Пальметты
Пальметта — мотив декоративного искусства, который в наиболее характерном выражении напоминает веерообразные листья пальмы . Оно имеет далеко идущую историю, зародившуюся в Древнем Египте с последующим развитием через искусство большей части Евразии , часто в формах, которые относительно мало похожи на оригинал. В древнегреческом и римском использовании он также известен как гимн (от греческого ανθέμιον, цветок). Он встречается в большинстве художественных средств, но особенно в качестве архитектурного орнамента , резного или нарисованного, а также нарисованного на керамике. Очень часто является составной частью дизайна фриза или бордюра. Сложная эволюция пальметты была впервые прослежена Алоисом Риглем в его «Стильфрагене» 1893 года. Полупальметта , разделенная пополам вертикально, также является очень распространенным мотивом, встречающимся во многих мутировавших и рудиментарных формах и особенно важным в развитии растений. на основе свитка орнамента.
Описание
[ редактировать ]Суть пальметты — это симметричная группа раскидистых «листьев», которые расходятся от одного основания, обычно расширяясь по мере выхода, а затем заканчиваются округлым или довольно тупым заостренным кончиком. Центральная ветвь может быть больше остальных. Количество листьев варьируется, но обычно от пяти до пятнадцати.
В повторяющемся бордюре, обычно называемом гимнионом, пальмовые листья больше напоминают лепестки цветка жимолости , как будто предназначенные для привлечения оплодотворяющих насекомых. Некоторые сравнивают форму с открытой хамсой. [1] рука - объяснение общности и происхождения слова «ладонь».
В некоторых формах мотива волюты или завитки напоминают пару глаз, как на гармике. [2] тибетской или непальской ступы , глаз и солнечного диска [3] в венце египетской стелы.
В некоторых вариантах черты более развитого лица [3] становятся различимыми в самой пальметте, в то время как в некоторых архитектурных целях, обычно в верхней части пилястр или гермов , веер пальмовых ветвей трансформируется в мужское или женское лицо , а волюты иногда выглядят как груди. Общим для всех этих форм является пара завитков у основания веера, которые составляют определяющие характеристики пальметты.
Эволюция
[ редактировать ]Считается, что пальметта возникла в Древнем Египте за 2500 лет до нашей эры. [4] и оказал влияние на греческое искусство. Египетские пальметты (греческие гимны) изначально были основаны на особенностях различных цветов, в том числе папируса и лотоса или лилии, символизирующих нижний и верхний Египет и их плодородный союз, прежде чем они стали ассоциироваться с пальмой. С древнейших времен существовала сильная связь с Солнцем, и, вероятно, это ранняя форма гало .Среди старейших форм пальметты в Древнем Египте была «розетка» или цветок лотоса, похожий на ромашку. [5] выходящий из буквы «V» листвы или лепестков, напоминающий иероглиф ахет , изображающий заходящее или восходящее солнце в точке, где оно касается двух гор на горизонте – «умирающее», «возрождающееся» и дающее жизнь земле. Вторая форма, по-видимому, развившаяся из этой, представляет собой более развитую пальметту. [6] похожи на формы, найденные в Древней Греции.
Третья версия представляет собой комок цветов лотоса или папируса на высоких стеблях с поникающим бутоном или цветком с обеих сторон, возникающий из (первобытного) болота. Комок лотоса и папируса ассоциируется с Хапи , богом жизненно важного ежегодного разлива Нила, который связывает их стебли вместе вокруг стола для подношений в мотиве сема-тави, что само по себе перекликается с формами «ахета» горизонт. Эта сцена объединения возникла на основании трона нескольких царей, которые считались сохраняющими союз двух земель (верхнего и нижнего, а также физического и духовного) Египта и тем самым овладевающими силами обновления. Эти «связывающие» сцены и появляющиеся в них гелиотропные болотные растения вызывали необходимость узреть и раскрыть ту гармонию, начало всех проявленных форм, которая воссоединяет разрозненные и кажущиеся отдельными фрагменты повседневного опыта. Дальнейший вывод заключается в том, что именно из этого очевидно оккультного и магического неделимого источника рождаются плодородие и новая жизнь.
