Jump to content

Асклепий

(Перенаправлено с Асклепия )

Асклепий
Бог медицины, исцеления, омоложения и врачей
Обитель Гора Олимп
Символ Обвитый змеей посох
Генеалогия
Родители Аполлон и Коронис
Братья и сестры сводные братья и сестры Асклепия
Супруга Эпион
Дети
Эквиваленты
Римский эквивалент Эскулап
Этрусский эквивалент Вейовис
Египетский эквивалент Имхотеп
финикийский эквивалент Ашмун

Асклепий ( / æ s ˈ k l p i ə s / ; греческий : Ἀσκληπιός Asklēpiós [asklɛːpiós] ; латинский : Aesculapius ) — герой и бог медицины в древнегреческой религии и мифологии . Он сын Аполлона и Корониды , или Арсинои , или только Аполлона. Асклепий представляет целительный аспект медицинского искусства; его дочери, «Асклепиады», - это: Гигея («Здоровье, здоровье»), Иасо (от ἴασις «исцеление, выздоровление, выздоровление», богиня выздоровления от болезни), Ацесо (от ἄκεσις «исцеление», богиня процесс исцеления), Эгле (богиня хорошего здоровья) и Панацея (богиня универсального лекарства). У него также есть несколько сыновей. Он был связан с римским/этрусским богом Ведиовисом и египетским Имхотепом . [1] Он разделил с Аполлоном эпитет Паан («Целитель»). [2] Жезл Асклепия , обвитый змеей посох, похожий на кадуцей , и сегодня остается символом медицины. Те врачи и слуги, которые служили этому богу, были известны как терапевты Асклепия .

Этимология

[ редактировать ]

Этимология названия неизвестна. В своей переработанной версии Фриска Griechisches etymologisches Wörterbuch ( Греческий этимологический словарь ) RSP Beekes дает следующее резюме различных попыток:

«Г. Грегуар (совместно с Р. Гуссенсом и М. Матье) в «Асклепиосе, Аполлоне Сминтеусе и Рудре , 1949» (Mém. Acad. Roy. de Belgique. Cl. d. lettres. 2. sér. 45), объясняет имя как « крот-герой", соединяющий σκάλοψ, ἀσπάλαξ ' крот ' и указывает на сходство Толоса в Эпидавре и постройку крота . (Так Пухвель , Сост. Миф . 1987, 135.) Но варианты Асклепия и тех Насчет слова "крот" не согласен.
Имя типично для догреческих слов; кроме незначительных вариаций ( β для π , αλ(α) для λα ) мы находим α/αι (хорошо известный вариант; Fur. 335–339), за которым следует -γλαπ- или -σκλαπ-/-σχλαπ/β- , т.е. звонкий велярный (без -σ- ) или глухой велярный (или придыхательный между этими тремя не было различия : мы знаем, что в субстр. языке ) с -σ- . Я думаю, что -σ- передает исходную аффрикату , которая (вероятно, как δ ) была потеряна перед -γ- (в греческом языке группа -σγ- встречается редко и, конечно же, перед другой согласной).
Семереньи Этимология ( JHS 94, 1974, 155) от Hitt. assula(a)- "благополучие" и piya- "давать" не могут быть правильными, так как не объясняют велар . [3]

Бикс предложил догреческую протоформу *(a)-s и хлопать- . [4]

Его имя может означать «разрезать» из истории о его рождении. [5]

Мифология

[ редактировать ]

Рождение

[ редактировать ]

Асклепий был сыном Аполлона и, согласно самым ранним сведениям, смертной женщины по имени Коронис (Коронис), принцессы Трикки в Фессалии. [6] [7] Когда она проявила неверность, переспав со смертным по имени Ишис , Аполлон узнал об этом своими пророческими способностями и убил Ишиса. Коронис был убит Артемидой за измену Аполлону и был положен на погребальный костер для сожжения, но Аполлон спас ребенка, вырезав его из чрева Корониса. [8]

