупления.

Исаак Лурия переосмыслил всю схему Каббалы в 16 веке, по сути создав вторую из двух различных версий теоретической Каббалы: средневековую/классическую/ зохарическую (позже систематизированную Моисеем бен Якобом Кордоверо непосредственно перед Исааком Лурией в Цфате ) и лурианскую каббалу. . Однако свое новое доктринальное откровение он понимал не более чем как истинный смысл и более глубокую систематизацию Зоара . Лурианская каббала стала доминирующей системой в еврейском мистицизме, вытеснив систему Кордоверо, и впоследствии Зоар стал читаться еврейскими каббалистами в его свете.

Средневековая Каббала изображает линейную нисходящую иерархию Ор «Свет», десять сфирот или божественных атрибутов, возникающих из сокрытия в Эйн Соф «Божественной Бесконечности» для осуществления Творения, при этом Четыре Мира последовательно раскрываются до физического творения. Лурианская каббала, напротив, описывает динамические процессы изгнания и искупления в потоке света, когда высшие уровни спускаются в низшие состояния, как души в духовные тела. Этот процесс вводит или интерпретирует новые каббалистические доктрины и концепции.

В лурианской схеме Творение инициируется изначальным и радикальным божественным цимцумом «самоуходом», образующим символическое пространство, в котором остается только отпечаток удаленного Эйн Соф. После этого из отнятого бесконечного света в вакуум распространяется тонкая, уменьшенная новая эманация, способная создать конечность. Это представляет собой скрытые конечные потенциалы в Эйн Соф.

Новая эманация является источником всего последующего творения, но вместо этого приводит к катастрофе в возникающих духовных Мирах. Поскольку на этом этапе сфирот чисты и не связаны друг с другом, каждый атрибут сам по себе не может сдержать чудовищность божественного света, нисходящего в них, и сосуды сфирот разрушаются, создавая Мир Тоху. Их божественный свет высвобождается и поднимается вновь, в то время как осколки разбитого сосуда опускаются, все еще оживляемые искрами Ора. Фрагменты становятся поглощенным, оживляющим источником последующих Четырех Миров в стабильном Творении (называемом сферами Тиккун «исправление»). Поскольку фрагменты оживляются изгнанными божественными искрами, сознанием не осознающим своей божественной зависимости, результирующее Творение может существовать независимо, а не быть сведено на нет своим источником. Однако этот процесс выходит за пределы царства зла («раковины» клиппот). Тиккун является высшим воплощением в высшем из Четырех Миров, совершенном мире Ацилут «Эманация», посредством переконфигурации сфирот в парцуфим «личности». Исправление независимых трех нижних миров Бериа «Творение», Йецира «Формирование» и Асия «Действие» является задачей человечества. Адам Кадмон вобрал в себя коллективные души человечества перед тем, как вкусить от дерева познания добра и зла , что является проявлением в Каббале сфирот. Его грех привел к новому рассеянию Божественной жизненной силы в изгнании в Творении и испусканию искр души из его существа.

Избрание израильтян посредством Закона, данного Моисею на Синае в разделе Мишпатим Книги Исход , напомнило о 600 000 коренных душах Адама. 613 заповедей искупают изгнанные из Тоху искры святости, запечатленные внизу в физическом творении. Мессианская эра для всех народов откроется, когда коллективные души Израиля завершат эзотерический космический Тиккун. Национальные и индивидуальные духовные неудачи в еврейской истории задерживают искупление, приводя к дальнейшему изгнанию Божественной жизненной силы в царство нечистоты. Каждая коренная душа подразделяется на искры души, которые перевоплощаются ( гильгул ) для завершения космического и личного тиккуна, как и в лурианстве, более высокие уровни динамически возвращаются в низшие сосуды. Мессианское искупление сочетает в себе преимущества светочей тоху в зрелых исправленных сосудах тиккуна и единство Бога и Творения.

Высшие миры Тоху и Тиккун

[ редактировать ]

Происхождение Игул -Круга и Яшар -Линии

[ редактировать ]
Образное происхождение Игуль -Круга (потенциального, женского начала) и Яшар -Линии (явного, мужского начала) в творении духовных Миров.

