Отложения водно-болотных угодий в Скандинавии

Во многих районах Скандинавии откладывались самые разнообразные предметы, в озерах и болотах начиная с периода мезолита и заканчивая средневековьем . К таким предметам относятся глиняная посуда , декоративные металлические изделия, оружие и человеческие трупы, известные как болотные тела . Как отметил Каул, "нельзя уйти от того, что отложения на болотах были связаны с ритуально-религиозной сферой". [ 1 ]
Самые ранние примеры отложений водно-болотных угодий Скандинавии относятся к мезолиту, включая кости лося и глиняные сосуды. В эпоху неолита глиняные сосуды и кремневые топоры были оставлены на водно-болотных угодьях, а также было построено несколько деревянных платформ, обеспечивающих более широкий доступ к самим водно-болотным угодьям. В бронзовом веке в болота помещали самые разные предметы, хотя уровень отложений колебался на протяжении всего периода. Здесь также было обнаружено несколько ценных металлических предметов, в том числе солнечная колесница Трундхольма , а также ряд люров и щитов. Доримский железный век стал свидетелем продолжающегося отложения этих предметов высокого статуса, в том числе украшенных металлических котлов, в первую очередь котла Гундеструпа . Здесь также наблюдались отложения все более сложных комплексов, в которых часто сочетались кости животных и человека с камнями, палками и деревянным оборудованием.
Многие предметы, захороненные в болотах, имели большую ценность. [ 1 ] Возможно, что некоторые артефакты также оказались в болотах и озерах без преднамеренного вмешательства человека, например, если они были потеряны случайно или произведены в поселениях, существовавших рядом с такими водно-болотными угодьями. [ 1 ]
Терминология
[ редактировать ]Учитывая, что эти предметы обычно интерпретируются как имеющие религиозное или культовое назначение, для их обозначения использовались такие термины, как «подношения», «жертвы» и «вотивные залоги», однако «показания» иногда предпочитают как более нейтральные. [ 1 ] Каул отметил, что «во многих случаях бывает трудно сказать, имело ли это показание практическую функцию или было связано с религией и ритуалом». [ 2 ]
В прошлом болота и водно-болотные угодья были широко распространены на большей части южной Скандинавии, хотя многие из них были разрушены со времен Средневековья из-за осушения и сельскохозяйственного использования. [ 1 ] Археологические данные ясно показывают, что в доисторическом контексте они не всегда были отдаленными или недоступными местами, а в различных случаях располагались недалеко от человеческих поселений. [ 1 ] Каул предположил, что «болота можно рассматривать как невозделываемые территории, которые были ближе к силам природы, где люди чувствовали себя ближе к божественным существам». [ 3 ] В некоторых случаях оказывается, что предметы на самом деле не были сброшены в воду или болото, а были помещены на сушу, прилегающую к воде. [ 4 ]
Большинство артефактов из болот и других водно-болотных угодий Скандинавии не были обнаружены в ходе археологических исследований, а были обнаружены случайно, особенно людьми, занимающимися добычей торфа . [ 5 ]
Мезолит
[ редактировать ]Ряд предметов был обнаружен в водно-болотных угодьях, которые были отложены во время мезолита или периода «среднего каменного века» скандинавской доисторической эпохи. [ 6 ] Ряд отложений костей лося, датируемых примерно 9500 годом до нашей эры, был найден в болоте Лундби в Южной Зеландии , в то время как несколько других, датированных примерно 8500 годом до нашей эры и связанных с маглемозийской культурой, были найдены в Скоттемарке на Лолланде и в Фаврбо на западе. Силенд . [ 6 ] Были проведены параллели с некоторыми охотничьими ритуалами, этнографически зафиксированными у саамов в северной Скандинавии. [ 6 ]
В болотах также был найден ряд артефактов, связанных с культурой позднего Эртебёлле , в том числе глиняные сосуды, кремневые топоры и импортированные кельты для обуви. [ 6 ] На болоте Мосегаард в Омосене , Центральная Силенд, на заболоченных территориях была найдена коллекция из 21 проколотого зуба животных, и Каул предположил, что их, вероятно, можно считать «ритуальным отложением мезолита». [ 7 ]
неолит
