Jump to content

Пальметты

(Перенаправлено с Полупальметты )

Страница, на которой представлены различные иллюстрации пальметт из «Справочника по орнаментам» Франца Мейера (1898 г.).
Этрусская архитектурная мемориальная доска с пальметтами конца IV века до нашей эры, раскрашенная терракотой, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Пальметта — мотив декоративного искусства, который в наиболее характерном выражении напоминает веерообразные листья пальмы . Оно имеет далеко идущую историю, зародившуюся в Древнем Египте с последующим развитием через искусство большей части Евразии , часто в формах, которые относительно мало похожи на оригинал. В древнегреческом и римском использовании он также известен как гимн (от греческого ανθέμιον, цветок). Он встречается в большинстве художественных средств, но особенно в качестве архитектурного орнамента , резного или нарисованного, а также нарисованного на керамике. Очень часто является составной частью дизайна фриза или бордюра. Сложная эволюция пальметты была впервые прослежена Алоисом Риглем в его «Стильфрагене» 1893 года. Полупальметта , разделенная пополам вертикально, также является очень распространенным мотивом, встречающимся во многих мутировавших и рудиментарных формах и особенно важным в развитии растений. на основе свитка орнамента.

Описание

[ редактировать ]

Суть пальметты — это симметричная группа раскидистых «листьев», которые расходятся от одного основания, обычно расширяясь по мере выхода, а затем заканчиваются округлым или довольно тупым заостренным кончиком. Центральная ветвь может быть больше остальных. Количество листьев варьируется, но обычно от пяти до пятнадцати.

В повторяющемся бордюре, обычно называемом гимнионом, пальмовые листья больше напоминают лепестки цветка жимолости , как будто предназначенные для привлечения оплодотворяющих насекомых. Некоторые сравнивают форму с открытой хамсой. [1] рука - объяснение общности и происхождения слова «ладонь».

В некоторых формах мотива волюты или завитки напоминают пару глаз, как на гармике. [2] тибетской или непальской ступы , глаз и солнечного диска [3] в венце египетской стелы.

В некоторых вариантах черты более развитого лица [3] становятся различимыми в самой пальметте, в то время как в некоторых архитектурных целях, обычно в верхней части пилястр или гермов , веер пальмовых ветвей трансформируется в мужское или женское лицо , а волюты иногда выглядят как груди. Общим для всех этих форм является пара завитков у основания веера, которые составляют определяющие характеристики пальметты.

Эволюция

[ редактировать ]
Примеры глаз и солнечного диска на коронах двух египетских стел. Первый находится в Метрополитен-музее (Нью-Йорк), а второй — в Эрмитаже ( Санкт-Петербург , Россия).

Считается, что пальметта возникла в Древнем Египте за 2500 лет до нашей эры. [4] и оказал влияние на греческое искусство. Египетские пальметты (греческие гимны) изначально были основаны на особенностях различных цветов, в том числе папируса и лотоса или лилии, символизирующих нижний и верхний Египет и их плодородный союз, прежде чем они стали ассоциироваться с пальмой. С древнейших времен существовала сильная связь с Солнцем, и, вероятно, это ранняя форма гало .Среди старейших форм пальметты в Древнем Египте была «розетка» или цветок лотоса, похожий на ромашку. [5] выходящий из буквы «V» листвы или лепестков, напоминающий иероглиф ахет , изображающий заходящее или восходящее солнце в точке, где оно касается двух гор на горизонте – «умирающее», «возрождающееся» и дающее жизнь земле. Вторая форма, по-видимому, развившаяся из этой, представляет собой более развитую пальметту. [6] похожи на формы, найденные в Древней Греции.

Третья версия представляет собой комок цветов лотоса или папируса на высоких стеблях с поникающим бутоном или цветком с обеих сторон, возникающий из (первобытного) болота. Комок лотоса и папируса ассоциируется с Хапи , богом жизненно важного ежегодного разлива Нила, который связывает их стебли вместе вокруг стола для подношений в мотиве сема-тави, что само по себе перекликается с формами «ахета» горизонт. Эта сцена объединения возникла на основании трона нескольких царей, которые считались сохраняющими союз двух земель (верхнего и нижнего, а также физического и духовного) Египта и тем самым овладевающими силами обновления. Эти «связывающие» сцены и появляющиеся в них гелиотропные болотные растения вызывали необходимость узреть и раскрыть ту гармонию, начало всех проявленных форм, которая воссоединяет разрозненные и кажущиеся отдельными фрагменты повседневного опыта. Дальнейший вывод заключается в том, что именно из этого очевидно оккультного и магического неделимого источника рождаются плодородие и новая жизнь.

