Тоху и Тикун
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Часть серии о |
Каббала |
---|
Мир Хаоса ( иврит : עוֹלָם הַתֹּ֫הוּ , латинизированный : ʿОлам хатТоху ) и Мир Исправления (иврит: עוֹלָם הַתִקוּן , латинизированный: ʿОлам хатТиккун ) две основные стадии еврейской каббалы в порядке нисходящих духовных миров, известных как « Четыре Миры ». В последующих творениях они также представляют два архетипических духовных состояния бытия и сознания. Их концепции вытекают из новой схемы лурианской каббалы Исаака Лурии (1534–1572), отца современной каббалы, основанной на его интерпретации классических ссылок в Зоаре .
Смыслы тоху и тиккун лежат в основе происхождения свободной воли и злого царства клиппот, вызванного «Разбиением Сосудов» ( שְבִירַת הַכֵּלִים ), процессов духовного и физического изгнания и искупления , смысла 613 заповедей , и мессианское исправление существования .
Тиккун также означает эзотерическое просеивание или прояснение ( בירור ) скрытых божественных искр ( ניצוצות ), изгнанных в физическое творение. Эта новая парадигма в Каббале заменила предыдущее линейное описание происхождения Моисея бен Якоба Кордоверо динамическим процессом духовного облачения, когда высшие души вкладывают средства внутрь в низшие «сосуды».
Космическая драма тиккуна в лурианской каббале вдохновила популярное еврейское воображение XVI-XVIII веков, объясняя современное угнетение и поддерживая претендентов на мессию . Важнейшим тиккуном является мир и порядок в Творении. Возрожденческий хасидский иудаизм, начиная с 18 века, усвоил эзотерический лурианство через его заботу о переживании божественной вездесущности среди повседневной материальной жизни.
Терминология современного идеала тиккун олам «исправление мира» взята из лурианской концепции, но применяется более широко к этическому активизму и справедливости в современном обществе.
Отдельный тиккун может также включать или не включать теологию гильгула ( реинкарнации ); это означает, что независимо от того, рассматривается ли тиккун или нет, последний должен соответствовать одному или нескольким решительным действиям, предотвращающим предыдущий недостаток. Отличие Тиккун Олам от индивидуального Тиккуна заключается в качественном объеме и преданной приверженности ему, благодаря которым исправленный объект настолько возвышен или правилен, следовательно, как в Мире, так и среди людей. Исаак Лурия заявил, что только впоследствии можно будет выполнить, например, ранее отсутствовавшие заповеди , и это касается обоих тиккунимов, которые различаются по выполняемой работе и областям, к которым они относятся.
Обзор лурианской каббалы
[ редактировать ]Исаак Лурия переосмыслил всю схему Каббалы в 16 веке, по сути создав вторую из двух различных версий теоретической Каббалы: средневековую/классическую/ зохарическую (позже систематизированную Моисеем бен Якобом Кордоверо непосредственно перед Исааком Лурией в Цфате ) и лурианскую каббалу. . Однако свое новое доктринальное откровение он понимал не более чем как истинный смысл и более глубокую систематизацию Зоара . Лурианская каббала стала доминирующей системой в еврейском мистицизме, вытеснив систему Кордоверо, и впоследствии Зоар стал читаться еврейскими каббалистами в его свете.
Средневековая Каббала изображает линейную нисходящую иерархию Ор «Свет», десять сфирот или божественных атрибутов, возникающих из сокрытия в Эйн Соф «Божественной Бесконечности» для осуществления Творения, при этом Четыре Мира последовательно раскрываются до физического творения. Лурианская каббала, напротив, описывает динамические процессы изгнания и искупления в потоке света, когда высшие уровни спускаются в низшие состояния, как души в духовные тела. Этот процесс вводит или интерпретирует новые каббалистические доктрины и концепции.
В лурианской схеме Творение инициируется изначальным и радикальным божественным цимцумом «самоуходом», образующим символическое пространство, в котором остается только отпечаток удаленного Эйн Соф. После этого из отнятого бесконечного света в вакуум распространяется тонкая, уменьшенная новая эманация, способная создать конечность. Это представляет собой скрытые конечные потенциалы в Эйн Соф.