[ редактировать ]В ряде случаев было показано, что неолитические поселения располагались очень близко к краю болота или озера, в некоторых случаях там были отложены предметы того же периода. [ 8 ] Эти поселения, вероятно, были заселены сезонно, откуда люди охотились и ловили рыбу, а также привозили с собой домашних животных. [ 9 ] Например, в Сторлинге IV, месте в Центральном Приморье Амосе, которое датируется примерно 3400 годом до нашей эры, археологические данные указывают на то, что в середине мая туда прибыло сообщество, где они охотились, ловили рыбу и собирали моллюсков в соседнем озере. прежде чем зарезать несколько коз, которых они привезли с собой, и уехать в середине августа. [ 9 ]
Характерной чертой ранненеолитических отложений является размещение глиняных сосудов вблизи берегов озера, что может иметь параллели в последней части предшествующей мезолитической культуры Эртебёлле. [ 9 ] Эта традиция сохранялась около тысячи лет, с 4000 г. до н.э. до незадолго до 3000 г. до н.э., когда эта практика практически вымерла. [ 9 ] Археологический анализ сгоревших остатков пищи внутри некоторых глиняных стаканов-воронок этого периода показывает, что в них содержался уха, хотя были также обнаружены следы желудей. Неясно, действительно ли эти глиняные предметы были оставлены в воде с пищей, или они были съедены или удалены каким-либо иным образом заранее. [ 9 ]
Во многих случаях рядом с глиняной посудой откладывались кости животных. Зооархеологический анализ костей показал, что в комплексах хорошо представлены овцы и козы, часто встречается и домашний бык, хотя также встречаются свиньи и дикие животные, такие как благородный олень и косуля. [ 9 ] Кости часто раскалывали, чтобы можно было извлечь костный мозг , что позволяет предположить, что животных съели до того, как кости отложились. [ 9 ] Эти собрания часто интерпретируются как результат совместного ритуального приема пищи, при этом овцы или козы имеют особое символическое значение на этих мероприятиях, учитывая, что их останки гораздо реже встречаются в развалинах поселений. [ 9 ]
Кремневые топоры также помещались в болота во время неолита, причем образцы были идентифицированы как принадлежащие раннему, среднему и позднему периодам этой эпохи. [ 10 ] В одних случаях они связаны с месторождениями глиняной посуды, а в других встречаются одиночно; это особенно очевидно в районе Скании , где залежей глиняной посуды мало. [ 10 ] В различных случаях в одном месте располагалось несколько осей; один такой экземпляр был найден при контролируемых раскопках в Гамла-Варслетт в приходе Биллинге, Скания. Здесь четыре кремневых топора раннего неолита были найдены рядом друг с другом, в том, что, по-видимому, на момент отложения было торфом, причем один был найден стоящим вертикально, а другой горизонтально. Считалось, что они были отложены не вместе в одном случае, а независимо. [ 10 ] В некоторых случаях ясно, что простые медные топоры, которые были импортированы в Скандинавию из южной Европы, откладывались в водно-болотных угодьях, начиная с раннего неолита. [ 11 ]
В различных случаях янтарные бусы откладывались на заболоченных территориях; такие месторождения особенно расположены в Северной и Северо-Западной Ютландии. [ 11 ] В одном случае в Моллерупе в Саллинге в глиняном сосуде раннего неолита было найдено 13 000 маленьких янтарных бус. [ 11 ]
Во время раннего неолита многие человеческие останки, связанные с культурой воронкообразных кубков, были отложены на водно-болотных угодьях Скандинавии. Были найдены как целые скелеты, так и отдельные черепа; неясно, были ли эти последние останки первоначально захоронены без остальной части тела, или остальная часть тела просто не была обнаружена. [ 12 ] У одного неолитического скелета из Сигерсдаля в болоте Вексё, к западу от Копенгагена , было обнаружено, что вокруг шеи неоднократно наматывался тонкий шнур из растительных волокон, что позволяет предположить, что человек был задушен перед захоронением. [ 13 ] Подобные шнуры на шее были обнаружены на двух других болотных скелетах эпохи неолита: один из болота Стенструп на северо-западе Силенда, а другой — из болота Болкилде в Алсе, Южная Ютландия. [ 14 ] Человеческие останки, по-видимому, сильно сократились в эпоху позднего неолита. [ 12 ]
