Эрнст Гомбрих
Эрнст Гомбрих | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Вена, Австро-Венгрия | 30 марта 1909 г.
Умер | 3 ноября 2001 г. Лондон, Англия | ( 92 года
Альма-матер | Венский университет ( доктор философии , 1933 г.) |
Занятие | Историк искусства |
Заметная работа | История искусства |
Сэр Эрнст Ханс Йозеф Гомбрих OM CBE FBA ( / ˈ ɡ ɒ m b r ɪ k / ; Немецкий: [gɔmbʁɪç] ; австрийского происхождения 30 марта 1909 — 3 ноября 2001) — искусствовед , который, поселившись в Англии в 1936 году, [ 1 ] стал натурализованным гражданином Великобритании в 1947 году. [ 2 ] и провел большую часть своей трудовой жизни в Соединенном Королевстве .
Гомбрих был автором многих работ по истории культуры и истории искусства, в первую очередь «Истории искусства », книги, широко расцененной как одно из наиболее доступных введений в изобразительное искусство . [ 3 ] и Искусство и иллюзия , [ 4 ] крупная работа по психологии восприятия, оказавшая влияние на таких разных мыслителей, как Карло Гинзбург , [ 5 ] Нельсон Гудман , [ 6 ] Умберто Эко , [ 7 ] и Томас Кун . [ 8 ]
Биография
[ редактировать ]Сын Карла Гомбриха и Леони Хок, Гомбрих родился в Вене, Австро-Венгрия , в ассимилированной семье еврейского происхождения из высшего среднего класса, которая была частью сложной социальной и музыкальной среды. Его отец был юристом и бывшим одноклассником Гуго фон Хофмансталя , а мать была выдающейся пианисткой, окончившей Венскую консерваторию с Школьной медалью за отличие.
В консерватории она училась, в частности, у Антона Брукнера . Однако вместо того, чтобы продолжить карьеру концертирующей пианистки (которую в тот период было трудно совмещать с семейной жизнью), она стала ассистентом Теодора Лешетицкого . Она также знала Арнольда Шёнберга , Густава Малера , Гуго Вольфа и Иоганнеса Брамса . [ 9 ]
Рудольф Серкин был близким другом семьи. Адольф Буш и участники квартета Буша регулярно встречались и играли в семейном доме. На протяжении всей своей жизни Гомбрич сохранял глубокую любовь и знание классической музыки. Он был компетентным виолончелистом и в дальнейшем дома в Лондоне регулярно исполнял камерную музыку Гайдна, Моцарта, Шуберта, Бетховена и других вместе со своей женой и старшей сестрой Деа Форсдайк, концертирующей скрипачкой. [ нужна ссылка ]
Гомбрих получил образование в Терезиануме и Венском университете , где он изучал историю искусств у Ганса Титце , Карла Марии Свободы , Юлиуса фон Шлоссера и Йозефа Стржиговского , защитив докторскую диссертацию по маньеристской архитектуре Джулио Романо под руководством Фон Шлоссер. Специализируясь на карикатуре, он был приглашен помочь Эрнсту Крису , который тогда был хранителем декоративного искусства в Музее истории искусств , после его окончания в 1933 году. [ 10 ]
В 1936 году он женился на Ильзе Хеллер (1910–2006), ученице своей матери, опытной пианистке. Их единственный ребенок, индолог Ричард Гомбрич , родился в 1937 году. У них было двое внуков: педагог Карл Гомбрич (1965 г.р.) и Леони Гомбрич (1966 г.р.), его литературный душеприказчик. [ 11 ]
Опубликовав свою первую книгу «Маленькая история мира» на немецком языке в 1936 году, написанную для детей и подростков, и увидев, что она стала хитом только для того, чтобы быть запрещенным нацистами за пацифизм, он бежал в Великобританию в 1936 году, чтобы занять пост научный сотрудник Института Лондонского Варбурга университета .