Моисей бен Якоб Кордоверо в своей всеобъемлющей систематизации средневековой каббалы примирил мнения предыдущих каббалистов о сфирот, описав каждую из них как Божественный ор («свет»), заключенный в десять духовных кейлим «сосудов». Это преодолело философскую трудность Божественных атрибутов, поскольку в Бесконечном Эйн Соф до Творения сфирот были полностью аннулированы и превратились в небытие в простом единстве бесконечной Божественности. Они проявляются как Божественные атрибуты только с точки зрения творения путем объединения двух аспектов света и сосудов. Духовная жизненность, обозначаемая как «свет», аналогичным образом проявляется в двух уровнях: ор Совев (трансцендентный) и ор Мималей (имманентный). Сначала свет создает сосуды, затем оживляет (наполняет) их. Только сосуды различаются по своей природе, а свет остается единым.

Исаак Лурия принял это, но адаптировал к своей новой схеме. Когда Кав «луч» освещения сияет в Халал (изначальный «вакуум»), начиная Творение, он сначала формирует первозданное царство Адама Кадмона («Первобытного Человека»), описанное в предыдущей Каббале, первое из всеобъемлющих Четырех или Пять миров. Адам Кадмон — это царство Кетер («короны»), сверхсознательной Божественной Воли. Из-за своей высшей трансцендентности его часто исключают из списка других Четырех Миров. Средневековые каббалисты считали Кетер первой Сфирой , но обсуждали ее связь с Эйн Соф или Безграничным Божеством. Лурия описал Кетер как посредника между сфирот, не отождествляемого с Эйн Соф, но превосходящего сфирот. Он исключает его из обычного списка, заменяя его Даат «Знание». Если перечислить сфирот с их сосудами, Хокма («мудрость») становится первым принципом. Адам Кадмон весь свет, без сосудов до появления сфирот; его просторы внутри Халал ограничен силой решимы ( «отпечатка», оставленного в пустом вакууме) и ее будущим потенциалом создания сосудов. [ 1 ] Адам Кадмон — это божественная воля Кетера и «план» скрытой Хокма внутри Кетера для всего последующего детального потенциального творения. Его антропоморфное название образно обозначает, что человек является одновременно целью творения внизу и воплощением наверху сфирот Божественных атрибутов, еще не проявленных.

Сефирот проявляются в двух общих метафорически-образных схемах, таких как игулим (концентрические «круги» внутри «кругового» Халала ) и Йошер/Яшар (трехколонная «вертикальная» диаграмма, связанная с «линией», лучистой в Халал ). . Игуль означает потенциальное творение, заключенное в женском принципе. Яшар означает проявленное творение, мужской принцип, где творение происходит как иерархическая прогрессия. [ 2 ] Как игулим , десять концентрических «кругов», сфирот действуют последовательно и независимо друг от друга, от Кетера, находящегося в непосредственной близости к Эйн Соф, до Малхут в центре. Как Йошер , «вертикальная» трехколонная линейная схема, сфирот действуют как гармонизированная конфигурация связанных сил в схеме человека. Как в душе человека, так и в его телесной форме, каждая сфира выполняет свою особую функцию, соотнося и разделяя с другими силами как единое целое. Как и Адам Кадмон до появления сфирот, он относится к обеим схемам лишь в скрытом («трансцендентном») потенциале. Когда Кав сияет в вакууме, он сначала излучает десять последовательных Игулим , затем «окутывается» схемой Йошера как Адам Кадмон. [ 3 ]

Появление сфирот – Акудим, Некудим, Берудим.

[ редактировать ]

От Адама Кадмона исходят пять светов. Как схема Йошера относится к фигуре человека, а Адам Кадмон воплощает Кетер (Волю-"корону") и ее скрытую Хокму (интеллектуальный план-мудрость), так и эти пять светов образно исходят из "головы" Адама Кадмона. : из «глаз, ушей, носа, рта и лба». Они взаимодействуют друг с другом, образуя три конкретных оламота (мира) после Адама Кадмона, три стадии развития в первом проявлении сфирот, систематизированных Лурией: [ 4 ]

  • Акудим (мир «Связывания/Кольцевого») 10 огней в одном сосуде – конюшня тоху Хаоса
  • Некудим (мир «Точек/Пятнистых») 10 изолированных огней в 10 сосудах — нестабильный тоху Хаос ( Олам ХаТоху — «Мир Хаоса»)
  • Берудим (мир «Связи/Пятнистости») 10 взаимосвязанных светил в 10 сосудах – начало тиккуна («Исправления»).

