Jump to content

Культурные изображения Карла V, императора Священной Римской империи

Конный портрет Карла V работы Тициана.

Карл V, император Священной Римской империи (1500–1558), первый правитель империи , где никогда не заходило солнце . [ 1 ] традиционно привлекал значительное внимание ученых, а также вызывал споры среди историков относительно его характера, его правления и достижений (или неудач) в странах его личной империи, а также различных социальных движений и более широких проблем, связанных с его правлением. Исторически его считали великим правителем одни или трагическим провалом политика другие, но современные историки обычно считают его способным политиком, храбрым и эффективным военным лидером, хотя его политическое видение и финансовое управление имеют тенденцию подвергаться сомнению. Некоторые критикуют его неспособность создать или применить последовательное видение, в то время как другие защищают его, ссылаясь на беспрецедентный характер задачи. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Комментируя события, посвященные 500-летию (в 2000 г.) со дня его рождения, историк К. Скотт Диксон пишет, что «Карл, родившийся в Генте 24 февраля 1500 г., первый сын Филиппа Габсбургского и Хуаны Кастильской, дожил до К 1525 году Карл V мог претендовать на 72 отдельных титула, в том числе на 27 королевств и 22 графства. и девять сеньоров. Он бросил тень на достаточно долгое время, чтобы вызвать беспокойство папских богословов, поскольку это был светский правитель, который действительно мог придать живую форму средневековой идее универсальной монархии. Не будет преувеличением сказать, что это политическая судьба. Европа в шестнадцатом веке часто находилась в руках этого императора Габсбургов, и поэтому неудивительно, что годовщина его рождения отмечалась серией публичных выставок, фестивалей, концертов, представлений искусства, научных конференций и многочисленные публикации». [ 6 ]

Историография

[ редактировать ]
Большой герб Карла V как императора Священной Римской империи (1530-1556 гг.)

Репутация Карла V среди историков неоднозначна.

При жизни император пытался несколькими способами повлиять на свой будущий имидж. Его мемуары, продиктованные в 1550 году по пути из Кёльна в Шпейер, сейчас считаются недостоверными. Об этой книге император сказал своему сыну Филиппу II , что любое преступление будет вызвано честными ошибками, а не умыслом. [ 7 ] [ 8 ] У него также было несколько публицистов, главным из которых был сам великий канцлер Меркурино ди Гаттинара . [ 9 ]

Кристиан Р.Кемп отмечает, что биографические материалы между 1610 и 1800 годами, как правило, представляют собой политическую или религиозную пропаганду, либо «поклонение мифическим героям, либо литании ненависти». [ 7 ]

Текущая современная стандартная биография - это книга Карла V. Карла Брэнди (в которой больше внимания уделяется Германии), переведенная на английский язык К.В. Вествудом (1939) как «Император Карл V. [ 10 ] [ 3 ] [ 11 ] Работа Альвареса 1975 года « Карл V: Избранный император и наследственный правитель» , с другой стороны, фокусируется на Испании за счет других его земель, но, по мнению Молтби, в этом смысле является эффективным дополнением к работе Брэнди. [ 12 ] Книга Питера Рассова « Карл V: Последний император средневековья» (1957) (которая также ориентирована на Германию). [ 13 ] ), продолжает точку зрения Брэнди о том, что Чарльз был правителем со средневековым характером (что подвергается сомнению недавними исследованиями [ 14 ] ). [ 15 ] Альфред Колер хвалит работу Брэнди как выдающуюся и ценную даже для современных читателей работу, проясняющую всю остроту конфликта с Францией и центральную важность европейской политики для императора, но считает, что он слишком много внимания уделяет династической стороне, предполагаемые мирные намерения и идея «Tu felix Austria nube». Келер отмечает, что Рассов вносит ценный вклад в исследование идеи императора и Империи, а также вопроса гармонизации династической власти и единства Империи через императора. [ 16 ]

Питер Пауль Рубенс — Карл V как правитель мира , 1530 год.

С бельгийской точки зрения, книга Шарля де Терлиндена « Чарльз Квинт, император двух миров» 1965 года восхваляет Карла V как «выдающегося пионера идеи Европы [...], великого европейца». [ 17 ] Питер Берк отмечает, что наибольшие посмертные успехи Чарльза были достигнуты в Нидерландах, особенно в Бельгии. Диксон не возражает и не согласен с ним, но отмечает, что празднования во Фландрии в 2000 году решительно подтверждают точку зрения Берка. Диксон также высказывает критику и отмечает, что политические условия каждой эпохи порождали противоречивые взгляды. Диксон полагает, что между голландцами и бельгийцами нет структурной разницы, и голландские историки защищают его важность в процессе объединения. [ 18 ]

С глобальной точки зрения Брендан Симмс резюмирует, что Карл V больше всего сосредоточился на Священной Римской империи и меньше всего на своих владениях в Америке:

Новый Свет становился все более важной частью баланса сил, но он полностью подчинялся европейским соображениям. Испанская колониальная империя отняла у Карла V относительно мало времени. Его основная функция заключалась в предоставлении ресурсов для поддержки его амбиций на ближней стороне Атлантики: снова и снова это были слитки из Индии - пятая часть общего дохода - которые напрямую финансировали кампании против французских, турецких и немецких князей. или предоставил обеспечение, под которое император мог одолжить крупный банковский дом Фуггеров в Аугсбурге. Например, из казны на сумму почти 2 миллиона эскудо крупнейшим получателем была Германия, за которой следовали Нидерланды. Путешествия Карла на протяжении всего его правления также совершенно ясно показывают его приоритеты: он семь раз посетил Италию, четыре раза Францию, два раза Англию и Африку, шесть раз провел в Испании, но не менее двух раз посещал Фландрию и Германию. девятнадцать раз; он никогда не посещал Америку. Его императорский статус проистекал из Империум Романум , а не глобальное захват его земель. Короче говоря, Священная Римская империя, а не формирующаяся Испанская империя, представляла собой имперский контекст, в котором реализовывались амбиции Карла V.

- Европа, борьба за господство, с 1453 г. по настоящее время, стр.87, Брендан Симмс.

