Пылающий мир
Автор | Маргарет Кавендиш |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Научная фантастика , утопия |
Опубликовано | 1666 |
Издатель | Энн Максвелл |
Место публикации | Англия |
«Описание нового мира, называемого «Пылающим миром» , более известное как «Пылающий мир» , — художественное прозаическое произведение 1666 года английской писательницы Маргарет Кавендиш , герцогини Ньюкаслской . Критик-феминистка Дейл Спендер называет это произведение предшественником научной фантастики . [1] Его также можно читать как утопическое произведение. [2]
История
[ редактировать ]Как следует из полного названия, « мир» — это причудливое изображение сатирического утопического Пылающий королевства в другом мире (с разными звездами на небе), куда можно добраться через Северный полюс . По словам романиста Стивена Х. Проппа, это «единственное известное произведение утопической фантастики, написанное женщиной в 17 веке, а также пример того, что мы сейчас называем «протонаучной фантастикой» — хотя это также роман, приключенческий рассказ и даже автобиография». [3]
«Пылающий мир» открывается сонетом , написанным мужем автора Уильямом Кавендишем, 1-м герцогом Ньюкасл-апон-Тайн , который прославляет ее творческие способности. За сонетом последовало письмо читателю, написанное самой Маргарет Кавендиш. В письме читателю Кавендиш делит «Пылающий мир» на три части. Первая часть «романтическая», вторая «философская», третья «фантазийная» или «фантастическая». [4] Она также объясняет совместную публикацию « Пылающего мира» с более интеллектуальным «Наблюдениями за экспериментальной философией».
В первой «романтической» части описывается молодая женщина из Королевства ESFI (аббревиатура от Англии , Шотландии , Франции и Ирландии ), которую похищает на лодку отвергнутый любовник. Боги, недовольные похищением, уносят лодку к Северному полюсу , где весь экипаж, кроме молодой женщины, умирает от переохлаждения . Корабль плывет в параллельный мир, населенный говорящими гибридами животных и человека, «Пылающий мир». Странной молодой женщине поклоняются как богине, несмотря на ее заявления о том, что она смертна, и она становится Императрицей Пылающего Мира.
Второй «философский» раздел описывает знания и интерес императрицы к естественным наукам и философии. По этим вопросам она консультируется с различными гибридами человека и животных, каждая группа которых специализируется в определенной области . Она хвалит одни из этих групп, похожих на гильдии , и наказывает других. Она также навязывает новую религию Пылающему миру. Тоскуя по дому, она обращается к нематериальным духам, чтобы рассказать ей новости из дома, и заручается их помощью, чтобы написать свою собственную Каббалу . Духи предлагают герцогине Ньюкасл стать лучшим сценаристом проекта.
Последняя «фантастическая» часть начинается с того, что Императрица и Герцогиня становятся близкими друзьями во время написания Каббалы. Они вместе посещают Англию, где душа Императрицы вселяется в тело герцогини, и герцогиня просит у Фортуны помощи для своего незадачливого мужа. В «Пылающем мире» герцогиня страстно защищает своего мужа на судебном слушании, хотя исход судебного процесса остается безрезультатным. Герцогиня отправляется из Пылающего мира к себе домой и советует Императрице вернуть Пылающий мир в исходное состояние.
Когда духи сообщают Императрице, что ESFI был уничтожен в войне, Императрица и Герцогиня воссоединяются, чтобы спланировать вторжение в ESFI. Императрица облачается в драгоценные камни и вторгается в мир фантастическими технологиями. Армии ESFI считают ее ангелом , и Императрица вынуждает их вернуть власть праведному королю ESFI. Императрица и герцогиня проводят последний продолжительный разговор и расходятся по своим домам. Императрица возвращает Пылающему миру его первоначальную гармонию без внедренной ею религии.