Во время Второй мировой войны Гомбрих работал на Всемирную службу Би-би-си , следя за немецкими радиопередачами. Когда в 1945 году предстоящему объявлению предшествовало Адажио Брукнера седьмой симфонии , написанное в честь Рихарда Вагнера смерти , Гомбрих правильно догадался, что Адольф Гитлер мертв, и немедленно сообщил эту новость Черчиллю . [ 12 ]
Гомбрих вернулся в Институт Варбурга в ноябре 1945 года, где он стал старшим научным сотрудником (1946), преподавателем (1948), читателем (1954) и, в конечном итоге, профессором истории классической традиции и директором института (1959–76). . Он был избран членом Британской академии в 1960 году, назначен кавалером Ордена Британской Империи (CBE) на вручении новогодних наград 1966 года . [ 13 ] посвящен в рыцари в честь Дня Рождения 1972 года , [ 14 ] и назначен кавалером Ордена «За заслуги» в 1988 году. [ 15 ] Он продолжал свою работу в Лондонском университете почти до своей смерти в 2001 году. Он был удостоен множества дополнительных наград, в том числе премии Гете 1994 года и премии Бальзана в 1985 году за историю западного искусства. [ нужна ссылка ]
Гомбрих был близок к ряду австрийских эмигрантов , бежавших на Запад до аншлюса , среди них Карл Поппер (с которым он был особенно близок), Фридрих Хайек и Макс Перуц . Он сыграл важную роль в публикации великого опуса Поппера «Открытое общество и его враги» . Каждый из них был знаком друг с другом лишь мимолетно в Вене, поскольку отец Гомбриха проходил юридическое обучение у отца Поппера. В изгнании они стали друзьями на всю жизнь. [ нужна ссылка ]
Работа
[ редактировать ]Гомбрич заметил, что у него было две совершенно разные публики: среди ученых он был особенно известен своими работами по эпохе Возрождения и психологии восприятия, а также своими мыслями об истории культуры и традициях; широкой, неспециализированной аудитории он был известен доступностью и непосредственностью своих произведений, а также способностью представлять научную работу ясно и непринужденно.
Первой книгой Гомбриха и единственной, которую он написал не на английском языке, была Eine kurze Weltgeschichte für junge Leser («Краткая история мира для юных читателей»), опубликованная в Германии в 1936 году. Она пользовалась большой популярностью и была переведена на несколько языков. языках, но не был доступен на английском языке до 2005 года, когда перевод исправленного издания был опубликован под названием «Маленькая история мира» . Большую часть этого перевода и исправлений он сделал сам, а после его смерти его завершили его давняя помощница и секретарь Кэролайн Мастил и его внучка Леони Гомбрич. [ 16 ]
«История искусства» , впервые опубликованная в 1950 году и в настоящее время выходящая в 16-м издании, широко считается одним из наиболее доступных введений в историю изобразительного искусства . Первоначально предназначенная для читателей-подростков, она была продана миллионами экземпляров и переведена более чем на 30 языков.
Среди других крупных публикаций - «Искусство и иллюзия» (1960), которую критики считают его самой влиятельной и далеко идущей работой, а также эссе, собранные в «Размышлениях о хоббийной лошадке» (1963) и «Образ и глаз» (1981). Другими важными книгами являются «Эби Варбург: интеллектуальная биография» (1970), «Чувство порядка» (1979) и «Предпочтение примитивному» (посмертно в 2002 году). Полный список его публикаций, EH Gombrich: A Bibliography , был опубликован Джозефом Бёрни Траппом в 2000 году.
Мысль
[ редактировать ]Психология восприятия
[ редактировать ]Когда Гомбрич прибыл в Англию в 1936 году, дисциплина истории искусства была в основном сосредоточена на знатоке . Гомбрих, однако, вырос в венской культуре Bildung. [ 9 ] и занимался более широкими вопросами культурных традиций и взаимосвязей между наукой и искусством. Эту последнюю широту интереса можно увидеть как в его рабочих отношениях с австрийским психоаналитиком и историком искусства Эрнстом Крисом , касающихся искусства карикатуры. [ 17 ] и его более поздние книги «Чувство порядка» (1979) (в которых теория информации обсуждается в ее связи с узорами и орнаментами в искусстве) и классическая книга «Искусство и иллюзия» (1960). [ 18 ]
Именно в «Искусстве и иллюзиях » он представил идеи «схем», «создания и сопоставления», «исправления» и «проб и ошибок». [ 19 ] под влиянием « догадок и опровержений » в философии науки Поппера. По мнению Гомбриха, художник сравнивает то, что он нарисовал или нарисовал, с тем, что он пытается нарисовать/нарисовать, и с помощью «петли обратной связи» постепенно корректирует рисунок/картину, чтобы она больше походила на то, что он видит. Однако процесс начинается не с нуля. Каждый художник наследует «схемы», обозначающие реальность силой условности. [ 20 ] Эти схемы, а также техники и работы предыдущих мастеров являются отправной точкой, с которой художница начинает свой собственный процесс проб и ошибок .
