Jump to content

Эрнст Гомбрих

(Перенаправлено от Эрнста Х. Гомбриха )

Эрнст Гомбрих
Эрнст Гомбрих
Рожденный ( 1909-03-30 ) 30 марта 1909 г.
Умер 3 ноября 2001 г. ) ( 2001-11-03 ) ( 92 года
Лондон, Англия
Альма-матер Венский университет ( доктор философии , 1933 г.)
Занятие Историк искусства
Заметная работа История искусства

Сэр Эрнст Ханс Йозеф Гомбрих OM CBE FBA ( / ˈ ɡ ɒ m b r ɪ k / ; Немецкий: [gɔmbʁɪç] ; австрийского происхождения 30 марта 1909 — 3 ноября 2001) — искусствовед , который, поселившись в Англии в 1936 году, [ 1 ] стал натурализованным гражданином Великобритании в 1947 году. [ 2 ] и провел большую часть своей трудовой жизни в Соединенном Королевстве .

Гомбрих был автором многих работ по истории культуры и истории искусства, в первую очередь «Истории искусства », книги, широко расцененной как одно из наиболее доступных введений в изобразительное искусство . [ 3 ] и Искусство и иллюзия , [ 4 ] крупная работа по психологии восприятия, оказавшая влияние на таких разных мыслителей, как Карло Гинзбург , [ 5 ] Нельсон Гудман , [ 6 ] Умберто Эко , [ 7 ] и Томас Кун . [ 8 ]

Биография

[ редактировать ]

Сын Карла Гомбриха и Леони Хок, Гомбрих родился в Вене, Австро-Венгрия , в ассимилированной семье еврейского происхождения из высшего среднего класса, которая была частью сложной социальной и музыкальной среды. Его отец был юристом и бывшим одноклассником Гуго фон Хофмансталя , а мать была выдающейся пианисткой, окончившей Венскую консерваторию с Школьной медалью за отличие.

В консерватории она училась, в частности, у Антона Брукнера . Однако вместо того, чтобы продолжить карьеру концертирующей пианистки (которую в тот период было трудно совмещать с семейной жизнью), она стала ассистентом Теодора Лешетицкого . Она также знала Арнольда Шёнберга , Густава Малера , Гуго Вольфа и Иоганнеса Брамса . [ 9 ]

Рудольф Серкин был близким другом семьи. Адольф Буш и участники квартета Буша регулярно встречались и играли в семейном доме. На протяжении всей своей жизни Гомбрич сохранял глубокую любовь и знание классической музыки. Он был компетентным виолончелистом и в дальнейшем дома в Лондоне регулярно исполнял камерную музыку Гайдна, Моцарта, Шуберта, Бетховена и других вместе со своей женой и старшей сестрой Деа Форсдайк, концертирующей скрипачкой. [ нужна ссылка ]

Гомбрих получил образование в Терезиануме и Венском университете , где он изучал историю искусств у Ганса Титце , Карла Марии Свободы [ де ] , Юлиуса фон Шлоссера и Йозефа Стржиговского , защитив докторскую диссертацию по маньеристской архитектуре Джулио Романо под руководством Фон Шлоссер. Специализируясь на карикатуре, он был приглашен помочь Эрнсту Крису , который тогда был хранителем декоративного искусства в Музее истории искусств , после его окончания в 1933 году. [ 10 ]

В 1936 году он женился на Ильзе Хеллер (1910–2006), ученице своей матери, опытной пианистке. Их единственный ребенок, индолог Ричард Гомбрич , родился в 1937 году. У них было двое внуков: педагог Карл Гомбрич (1965 г.р.) и Леони Гомбрич (1966 г.р.), его литературный душеприказчик. [ 11 ]

Опубликовав свою первую книгу «Маленькая история мира» на немецком языке в 1936 году, написанную для детей и подростков, и увидев, что она стала хитом только для того, чтобы быть запрещенным нацистами за пацифизм, он бежал в Великобританию в 1936 году, чтобы занять пост научный сотрудник Института Лондонского Варбурга университета .