Обычно работы британских и американских историков рассматриваются как синтезы с небольшим количеством оригинальной интерпретации, но Ребекка Ард Бун пишет, что некоторые из них представляют собой хорошие материалы, которые знакомят непрофессионалов с этим вопросом. [ 19 ] [ 3 ] Высоко оцененной работой англоязычного историка является книга сэра Джеффри Элтона «Реформация в Европе 1517-1559» 1963 года , в которой Чарльз описывается как человек, обладающий глубоким чувством долга, верный своим принципам (необычный для принца его времени), умный, способный создать жизнеспособную страну. правительство, которому приходилось управлять разбросанными землями и даже вести войны по доверенности и на расстоянии, но ему не хватало «глубины проницательности, которая могла бы сделать его поистине великим королем» - эта проблема больше всего проявилась в делах Германии. [ 20 ] [ 21 ] Различные современные историки подтверждают чувство чести и принципиальность Чарльза (хотя, вероятно, больше в юридическом, чем в моральном смысле, а не в финансовых вопросах). [ 22 ] [ 23 ] но указывает на его ограниченное политическое видение. [ 24 ] Книга Джеймса Д. Трейси « Император Карл V, Импресарио войны: стратегия кампании, международные финансы и внутренняя политика» исследует баланс между военной стратегией, политикой и финансовыми вопросами во время правления Чарльза. Что касается модели универсальной монархии : «Как ни парадоксально, но величайшее значение правления Карла для европейской истории заключается не в том, что он сделал, а в том, чего он не сделал: он либо не смог достичь, либо даже не попытался создать монархию Гаттинара. , которую построил мечтал». [ 25 ] Однако Трейси отмечает, что у ученых разные взгляды на вопрос, принял ли Чарльз когда-либо идеи Гаттинары или нет. В зрелые годы Карл опроверг идею о том, что он стремился к монархии , и подчеркнул, что он не агрессор, а всего лишь унаследованные им земли и защитник христианского мира от Франции, протестантов и других. Однако Трейси полагает, что его действия не всегда отражали это. Например, когда он отказался от совместного с Франциском I командования экспедицией против турок, не было ясно, что он действовал как защитник христианского мира или глава дома Австрии. [ 26 ] Трейси также отмечает, что «Чарльз не только оставил укоренившийся в Европе государственный плюрализм, по существу, в том виде, в котором он его нашел; он также помог сделать возможной более широкую основу сотрудничества, если и когда христианские государства смогут преодолеть свои привычные антагонизмы». [ 27 ]

Колер высоко оценивает Трейси по вопросам кампаний и их финансирования. [ 5 ] Генри Кеймен отмечает, что Трейси «связывает военную роль императора в Испании с тем, что он делал в остальных своих владениях, и дает лучший общий обзор имперской политики». [ 28 ]

Иоахим Уэйли отмечает, что у Карла действительно было политическое видение – европейское, ориентированное на Запад (в отличие от его деда Максимилиана I, который уделял двойное внимание как Востоку, так и Западу, и в отличие от его брата Фердинанда I, который по сути был немецким императором). ) и, в конце концов, больше об Испании, которая приносила больше доходов, в то время как его отсутствие (а также его нежелание позволить Фердинанду разделить власть в соответствии с желанием Максимилиана) ограничивало его власть в Германии и позволяло принцам более решительно отстаивать свою позицию. [ 29 ] Уэйли отмечает, что внимание Карла и Фердинанда к негерманским делам в решающие годы середины 1250-х годов, когда имперские города были вынуждены управлять подъемом простого человека таким образом, чтобы отдалить их от короны, имело важные последствия для этого факта. что централизованная южногерманская монархия никогда не возникала в результате союза между короной и городами, который поощрял Максимилиан I. [ 30 ]

Карл V и другие известные европейские монархи эпохи от Великого Междуцарствия до 15 века (сверху вниз, слева направо): Рудольф I из Германии (также предок Карла по отцовской линии), Изабелла Католичка (бабушка по материнской линии), Фердинанд Католик (дед по материнской линии), Сигизмунд I Польский , Матиас Корвин , Карл V, Максимилиан I (дед по отцовской линии), из Illustrierte Weltgeschichte für das Volk , 1883 г.

Некоторые авторы полагают, что задача была слишком сложной для одного человека. [ 31 ] Джеффри Паркер пишет, что «учитывая размер и сложность его трансатлантической империи, прошлое не могло служить моделью». [ 32 ] Рассматривая работу Паркера, Фрэнсис П. Семпа отмечает, что «Его империя [Карла V] была первым современным европейским гегемоном. Другие — Людовик XIV, Наполеон I, кайзер Вильгельм II, гитлеровская Германия и Советский Союз — последуют их примеру». [ 33 ]

Хаджо Холборн полагает, что первоначальные планы Карла были основаны на Бургундии и были направлены на восстановление империи Карла Смелого. Позже Гаттинара направил его к средневековому универсализму и сосредоточению внимания на итальянских вопросах. [ 34 ] Жан-Мари Коши также полагает, что долгое время он оставался бургундцем не только лично, но и географически. Когда он отрекся от престола в 1555 году, Карл заметил, что, стремясь к короне Оттона , он думал о защите своих поместий, особенно Нидерландов. [ 35 ]

Бун комментирует историографию Карла V следующим образом: [ 3 ]

Фигура Карла V, императора Священной Римской империи (род. 1500 – ум. 1558), занимает важное место в широком спектре человеческого опыта XVI века. Его империя повлияла на направление истории в Америке, Европе и на Ближнем Востоке. Военная, дипломатическая и династическая сила его империи оказывала давление на культурные движения, которые включали Реформацию, Возрождение, печатную революцию, процессы над ведьмами, глобальную торговлю и колонизацию. Взаимодействие его узкого и недальновидного видения, с одной стороны, и его военной храбрости, административной хватки и преданности долгу, как он это понимал, с другой, интриговало историков на протяжении почти пятисот лет. Каждое поколение находило его актуальным, но по разным причинам. Судя по всему, он был талантлив в овладении языком. Он также обладал энергией, интеллектом и желанием разобраться в тонкостях административного и дипломатического бизнеса. Его присутствие на поле боя и задокументированная храбрость помогли ему сохранить лояльность своих подданных. Короче говоря, он, похоже, был «достаточно хорошим» императором. Хотя он не поддерживал политического или религиозного единства в своей империи, он защищал унаследованные им земли и сохранял их под властью своей семьи. Его публицисты разработали имперскую программу, ориентированную на его личную власть как правителя, избранного Богом для защиты христианства от внутренних и внешних сил зла. Современный переход к авторитарному правлению во многих странах сегодня придал этой программе новую актуальность.