Ряд деревянных платформ был обнаружен в неолитической Скандинавии и отнесен к культуре воронкообразных стаканов . Это позволило бы получить доступ к определенной части озера или болота, где затем можно было бы создавать отложения. [ 9 ] Пример шириной 10 метров и длиной 22 метра, построенный из ветвей и прутьев, был обнаружен в Салтпетермосене в Хиллерёде , Северная Силенд. На этом конкретном месте отложения были сделаны на протяжении всего периода раннего неолита и в начале среднего неолита и включали два воронкообразных стакана, кости быка и ягненка, а также топор из зеленого камня и сланцевый топор. [ 9 ] Другой пример деревянной платформы, предположительно около 50 м в длину и около 10 м в ширину, был найден на болоте Веггерслев в Дьюрсланде , Восточная Ютландия, где она также служила платформой для практик осадконакопления и которая снова простиралась от раннего неолита до средний неолит. [ 9 ]
Практика отложения изменилась в эпоху неолита. Около 3000 г. до н. э. традиция помещать глиняные сосуды, боевые топоры культуры воронкообразных кубков и янтарь в водные места быстро пришла в упадок, одновременно с этим уменьшилось и размещение этих предметов перед фасадами мегалитических гробниц. И наоборот, отложение кремневых топоров продолжалось без изменений как в водоёмах, так и перед гробницами. [ 11 ] В эпоху позднего неолита в Скандинавию пришли технологии обработки металла, сопровождавшиеся как развитием технологий изготовления бронзы, так и прибытием предметов, импортированных из других мест. [ 11 ] Эти металлические изделия позднего неолита чрезвычайно редки в могилах этого периода, хотя их находили захороненными в виде единичных находок или кладов как на заболоченных, так и на засушливых участках. [ 11 ] Один из наиболее ярких примеров был из Галлемоса недалеко от Рандерса в Восточной Ютландии; здесь девять топоров с фланцами (разного происхождения: один из Центральной Европы, другой с Британских островов и еще один из Скандинавии) были отложены рядом с тремя большими крючками и девятью большими кольцами, все из которых, по-видимому, были изготовлены где-то к югу от Балтика. [ 15 ] Поздний неолит также стал свидетелем прибытия золотых артефактов в Скандинавию, хотя немногие из них, по-видимому, были оставлены в водоемах. [ 15 ]
Бронзовый век
[ редактировать ]
В Скандинавии бронзовый век начался примерно в 1700 году до нашей эры. считается, что [ 15 ] Этот период назван в честь быстрого роста числа бронзовых артефактов, обнаруженных в этот период, многие из которых были отложены на водно-болотных угодьях. [ 15 ] Другие, однако, были захоронены на суше, и оказалось, что с этими предметами часто обращались одинаково, независимо от места захоронения. [ 4 ] Отложения эпохи бронзы на этом участке часто характеризуются общим отсутствием деревянных платформ, глиняных сосудов, костей и деревянных фигурок, присутствующих в другие периоды. Лишь в нескольких примерах присутствуют глиняные сосуды, кости и статуэтки этого периода, обычно в сильно изолированных отложениях. [ 16 ]
В этот период на водно-болотные угодья было помещено множество предметов повседневного обихода, в некоторых случаях в виде единичных находок, а в других - в виде комплексов, содержащих множество артефактов различной формы. [ 17 ] К таким предметам относятся рабочие инструменты, такие как серпы и топоры, оружие (а именно мечи и наконечники копий), а также декоративные предметы, такие как кельты позднего бронзового века, шейные кольца и украшения пояса. [ 17 ]
Другие предметы, хранившиеся на водно-болотных угодьях в бронзовом веке, были гораздо более редкими и богатыми товарами, и среди археологов их легче ассоциировать с религиозной практикой; такие предметы включают солнечную колесницу Трундхольма , рогатые шлемы Вексё и рога лура . [ 15 ] В Мариесминде на Фюне внутри бронзовой амфоры, привезенной в Скандинавию из Центральной Европы, были найдены 11 золотых чаш с ручками в виде лошадиных голов. [ 18 ] В Мидскове в Фюне в небольшом водоеме диаметром менее 20 метров были найдены семь золотых чаш. [ 18 ] Многие из этих предметов представляли собой высокую материальную ценность и высокую степень мастерства. [ 15 ] Их могли добыть с юга Европы, и размещение их на заболоченных территориях вывело бы их из обращения. [ 15 ] Каул предположил, что такие предметы роскоши могли использоваться в течение определенного количества лет для определенных церемониальных случаев, прежде чем они были изъяты из обращения и оставлены на водно-болотных угодьях. [ 15 ] Для объяснения этого роста были выдвинуты различные объяснения; возможно, это отражает растущую важность женского божества в религиозных верованиях региона или может указывать на рост социального статуса женщин в этот период. И наоборот, эти женские предметы могли обозначать мужской статус в Скандинавии бронзового века. [ 19 ]