Во время Второй мировой войны Гомбрих работал на Всемирную службу Би-би-си , следя за немецкими радиопередачами. Когда в 1945 году предстоящему объявлению предшествовало Адажио Брукнера седьмой симфонии , написанное в честь Рихарда Вагнера смерти , Гомбрих правильно догадался, что Адольф Гитлер мертв, и немедленно сообщил эту новость Черчиллю . [ 12 ]

Гомбрих вернулся в Институт Варбурга в ноябре 1945 года, где он стал старшим научным сотрудником (1946), преподавателем (1948), читателем (1954) и, в конечном итоге, профессором истории классической традиции и директором института (1959–76). . Он был избран членом Британской академии в 1960 году, назначен кавалером Ордена Британской Империи (CBE) на вручении новогодних наград 1966 года . [ 13 ] посвящен в рыцари в честь Дня Рождения 1972 года , [ 14 ] и назначен кавалером Ордена «За заслуги» в 1988 году. [ 15 ] Он продолжал свою работу в Лондонском университете почти до своей смерти в 2001 году. Он был удостоен множества дополнительных наград, в том числе премии Гете 1994 года и премии Бальзана в 1985 году за историю западного искусства. [ нужна ссылка ]

Гомбрих был близок к ряду австрийских эмигрантов , бежавших на Запад до аншлюса , среди них Карл Поппер (с которым он был особенно близок), Фридрих Хайек и Макс Перуц . Он сыграл важную роль в публикации великого опуса Поппера «Открытое общество и его враги» . Каждый из них был знаком друг с другом лишь мимолетно в Вене, поскольку отец Гомбриха проходил юридическое обучение у отца Поппера. В изгнании они стали друзьями на всю жизнь. [ нужна ссылка ]

Гомбрич заметил, что у него было две совершенно разные публики: среди ученых он был особенно известен своими работами по эпохе Возрождения и психологии восприятия, а также своими мыслями об истории культуры и традициях; широкой, неспециализированной аудитории он был известен доступностью и непосредственностью своих произведений, а также способностью представлять научную работу ясно и непринужденно.

Первой книгой Гомбриха и единственной, которую он написал не на английском языке, была Eine kurze Weltgeschichte für junge Leser («Краткая история мира для юных читателей»), опубликованная в Германии в 1936 году. Она пользовалась большой популярностью и была переведена на несколько языков. языках, но не был доступен на английском языке до 2005 года, когда перевод исправленного издания был опубликован под названием «Маленькая история мира» . Большую часть этого перевода и исправлений он сделал сам, а после его смерти его завершили его давняя помощница и секретарь Кэролайн Мастил и его внучка Леони Гомбрич. [ 16 ]

«История искусства» , впервые опубликованная в 1950 году и в настоящее время выходящая в 16-м издании, широко считается одним из наиболее доступных введений в историю изобразительного искусства . Первоначально предназначенная для читателей-подростков, она была продана миллионами экземпляров и переведена более чем на 30 языков.

Среди других крупных публикаций - «Искусство и иллюзия» (1960), которую критики считают его самой влиятельной и далеко идущей работой, а также эссе, собранные в «Размышлениях о хоббийной лошадке» (1963) и «Образ и глаз» (1981). Другими важными книгами являются «Эби Варбург: интеллектуальная биография» (1970), «Чувство порядка» (1979) и «Предпочтение примитивному» (посмертно в 2002 году). Полный список его публикаций, EH Gombrich: A Bibliography , был опубликован Джозефом Бёрни Траппом в 2000 году.