Изображения в легендах и искусстве

[ редактировать ]

Упоминания о Чарльзе в популярной культуре включают большое количество легенд и народных сказок; литературное изображение исторических событий, связанных с его жизнью и романтическими приключениями, его отношением к Фландрии и его отречением от престола; и продукты, продаваемые от его имени. [ 36 ]

Влияние покровительства и личности Чарльза на европейское искусство было заметным. Рассматривая свое влияние на итальянское искусство, Уильям Эйслер отмечает, что пока не существует серьезных научных работ, исследующих его покровительство. [ 37 ] Будучи при жизни ярым противником французского короля Франциска I, французские традиционные исторические сочинения имели тенденцию проявлять определенную враждебность по отношению к императору, хотя в различных работах (как научных, так и художественных) он проявляет симпатию. Сегодня его больше не считают врагом. [ 38 ]

Легенды и анекдоты

[ редактировать ]
Карл V берет в руки кисть Тициана — Пьер Ноласк Бержере
  • По словам Вазари , Карл V, рисуя Тициана , заметил, что живописец уронил кисть. Карл подобрал его и сказал ему, в то время как Тициан возражал, что «Тициан достоин того, чтобы ему служил Цезарь». [ 39 ] [ 40 ]

Этот анекдот вдохновил на создание таких произведений, как картины Пьетро Антонио Новелли (1729–1804) и Жозефа-Николя Робера-Флери (1797–1890). [ 41 ] [ 42 ]

  • Легенда, происходящая от крестьянства в Гессене, рассказывает, что после победного сражения скала раскрывается и поглощает Карла V и его армию. Император спит внутри горы. Каждые семь лет император и его армия отправляются в дикую погоню, которая вызывает бурю и слышно ржание лошадей. Затем процессия духов возвращается на гору. Легенда связана с «Барбароссой, спящей в горе» и другими подобными легендами. [ 43 ]
  • Легенда о Фаусте : Образ Карла V играет роль в развитии этой легенды. В ранних версиях легенды обычно участвуют Максимилиан (дедушка Карла по отцовской линии), Мария Бургундская (бабушка Карла по отцовской линии) и гуманист Иоганн Тритемий (1462–1516). Тритемий якобы заклинал для Максимилиана дух умершей Марии (в некоторых версиях также с античными героями). В версиях (начиная с анонимного отчета 1587 года), в которых фигурирует Карл, император хотел увидеть Александра, древних героев и жену (или наложницу) Александра, у которой было родимое пятно, о котором Чарльз слышал. В то время как ранние версии подчеркивают эксплуатацию любви и человеческой слабости, последняя представляет собой пропаганду, изображающую императора амбициозным и жаждущим славы. [ 44 ] [ 45 ] Версии Чарльза влияют на «Доктора Фауста» Марлоуэра , упомянутого ниже.

Гобелены

[ редактировать ]
Карл V при завоевании Туниса

Ларри Сильвер отмечает, что в то время как Максимилиан, дед Карла, предпочитал гравюры на дереве (поскольку этот материал был дешевым) для «переносных политических претензий», Карл V сочетал роскошь и мобильность в форме гобеленов, которые часто заказывали родственники и выдающиеся подданные, а не сам император. [ 46 ]

  • Прибытие статуи Нотр-Дам в Брюссель , из здания Нотр-Дам дю Саблон , дизайн приписывают Бернарту ван Орли , 1518 год, шерсть и шелк (Музей Пятидесятилетия - Брюссель, Бельгия) с изображением Чарльза и его брата Фердинанда в качестве носилок. . Коленопреклоненная фигура в короне слева — Филипп Красивый . [ 47 ] [ 48 ] Сильвер отмечает, что «по сравнению с более ранними фламандскими гобеленами его плетения придавали повышенную глубину, а также вставляли итальянские мотивы в рамки и украшения рамы». [ 49 ]
  • Генеалогия Нассау (ок. 1529–1531 гг., Сейчас разрушена, но эскизы сохранились), созданная по заказу семьи Нассау , «парные конные фигуры мужского и женского пола, как в кавалькаде графов Голландии Якоба Корнелиса ван Оостсанена, недавней сюите (1518 г.) кульминацией этого стали Максимилиан, Мария Бургундская, Филипп Красивый и Карл V». [ 49 ]
  • «Битва при Павии» , сотканная из семи частей в Нидерландах по эскизам Бернарта ван Орлея и подаренная Карлу V в 1531 году, посвящена битве при Павии 1527 года . [ 50 ]
  • Завоевание Туниса , двенадцать частей. около 1550–1554 годов, был разработан Яном Вермейеном с помощью Питера Коке ван Алста и соткан в мастерской Виллема де Паннемакера в Брюсселе. [ 51 ] По словам Сильвера, это «самый всеобъемлющий из всех циклов гобеленов Карла V» и «его обширное чествование его обновленной версии крестового похода против ислама, особенно против его военно-морских сил». Он также отмечает: «Завоевание Туниса превосходит даже битву при Павии по своей картографической специфике и полному документированию крестоносной средиземноморской кампании императора». [ 52 ]
  • Папский композитор Констанцо Феста сочинил Te Deum laudanus , который пел, когда Карл вошел в церковь Сан-Антонио во время своей коронации в 1530 году. [ 53 ]
  • Жаке Мантуанский сочинил Repleatur os meum для коронации Карла в 1530 году. [ 54 ]

Девиз Чарльза «Плюс ультра» появился как текстовый девиз в нескольких музыкальных произведениях, созданных во время правления Чарльза. Ферер перечисляет эти произведения следующим образом: «Они включают в себя два анонимных шансона, мессу под названием Missa Plus ultre Йоханнеса Лупи, шансон и интабуляцию для двух лютн Николаса Гомберта и утерянный шансон Костанцо Фесты. [ 55 ] Анонимный вариант девиза Plus ultre pretens parvenir , скорее всего, был составлен примерно в начале правления Карла. Его текст подтверждает его видение о расширении своего королевства и продвижении веры, а также о его решимости создать вселенскую империю. [...] Плюс ultre prefens parvenir сохранился в VienNB 9814, рукопись, вероятно, скопированная между 1519 и 1525 годами и являющаяся частью двора Аламира в Нидерландах. сложный."

Общественные памятники

[ редактировать ]
Картина «Император Карл Покоряет Фурор» (Леоне Леони, созданная примерно с 1549 по 1555 год) демонстрирует «обнажённую геркулесову героизацию» императора. [ 59 ]

При жизни его в экспедициях обычно сопровождают художники. Эти художники имели тенденцию изображать его как римского императора («расчетный подвиг», по словам Сашеверелла Ситуэлла), и это продолжалось и после его смерти. Ярким примером является памятник в Палермо. [ 60 ]

В девятнадцатом веке, когда правительства воздвигли статуи знаменитых правителей и героев, чтобы поддержать патриотические чувства, интерес к Карлу V возобновился. Поскольку его физические данные не подходили для изображения воплощения королевской власти, учебники имели тенденцию представлять его как воплощение преданности долг, несмотря на свою физическую немощь и страдания. Мария Терезия выбрала Карла V, Карла Великого вместе с другими Габсбургскими покровителями искусств, такими как Карл VI , Рудольф I, для включения в группу памятников в Вене, чтобы прославить ее правление и укрепить статус Австрии как наследницы династии Каролингов. [ 62 ]

