Праздники Синтии
«Пир Синтии, или Фонтан любви к себе» — поздняя елизаветинская пьеса, сатира , написанная Беном Джонсоном . Спектакль был одним из элементов «Поэтомахии» или «Войны театров» между Джонсоном и конкурирующими драматургами Джоном Марстоном и Томасом Деккером .
Производительность
[ редактировать ]Впервые пьеса была поставлена в 1600 году в театре Блэкфрайарс «Детями капеллы» , одной из трупп мальчиков-актёров, действовавших в ту эпоху. «Дети» разыграли спектакль в английском королевском дворе во время рождественского сезона 1600/01 года, хотя там он не имел успеха у публики.
Публикация
[ редактировать ]Пьеса была внесена в Реестр канцелярских товаров 23 мая 1601 года под названием «Нарцисс, фонтан самолюбия». Позже в том же году книга была опубликована в ин-кварто книготорговцем Уолтером Бурре под названием «Фонтан любви к себе, или Пиры Синтии». В следующий раз пьеса появилась в печати, когда она была включена в первый фолиант-сборник сочинений Джонсона в 1616 году . В предисловии к тексту фолианта указаны основные актеры актерского состава оригинальной постановки 1600 года: Натан Филд , Джон Андервуд , Салатиэль (или Саломон) Пэви, Роберт Бакстер, Томас Дэй и Джон Фрост. Пави исполнила роль Анаидес.
Между текстами Q и F пьесы есть существенные различия. Сцены IV, i и IV, iii в F длиннее, а пятый акт совершенно новый. Кроме того, персонажа по имени Критикус в Q зовут Критес (по-гречески «судья») в F. Считается, что первоначальный лонгплей Джонсона был сокращен для исполнения мальчиками. [ 1 ]
Поэтомахия
[ редактировать ]В «Сатиромастиксе» , другой пьесе «Поэтомахии», Томас Деккер обвиняет Джонсона в том, что он изобразил себя Критиком, который описывается как «существо почти совершенного и божественного нрава» ( «Пира Синтии» , II, iii). Некоторые комментаторы утверждали, что Джонсон не был настолько тщеславен, чтобы описывать себя таким образом, и что, основываясь на намеке в другом месте в работах Джонсона, Критик вместо этого может представлять Джона Донна . [ 2 ] Отдельные комментаторы пытались отождествить других персонажей пьесы с историческими и литературными деятелями той эпохи (например, Анаидес была Марстоном или Деккером), хотя твердого научного консенсуса по поводу отождествления не сложилось.
Влияние
[ редактировать ]В своем издании пьесы 1912 года редактор А.С. Джадсон утверждал, что Джонсон смоделировал эту пьесу (для него нетипично нереалистичное произведение) по пьесам Джона Лили , в частности, по пьесам Лили «Галатея» , «Мидас» , «Сафо и Фао» и «Эндимион» . Среди множества сходств и родственных связей страницы Джонсона в «Цинтии » — «Амур, Мор и остальные» — являются повторениями Самиаса, Дереса и Эпитона в «Эндимионе » . [ 3 ] Хотя Джонсон называет пьесы Лили тенями , давно умершими пьесами, Джадсон оспаривает мнение других критиков о том, что Джонсон высмеивал или высмеивал Лили. Адаптированная «Ода Синтии» использовалась Майком Олдфилдом в «Заклинаниях » .
Краткое содержание
[ редактировать ]Пьеса начинается со спора трех пажей по поводу черного плаща, который обычно носит актер, исполняющий пролог. Они тянут жребий на плащ, и одна из проигравших, Анаидес, начинает рассказывать зрителям, что произойдет в предстоящей пьесе; остальные пытаются подавить его, перебивая и закрывая руками рот. Вскоре они дерутся из-за плаща, критикуют и автора, и зрителей.
В самой пьесе богиня Диана , также называемая Синтией, устроила «торжественное пиршество» в долине Гаргафи в Греции. Появляются боги Амур и Меркурий , и они тоже начинают спорить. Меркурий разбудил Эхо , которое оплакивает Нарцисса и заявляет, что напиток из источника Нарцисса заставляет пьющих «беззаботно влюбляться в себя». Придворные и дамы, собравшиеся на пиршество Синтии, пьют из источника.
Асот, глупый расточитель, мечтающий стать придворным, мастером моды и манер, также пьет из источника; воодушевленный тщеславием и себялюбием, он вызывает всех желающих на состязание «придворного комплимента». Соревнование проводится в четыре этапа, и придворные побеждают. В рамках спектакля для собравшихся гуляк разыгрываются две символические маски. В заключение Синтия (представляющая королеву Елизавету ) заставляет танцоров разоблачить маски и показывает, что пороки замаскированы под добродетели. Она приговаривает их возместить ущерб и очиститься купанием в источнике на горе Геликон .
Фигура Актеона в пьесе может представлять Роберта Деверо, 2-го графа Эссекса , а фрейлиной Синтии Арете может быть Люси, графиня Бедфорд , одна из фрейлин Елизаветы, а также покровительница Джонсона. [ 4 ]
Спектакль особенно богат музыкой, что характерно для театра мальчишеских трупп, зародившихся как церковные хоры.
Критические ответы
[ редактировать ]И как часть «Поэтомахии», и как произведение Джонсона, «Праздники Синтии» привлекли большое внимание ученых и критиков. Однако пьеса не была признана одним из успехов драматурга. Критики назвали пьесу «парализованной», «отвратительной» и «ошеломляюще скучной». [ 5 ] Более щедрый критик классифицировал «Пиры Синтии» вместе с другими ранними комедиями Джонсона как учебные упражнения для последующих комических шедевров «Вольпоне» и «Алхимик» . [ 6 ] (И были предложены новые подходы к пьесе, как, например, в книге Сары Энн Браун «Паутина Арахны: интертекстуальная мифография и Актеон эпохи Возрождения».) [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Чемберс, Э.К. Елизаветинская сцена. 4 тома, Оксфорд, Clarendon Press, 1923.
- Харп, Ричард и Стэнли Стюарт, ред. Кембриджский компаньон Бена Джонсона. Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 2000.
- Джадсон, Александр Корбин, изд. Пиры Синтии, или Фонтан любви к себе. Нью-Йорк, Генри Холт, 1912 год.
- Логан, Теренс П. и Дензелл С. Смит, ред. Новые интеллектуалы: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения. Линкольн, штат Небраска, Издательство Университета Небраски, 1977.
- Роудс, Нил и Джонатан Содей, ред. Компьютер эпохи Возрождения: от книги к Интернету. Лондон, Рутледж, 2000.
- Тэн, Ипполит. История английской литературы. Лондон, Чатто и Виндус, 1890 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Праздники Синтии онлайн.
«Пиры Синтии» Аудиокнига в общественном достоянии на LibriVox