Новая эманация является источником всего последующего творения, но вместо этого приводит к катастрофе в возникающих духовных Мирах. Поскольку на этом этапе сфирот чисты и не связаны друг с другом, каждый атрибут сам по себе не может сдержать чудовищность божественного света, нисходящего в них, и сосуды сфирот разрушаются, создавая Мир Тоху. Их божественный свет высвобождается и поднимается вновь, в то время как осколки разбитого сосуда опускаются, все еще оживляемые искрами Ора. Фрагменты становятся поглощенным, оживляющим источником последующих Четырех Миров в стабильном Творении (называемом сферами Тиккун «исправление»). Поскольку фрагменты оживляются изгнанными божественными искрами, сознанием не осознающим своей божественной зависимости, результирующее Творение может существовать независимо, а не быть сведено на нет своим источником. Однако этот процесс выходит за пределы царства зла («раковины» клиппот). Тиккун является высшим воплощением в высшем из Четырех Миров, совершенном мире Ацилут «Эманация», посредством переконфигурации сфирот в парцуфим «личности». Исправление независимых трех нижних миров Бериа «Творение», Йецира «Формирование» и Асия «Действие» является задачей человечества. Адам Кадмон вобрал в себя коллективные души человечества перед тем, как вкусить от дерева познания добра и зла , что является проявлением в Каббале сфирот. Его грех привел к новому рассеянию Божественной жизненной силы в изгнании в Творении и испусканию искр души из его существа.
Избрание израильтян посредством Закона, данного Моисею на Синае в разделе Мишпатим Книги Исход , напомнило о 600 000 коренных душах Адама. 613 заповедей искупают изгнанные из Тоху искры святости, запечатленные внизу в физическом творении. Мессианская эра для всех народов откроется, когда коллективные души Израиля завершат эзотерический космический Тиккун. Национальные и индивидуальные духовные неудачи в еврейской истории задерживают искупление, приводя к дальнейшему изгнанию Божественной жизненной силы в царство нечистоты. Каждая коренная душа подразделяется на искры души, которые перевоплощаются ( гильгул ) для завершения космического и личного тиккуна, как и в лурианстве, более высокие уровни динамически возвращаются в низшие сосуды. Мессианское искупление сочетает в себе преимущества светочей тоху в зрелых исправленных сосудах тиккуна и единство Бога и Творения.
Высшие миры Тоху и Тиккун
[ редактировать ]Происхождение Игул -Круга и Яшар -Линии
[ редактировать ]Моисей бен Якоб Кордоверо в своей всеобъемлющей систематизации средневековой каббалы примирил мнения предыдущих каббалистов о сфирот, описав каждую из них как Божественный ор («свет»), заключенный в десять духовных кейлим «сосудов». Это преодолело философскую трудность Божественных атрибутов, поскольку в Бесконечном Эйн Соф до Творения сфирот были полностью аннулированы и превратились в небытие в простом единстве бесконечной Божественности. Они проявляются как Божественные атрибуты только с точки зрения творения путем объединения двух аспектов света и сосудов. Духовная жизненность, обозначаемая как «свет», аналогичным образом проявляется в двух уровнях: ор Совев (трансцендентный) и ор Мималей (имманентный). Сначала свет создает сосуды, затем оживляет (наполняет) их. Только сосуды различаются по своей природе, а свет остается единым.