Другой вариант этого мотива — одиночный цветок лотоса между двумя прямостоячими бутонами — излюбленное ароматное подношение. Бог ароматов Нефертем , [7] изображается таким лотосом или изображается с лотосом в качестве короны . Лотос в головном уборе Нефертем обычно включает в себя двойных «менатов». [8] или противовесы ожерелья (обычно олицетворяющие плодородие), свисающие от основания цветка по обе стороны от стебля, напоминая симметрично свисающую пару стеблей в кустах лотоса и папируса, упомянутых выше. При изображении на стенах египетских гробниц и в формализованных садовых сценах [9] финиковые пальмы неизменно изображаются в одинаковом стилистическом стиле с гроздями фиников, свисающими по обе стороны под макушкой в том же положении. Связь между этими свисающими гроздьями и завитками пальметты визуально ясна, но остается неявной. Восходящее и заходящее солнце, а также открывающийся и закрывающийся лотос связаны в легенде об Осирисе с днем и ночью, жизнью и смертью, а также с ночными испытаниями заходящего солнца, которое должно быть проглочено богиней ночного неба Нут , чтобы пройти через Дуат («подземный мир»). ) и рождаться заново каждое утро. [10] Растения, изображенные с этим солнечным веером из листьев или лепестков и «поддерживаемые» парами висячих цветов, бутонов или фруктовых гроздей, кажется, особенно подражают солнечному жертвенному циклу смерти и возрождения и участвуют в нем, а также указывают на уроки, которые он несет для себя. человечество. Кажется вероятным, что основной моделью всех этих плодородных форм, перекликающихся с вьющимся париком из коровьих рогов и завитками систра богини материнства Хатхор , была матка с двойными скоплениями яиц в яичниках . Когда утром солнце возрождается, говорят, что оно рождается из чрева Нут. Стилизованные формы пальметт лотоса и папируса, изображающие солнечную розетку или маргариточное колесо, выходящее из завитков чашечки, являются аналогичными магическими действиями «ахета» — этого священного момента расширенного творения, акта выхода за пределы или превосходства своего смертного. форму и «выходящую днем» как ах или более высокую, крылатую, сияющую, всеохватывающую и всевидящую форму жизни.
Большинство ранних египетских форм мотива появляются позже на Крите, в Месопотамии, Ассирии и Древней Персии, включая лотос в виде ромашки и кайму бутона. [11] В форме пальметты, которая чаще всего встречается на греческой керамике . [12] часто перемежающийся сценами героических поступков, один и тот же мотив заключен во внешнюю линию в форме листа или бутона лотоса. Видно, что внешняя линия возникла из чередующегося фриза из стилизованных лотоса и пальметты. [13] Это предвосхищает форму, которую она часто принимала – от скульптуры эпохи Возрождения до фонтанов в стиле барокко – внутренней части полураковины гребешка , в которой пальмовые ветви становятся веером раковины, а свитки остаются в месте схождения веера. Здесь форма ассоциировалась с Венерой или Нептуном и обычно была окружена парой дельфинов. [ нужна ссылка ] или стал транспортным средством, запряженным морскими коньками. Позже эта круглая или овальная внешняя линия сама по себе стала мотивом, образуя открытую С-образную форму с двумя растущими завитками на концах. Большая часть мебели в стиле барокко и рококо , лепной орнамент или кованые изделия ворот и балконов состоят из постоянно меняющихся комбинаций этих C-образных свитков, либо по отдельности, вплотную друг к другу, либо в поддержку полных пальметт.
- Хапи , бог разлива Нила: делая подношения и обеспечивая единство Верхнего и Нижнего Египта, фараон помогает гарантировать, что ежегодный разлив Нила будет повторяться.