- «Это [попперовское описание догадок и опровержений, проб и ошибок] в высшей степени применимо к истории визуальных открытий в искусстве. Наша формула схемы и исправления, по сути, иллюстрирует именно эту процедуру. У вас должна быть отправная точка, стандарт сравнения, чтобы начать тот процесс создания, сопоставления и переделки, который в конечном итоге воплощается в законченном изображении. Художник не может начать с нуля, но он может критиковать своих предшественников». [ 21 ]
Философские концепции философии науки, разработанные Поппером, хорошо сочетались с идеями Гомбриха о более надежном объяснении истории искусства. Гомбрич написал свою первую крупную работу «История искусства» в 1950 году, за десять лет до «Искусства и иллюзий» . В более ранней книге история искусства рассматривалась как повествование, идущее «от того, что «знали» древние художники, к тому, что «видели» более поздние художники». [ 22 ] И поскольку Гомбриха всегда больше интересовали индивидуальные, а не массовые движения (знаменитая первая строка « Истории искусства» гласит: «На самом деле такого понятия, как искусство, не существует. Есть только художники»). [ 23 ] ), он считал использование научных и психологических объяснений ключом к пониманию того, как «видели» эти отдельные художники и как они строили традиции, которые они унаследовали и частью которых они были. Используя диалектику создания и сопоставления, схемы и исправления, Гомбрих стремился обосновать художественное развитие на более универсальных истинах, более близких к истинам науки, чем на том, что он считал модными или пустыми терминами, такими как « дух времени » и другие «абстракции». [ 24 ]
Исследования эпохи Возрождения
[ редактировать ]Вклад Гомбриха в изучение искусства эпохи Возрождения начался с его докторской диссертации по маньеризму . При этом он утверждает, что работы Джулио Романо в Палаццо дель Те не были работой декадентского художника эпохи Возрождения, а скорее показывали, как художник ответил на требования покровителя, «жаждущего модных новинок». [ 25 ]
Четырехтомная серия « Исследования искусства эпохи Возрождения» (1966) включает тома «Норма» и «Форма» ; Символические изображения ; Наследие Апеллеса ; и «Новый свет на старых мастеров» , а также внес большой вклад в изучение символизма в творчестве этого периода.
Гомбрич был большим поклонником Леонардо да Винчи и много писал о нем как в этих томах, так и в других. [ 26 ]
Влияние
[ редактировать ]Гомбриха называли «самым известным историком искусства в Британии, а возможно, и в мире». [ 27 ] а также «один из самых влиятельных ученых и мыслителей 20-го века». [ 28 ]
В октябре 2014 года «Английское наследие» голубая мемориальная доска в честь Гомбрича была открыта скульптором Энтони Гормли в Бриардейл Гарденс, 19, Хэмпстед , вместе с сэром Питером Базалгеттом , председателем Совета по делам искусств и членом комиссии по синей мемориальной доске, Ричардом Гомбричем и историком искусства профессором Дэвидом Фридбергом . На мемориальной доске написано: «С 1952 по 2001 год здесь жил историк искусства Э. Х. Гомбрих (1909–2001). В детстве Гормли жил через пару домов от дома. [ 29 ]
Критика
[ редактировать ]Гомбрич был чувствителен к критике в том, что он не любит современное искусство и был вынужден время от времени защищать свою позицию. [ 12 ] Его также критиковали [ кем? ] за то, что он придерживался того, что сейчас считается европоцентристским – если не сказать неоколониалистским – взглядом на искусство, и за то, что он не включал женщин-художников в большую часть своих работ о западном искусстве . Его ответ на последнее заключался в том, что он писал историю искусства такой, какая она есть, и что женщины-художницы не были широко представлены на Западе до 20-го века. Он восхищался женщинами-художницами 20-го века, такими как Бриджит Райли , чьи работы были включены в переработанное издание «Истории искусства» .