Согласно дельфийской традиции, Асклепий родился в храме Аполлона, где Лахесис выступала акушеркой, а Аполлон облегчал боли Корониды. Аполлон назвал ребенка в честь прозвища Корониса — Эгл. [9]

Финикийская традиция утверждает, что Асклепий родился от Аполлона без участия какой-либо женщины. [10]

По римской версии, Аполлон, узнав об измене Корониды со смертным Ишисом через своего ворона Лиция , убил ее своими стрелами. Прежде чем вздохнуть последним, она рассказала Аполлону, что беременна его ребенком. Он раскаялся в своих действиях и безуспешно пытался спасти ее. Наконец он благополучно извлек их сына из ее живота, прежде чем ее поглотил огонь. [11]

По другой версии, Коронида, которая уже была беременна ребенком Аполлона, должна была сопровождать своего отца на Пелопоннес . Свою беременность она скрывала от отца. В Эпидавре она родила сына и выставила его на горе под названием Титфейон (от τίτθη «кормилица», τιτθεύω «кормить грудью, кормить грудью»). Ребенку давала молоко одна из коз, пасшихся вокруг горы, и его охранял сторожевой пес стада. Ребенка нашел Арестана, владелец коз и сторожевых собак. Подойдя ближе, он увидел молнию, сверкнувшую от ребенка, и, подумав, что это знак божественного, оставил ребенка одного. Позже Асклепий был захвачен Аполлоном. [12]

Согласно Страбону и другим традициям, местом рождения Асклепия считается Трикка (современный Трикала город в Фессалии ). [13] [14]

Образование и приключения

[ редактировать ]
Зевсоподобные черты лица Асклепия (Мелоса)

Аполлон назвал спасенного младенца «Асклепием», некоторое время воспитывал его и научил многому в медицине. [15] Однако, как и его сводный брат Аристей , Асклепий получил формальное образование у кентавра Хирона , который обучал его медицинскому искусству. [16]

Говорят, что в обмен на доброту, оказанную Асклепием, змея вылизала уши Асклепия и научила его тайным знаниям (для греков змеи были священными существами мудрости, исцеления и воскрешения). Асклепий носил жезл, обвитый змеей, который стал ассоциироваться с исцелением. Другая версия гласит, что когда Асклепию (или в другом мифе Полииду ) было повелено восстановить жизнь Главка, его заключили в секретную тюрьму. Пока он размышлял, что ему делать, к его посоху подползла змея. Погруженный в свои мысли, Асклепий неосознанно убил его, снова и снова ударяя посохом. Позже сюда пришла другая змея с травой во рту и положила ее на голову мертвой змеи, которая вскоре вернулась к жизни. Увидев это, Асклепий использовал ту же траву, которая вернула Главка. [17] — вид неядовитых пан-средиземноморских змей Эскулаповая змея ( Zamenis longissimus ) .

Первоначально его звали Гепиус, но народное имя Асклепий он получил после того, как вылечил Аскла, правителя Эпидавра, страдавшего неизлечимой болезнью глаз. [18] Асклепий стал настолько искусным целителем, что превзошел Хирона и своего отца Аполлона. Таким образом, Асклепий смог избежать смерти и вернуть к жизни других, находящихся на грани смерти и за ее пределами. Это вызвало чрезмерное изобилие людей, и Зевс прибегнул к его убийству, чтобы сохранить баланс численности человеческого населения.

В какой-то момент Асклепий оказался среди тех, кто принимал участие в охоте на Калидонского вепря . Кроме того, он был одним из аргонавтов .