Классическая архитектура
[ редактировать ]Как орнаментальный мотив, встречающийся в классической архитектуре , пальметта и гимн. [14] принимать многочисленные и разнообразные формы. [15] Обычно верхняя часть мотива состоит из пяти или более листьев или лепестков, ритмично расходящихся вверх от единственного треугольного или ромбовидного источника у основания. В некоторых случаях плоды, напоминающие пальмовые, свисают с обеих сторон над основанием и под самыми нижними листьями. Нижняя часть состоит из симметричной пары элегантных S-образных завитков или завитков, завивающихся вбок и вниз от основания листьев. Верхняя часть напоминает стремительный рост листьев и цветов, а завитки нижней части, кажется, предполагают как вклад плодородной энергии, так и приносящие плоды. Он часто присутствует на шейках капителей колонн ионического ордера ; однако в капителях колонн коринфского ордера он принимает форму «флерона» или цветка, опирающегося на абак (самую верхнюю плиту) капители и вырастающего из пары завитков, которые, в некоторых версиях, дают начало сложные волюты и акантовый орнамент капители.
Ботанические комбинации
[ редактировать ]По мнению Бордмана, хотя фризы из лотоса или пальметты были известны в Месопотамии столетиями ранее, неестественное сочетание различных ботанических элементов, не имеющих никакого отношения к дикой природе, таких как пальметта, лотос и иногда цветы- розетки , является чисто греческим нововведением. который затем был принят в очень широком географическом масштабе во всем эллинистическом мире. [16]
Эллинистические «Пламенные пальметты».
[ редактировать ]С V века пальметты имели резко раскидистые листья. Однако начиная с IV века кончики листьев имеют тенденцию заворачиваться внутрь, образуя так называемый узор «пламенной пальметты». Этот дизайн был принят в эллинистической архитектуре и стал очень популярен в широком географическом масштабе. Это дизайн, который был принят Индией в 3-м веке до нашей эры для некоторых из ее скульптурных фризов, таких как абаки Столпов Ашоки или центральный дизайн столицы Паталипутры , вероятно, через Империю Селевкидов или эллинистические города, такие как как Ай-Ханум . [17]
Использование
[ редактировать ]В классической архитектуре этот мотив имел конкретные применения, в том числе:
- передние части ante-fixae ,
- акротерия ,
- верхняя часть стелы или вертикальные надгробия,
- перемычка ионических колонн Эрехтеона и его продолжение в виде декоративного фриза на его стенах, и
- циматий карниза . [18]
Варианты и связанные мотивы
[ редактировать ]Пальметта связана с рядом мотивов в разных культурах и периодах. В Древнем Египте мотивы пальметты существовали и как форма цветка, и как стилизованное дерево, часто называемое Древом жизни . Другими примерами из Древнего Египта являются чередующиеся цветы лотоса и кайма из бутонов. [19] рисунки, крылатый диск Гора с парой змей Урея , Глаз Гора с изогнутым верхом и памятная стела . В более поздних ассирийских версиях Древа Жизни пернатые соколиные крылья египетского крылатого диска [20] стали ассоциироваться с листьями пальмы. Подобные цветки лотоса и бордюры бутонов, тесно связанные с пальметтами и розетками, появились также в Месопотамии. Кажется, существует эквивалентность между рогами рогатых существ и крыльями крылатых существ. [21] включая ангелов , грифонов и сфинксов , а также веер и завитки пальметты; В каждой из этих форм также присутствует V-образная форма, которая соответствует ассоциации самой ладони с победой, энергией и оптимизмом.
Изображение Ники , крылатой богини победы, из аттической вазы VI века до н.э. (см. галерею), показывает, как жертвенное приношение, на которое намекают закругленный алтарь и пламя, крылья богини и празднование победы, - все это резонируют с теми же самыми многочисленными основными ассоциациями, которые содержатся в составных формах мотива пальметты. Подобные формы встречаются у парящего крылатого диска и священных деревьев. [22] Месопотамии, кадуцей жезл Гермеса , вездесущие завитые раковины-гребешки в сени скульптурной ниши эпохи Возрождения , берущие свое начало в греческих и римских саркофагах, эхом отдавались над театральными авансцены арками [23] и на дверях, окнах, кованых воротах и балконах [24] дворцов и величественных домов; фрамуга- ракушка над дверью по- грузински [25] и подобная городская архитектура, гюль [26] и [27] ботех мотивы центральноазиатских ковров и текстиля, трезубец Нептуна/Посейдона, трезубец и лингам Шивы «бай сема , » в форме лепестков лотоса пограничные знаки тайского внутреннего храма, гора Вишну, Гаруда, [28] ваджрная молния , [29] алмазная булава или просветления жемчужина — лотос Тибета и Юго-Восточной Азии, симметрично закрученное облако и летучая мышь. [30] мотивы и похожие прокрутки жуйи [31] или Джу-и скипетр и Линчжи [32] или гриб долголетия китайской традиции. И как форма лотоса, поднимающегося из болот, чтобы коснуться солнца, и как (пальма), простирающаяся от земли до неба, пальметта несет в себе характеристики оси мира или мирового дерева. Флер -де-Лис , ставшая мощной и загадочной эмблемой божественного права королей , которая, как говорят, была дарована ангелом ранним французским королям, возникла в Египте и Месопотамии как вариант пальметты.