Психология восприятия

[ редактировать ]

Когда Гомбрич прибыл в Англию в 1936 году, дисциплина истории искусства была в основном сосредоточена на знатоке . Гомбрих, однако, вырос в венской культуре Bildung. [ 9 ] и занимался более широкими вопросами культурных традиций и взаимосвязей между наукой и искусством. Эту последнюю широту интереса можно увидеть как в его рабочих отношениях с австрийским психоаналитиком и историком искусства Эрнстом Крисом , касающихся искусства карикатуры. [ 17 ] и его более поздние книги «Чувство порядка» (1979) (в которых теория информации обсуждается в ее связи с узорами и орнаментами в искусстве) и классическая книга «Искусство и иллюзия» (1960). [ 18 ]

Именно в «Искусстве и иллюзиях » он представил идеи «схем», «создания и сопоставления», «исправления» и «проб и ошибок». [ 19 ] под влиянием « догадок и опровержений » в философии науки Поппера. По мнению Гомбриха, художник сравнивает то, что он нарисовал или нарисовал, с тем, что он пытается нарисовать/нарисовать, и с помощью «петли обратной связи» постепенно корректирует рисунок/картину, чтобы она больше походила на то, что он видит. Однако процесс начинается не с нуля. Каждый художник наследует «схемы», обозначающие реальность силой условности. [ 20 ] Эти схемы, а также техники и работы предыдущих мастеров являются отправной точкой, с которой художница начинает свой собственный процесс проб и ошибок .

«Это [попперовское описание догадок и опровержений, проб и ошибок] в высшей степени применимо к истории визуальных открытий в искусстве. Наша формула схемы и исправления, по сути, иллюстрирует именно эту процедуру. У вас должна быть отправная точка, стандарт сравнения, чтобы начать тот процесс создания, сопоставления и переделки, который в конечном итоге воплощается в законченном изображении. Художник не может начать с нуля, но он может критиковать своих предшественников». [ 21 ]

Философские концепции философии науки, разработанные Поппером, хорошо сочетались с идеями Гомбриха о более надежном объяснении истории искусства. Гомбрич написал свою первую крупную работу «История искусства» в 1950 году, за десять лет до «Искусства и иллюзий» . В более ранней книге история искусства рассматривалась как повествование, идущее «от того, что «знали» древние художники, к тому, что «видели» более поздние художники». [ 22 ] И поскольку Гомбриха всегда больше интересовали индивидуальные, а не массовые движения (знаменитая первая строка « Истории искусства» гласит: «На самом деле такого понятия, как искусство, не существует. Есть только художники»). [ 23 ] ), он считал использование научных и психологических объяснений ключом к пониманию того, как «видели» эти отдельные художники и как они строили традиции, которые они унаследовали и частью которых они были. Используя диалектику создания и сопоставления, схемы и исправления, Гомбрих стремился обосновать художественное развитие на более универсальных истинах, более близких к истинам науки, чем на том, что он считал модными или пустыми терминами, такими как « дух времени » и другие «абстракции». [ 24 ]

Исследования эпохи Возрождения

[ редактировать ]

Вклад Гомбриха в изучение искусства эпохи Возрождения начался с его докторской диссертации по маньеризму . При этом он утверждает, что работы Джулио Романо в Палаццо дель Те не были работой декадентского художника эпохи Возрождения, а скорее показывали, как художник ответил на требования покровителя, «жаждущего модных новинок». [ 25 ]

Четырехтомная серия « Исследования искусства эпохи Возрождения» (1966) включает тома «Норма» и «Форма» ; Символические изображения ; Наследие Апеллеса ; и «Новый свет на старых мастеров» , а также внес большой вклад в изучение символизма в творчестве этого периода.