На водно-болотных угодьях Скандинавии также было найдено несколько щитов, датируемых эпохой поздней бронзы. Эти предметы, вероятно, были импортированы и были найдены в таких местах, как Фальстер, Химмерланд в Ютландии и Халланд . [ 18 ] Было высказано предположение, что они служили культовым, а не практическим военным целям. [ 18 ] В некоторых случаях они были обнаружены как клады; 16 щитов были найдены близко друг к другу в двух кучах на болоте Фрёслунда недалеко от озера Венерн в Вестергётланде в Швеции. [ 18 ]
Отложение человеческих останков на водно-болотных угодьях, по-видимому, отсутствовало в раннем бронзовом веке, сразу после того, как оно пришло в упадок в позднем неолите. [ 20 ] Однако они начинают вновь появляться в позднем бронзовом веке, начиная с которого эти отложения продолжаются и в раннем железном веке. [ 20 ]
На протяжении всего бронзового века происходили явные хронологические изменения. На протяжении периода, который археологи назвали периодом I и периодом II (около 1600–1300 гг. до н. э.), количество отложений быстро росло, в то время как содержание отложений также увеличивалось за счет включения самых разных предметов. [ 17 ] Количество бронзовых изделий снизилось в период III (1300–1100 гг. до н. э.), а затем снова возросло в период IV (1100–900 гг. до н. э.) и достигло пика в период V (900–700 гг. до н. э.), а затем началось дальнейшее снижение в период VI (700 г. до н. э.). –500 г. до н. э.). [ 17 ] На протяжении этого периода очевидны и другие различия; бронзовые предметы, связанные с женщинами, не присутствуют в период I, хотя начали появляться в период II, а к периоду VI они были доминирующей формой артефактов в отложениях водно-болотных угодий. [ 17 ]
Железный век
[ редактировать ]Доримский железный век
[ редактировать ]Очевидно, что в железном веке скандинавские общины начали эксплуатировать болота способами, которые они не делали раньше. Болотную руду добывали для использования в производстве железа, хотя есть свидетельства того, что добыча торфа для использования в качестве топлива началась еще в доримский железный век. [ 21 ] Это новое использование ресурса могло привести к «изменениям в сакральном использовании болот и водно-болотных угодий». [ 21 ] В различных случаях очевидно, что люди неоднократно возвращались на одно и то же место, чтобы добавить новые показания; таким образом, Каул заявил, что, хотя в Скандинавии бронзового века болота обычно были местом только для отложений, в железном веке «болото стало местом, где явно проводились ритуалы, сакральным местом, более тесно связанным с человеческим миром». [ 21 ]
Отложения водно-болотных угодий доримского железного века имели много общих черт с отложениями предшествующего VI периода бронзового века. Отложения бронзовых шейных колец продолжались, однако отложение скрученного кольца Венделя прекратилось на раннем этапе доримского железного века. [ 22 ] В то же время был отложен ряд новых форм шейных колец, возникших в доримский железный век, как коронные шейные кольца, так и шаровые шейные кольца. [ 22 ] Доримский железный век также стал свидетелем возрождения в болотах отложений глиняных сосудов, возможно, содержащих пищу; традиция, которая присутствовала в раннем неолите, но практически отсутствовала в бронзовом веке. [ 22 ] Почти во всех случаях это единичные экземпляры, не группирующиеся с другими глиняными горшками. [ 22 ]