Наконец, Кавендиш заканчивает «Пылающий мир» эпилогом для читателя. В этом эпилоге она описывает причины, по которым она написала «Пылающий мир» . Она сравнивает создание Пылающего мира с завоеваниями Александра Великого и Юлия Цезаря . [5]
Первоначально работа была опубликована как дополнение к « Наблюдениям за экспериментальной философией» Кавендиша. [6] и, таким образом, функционировал как творческий компонент того, что в противном случае было обоснованным стремлением в науке 17-го века . Оно было переиздано в 1668 году. [6]
Жанр и последствия
[ редактировать ]Ученый Николь Пол из Оксфордского университета Брукса утверждает, что Кавендиш была точна в своей классификации работы как «текста-гермафродита». Пол указывает на конфронтацию Кавендиша норм семнадцатого века в отношении таких категорий, как наука, политика, гендер и идентичность. Поль утверждает, что ее готовность подвергать сомнению концепции общества при обсуждении тем, которые в ее эпоху считалось лучше оставить мужским умам, позволяет ей уйти в исключительное гендерно-нейтральное обсуждение указанных тем, создавая то, что Поль называет «поистине освободительным поэтическим пространством». ." [7]
Профессор Северо-Восточного университета Марина Лесли отмечает, что читатели отметили, что «Пылающий мир» представляет собой отход от области утопического письма, в которой обычно доминируют мужчины. Хотя некоторые читатели и критики могут интерпретировать творчество Кавендиш как ограниченное этими характеристиками жанра утопии, Лесли предлагает подходить к интерпретации произведения, помня Кавендиш как одну из первых, наиболее откровенных феминисток в истории, особенно в ранних произведениях. Лесли утверждает, что в этом смысле Кавендиш использовал утопический жанр для обсуждения таких вопросов, как «женская природа и власть», в новом свете, одновременно расширяя сам утопический жанр. [8]
Доктор Далила Бермудес Братаас подробно останавливается на влиянии утопий на гендер и сексуальность в своей диссертации для Университета Тафтса . Она отмечает, что изначально утопии представляли собой сексуально изменчивые миры. Поэтому они бросили вызов гендерным конвенциям. Кавендиша «Пылающий мир» демонстрирует, насколько сексуальны и гендерно изменчивы эти пространства, особенно когда их пишут женщины. Братаас далее развивает это утверждение и описывает привлекательность этого жанра в прежние времена. Этот период в сочетании с гендерными традициями того времени делает утопию привлекательным жанром для Кавендиша. Утопии предлагают женщинам пространство, которое может быть прежде всего женским и дает им ощущение силы. Написание утопии дало Кавендиш возможность создать собственный мир, в котором она имела полную свободу действий и никаких ограничений. В своем эпиграфе Кавендиш даже напоминает читателю, что она владеет этим миром, и предполагает, что они здесь нежелательны и должны создать свой собственный, если он им не нравится. Братаас отмечает, как ее решения при построении этого мира отражают ее гендерные идеалы, такие как пространство для женского образования и женщины как независимые фигуры и авторитеты. [9]
Лесли также считает, что «Пылающий мир » включает в себя множество различных жанров, «которые включают в себя не только повествования о путешествиях и любовные романы, но также утопию, эпос, биографию, каббалу, басню Лукиана, менипповую сатиру, естествознание и моральные пьесы, среди прочего…» [10] Оддвар Холмсленд из Эдинбургского университета соглашается с тем, что «Пылающий мир» креативен в своих жанрах, и пишет, что «термин «гибридизация» удачно отражает метод Кавендиш смешивать устоявшиеся жанры и категории в новый порядок и представлять свою фэнтезийную империю как многообразную». [11]
Профессор Университета Джорджии Суджата Айенгар подчеркивает важность того факта, что «Пылающий мир» явно является вымышленным произведением, что резко контрастирует с научным характером работы, к которой он относится. Айенгар отмечает, что написание художественного произведения позволило Кавендиш создать новый мир, в котором она могла представить себе любую возможную реальность. Такая свобода, утверждает Айенгар, позволяет Кавендишу исследовать идеи ранга, пола и расы, которые прямо противоречат общепринятым представлениям о раболепии в ее эпоху. Айенгар заходит так далеко, что утверждает, что вновь обретенная Кавендиш свобода в вымышленных мирах дает ей возможность исследовать идеи, которые прямо противоречат тем, о которых Кавендиш пишет в своих публицистических произведениях. [12]
