Jump to content

Дональд Вулфит

Дональд Вулфит
Вольфит в 1965 году
Рожденный
Дональд Вулфитт

( 1902-04-20 ) 20 апреля 1902 г.
Умер 17 февраля 1968 г. (1968-02-17) (65 лет)
Хаммерсмит , Лондон, Англия
Занятие Актер-менеджер
Годы активности 1924–1968
Супруг (а) Крис Кастор (1928–1934)
Сьюзен Кэтрин Энтони
Розалинда Иден (м.1948)

Сэр Дональд Вулфит , CBE (урожденный Дональд Вулфитт ; 20 апреля 1902 — 17 февраля 1968) — английский актёр-менеджер , известный своими гастрольными постановками Шекспира. Он был особенно известен своим изображением короля Лира .

Рожденный в обычной семье среднего класса в Ноттингемшире , Вулфит с раннего возраста был увлечен сценой, и после непродолжительного периода работы учителем он присоединился к гастрольной труппе актера-менеджера Чарльза Дорана , а затем к труппе Фреда Терри . Он дебютировал в Лондоне в 1924 году и упростил написание своей фамилии с Вулфитт на Вулфит.

В 1929 году Вулфит присоединился к Лилиан Бэйлис компании в « Олд Вик», но у него возникла сильная антипатия к ведущему актеру Джону Гилгуду , и он покинул компанию после одного сезона. Он присоединился к труппе Мемориального театра Шекспира на фестивалях 1936 и 1937 годов, сыграв тринадцать главных ролей, получив отличные отзывы за свою роль Гамлета . Затем он основал свою собственную гастрольную компанию, которая возила пьесы Шекспира и других авторов по всей Британии, а время от времени и за границу. Он продолжал появляться в Вест-Энде и снял несколько фильмов, но его главной заботой была гастрольная компания. Его стандарты подверглись критике, но некоторые участники добились большей известности, в том числе Гарольд Пинтер и Брайан Рикс .

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Вулфит родился в Нью-Балдертоне , недалеко от Ньюарк-он-Трент , Ноттингемшир , 20 апреля 1902 года и был вторым сыном и четвертым из пяти детей Уильяма Пирса Вулфита и его жены Эммы, урожденной Томлинсон. [1] Это было обычное домашнее хозяйство; Вулфитт-старший был прихожанином англиканской церкви, сторонником консерваторов и масоном . [n 1] С раннего детства Вольфит хотел стать актером, несмотря на неодобрение отца. [3]

После обучения в средней школе Магнуса в Ньюарке он некоторое время работал учителем в Истборне, прежде чем успешно пройти прослушивание у актера-менеджера Чарльза Дорана . [4] Гастрольная труппа Дорана была тренировочной площадкой для многих британских актеров, в том числе Ральфа Ричардсона , Сесила Паркера , Эдит Шарп , Нормана Шелли , Авраама Софаера и Фрэнсиса   Л. Салливана . [5] Дебютной ролью Вольфита в Королевском театре в Йорке 13 сентября 1920 года стал Бионделло в постановке Дорана « Укрощение строптивой» . [6] Между помолвкой с Дораном и дебютом в Вест-Энде в 1924 году он гастролировал с труппами Александра Марша, а затем Фреда Терри . [7] Всю оставшуюся жизнь Вольфит признавал свой долг перед последним за то, чему он у него научился. [8]

Вулфит дебютировал в Лондоне 26 ноября 1924 года в Новом театре в роли Фируса в Мэтисона Ланга постановке «Блуждающий еврей» . [6] Примерно в это же время он упростил написание своей фамилии с Вулфитт на Вулфит. [9] Он играл второстепенные роли в различных постановках Вест-Энда, а 16 апреля 1928 года в церкви Святого Георгия в Вестминстере женился на актрисе Крис Фрэнсис Кастор, от которой у него родилась дочь. [10] [11] Брак продлился до 1933 года, когда пара развелась. [12]

В 1929 году Вулфит присоединился к Лилиан Бейлис труппе в « Олд Вик» и сыграл Тибальта в «Ромео и Джульетте» , Кассия в «Юлии Цезаре» , Оселка в «Как вам это понравится» , Макдуфа в «Макбете» и Клавдия в «Гамлете» . [6] Руководителем компании был Джон Гилгуд , к которому Вулфит испытывал сильную и длительную неприязнь, завидуя успеху Гилгуда и будучи, как описывает биограф Шеридан Морли , «яростным антигомосексуалистом». [13] [n 2] Вольфит стал непопулярным среди своих коллег-актеров, и его контракт не был продлен после первого года. [14]

1930-е годы

[ редактировать ]