С раннего железного века также наблюдалось появление сложных отложений, некоторые из которых сопровождались глиняной посудой, а другие - нет. [ 22 ] К ним относятся отложения костей животных, а в некоторых случаях и человеческих костей, кучи камней и деревянных предметов, таких как колеса и другие части повозок или деревянные шесты, некоторые из которых имели антропоморфную или фаллическую форму. [ 22 ] Примечательное место этого периода было обнаружено в Форлев-Нюмёлле, недалеко от Скандерборга , Восточная Ютландия. Здесь были свидетельства продолжающейся традиции захоронения, которая продолжалась между 200 и 50 годами до нашей эры, что привело к созданию нескольких отдельных куч предметов. Некоторые из них состояли из множества различных предметов, таких как деревянные предметы, глиняные сосуды, кости животных, небольшие камни и ветки деревьев. [ 23 ] В одном из курганов находилась антропоморфная фигура длиной 2,74 м, созданная из раздвоенного куска дуба. Его нашли рядом со связкой льна, кучей камней размером с руку, несколькими обработанными кусками дерева, черепками глиняных сосудов и несколькими козьими костями; эти предметы, вероятно, были оставлены на заболоченной территории вместе со статуей. [ 24 ]

Еще одно известное место было обнаружено на болоте Хеделискэр в Скёдструпе на севере Орхуса, Восточная Ютландия. Здесь деревянную фигуру окружали глиняные сосуды, кости животных и людей, а над ней располагали несколько разбитых горшков и два железных ножа. Вокруг этого слоя находились полные скелеты тринадцати собак, привязанные к двум большим камням, а рядом находилась небольшая коллекция человеческих черепов и костей рук, а также деревянная фаллическая статуэтка. [ 24 ] В этот период находки собак в качестве отложений были обнаружены на самых разных участках. В различных случаях их клали рядом с глиняными сосудами; На болоте Тибирке в Северной Зеландии в доримском отложении железного века находились останки трех собак, перемежающиеся глиняными черепками в куче, рядом с некоторыми целыми глиняными сосудами, деревянными палками и камнями. [ 24 ]
Как и в предшествующий бронзовый век, доримский железный век также стал свидетелем отложения редких ценных предметов на водно-болотных угодьях. Действительно, во второй половине доримского железного века было зафиксировано наибольшее количество столь престижных предметов, хранившихся в этих контекстах, в любой момент скандинавской предыстории. [ 26 ] Наиболее яркими примерами являются котел Гундеструп и котел Мосбек, оба из которых были найдены в Химмерланде , Ютландия, а также бронзовые котлы из Ринкебю на Фюне и Софиенборге в Северной Зеландии. [ 26 ] Эти ценные предметы, все из которых были импортными товарами, созданными в других местах Европы, редко встречаются в сочетании с другими предметами, такими как глиняная посуда, кости или груды камней, что привело к предположению, что они не были помещены в воду с помощью тщательно продуманных предметов. ритуал или церемония. [ 26 ] Хотя многие из этих ценных предметов явно были иностранного производства, небольшое количество других, по-видимому, было создано в самой Скандинавии, например, золотой гривна из болота Лавиндсгорд на Фюне и шейное кольцо из болота Лёгтвед в Западной Зеландии. [ 26 ] Также очевидно, что доримский железный век был свидетелем самых ранних захоронений оружия на водно-болотных угодьях Скандинавии; они были найдены в Хьортспринге , хотя оружие из Крогсбёлле также может быть датировано этой датой. Ни на одном из них нет следов горения перед осаждением. Такие захоронения оружия стали гораздо более распространенными в последующий период римского железного века и периода миграции. [ 27 ]
Доримский железный век содержал самое большое количество человеческих останков, скопившихся на водно-болотных угодьях за любой период доисторической Скандинавии. [ 12 ] Было обнаружено, что различные болотные тела этого периода были убиты либо путем удушения, либо путем перерезания горла. [ 14 ] Интерпретации обычно утверждают, что эти люди были жертвами человеческих жертвоприношений , смертной казни или обряда, сочетающего в себе и то, и другое. [ 14 ]
Римский железный век
[ редактировать ]Отложение собак на водно-болотных угодьях продолжалось и в раннем римском железном веке, где они снова часто ассоциировались с глиняными сосудами. [ 24 ] Одно месторождение позднеримского железного века, найденное в болоте Хундструп в Южной Зеландии, содержало пять высококачественных глиняных сосудов; четыре чашки поменьше были найдены рядом друг с другом, а их закрывала большая перевернутая чаша. [ 2 ]
