Культурные изображения Филиппа II Испанского
Филипп II Испанский вдохновлял произведения искусства и культуры на протяжении более четырех столетий как самый могущественный правитель Европы своего времени, а впоследствии и центральная фигура в « Черной легенде » испанского могущества. В следующем списке представлены его изображения в драмах, операх, фильмах, романах и стихах. Небольшая подборка многих художественных изображений Филиппа представлена в форме галереи.
Литература
[ редактировать ]- бельгийца Шарля Де Костера В романе 1867 года «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Годзаке» Филипп II изображен в крайне несимпатичном свете, как человеконенавистнический идиот, склонный к мелкой жестокости. Повествование повествует о приключениях гёзенов , или морских нищих, сражавшихся против испанской оккупации Южных Нидерландов , и представляет легендарную фигуру Тиля Уленшпигеля, сражающегося на их стороне. [ 1 ] Критик Джонатан Нилд описывает эту работу как «безошибочную силу, хотя и несколько грубую по тону». [ 2 ]
- «Во дворце короля » (1900) Ф. Мэрион Кроуфорд — роман о жизни Филиппа. [ 3 ]
- «Дом мучений» (1910) К. Рейнджера Галла рассказывает о правлении Филиппа и Марии в Англии и изображает преследования протестантов во время их правления. [ 4 ]
- «Рыцарь Испании» (1913) Марджори Боуэн изображает отношения между Филиппом и его сводным братом доном Джоном Австрийским . [ 5 ]
- Маргарет Ирвин написала «Елизавета и принц Испании» (1953), исторический роман о заключении и выживании принцессы Елизаветы во время непростого брака между Филиппом и королевой Марией I. Роман стал третьим в трилогии Ирвина «Молодая Бесс». [ 6 ]
- Джин Плейди написала «Испанский жених» (1954) исторический роман о первых трех браках Филиппа. [ 7 ]
- Сюжет Карлоса Фуэнтеса « романа Терра Ностра» (Мексика, 1975) вращается вокруг строительства Филиппом II объединенного монастыря и дворца Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал в Сьерра-де-Гуадаррама недалеко от Мадрида . Критик Рэймонд Л. Уильямс объяснил, что Фуэнтес смоделировал трехчастную структуру Терра Ностры по образцу Эскориала , где Филип сознательно намеревался создать отдельный мир. В романе архитектура становится метафорой имперской позиции Испании по отношению к Новому Свету. [ 8 ]
- Гарри Горлицы « Альтернативный исторический роман Правила Британией» (2002) представляет мир, в котором испанская армада добилась успеха, а король Филипп завоевал Англию - ожидаемая тема, предполагает литературовед Энн Дж. Круз, написанная испанским писателем Мигелем де Сервантесом (1547–1616) . ). [ 9 ] Среди прочего, Шекспира заставляют написать пьесу, восхваляющую короля Филиппа, из которой Горлица приводит некоторые отрывки.
- В Филиппы Грегори романе «Королевский дурак» (2004), действие которого происходит при дворе английской королевы Марии I, принцесса Елизавета флиртует с мужем Марии королем Филиппом. Сюжет, как отмечает рецензент Эмма Хагештадт, «полон страстей, с которыми Фрейд - не говоря уже о церкви - мог бы отлично провести время». [ 10 ]
- Гарри Келси Действие биографического романа «Филипп Испанский, король Англии: Забытый государь» (2011) происходит во время его брака с Марией I и его роли короля-супруга в чужой стране. [ 11 ]
- Уинстона Грэма В книге «Орлиная роща Филиппа II » основное внимание уделяется второй и менее известной попытке вторгнуться в Англию в 1596 году, которая, как утверждает автор, была лучше организована, чем Армада 1588 года, и имела больше шансов на успех, но столкнувшись с сильный шторм в пути. В одной из сцен главного героя книги – молодого англичанина, который по счастливой случайности оказался в составе испанского вторгшегося флота – доставляют в Королевский дворец в Мадриде, где он встречается с человеком, который пишет за скромным столом. Сначала считая его второстепенным клерком, главный герой обнаруживает, что он лично находится в присутствии трудолюбивого и бережливого короля.