Точно так же с начала 13 века до 1806 года божественное право императоров Священной Римской империи было предоставлено путем инвеституры в императорские регалии , которые включали коронационную мантию с изображением львов-близнецов (напоминающих львов-близнецов Акера выше), охраняющих пальму в форме древа жизни с двумя висящими на нем кистями плодов.
Даже повседневные садовые ворота в западных пригородах увенчаны почти идентичными парами завитков, по-видимому, заимствованных из мотивов, связанных с ахетом и пальметтой, включая связанное с ними крылатое солнце и солнечный диск с парой глаз по бокам. [3] Погостские ворота, гробницы [33] и надгробия снова и снова несут этот мотив в разных формах.
Гимн также является знаком монетного двора Греции и присутствует на всех греческих монетах евро, предназначенных для обращения, а также на всех греческих коллекционных монетах .
Галерея
[ редактировать ]- Минойская пальметта на камаресском сосуде, 1700-1650 гг. до н. э., керамика, Археологический музей Ираклиона , Ираклион , Греция
- Ассирийская пальметта на рельефе с Ашурнасирпалом II , 9 век до н. э., алебастр , Пергамский музей , Берлин
- Черно-белое фото с ахеменидским глазурованным керамическим кирпичом с пальметтой, ок. VI –IV века до н.э., глазурованная керамика, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Древнегреческие пальметты на фрагменте храма Аполлона в Коринфе , Греция, ок. 550 г. до н.э., расписная терракота, Археологический музей Древнего Коринфа.
- Этрусские пальметты (одна вид спереди, остальные - в профиль) на подносе для подношений, ок. 550–500 гг. до н.э., Буккеро, Метрополитен-музей.
- Древнегреческие пальметты на амфоре Ахиллеса и Аякса, играющих в кости, работа Эксекиаса , 550-525 гг. до н. э., керамика, Музеи Ватикана.
- Этрусский антефикс женской фигуры с пальметтами, ок. 520-510 гг. до н.э., терракота, Метрополитен-музей. [34]
- Древнегреческая полоса пальметт на сосуде, ок. 510 г. до н.э. , гончар, Государственные собрания древностей , Мюнхен , Германия
- Древнегреческие полосы пальметт (горизонтальной и вертикальной) на сосуде, ок. 510 г. до н.э. , керамика, Staatliche Antikensammlungen
- Древнегреческая полоса из пальметт и свитков на сосуде, ок. 510–470 гг. до н.э., керамика, Государственные коллекции древностей.
- Древнегреческая деталь ионического фриза Эрехтейона , , Афины, 421–405 гг. до н. э. [35] неизвестный архитектор
- Древнегреческий пиксис с крышкой, работа художника Мейдиаса , 420-400 гг. до н.э., керамика, Британский музей.
- Этрусские пальметты на антефиксе с маскароном Силена , IV век до нашей эры, керамика, Новый музей , Берлин
- Древнегреческая пальметта могильной стелы, середина IV века, мрамор, Археологический музей Пирея , Пирей , Греция
- Древнегреческий акротерион, украшенный двойной пальметтой, ок. 350–325 до н.э., мрамор, Метрополитен-музей.
- Древнегреческая капитель ионической колонны Эрехтейона с полосой пальметт под ней.
- Древнегреческие полихромные пальметты, иллюстрированные Жаком Игнасом Хитторфом , 1830 г. (опубликовано в 1851 г.) [38]
- Птолемеевская инкрустация с двумя пальметтами, 100 г. до н.э. – 100 г. н.э., стекло, Метрополитен-музей.
