Александр Абонотейхский
Александр | |
---|---|
Рожденный | в. 105 |
Умер | в. 170 |
Национальность | пафлагонский |
Занятие | оракул Эскулапа |
Известный | ложный оракул |
Александр Абонотеих ( древнегреческий : Ἀλέξανδρος ὁ Ἀβωνοτειχίτης Aléxandros ho Abōnoteichítēs ), также называемый Александром Пафлагонцем ( ок. 105 — ок. 170 н. э.), был греческим мистиком и оракулом , а также основателем культа Гликона , который на короткое время достиг широкой популярности. в римском мире. Современный писатель Лукиан сообщает, что он был полнейшим обманщиком — бог Гликон якобы был составлен из живой змеи с искусственной головой. Яркое повествование о его карьере, данное Лукианом, можно было бы принять за выдумку, если бы не подтверждение некоторыми монетами императоров Луция Вера и Марка Аврелия. [ 1 ] и статуя Александра, которая, по словам Афинагора, стояла на форуме Пария . [ 2 ] [ 3 ] Есть и другие свидетельства из надписей. [ 4 ]
Люциан описывает его как обманувшего множество людей и через своих последователей занимавшегося различными формами бандитизма. [ 5 ] Сила яда Лукиана против Александра объясняется ненавистью Александра к эпикурейцам . Лукиан восхищался произведениями Эпикура , восхваление которых завершает произведение, и независимо от того, был ли Александр мастером мошенничества и обмана, как его изображает Лукиан, возможно, он не слишком отличался от других оракулов того времени, когда многое В некоторых святынях имели место случаи нечестной эксплуатации. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]О молодости Александра известно немного. Очевидно, он работал на передвижных медицинских выставках по Греции и мог быть пророком богини Сои или последователем Аполлония Тианского . У Лукиана его партнером по профессии назван некий Коккон из Византии . После периода обучения медицине у врача, который также, по словам Лукиана, был самозванцем, примерно в 150 г. н. э. он основал оракул Эскулапа в своем родном городе Абонотейх ( femin .: Ἀβωνότειχος Abōnóteichos ; позже Ионополис ), на Эвксине , где он приобрел богатство и большой престиж, заявляя, что исцеляет больных и открывает будущее. [ 7 ] [ 8 ]
Где-то до 160 г. н. э. Александр сформировал культ вокруг поклонения новому богу-змее Гликону и разместил его штаб-квартиру в Абонотейхе. Распространив пророчество о том, что сын Аполлона должен родиться заново, он ухитрился найти в фундаменте храма Эскулапа , строившегося тогда в Абонотейхе, яйцо, в которое маленькая живая змея была помещена . . В эпоху суеверий ни один народ не пользовался такой репутацией доверчивых людей, как пафлагонцы, и Александру без труда удалось убедить их во втором пришествии бога под именем Гликона. Большая ручная змея с ложной человеческой головой обвилась вокруг тела Александра, когда он сидел в храме. [ 9 ] давал «автофоны» или оракулы без вопросов. [ 2 ] На многочисленные вопросы, заданные оракулу, Александр ответил в метрических предсказаниях. Говорят, что в свой самый благополучный год он дал около 80 000 ответов, касающихся телесных, психических и социальных недугов, за каждый из которых он получил драхму и два оболи . [ 8 ]

Наставления по исцелению обычно сочетались с оракулами , но Александр сделал больше; он учредил мистерии, подобные Элевсинским . Благодаря культу Александр добился определенного уровня политического влияния — его дочь вышла замуж за Публия Мумия Сисенна Рутилиана , наместника римской провинции Азия . Он нашел верующих от Понта до Рима с помощью мнимого искусства прорицания и магии, и многие известные люди его времени почитали его и советовались с ним как с пророком. [ 10 ] Во время чумы 166 года стихи оракула использовались в качестве амулета и были написаны на дверях домов в качестве защиты, а оракул был отправлен Александром по просьбе Марка Аврелия римской армии на Дунае во время войны. с маркоманами , заявив, что победа будет достигнута, если бросить в реку двух живых львов. Результатом стала великая катастрофа, и Александр прибегнул к старой придирке дельфийского оракула к Крезу за объяснением. [ 2 ]
Его главными противниками были эпикурейцы и христиане . [ 11 ] В рассказе Лукиана об Александре христиане — наряду с эпикурейцами — представлены как особые враги и главные объекты его ненависти: у эпикурейцев было слишком мало религии и суеверий, чтобы уступить религиозному претенденту; а христианская вера была слишком глубоко укоренена, чтобы мечтать о каком-либо общении с Александром. [ 12 ]
Тщательное расследование Люцианом методов мошенничества Александра привело к серьезному покушению на его жизнь. Весь отчет дает наглядное описание внутренней работы одного из многих новых оракулов, возникших в этот период. Александр обладал замечательной красотой и яркой личностью успешного шарлатана и, должно быть, был человеком значительных интеллектуальных способностей и организованности. Его обычные методы были теми же, что и у многочисленных оракулов того времени, о которых Лукиан дает подробный отчет: вскрытие запечатанных запросов нагретыми иглами, четкий план подделки сломанных печатей и дача расплывчатых или бессмысленных ответов на сложные вопросы. вопросы в сочетании с прибыльным шантажом тех, чьи запросы были компрометирующими. [ 2 ]
Александр умер от гангрены ноги, осложненной миазом , на семидесятом году жизни. [ 2 ]
Современная стипендия
[ редактировать ]Ученые описали Александра как оракула, который устроил мистификацию, чтобы обмануть доверчивых граждан. [ 13 ] [ 14 ] или как лжепророк и шарлатан, игравший на надеждах простых людей. Говорят, что он «делал предсказания, обнаруживал беглых рабов, обнаруживал воров и грабителей, раскапывал сокровища, исцелял больных, а в некоторых случаях даже воскрешал мертвых». [ 15 ] Социолог Стивен А. Кент , изучая текст, сравнивает Александра Лукиана со « злокачественным нарциссом » в современной психиатрической теории и предполагает, что «поведение», описанное Люцианом, «имеет параллели с лидерами некоторых современных культов». [ 16 ] Ян Фрекелтон отметил, по крайней мере, поверхностное сходство между Александром и Дэвидом Бергом , лидером современной религиозной группы « Дети Божьи» . [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джозеф Хилариус Экхель , Doctrma Nummorum veterum , ii. стр. 383, 384
- ^ Перейти обратно: а б с д и свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Александр Пафлагонец ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 567. Здесь цитируется:
- Лукиан , Александр или псевдомантис
- Сэмюэл Дилл, Римское общество от Нерона до Марка Аврелия (1904)
- Ф. Грегоровиус , Император Адриан , пер. М. Е. Робинсон (1898).