Гомбрич был большим поклонником Леонардо да Винчи и много писал о нем как в этих томах, так и в других. [ 26 ]

Гомбриха называли «самым известным историком искусства в Британии, а возможно, и в мире». [ 27 ] а также «один из самых влиятельных ученых и мыслителей 20-го века». [ 28 ]

В октябре 2014 года «Английское наследие» голубая мемориальная доска в честь Гомбрича была открыта скульптором Энтони Гормли в Бриардейл Гарденс, 19, Хэмпстед , вместе с сэром Питером Базалгеттом , председателем Совета по делам искусств и членом комиссии по синей мемориальной доске, Ричардом Гомбричем и историком искусства профессором Дэвидом Фридбергом . На мемориальной доске написано: «С 1952 по 2001 год здесь жил историк искусства Э. Х. Гомбрих (1909–2001). В детстве Гормли жил через пару домов от дома. [ 29 ]

Гомбрич был чувствителен к критике в том, что он не любит современное искусство и был вынужден время от времени защищать свою позицию. [ 12 ] Его также критиковали [ кем? ] за то, что он придерживался того, что сейчас считается европоцентристским – если не сказать неоколониалистским – взглядом на искусство, и за то, что он не включал женщин-художников в большую часть своих работ о западном искусстве . Его ответ на последнее заключался в том, что он писал историю искусства такой, какая она есть, и что женщины-художницы не были широко представлены на Западе до 20-го века. Он восхищался женщинами-художницами 20-го века, такими как Бриджит Райли , чьи работы были включены в переработанное издание «Истории искусства» .

Хотя несколько работ Гомбриха (особенно «Искусство и иллюзия» 1960 года) оказали огромное влияние на историю искусства и другие области, [ 4 ] его категорические нападки на историзм были обвинены ( Карло Гинзбургом ) в том, что они привели к «бесплодной» науке; [ 30 ] многие из его методологических аргументов были заменены работами искусствоведов, таких как Светлана Альперс и Майкл Баксандалл . [ 31 ]

Почести и награды

[ редактировать ]