Кино и телевидение
[ редактировать ]- Сэм Де Грасс во дворце короля (1923)
- Рэймонд Мэсси в «Огне над Англией» (1937); Нарушая британскую художественную традицию, образ бывшего английского сомонарха не совсем неприятен. Он показан как очень трудолюбивый, умный, религиозный, несколько параноидальный правитель, главной заботой которого является его страна. Когда он приказывает Армаде плыть навстречу своей гибели, он признается, что не понимает англичан.
- Монтегю Лав в The Sea Hawk (1940)
- Пол Скофилд в «Эта леди» (1955)
- Гюнтер Баллиер в The Mayor of Zalamea (1956)
- Фернандо Рей в Эль Греко (1966) и Сервантесе (1967)
- Питер Джеффри в Elizabeth R (1971)
- Джордж Ясуми в Elizabeth (1998)
- Жорди Молла в Elizabeth: The Golden Age (2007)
- Хуанхо Пучкорбе в La conjura de El Escorial (2008)
- Мэтью Бэйнтон в «Ужасных историях» (2011–12)
- Бен Уилбонд в Bill (2015)
- Марсель Боррас и Пабло Арбуэс в фильме «Карлос, король-император» (2015–16)
- Карлос Иполито в The Ministry of Time (2016)
Театр
[ редактировать ]- Брак Филиппа с его третьей женой Элизабет Валуа и проблемы с его первым сыном Карлосом, принцем Астурийским , могут быть упомянуты в драме Лопе де Веги 1631 года «Castigo sin venganza» ( «Наказание без мести» ). По мнению переводчика и редактора пьесы Гвинн Эдвардс: «Отношения в пьесе между Касандрой, женой герцога, и его сыном Федерико мало чем отличались от отношений между принцем Карлосом, сыном Филиппа II, и Изабель [Элизабет], которая стала любовницей Филиппа. жена и мачеха Карлоса»; Эдвардс утверждает, что эти события произошли достаточно недавно, чтобы поставить в неловкое положение двор Филиппа IV и, возможно, стали причиной отзыва пьесы после одного представления. [ 12 ]
- Витторио Альфьери Филиппо . Паццини Карли, 1783 год.
- Филипп II — центральный персонаж пьесы Фридриха Шиллера « 1787 года Дон Карлос» . Шиллер черпал материал из романа 17-го века «Дом Карлос» аббата Сезара Вишара де Сен-Реаля. Сюжет повествует об отношениях между королем Филиппом, одержимым испанскими Нидерландами , и его первым сыном, принцем Карлосом . [ 13 ]
- Английский поэт-лауреат Джон Мейсфилд написал пьесу в стихах « Король Филипп » о том, как Филипп получил известие о разгроме Армады. Он был включен в сборник стихов « Король Филипп и другие стихи» (1916). [ 14 ]
Опера
[ редактировать ]- Джузеппе Верди Оперная адаптация пьесы 1867 года « Дон Карлос » была названа «одной из его самых человечных опер». [ 15 ] В нем король изображен тревожным, ревнивым, лишенным любви лицемером, который оправдывает свои кровавые злодеяния, притворяется могущественным, но находится под контролем инквизиции и опасен для своей семьи, друзей и почти всех остальных. [ 16 ]
Поэма
[ редактировать ]- В своем стихотворении «Лепанто » 1915 года католик Г. К. Честертон отметил ответ Филиппа и его брата дона Иоанна Австрийского туркам -османам , кульминацией которого стала победа христиан в битве при Лепанто в 1571 году. Стихотворение Честертона было задумано как «призыв к Христианам принять меры против современных сил неверия». [ 17 ] Он противопоставляет короля Филиппа, занятого алхимией в своих покоях дома в Испании, деятельности дона Джона на море:
Король Филипп в своем шкафу с руном на шее.
(Дон Хуан Австрийский стоит на палубе с оружием.)
Стены затянуты бархатом, черным и мягким, как грех,
И из него вылезают маленькие гномики, и заползают маленькие гномики.
Он держит хрустальный флакон, окрашенный в цвета луны.
Он прикасается, и его покалывает, и он очень скоро дрожит,
И лицо его как гриб прокаженный белый и серый
Как растения в высоких домах, закрытых ставнями от дня,
И смерть в склянке, и конец благородного дела,
Но дон Хуан Австрийский выстрелил в турка. [ 18 ]
Искусство
[ редактировать ]Портреты
[ редактировать ]-
1. Алонсо Санчес Коэльо , ок . 1570 г.