Во втором и третьем веках нашей эры есть свидетельства существования ряда стабильных контактов между Северной Европой и Римской империей . [ 28 ] Социальная элита во многих северных регионах переняла символы и в некоторых случаях поведение римлян. [ 28 ]
Ларс Йоргенсен отметил, что археологический материал из болот, датируемый римским железным веком, был «настолько обширным, что можно написать вполне адекватное и захватывающее повествование об этом периоде». [ 29 ] Пик количества складов оружия приходится на третий век нашей эры, и Йоргенсен предполагает, что это представляет собой пик конфликта в регионе. [ 30 ] Подобные находки оружия не встречаются совместно с человеческими останками. [ 31 ]
Несмотря на критику, доминирующая научная интерпретация этих отложений состоит в том, что они представляют собой военную добычу, захваченную у вражеских солдат. [ 32 ] При этом склады оружия были названы «трофеями победы». [ 33 ] Одно из предположений состоит в том, что эти депозиты представляют собой выполнение контракта со сверхъестественными существами; в таком сценарии победившая сторона взяла на себя договорное обязательство, основанное на обмене подарками, согласно которому они согласились отдать свою военную добычу в качестве платы за победу. [ 32 ] Сообщения об артефактах, приносимых в жертву богам, встречаются в различных текстовых источниках, написанных римскими писателями этого периода; один из них появляется в «Анналах Тацита » , в котором утверждается, что после битвы, в которой племя гермундури победило хаттов в битве 58 г. , действительно, все на стороне побежденных к уничтожению». [ 34 ] В более раннем источнике, Historiae Adversum Paganos Орозия битвы при , говорится, что после Араузио в 105 г. до н.э. победившее племя кимвров «уничтожило все, что попало в их руки, в ходе неслыханного и доселе неизвестного злонамеренного ритуала; одежда была разорвана на части». и выброшены, золото и серебро брошены в реку, мужские доспехи разрублены, нагрудники коней тонут в воде, людей вешают на деревьях с веревкой на шее». [ 35 ]

Хотя этот сценарий дает возможность лучше понять конфликты в Скандинавии железного века, [ 36 ] это также оставляет открытым вопрос о том, были ли эти месторождения сделаны войсками, ведущими оборонительную или наступательную войну. [ 31 ] Йоргенсен утверждает, что эти депозиты могли быть жертвами, принесенными после успешного наступления, когда армия победителей забрала их из чужого региона и привезла обратно в свою страну для захоронения. [ 37 ] Илкьер считал, что эта модель «невероятна по чисто психологическим причинам. Зачем рисковать жизнью и здоровьем ради завоевания, которым в любом случае потом придется приносить жертву?» [ 38 ] По этой причине они считали оборонительные вооруженные силы более вероятным кандидатом на роль победителей-депонентов. [ 38 ] Третье предположение было высказано Хансеном, когда он утверждал, что они, возможно, были высажены скандинавскими воинами, которые сражались либо за, либо против римских армий на Липах , и что по возвращении они пытались захватить землю; они предположили, что об этом потенциально свидетельствует большое количество римских артефактов в отложениях и хронологическая корреляция между двумя событиями. [ 31 ]
Было высказано предположение, что склады оружия этого периода представляли собой имитацию римских жертвоприношений богам, которые могли быть завезены в Скандинавию через многих северных европейцев, служивших наемниками в римской армии. [ 30 ] Однако в Скандинавии местами захоронения, согласно древней традиции, были болота и озера, а не храмы, предпочитаемые римским обществом. [ 30 ]
Однако были высказаны и другие предположения относительно характера этих захоронений оружия. В 1857 году датский археолог Йенс Якоб Асмуссен Ворсаа предположил, что они представляют собой обломки близлежащих сражений, которые просто попали в заболоченные земли. [ 39 ] Это было оспорено коллегой-археологом Конрадом Энгельхардтом , который продемонстрировал, что оружие было намеренно отсортировано и распределено по категориям перед тем, как его сдали на хранение. [ 39 ]
Период миграции
[ редактировать ]в Скандинавии Период миграции длился примерно два столетия, с конца четвертого по конец шестого века нашей эры. [ 40 ] Отложения V-VI веков отличаются большим разнообразием, при этом в шестом веке количество месторождений резко сократилось. [ 40 ]