  • Статуя Карла, подаренная городом Толедо , была установлена ​​в 1966 году в Принсенхофе в Генте , где он родился. [ 63 ]
  • Императорское постановление Франца Иосифа I Австрийского от 28 февраля 1863 года включило Карла V в список « самых знаменитых австрийских правителей и генералов, достойных вечного подражания » и удостоило его статуи в натуральную величину, изготовленной чешскими мастерами. скульптора Эмануэля Макса Риттера фон Вахштайна, находится в Музее военной истории в Вене . [ 64 ]

Картины и гравюры

[ редактировать ]

Помимо Тициана, которого он сравнивал с Апеллесом, среди других известных придворных художников Карла V были Бернарт ван Орлей и Питер Коке . [ 65 ] [ 66 ]

Император Карл в детстве ( Император Карл в детстве , 1879) автора Ян Ван Бирс (1852-1927) [ 67 ]

Литература

[ редактировать ]
  • Семпере «Каролея» » Луиса Сапаты (1560) и «Карлос Фамосо (1566) — эпосы о Карле V. Эти произведения относятся к группе героических поэм о Карле, называемых Каролиадами. [ 78 ] [ 79 ]
  • » Сервантеса В « Дон Кихоте Карл V упоминается во многих местах. Хосе Антонио Мараваль даже рассматривает эту работу как ностальгическую дань памяти императору. [ 80 ]
  • В книге «De heerelycke ende vrolycke daeden van Keyser Carel den V» , опубликованной Жанной де Гриком в 1674 году, рассказы, анекдоты, цитаты, приписываемые императору, и легенды о его встречах со знаменитыми и простыми людьми изображают благородного христианского монарха с идеальная космополитическая личность и сильное чувство юмора. И наоборот, в Шарля Де Костера шедевре «Тиль Уленшпигель» (1867) после своей смерти Карл V отправляется в ад в качестве наказания за действия инквизиции под его властью, причем его наказание заключается в том, что он будет чувствовать боль любого, кого пытали Инквизиция. [ 81 ] В книге Де Костера также упоминается история об очках на гербе Ауденарде , история о пейсанте Берхема в Het geuzenboek (1979) Луи Поля Буна , а Авраам Ганс [ nl ] (1882–1939) включил обе сказки. в «Любовных приключениях императора Карла во Фландрии» .
  • Ахима фон Арнима «Изабелла фон Эгиптен » . Kaiser Karl des Fünften erste Jugendliebe (новелла, 1812) — это история о любви Карла и цыганской принцессы Изабеллы, миссия которой — освободить ее «грубых людей» и вернуть их в Египет, на их легендарную родину. [ 82 ] История Арнима связана с имперской идеей универсального правления (воплощением которого во времена Арнима был Наполеон) и Девой Астреей , связанной со Священной Римской империей и представленной здесь цыганской принцессой. [ 83 ]
  • Александра Дюма Роман «Сальтеадор» (1854), опубликованный на английском языке под названием «Разбойник: история времен Карла Пятого»; и «Гороскоп», роман о правлении Франциска Второго. речь идет о Карле V (здесь Карлос I и события в Испании в 1519 году). [ 84 ] [ 85 ]
  • Байрона лорда В «Оде Наполеону Бонапарту» Чарльз упоминается как «испанец». [ 86 ]
Герб Карла V , акварель, Джон Сингер Сарджент , 1912. Метрополитен-музей.
  • Карл V – известный персонаж в Симоны де Бовуар произведении «Все люди смертны» . [ 87 ]
  • В «Мальтийском соколе » главный объект, как говорят, был предполагаемым подарком Карлу V. [ 88 ]
  • Дома до Карла V. Сцены из периода конкистадоров ( Дома до Карла V. Сцены из периода конкистадоров — произведение Рейнхольда Шнайдера , опубликованное в 1938 году в Лейпцигской Сепульведе , посвященное обращению с туземцами до Карла V. [ 89 ]
  • Чарльз Квинт: «Против этой скалы» — роман Луи Зара о Карле V 1943 года. [ 90 ]
  • Он персонаж книги Гюнтера Кригера « Аахенская собака: Когда Альбрехт Дюрер приехал на коронацию Карла V». [ 91 ]
  • Вопрос гордости (Карл V, император Священной Римской империи): Король, солдат, любовь — роман Линды Карлино, вышедший в 2008 году*. [ 92 ]
  • «Эль Секрето дель Императора» Амели де Бурбон — роман 2017 года о его выходе на пенсию в Юсте. [ 93 ]
Карл V в монастыре Юсте Эжен Делакруа
Карл V принимает гостей из Сан-Франциско де Борха в Юсте ( Музей Прадо Хоакина Марии Эррера и Родригеса)
Отставка Карла V в монастыре Юсте — популярная тема для художников.
  • Фьеррабрас (опера) (1823) - опера Франца Шуберта , действие которой происходит в войне Карла V против мавров. Дочь Карла Эмму любит Фьеррабрас, сын вождя мавров и Эгинхарда, испанского рыцаря. [ 96 ]
  • В третьем акте Джузеппе Верди оперы «Эрнани» (1830) представлено избрание Карла императором Священной Римской империи. Карл (Дон Карлос в опере) молится перед могилой Карла Великого . Объявив, что он избран Карло Квинто, он объявляет амнистию, включая одноименного бандита Эрнани, который последовал за ним туда, чтобы убить его как соперника из любви к Эльвире. Опера, основанная на Виктора Гюго пьесе «Эрнани » , изображает Карла как бессердечного и циничного авантюриста, чей персонаж в результате выборов превращается в ответственного и мягкого правителя. [ 97 ]
  • В другой опере Верди, «Дон Карлос» , финальная сцена подразумевает, что именно Карл V, ныне живущий последние годы своей жизни отшельником, спасает своего внука Дон Карлоса от его отца Филиппа II и инквизиции, забрав Карло вместе с ним в его скит в монастыре в Юсте. [ 98 ]
  • Эрнста Кренека « Опера Карл V» (опус 73, 1930) исследует карьеру главного героя через воспоминания. [ 99 ]

Архитектура

[ редактировать ]
  • Дворец Карла V в Гранаде был построен по заказу Карла V в 1527 году, но завершился только в 1637 году. Строительство монументального дворца в итальянском или римском стиле в самом сердце Альгамбры, построенной Насридами, символизировало имперский статус Карла V и триумф христианства над исламом, достигнутый его дедами (католическими монархами). [ 100 ]
  • Plaza del Emperador Carlos V — площадь в Мадриде , названная в честь Карла V.
Святой Морис работы Лукаса Кранаха Старшего , изображенный в полных серебряных доспехах, либо сделанных для Максимилиана I, но позже приобретенных Карлом V, либо, что более вероятно, заказанных Альбрехтом Бранденбургским для Карла V для использования во время его коронации в 1520 году. [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ]