Исаак Лурия принял это, но адаптировал к своей новой схеме. Когда Кав «луч» освещения сияет в Халал (изначальный «вакуум»), начиная Творение, он сначала формирует первозданное царство Адама Кадмона («Первобытного Человека»), описанное в предыдущей Каббале, первое из всеобъемлющих Четырех или Пять миров. Адам Кадмон — это царство Кетер («короны»), сверхсознательной Божественной Воли. Из-за своей высшей трансцендентности его часто исключают из списка других Четырех Миров. Средневековые каббалисты считали Кетер первой Сфирой , но обсуждали ее связь с Эйн Соф или Безграничным Божеством. Лурия описал Кетер как посредника между сфирот, не отождествляемого с Эйн Соф, но превосходящего сфирот. Он исключает его из обычного списка, заменяя его Даат «Знание». Если перечислить сфирот с их сосудами, Хокма («мудрость») становится первым принципом. Адам Кадмон весь свет, без сосудов до появления сфирот; его просторы внутри Халал ограничен силой решимы ( «отпечатка», оставленного в пустом вакууме) и ее будущим потенциалом создания сосудов. [ 1 ] Адам Кадмон — это божественная воля Кетера и «план» скрытой Хокма внутри Кетера для всего последующего детального потенциального творения. Его антропоморфное название образно обозначает, что человек является одновременно целью творения внизу и воплощением наверху сфирот Божественных атрибутов, еще не проявленных.
Сефирот проявляются в двух общих метафорически-образных схемах, таких как игулим (концентрические «круги» внутри «кругового» Халала ) и Йошер/Яшар (трехколонная «вертикальная» диаграмма, связанная с «линией», лучистой в Халал ). . Игуль означает потенциальное творение, заключенное в женском принципе. Яшар означает проявленное творение, мужской принцип, где творение происходит как иерархическая прогрессия. [ 2 ] Как игулим , десять концентрических «кругов», сфирот действуют последовательно и независимо друг от друга, от Кетера, находящегося в непосредственной близости к Эйн Соф, до Малхут в центре. Как Йошер , «вертикальная» трехколонная линейная схема, сфирот действуют как гармонизированная конфигурация связанных сил в схеме человека. Как в душе человека, так и в его телесной форме, каждая сфира выполняет свою особую функцию, соотнося и разделяя с другими силами как единое целое. Как и Адам Кадмон до появления сфирот, он относится к обеим схемам лишь в скрытом («трансцендентном») потенциале. Когда Кав сияет в вакууме, он сначала излучает десять последовательных Игулим , затем «окутывается» схемой Йошера как Адам Кадмон. [ 3 ]
Появление сфирот – Акудим, Некудим, Берудим.
[ редактировать ]От Адама Кадмона исходят пять светов. Как схема Йошера относится к фигуре человека, а Адам Кадмон воплощает Кетер (Волю-"корону") и ее скрытую Хокму (интеллектуальный план-мудрость), так и эти пять светов образно исходят из "головы" Адама Кадмона. : из «глаз, ушей, носа, рта и лба». Они взаимодействуют друг с другом, образуя три конкретных оламота (мира) после Адама Кадмона, три стадии развития в первом проявлении сфирот, систематизированных Лурией: [ 4 ]
- Акудим (мир «Связывания/Кольцевого») 10 огней в одном сосуде – конюшня тоху Хаоса
- Некудим (мир «Точек/Пятнистых») 10 изолированных огней в 10 сосудах — нестабильный тоху Хаос ( Олам ХаТоху — «Мир Хаоса»)
- Берудим (мир «Связи/Пятнистости») 10 взаимосвязанных светил в 10 сосудах – начало тиккуна («Исправления»).
эзотерического значения истории о стад разводе Иаковом Лавана в Бытие термины Акудим , Некудим и Телуим , где используются Эти термины взяты из 30 : 27-43 (Заплатанный). «творение»), Некудим — сфирот, действующие как независимые игулим (концентрические «круги»), абсолютные принципы, Берудим — сфирот, действующие как гармонизированный Йошер («прямая» трехколонная конфигурация), где все принципы работают вместе: каждая сфира способна взаимодействовать с девятью другими, каждая из которых скрыто включает в себя каждый из других принципов. Например, Хесед (Доброта) и Гвура (). Строгость) уже не противостоят как абсолютные начала, но есть Доброта внутри Строгости и Строгость внутри Доброты. Точно так же все 10 сфирот подразделяются. на 10 х 10 = 100 скрытых принципов, позволяющих сфирот гармонизироваться как одна система (как Йошер-Человек ).
