Jump to content

Придворные празднества Екатерины Медичи

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Бал при дворе Генриха III (фрагмент), франко-фламандская школа , ок. 1582.

Ряд роскошных и зрелищных придворных развлечений, иногда называемых великолепием , была организована Екатериной Медичи , королевой-консортом Франции с 1547 по 1559 год и королевой-матерью с 1559 года до своей смерти в 1589 году. Будучи женой Генриха II Французского , Екатерина проявляла интерес к искусству и театру, но только когда она добилась реальной политической и финансовой власти в качестве королевы-матери, она начала серию турниров и развлечений, которые ослепляла современников и продолжает очаровывать ученых. Биограф Леони Фрида предполагает, что «Екатерина больше, чем кто-либо, положила начало фантастическим развлечениям, которыми прославились и более поздние французские монархи». [ 1 ]

Для Екатерины эти развлечения служили политической цели, которая оправдывала колоссальные затраты. Она возглавляла королевское правительство в то время, когда французская монархия находилась в резком упадке. Имея на троне подряд трех своих сыновей, а страну раздирала религиозная гражданская война , Екатерина намеревалась показать не только французскому народу, но и иностранным дворам, что монархия Валуа была такой же престижной и великолепной, как и во времена правления Франциска. Я и ее муж Генрих II. [ 2 ] В то же время она считала, что эти тщательно продуманные развлечения и роскошные придворные ритуалы, включавшие боевые виды спорта и различные турниры, займут ее враждующую знать и отвлекут их от борьбы друг с другом в ущерб стране и королевской власти. [ 3 ]

Однако ясно, что Екатерина рассматривала эти фестивали как нечто большее, чем политические и прагматические упражнения: она наслаждалась ими как средством проявления своих творческих дарований. Очень талантливая и артистичная женщина, Екатерина взяла на себя инициативу в разработке и планировании собственных музыкально-мифологических шоу. Хотя они были эфемерными , ее «великолепия» — как назвал их современный комментатор Пьер де Бурдей, сеньор де Брантом — изучаются современными учеными как произведения искусства. [ 1 ] Историк Фрэнсис Йейтс назвала Кэтрин «великим творческим художником на фестивалях». [ 4 ] Она наняла ведущих художников и архитекторов того времени для создания необходимых драм, музыки и сценических эффектов для этих событий, которые обычно были посвящены идеалу мира и основаны на мифологических темах.

Ученым трудно определить точную форму развлечений, но подсказки были почерпнуты из письменных отчетов, сценариев, произведений искусства и гобеленов , связанных с этими знаменитыми событиями. Хотя к таким источникам следует относиться с осторожностью, поскольку они содержат явные неточности и противоречия, они свидетельствуют о богатстве и масштабах придворных празднеств Екатерины Медичи.

Развлечения

[ редактировать ]

Инвестиции Екатерины Медичи в великолепные развлечения были частью сознательной политической программы. [ 3 ] Она вспомнила убеждение ее тестя, короля Франциска I , что при дворе необходимо быть физически активным и постоянно развлекаться. [ 5 ] Она также заявила о своем намерении подражать римским императорам , которые уберегали своих подданных от бед, занимая их играми и развлечениями . [ 2 ] Поэтому она приняла политику отвлечения своей знати от борьбы между собой, устраивая для них при дворе неотразимые развлечения и спорт. [ 6 ]

В «Комическом балете королевы» 1581 года фонтанная колесница везла королеву Луизу, ее дам и музыкантов. Гравюра Жака Патена .