Многие аксессуары для одежды были найдены на водно-болотных угодьях периода миграции. [ 41 ] В период миграции наблюдался значительный рост отложения фибул , при этом многие крестообразные фибулы были обнаружены в виде единичных находок в скандинавских болотах. [ 2 ] Золотые брактеаты этого периода, большая часть которых была создана в Скандинавии, также откладывались как на водно-болотных угодьях, так и на засушливых участках; Кауль отметил, что вместе с этими предметами «впервые со времен бронзового века в болотах были заложены предметы с настоящей сложной скандинавской иконографией». [ 2 ] В Гуммерсмарке недалеко от Бьеверскова в Южной Зеландии восемь брактеатов были отложены вместе с янтарной бусиной, несколькими стеклянными бусинами и украшенными позолоченными серебряными фибулами. [ 42 ]
В эпоху миграции было несколько примеров размещения глиняных горшков на водно-болотных угодьях, хотя их количество было далеко от того, что наблюдалось в доримский и раннеримский железный век. Похоже, что в конечном итоге эти отложения глиняной посуды в этот период прекратились. [ 43 ] Один экземпляр из Фьялтринга в Западной Ютландии содержал несколько небольших глиняных сосудов на ряде плоских камней. [ 42 ] Кости животных, особенно лошадей, а также овец и крупного рогатого скота, также попадали в водно-болотные угодья в этот период. [ 41 ] Кроме того, в некоторых отложениях также были обнаружены образцы уздечки, которую носили лошади. [ 41 ] Есть также, по-видимому, уникальные предметы, которые были найдены в отложениях водно-болотных угодий этого периода, например, два золотых рога из Галлехуса в Ютландии. [ 41 ]
Существует уникальный образец красивой деревянной статуэтки мужчины, одетого в костюм в стиле периода миграции, который был найден в Руде Эскильдструпе в Южной Зеландии. Ростом около 42 см, были споры о том, было ли это изображение бога или человека. [ 42 ] В болотах также было найдено несколько бронзовых статуэток; некоторые из них импортированы из Рима, хотя другие являются более грубыми скандинавскими творениями. [ 44 ]
Каул предположил, что сокращение количества сложных отложений, связанных с жертвенными практиками, которые присутствовали ранее в железном веке, указывает на то, что в период миграции в Скандинавию места для жертвоприношений переместились из водно-болотных угодий в районы, контролируемые магнатом, возможно, в здании . [ 45 ]
Эпоха викингов
[ редактировать ]В водно-болотных угодьях Скандинавии в седьмом веке нашей эры были захоронены отдельные военные принадлежности. [ 41 ]
Антикварный и археологический интерес
[ редактировать ]Флемминг Каул отметил, что «многие из лучших и наиболее важных аспектов нашей древней истории» произошли из болот, и что без этих болотных находок скандинавские музеи «лишатся» своих «самых великолепных экспонатов». [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Каул 2003 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каул 2003 , с. 37.
- ^ Каул 2003 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Каул 2003 , с. 29.
- ^ Каул 2003 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каул 2003 , с. 22.
- ^ Каул 2003 , стр. 22–23.
- ^ Каул 2003 , стр. 19, 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Каул 2003 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с Каул 2003 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Каул 2003 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с Каул 2003 , с. 40.
- ^ Каул 2003 , стр. 40, 42.
- ^ Перейти обратно: а б с Каул 2003 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Каул 2003 , с. 26.
- ^ Каул 2003 , стр. 31–32.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Каул 2003 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Каул 2003 , с. 28.
- ^ Каул 2003 , стр. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б Каул 2003 , с. 400.
- ^ Перейти обратно: а б с Каул 2003 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Каул 2003 , с. 32.
- ^ Каул 2003 , стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каул 2003 , с. 34.
- ^ Каул 2003 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каул 2003 , с. 36.
- ^ Хансен 2003 , с. 86; Илкьер 2003 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Йоргенсен 2003 , с. 14.