Избранные публикации

[ редактировать ]
  • Предпочтение примитиву. Эпизоды истории западного вкуса и искусства. Лондон: Файдон, 2002 г.
  • Использование изображений. Исследования социальной функции искусства и визуальной коммуникации. Лондон: Файдон, 1999 г.
  • Темы нашего времени. Проблемы двадцатого века в обучении и искусстве. Лондон: Файдон, 1991.
  • Размышления об истории искусства. Просмотры и обзоры. Оксфорд: Файдон, 1987 г.
  • Дань уважения. Интерпретаторы нашей культурной традиции. Оксфорд: Файдон, 1984 г.
  • Идеалы и кумиры. Очерки ценностей в истории и искусстве. Оксфорд: Файдон, 1979 г.
  • Чувство порядка. Исследование психологии декоративного искусства. Оксфорд: Файдон, 1979 г.
  • Эби Варбург, интеллектуальная биография. Лондон: Институт Варбурга, 1970 г.
  • Изображение и глаз: дальнейшие исследования психологии изобразительного изображения. Оксфорд: Файдон 1982, ISBN   0-7148-2245-0
  • Исследования искусства эпохи Возрождения. Лондон: Phaidon 1967–1986 (также опубликовано как: Гомбрич о Возрождении. )
    • 1: Норма и форма. 1967 год
    • 2: Символические изображения. 1972 год
    • 3: Наследие Апеллеса. 1976 год
    • 4: Новый взгляд на старых мастеров. 1986 год
  • Размышления о лошадке и другие очерки по теории искусства. Лондон: Файдон, 1963 г.
  • Искусство и иллюзия. Исследование психологии изобразительного представления Лондон: Phaidon 1960
  • История искусства . Лондон: Файдон 1950.
  • Всемирная история от доисторических времен до наших дней. Wenen: sn 1935 (также опубликовано как: Краткая всемирная история для юных читателей. От доисторических времен до наших дней. ) Английский перевод: A Little History of the World .
  1. ^ Лайонс, М. (2013). Книги: живая история. Лондон: Темза и Гудзон .
  2. ^ Люкконен, Петри. «Эрнст Гомбрих» . Книги и писатели (kirjasto.sci.fi) . Финляндия: Куусанкоски Публичная библиотека . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года.
  3. ^ Уильям Скидельски (17 мая 2009 г.). «Уголок классики: История искусства Э. Х. Гомбриха» . Наблюдатель . Лондон . Проверено 3 февраля 2012 г.
  4. ^ Jump up to: а б Шон, Ричард и Стонард, Джон-Пол, ред.. Книги, которые сформировали историю искусства: от Гомбриха и Гринберга до Альперса и Краусса , глава 9. Лондон: Темза и Гудзон, 2013.
  5. ^ Гинзбург, Карло. «От Абы Варбурга до Э. Х. Гомбриха». В «Подсказках, мифах и историческом методе», 46. Балтимор: JHU Press, 1989.
  6. ^ Н. Гудман: Языки искусства , Индианаполис и Кембридж, 1976.
  7. ^ У. Эко: Теория семиотики , Блумингтон, 1976, стр. 204–205.
  8. ^ ТС Кун 1962/2012. Структура научных революций, 4-е издание. Чикаго: Издательство Чикагского университета, стр. 160, Ftnt. 1
  9. ^ Jump up to: а б Эрибон, Д. Интерес на всю жизнь Лондон: Темза и Гудзон; ISBN   0-500-01574-0
  10. ^ Вена (30 марта 1909 г.). «Гомбрих, сэр Эрнст (Ганс Йозеф)» .
  11. ^ «Архив Института Варбурга» . Институт Варбурга . 13 мая 2016 года . Проверено 4 июня 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б Киммельман, Майкл (7 ноября 2001 г.). «Э. Х. Гомбрич, писатель и теоретик, изменивший историю искусства, умер в 92 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 августа 2022 г.
  13. ^ Список Соединенного Королевства: «№43854» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1965 г. с. 10.
  14. ^ Список Соединенного Королевства: «№45678» . Лондонская газета (Приложение). 23 мая 1972 г. с. 6256.
  15. ^ «№51246» . Лондонская газета . 19 февраля 1988 г. с. 1999.
  16. ^ Леони Гомбрич в предисловии к «Маленькой истории мира», Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета , ISBN   978-0-300-14332-4
  17. ^ Э. Х. Гомбрич (совместно с Эрнстом Крисом), «Принципы карикатуры», Британский журнал медицинской психологии , Vol. 17, 1938, стр. 319–342.
  18. ^ Э. Х. Гомбрич. Искусство и иллюзии, Принстон: Издательство Принстонского университета, ISBN   978-0-691-07000-1
  19. ^ Рихтер, П. «О модели схемы и коррекции профессора Гомбриха», Британский журнал эстетики (1976) 16 (4): 338–346