Римская монета из Одессоса с изображением Асклепия с Гигеей на одной стороне и портретом Гордиана III на другой (35 мм, 28 г)

Брак и семья

[ редактировать ]

Асклепий был женат на Эпионе , от которой у него было пять дочерей: Гигея , Панацея , Ацесо , Иасо и Эгле , [19] и трое сыновей: Махаон , Подалерий и Телесфор . Он также произвел на свет сына Арата от Аристодемы . [20]

Смерть и бессмертие

[ редактировать ]

Асклепий когда-то начал воскрешать умерших людей, таких как Тиндарей, Капаней, Главк, Гименей, Ликург и другие. [21] Другие говорят, что он воскресил Ипполита из мертвых по просьбе Артемиды и принял за это золото. [22] Это единственное упоминание об Асклепии, воскрешающем мертвых. [ нужны разъяснения ] Во всех других рассказах говорится, что он использует свои навыки просто как врач.

Однако Аид обвинил Асклепия в краже его подданных и пожаловался на это своему брату Зевсу . [23] По мнению других, Зевс боялся, что Асклепий научит искусству воскрешения и других людей. [24] О судьбе Асклепия Овидий пишет, что «юноша [Асклепий], пораженный родовыми стрелами [Зевса], взлетает с земли [поднимаясь как созвездие Змееносца] и бросает свои руки, свернутые двойными змеями». [25] В более поздних отчетах говорится: «Змеедержатель. Многие астрономы воображали, что это Эскулап [Асклепий], которого Юпитер [Зевс] ради Аполлона поместил среди звезд». [26] Асклепий был убит Зевсом и по просьбе Аполлона впоследствии увековечен как звезда. [27] [28] [29]

Священные места и практики

[ редактировать ]
Асклепий (в центре) прибывает на Кос , где его приветствуют Гиппократ (слева) и гражданин (справа), мозаика , 2–3 век нашей эры.

Самый древний и самый известный асклепион (или храм исцеления), по мнению географа I века до нашей эры Страбона, находился в Трикале . [30] Вифезды I века нашей эры Бассейн , описанный в Евангелии от Иоанна , глава 5, был найден археологами в 1964 году как часть асклепиона. [31] [32] Один из самых известных храмов Асклепия находился в Эпидавре на северо-востоке Пелопоннеса и был датирован четвертым веком до нашей эры. [33] Другой знаменитый асклепион был построен примерно столетие спустя на острове Кос . [33] где Гиппократ , легендарный «отец медицины», возможно, начал свою карьеру. Другие асклепии находились в Гортисе (в Аркадии) и Пергаме в Азии .

Вотивный рельеф Асклепия, Эпионы и Гигеи. Середина IV в. э., Музей Акрополя , Афины .

Начиная с пятого века до нашей эры, [34] культ Асклепия стал очень популярен, и паломники стекались в его храмы исцеления ( Асклепии ), чтобы излечиться от своих недугов. За ритуальным очищением следовали подношения или жертвоприношения богу (в зависимости от средств), а затем проситель проводил ночь в самой святой части святилища – абатоне (или адитоне). О любых снах или видениях сообщали священнику, который путем интерпретации назначал соответствующую терапию. [35] Некоторые храмы исцеления также использовали священных собак, чтобы зализывать раны больных просителей. [36] В честь Асклепия в ритуалах исцеления часто использовался особый вид неядовитых змей, и эти змеи — эскулапы — свободно ползали по полу в общежитиях, где спали больные и раненые. Эти змеи появлялись при основании каждого нового храма Асклепия по всему классическому миру.

Оригинальная клятва Гиппократа начиналась с воззвания: «Клянусь Аполлоном-Врачом, Асклепием, Гигиеей, Панацеей и всеми богами…». [36]

Эпидаврия — праздник в Афинах в честь Асклепия. [37]

Некоторые более поздние религиозные движения заявляли о связи с Асклепием. Во II веке нашей эры скандальный чудотворец Александр утверждал, что его бог Гликон , змей с «льняной головой», [38] был воплощением Асклепия. Греческий ритор и сатирик Лукиан написал произведение «Александр Лжепророк», чтобы разоблачить мошенника для будущих поколений. Он описал Александра как человека, «состоящего из лжи, обмана, лжесвидетельства и злого умысла; абсолютно противоположно своей цели». [38] В Риме Коллегия Эскулапов и Гигий представляла собой ассоциацию ( collegium ) , служившую погребальным обществом и обеденным клубом , также участвовавшим в императорском культе .

