Гликон
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2008 г. ) |
Гликон | |
---|---|
![]() | |
Главный культовый центр | Абонотихос |
Гликон , также пишется как Гликон ( древнегреческий : Γλύκων Glykōn , ген : Γλύκωνος Glykōnos ), древний змеиный бог . У него был большой и влиятельный культ в Римской империи во 2 веке, а современный сатирик Лукиан предоставил основное литературное упоминание о божестве. Лукиан утверждал, что Гликон был создан в середине II века греческим пророком Александром Абонотихосским . Лукиан был недоброжелателен к культу, назвав Александра лжепророком и обвинив все предприятие в мистификации: сам Гликон якобы был ручной марионеткой . [1]
Македонские культурные корни
[ редактировать ]Культ, возможно, зародился в Македонии , где подобные змеиные культы существовали на протяжении веков. Македонцы верили, что змеи обладают магической силой, связанной с плодородием , и имели богатую мифологию на эту тему, например, историю о Олимпиады зачатии Зевсом , замаскированным под змею.
Ранние годы
[ редактировать ]По крайней мере, первоначально культ поклонялся не абстракции или духу змеи, а реальной физической змее, которая, как говорили, олицетворяла бога. Согласно мифологии культа, змей появился после того, как Александр предсказал приход нового воплощения Асклепия . Когда в полдень, когда должно было произойти воплощение, люди собрались на рыночной площади Абонутиха, Александр достал гусиное яйцо и разрезал его, обнажив бога внутри. За неделю он вырос до размеров человека с мужскими чертами лица, включая длинные светлые волосы. На данный момент фигура, похожая на это описание, очевидно, была марионеткой, появившейся в храме. В некоторых источниках Гликон представлял собой дрессированную змею с кукольной головой.
Как и в случае с предыдущими македонскими культами змей, в центре поклонения в храме было плодородие. Бесплодные женщины приносили подношения Гликону в надежде забеременеть. По словам Лукиана, у Александра были и менее магические способы вызвать беременность среди своей паствы.
Распространение и влияние
[ редактировать ]
К 160 году поклонение Гликону, несомненно, распространилось за пределы Эгейского моря. В надписи из Антиохии того времени записан лозунг «Гликон защити нас от чумного облака», который соответствует описанию, которое мы получили от Лукиана. В том же году правитель Азии Публий Муммий Сисенна Рутилиан объявил себя защитником оракула Гликона. Позже губернатор женился на дочери Александра. По словам Лукиана, другой римский правитель Каппадокии был приведен оракулом Гликона к своей смерти в Армении , и даже сам император не был застрахован от культа: Марк Аврелий искал пророчеств у Александра и его змеиного бога.
Тем временем Абонотихос , небольшая рыбацкая деревня, до прихода культа стала важным городом и приняла другое название — Ионополис . Неизвестно, какую роль сыграла популярность Glycon в подъеме города.
Поскольку культ имел устоявшуюся популярность среди низших социальных слоев, [2] а позже несколько важных римских чиновников и чиновников были причислены к числу верующих в Гликон и пророчества Александра, [3] включая тогдашнего императора Марка Аврелия. [4] Такое одобрение со стороны правящих классов в сочетании с существовавшими ранее суевериями о змеях как обладающих целительной силой, культ Гликона, вероятно, не нашел недостатка в новообращенных и приверженцах в новых областях римского мира.

Вскоре поклонение Гликону было обнаружено на всей обширной территории между Дунаем и Евфратом . Начиная с конца правления Антонина Пия и вплоть до III века, в честь Гликона чеканились официальные римские монеты, что свидетельствует о его популярности. Известно, что римская валюта с изображением Гликона находилась в активном обращении в III веке нашей эры. [3] однако неизвестно, были ли некоторые из них произведены в этот период времени или они продолжали использоваться после того, как были произведены ранее, при жизни Александра (около 105–170).
Известно, что, по крайней мере, через сто лет после смерти Александра новый культ Гликона начал распространять свое влияние на территории, прилегающие к Дунаю, причем археологические находки, такие как статуя, обнаруженная в Томи (современная Констанца ), интерпретировались некоторыми чтобы указать на наличие крупного общественного культа в городе. [2]
Хотя культ постепенно терял последователей после смерти своего лидера около 170 года, он просуществовал после этого по крайней мере сто лет, а Александр был включен в его мифологию как внук Асклепия . Учитывая известность культов змей как божеств-целителей в Средиземноморье и прилегающих районах как до, так и после возвышения Гликона в регионе, распространение культа продолжалось в течение некоторого времени после смерти Александра. Некоторые данные указывают на то, что культ просуществовал до IV века. Поскольку современные работы Лукиана являются основным письменным упоминанием о Гликоне, его культе и их деятельности, то, что именно с ними стало, неясно после смерти Александра Абонотихоса из-за отсутствия письменных записей.
Новое время
[ редактировать ]
Мраморная статуя Гликона была найдена во время раскопок под бывшей железнодорожной станцией Паллас в Констанце , Румыния. Высота статуи составляет 66 сантиметров (26 дюймов), а длина змеи - 4,76 метра (15,6 футов). [5] Он выставлен в Музее истории и археологии Констанцы . Румыния отметила эту уникальную скульптуру на почтовой марке в 1974 году и на банкноте в 10 000 леев в 1994 году.
Алан Мур , английский автор комиксов и оккультист, описывает себя как церемониального мага и приверженца Гликона. Мур заявляет, что предпочитает верить в вероятное мистификационное божество, «потому что [он] вряд ли начнет верить в то, что перчаточная марионетка создала вселенную или что-то подобное опасное». [6]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ {Лукиан «Александр или лжепророк», 18–20.
- ^ Jump up to: а б Тачева-Хитова, Маргарита (1 декабря 1983 г.). Восточные культы в Нижней Мезии и Фракии (V в. до н. э. — 4 в. н. э.) . Издательство «Брилл». п. 276. ИСБН 9004295739 .
- ^ Jump up to: а б Греческий текст Лукиана: Александр или Лжепророк, с новогреческим переводом А. М. Хармона, 1925 г.
- ^ Далзиел, Д.Г. (февраль 1936 г.). «Александр Великий». Греция и Рим . 5 (14): 90–97 – через издательство Кембриджского университета.
- ^ Ватаману Николае: «Эскулап, перевоплотившийся в Гликона, плетеную змею», Viata Medicală 1972, № 7, стр. 333–335.
- ^ Волк, Дуглас (17 декабря 2003 г.). «Боковая панель: Как Алан Мур изменил американские комиксы» . Сланец . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года . Проверено 10 сентября 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- А. М. Хармон, Знакомство с Лукианом Самосатским
- Греческий текст Лукиана: Александр или Лжепророк, с новогреческим переводом А. М. Хармона, 1925 г.
- Работы Лукиана Самосатского в Project Gutenberg
- К.П. Джонс, Культура и общество в Люциане (1986)
- М. С. Кос, «Драко и выживание культа змей на центральных Балканах», в: Tyche 6 (1991).
- Р. Лейн Фокс, Язычники и христиане в средиземноморском мире (1986)
- Волк, Дуглас, пожалуйста, сэр, я хочу немного Мура: ленивый британский гений, изменивший американские комиксы (2003)
- Уилсон, Рэйн, Король фагота: моя жизнь в искусстве, вере и идиотизме (2015)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Альтернативная «Мысль дня» Алана Мура - в программе «Сегодня» на BBC Radio 4.
- Поклонение змею - Глава 1: Поклонение змеям в Азии, Джон Батерст Дин, 1833 г.