Нефертем , несущий в качестве короны лотос.

Другой вариант этого мотива — одиночный цветок лотоса между двумя прямостоячими бутонами — излюбленное ароматное подношение. Бог ароматов Нефертем , [7] изображается таким лотосом или изображается с лотосом в качестве короны . Лотос в головном уборе Нефертем обычно включает в себя двойных «менатов». [8] или противовесы ожерелья (обычно олицетворяющие плодородие), свисающие от основания цветка по обе стороны от стебля, напоминая симметрично свисающую пару стеблей в кустах лотоса и папируса, упомянутых выше. При изображении на стенах египетских гробниц и в формализованных садовых сценах [9] финиковые пальмы неизменно изображаются в одинаковом стилистическом стиле с гроздями фиников, свисающими по обе стороны под макушкой в ​​том же положении. Связь между этими свисающими гроздьями и завитками пальметты визуально ясна, но остается неявной. Восходящее и заходящее солнце, а также открывающийся и закрывающийся лотос связаны в легенде об Осирисе с днем ​​и ночью, жизнью и смертью, а также с ночными испытаниями заходящего солнца, которое должно быть проглочено богиней ночного неба Нут , чтобы пройти через Дуат («подземный мир»). ) и рождаться заново каждое утро. [10] Растения, изображенные с этим солнечным веером из листьев или лепестков и «поддерживаемые» парами висячих цветов, бутонов или фруктовых гроздей, кажется, особенно подражают солнечному жертвенному циклу смерти и возрождения и участвуют в нем, а также указывают на уроки, которые он несет для себя. человечество. Кажется вероятным, что основной моделью всех этих плодородных форм, перекликающихся с вьющимся париком из коровьих рогов и завитками систра богини материнства Хатхор , была матка с двойными скоплениями яиц в яичниках . Когда утром солнце возрождается, говорят, что оно рождается из чрева Нут. Стилизованные формы пальметт лотоса и папируса, изображающие солнечную розетку или маргариточное колесо, выходящее из завитков чашечки, являются аналогичными магическими действиями «ахета» — этого священного момента расширенного творения, акта выхода за пределы или превосходства своего смертного. форму и «выходящую днем» как ах или более высокую, крылатую, сияющую, всеохватывающую и всевидящую форму жизни.

Большинство ранних египетских форм мотива появляются позже на Крите, в Месопотамии, Ассирии и Древней Персии, включая лотос в виде ромашки и кайму бутона. [11] В форме пальметты, которая чаще всего встречается на греческой керамике . [12] часто перемежающийся сценами героических поступков, один и тот же мотив заключен во внешнюю линию в форме листа или бутона лотоса. Видно, что внешняя линия возникла из чередующегося фриза из стилизованных лотоса и пальметты. [13] Это предвосхищает форму, которую она часто принимала – от скульптуры эпохи Возрождения до фонтанов в стиле барокко – внутренней части полураковины гребешка , в которой пальмовые ветви становятся веером раковины, а свитки остаются в месте схождения веера. Здесь форма ассоциировалась с Венерой или Нептуном и обычно была окружена парой дельфинов. [ нужна ссылка ] или стал транспортным средством, запряженным морскими коньками. Позже эта круглая или овальная внешняя линия сама по себе стала мотивом, образуя открытую С-образную форму с двумя растущими завитками на концах. Большая часть мебели в стиле барокко и рококо , лепной орнамент или кованые изделия ворот и балконов состоят из постоянно меняющихся комбинаций этих C-образных свитков, либо по отдельности, вплотную друг к другу, либо в поддержку полных пальметт.