- ^ Йоргенсен 2003 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с Йоргенсен 2003 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Хансен 2003 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б Хайнс 1989 , с. 195.
- ^ Йоргенсен 2003 , с. 17.
- ^ Гране 2003 , с. 145.
- ^ Гране 2003 , с. 146.
- ^ Хансен 2003 , стр. 88.
- ^ Йоргенсен 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б Илкьер 2003 , стр. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Хансен 2003 , стр. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Хайнс 1989 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хайнс 1989 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б с Каул 2003 , с. 38.
- ^ Каул 2003 , стр. 36, 38.
- ^ Каул 2003 , стр. 38–39.
- ^ Каул 2003 , с. 39.
Библиография
[ редактировать ]- Брэдли, Ричард (1990). Прохождение оружия: археологический анализ доисторических кладов и вотивных отложений . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521384469 .
- Грейн, Томас (2003). «Римские источники по географии и этнографии Германии». Трофеи победы: Север в тени Римской империи . Ларс Йоргенсен, Биргер Сторгаард и Лоне Гебауэр Томсен (ред.). Копенгаген: Национальный музей. стр. 126–147. ISBN 978-8776020064 .
- Глоб, П.В. (1969). Болотные люди: сохранился человек железного века . Фабер и Фабер.
- Хагберг, УЭ (1987). «Скандинавские вотивные склады оружия и украшений римского железного века и периода миграции». Дары богам: материалы Уппсальского симпозиума, 1985 г. Т. Линдерс и Г. Нордквист (ред.). Уппсала: Acta Universitatis Upsaliensis. стр. 77–82.
- Хансен, Улла Лунд (2003). «150 лет находок с оружием - исследования и интерпретации». Трофеи победы: Север в тени Римской империи . Ларс Йоргенсен, Биргер Сторгаард и Лоне Гебауэр Томсен (ред.). Копенгаген: Национальный музей. стр. 84–89. ISBN 978-8776020064 .
- Хедигер, Лотте (1992). Общества железного века: от государства к племени в Северной Европе, с 500 г. до н.э. по 700 г. н.э. Оксфорд: Блэквелл.
- Хайнс, Джон (1989). «Ритуальное накопительство в Скандинавии периода миграции: обзор последних интерпретаций». Труды Доисторического общества . 55 : 193–206. дои : 10.1017/S0079497X00005399 . S2CID 161200683 .
- Илкьер, Йорген (2003). «Жертвоприношения датской военной добычи». Трофеи победы: Север в тени Римской империи . Ларс Йоргенсен, Биргер Сторгаард и Лоне Гебауэр Томсен (ред.). Копенгаген: Национальный музей. стр. 44–65. ISBN 978-8776020064 .
- Йоргенсен, Ларс (2001). «Воины, солдаты и призывники» антропологии в археологии позднеримского и миграционного периодов». Военные аспекты аристократии в Барбарикуме в римский период и период ранней миграции: материалы международного исследовательского семинара в Датском национальном музее, Копенгаген, 10–11 декабря 1999 г. Биргер Сторгаард (ред.). Копенгаген: Национальный музей. стр. 9–19.
- Йоргенсен, Ларс (2003). «Трофеи победы: Север в тени Римской империи». Трофеи победы: Север в тени Римской империи . Ларс Йоргенсен, Биргер Сторгаард и Лоне Гебауэр Томсен (ред.). Копенгаген: Национальный музей. стр. 12–17. ISBN 978-8776020064 .
- Каул, Флемминг (2003). «Болото – врата в другой мир». Трофеи победы: Север в тени Римской империи . Ларс Йоргенсен, Биргер Сторгаард и Лоне Гебауэр Томсен (ред.). Копенгаген: Национальный музей. стр. 18–43. ISBN 978-8776020064 .
- Леви, Джанет Э. (1982). Социальные и религиозные организации в Дании бронзового века: анализ находок ритуальных кладов . Оксфорд: Британские археологические отчеты.
- Мэтьюз, С. «Кроме бронзы: вещество и включения в датские клады бронзового века». Клады от неолита до металлического века в Европе: технические и кодифицированные практики . К. Хаму и Б. Куиллек (ред.). Оксфорд: Археопресс. стр. 103–120.