Среди известных оружейников, работавших на Карла, были братья Филиппо и Франческо Негроли, Дезидериус Хельмшмид (1513–1579). Филиппо был, пожалуй, первым итальянским оружейником, который создавал псевдоантичные шлемы из отдельных пластин, а не из нескольких частей, как это было обычной практикой того времени. [ 104 ]

  • Круглый щит несет изображение Медузы (называемый щитом Медузы), а бургонет был изготовлен Негроли и подарен Карлу его братом Фердинандом после его въезда в Неаполь в 1535 году, чтобы отпраздновать победу в Тунисе . Бургонет открывается как римский шлем, его своеобразная форма принимает фигуру героя Геркулеса. На щите изображены тритоны и нереиды, намекающие на военно-морские экспедиции в Африку. На щите в виде медальонов изображены четыре великих африканских героя Древнего Рима: Сципион, Цезарь, Август и Клавдий. Эти символы отождествляли Карла с древними африканскими победителями. [ 105 ]
  • Дезидериус Хельмшмид сделал для Карла нагрудник, на котором он изображен как Сантьяго Матаморос . Это также кажется аллегорическим изображением триумфа Карла над Барбароссой в 1535 году. [ 106 ]
  • Фламандская легенда о том, что Карлу подавали пиво в деревне Олен , а также то, что император на протяжении всей жизни предпочитал пиво вину, привели к названию в его честь нескольких сортов пива. Пивоварня Haacht в Боортмеербеке производит пиво Charles Quint, а пивоварня Het Anker в Мехелене производит Gouden Carolus, в том числе Гран Крю Императора, которое варят раз в год в день рождения Карла V. [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] «Легадо де Юсте» Grupo Cruzcampo связано с Карлом, его фламандским происхождением и его последними днями в монастыре Юсте. [ 111 ]
  • Карлос V — название популярной плитки шоколада в Мексике. Его слоган - «Эль Рей де лос Шоколад» или «Король шоколада» и «Карлос V, Эль Император дель Шоколада» или «Карл V, Император шоколада». [ 112 ]

Телевидение и кино

[ редактировать ]

День памяти

[ редактировать ]
Корабль Карла V с Геркулесовыми столбами. Деталь пятой картины из серии Alsloots Ommegang. Оммеганг в 1616 году .

Оммеганг Брюсселя , организуемый ежегодно в Бельгии (теперь два раза в год), празднует в 1549 году въезд Карла и его сына Филиппа. [ 121 ]

Карла V с течением времени чтили по всей Европе. Австрийские правители, такие как Мария Терезия и Франц Иосиф, считали его своим великим предшественником и уважали его личность. [ 122 ] 400-летие со дня его смерти, отпразднованное в 1958 году во франкистской Испании , собрало вместе местную национальную католическую интеллигенцию и ряд европейских (католических) консервативных деятелей, подкрепив имперскую ностальгию по Европе Карла V и Христианским университетам , а также продвигая своеобразный бренд. европеизма . [ 123 ] В 2000 году в Бельгии прошли празднования 500-летия со дня рождения Чарльза. [ 124 ]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Библиография и дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Карл V и музыка

[ редактировать ]

Гобелены

[ редактировать ]

Изобразительное искусство

[ редактировать ]

