Дональд Вулфит
Дональд Вулфит | |
---|---|
![]() Вольфит в 1965 году | |
Рожденный | Дональд Вулфитт 20 апреля 1902 г. Нью-Балдертон , Ноттингемшир , Англия |
Умер | 17 февраля 1968 г. Хаммерсмит , Лондон, Англия | (65 лет)
Занятие | Актер-менеджер |
Годы активности | 1924–1968 |
Супруг (а) | Крис Кастор (1928–1934) Сьюзен Кэтрин Энтони Розалинда Иден (м.1948) |
Сэр Дональд Вулфит , CBE (урожденный Дональд Вулфитт ; 20 апреля 1902 — 17 февраля 1968) — английский актёр-менеджер , известный своими гастрольными постановками Шекспира. Он был особенно известен своим изображением короля Лира .
Рожденный в обычной семье среднего класса в Ноттингемшире , Вулфит с раннего возраста был увлечен сценой, и после непродолжительного периода работы учителем он присоединился к гастрольной труппе актера-менеджера Чарльза Дорана , а затем к труппе Фреда Терри . Он дебютировал в Лондоне в 1924 году и упростил написание своей фамилии с Вулфитт на Вулфит.
В 1929 году Вулфит присоединился к Лилиан Бэйлис компании в « Олд Вик», но у него возникла сильная антипатия к ведущему актеру Джону Гилгуду , и он покинул компанию после одного сезона. Он присоединился к труппе Мемориального театра Шекспира на фестивалях 1936 и 1937 годов, сыграв тринадцать главных ролей, получив отличные отзывы за свою роль Гамлета . Затем он основал свою собственную гастрольную компанию, которая возила пьесы Шекспира и других авторов по всей Британии, а время от времени и за границу. Он продолжал появляться в Вест-Энде и снял несколько фильмов, но его главной заботой была гастрольная компания. Его стандарты подверглись критике, но некоторые участники добились большей известности, в том числе Гарольд Пинтер и Брайан Рикс .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Вулфит родился в Нью-Балдертоне , недалеко от Ньюарк-он-Трент , Ноттингемшир , 20 апреля 1902 года и был вторым сыном и четвертым из пяти детей Уильяма Пирса Вулфита и его жены Эммы, урожденной Томлинсон. [1] Это было обычное домашнее хозяйство; Вулфитт-старший был прихожанином англиканской церкви, сторонником консерваторов и масоном . [n 1] С раннего детства Вольфит хотел стать актером, несмотря на неодобрение отца. [3]
После обучения в средней школе Магнуса в Ньюарке он некоторое время работал учителем в Истборне, прежде чем успешно пройти прослушивание у актера-менеджера Чарльза Дорана . [4] Гастрольная труппа Дорана была тренировочной площадкой для многих британских актеров, в том числе Ральфа Ричардсона , Сесила Паркера , Эдит Шарп , Нормана Шелли , Авраама Софаера и Фрэнсиса Л. Салливана . [5] Дебютной ролью Вольфита в Королевском театре в Йорке 13 сентября 1920 года стал Бионделло в постановке Дорана « Укрощение строптивой» . [6] Между помолвкой с Дораном и дебютом в Вест-Энде в 1924 году он гастролировал с труппами Александра Марша, а затем Фреда Терри . [7] Всю оставшуюся жизнь Вольфит признавал свой долг перед последним за то, чему он у него научился. [8]
Вулфит дебютировал в Лондоне 26 ноября 1924 года в Новом театре в роли Фируса в Мэтисона Ланга постановке «Блуждающий еврей» . [6] Примерно в это же время он упростил написание своей фамилии с Вулфитт на Вулфит. [9] Он играл второстепенные роли в различных постановках Вест-Энда, а 16 апреля 1928 года в церкви Святого Георгия в Вестминстере женился на актрисе Крис Фрэнсис Кастор, от которой у него родилась дочь. [10] [11] Брак продлился до 1933 года, когда пара развелась. [12]