Классическая архитектура

[ редактировать ]
Ионический фриз Эрехтеума ( Афины ) , 421–406 до н.э., ныне в Глиптотеке ( Мюнхен , Германия)

Как орнаментальный мотив, встречающийся в классической архитектуре , пальметта и гимн. [14] принимать многочисленные и разнообразные формы. [15] Обычно верхняя часть мотива состоит из пяти или более листьев или лепестков, ритмично расходящихся вверх от единственного треугольного или ромбовидного источника у основания. В некоторых случаях плоды, напоминающие пальмовые, свисают с обеих сторон над основанием и под самыми нижними листьями. Нижняя часть состоит из симметричной пары элегантных S-образных завитков или завитков, завивающихся вбок и вниз от основания листьев. Верхняя часть напоминает стремительный рост листьев и цветов, а завитки нижней части, кажется, предполагают как вклад плодородной энергии, так и приносящие плоды. Он часто присутствует на шейках капителей колонн ионического ордера ; однако в капителях колонн коринфского ордера он принимает форму «флерона» или цветка, опирающегося на абак (самую верхнюю плиту) капители и вырастающего из пары завитков, которые, в некоторых версиях, дают начало сложные волюты и акантовый орнамент капители.

Ботанические комбинации

[ редактировать ]
Древнегреческая бронзовая ручка гидрии (кувшина с водой), украшенная парой пальметт, начало V века до нашей эры.

По мнению Бордмана, хотя фризы из лотоса или пальметты были известны в Месопотамии столетиями ранее, неестественное сочетание различных ботанических элементов, не имеющих никакого отношения к дикой природе, таких как пальметта, лотос и иногда цветы- розетки , является чисто греческим нововведением. который затем был принят в очень широком географическом масштабе во всем эллинистическом мире. [16]

Эллинистические «Пламенные пальметты».

[ редактировать ]
«Пламенные пальметты» вокруг лотоса, бычья столица Рампурва , Индия, III век до нашей эры.

С V века пальметты имели резко раскидистые листья. Однако начиная с IV века кончики листьев имеют тенденцию заворачиваться внутрь, образуя так называемый узор «пламенной пальметты». Этот дизайн был принят в эллинистической архитектуре и стал очень популярен в широком географическом масштабе. Это дизайн, который был принят Индией в 3-м веке до нашей эры для некоторых из ее скульптурных фризов, таких как абаки Столпов Ашоки или центральный дизайн столицы Паталипутры , вероятно, через Империю Селевкидов или эллинистические города, такие как как Ай-Ханум . [17]

Использование

[ редактировать ]

В классической архитектуре этот мотив имел конкретные применения, в том числе:

  1. передние части ante-fixae ,
  2. акротерия ,
  3. верхняя часть стелы или вертикальные надгробия,
  4. перемычка ионических колонн Эрехтеона и его продолжение в виде декоративного фриза на его стенах, и
  5. циматий карниза . [18]
[ редактировать ]
Хронология пальметт в разных стилях, каждая из которых обозначена буквой: а- греческая ; б, в — римский ; г- византийский ; е- Ренессанс ; е- Барокко ; и г- Империя

Пальметта связана с рядом мотивов в разных культурах и периодах. В Древнем Египте мотивы пальметты существовали и как форма цветка, и как стилизованное дерево, часто называемое Древом жизни . Другими примерами из Древнего Египта являются чередующиеся цветы лотоса и кайма из бутонов. [19] рисунки, крылатый диск Гора с парой змей Урея , Глаз Гора с изогнутым верхом и памятная стела . В более поздних ассирийских версиях Древа Жизни пернатые соколиные крылья египетского крылатого диска [20] стали ассоциироваться с листьями пальмы. Подобные цветки лотоса и бордюры бутонов, тесно связанные с пальметтами и розетками, появились также в Месопотамии. Кажется, существует эквивалентность между рогами рогатых существ и крыльями крылатых существ. [21] включая ангелов , грифонов и сфинксов , а также веер и завитки пальметты; В каждой из этих форм также присутствует V-образная форма, которая соответствует ассоциации самой ладони с победой, энергией и оптимизмом.

Несколько антефиксов с изображением «пламенной пальметты», Ай-Ханум ( Афганистан ), II век до н.э.