Разнообразный

[ редактировать ]
  1. ^ Розенштейн, Леон (2009). Антиквариат: история идеи . Издательство Корнельского университета. п. 80. ИСБН  978-0-8014-4734-1 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  2. ^ Диксон, К. Скотт (2005). Истории императора Карла V: национальные взгляды на личность и правление . Ашендорф. п. 10. ISBN  978-3-402-06574-7 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Бун 2021 .
  4. ^ Фердинанды 2021 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Колер, Альфред. «Колер о Трейси, «Император Карл V, военный импресарио: стратегия кампании, международные финансы и внутренняя политика» | Габсбург | H-Net» . Networks.h-net.org . Проверено 10 февраля 2022 г.
  6. ^ Диксон, К. Скотт (1 января 2003 г.). «Карл V и историки: некоторые недавние немецкие работы об императоре и его правлении» . Немецкая история . 21 (1): 104–124. дои : 10.1191/0266355403gh277xx . Проверено 11 февраля 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Кемп 2011 , с. 2.
  8. ^ Харари, Юваль Н. (2004). Военные мемуары эпохи Возрождения: война, история и идентичность, 1450–1600 гг . Бойделл Пресс. п. 41. ИСБН  978-1-84383-064-1 . Проверено 9 февраля 2022 г.
  9. ^ Мортимер, Сара (2021). Реформация, сопротивление и государственный разум (1517–1625) . Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN  978-0-19-967488-6 . Проверено 9 февраля 2022 г.
  10. ^ Молтби 2002 , с. 152.
  11. ^ Кемп 2011 , стр. 5, 6.
  12. ^ Молтби 2002 , с. 2152.
  13. ^ Кемп 2011 , с. 6.
  14. ^ Кемп 2011 , с. 8.
  15. ^ Рассов, Питер (1957). Карл V: последний император средневековья (на немецком языке). Мустершмидт. стр. 3–20 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  16. ^ Колер 2005 , с. 386.
  17. ^ Диксон 2005 , с. 73.
  18. ^ Диксон 2005 , с. 86.
  19. ^ Кемп 2011 , с. 9.
  20. ^ Кемп 2011 , с. 7,8.
  21. ^ Элтон, Джеффри Рудольф (1964). Реформационная Европа, 1517-1559 гг . Книги Меридиана. стр. 35–52, 119, 174, 273. ISBN.  9780061312700 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  22. ^ Блэк, Джереми (2004). Переосмысление военной истории . Психология Пресс. ISBN  978-0-415-27533-0 . Проверено 9 февраля 2022 г.
  23. ^ Паркер 2019 , с. 29.
  24. ^ Молтби 2002 , с. 145.
  25. ^ Трейси 2002 , с. 307.
  26. ^ Трейси 2002 , с. 28.
  27. ^ Трейси 2002 , с. 314.
  28. ^ Камен, Генри (26 марта 2014 г.). Испания, 1469–1714 гг.: Общество конфликтов . Рутледж. п. 409. ИСБН  978-1-317-75499-2 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  29. ^ Уэйли, Иоахим (19 июля 2018 г.). Священная Римская империя: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 84–88. ISBN  978-0-19-106563-7 . Проверено 18 июня 2022 г.
  30. ^ Уэйли, Иоахим (24 ноября 2011 г.). Германия и Священная Римская империя: Том I: Максимилиан I к Вестфальскому миру, 1493–1648 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 239. ИСБН  978-0-19-161721-8 . Проверено 18 июня 2022 г.
  31. ^ Пенн, Томас (13 января 2020 г.). «Слишком много для одного человека» . Лондонское обозрение книг . 42 (2) . Проверено 24 июля 2022 г.
  32. ^ Паркер 2019 , стр. LIV.
  33. ^ «Рецензия на книгу Фрэнсиса П. Семпы: Император: Новая жизнь Карла V» . www.nyjournalofbooks.com . Проверено 24 июля 2022 г.
  34. ^ Холборн, Хаджо (21 декабря 1982 г.). История современной Германии: Реформация . Издательство Принстонского университета. п. 154. ИСБН  978-0-691-00795-3 . Проверено 18 июня 2022 г.
  35. ^ Коши, Жан-Мари (2003). Филипп Красивый: последний герцог Бургундский (на французском языке). Бреполи. п. 248. ИСБН  978-2-503-51226-6 . Проверено 18 июня 2022 г.
  36. ^ Хейманс, Франция (4 июня 2007 г.). «Император Карл в литературе» . Обзоры (на голландском языке). Literair Gent, инициатива Муниципальной публичной библиотеки Гента и Gent Cultuurstad. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 20 июля 2007 г.
  37. ^ Эйслер, Уильям (1983). «Влияние императора Карла V на итальянскую визуальную культуру 1529–1533 годов» . Арте Ломбарда . 65 (2): 93–110. ISSN   0004-3443 . JSTOR   43131770 . Проверено 24 июля 2022 г.
  38. ^ Поттер, Дэвид (1 января 2005 г.). [academia.edu/43005776/The_Emperor_Charles_V_in_French_Historical_tradition «Император Карл V во французской исторической традиции»]. Истории Карла V: национальные взгляды на личность и правление под ред. К. Скотта Диксона и М. Фукса (Мюнстер: Ашендорф, 2005) . Проверено 24 июля 2022 г. {{cite web}}: Проверять |url= ценность ( помощь )
  39. ^ Историческое воображение в Британии и Нидерландах девятнадцатого века . БРИЛЛ. 1 ноября 2012 г. с. 187. ИСБН  978-90-04-24186-2 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  40. ^ Ридольфи, Карло (1 ноября 2010 г.). Жизнь Тициана . Пенн Стейт Пресс. ISBN  978-0-271-04053-0 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  41. ^ Вудс, Кристи, Мэнсон и (1996). Рисунки старых мастеров: включая итальянские рисунки 17 века из коллекции Ферретти Ди Кастельферретто . Кристи. п. 199 . Проверено 10 февраля 2022 г. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  42. ^ Сондерс, Джон (1858). Национальный журнал, изд. Дж. Сондерс и У. Марстон . п. 281 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  43. ^ Теккерей, Уильям Мейкпис (1870). Журнал Корнхилл . Смит, старейшина. п. 429 . Проверено 9 февраля 2022 г.
  44. ^ Бранн, Ноэль Л. (1999). Тритемий и магическое богословие: глава полемики по поводу оккультных исследований в Европе раннего Нового времени . СУНИ Пресс. п. 165. ИСБН  9780791439616 . Проверено 22 октября 2021 г.
  45. ^ Барон, Франк (2013). Фауст на суде: истоки «Истории» Иоганна Шписа в эпоху охоты на ведьм . Вальтер де Грюйтер. стр. 95–103. ISBN  9783110930061 . Проверено 22 октября 2021 г.
  46. ^ Серебро 2008 , с. 218.
  47. ^ Кэмпбелл, Томас П.; Эйнсворт, Мэриан Винн; Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью-Йорк (2002). Гобелены в эпоху Возрождения: искусство и великолепие . Метрополитен-музей. стр. 171. ISBN).  978-1-58839-022-6 . Проверено 1 февраля 2022 г.
  48. ^ Хантер, Джордж Лиланд (1912). Гобелены, их происхождение, история и Возрождение . Компания Джона Лейна. п. 79 . Проверено 8 февраля 2022 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б Серебро 2008 , с. 219.
