Жак де Берзе


Жак де Берз (работал до 1384 года, умер после 1399 года) был фламандским скульптором по дереву, два из главных резных запрестольных образов которого сохранились в Дижоне , ныне во Франции, тогдашней столице герцогства Бургундского .
Де Берзе, вероятно, был родом из Гента и жил в Дендермонде (Termonde по-французски) примерно в тридцати километрах от него, что также недалеко от Антверпена и Брюсселя . Он явно был хорошо зарекомендовавшим себя мастером до смерти в январе 1384 года местного правителя Людовика II Фландрского , герцога Брабантского , поскольку зафиксированы два заказа Людовиком на изготовление резных алтарных образов, хотя работы не сохранились. Они предназначались для часовни замка Дендермонде и приюта цистерцианского аббатства Байлоке, находившегося тогда недалеко от Гента. [ 1 ]
Эти работы заметил Филипп Смелый , герцог Бургундский, зять Людовика и преемник на посту графа Фландрского . В 1385 году Филипп основал картезианский монастырь, Чартерхаус Шампмол , тогда недалеко от Дижона , как династическое захоронение бургундского Валуа, и наполнил его впечатляющими произведениями искусства. В 1390 году он поручил де Берзе создать два подобных алтаря для Шампмоля: один, ныне известный как Алтарь Святых и Мучеников для дома капитула , [ 2 ] и больший, ныне известный как Ретабль Распятия , для главного алтаря церкви. [ 3 ] Оба представляют собой триптихи с шарнирными крыльями, вырезанными внутри, но внешние панели, показывающие, когда крылья были закрыты, должен был быть написан его придворным художником Мельхиором Бродерламом (еще одним фламандцем, который также ранее работал на Людовика) — обычная композиция для грандиозный алтарь. Эти окрашенные внешние панели сохранились только для большего из двух столов. [ 4 ] Триптихи обычно показывались закрытыми, демонстрируя картины, но открывались для демонстрации резных фигурок в праздничные дни .
Иконография Христа элементов двух художников была разработана так, чтобы дополнять друг друга, с нарисованной последовательностью сцен из Младенчества и внутри, резными сценами Поклонения волхвов , Распятия в центре и Погребения Христа . в окружении святых на внутренней стороне боковых панелей. [ 5 ] Выше — сложный готический узор с небольшими фигурками святых и ангелов. Обе работы целиком либо позолочены, либо расписаны. Алтарь Святых и Мучеников имеет высоту 159 см и ширину с открытыми створками 252 см. Для Ретабла Распятия эквивалентные цифры составляют 167 см и 252 см. [ 6 ]
Ретабли были перевезены в Дижон из Дендермонда в августе 1391 года, но год спустя были возвращены во Фландрию. [ 7 ] Там роспись и позолота были закончены Брёдерламом в его мастерской в Ипре ; Правила гильдий обычно предписывали, чтобы резьба, роспись или золочение выполнялись членами разных гильдий. Они были возвращены в Шампмол, одобрены комитетом, в который входил Клаус Слютер , и установлены к концу 1399 года. [ 8 ] после чего де Берзе исчезает из документальных записей.
Алтари были перенесены после Французской революции в Музей изящных искусств Дижона вместе с панелями Бродерлама. [ 9 ] которым сейчас, в отличие от времени их создания, уделяется больше внимания, чем резьбе, поскольку они имеют большое значение в развитии ранней нидерландской живописи , [ 10 ] а живопись обычно представляет больший интерес для современных историков искусства, чем скульптура. Два ретабла Де Берзе, вероятно, являются самыми ранними сохранившимися нидерландскими образцами, хотя к этому времени, очевидно, существовало гораздо больше таких работ, и эта форма, вероятно, сначала возникла в Нидерландах . Поскольку почти нет работ того периода, которые можно было бы сравнить с работами в Дижоне, трудно оценить оригинальность де Берзе или его место в традиции, хотя он явно участвует в международном готическом стиле того периода. Предположительно, большая часть его работы была посвящена местным церквям и религиозным домам. Фактически иконоборчество после Реформации было настолько разрушительным для нидерландских резных деревянных алтарей, что за последующие восемьдесят лет от них сохранилось лишь несколько фрагментов, в то время как в Германии есть много примеров. [ 11 ]
Сохранились и другие резные фигурки меньшего размера, приписываемые де Берзе, в том числе фигура высотой 28 см из алтарного распятия, которое входило в состав комиссии Шампмола и сейчас находится в Институте искусств Чикаго . [ 12 ] и Святой Георгий в музее Мимара в Загребе .
Ретабль о распятии
[ редактировать ]-
Ретабль Распятия, левая сторона.
-
Ретабло с изображением распятия, центральная панель.
-
Ретабль Распятия, правая сторона.
-
Деталь: Поклонение волхвов.
-
Деталь: Распятие.
-
Деталь: погребение.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Художественный словарь Гроува» . Макмиллан Паблишерс Лимитед. 2000 . Проверено 22 ноября 2008 г.
- ↑ Фотография и текст на французском языке. Архивировано 26 июля 2011 г. в Wayback Machine — Дижонский музей.
- ^ Фотография и текст на французском языке. Архивировано 26 июля 2011 г. в Wayback Machine - Дижонский музей, а также другие изображения и текст на французском языке.
- ^ Фотография , заархивированная 26 июля 2011 г. в Wayback Machine, сопоставляет внутреннюю и внешнюю часть.
- ^ Снайдер, Джеймс; Искусство Северного Возрождения , стр. 73 и 294, 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0-13-623596-4
- ^ Ссылки на музей Дижона выше.
- ^ Гроув, цит.
- ^ «Жак де Берзе» . Ответы.com. 2008 год . Проверено 22 ноября 2008 г.
- ^ Музеи Дижона
- ^ Снайдер, 71 и 293–4.
- ^ Снайдер, 293–4.
- ^ Чикагский институт искусств . См. также библиографию де Берзе.