Мощь лурианской схемы с ее новыми доктринами и парадигмами проистекает из ее способности систематизировать и объединить ранее необъясненные и несвязанные каббалистические понятия. [ 5 ] При этом ранее Игулим и Йошер были альтернативными и дополняющими друг друга описаниями сефирот в средневековой каббале. В лурианской Каббале их различие становится первопричиной нового процесса динамического кризиса-катарсиса в Божественном раскрытии Творения. Акудим — это начальная стабильная стадия Олам ХаТоху («Мира Хаоса»). [ 6 ] первое появление сфирот в недифференцированном единстве, 10 светов, заключенных в одном сосуде. В этом высшем изобилии Божественности нет различия между каждой сефирой, все Творение включено в потенциал. Лурия прочитал это как Бытие 1:1: «В начале Бог сотворил Небеса и Землю», первоначальный жизненный источник, из которого все развернется. Некудим — это вторичная нестабильная форма хаоса, обычно называемая «Олам ХаТоху» («Мир Хаоса»). [ 7 ] что ускоряет катастрофу Шевират ха-Кейлим («разрушение» «сосудов» сфирот). Берудим — это начальная незавершенная стадия Олам Хатиккун («Мир Исправления»), начинающая исправление сфирот, поскольку они воссозданы достаточно, чтобы существовать стабильно. [ 8 ] Однако божественное исправление завершается лишь впоследствии в Ацилуте (мире «Эманации»), первом из всеобъемлющих Четырех духовных Миров после Шевиры , посредством вторичной трансформации сфирот в личности. Поэтому Ацилут обычно называют «Олам Хатикун» («Мир Исправления»). [ 9 ] Все три стадии Акудим , Некудим , Берудим также иногда описываются как три начальные стадии возникновения Мира Ацилут. Однако в целом безоговорочное упоминание «Ацилута» означает его полную исправленную форму после Берудим, первого из всеобъемлющих Четырех Миров .
Мир тоху и разрушение
[ редактировать ]В Каббале сфирот составляют внутреннюю «жизнь Бога»; их объединение – задача человечества. Когда сфирот объединяются вверху в Ацилут, Шхина соединяется с Богом внизу, и благословения направляются в физическое творение. « Патах Элияху » В разделе Зоара говорится, что сфирот существуют только с точки зрения Творения. С Божественной точки зрения существует только единство. Сефироты — это каналы, через которые осуществляется творение. Они становятся раскрытыми личностями, проявленными из сокрытия и аннулирования в Эйн Соф .
Продолжая лурианскую схему, в Некудиме , мире «Точек», сфирот существуют отдельно и дифференцировано друг от друга: десять различных точечных принципов через десять сосудов без гармонии. Это состояние, Олам хаТоху «Мир Хаоса», было прочитано Лурией в Бытие 1:2: «И земля была тоху ва-боху (Хаос и Пустота), и тьма над поверхностью бездны». Каждая сефира возникает как независимый принцип, так что интеллект не является посредником в абсолютных выражениях эмоций; доброта, строгость и т. д. становятся противоположными силами. Этот «недостаток» Божественного царства возникает потому, что сфирот находятся в форме игулим («кругов»), подобно дискретным, последовательным концентрическим кругам. Они становятся сферой плюрализма, а не единства. В мире хаоса очень высокий уровень света, но слабые сосуды. Сосуды парадоксальным образом позволяют раскрыть Божественность Творению, ограничивая и удерживая Божественное изобилие в стабильных ограничениях. В тоху отсутствие разделения между сосудами делает их незрелыми, неразвитыми и слабыми, в то время как божественное просветление превышает их способность вмещать. Это приводит к космической катастрофе Шевират ха-Кейлим «Разрушение сосудов», вносящий дисгармонию и изгнание в божественность.