Джейсон Х. Перл из Международного университета Флориды считает «Пылающий мир» одним из самых ранних примеров романа, «добавив модификатор «ранний»… чтобы указать на период в истории романа, когда эксперименты были более распространены, когда странные инциденты передавались странных вещей можно было ожидать от прозы». Перл также считает, что он содержит «взаимодействие и противостояние между двумя сопутствующими формами: лунным путешествием, поджанром утопического письма, и натурфилософией, которая помогла сформировать представления о возможности и правдоподобии в представлениях мира природы». Однако Перл также считает это «пересмотром лунного путешествия… один из его пересмотров заключается в том, чтобы переместить пункт назначения к Земле, в прямом и переносном смысле, сделав различные возможности различия каким-то образом более доступными». [13]
Профессор Университета Мемфиса Кэтрин Джимелли Мартин сравнивает «Пылающий мир» с другим ранним образцом жанра: » Томаса Мора «Утопией . Она описывает, что Кавендиш фокусируется на знании, тогда как Мор — на деньгах. В отличие от Мора, Кавендиш использует золото в своем мире как инструмент для украшения, но в противном случае совершенно обесценивает его. Кроме того, она вообще запрещает простолюдинам использовать золото. Мартин предполагает, что в « Пылающем мире » эта классовая система исключает любую конкуренцию за золото, подобную той, которую можно увидеть и обсудить в « Утопии Мора» . [14]
Мир
[ редактировать ]Джейсон Перл прокомментировал сюрреализм мира, а также (парадоксально) его сходство с нашим. Он пишет: «Опыт Леди описывается как «такое странное приключение» в «таком странном месте и среди таких чудесных существ», «не похожих ни на одно из наших миров»… Кажется, здесь возможно все. », и что, «как бы близко он ни был, Пылающий Мир может похвастаться множеством потусторонних чудес», но также считает, что «промежуточный проход существует как морщина в пространстве, соединяющее разъединение, которое делает узкую доступность Пылающего Мира и узаконивает его радикальные различия». [13] Под «промежуточным проходом» Перл имеет в виду невидимый, необъяснимый путь, который главная героиня и ее похитители проходят в начале истории, чтобы достичь Пылающего мира.
Политические взгляды
[ редактировать ]На протяжении всего «Пылающего мира» Императрица утверждает, что мирного общества можно достичь только за счет отсутствия социальных разногласий. Чтобы устранить потенциальное разделение и сохранить социальную гармонию в обществе, о котором говорится в тексте, Кавендиш строит монархическое правительство. [15] В отличие от демократического правительства, Кавендиш считает, что только абсолютный суверенитет может поддерживать социальное единство и стабильность, поскольку опора на единую власть устраняет разделение властей. [16] Для дальнейшего оправдания монархического правления Кавендиш опирается на философские и религиозные аргументы. Она пишет: «Для одного тела было естественно иметь одну главу, поэтому для политического тела было также естественно иметь только одного губернатора… кроме того, говорили они, монархия — это божественная форма правления, и она больше всего согласуется с нашей религией». ." [17]
Политические взгляды Кавендиша схожи со взглядами английского философа Томаса Гоббса . В своей книге «Левиафан » 1651 года Гоббс, как известно, поддерживает идею о том, что монархическое правительство является необходимой силой в предотвращении социальной нестабильности и «разрушения». [15] Как выдающаяся современница Кавендиш, влияние Гоббса на ее политическую философию очевидно. [18] В «Пылающем мире » Кавендиш даже прямо упоминает свое имя, каталогизируя знаменитых писателей: « Галилей , Гассендус , Декарт , Гельмонт , Гоббс, Г. Мор и т. д.». [19]
Влияние
[ редактировать ]Первоначально «Пылающий мир» был опубликован как объединенный текст вместе с «Наблюдениями за экспериментальной философией» Кавендиша , что было прямым ответом на ученого Роберта Гука , «Микрографию» опубликованную всего за год до этого. Достижения в области науки и философии в период раннего Нового времени оказали огромное влияние на Кавендиша и стали основным компонентом « Описаний нового мира, называемого пылающим миром» . [20] Это влияние можно увидеть непосредственно в «Пылающем мире» , где почти половина книги состоит из описаний Пылающего мира, его жителей, философии и изобретений. Одним из таких изобретений является микроскоп, который Кавендиш критикует наряду с самим экспериментальным методом в « Пылающем мире» . [21] Такая интеграция научных достижений может быть одной из причин, по которой некоторые считают «Пылающий мир» первым научно-фантастическим романом.