Ботанический род Asclepias (широко известный как молочая) назван в его честь и включает лекарственное растение A. tuberosa или «корень плеврита».

Асклепий был изображен на реверсе греческой банкноты номиналом 10 000 драхм выпуска 1995–2001 годов. [39]

В городе Милет археологи обнаружили пещеру под городским театром, связанную с культом Асклепия. [40] [41]

В Гипертелеатуме , Гипси и Иетте находились храмы Асклепия. [42] [43] [44]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пинч, Джеральдин (1 января 2002 г.). Справочник по египетской мифологии . АВС-КЛИО. ISBN  9781576072424 .
  2. ^ Митчелл-Бояск, с. 141
  3. ^ База данных греческой этимологии (онлайн-источник требует входа в систему и находится по адресу iedo.brillonline.nl. Архивировано 29 сентября 2014 г. на Wayback Machine ). Первоначально: «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 11 апреля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в названии ( ссылка ) Также в: RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 151.
  4. ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. XXV.
  5. ^ «Асклепий» . Theoi.com . Проверено 25 ноября 2020 г.
  6. ^ Гомеровский гимн Асклепию (16), 1–4 ; Диодор Сицилийский , 5.74.6
  7. ^ «АСКЛЕПИЙ (Асклепий) — греческий бог медицины и врачей» .
  8. ^ Пиндар , Пифийские оды 3.5
  9. ^ Исилл, Гимн Асклепию
  10. ^ Павсаний , 7.23.7
  11. ^ Овидий , Метаморфозы 2.620
  12. ^ Павсаний, 2.26.1–7.
  13. ^ «АСКЛЕПИЙ (Асклепий) — греческий бог медицины и врачей» .
  14. ^ «Асклепий» .
  15. ^ Диодор Сицилийский, 5.64.6
  16. ^ Пиндар, Пифийская ода 3,5 и сл. (пер. Конвей)
  17. ^ Гигин , De Astronomica 2.14
  18. ^ Цецес , Хилиадес 10.49, с. 712–714
  19. ^ Греческий Lyric V Anonymous, фр. 939 (Надпись из Эритры) (пер. Кэмпбелл); Суида , св. Эпиона (пер. Suda On Line)
  20. ^ Гомер , Илиада 2730 и сл.; 4.193, 217 и далее. и 11 518 и далее. (пер. Латтимор); Диодор Сицилийский, 4.71.3 (пер. Старый Отец); Павсаний, 2.29.1; Ликофрон , 1047 и сл. (пер. Майр); Суида, св. Эпиона (пер. Suda On Line)
  21. ^ Стесихор , фр. 147 из Секста Эмприкика, «Против профессоров »).
  22. ^ Пиндар, Пифийская ода 3; Платон , Республика 408б; Филодем, О благочестии (пер. Кэмпбелл, Том); Греческая лирика IV; Стесихор, фр. 147 и Чинесий , фр. 774)
  23. ^ Диодор Сицилийский, 4.71.3
  24. ^ Аполлодор , 3.121
  25. ^ Овидий , Fasti 6 , 735–762 (перевод Бойла, AJ и Вударда, RD)
  26. ^ Псевдо-Гигин, Astronomica 2.14
  27. ^ Эмма и Людвиг Эдельштейн, Асклепий: Сборник и интерпретация свидетельств, Том 1, стр. 51
  28. ^ Сабина Г. МакКормак Краткая энциклопедия греческой и римской мифологии стр.47
  29. ^ Theony Condos, Звездные мифы греков и римлян , стр.141
  30. ^ «Асклепион древнего Трикки | Муниципалитет Трикала» . Муниципалитет Трикала . 14 июня 2017 г.
  31. ^ Археологическая схема макета — схема, отображаемая в самом месте — доступна по этой ссылке. Архивировано 4 июня 2011 года в Wayback Machine .
  32. ^ Джером Мерфи-О'Коннор , Святая Земля , (2008), стр. 29
  33. ^ Jump up to: а б Эдельштейн, Людвиг и Эмма Эдельштейн. Асклепий: собрание и толкование свидетельств . Том. 2. Балтимор: Johns Hopkins Press, 1998. с. 243
  34. ^ Виккисер, Бронвен. Асклепий, Медицина и политика исцеления в Греции пятого века: между ремеслом и культом . Johns Hopkins Press, 2008. с. 106
  35. ^ Сигерист 1987 , стр. 63 и далее.
  36. ^ Jump up to: а б Фарнелл, Глава 10, «Культ Асклепия» (стр. 234–279)
  37. ^ Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Харпера (1898), Эпидаврия
  38. ^ Jump up to: а б Лукиан, Александр Лжепророк (транс AM Harmon) (Кембридж: Классическая библиотека Леба, 1936), Лукиан, том IV. Доступно онлайн по адресу http://www.tertullian.org/rpearse/lucian/lucian_alexander.htm.
  39. Банк Греции . Архивировано 28 июня 2015 года в Wayback Machine . Банкноты драхмы. Архивировано 11 июля 2010 года в Wayback Machine . Банкнота в 10 000 драхм (pdf). Архивировано 11 июня 2011 года в Wayback Machine . Проверено 26 июля 2010 года.
  40. ^ «Священная пещера» в древнем Милете ждет посетителей.
  41. «Священная пещера» древнего города Милет открыта для посетителей.
  42. ^ Словарь греческой и римской географии (1854 г.), Hyperteleatum
  43. ^ Словарь греческой и римской географии (1854 г.), Hypsi
  44. ^ Словарь греческой и римской географии (1854 г.), Hyettus