Хотя несколько работ Гомбриха (особенно «Искусство и иллюзия» 1960 года) оказали огромное влияние на историю искусства и другие области, [ 4 ] его категорические нападки на историзм были обвинены ( Карло Гинзбургом ) в том, что они привели к «бесплодной» науке; [ 30 ] многие из его методологических аргументов были заменены работами искусствоведов, таких как Светлана Альперс и Майкл Баксандалл . [ 31 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- Лекция Master-Mind Британской академии (1957) [ 32 ] [ 33 ]
- Избран в Американскую академию искусств и наук (1964). [ 34 ]
- Кавалер Ордена Британской Империи (1966).
- Избран в Американское философское общество (1968). [ 35 ]
- Рыцарь-холостяк (1972)
- Австрийский Почетный крест науки и искусства I степени (1975 г.) [ 36 ]
- Pour le Mérite за науку и искусство (1977)
- Орден «За заслуги» (1988).
- Премия Бальзана за историю искусства Запада (1985).
- Премия Гете (1994)
- Премия города Вены в области гуманитарных наук (1986).
- Премия Людвига Витгенштейна Австрийского научного фонда (1988).
- Почетный доктор ( Венского университета 1999).
- Медаль Леверхалма Британской академии (2002 г.)
- В Фаворитене (10-й район) Вены в 2009 году в его честь была названа улица Гомбрихгассе.
Избранные публикации
[ редактировать ]- Предпочтение примитиву. Эпизоды истории западного вкуса и искусства. Лондон: Файдон, 2002 г.
- Использование изображений. Исследования социальной функции искусства и визуальной коммуникации. Лондон: Файдон, 1999 г.
- Темы нашего времени. Проблемы двадцатого века в обучении и искусстве. Лондон: Файдон, 1991.
- Размышления об истории искусства. Просмотры и обзоры. Оксфорд: Файдон, 1987 г.
- Дань уважения. Интерпретаторы нашей культурной традиции. Оксфорд: Файдон, 1984 г.
- Идеалы и кумиры. Очерки ценностей в истории и искусстве. Оксфорд: Файдон, 1979 г.
- Чувство порядка. Исследование психологии декоративного искусства. Оксфорд: Файдон, 1979 г.
- Эби Варбург, интеллектуальная биография. Лондон: Институт Варбурга, 1970 г.
- Изображение и глаз: дальнейшие исследования психологии изобразительного изображения. Оксфорд: Файдон 1982, ISBN 0-7148-2245-0
- Исследования искусства эпохи Возрождения. Лондон: Phaidon 1967–1986 (также опубликовано как: Гомбрич о Возрождении. )
- 1: Норма и форма. 1967 год
- 2: Символические изображения. 1972 год
- 3: Наследие Апеллеса. 1976 год
- 4: Новый взгляд на старых мастеров. 1986 год
- Размышления о лошадке и другие очерки по теории искусства. Лондон: Файдон, 1963 г.
- Искусство и иллюзия. Исследование психологии изобразительного представления Лондон: Phaidon 1960
- История искусства . Лондон: Файдон 1950.
- Всемирная история от доисторических времен до наших дней. Wenen: sn 1935 (также опубликовано как: Краткая всемирная история для юных читателей. От доисторических времен до наших дней. ) Английский перевод: A Little History of the World .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лайонс, М. (2013). Книги: живая история. Лондон: Темза и Гудзон .
- ^ Люкконен, Петри. «Эрнст Гомбрих» . Книги и писатели (kirjasto.sci.fi) . Финляндия: Куусанкоски Публичная библиотека . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года.