В графических романах Алана Мура , описывающих приключения Лиги выдающихся джентльменов , Пылающий мир описывался как то самое идиллическое царство, из которого прибыл путешественник из других измерений Кристиан , член первой Лиги , возглавляемой герцогом Просперо . пришли в конце 1680-х годов. Лига распалась, когда Кристиан вернулся в это царство, и именно туда Просперо, Калибан много лет спустя отправились и Ариэль.
В » китайского Мьевиля упоминается книге «Un Lun Dun библиотечная книга под названием «Лондонский путеводитель для жителей пылающего мира» , предполагающая, что путешествие между двумя мирами не всегда одностороннее.
Дж. Баллард написал квартет романов-катастроф, три из которых перекликаются с названиями «Пылающий мир : Затонувший мир» (1962), «Горящий мир» (1964; переиздан под названием «Засуха» в 1965 году) и «Хрустальный мир » (1966).
В 2014 году Сири Хустведт опубликовала роман «Пылающий мир» , в котором описывает блестящие, но запутанные попытки Гарриет Бёрден добиться признания на арт-сцене Нью-Йорка, где доминируют мужчины . Хустведт неоднократно просил Бэрдена называть Маргарет Кавендиш богатым источником вдохновения. Ближе к концу своей жизни Бёрден утешается работой Кавендиша: «Я вернулась к своей пылкой матери Маргарет» (стр. 348), пишет она в своем блокноте.
В 2021 году Карлсон Янг выпустила фильм «Пылающий мир» , в котором она была режиссером, соавтором сценария и снялась в главной роли. В титрах фильма говорится, что он «вдохновлен Маргарет Кавендиш и другими мечтами». [22]
В 2023 году книга была адаптирована для сцены Theater & Orchester Heidelberg , Германия. [23]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Спендер, Дейл (1986). Матери Романа . Лондон: Пандора Пресс. п. 43 . ISBN 0863580815 .
- ^ Ханна, Ли Каллен. «Предмет утопии: Маргарет Кавендиш и ее пылающий мир». Утопия и научная фантастика женщин: мир различий. Сиракузы: Сиракузы, UP, 1994. 15–34.
- ^ Стивен Х. Пропп, Утопия на 6-м этаже: работа, смерть и налоги — Часть 2 , Блумингтон, Индиана, iUniverse, 2004; п. 383.
- ^ Уитакер, Кэти (2003). Безумная Мэдж: необыкновенная жизнь Маргарет Кавендиш, герцогини Ньюкасл, первой женщины, жившей под своим пером . Нью-Йорк: Основные книги. п. 282. ИСБН 0-465-09164-4 . OCLC 55206694 .
- ^ Ньюкасл, Маргарет Кавендиш, герцогиня?-1674 (1994). Пылающий мир и другие произведения . Кейт Лилли. Лондон: Пингвин. ISBN 0-14-043372-4 . OCLC 31364072 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кавендиш, Маргарет (2016). Описание нового мира, называемого пылающим миром . Питерборо, Онтарио: Broadview Press. п. 21. ISBN 9781554812424 .
- ^ Клукас, Стивен (2003). По-королевски храбрая женщина: очерки о Маргарет Кавендиш, герцогине Ньюкасл . Эшгейт. ISBN 0754604640 . ОСЛК 49240098 .
- ^ ЛЕСЛИ, МАРИНА (1996). «Гендер, жанр и утопическое тело в пылающем мире Маргарет Кавендиш». Утопические исследования . 7 (1): 6–24. JSTOR 20719470 .