Первоисточники

[ редактировать ]

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Эдельштейн, Людвиг и Эмма Эдельштейн. Асклепий: Сбор и интерпретация свидетельств , Балтимор, The Johns Hopkins Press, 1945.
  • фон Эренгейм, Хедвиг. Греческие инкубационные ритуалы в классические и эллинистические времена. Кернос. Приложение, 29. Льеж: Presses Universitaires de Liège, 2015.
  • Фарнелл, Льюис Ричард. Греческие культы героев и идеи бессмертия (Oxford Clarendon Press, 1921).
  • Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN   978-0-631-20102-1 . «Асклепий», стр. 62–63
  • Харт, Джеральд Д., доктор медицины. Асклепий: Бог медицины (Королевское медицинское общество Press, 2000)
  • Кул, С. «Успокаивающее средство от злых болей: Асклепий и Фрейд». Акротерион 60, 2015, стр. 13–32.
  • ЛиДонничи, Линн Р. Эпидаврские чудесные надписи: текст, перевод и комментарий. Атланта: Ученые, 1995.
  • Митчелл-Бояск, Робин, чума и афинское воображение: драма, история и культ Асклепия , Cambridge University Press, 2008, ISBN   978-0-521-87345-1 .
  • Оберхельман, Стивен М. (редактор), Сны, исцеление и медицина в Греции: от древности до наших дней. Фарнем; Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт, 2013.
  • Ренберг, Гил Х. «Общественные и частные места поклонения в культе Асклепия в Риме». Мемуары Американской академии в Риме , 51/52, 2006 г., стр. 87–172.
  • Ритмюллер, Юрген В. Асклепиос: Святилища и культы , Гейдельберг, Verlag Archäologie und Geschichte, 2005, ISBN   3-935289-30-8
  • Сигерист, Генри Э. (1987). История медицины, том 2: Ранняя греческая, индуистская и персидская медицина (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-505079-0 .
  • Викизер, Бронвен. Асклепий, Медицина и политика исцеления в Греции пятого века: между ремеслом и культом . ДжХУ Пресс, 2008.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be36fa823b168ba7fb9b5ea1d21d920d__1718722980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/0d/be36fa823b168ba7fb9b5ea1d21d920d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Asclepius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)