-
2. Леоне Леони и Помпео Леони, 1551–1553 гг.
-
3. Алонсо Санчес Коэльо или Софонисба Ангуиссола , ок. 1580 г.
-
4. . Хуан Пантоха де ла Крус , 1590–1598 гг
- На этом портрете Филипп носит воротник Ордена Золотого Руна и одет в черные доспехи, подобные тем, которые сделал для него Дезидериус Колман из Аугсбурга, с золотой камчатной работой Йорга Сигмана, которая сейчас находится в Королевской армии Мадрида. Валенсиец Алонсо Санчес Коэльо (1531/2–1588) был учеником Антониса Мора (1517–1574) и любимым художником Филиппа. [ 19 ]
- Считается, что эта бронза была впервые отлита в 1551 году. Вазари отмечает, что живший в Милане Леоне Леони (1509–1590) также изготавливал головы Филиппа и Карла V. Джорджио [ 20 ] Его сын Помпео Леони (ок. 1533–1608) изготовил бюст Филиппа, ок. 1556 г., роспись серебром, [ 21 ] а позже работал над королевской часовней во дворце Филиппа в Эль-Эскориале . [ 22 ]
- Достигнув среднего возраста, благочестивый Филипп предпочитал строгий стиль одежды для себя и своего двора. Он изображен здесь, как обычно, в воротнике ордена Золотого руна и держит четки . Картина традиционно идентифицируется как работа Санчеса Коэльо из-за стилистического сходства с его портретом Анны Австрийской . Однако совсем недавно его приписывали Софонисбе Ангиссоле , художнице из Кремоны , которая служила фрейлиной третьей жены Филиппа, Элизабет Валуа , и рисовала королевскую семью, часто тесно сотрудничая с Санчесом Коэльо. [ 23 ]
- Преемником Санчеса Коэльо на посту королевского художника стал его ученик Хуан Пантоха де ла Крус (1553–1608), который нарисовал этот портрет Филиппа в старости и продолжил службу под началом сына Филиппа Филиппа III . В 1593 году венецианский посол Контарини сообщил, что проблемы долгов, голода и престолонаследия «тревожят дух короля и наносят большой вред его внешности». По описанию историка Генри Кэмена , портрет Пантойи де ла Круса «идеально отражает растрату лет. Филип стоит прямо, одетый с ног до головы в черное, с руном в качестве единственного украшения. Его лицо пепельно-белое, такое же цвет его бороды и волос. Губы отвисли. Его глаза теперь… устали, веки полузакрыты». [ 24 ] По мнению искусствоведа Джонатана Брауна , Пантоха де ла Крус продолжил стиль Санчеса Коэльо, но добавил влияние фламандских художников, особенно Рубенса , что привело к более свободной технике и большей психологической проницательности. [ 25 ]
Аллегории
[ редактировать ]-
1. Семья Генриха VIII: Аллегория наследования Тюдоров , приписываемая Лукасу де Хере , ок. 1572 г.
-
2. Филипп II, предлагающий Фернандо Победе , картина Тициана , 1572–1575 гг.
-
3. Поклонение имени Иисуса , Эль Греко , 1577–1580 гг.
-
4. «Дойная корова» , неизвестный художник, ок. 1583 г.