Свет последовательно создавал каждую сефиру: сначала сосуд, затем освещение внутри. Свет каждой сефиры также содержал последующие уменьшающиеся светила, образующие следующие нижние сефиры. Когда свет Эйн Соф излучался, образуя Кетер, сосуд Кетера мог поглощать жизненную силу. В свою очередь, сосуды Хохмы и Бины могли поглотить большую часть их потока, поскольку близость к Кетер делала их достаточно сильными. Кетер распространил на них достаточное отношение как на свою мотивирующую Волю. Их избыток света охватывал каждого как «окружающий свет» или макиф . Однако, когда свет достиг Даат, корня эмоциональных сефирот, его сосуд не смог поглотить обильное сияние всей совокупности эмоций и разбился. Это привело к тому, что весь свет пошел вниз, разбивая каждый сосуд. Последовательность была изменена в Йесоде, канале связи с Малхут. Первоначально он получал только свет Малхут, на который и проецировался. Затем он также разбился под его светом. Однако это позволило Малхут частично поглотить его свет, прежде чем разрушиться; нижние внешние аспекты Малхут были усилены, поэтому распад Малхут был лишь частичным.
Ницуцот – Искры святости и цель Шевиры
[ редактировать ]Эта доктрина представляет собой лурианский эзотерический смысл Бытия . 36:31 и 1 Паралипоменон 1:43: «Это цари, которые правили в земле Эдома до того, как какой-либо царь правил детьми Израиля» Эдом описан в Бытии как потомок Исава . В каббалистической схеме патриархи Авраам , Исаак и Иаков олицетворяют соответственно Хесед, Гвуру и Тиферет. Хесед и Гвура не сбалансированы, а Тиферет – это гармония между ними. Следовательно, в то время как Иаков стал отцом 12 колен Израиля , Авраам родил Измаила , а Исаак родил Исава . Исав и Измаил — два духовных корня народов мира. Они отождествляются с неисправленной Хесед и неисправленной Гвурой соответственно, Добротой и Строгостью мира тоху. В каббалистической схеме они исправляются во всеобщую мессианскую эпоху , когда все народы «взойдут на гору Господню». [ 10 ] следовать 7 законам Ноя . Перечисленные восемь царей, которые правили в Эдоме до любого царя Израиля, олицетворяли восемь сфирот Даат-Малхут в мире Хаоса: разбитые сосуды. О каждом говорится, что они жили и умерли, причем смерть означает, что свет души сфирот поднимается обратно к своему источнику, в то время как тело-сосуд опускается и разбивается. К разбитым сосудам прикрепляются остатки света, Ницуцот – «Искры» святости, поскольку все Творение лишь продолжает существовать из небытия Божественным потоком Воли. Искры — это творческая сила сефирот четырех миров , дающая жизнь разбитым сосудам, которые становятся нисходящими существами каждого мира. Спускаясь, они подразделяются бесчисленное количество раз. Фрагменты содержат только искры святости, что позволяет им стать самосознательными творениями, а не стираться в Божественном свете. Непоглощенный остаток разбитых сосудов в нашем физическом, низшем Мире Асия становится царством нечистоты и зла. Для Каббалы, поскольку Творение осуществляется через Божественную «речь», как в Бытие 1, то гематрия (числовое значение еврейских букв) имеет духовное значение. В божественном Мире Ацилут -Эманации, источнике нашего духовного Порядка Миров, говорится, что искры святости делятся на 288 искр общего корня, читаемых из остальной части Бытия 1:2: «И Дух Божий завис над водами». Мерачепет - "паривший" распадается на число "288 умерших", разделенные Божественные искры внутри разбитых фрагментов.