- Древнеегипетские пальметты на капители , 41–68 гг. н.э., песчаник, Метрополитен-музей.
- Барочный маскарон с пальметтой над ним, на фасаде отеля д'Обрэ ( улица Шарль-V , № 12), Париж, неизвестный архитектор, 17 век.
- Пальметта в стиле рококо (прямо под короной) решетки площади Станислава , Нанси , работа Жана Ламура , 1755 год.
- Неоклассические пальметты на тумбочке из спальни мадам Рекамье работы Жоржа II Жакоба и Франсуа-Оноре-Жоржа Жакоба-Демальтера , до 1799 года, красное дерево, черное дерево, медь, монтировки из позолоченной бронзы и белый мрамор, Лувр
- Неоклассическая металлическая пальметта на столе в Пантеоне , Париж, неизвестный архитектор, 18 или 19 века.
- Неоклассические пальметты на табурете работы Франсуа-Оноре-Жоржа Жакоба-Демальтера , 1804 год, резное и позолоченное дерево, а также гобелены Бове на временной выставке под названием «Искусство и придворная жизнь» в Императорском дворце в Монреальском музее изящных искусств , Канада.
- Неоклассическая деталь из кованого железа двери колоннады Лувра с ринсо , двумя пальметтами и буквой N, обозначающей Наполеона , неизвестного архитектора, ок. 1810 г.
- Неоклассические пальметты на бордюре, 1815–1825 гг., блочная печать и флокирование на бумаге ручной работы, Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна , Нью-Йорк.
- Неоклассическая решетка двери на улице Клери №. 29, Париж, неизвестный архитектор, ок. 1850 г.
- Неоклассические пальметты на доме Христова ( Calea Victoriei № 129), Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор, 1871 г.
- Пальметта эпохи Возрождения барокко , очень похожая на пальметты в стиле Людовика XIV , кованых перил в замке Буррус (улица Морис Буррус, № 74) Сент-Круа-о-Мин , Франция, работы Жюля Бернингера и Гюстава Краффта , 1900 г.
- изящных искусств Пальметты и картуши на улице Темишана №. 13, Бухарест, неизвестный архитектор, гр. 1900 г.
- Керамические пальметты в стиле изящного искусства на Gare d'Austerlitz станции метро парижского метро , неизвестный архитектор, спроектирован, скорее всего, около 1900 года, но станция метро была открыта в 1931 году.
- Пальметта изящных искусств во Дворце Национального военного кружка ( Бульвардул Регина Элизабета № 20), Бухарест, автор Димитри Маймаролу , 1911-1923 гг.
- Неоклассические пальметты на Бродвее, 195 , Нью-Йорк, Уильям У. Босворт , 1912–1922 гг.
- Пальметта румынского возрождения на куполе могилы Влахуци-Слэтинеану на кладбище Беллу , Бухарест , автор Григоре Черкез , 1913 год.
- Пальметты в стиле ар-деко на улице Strada Ion Brezoianu no. 58, Бухарест, автор Джордж Дамиан, ок. 1930 год
- Сильно стилизованная пальметта в стиле ар-деко в отеле «Конгресс» ( Оушен Драйв, № 1036), Майами-Бич , Флорида , США, автор Генри Хохаузер , 1936 год.
См. также
[ редактировать ]- Акротерион
- Голубая египетская кувшинка
- Гробница Пальметт
- Индо-Коринфская столица
- Столица Паталипутры
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Серебряные украшения, иудаика и христианские подарки – серебро Иерусалимская Хамса» . Каспи Сильвер. Архивировано из оригинала 29 февраля 2008 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Глаза ступы Сваямбунатх, Катманду, Непал» . Фотография Сета Поллака.
- ^ Jump up to: а б с «Погребальная стела» . 150.si.edu. Архивировано из оригинала 10 апреля 2009 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ Э. Х. Гомбрич, Чувство порядка, Исследование психологии декоративного искусства, второе издание PHAIDON, Лондон, 1984, стр. 181.
- ^ «Перенаправление страниц» . И т.д.usf.edu . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Древнеегипетское искусство | Амулет в форме пальметты | F1907.436» . www.asia.si.edu . Архивировано из оригинала 4 марта 2005 года.
