Хуан Пантоха де ла Крус
Хуан Пантоха де ла Крус | |
---|---|
![]() Портрет принца Филиппа Эммануила Савойского (1586–1605), ок. 1604. [ 1 ] ( Музей изящных искусств Бильбао ) | |
Рожденный | Хуан Пантоха де ла Крус 1553 |
Умер | 26 октября 1608 г. (54–55 лет) Мадрид , Испания |
Национальность | испанский |
Известный | Придворный художник |
Хуан Пантоха де ла Крус (1553 — 26 октября 1608) — испанский живописец, один из лучших представителей испанской школы придворных живописцев . Он работал на Филиппа II и Филиппа III . В Музее Прадо хранятся примеры его сурового портретного стиля.
Жизнь
[ редактировать ]Хуан Пантоха де ла Крус родился в 1553 году в Вальядолиде . О годах его становления как художника известно очень мало. Он был учеником придворного художника Алонсо Санчеса Коэльо в Мадриде и, должно быть, помогал своему учителю в выполнении его обязанностей художника испанского короля Филиппа II. Пантоха, вероятно, продолжал работать в своей мастерской после завершения обучения. Он женился в 1585 году и примерно в это же время начал рисовать для двора. После смерти Санчеса Коэльо в 1588 году Пантоха взял на себя управление его мастерской и стал придворным художником Филиппа II Испанского.
Пантоха продолжал работать при дворе и знати, рисуя портреты принца Филиппа, будущего Филиппа III, в 1592 и 1594 годах. Среди его самых известных работ - портрет Филиппа II в черной накидке и шляпе, написанный около 1594 года. для Эскориала . Этот портрет — одно из лучших воплощений идеи испанского величия, основанной на отдаленности монарха. После смерти Филиппа II в 1598 году Филипп III подтвердил статус Пантохи как придворного художника. Когда в 1601 году двор обосновался в Вальядолиде , Пантоха переехал в новую столицу, оставаясь в этом городе несколько лет.
Хуан Пантоха де ла Крус написал большое количество государственных портретов объединенными силами своей студии, своих помощников, учеников и сотрудников. В первую очередь он был портретистом королевской семьи (которую он сопровождал в поездках в Вальядолид , Бургос , Лерма и Эскориал ) и высшей аристократии. Пантоха также писал религиозные произведения, в основном по заказу испанской королевы Маргариты Австрийской , жены Филиппа III. Картины Пантохи на религиозные темы также содержат множество портретов в качестве вспомогательных фигур, как, например, в «Рождении Пресвятой Девы» (1603 г.), в котором он включил мать королевы. Он также писал натюрморты, но они, как и его потолочные фрески, не сохранились. Пантоха вернулся со двором в Мадрид и умер там 26 октября 1608 года.
Стиль
[ редактировать ]
Пантоха следовал испанской традиции придворного художника королевских портретов, восходя к знаменитому портрету Карла V (копия Пантохи находится в Эскориале ) и другим портретам Тициана. Антонис Мор , Алонсо Санчес Коэльо и сам Пантоха продолжили традицию. Его искусство подверглось резкой критике со стороны историков, которые предвзято относились к неитальянской портретной живописи и поэтому считали его «скучным, скучным», хотя и «мучительно трудолюбивым» художником при дворе Филиппа III. Композиционная формула государственных портретов Веласкеса заимствована у его испанских предшественников, в том числе Пантойи де ла Крус.
Качество отдельных портретов варьируется; они часто выпускались во многих версиях с разной степенью помощи его помощников. В своих лучших работах Пантоха представил впечатляющее сочетание утонченности и геометрической абстракции, достигнутое посредством мощного контраста света и тени. Его портреты отличаются тщательной детализацией изображения сложной вышивки платьев и украшений. Объект обычно изображается стоящим на темном фоне. Лицо и руки изображены в более плоской и тонкой технике. Среди его портретов: Филипп III, Королева Маргарита Австрийская, 1606, Прадо, Мадрид). Инфанта Изабель Клара Евгения (1599), Старая пинакотека , Мюнхен . (Герцогиня Браганса, 1603, полковник; Неизвестная дама, полковник маркиза Виана; Д. Диего де Вальмайор, 1605, Эрмитаж , Санкт-Петербург .
Пантоха не только добился большого успеха как выдающийся портретист своего времени, но и был очень разносторонним художником, работающим во всех жанрах. Так, он снабжал испанский двор и аристократию религиозными картинами, мифологическими полотнами и историческими композициями. Религиозные картины Пантохи выполнены в более реалистичном и драматичном стиле, чем его портреты. Они варьируются от холодного отстраненного академизма до более продвинутого тенебризма, близкого к барокко .
Хуан Пантоха де ла Крус пользовался большим уважением как художник-анималист; был также известен как художник-пейзажист и натюрморт, использовавший новые секуляризованные формы искусства, распространившиеся по Европе в конце шестнадцатого века. Признанные современными писателями как одаренные художники, Лопе де Вега и Франсиско де Кеведо оставили красноречивое свидетельство своего восхищения Пантохой. В «La Hermosura de Angelica» (1602), подражании « Орландо Неистовому» Ариосто , Лопе де Вега выразил свою похвалу в следующем двустишии: «Хуан де ла Крус que si criar no pudo / Dio casi vida y alma a un rostro mudo; " и Кеведо превознес работу Пантохи как миниатюриста в стихотворении «Эль Пинсель», написанном в 1615 году, через семь лет после смерти Пантохи.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Старший сын Карла Эммануила I, герцога Савойского , он и его брат, позже Виктор Амадей I, герцог Савойский , были в Мадриде, когда он умер в возрасте 19 лет, вероятно, вскоре после того, как был сделан этот портрет.
Библиография
[ редактировать ]- Куше, Мария, Хуан Пантоха де ла Крус , Мадрид, 1964 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]