Изображение Ники , крылатой богини победы, из аттической вазы VI века до н.э. (см. галерею), показывает, как жертвенное приношение, на которое намекают закругленный алтарь и пламя, крылья богини и празднование победы, - все это резонируют с теми же самыми многочисленными основными ассоциациями, которые содержатся в составных формах мотива пальметты. Подобные формы встречаются у парящего крылатого диска и священных деревьев. [22] Месопотамии, кадуцей жезл Гермеса , вездесущие завитые раковины-гребешки в сени скульптурной ниши эпохи Возрождения , берущие свое начало в греческих и римских саркофагах, эхом отдавались над театральными авансцены арками [23] и на дверях, окнах, кованых воротах и ​​балконах [24] дворцов и величественных домов; фрамуга- ракушка над дверью по- грузински [25] и подобная городская архитектура, гюль [26] и [27] ботех мотивы центральноазиатских ковров и текстиля, трезубец Нептуна/Посейдона, трезубец и лингам Шивы «бай сема , » в форме лепестков лотоса пограничные знаки тайского внутреннего храма, гора Вишну, Гаруда, [28] ваджрная молния , [29] алмазная булава или просветления жемчужина лотос Тибета и Юго-Восточной Азии, симметрично закрученное облако и летучая мышь. [30] мотивы и похожие прокрутки жуйи [31] или Джу-и скипетр и Линчжи [32] или гриб долголетия китайской традиции. И как форма лотоса, поднимающегося из болот, чтобы коснуться солнца, и как (пальма), простирающаяся от земли до неба, пальметта несет в себе характеристики оси мира или мирового дерева. Флер -де-Лис , ставшая мощной и загадочной эмблемой божественного права королей , которая, как говорят, была дарована ангелом ранним французским королям, возникла в Египте и Месопотамии как вариант пальметты.

Коронационная мантия императоров Священной Римской империи (Вена; Императорская сокровищница ).

Точно так же с начала 13 века до 1806 года божественное право императоров Священной Римской империи было предоставлено путем инвеституры в императорские регалии , которые включали коронационную мантию с изображением львов-близнецов (напоминающих львов-близнецов Акера выше), охраняющих пальму в форме древа жизни с двумя висящими на нем кистями плодов.

Даже повседневные садовые ворота в западных пригородах увенчаны почти идентичными парами завитков, по-видимому, заимствованных из мотивов, связанных с ахетом и пальметтой, включая связанное с ними крылатое солнце и солнечный диск с парой глаз по бокам. [3] Погостские ворота, гробницы [33] и надгробия снова и снова несут этот мотив в разных формах.