- ^ «Музей Михо» . Михо.or.jp. Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Ошибка подключения к базе данных» . www.egyptologia.pl . Архивировано из оригинала 6 ноября 2003 года.
- ^ http://www.arthistory.upenn.edu/smr04/101910/Slide4.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ Искусство Древнего Египта | Публикации для преподавателей | Исследуй и учись | Метрополитен-музей. Архивировано 2 апреля 2005 года в Wayback Machine.
- ^ «ЗАБЫТАЯ ИМПЕРИЯ мир Древней Персии | 118» . Thebritishmuseum.ac.uk. 23 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ Новые греческие галереи | Исследуй и учись | Метрополитен-музей. Архивировано 11 октября 2008 года в Wayback Machine.
- ^ «Кувшин с водой (Музей Гетти)» . Getty.edu. 7 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Антемион — Поиск в Google» .
- ^ «Пальметта – Поиск в Google» .
- ^ БОРДМАН, ДЖОН (19 апреля 1998 г.). «Размышления о происхождении индийской каменной архитектуры». Бюллетень Азиатского института . 12 :13–22. JSTOR 24049089 .
- ^ «Размышления о происхождении индийской каменной архитектуры», Джон Бордман, стр. 16 [1]
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 93.
- ^ «Каменный подоконник» . Betnahrain.org. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Египтизирующие фигуры по обе стороны дерева с крылатым диском» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 5 ноября 2004 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Мемориальная доска из слоновой кости с изображением крылатого сфинкса 9 века до нашей эры» . iraqipages.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2005 года.
- ^ «Царь по обе стороны священного Древа» . Betnahrain.org. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Обзор» . Сокровища кино . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «wroughtironproductions.com» . www.wroughtironproductions.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Классический стиль в маленьких городках Норфолка, 1720-1800 гг.» . Университет Лестера . 31 января 2001 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2005 г.
- ^ «Восточные ковры, Салорные изображения» . ТуркоТек . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Банк изображений» . Имагомаг. Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Поздняя тибетская галерея – Гаруда» . Artofasia.biz . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Ваджра» . Кейтдоуман.нет . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Китайская летучая мышь — Поиск в Google» .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 декабря 2005 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «КИТАЙ: ТРИ ИМПЕРАТОРА, 1662–1795: Ученые-коллекционеры» . Threeemperors.org.uk . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Хайгейтское кладбище Запад: Лондонские кладбища» . londoncemeteries.co.uk . 8 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г.
- ^ Вирджиния, Л. Кэмпбелл (2017). Древний Рим – Карманный музей . Темза и Гудзон. п. 26. ISBN 978-0-500-51959-2 .
- ^ Роджерс, Гумучджян и Джонс 2014 , стр. 32.
- ^ «Храм Аполлона в Дидиме» . коричневый.edu . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Псарра, И. «Министерство культуры и спорта: Миеза, так называемая македонская гробница пальметт» . odysseus.cultural.gr . Архивировано из оригинала 3 июня 2020 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
- ^ Bergdoll 2000 , стр. 176.
Ссылки
[ редактировать ]- Джессика Роусон , «Китайский орнамент: лотос и дракон»; ISBN 0-7141-1431-6 , British Museum Pubns Ltd, 1984 г.
- Алоис Ригль , Вопросы стиля . Основы истории орнамента. Берлин 1893 г.
- Хелен Дж. Кантор, Растительный орнамент на древнем Ближнем Востоке, Редакция: 11 августа 1999 г., Copyright 1999 Институт Востока, Чикагский университет.
- Идрис Пэрри, «Говори тише», ISBN 0-85635-790-1 , Carcanet Press Ltd., 1988 г.
- Гомбрих , Символические изображения: исследования искусства эпохи Возрождения, Лондон, Файдон, 1972.
- Эрнст Х. Гомбрих, Чувство порядка, Исследование психологии декоративного искусства, Phaidon, 1985.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Древний Египет, древо жизни
- Растительный орнамент: его происхождение и развитие на древнем Ближнем Востоке. Архивировано 12 июля 2020 года в Wayback Machine.
- Пальметты в тонком плетении. Архивировано 21 декабря 2014 года в Wayback Machine.