- ^ Афинагор , Апология , ок. 26
- ^ См. Дессау, Inscriptiones Latinae Selectae , № 4079-80.
- ^ «Александр Лжепророк», перевод с аннотацией А. М. Хармона, Классическая библиотека Леба, 1936. [1]
- ^ Наттолл Коста, Чарльз Десмонд, Люциан: Избранные диалоги , с. 129, Издательство Оксфордского университета (2005), 0-199-25867-8.
- ^ Массон, Джон, Лукреций, эпикурейец и поэт , стр. 339-340, Джон Мюррей (1907).
- ^ Перейти обратно: а б Католическая энциклопедия 1913 года.
- ^ Франкфуртер, Дэвид, Ритуальная экспертиза в римском Египте и проблема категории мацицианцев , Шефер, Питер и Киппенберг, Ганс Герхард, Предвидение магии: Принстонский семинар и симпозиум , стр. 115, БРИЛЛ (1997), ISBN 90-04-05432-4
- ^ Неандер, Иоганн Август В., Всеобщая история христианской религии и церкви (1850), стр. 41.
- ^ Фергерсон, Эверетт, «История раннего христианства» , стр. 218, (2003), Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 0-8028-2221-5
- ^ Рейни, Роберт Д.Д., Древняя католическая церковь: от воцарения Траяна до Четвертого Генерального совета, (98-451 гг. н.э.) , стр. 32, Сыновья Чарльза Скрибнера (1902).
- ^ Хьюм, Дэвид, Исследование о человеческом понимании: критическое издание , с. 175, Издательство Оксфордского университета (2000), ISBN 0-19-825060-6
- ^ Мейер, Мармин В., Древние тайны: справочник , стр. 43, Издательство Пенсильванского университета (1999), ISBN 0-8122-1692-X
- ^ Лукиан, Александр Лжепророк , гл. 24
- ^ Стивен А. Кент. «Нарциссическое мошенничество в древнем мире: рассказ Лукиана об Александре Абонотихе и культе Гликона», Ancient Narrative (Университет Гронингена), Vol. 6.
- ^ Ян Фрекелтон. «Культовые бедствия и психологические последствия», Психиатрия, психология и право , 5 (1), стр. 1–46. дои : 10.1080/13218719809524918
Источники
[ редактировать ]- Жизнь Александра Абонотихоса Лукиана, переведенная А. М. Хармоном (1936) для издания произведений Лукиана [Классическая библиотека Леба].
- Работы Лукиана Самосатского в Project Gutenberg
- Кредитование, Jona, Glycon. Архивировано 23 июня 2004 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гиллеспи, Томас В. «Образец пророческой речи в Первом послании к Коринфянам», Журнал библейской литературы , 97,1 (1978), 74–95.
- Джонс, К. П. Культура и общество в Люциане (Кембридж, Массачусетс, 1986).
- Древние научные основы «Великого Змея» на основе исторических свидетельств , Р.Б. Стотерс – Исида, 2004.
- Мартин, Дейл Б., «Языки ангелов и другие индикаторы статуса», Журнал Американской академии религии , 59,3 (1991), 547–589.
- Соренсен, Э. Одержимость и экзорцизм в Новом Завете и раннем христианстве (Тюбинген, 2002), 186–189 (Научные исследования Нового Завета, 2-я серия, 157).
- Эльм фон дер Остен, Д. «Инсценировка мошенничества и его разоблачение. Гадание и его критика в сочинении Лукиана «Александр или лживый пророк » , в Д. Эльме фон дер Остен, Дж. Рюпке и К. Вальднере (ред. ), Тексты как средство и отражение религии в Римской империи (Штутгарт, 2006), 141-157 (Potsdamer Antiquity Studies, 14).
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Александром Абонотейским, на Викискладе?
В греческом Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Александрос ἢ Псевдомандис.
- Духовенство II века
- Древние понтийские греки
- Греки римской эпохи
- Древнегреческие провидцы
- Греческий народ II века
- Римляне 2-го века
- Римская Пафлагония
- Религиозные лидеры Римской империи
- Греческие священники римской эпохи
- Основатели религий
- Самозванцы
- Смерти от гангрены
- 105 рождений
- 170 смертей
- Гликоновый культ
- Пророки