эзотерического значения истории о стад разводе Иаковом Лавана в Бытие термины Акудим , Некудим и Телуим , где используются Эти термины взяты из 30 : 27-43 (Заплатанный). «творение»), Некудим — сфирот, действующие как независимые игулим (концентрические «круги»), абсолютные принципы, Берудим — сфирот, действующие как гармонизированный Йошер («прямая» трехколонная конфигурация), где все принципы работают вместе: каждая сфира способна взаимодействовать с девятью другими, каждая из которых скрыто включает в себя каждый из других принципов. Например, Хесед (Доброта) и Гвура (). Строгость) уже не противостоят как абсолютные начала, но есть Доброта внутри Строгости и Строгость внутри Доброты. Точно так же все 10 сфирот подразделяются. на 10 х 10 = 100 скрытых принципов, позволяющих сфирот гармонизироваться как одна система (как Йошер-Человек ).

Мощь лурианской схемы с ее новыми доктринами и парадигмами проистекает из ее способности систематизировать и объединить ранее необъясненные и несвязанные каббалистические понятия. [ 5 ] При этом ранее Игулим и Йошер были альтернативными и дополняющими друг друга описаниями сефирот в средневековой каббале. В лурианской Каббале их различие становится первопричиной нового процесса динамического кризиса-катарсиса в Божественном раскрытии Творения. Акудим — это начальная стабильная стадия Олам ХаТоху («Мира Хаоса»). [ 6 ] первое появление сфирот в недифференцированном единстве, 10 светов, заключенных в одном сосуде. В этом высшем изобилии Божественности нет различия между каждой сефирой, все Творение включено в потенциал. Лурия прочитал это как Бытие 1:1: «В начале Бог сотворил Небеса и Землю», первоначальный жизненный источник, из которого все развернется. Некудим — это вторичная нестабильная форма хаоса, обычно называемая «Олам ХаТоху» («Мир Хаоса»). [ 7 ] что ускоряет катастрофу Шевират ха-Кейлим («разрушение» «сосудов» сфирот). Берудим — это начальная незавершенная стадия Олам Хатиккун («Мир Исправления»), начинающая исправление сфирот, поскольку они воссозданы достаточно, чтобы существовать стабильно. [ 8 ] Однако божественное исправление завершается лишь впоследствии в Ацилуте (мире «Эманации»), первом из всеобъемлющих Четырех духовных Миров после Шевиры , посредством вторичной трансформации сфирот в личности. Поэтому Ацилут обычно называют «Олам Хатикун» («Мир Исправления»). [ 9 ] Все три стадии Акудим , Некудим , Берудим также иногда описываются как три начальные стадии возникновения Мира Ацилут. Однако в целом безоговорочное упоминание «Ацилута» означает его полную исправленную форму после Берудим, первого из всеобъемлющих Четырех Миров .

Мир тоху и разрушение

[ редактировать ]

В Каббале сфирот составляют внутреннюю «жизнь Бога»; их объединение – задача человечества. Когда сфирот объединяются вверху в Ацилут, Шхина соединяется с Богом внизу, и благословения направляются в физическое творение. « Патах Элияху » В разделе Зоара говорится, что сфирот существуют только с точки зрения Творения. С Божественной точки зрения существует только единство. Сефироты — это каналы, через которые осуществляется творение. Они становятся раскрытыми личностями, проявленными из сокрытия и аннулирования в Эйн Соф .