В 1929 году Вулфит присоединился к Лилиан Бейлис труппе в « Олд Вик» и сыграл Тибальта в «Ромео и Джульетте» , Кассия в «Юлии Цезаре» , Оселка в «Как вам это понравится» , Макдуфа в «Макбете» и Клавдия в «Гамлете» . [6] Руководителем компании был Джон Гилгуд , к которому Вулфит испытывал сильную и длительную неприязнь, завидуя успеху Гилгуда и будучи, как описывает биограф Шеридан Морли , «яростным антигомосексуалистом». [13] [n 2] Вольфит стал непопулярным среди своих коллег-актеров, и его контракт не был продлен после первого года. [14]
1930-е годы
[ редактировать ]После дальнейших выступлений в Вест-Энде Вулфит присоединился к компании сэра Барри Джексона в 1931 году для шестимесячного тура по Канаде. Он играл Роберта Браунинга в «Барреттах с Уимпол-стрит» , молодого Марлоу в «Она наклоняется, чтобы завоевать» , Джо Варвелла в «Жёлтых песках» , Коуда в «Дорогом Бруте» и Шекспира в «Тёмной леди из сонетов» . [6] Он достаточно преодолел свою ненависть к Гилгуду, чтобы принять роль Томаса Моубрея в фильме «Ричард Бордоский» (1932) с актерским составом, возглавляемым Гилгудом и Гвен Франгкон-Дэвис ; произведение длилось больше года. [15] Вулфит произвел впечатление в 1933 году в главной роли в однодневной постановке « Гамлета» в Художественном театре с использованием текста Первого ин-кварта, а не текста Первого фолио, который обычно дается. Газета Daily Telegraph сообщила:
Воодушевленный этим успехом, Вольфит решил попробовать свои силы в качестве актера-менеджера. Он заручился финансовой поддержкой и организовал недельный драматический фестиваль в своем родном Ньюарке в 1934 году. Он представил «Оружие и человек» , «Мастер-строитель» и «Двенадцатую ночь» , сыграв Блунчли, Солнесса и Мальволио. Среди актеров, которых он нанял, были Джон Клементс , Элспет Марч , Маргарет Резерфорд и Маргарет Вебстер . [17] В том же году, 15 сентября, он женился на Сьюзен Кэтрин Энтони; у них были сын и дочь. [10] Он впервые появился в кино в 1934 году в роли Святого Франциска Ассизского в короткометражном фильме « Inasmuch» . Он появлялся в других фильмах в 1930-х годах, после чего больше не работал в кино до 1950-х годов. [18]
Вулфит присоединился к труппе Мемориального театра Шекспира на фестивалях 1936 и 1937 годов, сыграв восемь главных ролей в первом, включая Гамлета, и пять во втором. [6] Его «Гамлет» был положительно оценен критиками, и, по словам его биографа Рональда Харвуда , «игра Гамлета возвела Вольфита в ряды ведущих актеров». Критик Одри Уильямсон писала, что, хотя Вулфит никогда физически не подходил так же физически, как Гилгуд, на роль Гамлета, в своих стратфордских спектаклях он придавал персонажу «электрический драйв и силу страдания… За каждым жестом, каждой линией и вновь стояла мысль». и снова поражала тонкость деталей». [19] Другой критик написал: «Мистер Вулфит завершил работу своего сезона выдающимся спектаклем, достойным сравнения с великими Гамлетами». [20] Режиссером в Стратфорде был Бен Иден Пейн , чья дочь Розалинда Иден стала ведущей актрисой Вольфита. Он влюбился в нее, оставил жену и жил с Иден, в конце концов женившись на ней в 1948 году. [10]
Вторая мировая война