Мир тиккун и парцуфим -персонажи
[ редактировать ]Всеобъемлющие Четыре Мира нашего сотворенного существования вместе составляют сферы тиккун («Исправление»). Ацилут , высший, называется Олам Хатикун («Мир Исправления»). В Ацилуте сфирот развиваются в новые персоны, в которых они могут объединяться. Различные сферы тиккуна характеризуются по сравнению с Тоху более низким светом и более сильными сосудами. После включения десяти сфирот друг в друга в лурианской каббале они затем развиваются в личности. Широкое обсуждение персон можно найти в средневековой каббале «Зогар » до Исаака Лурии. В Зоаре Шимон бар Йохай разъясняет духовную роль личностей, говоря о них как о независимых духовных проявлениях. «Святой Ветхий днями » или «Длинный лик», две разные личности, являются не просто альтернативными прилагательными для Бога, но представляют собой особые духовные проявления, уровни и природу. Лурианская каббала сосредоточилась на роли персон как полностью развитой стадии изначальной эволюции сефирот в начале Творения. Вместо того, чтобы каждый из десяти сефирот просто включал полное подмножество из десяти сефирот в качестве скрытых потенциальных сил, это первая стадия их эволюции, в личностях сфирот становятся полностью автономными и взаимосвязанными. Имя каждой персоны означает, что сфира, из которой она произошла, теперь стала независимой схемой из 10 полностью функционирующих сфирот в «Прямой» (Йошерной) форме «Человека». Эта реконфигурация важна в лурианской каббале, чтобы дать возможность противоположным духовным силам сфирот работать вместе в гармонии. Каждая личность теперь действует независимо и объединяется с другими. Так, например, говорят, что «Длинный Лик» спускается и окутывается низшими личностями. Теперь сфирот гармонизируется, что позволяет начать лурианскую схему тиккун. Высший тиккун завершается в Ацилуте через развитие сфирот в следующую стадию личностей. В персонах вместо того, чтобы каждая сефира частично взаимодействовала между собой путем скрытого включения других сил, как в Берудим, вместо этого все полностью гармонизируются вокруг одного из своих чисел как полностью автономные. Схемы Йошера . Затем личности взаимодействуют и облекаются друг в друга посредством антропоморфических отношений в Ацилуте, направляя Божественную жизненную силу в нижние миры.
Фотогалерея
[ редактировать ]-
«Каждый спуск ведет к более высокому восхождению»: грех вызывает новую Шевиру . Провиденциальное искупление превращает тьму в свет, объединяя тоху и тиккун.
-
Тиккун, завершенный Саббатаем Цви , напечатанный в Амстердаме в 1666 году. После обращения Цви в ислам саббатейская мистическая ересь вскоре перевернула лурианство посредством « святого греха ».
-
Хасидский торговец на ярмарке в Яссах , Румыния, 1845 год. Хасидская мысль подчеркивала материальную причастность лурианского мессианского мистицизма.
-
Хасидские истории и мысли подчеркивают личные путешествия, чтобы искупить искры Ницуцот , связывая каждого человека с его провиденциальными душевными задачами.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Адам Кадмон-Первобытный человек , Inside.org
- ^ Тридцать два врата мудрости , ДовБер Пинсон, Бен-Йехуда Пресс: Ворота 4 Игул-Круг и Ворота 5 Яшар-Линия, стр. 16-18
- ^ Адам Кадмон-Первобытный человек , Inside.org
- ^ Тридцать два врата мудрости , ДовБер Пинсон, Бен-Йехуда Пресс: Ворота 8 Тоху и тиккун, стр. 23-24 и вводная карта
- ^ Пять текстов и три этапа развития Каббалы, Inside.org: включая «Каббалу - систему соответствий» и «всеохватывающие» объяснения Ари.
- ^ Глоссарий: Тоху , Inside.org.
- ^ Олам ха-Некудим-Мир очков , Inside.org
- ^ Миры Акудим, Некудим, Берудим , Концепции Каббалы , Рафаэль Афилало в книгах Google
- ^ Глоссарий: Тикун ,inner.org
- ^ Исаия 2:3
Ссылки
[ редактировать ]- Мистические концепции в хасидизме: введение в каббалистические концепции и доктрины , Якоб Иммануил Шохет , публикации Kehot; также напечатано в конце английского Ликутей Амарим Таня. Главы о: Шевират ха-Келим, Тоху и Тикун, Бирур и Тикун.
- Тридцать два врата мудрости: пробуждение через каббалу , ДовБер Пинсон, BenYehuda Press
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Глоссарий каббалы и хасидизма , Inside.org.
- Развитие Каббалы в трех стадиях: эволюция, облачение, вездесущность — кордоверианский , лурианский , хасидский , Inside.org