Продолжая лурианскую схему, в Некудиме , мире «Точек», сфирот существуют отдельно и дифференцировано друг от друга: десять различных точечных принципов через десять сосудов без гармонии. Это состояние, Олам хаТоху «Мир Хаоса», было прочитано Лурией в Бытие 1:2: «И земля была тоху ва-боху (Хаос и Пустота), и тьма над поверхностью бездны». Каждая сефира возникает как независимый принцип, так что интеллект не является посредником в абсолютных выражениях эмоций; доброта, строгость и т. д. становятся противоположными силами. Этот «недостаток» Божественного царства возникает потому, что сфирот находятся в форме игулим («кругов»), подобно дискретным, последовательным концентрическим кругам. Они становятся сферой плюрализма, а не единства. В мире хаоса очень высокий уровень света, но слабые сосуды. Сосуды парадоксальным образом позволяют раскрыть Божественность Творению, ограничивая и удерживая Божественное изобилие в стабильных ограничениях. В тоху отсутствие разделения между сосудами делает их незрелыми, неразвитыми и слабыми, в то время как божественное просветление превышает их способность вмещать. Это приводит к космической катастрофе Шевират ха-Кейлим «Разрушение сосудов», вносящий дисгармонию и изгнание в божественность.

Свет последовательно создавал каждую сефиру: сначала сосуд, затем освещение внутри. Свет каждой сефиры также содержал последующие уменьшающиеся светила, образующие следующие нижние сефиры. Когда свет Эйн Соф излучался, образуя Кетер, сосуд Кетера мог поглощать жизненную силу. В свою очередь, сосуды Хохмы и Бины могли поглотить большую часть их потока, поскольку близость к Кетер делала их достаточно сильными. Кетер распространил на них достаточное отношение как на свою мотивирующую Волю. Их избыток света охватывал каждого как «окружающий свет» или макиф . Однако, когда свет достиг Даат, корня эмоциональных сефирот, его сосуд не смог поглотить обильное сияние всей совокупности эмоций и разбился. Это привело к тому, что весь свет пошел вниз, разбивая каждый сосуд. Последовательность была изменена в Йесоде, канале связи с Малхут. Первоначально он получал только свет Малхут, на который и проецировался. Затем он также разбился под его светом. Однако это позволило Малхут частично поглотить его свет, прежде чем разрушиться; нижние внешние аспекты Малхут были усилены, поэтому распад Малхут был лишь частичным.

Ницуцот – Искры святости и цель Шевиры

[ редактировать ]

Эта доктрина представляет собой лурианский эзотерический смысл Бытия . 36:31 и 1 Паралипоменон 1:43: «Это цари, которые правили в земле Эдома до того, как какой-либо царь правил детьми Израиля» Эдом описан в Бытии как потомок Исава . В каббалистической схеме патриархи Авраам , Исаак и Иаков олицетворяют соответственно Хесед, Гвуру и Тиферет. Хесед и Гвура не сбалансированы, а Тиферет – это гармония между ними. Следовательно, в то время как Иаков стал отцом 12 колен Израиля , Авраам родил Измаила , а Исаак родил Исава . Исав и Измаил — два духовных корня народов мира. Они отождествляются с неисправленной Хесед и неисправленной Гвурой соответственно, Добротой и Строгостью мира тоху. В каббалистической схеме они исправляются во всеобщую мессианскую эпоху , когда все народы «взойдут на гору Господню». [ 10 ] следовать 7 законам Ноя . Перечисленные восемь царей, которые правили в Эдоме до любого царя Израиля, олицетворяли восемь сфирот Даат-Малхут в мире Хаоса: разбитые сосуды. О каждом говорится, что они жили и умерли, причем смерть означает, что свет души сфирот поднимается обратно к своему источнику, в то время как тело-сосуд опускается и разбивается. К разбитым сосудам прикрепляются остатки света, Ницуцот – «Искры» святости, поскольку все Творение лишь продолжает существовать из небытия Божественным потоком Воли. Искры — это творческая сила сефирот четырех миров , дающая жизнь разбитым сосудам, которые становятся нисходящими существами каждого мира. Спускаясь, они подразделяются бесчисленное количество раз. Фрагменты содержат только искры святости, что позволяет им стать самосознательными творениями, а не стираться в Божественном свете. Непоглощенный остаток разбитых сосудов в нашем физическом, низшем Мире Асия становится царством нечистоты и зла. Для Каббалы, поскольку Творение осуществляется через Божественную «речь», как в Бытие 1, то гематрия (числовое значение еврейских букв) имеет духовное значение. В божественном Мире Ацилут -Эманации, источнике нашего духовного Порядка Миров, говорится, что искры святости делятся на 288 искр общего корня, читаемых из остальной части Бытия 1:2: «И Дух Божий завис над водами». Мерачепет - "паривший" распадается на число "288 умерших", разделенные Божественные искры внутри разбитых фрагментов.