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны, несмотря на настоятельные советы об обратном, Вольфит отказался отменить свои планы на осенний тур. Он сказал прессе: «Вот мои национальные усилия в настоящее время. Они пока не хотят, чтобы я служил в Службе, поэтому я стараюсь продолжить свои планы. Вся моя рота ждет, чтобы служить, когда меня призовут». [21] В 1940 году труппа отыграла сезон в театре Кингсуэй лондонском за обедом . Позже в том же году Вольфит представил «Сцены из Шекспира» в Театре Стрэнд во время Блица. Немецкая бомба уничтожила его магазин декораций и костюмов, но он продолжал гастролировать. В 1944 году он посетил Египет по поручению Национальной ассоциации обслуживания развлечений , после чего провел несколько сезонов в Париже и Брюсселе. [10]
Послевоенный
[ редактировать ]Вулфит чаще гастролировал, чем играл в Лондоне. Гермиона Джинголд адаптировала старую театральную шутку, сказав, что « Оливье — это высший пилотаж, а Вольфит вынужден гастролировать». [n 3] но на самом деле Вулфит предпочитал гастролировать со своей собственной труппой и часто был недоволен постановками Вест-Энда, был обязан режиссерам и играл вместе с крупными актерами, над которыми он явно не превосходил. Он твердо верил, что Шекспира следует донести до народа, и использовал выступления и фильмы в Вест-Энде, чтобы субсидировать свою гастрольную компанию. [23] После войны он продолжил свои ежегодные гастроли по Великобритании, а в 1947 году провел два успешных тура по Канаде: сезон в Нью-Йорке и сезон в Лондоне в театре Савой . [10]
Надеясь представить свою труппу в следующем лондонском сезоне 1949 года, Вольфит обнаружил, что театра Вест-Энда нет, и вместо этого он снял старый мюзик-холл Бедфорд в Камден-Тауне на севере Лондона. Он представил шестнадцатинедельный сезон «Шекспира по популярным ценам» и играл при переполненных залах. [24] Сцена сказала о его игре в «Короле Лире» : «Сегодня в нашем театре нет такой великолепной игры, как игра Дональда Вулфита, когда он играет Лира». [25] но в его постановках были дешевые костюмы и декорации, а его труппа была ниже его собственного стандарта игры. Среди зрителей в этом сезоне был молодой Бернард Левин , который позже написал, что, хотя «Вулфит и его ужасная компания... ужасно пародировали Шекспира», они, тем не менее, позволили молодым людям узнать и полюбить пьесы, и за это Левин держал Вольфита память в глубоком почете. [26] Левин вспомнил обычный вызов Вулфита к занавесу, «со старой манией величия, когда он благодарил публику, предаваясь тому же утомленному хватанию занавеса», что, по словам Стивена Поттера , он делал независимо от того, «лежал ли он с Лиром или мчался через двадцать минуты Пробного камня». [27]
В 1950 году Вольфит был назначен CBE . В том же году Тайрон Гатри пригласил его вернуться в «Олд Вик», чтобы сыграть Лира, Тимона Афинского, лорда Оглби в «Тайном браке » и Кристофера Марло » «Тамерлана Великого . Он добился большого успеха в этих ролях, но, по словам Харвуда, его «раздражало выступление в другой труппе, чем его собственная, и в окружении отличных актеров второго плана». Он поссорился с Гатри и покинул компанию. [10]
Вулфит вернулся к актерскому мастерству в 1953 году, проведя сезон в Королевском театре Хаммерсмит с более сильной труппой, чем обычно. Он открылся для восторженных рецензий и полных залов двойной афишей «Эдипа-царя» и «Эдипа в Колоне» , но, по словам Харвуда, позже в этом сезоне и в последний раз «он прибегнул к своим утомительным шекспировским постановкам, в которых однако он дал несколько великолепных выступлений». [10] Хотя гастрольные компании Вольфита часто подвергались критике, в их состав, тем не менее, входили, среди множества менее известных имен, такие будущие звезды, как Питер Джонс , Гарольд Пинтер , Эрик Портер , Брайан Рикс , Фрэнк Торнтон и Ричард Уоттис . [28]