- , сочетающей портретную живопись и аллегорию На этой картине елизаветинской эпохи , изображен Генрих VIII Английский и трое его детей рядом с персонажами из мифологии. Генрих умер в 1547 году, но его дочь Мария изображена слева на картине рядом со своим мужем Филиппом, за которого она вышла замуж только в 1554 году, когда стала королевой. Марс, бог войны , маячащий позади пары, символизирует их войны. Из-за сходства стиля и композиции с « Соломоном и царицей Савской» Лукаса де Хира (1559 г.) и другими произведениями историк искусства Рой Стронг приписал эту работу де Хиру (1534–1584). Однако искусствовед и куратор Карен Хирн считает эту атрибуцию спекулятивной. Другим источником для композиции может быть групповой портрет «Семья Генриха VIII» ( ок . 1545). Прототипы фигур Филиппа и Марии встречаются в портретах Антониса Мора . [ 26 ]
- Аллегорическое полотно Тициана , написанное в девяностые годы художника, когда он много лет не видел Филиппа, прославляет как победу Священной лиги над турками -османами в битве при Лепанто в 1571 году, так и рождение вскоре после этого наследника мужского пола. Филип, Дон Фернандо . Эти два события были расценены как знаки Божьего благоволения. На заднем плане показана битва, а связанный и побежденный турок падает к ногам Филиппа. Король подносит Фернандо к ангелу, чтобы получить пальмовую ветвь с девизом: « Majora tibi » (да достигнешь ли ты великих дел). Любимый художник короля Филиппа, Тициан умер в 1576 году, а принц Фернандо умер в 1578 году. Лепанто фактически положил конец османским амбициям в западном Средиземноморье. [ 27 ]
- Эль Греко, возможно, написал «Поклонение имени Иисуса», пытаясь завоевать расположение короля Филиппа, но он так и не достиг этой цели. Сюжет основан на тексте Павла , но его также можно рассматривать как аллегорию победы Священной лиги над османским флотом при Лепанто в 1571 году. В фигуре в черном на переднем плане можно опознать короля Филиппа; мужчина в желтой мантии в образе дожа венецианского ; старик напротив него в роли папы; а фигура слева — брат Филиппа Иоанн Австрийский , командующий христианским флотом. В небе сияет монограмма, образованная IHS, первыми тремя буквами имени Иисуса на греческом языке, также In Hoc Signo и Иисус Hominum Salvator . Увеличенная версия картины, вотивный алтарь под названием «Сон Филиппа II» , находится в Эскориале , Испания. [ 28 ]
- «Дойная корова», вероятно, была завершена в период после визита ко двору королевы Елизаветы в 1581–1582 годах Франсуа, герцога Анжуйского , брата короля Франции Генриха III , для обсуждения его предложения руки и сердца и военной поддержки англо-голландского союза против испанцы. Последующая миссия Анжу в Нидерланды закончилась катастрофой, когда жители Антверпена уничтожили его армию в начале 1583 года. На этой сатирической карикатуре, одной из нескольких нарисованных версий шутки, изображена корова, олицетворяющая голландские провинции: король Филипп тщетно пытается скакать верхом. корова; Королева Елизавета кормит его; Вильгельм Оранский доит его; а корова гадит на руку герцога Анжуйского, который держит ее за хвост. Подпись гласит:
Не так давно я видел корову
Представлял ли Флаундерс
На чьей спине ехал король Филуп
Как злонамеренное содержание.
Королева Англии дает сено
Когда корова кормилась,
Как тот, кто был ее величайшим помощником
В ее горе и нужде.
Принц Оранский доит корову
И сделал свой кошелек платкой.
Корова испражнялась в руке месье
Пока он держал ее хвост. [ 29 ]
Видеоигры
[ редактировать ]В Civilization II и Civilization VI Филипп II возглавляет испанцев. [ 30 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сью Паррилл и Уильям Б. Робисон, Тюдоры в кино и телевидении (МакФарланд, 2013). ISBN 978-0786458912
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мишель де Гельдероде и Дэвид Виллинджер, Гельдероде: Осада Остенде, актер выходит, Преображение в цирке , Понсиа Висенсио, 1990, ISBN 0-924047-03-8 , с. 18.
- ^ Джонатан Нилд, Путеводитель по лучшим историческим романам и рассказам , Ayer Publishing, 1968, ISBN 0-8337-2509-2 , с. 82.
- ^ Нилд, Джонатан (1925). Путеводитель по лучшим историческим романам и повестям . Сыновья Г. П. Патнэма. (стр. 51 241.)
- ^ Нилд, Джонатан. Путеводитель по лучшим историческим романам и рассказам (четвертое издание). Лондон, Элкин Мэтьюз: 1911. (стр. 462).
- ^ Кэй, Джеймс Росс. Историческая фантастика, хронологически и исторически связанная . Чикаго: Издательство Сноудена, 1920. (стр.642).
- ^ Маргарет Ирвин , Елизавета и принц Испании , Нью-Йорк: Harcourt, Brace, 1953, OCLC 320864.
- ^ Линда Г. Адамсон, Мировая историческая фантастика: Аннотированный путеводитель по романам для взрослых и молодежи , Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд, 1999, ISBN 1-57356-066-9 , с. 54; Джин Плейди , испанский жених , Филадельфия: Макрей Смит, 1956, ОСЛК 82009461 .