  50. ^ Норрис, Герберт (26 сентября 2013 г.). Тюдоровский костюм и мода . Курьерская корпорация. п. 210. ИСБН  978-0-486-14151-0 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  51. ^ Кэмпбелл, Томас П.; Эйнсворт, Мэриан Винн; Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью-Йорк (2002). Гобелены в эпоху Возрождения: искусство и великолепие . Метрополитен-музей. стр. 389. ISBN).  978-1-58839-022-6 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  52. ^ Серебро 2008 , с. 220.
  53. ^ Ферер 2012 , стр. 179.
  54. ^ Бернштейн, Джейн А. (29 октября 1998 г.). Нотная печать в Венеции эпохи Возрождения: The Scotto Press (1539-1572) (на итальянском языке). Издательство Оксфордского университета. п. 233. ИСБН  978-0-19-977160-8 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  55. ^ Ферер 2012 , стр. 7, 8.
  56. ^ Гольдберг: Журнал старинной музыки . Гольдберг. 2004. с. 78 . Проверено 27 февраля 2022 г.
  57. ^ Фурманн 2007 , с. 205.
  58. ^ Бакли, Венделл Дин (1965). Цикл сольных песен: аннотированная библиография избранных опубликованных изданий с историческим обзором . Университет Айовы. п. 52 . Проверено 27 февраля 2022 г.
  59. ^ Эллениус, заслуженный профессор истории искусств Аллан; Фонд европейской науки (1998). Иконография, пропаганда и легитимация . Кларендон Пресс. п. 47. ИСБН  978-0-19-820550-0 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  60. ^ Ситуэлл, Сашеверелл (31 мая 2013 г.). Искусство южного барокко — живопись, архитектура и музыка в Италии и Испании 17 и 18 веков . ООО «Рид Букс» с. 67. ИСБН  978-1-4733-8931-1 . Проверено 12 февраля 2022 г.
  61. ^ Стин, Джаспер ван дер (28 июля 2015 г.). Войны памяти в Нидерландах, 1566-1700 гг . БРИЛЛ. п. 225. ИСБН  978-90-04-30049-1 . Проверено 12 февраля 2022 г.
  62. ^ Мур, Скотт О. (15 мая 2020 г.). Преподавание империи: образование и лояльность государству в позднегабсбургской Австрии . Издательство Университета Пердью. п. 190. ИСБН  978-1-55753-896-3 . Проверено 12 февраля 2022 г.
  63. ^ «Принсенхоф: средневековая жемчужина в центре города» . Посетите Гент .
  64. ^ Иоганн Кристоф Альмайер-Бек: Музей военной истории в Вене. Музей и его представительные залы. Кизель Верлаг, Зальцбург, 1981 г., ISBN   3-7023-0113-5 , с. 30.
  65. ^ Фоменко, Анатолий Т. (2005). История: фантастика или наука? . Митек. п. 89. ИСБН  978-2-913621-06-0 . Проверено 12 февраля 2022 г.
  66. ^ Зирполо, Лилиан Х. (16 сентября 2009 г.). Возрождения от А до Я. Искусство Пугало Пресс. п. 94. ИСБН  978-0-8108-7043-7 . Проверено 12 февраля 2022 г.
  67. ^ Борхерт, Тилль-Хольгер (2021). «Детские портреты Габсбургов». В Марил, Сэмюэл (ред.). Дети эпохи Возрождения: искусство и образование при дворе Габсбургов (1480–1530) (PDF) (на голландском языке). Тилт. стр. 184, 185. ISBN.  9789401465403 . Проверено 10 февраля 2022 г. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  68. ^ Шарп, Кевин (6 июня 2013 г.). Чтение авторитета и представление правила в Англии раннего Нового времени . А&С Черный. п. 145. ИСБН  978-1-4411-5675-4 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  69. ^ Спрингер, Кэролайн (1 января 2010 г.). Доспехи и мужественность в эпоху итальянского Возрождения . Университет Торонто Пресс. п. 114. ИСБН  978-1-4426-4055-9 . Проверено 12 февраля 2022 г.
  70. ^ Сильвер, Ларри (5 июля 2017 г.). «Рубенс, Вельюэс и король Испании» . Рутледж. п. 91. ИСБН  978-1-351-55039-0 . Проверено 13 февраля 2022 г.
  71. ^ Эллениус, заслуженный профессор истории искусств Аллан; Фонд европейской науки (1998). Иконография, пропаганда и легитимация . Кларендон Пресс. п. 86. ИСБН  978-0-19-820550-0 . Проверено 13 февраля 2022 г.
  72. ^ Кертис, Верна Посевер; Музей искусств Милуоки (1986). Бой быков — Гойя, Пикассо и коррида Художественный музей Милуоки . Получено 14 марта.
  73. ^ Занарди, Тара (2012). «Национальная героика: тореадоры, мачизм и культ знаменитостей» . Журнал исследований восемнадцатого века . 35 (2 (2012)): 203. doi : 10.1111/j.1754-0208.2012.00497.x . Проверено 14 марта 2022 г.
  74. ^ Фишер, Йенс Мальте (9 августа 2011 г.). Густав Малер . Издательство Йельского университета. стр. 44. ISBN  978-0-300-13444-5 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  75. ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org .
  76. ^ «Город Регенсбург — База данных культуры — Барбара Бломберг» . www.regensburg.de .
  77. ^ «Произведение искусства в центре внимания (IV) | Королевский кружок археологии, литературы и искусства Мехелена» . www.oudheidkundigkring.be .
  78. ^ Бутервек, Фридрих (1823). История испанской и португальской литературы, тр. Т. Росс . п. 265 . Проверено 13 февраля 2022 г.
  79. ^ Уэлч, Энтони (13 ноября 2012 г.). Эпос Возрождения и устное прошлое . Издательство Йельского университета. п. 1716. ISBN  978-0-300-18899-8 . Проверено 13 февраля 2022 г.
  80. ^ Лагуна, Ана Мария Г. (29 июля 2021 г.). Сервантес, Золотой век и битва за культурную идентичность в Испании XX века . Издательство Блумсбери США. п. 88. ИСБН  978-1-5013-7494-4 . Проверено 25 мая 2022 г.
  81. ^ Костер, Чарльз Де (1 июня 2006 г.). Легенда о славных приключениях Тиля Уленшпигеля во Фландрии и других местах . Козимо, Inc. с. 125. ИСБН  978-1-59605-424-0 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  82. ^ Хелфер, Марта Б. (30 ноября 2011 г.). Неуслышанное слово: наследие антисемитизма в немецкой литературе и культуре . Издательство Северо-Западного университета. п. 71. ИСБН  978-0-8101-2794-4 . Проверено 9 февраля 2022 г.
  83. ^ Мюке, Доротея Э. фон (2003). Оккультное соблазнение и возникновение фантастической сказки . Издательство Стэнфордского университета. стр. 203, 204. ISBN.  978-0-8047-3860-6 .
  84. ^ Дюма, Александр (1897). Разбойник: повесть времен Карла Пятого; и «Гороскоп», роман о правлении Франциска Второго . Маленький, Браун . Проверено 8 февраля 2022 г.
  85. ^ «Разбойник 1854» . Александр Дюма Жизнь и творчество | Всё о Дюма . Проверено 8 февраля 2022 г.
  86. ^ Байрон, Джордж Гордон Байрон Барон (1816). «Сочинения досточтимого лорда Байрона: Ода Наполеону Бонапарту». Стихи. Еврейские мелодии . Джон Мюррей. п. 15 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  87. ^ Аппиньанези, Лиза (2005). Симона де Бовуар . Издательство Хаус. п. 80. ИСБН  978-1-904950-09-7 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  88. ^ Хэммет, Дэшил (14 августа 2014 г.). Мальтийский сокол . Орион. п. 89. ИСБН  978-1-4719-1768-4 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  89. ^ Шнайдер, Рейнхольд (1986). Лас Касас до Карла V: Сцены из эпохи конкистадоров (на немецком языке). Зуркамп . Проверено 25 мая 2022 г.