Мир тиккун и парцуфим -персонажи

[ редактировать ]
Сфирот . в схеме Йошер -Прямой, из которой парцуфим развиваются

Всеобъемлющие Четыре Мира нашего сотворенного существования вместе составляют сферы тиккун («Исправление»). Ацилут , высший, называется Олам Хатикун («Мир Исправления»). В Ацилуте сфирот развиваются в новые персоны, в которых они могут объединяться. Различные сферы тиккуна характеризуются по сравнению с Тоху более низким светом и более сильными сосудами. После включения десяти сфирот друг в друга в лурианской каббале они затем развиваются в личности. Широкое обсуждение персон можно найти в средневековой каббале «Зогар » до Исаака Лурии. В Зоаре Шимон бар Йохай разъясняет духовную роль личностей, говоря о них как о независимых духовных проявлениях. «Святой Ветхий днями » или «Длинный лик», две разные личности, являются не просто альтернативными прилагательными для Бога, но представляют собой особые духовные проявления, уровни и природу. Лурианская каббала сосредоточилась на роли персон как полностью развитой стадии изначальной эволюции сефирот в начале Творения. Вместо того, чтобы каждый из десяти сефирот просто включал полное подмножество из десяти сефирот в качестве скрытых потенциальных сил, это первая стадия их эволюции, в личностях сфирот становятся полностью автономными и взаимосвязанными. Имя каждой персоны означает, что сфира, из которой она произошла, теперь стала независимой схемой из 10 полностью функционирующих сфирот в «Прямой» (Йошерной) форме «Человека». Эта реконфигурация важна в лурианской каббале, чтобы дать возможность противоположным духовным силам сфирот работать вместе в гармонии. Каждая личность теперь действует независимо и объединяется с другими. Так, например, говорят, что «Длинный Лик» спускается и окутывается низшими личностями. Теперь сфирот гармонизируется, что позволяет начать лурианскую схему тиккун. Высший тиккун завершается в Ацилуте через развитие сфирот в следующую стадию личностей. В персонах вместо того, чтобы каждая сефира частично взаимодействовала между собой путем скрытого включения других сил, как в Берудим, вместо этого все полностью гармонизируются вокруг одного из своих чисел как полностью автономные. Схемы Йошера . Затем личности взаимодействуют и облекаются друг в друга посредством антропоморфических отношений в Ацилуте, направляя Божественную жизненную силу в нижние миры.

Лурианство видит два вида Ницуцот : Искры: Адам включал в себя все души. Его грех материализовал творение и пролил искры души.
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Адам Кадмон-Первобытный человек , Inside.org
  2. ^ Тридцать два врата мудрости , ДовБер Пинсон, Бен-Йехуда Пресс: Ворота 4 Игул-Круг и Ворота 5 Яшар-Линия, стр. 16-18
  3. ^ Адам Кадмон-Первобытный человек , Inside.org
  4. ^ Тридцать два врата мудрости , ДовБер Пинсон, Бен-Йехуда Пресс: Ворота 8 Тоху и тиккун, стр. 23-24 и вводная карта
  5. ^ Пять текстов и три этапа развития Каббалы, Inside.org: включая «Каббалу - систему соответствий» и «всеохватывающие» объяснения Ари.
  6. ^ Глоссарий: Тоху , Inside.org.
  7. ^ Олам ха-Некудим-Мир очков , Inside.org
  8. ^ Миры Акудим, Некудим, Берудим , Концепции Каббалы , Рафаэль Афилало в книгах Google
  9. ^ Глоссарий: Тикун ,inner.org
  10. ^ Исаия 2:3
  • Мистические концепции в хасидизме: введение в каббалистические концепции и доктрины , Якоб Иммануил Шохет , публикации Kehot; также напечатано в конце английского Ликутей Амарим Таня. Главы о: Шевират ха-Келим, Тоху и Тикун, Бирур и Тикун.
  • Тридцать два врата мудрости: пробуждение через каббалу , ДовБер Пинсон, BenYehuda Press
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00425bd9bdf0a6379e1abe13d57afca7__1721956920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/a7/00425bd9bdf0a6379e1abe13d57afca7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tohu and Tikun - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)