После дальнейших выступлений в Вест-Энде Вулфит присоединился к компании сэра Барри Джексона в 1931 году для шестимесячного тура по Канаде. Он играл Роберта Браунинга в «Барреттах с Уимпол-стрит» , молодого Марлоу в «Она наклоняется, чтобы завоевать» , Джо Варвелла в «Жёлтых песках» , Коуда в «Дорогом Бруте» и Шекспира в «Тёмной леди из сонетов» . [6] Он достаточно преодолел свою ненависть к Гилгуду, чтобы принять роль Томаса Моубрея в фильме «Ричард Бордоский» (1932) с актерским составом, возглавляемым Гилгудом и Гвен Франгкон-Дэвис ; произведение длилось больше года. [15] Вулфит произвел впечатление в 1933 году в главной роли в однодневной постановке « Гамлета» в Художественном театре с использованием текста Первого ин-кварта, а не текста Первого фолио, который обычно дается. Газета Daily Telegraph сообщила:

Мистер Дональд Вулфит определенно завоевывает доверие своим исполнением «Гамлета». ... Его единственная ошибка - обычная для молодых актеров - заключалась в том, что он слишком сильно поднял тон перед сценой в туалете, в результате чего нотка истерии была слишком доминирующей. Но в целом это была очень яркая пьеса. [16]

Воодушевленный этим успехом, Вольфит решил попробовать свои силы в качестве актера-менеджера. Он заручился финансовой поддержкой и организовал недельный драматический фестиваль в своем родном Ньюарке в 1934 году. Он представил «Оружие и человек» , «Мастер-строитель» и «Двенадцатую ночь» , сыграв Блунчли, Солнесса и Мальволио. Среди актеров, которых он нанял, были Джон Клементс , Элспет Марч , Маргарет Резерфорд и Маргарет Вебстер . [17] В том же году, 15 сентября, он женился на Сьюзен Кэтрин Энтони; у них были сын и дочь. [10] Он впервые появился в кино в 1934 году в роли Святого Франциска Ассизского в короткометражном фильме « Inasmuch» . Он появлялся в других фильмах в 1930-х годах, после чего больше не работал в кино до 1950-х годов. [18]

Вулфит присоединился к труппе Мемориального театра Шекспира на фестивалях 1936 и 1937 годов, сыграв восемь главных ролей в первом, включая Гамлета, и пять во втором. [6] Его «Гамлет» был положительно оценен критиками, и, по словам его биографа Рональда Харвуда , «игра Гамлета возвела Вольфита в ряды ведущих актеров». Критик Одри Уильямсон писала, что, хотя Вулфит никогда физически не подходил так же физически, как Гилгуд, на роль Гамлета, в своих стратфордских спектаклях он придавал персонажу «электрический драйв и силу страдания… За каждым жестом, каждой линией и вновь стояла мысль». и снова поражала тонкость деталей». [19] Другой критик написал: «Мистер Вулфит завершил работу своего сезона выдающимся спектаклем, достойным сравнения с великими Гамлетами». [20] Режиссером в Стратфорде был Бен Иден Пейн , чья дочь Розалинда Иден стала ведущей актрисой Вольфита. Он влюбился в нее, оставил жену и жил с Иден, в конце концов женившись на ней в 1948 году. [10]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

С началом Второй мировой войны, несмотря на настоятельные советы об обратном, Вольфит отказался отменить свои планы на осенний тур. Он сказал прессе: «Вот мои национальные усилия в настоящее время. Они пока не хотят, чтобы я служил в Службе, поэтому я стараюсь продолжить свои планы. Вся моя рота ждет, чтобы служить, когда меня призовут». [21] В 1940 году труппа отыграла сезон в театре Кингсуэй лондонском за обедом . Позже в том же году Вольфит представил «Сцены из Шекспира» в Театре Стрэнд во время Блица. Немецкая бомба уничтожила его магазин декораций и костюмов, но он продолжал гастролировать. В 1944 году он посетил Египет по поручению Национальной ассоциации обслуживания развлечений , после чего провел несколько сезонов в Париже и Брюсселе. [10]

Послевоенный

[ редактировать ]

Вулфит чаще гастролировал, чем играл в Лондоне. Гермиона Джинголд адаптировала старую театральную шутку, сказав, что « Оливье — это высший пилотаж, а Вольфит вынужден гастролировать». [n 3] но на самом деле Вулфит предпочитал гастролировать со своей собственной труппой и часто был недоволен постановками Вест-Энда, был обязан режиссерам и играл вместе с крупными актерами, над которыми он явно не превосходил. Он твердо верил, что Шекспира следует донести до народа, и использовал выступления и фильмы в Вест-Энде, чтобы субсидировать свою гастрольную компанию. [23] После войны он продолжил свои ежегодные гастроли по Великобритании, а в 1947 году провел два успешных тура по Канаде: сезон в Нью-Йорке и сезон в Лондоне в театре Савой . [10]