Гимн также является знаком монетного двора Греции и присутствует на всех греческих монетах евро, предназначенных для обращения, а также на всех греческих коллекционных монетах .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Серебряные украшения, иудаика и христианские подарки – серебро Иерусалимская Хамса» . Каспи Сильвер. Архивировано из оригинала 29 февраля 2008 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
  2. ^ «Глаза ступы Сваямбунатх, Катманду, Непал» . Фотография Сета Поллака.
  3. ^ Jump up to: а б с «Погребальная стела» . 150.si.edu. Архивировано из оригинала 10 апреля 2009 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
  4. ^ Э. Х. Гомбрич, Чувство порядка, Исследование психологии декоративного искусства, второе издание PHAIDON, Лондон, 1984, стр. 181.
  5. ^ «Перенаправление страниц» . И т.д.usf.edu . Проверено 23 ноября 2011 г.
  6. ^ «Древнеегипетское искусство | Амулет в форме пальметты | F1907.436» . www.asia.si.edu . Архивировано из оригинала 4 марта 2005 года.
  7. ^ «Музей Михо» . Михо.or.jp. ​Проверено 23 ноября 2011 г.
  8. ^ «Ошибка подключения к базе данных» . www.egyptologia.pl . Архивировано из оригинала 6 ноября 2003 года.
  9. ^ http://www.arthistory.upenn.edu/smr04/101910/Slide4.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
  10. ^ Искусство Древнего Египта | Публикации для преподавателей | Исследуй и учись | Метрополитен-музей. Архивировано 2 апреля 2005 года в Wayback Machine.
  11. ^ «ЗАБЫТАЯ ИМПЕРИЯ мир Древней Персии | 118» . Thebritishmuseum.ac.uk. 23 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
  12. ^ Новые греческие галереи | Исследуй и учись | Метрополитен-музей. Архивировано 11 октября 2008 года в Wayback Machine.
  13. ^ «Кувшин с водой (Музей Гетти)» . Getty.edu. 7 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 23 ноября 2011 г.
  14. ^ «Антемион — Поиск в Google» .
  15. ^ «Пальметта – Поиск в Google» .
  16. ^ БОРДМАН, ДЖОН (19 апреля 1998 г.). «Размышления о происхождении индийской каменной архитектуры». Бюллетень Азиатского института . 12 :13–22. JSTOR   24049089 .
  17. ^ «Размышления о происхождении индийской каменной архитектуры», Джон Бордман, стр. 16 [1]
  18. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Антемион» . Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 93.
  19. ^ «Каменный подоконник» . Betnahrain.org. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
  20. ^ «Египтизирующие фигуры по обе стороны дерева с крылатым диском» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 5 ноября 2004 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
  21. ^ «Мемориальная доска из слоновой кости с изображением крылатого сфинкса 9 века до нашей эры» . iraqipages.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2005 года.
  22. ^ «Царь по обе стороны священного Древа» . Betnahrain.org. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
  23. ^ «Обзор» . Сокровища кино . Проверено 23 ноября 2011 г.
  24. ^ «wroughtironproductions.com» . www.wroughtironproductions.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
  25. ^ «Классический стиль в маленьких городках Норфолка, 1720-1800 гг.» . Университет Лестера . 31 января 2001 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2005 г.
  26. ^ «Восточные ковры, Салорные изображения» . ТуркоТек . Проверено 23 ноября 2011 г.
  27. ^ «Банк изображений» . Имагомаг. Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
  28. ^ «Поздняя тибетская галерея – Гаруда» . Artofasia.biz . Проверено 23 ноября 2011 г.
  29. ^ «Ваджра» . Кейтдоуман.нет . Проверено 23 ноября 2011 г.
  30. ^ «Китайская летучая мышь — Поиск в Google» .
  31. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 декабря 2005 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  32. ^ «КИТАЙ: ТРИ ИМПЕРАТОРА, 1662–1795: Ученые-коллекционеры» . Threeemperors.org.uk . Проверено 23 ноября 2011 г.
  33. ^ «Хайгейтское кладбище Запад: Лондонские кладбища» . londoncemeteries.co.uk . 8 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г.
  34. ^ Вирджиния, Л. Кэмпбелл (2017). Древний Рим – Карманный музей . Темза и Гудзон. п. 26. ISBN  978-0-500-51959-2 .
  35. ^ Роджерс, Гумучджян и Джонс 2014 , стр. 32.
  36. ^ «Храм Аполлона в Дидиме» . коричневый.edu . Проверено 6 марта 2024 г.
  37. ^ Псарра, И. «Министерство культуры и спорта: Миеза, так называемая македонская гробница пальметт» . odysseus.cultural.gr . Архивировано из оригинала 3 июня 2020 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  38. ^ Bergdoll 2000 , стр. 176.
  • Джессика Роусон , «Китайский орнамент: лотос и дракон»; ISBN   0-7141-1431-6 , British Museum Pubns Ltd, 1984 г.
  • Алоис Ригль , Вопросы стиля . Основы истории орнамента. Берлин 1893 г.
  • Хелен Дж. Кантор, Растительный орнамент на древнем Ближнем Востоке, Редакция: 11 августа 1999 г., Copyright 1999 Институт Востока, Чикагский университет.
  • Идрис Пэрри, «Говори тише», ISBN   0-85635-790-1 , Carcanet Press Ltd., 1988 г.
  • Гомбрих , Символические изображения: исследования искусства эпохи Возрождения, Лондон, Файдон, 1972.
  • Эрнст Х. Гомбрих, Чувство порядка, Исследование психологии декоративного искусства, Phaidon, 1985.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3dca3e4e192fd82c20c5b24f86c343ed__1722177120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/ed/3dca3e4e192fd82c20c5b24f86c343ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Palmette - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)