  20. Вуд, Кристофер С., «Искусство и иллюзия Э. Х. Гомбрича : исследование психологии графического представления , 1960». Архивировано 5 сентября 2012 г. в Wayback Machine , The Burlington Magazine , декабрь 2009 г.
  21. ^ Цитируется в Ричмонд, Шелдон Сол (1994). Шелдон Сол Ричмонд Эстетические критерии: Гомбрич и философия Поппера и Поланьи . Родопи. ISBN  978-90-5183-618-9 . Проверено 6 мая 2012 г.
  22. ^ Некролог, Daily Telegraph «Сэр Эрнст Гомбрич ОМ» . «Дейли телеграф» . Лондон. 6 ноября 2001 г. Проверено 6 мая 2012 г.
  23. ^ Гомбрич, Э. Х. История искусства Лондона: Phaidon Press Ltd, ISBN   0-7148-3247-2
  24. ^ Сэр Эрнст Гомбрич OM, некролог, Daily Telegraph « Сэр Эрнст Гомбрич ОМ » . «Дейли телеграф» . Лондон. 6 ноября 2001 г. Проверено 6 мая 2012 г.
  25. ^ Словарь искусствоведов. «Эрнст Гомбрих» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 6 мая 2012 г.
  26. ^ Эрнст Гомбрих « Тайна Леонардо » . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 8 мая 2012 г.
  27. ^ Сэр Эрнст Гомбрич OM, некролог, Daily Telegraph «Сэр Эрнст Гомбрич ОМ» . «Дейли телеграф» . Лондон. 6 ноября 2001 г. Проверено 8 мая 2012 г.
  28. ^ Основное Гомбрич Гомбрич, Э.Х.; Гомбрих, Эрнст Ганс Гомбрих; Гомбрих, Эрнст Ганс (5 сентября 1996 г.). Неотъемлемый Гомбрих . Файдон Пресс. ISBN  0-7148-3009-7 .
  29. ^ «Энтони Гормли представляет синюю мемориальную доску историка искусства Э. Х. Гомбриха» .
  30. ^ Гинзбург, Карло . «От Абы Варбурга до Э. Х. Гомбриха». В «Подсказках, мифах и историческом методе» , 43. Балтимор: JHU Press, 1989.
  31. ^ Шон, Ричард и Стонард, Джон-Пол, ред.. Книги, которые сформировали историю искусства: от Гомбриха и Гринберга до Альперса и Краусса , глава 13. Лондон: Темза и Гудзон, 2013.
  32. ^ Гомбрих, Э.Х. (1958). «Лессинг». Труды Британской академии . 43 : 133–156.
  33. ^ Шнайдер, Генрих (апрель 1961 г.). «Рецензируемая работа: Лессинг . Лекция Э. Х. Гомбриха о выдающемся уме». Журнал английской и германской филологии . 60 (2): 378–381. JSTOR   27713841 .
  34. ^ «Эрнст Ганс Йозеф Гомбрих» . Американская академия искусств и наук . Проверено 16 сентября 2022 г.
  35. ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 16 сентября 2022 г.
  36. ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 427 . Проверено 20 октября 2012 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ричмонд, Шелдон. Эстетические критерии: Гомбрих и философия науки Поппера и Поланьи Амстердам и Атланта, Джорджия: Родос, 1994. 152 стр. ISBN   90-5183-618-X .
  • Вудфилд, Ричард. Гомбрич об искусстве и психологии. Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета, 1996. 271 стр. ISBN   0-7190-4769-2 .
  • Трапп, Дж. Б. Э. Гомбрих: Библиография. Лондон, Файдон 2000. ISBN   978-0-7148-3981-3
  • Гомбрич, EHJ и Эрибон, Д. Беседы об искусстве и науке. Нью-Йорк: Абрамс, 1993 (также опубликовано как: Интерес на всю жизнь ).
  • Онианс Дж. (ред.). Взгляд и проницательность. Очерки в честь Э. Х. Гомбриха. Лондон: Файдон, 1994 г.
  • МакГрат, Элизабет. «Э. Х. Гомбрич», The Burlington Magazine , 144 (2002), 111–112.
  • Карло Гинзбург , «От Эби Варбурга до Э. Х. Гомбриха: проблема метода», Подсказки, мифы и исторический метод , Джон и Энн К. Тедески, транс, Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1986, 17–59
  • Гинзбург, Карло, Сафран, Иегуда, Шерер Даниэль. «Интервью с Карло Гинзбургом Иегуды Сафрана и Дэниела Шерера». Potlatch 5 (2022), специальный выпуск о Карло Гинзбурге. Обширное обсуждение Гомбриха.
  • Сибилла Мозер-Эрнст (ред.), ИСКУССТВО и РАЗУМ – Эрнст Х. ГОМБРИЧ. Путешествие со своей лошадкой . V&R unipress, Геттинген, 2018.
  • Тонони, Фабио, «Эрнст Гомбрих и концепция «нечетко определенной области»: восприятие и заполнение», Журнал историографии искусства , 29: 2 (2023), стр. 1–27.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78942b758d997d906c3a64a01202ff83__1721805780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/83/78942b758d997d906c3a64a01202ff83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ernst Gombrich - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)