Надеясь представить свою труппу в следующем лондонском сезоне 1949 года, Вольфит обнаружил, что театра Вест-Энда нет, и вместо этого он снял старый мюзик-холл Бедфорд в Камден-Тауне на севере Лондона. Он представил шестнадцатинедельный сезон «Шекспира по популярным ценам» и играл при переполненных залах. [24] Сцена сказала о его игре в «Короле Лире» : «Сегодня в нашем театре нет такой великолепной игры, как игра Дональда Вулфита, когда он играет Лира». [25] но в его постановках были дешевые костюмы и декорации, а его труппа была ниже его собственного стандарта игры. Среди зрителей в этом сезоне был молодой Бернард Левин , который позже написал, что, хотя «Вулфит и его ужасная компания... ужасно пародировали Шекспира», они, тем не менее, позволили молодым людям узнать и полюбить пьесы, и за это Левин держал Вольфита память в глубоком почете. [26] Левин вспомнил обычный вызов Вулфита к занавесу, «со старой манией величия, когда он благодарил публику, предаваясь тому же утомленному хватанию занавеса», что, по словам Стивена Поттера , он делал независимо от того, «лежал ли он с Лиром или мчался через двадцать минуты Пробного камня». [27]

В 1950 году Вольфит был назначен CBE . В том же году Тайрон Гатри пригласил его вернуться в «Олд Вик», чтобы сыграть Лира, Тимона Афинского, лорда Оглби в «Тайном браке » и Кристофера Марло » «Тамерлана Великого . Он добился большого успеха в этих ролях, но, по словам Харвуда, его «раздражало выступление в другой труппе, чем его собственная, и в окружении отличных актеров второго плана». Он поссорился с Гатри и покинул компанию. [10]

Вулфит вернулся к актерскому мастерству в 1953 году, проведя сезон в Королевском театре Хаммерсмит с более сильной труппой, чем обычно. Он открылся для восторженных рецензий и полных залов двойной афишей «Эдипа-царя» и «Эдипа в Колоне» , но, по словам Харвуда, позже в этом сезоне и в последний раз «он прибегнул к своим утомительным шекспировским постановкам, в которых однако он дал несколько великолепных выступлений». [10] Хотя гастрольные компании Вольфита часто подвергались критике, в их состав, тем не менее, входили, среди множества менее известных имен, такие будущие звезды, как Питер Джонс , Гарольд Пинтер , Эрик Портер , Брайан Рикс , Фрэнк Торнтон и Ричард Уоттис . [28]

В 1957 году Вольфит объявил о завершении карьеры актера-менеджера, но после получения рыцарского звания в том же году он вышел на пенсию и предпринял последний тур под своим собственным руководством. [10] Главной ролью его последних лет была главная роль в пьесе Генрика Ибсена « Джон Габриэль Боркман» в Театре «Герцогиня» в 1963 году. Один критик сказал, что игра Вольфита понравилась бы Ибсену и заслуживала того, чтобы ее считали окончательным изображением. [23] Последнее появление Вулфита на сцене было в мюзикле «Роберт и Элизабет» в роли тирана мистера Барретта в 1966–67. [10]

Вулфит умер в Королевской масонской больнице в Лондоне 17 февраля 1968 года и был похоронен в церкви Святого Петра в Херстборн-Таррант , Хэмпшир. [10]

Фильмография

[ редактировать ]
Фильм
Год Заголовок Роль Примечания
1931 Вниз по реке
1934 Смерть в Доме радиовещания Сидни Парсонс
1935 Дрейк Англии Томас Даути
1935 Тихий пассажир Генри Кэмберли
1935 мат Джек Бартон
1935 Поздний Экстра Инспектор Гревилл
1935 Уголок Гайд-парка Ховард В титрах не указан
1935 Секстон Блейк и бородатый доктор Перси
1936 Вызов мелодии Дик Финли
1938 Тайна сокровищ Клейдона Исполнительный В титрах не указан
1952 Пиквикские документы Сержант Бузфуз
1952 Звонок доктор Ломонд
1953 Разве жизнь не прекрасна! дядя Вилли
1954 Свенгали Свенгали
1955 Золотой приз Стрэттон
1956 Мужчина на дороге Профессор Кэттрелл
1956 Виновный? Судить
1956 Спутник в небе Веселье
1957 Предатель Полковник Прайс
1958 Я обвиняю! Ген. Мерсье
1958 Кровь вампира Доктор Каллистрат
1959 Комната наверху г-н Браун
1959 Злые холмы Доктор Стергион
1959 Грубое и гладкое Лорд Дрюэлл
1959 Дом семи ястребов Инспектор Ван Дер Стор
1960 Руки Орлака Professor Volchett
1961 Знак Эндрю Клайв
1962 Лоуренс Аравийский Генерал Арчибальд Мюррей
1963 Доктор Криппен РД Мьюир
1964 Бекет Епископ Фоллиот
1965 Девяносто градусов в тени Базант
1965 Жизнь на вершине Эйб Браун
1966 Человек-сэндвич Продавец автомобилей
1968 Атака легкой бригады Макбет в фильме «Макбет»
1968 Упадок и падение... орнитолога Доктор Огастес Фэган (последняя роль в кино)