- ^ Раймонд Л. Уильямс, Сочинения Карлоса Фуэнтеса , Остин: Техасский университет Press, 1996, ISBN 0-292-79097-X , стр. 78–79; Карлос Фуэнтес , Терра Ностра , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1976, ISBN 0-374-27327-8 .
- ^ Энн Дж. Круз, Материальное и символическое обращение между Испанией и Англией, 1554–1604 гг ., Олдершот: Эшгейт, 2008 г., ISBN 0-7546-6215-2 , с. 94.
- ^ Эмма Хагештадт, Королева-дурак [ мертвая ссылка ] , The Independent , 8 декабря 2003 г., дата обращения 13 сентября 2008 г.; Филиппа Грегори , Королевский дурак , Лондон: HarperCollins, 2003, ISBN 0-00-716659-1 .
- ^ «Мария Тюдор: королева эпохи Возрождения: обзор книги Гарри Келси « Филипп Испанский, король Англии: забытый государь (2011)» . Мэри-Тюдор.blogspot.com . 22 декабря 2011 г. Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Гвинн Эдвардс, Введение в три основные пьесы Лопе де Вега , Оксфорд: Oxford University Press, 2008, ISBN 978-0-19-954017-4 , стр. xxv-vi
- ^ Скотт Л. Бальтазар, Кембриджский компаньон Верди , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2004, ISBN 978-0-521-63535-6 , с. 210.
- ^ « Король Филипп » Джона Мейсфилда. Североамериканское обозрение . 201 (710): 100–101. Январь 1915 г. JSTOR 25108347 .
- ^ Джеймс Джолли (редактор), The Gramaphone Classical Good CD, DVD и руководство по загрузке , Теддингтон, Великобритания: Haymarket, 2006, ISBN 0-86024-967-0 , с. 1078.
- ^ «Дон Карлос» Верди как мир неудач . Operawire.com . 11 марта 2017 года . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ Арнольд Спарр, Продвигать, защищать и искупать: католическое литературное возрождение и культурная трансформация американского католицизма, 1920–1960 , Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд, 1990, ISBN 0-313-26391-4 , с. 75.
- ^ ГК Честертон , Лепанто , под редакцией Дейла Алквиста, Форт-Коллинз, Колорадо: Ignatius Press, ISBN 1-58617-030-9 , с. 80.
- ^ MJ Родригес-Сальгадо, Армада: 1599–1988 , Лондон: Пингвин/Национальный морской музей, 1988, ISBN 0-14-010301-5 , стр. 88–90.
- ^ Родригес-Сальгадо, с. 47.
- ^ Стефано Зуффи, Европейское искусство шестнадцатого века , Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2006, ISBN 0-89236-846-2 , с. 171.
- ^ Энн Сазерленд Харрис, Искусство и архитектура семнадцатого века , Лондон: Лоуренс Кинг, 2005, ISBN 1-85669-415-1 , с. 197.
- ^ Родригес-Сальгадо, с. 92.
- ^ Генри Камен, Филипп Испанский , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1998, ISBN 0-300-07800-5 , с. 300.
- ^ Джонатан Браун, Живопись в Испании, 1500–1700 , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-06474-8 , с. 85.
- ^ Карен Хирн, Династии , Лондон: Тейт, 1995, ISBN 1-85437-157-6 , стр. 81–82.
- ^ Роберт Энггасс и Джонатан Браун, Итальянское и испанское искусство, 1600–1750: Источники и документы , Эванстон: Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 1992, ISBN 0-8101-1065-2 , с. 213.
- ^ Михаэль Шольц-Гензель, Эль Греко: Доменикос Теотокопулос, 1541–1614 , Кельн: Taschen, 2004, ISBN 3-8228-3171-9 , с. 25; Дональд Брюс, «Иллюминированные Евангелия видят спасение» в Национальной галерее», Contemporary Review , апрель 2000 г.
- ^ Мак П. Холт, Герцог Анжуйский и политическая борьба во время религиозных войн , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-89278-3 , стр. 164–165; Хирн, с. 87.
- ^ «Филипп II возглавляет Испанию» . Цивилизация.com . Проверено 22 февраля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