  90. ^ Хаузер, Марианна (3 октября 1943 г.). «Чарльз Квинт; ПРОТИВ ЭТОГО РОКА. Луи Зара. 635 стр. Нью-Йорк: Creative Age Press. 2,75 доллара» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 февраля 2022 г.
  91. ^ Кригер, Гюнтер (2020). Аахенская собака. Когда Альбрехт Дюрер прибыл на коронацию Карла V. Роман с поиском разгадки . Эйпен: Пограничное эхо. ISBN  9783867121606 .
  92. ^ Карлино, Линда (2008). Вопрос гордости (Карл V, император Священной Римской империи): король, солдат, любовник . Издательство Веритас. ISBN  978-0-9555980-1-2 . Проверено 24 июля 2022 г.
  93. ^ Бурбон, Амели де (5 июня 2018 г.). El Secreto del Emperador (на испанском языке). АЛЬМУЗАРА. ISBN  978-84-16776-74-0 . Проверено 24 июля 2022 г.
  94. ^ Лемон, Ребекка (20 марта 2018 г.). Наркомания и преданность в Англии раннего Нового времени . Издательство Пенсильванского университета. п. 45. ИСБН  978-0-8122-4996-5 . Проверено 9 февраля 2022 г.
  95. ^ Zarek, Otto (1918). Kaiser Karl V: ein Drama (in German). G. Müller . Retrieved 24 July 2022 .
  96. ^ Гриффель 2018 , с. 152.
  97. ^ Элсон, Луи Чарльз (1912). Современная музыка и музыканты: Энциклопедия: т. 1. История музыки; специальные статьи; великие композиторы; т. 2. Религиозная музыка мира; вокальная музыка и музыканты; опера; история и путеводитель; т. 3. Теория музыки; фортепианная техника; специальные статьи; современные инструменты; анекдоты музыкантов; словарь. (музыкальные термины и биография) . Университетское общество. п. 509 . Проверено 9 февраля 2022 г.
  98. ^ Фишер, Бертон Д. (февраль 2002 г.). «Дон Карлос» Верди (серия мини-путеводителей «Оперные путешествия») . Издательство Opera Journeys. п. 42. ИСБН  978-1-930841-52-9 . Проверено 9 февраля 2022 г.
  99. ^ Гриффель, Маргарет Росс (23 января 2018 г.). Оперы на немецком языке: Словарь . Роуман и Литтлфилд. п. 256. ИСБН  978-1-4422-4797-0 . Проверено 30 января 2022 г.
  100. ^ Лопес, Хесус Бермудес (2011). Альгамбра и Хенералифе: официальный путеводитель Издательство ТФ. стр. 100-1 65–70. ISBN  9788492441129 .
  101. ^ [metmuseum.org/art/collection/search/439081 «Святой Морис ок. 1520–1525 гг. - Лукас Кранах Старший и мастерская - немецкий язык»]. metmuseum.org . Проверено 8 ноября 2021 г. {{cite web}}: Проверять |url= ценность ( помощь )
  102. ^ Терджанян, Пьер; Байер, Андреа; Брандоу, Адам Б.; Демец, Лиза; Кирхгоф, Чассика; Краузе, Стефан; Месслинг, Гвидо; Моррисон, Элизабет; Ногейра, Элисон Манжес; Пфаффенбихлер, Маттиас; Зандбихлер, Вероника; Шеффер, Делия; Шольц, Питер; Сила, Роланд; Сильвер, Ларри; Спира, Фрейда; Влаттниг, Роберт; Вольф, Барбара; Зенц, Кристина (2 октября 2019 г.). Последний рыцарь: искусство, доспехи и амбиции Максимилиана I. Метрополитен-музей. п. 278. ИСБН  978-1-58839-674-7 . Проверено 7 ноября 2021 г.
  103. ^ Эйнсворт, Мэриан В.; Уотерман, Джошуа П.; Махон, Дороти; Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью-Йорк (2013). Немецкие картины в Метрополитен-музее, 1350-1600 . Метрополитен-музей. С. 77. ISBN  978-1-58839-487-3 . Проверено 8 ноября 2021 г.
  104. ^ Белозерская, Марина (1 октября 2005 г.). Роскошное искусство эпохи Возрождения . Публикации Гетти. п. 184. ИСБН  978-0-89236-785-6 . Проверено 24 февраля 2022 г.
  105. ^ Малрин, младший; Аливерти, Мария Инес; Теставерде, Анна Мария (3 марта 2016 г.). Церемониальные записи в Европе раннего Нового времени: иконография власти . Рутледж. п. 179. ИСБН  978-1-317-16891-1 . Проверено 24 февраля 2022 г.
  106. ^ Хаке, Даниэла; Яржебовский, Клаудия; Циглер, Ханнес (5 ноября 2020 г.). Вопросы взаимодействия: эмоции, идентичность и культурные контакты в досовременном мире . Рутледж. п. 100. ИСБН  978-0-429-94964-7 . Проверено 24 февраля 2022 г.
  107. ^ «Карл V» . Global Beer Network, Санта-Барбара, Калифорния, США. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 18 июля 2007 г.
  108. ^ «Чарльз Квинт Золотой блондин» . Пивоварня Хаахт. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 19 июля 2012 г.
  109. ^ «Чарльз Квинт Рубиновый Красный» . Пивоварня Хаахт. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 19 июля 2012 г.
  110. ^ «Пиво Хет Анкер» . Пивоварня Хет Анкер. Архивировано из оригинала 2 июля 2007 года . Проверено 18 июля 2007 г.
  111. ^ «Наследие Юсте – Heineken Spain – Brewver» . www.brewver.com .
  112. ^ «Карлос V» . Нестле США. 25 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2005 г. Проверено 1 ноября 2011 г.
  113. ^ Фильмы и съемки . Книги Хэнсома. 1959. с. 14 . Проверено 25 мая 2022 г.
  114. ^ Берт, Дэниел С. (2001). Книга биографий: путеводитель по документальным, художественным и кинобиографиям более чем 500 самых выдающихся личностей всех времен . Издательская группа Гринвуд. п. 260. ИСБН  978-1-57356-256-0 . Проверено 10 февраля 2022 г.
  115. ^ «Указатель программ BBC» . genome.ch.bbc.co.uk . 5 ноября 1983 года . Проверено 25 мая 2022 г.
  116. ^ «ТОРБЕН ЛИБРЕХТ» . Проверено 10 февраля 2022 г.
  117. ^ «Карл V — Тюдоры | TVmaze» . www.tvmaze.com .
  118. ^ KG, im Fernsehen GmbH & Co (27 ноября 2021 г.). «Карл V – желание и реальность» . Fernsehenserien.de (на немецком языке) . Проверено 27 февраля 2022 г.
  119. ^ Главное управление коммуникаций ZDF (2016). «Пресс-кит: Трибунал Лютера. Десять дней в апреле: пресс-портал ZDF» . Пресс-портал.ZDF.de . Проверено 27 февраля 2022 г.
  120. ^ «Все предстоящие фильмы и телешоу Эдриана Броуди» . ЭкранРант . 23 августа 2021 г. Проверено 8 февраля 2022 г.
  121. ^ Барон, Э. (14 ноября 1996 г.). Европа на заре тысячелетия . Спрингер. ISBN  978-0-230-37718-9 . Проверено 19 июля 2022 г.
  122. ^ Иоганн Кристоф Альмайер-Бек: Музей военной истории в Вене. Музей и его представительные залы. Кизель Верлаг, Зальцбург, 1981 г., ISBN   3-7023-0113-5 , с. 30.
  123. ^ Аларес, Густаво (2020). «Ностальгия по Европе. Празднование IV столетия со дня смерти Карла V в 1958 году» . Меланжи Дома Веласкесов . 50 (2). Мадрид: Каса де Веласкес : 117–140.
  124. ^ Диксон, К. Скотт (1 января 2003 г.). «Карл V и историки: некоторые недавние немецкие работы об императоре и его правлении». Немецкая история. 21 (1): 104–124. дои : 10.1191/0266355403gh277xx . Проверено 11 февраля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e74e16b22c3c488e075d9a18174c181__1720072260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/81/1e74e16b22c3c488e075d9a18174c181.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cultural depictions of Charles V, Holy Roman Emperor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)