В 1957 году Вольфит объявил о завершении карьеры актера-менеджера, но после получения рыцарского звания в том же году он вышел на пенсию и предпринял последний тур под своим собственным руководством. [10] Главной ролью его последних лет была главная роль в пьесе Генрика Ибсена « Джон Габриэль Боркман» в Театре «Герцогиня» в 1963 году. Один критик сказал, что игра Вольфита понравилась бы Ибсену и заслуживала того, чтобы ее считали окончательным изображением. [23] Последнее появление Вулфита на сцене было в мюзикле «Роберт и Элизабет» в роли тирана мистера Барретта в 1966–67. [10]
Вулфит умер в Королевской масонской больнице в Лондоне 17 февраля 1968 года и был похоронен в церкви Святого Петра в Херстборн-Таррант , Хэмпшир. [10]
Фильмография
[ редактировать ]Фильм | |||
---|---|---|---|
Год | Заголовок | Роль | Примечания |
1931 | Вниз по реке | ||
1934 | Смерть в Доме радиовещания | Сидни Парсонс | |
1935 | Дрейк Англии | Томас Даути | |
1935 | Тихий пассажир | Генри Кэмберли | |
1935 | мат | Джек Бартон | |
1935 | Поздний Экстра | Инспектор Гревилл | |
1935 | Уголок Гайд-парка | Ховард | В титрах не указан |
1935 | Секстон Блейк и бородатый доктор | Перси | |
1936 | Вызов мелодии | Дик Финли | |
1938 | Тайна сокровищ Клейдона | Исполнительный | В титрах не указан |
1952 | Пиквикские документы | Сержант Бузфуз | |
1952 | Звонок | доктор Ломонд | |
1953 | Разве жизнь не прекрасна! | дядя Вилли | |
1954 | Свенгали | Свенгали | |
1955 | Золотой приз | Стрэттон | |
1956 | Мужчина на дороге | Профессор Кэттрелл | |
1956 | Виновный? | Судить | |
1956 | Спутник в небе | Веселье | |
1957 | Предатель | Полковник Прайс | |
1958 | Я обвиняю! | Ген. Мерсье | |
1958 | Кровь вампира | Доктор Каллистрат | |
1959 | Комната наверху | г-н Браун | |
1959 | Злые холмы | Доктор Стергион | |
1959 | Грубое и гладкое | Лорд Дрюэлл | |
1959 | Дом семи ястребов | Инспектор Ван Дер Стор | |
1960 | Руки Орлака | Professor Volchett | |
1961 | Знак | Эндрю Клайв | |
1962 | Лоуренс Аравийский | Генерал Арчибальд Мюррей | |
1963 | Доктор Криппен | РД Мьюир | |
1964 | Бекет | Епископ Фоллиот | |
1965 | Девяносто градусов в тени | Базант | |
1965 | Жизнь на вершине | Эйб Браун | |
1966 | Человек-сэндвич | Продавец автомобилей | |
1968 | Атака легкой бригады | Макбет в фильме «Макбет» | |
1968 | Упадок и падение... орнитолога | Доктор Огастес Фэган | (последняя роль в кино) |
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Его сын продолжил приверженность масонству, в которое он был посвящен своим отцом в 1937 году. Он стал Мастером Ложи Зеленой Комнаты и Великим Офицером. [2]
- ↑ По словам Морли, гомофобия Вулфита была основана не просто на предрассудках, но и на опасении, что более тонкий стиль игры Гилгуда и других актеров-геев сделает его собственную «старомодную агрессивную мужественность» устаревшей. [13]
- ↑ Эта театральная насмешка восходит как минимум к 19 веку. говорили О Сеймуре Хиксе , что, в то время как Дэвид Гаррик и Генри Ирвинг были проявлением силы , Хикс был вынужден отправиться в турне. Более поздняя версия касалась Лилиан Брейтуэйт и миссис Патрик Кэмпбелл в 1930-х годах, и использование этой фразы для Оливье и Вулфита было переработкой ревю 1940-х годов авторов Джингольда. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харвуд, стр. 6–8.