- ^ Уильям Скидельски (17 мая 2009 г.). «Уголок классики: История искусства Э. Х. Гомбриха» . Наблюдатель . Лондон . Проверено 3 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Шон, Ричард и Стонард, Джон-Пол, ред.. Книги, которые сформировали историю искусства: от Гомбриха и Гринберга до Альперса и Краусса , глава 9. Лондон: Темза и Гудзон, 2013.
- ^ Гинзбург, Карло. «От Абы Варбурга до Э. Х. Гомбриха». В «Подсказках, мифах и историческом методе», 46. Балтимор: JHU Press, 1989.
- ^ Н. Гудман: Языки искусства , Индианаполис и Кембридж, 1976.
- ^ У. Эко: Теория семиотики , Блумингтон, 1976, стр. 204–205.
- ^ ТС Кун 1962/2012. Структура научных революций, 4-е издание. Чикаго: Издательство Чикагского университета, стр. 160, Ftnt. 1
- ^ Jump up to: а б Эрибон, Д. Интерес на всю жизнь Лондон: Темза и Гудзон; ISBN 0-500-01574-0
- ^ Вена (30 марта 1909 г.). «Гомбрих, сэр Эрнст (Ганс Йозеф)» .
- ^ «Архив Института Варбурга» . Институт Варбурга . 13 мая 2016 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Киммельман, Майкл (7 ноября 2001 г.). «Э. Х. Гомбрич, писатель и теоретик, изменивший историю искусства, умер в 92 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Список Соединенного Королевства: «№43854» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1965 г. с. 10.
- ^ Список Соединенного Королевства: «№45678» . Лондонская газета (Приложение). 23 мая 1972 г. с. 6256.
- ^ «№51246» . Лондонская газета . 19 февраля 1988 г. с. 1999.
- ^ Леони Гомбрич в предисловии к «Маленькой истории мира», Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета , ISBN 978-0-300-14332-4
- ^ Э. Х. Гомбрич (совместно с Эрнстом Крисом), «Принципы карикатуры», Британский журнал медицинской психологии , Vol. 17, 1938, стр. 319–342.
- ^ Э. Х. Гомбрич. Искусство и иллюзии, Принстон: Издательство Принстонского университета, ISBN 978-0-691-07000-1
- ^ Рихтер, П. «О модели схемы и коррекции профессора Гомбриха», Британский журнал эстетики (1976) 16 (4): 338–346
- ↑ Вуд, Кристофер С., «Искусство и иллюзия Э. Х. Гомбрича : исследование психологии графического представления , 1960». Архивировано 5 сентября 2012 г. в Wayback Machine , The Burlington Magazine , декабрь 2009 г.
- ^ Цитируется в Ричмонд, Шелдон Сол (1994). Шелдон Сол Ричмонд Эстетические критерии: Гомбрич и философия Поппера и Поланьи . Родопи. ISBN 978-90-5183-618-9 . Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ Некролог, Daily Telegraph «Сэр Эрнст Гомбрич ОМ» . «Дейли телеграф» . Лондон. 6 ноября 2001 г. Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ Гомбрич, Э. Х. История искусства Лондона: Phaidon Press Ltd, ISBN 0-7148-3247-2
- ^ Сэр Эрнст Гомбрич OM, некролог, Daily Telegraph « Сэр Эрнст Гомбрич ОМ » . «Дейли телеграф» . Лондон. 6 ноября 2001 г. Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ Словарь искусствоведов. «Эрнст Гомбрих» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ Эрнст Гомбрих « Тайна Леонардо » . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 8 мая 2012 г.
- ^ Сэр Эрнст Гомбрич OM, некролог, Daily Telegraph «Сэр Эрнст Гомбрич ОМ» . «Дейли телеграф» . Лондон. 6 ноября 2001 г. Проверено 8 мая 2012 г.
- ^ Основное Гомбрич Гомбрич, Э.Х.; Гомбрих, Эрнст Ганс Гомбрих; Гомбрих, Эрнст Ганс (5 сентября 1996 г.). Неотъемлемый Гомбрих . Файдон Пресс. ISBN 0-7148-3009-7 .
- ^ «Энтони Гормли представляет синюю мемориальную доску историка искусства Э. Х. Гомбриха» .