- ^ «PDF | Шекспир и Кавендиш: возникновение английской утопии раннего Нового времени. | ID: 0v838b479 | Цифровая библиотека Тафтса» . dl.tufts.edu . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ Лесли, Марина. «Разумейте над картой: фантазия, материя и построение мира в «Пылающем мире» Маргарет Кавендиш ». Возрождение и Реформация .
- ^ Холмсленд, Одвар. «Антропоценовые миры Маргарет Кавендиш». Новая литературная история .
- ^ Айенгар, Суджата (1 сентября 2002 г.). «Роялист, романтик, расист: ранг, пол и раса в науке и художественной литературе Маргарет Кавендиш». ЭЛХ . 69 (3): 649–672. дои : 10.1353/elh.2002.0027 . ISSN 1080-6547 . S2CID 162125904 .
- ^ Jump up to: а б Перл, Джейсон Х. (2014). Утопические географии и ранний английский роман . Университет Вирджинии Пресс.
- ^ Мартин, Кэтрин Джимелли (12 ноября 2018 г.). «Все, что блестит: девальвация золотого стандарта в утопиях Томаса Мора, Фрэнсиса Бэкона и Маргарет Кавендиш» . Возрождение и Реформация . 41 (3). дои : 10.33137/rr.v41i3.31557 . ISSN 2293-7374 .
- ^ Jump up to: а б Бойл, Дебора (1 января 2006 г.). «Слава, добродетель и правительство: Маргарет Кавендиш об этике и политике». Журнал истории идей . 67 (2): 251–290. дои : 10.1353/jhi.2006.0012 . JSTOR 30141878 . S2CID 144505763 .
- ^ Бойл, Дебора. «Слава, добродетель и правительство: Маргарет Кавендиш об этике и политике». Журнал истории идей . Издательство Пенсильванского университета, 22 мая 2006 г. Интернет. 02 июня 2017.
- ^ Кавендиш, Маргарет (1994). Пылающий мир и другие сочинения . Классика пингвинов. п. 134. ИСБН 9780140433722 .
- ^ Дункан, Стюарт (1 января 2012 г.). «Обсуждение материализма: Кавендиш, Гоббс и другие». История философии Ежеквартальный журнал . 29 (4): 391–409. JSTOR 43488051 .
- ^ Кавендиш, Маргарет (1994). Пылающий мир и другие сочинения . Классика пингвинов. п. 181. ИСБН 9780140433722 .
- ^ Келлер, Ева (1997). «Произведение мелких богов: критика экспериментальной науки Маргарет Кавендиш». ЭЛХ . 64 (2): 447–471. дои : 10.1353/elh.1997.0017 . JSTOR 30030144 . S2CID 161306367 .
- ^ Борлик, Тодд (2008). Философия техники: Фрэнсис Бэкон и его современники . БРИЛЛ. стр. 231–250. ISBN 9789047442318 .
- ^ « Обзор «Пылающего мира»: исключительно художественная, но расслабляющая фантазия для взрослых Карлсона Янга» . 3 февраля 2021 г.
- ^ «Пылающий мир - Постановки - Театр и оркестр Гейдельберга» . www.theaterheidelberg.de . Проверено 28 марта 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бумажные тела: читатель Маргарет Кавендиш . Эд. Сильвия Бауэрбанк и Сара Мендельсон. Питерборо, Онтарио: Broadview Press, 2000. ISBN 1-55111-173-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пылающий мир в стандартных электронных книгах
- Описание нового мира, названного «Пылающим миром» в Project Gutenberg
- Аудиокнига в общественном достоянии «Пылающий мир» на LibriVox
- Оцифрованная копия книги « Описание нового мира, называемого пылающим миром» (издание 1668 г.), хранящаяся в Британской библиотеке, доступна в Google Книгах и Интернет-архиве ; обе цифровые копии индексируются под названием издания 1666 года « Наблюдения за экспериментальной философией: к чему добавлено описание нового пылающего мира» .