- ^ Харвуд, с. 262
- ^ Харвуд, с. 32
- ^ Харвуд, стр. 43.
- ↑ Тревин, Дж. К. «Многогранный человек», The Illustrated London News , 25 декабря 1982 г., стр. 61; и Хобсон, с. 11
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гайе, стр. 1327–1330 гг.
- ^ Харвуд, стр. 55 и 61.
- ^ Гилгуд, с. 372
- ^ Харвуд, с. 68
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Харвуд, Рональд , «Вулфит, сэр Дональд (1902–1968)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, сентябрь 2004 г.; онлайн-издание, январь 2008 г. Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ «Брак», Newark Herald , 28 апреля 1928 г., стр. 5
- ^ Харвуд, с. 117
- ^ Перейти обратно: а б Морли (2001), с. 97
- ^ Кроалл, с. 134
- ^ Харвуд, с. 112
- ^ «Первый квартал Гамлета», The Daily Telegraph , 24 апреля 1933 г., стр. 8
- ^ Харвуд, с. 116
- ^ Харвуд, с. 285
- ^ Уильямсон, с. 268
- ^ Харвуд, с. 127
- ^ «Дональд Вулфит продолжает пьесы Шекспира», Newark Advertiser , 4 октября 1939 г., стр. 5
- ^ Рис, с. 3
- ^ Перейти обратно: а б Морли (1986), с. 419
- ^ Харвуд, стр. 207–208.
- ^ «Бедфорд», The Stage , 10 марта 1949 г., стр. 7
- ^ Левин, стр. 148–150.
- ^ Левин, с. 150; и Харвуд, с. 187
- ^ Харвуд, стр. 287–289.
Источники
[ редактировать ]- Кроалл, Джонатан (2000). Гилгуд – Театральная жизнь, 1904–2000 . Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-41-374560-6 .
- Гэй, Фреда, изд. (1967). Кто есть кто в театре (четырнадцатое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC 5997224 .
- Гилгуд, Джон (2000) [1939 и 1989]. Гилгуд о Гилгуде - том, включающий перепечатки книг «Ранние стадии» и «Взгляд назад» . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 978-0-34-079502-6 .
- Харвуд, Рональд (1983). Сэр Дональд Вулфит, CBE . Оксфорд: Amber Lane Press. ISBN 978-0-90-639943-9 .
- Хобсон, Гарольд (1958). Ральф Ричардсон . Лондон: Роклифф. OCLC 3797774 .
- Морли, Шеридан (1986). Великие звезды сцены . Лондон: Ангус и Робертсон. ISBN 978-0-8160-1401-9 .
- Морли, Шеридан (2001). Джон Дж. – Официальная биография Джона Гилгуда . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 978-0-34-036803-9 .
- Рис, Найджел (2002). Шутки, оскорбления и оплошности . Лондон: Публикации Rigel для Marks and Spencer. (без номера ISBN или OCLC)
- Уильямсон, Одри (1951). Театр двух десятилетий . Лондон: Роклифф. OCLC 67409885 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1902 рождения
- 1968 смертей
- Британские люди английского происхождения
- Английские актеры-мужчины 20-го века
- Актеры удостоены рыцарских званий
- Актеры-менеджеры
- Английские киноактеры-мужчины
- Масоны Объединенной Великой Ложи Англии
- Английские актеры-мужчины
- Кавалер Ордена Британской Империи
- Актеры-мужчины из Ноттингемшира
- Люди, получившие образование в школе англиканской церкви Магнуса
- Люди из Балдертона
- Английские шекспировские актеры мужского пола
- Актеры-мужчины из Лондона
- Люди из Хаммерсмита
- Театральные менеджеры 20-го века
- Актеры из лондонских районов Хаммерсмит и Фулхэм