- ^ Гинзбург, Карло . «От Абы Варбурга до Э. Х. Гомбриха». В «Подсказках, мифах и историческом методе» , 43. Балтимор: JHU Press, 1989.
- ^ Шон, Ричард и Стонард, Джон-Пол, ред.. Книги, которые сформировали историю искусства: от Гомбриха и Гринберга до Альперса и Краусса , глава 13. Лондон: Темза и Гудзон, 2013.
- ^ Гомбрих, Э.Х. (1958). «Лессинг». Труды Британской академии . 43 : 133–156.
- ^ Шнайдер, Генрих (апрель 1961 г.). «Рецензируемая работа: Лессинг . Лекция Э. Х. Гомбриха о выдающемся уме». Журнал английской и германской филологии . 60 (2): 378–381. JSTOR 27713841 .
- ^ «Эрнст Ганс Йозеф Гомбрих» . Американская академия искусств и наук . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 427 . Проверено 20 октября 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ричмонд, Шелдон. Эстетические критерии: Гомбрих и философия науки Поппера и Поланьи Амстердам и Атланта, Джорджия: Родос, 1994. 152 стр. ISBN 90-5183-618-X .
- Вудфилд, Ричард. Гомбрич об искусстве и психологии. Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета, 1996. 271 стр. ISBN 0-7190-4769-2 .
- Трапп, Дж. Б. Э. Гомбрих: Библиография. Лондон, Файдон 2000. ISBN 978-0-7148-3981-3
- Гомбрич, EHJ и Эрибон, Д. Беседы об искусстве и науке. Нью-Йорк: Абрамс, 1993 (также опубликовано как: Интерес на всю жизнь ).
- Онианс Дж. (ред.). Взгляд и проницательность. Очерки в честь Э. Х. Гомбриха. Лондон: Файдон, 1994 г.
- МакГрат, Элизабет. «Э. Х. Гомбрич», The Burlington Magazine , 144 (2002), 111–112.
- Карло Гинзбург , «От Эби Варбурга до Э. Х. Гомбриха: проблема метода», Подсказки, мифы и исторический метод , Джон и Энн К. Тедески, транс, Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1986, 17–59
- Гинзбург, Карло, Сафран, Иегуда, Шерер Даниэль. «Интервью с Карло Гинзбургом Иегуды Сафрана и Дэниела Шерера». Potlatch 5 (2022), специальный выпуск о Карло Гинзбурге. Обширное обсуждение Гомбриха.
- Сибилла Мозер-Эрнст (ред.), ИСКУССТВО и РАЗУМ – Эрнст Х. ГОМБРИЧ. Путешествие со своей лошадкой . V&R unipress, Геттинген, 2018.
- Тонони, Фабио, «Эрнст Гомбрих и концепция «нечетко определенной области»: восприятие и заполнение», Журнал историографии искусства , 29: 2 (2023), стр. 1–27.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Архив Гомбриха
- Словарь искусствоведов: Гомбрих, Э(рнст) Х(анс Йозеф), сэр. Архивировано 6 ноября 2018 года в Wayback Machine.
- Интервью BBC Radio 4 о «Маленькой истории мира»
- «Архив 4: История Э. Гомбрича», радиодокументальный фильм BBC, снятый внучкой и литературным исполнителем Леони Гомбрич (2018).
- Эрнст Гомбрих на IMDb
- 1909 рождений
- 2001 смертей
- Немецкие историки искусства
- Британские историки искусства
- Члены Британской академии
- Еврейские эмигранты из Австрии после аншлюса в Соединенное Королевство
- Австрийцы еврейского происхождения
- Британские люди австрийско-еврейского происхождения
- Писатели из Вены
- Директора Института Варбурга
- Академики Института Варбурга
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Кавалеры ордена «За заслуги»
- Лауреаты Австрийского Почетного креста науки и искусства I степени.
- Рыцари Бакалавр
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Люди, связанные с Университетским колледжем Лондона
- Критические рационалисты
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Члены Шведской королевской академии наук
- Члены Американского философского общества
- Мировые историки
- Философы искусства