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Его сын продолжил приверженность масонству, в которое он был посвящен своим отцом в 1937 году. Он стал Мастером Ложи Зеленой Комнаты и Великим Офицером. [2]
  2. По словам Морли, гомофобия Вулфита была основана не просто на предрассудках, но и на опасении, что более тонкий стиль игры Гилгуда и других актеров-геев сделает его собственную «старомодную агрессивную мужественность» устаревшей. [13]
  3. Эта театральная насмешка восходит как минимум к 19 веку. говорили О Сеймуре Хиксе , что, в то время как Дэвид Гаррик и Генри Ирвинг были проявлением силы , Хикс был вынужден отправиться в турне. Более поздняя версия касалась Лилиан Брейтуэйт и миссис Патрик Кэмпбелл в 1930-х годах, и использование этой фразы для Оливье и Вулфита было переработкой ревю 1940-х годов авторов Джингольда. [22]
  1. ^ Харвуд, стр. 6–8.
  2. ^ Харвуд, с. 262
  3. ^ Харвуд, с. 32
  4. ^ Харвуд, стр. 43.
  5. Тревин, Дж. К. «Многогранный человек», The Illustrated London News , 25 декабря 1982 г., стр. 61; и Хобсон, с. 11
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Гайе, стр. 1327–1330 гг.
  7. ^ Харвуд, стр. 55 и 61.
  8. ^ Гилгуд, с. 372
  9. ^ Харвуд, с. 68
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Харвуд, Рональд , «Вулфит, сэр Дональд (1902–1968)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, сентябрь 2004 г.; онлайн-издание, январь 2008 г. Проверено 20 марта 2024 г.
  11. ^ «Брак», Newark Herald , 28 апреля 1928 г., стр. 5
  12. ^ Харвуд, с. 117
  13. ^ Перейти обратно: а б Морли (2001), с. 97
  14. ^ Кроалл, с. 134
  15. ^ Харвуд, с. 112
  16. ^ «Первый квартал Гамлета», The Daily Telegraph , 24 апреля 1933 г., стр. 8
  17. ^ Харвуд, с. 116
  18. ^ Харвуд, с. 285
  19. ^ Уильямсон, с. 268
  20. ^ Харвуд, с. 127
  21. ^ «Дональд Вулфит продолжает пьесы Шекспира», Newark Advertiser , 4 октября 1939 г., стр. 5
  22. ^ Рис, с. 3
  23. ^ Перейти обратно: а б Морли (1986), с. 419
  24. ^ Харвуд, стр. 207–208.
  25. ^ «Бедфорд», The Stage , 10 марта 1949 г., стр. 7
  26. ^ Левин, стр. 148–150.
  27. ^ Левин, с. 150; и Харвуд, с. 187
  28. ^ Харвуд, стр. 287–289.

Источники

[ редактировать ]
  • Кроалл, Джонатан (2000). Гилгуд – Театральная жизнь, 1904–2000 . Лондон: Метуэн. ISBN  978-0-41-374560-6 .
  • Гэй, Фреда, изд. (1967). Кто есть кто в театре (четырнадцатое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC   5997224 .
  • Гилгуд, Джон (2000) [1939 и 1989]. Гилгуд о Гилгуде - том, включающий перепечатки книг «Ранние стадии» и «Взгляд назад» . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN  978-0-34-079502-6 .
  • Харвуд, Рональд (1983). Сэр Дональд Вулфит, CBE . Оксфорд: Amber Lane Press. ISBN  978-0-90-639943-9 .
  • Хобсон, Гарольд (1958). Ральф Ричардсон . Лондон: Роклифф. OCLC   3797774 .
  • Морли, Шеридан (1986). Великие звезды сцены . Лондон: Ангус и Робертсон. ISBN  978-0-8160-1401-9 .
  • Морли, Шеридан (2001). Джон Дж. – Официальная биография Джона Гилгуда . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN  978-0-34-036803-9 .
  • Рис, Найджел (2002). Шутки, оскорбления и оплошности . Лондон: Публикации Rigel для Marks and Spencer. (без номера ISBN или OCLC)
  • Уильямсон, Одри (1951). Театр двух десятилетий . Лондон: Роклифф. OCLC   67409885 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d43d417ce0bd434b61097e29c745458__1715977260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/58/8d43d417ce0bd434b61097e29c745458.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Donald Wolfit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)