Екатерина также содержала при дворе около восьмидесяти очаровательных фрейлин, которых она якобы использовала как инструмент для соблазнения придворных в политических целях. Эти женщины стали известны как ее «летающая эскадрилья» ( L’Escadron volant ( фр. ). [ 7 ] Екатерина не стеснялась использовать прелести своих дам для привлечения двора. В 1577 году она устроила банкет, на котором еду подавали обнаженные до пояса женщины. [ 8 ] В 1572 году королева гугенотов Жанна д'Альбре Наваррская написала из двора, чтобы предупредить своего сына Генриха , что Екатерина руководит «порочной и коррумпированной» атмосферой, в которой женщины совершали сексуальные домогательства, а не мужчины. [ 9 ] На самом деле Шарлотта де Сов , одна из самых скандально известных участниц «летучей эскадрильи», сначала соблазнила, а затем стала любовницей Генриха Наваррского по приказу Екатерины. С другой стороны, Брантом в своих «Мемуарах » восхвалял двор Екатерины как «школу всякой честности и добродетели». [ 10 ]

По традиции королевских праздников шестнадцатого века, великолепия Екатерины Медичи длились несколько дней, каждый день с разными развлечениями. Часто за подготовку одного конкретного развлечения отвечали отдельные дворяне или члены королевской семьи. Зрители и участники, в том числе занимающиеся боевыми видами спорта, одевались в костюмы, изображающие мифологическую или романтическую тематику. Екатерина постепенно вносила изменения в традиционную форму этих развлечений. Она запретила тяжелые наклоны , которые привели к смерти ее мужа в 1559 году; и она развивала и увеличивала известность танца в шоу, которые завершали каждую серию развлечений. В результате балет де кур , особый новый вид искусства. на основе творческих достижений в области придворных развлечений, изобретенных Екатериной Медичи, возник [ 11 ]

Фонтенбло

[ редактировать ]
Один из гобеленов Валуа , изображающий развлечения в Фонтенбло в 1564 году, в том числе имитацию спасения пленных девиц с заколдованного острова.

В январе 1564 года Екатерина и молодой Карл IX приступили к королевскому пути , который продлился почти два с половиной года. Их сопровождало то, что было описано как «город в движении», [ 12 ] включая Королевский совет и иностранных послов, которые, как надеялась Екатерина, доложат своим правительствам о великолепии поезда, компенсируя любую идею о том, что французская монархия находится на грани банкротства. [ 12 ] В королевский двор входили придворные Екатерины и «летучая эскадрилья», а также ее музыканты и девять важных гномов, которые путешествовали в своих миниатюрных каретах. Группа взяла с собой все оборудование и принадлежности, необходимые для фестивалей, пиров, маскарадов и веселых закусок, запланированных на маршрут. В их число входили переносные триумфальные арки и королевские баржи. [ 12 ]

Екатерина приказала, чтобы в замке Фонтенбло каждый важный дворянин устроил бал. Сама она устроила банкет на лугу при замковой молочной ферме , где ее придворные оделись пастухами и пастушками. [ 13 ] В тот вечер суд посмотрел комедию в большом бальном зале, после чего последовал бал, на котором 300 «красавиц, одетых в золотые и серебряные одежды», исполнили хореографический танец. [ 14 ]

В Фонтенбло Екатерина устраивала развлечения, продолжавшиеся несколько дней, включая костюмированные рыцарские турниры и рыцарские мероприятия в аллегорической обстановке. На Марди Гра , на следующий день после банкета на лугу, рыцари, одетые как греки и троянцы, сражались из-за полураздетых девиц, пойманных великаном и карликом в башне на заколдованном острове. Кульминацией боя стало то, что башня потеряла свои магические свойства и загорелась. [ 15 ] В другом зрелище поющие сирены мимо царя проплывали , а Нептун проплывал на колеснице, запряженной морскими коньками . [ 8 ]

Кульминацией королевских успехов Екатерина назначила встречу со своей дочерью Елизаветой , третьей женой Филиппа II Испанского . Екатерина была настолько полна решимости произвести великолепное впечатление на испанский двор, что позволила себе расточительность, которая была экстравагантной даже по ее собственным меркам. Чтобы оплатить запланированное зрелище и развлечения, она заняла 700 000 экю в банке Гонди . Екатерина предполагала, что встретится и с самим королем Филиппом, но в начале тура он сообщил, что не будет присутствовать. Его возмутило то, что Екатерина, которую он называл «мадам Змей», [ 1 ] принял посольство от султана Турции . Он также возражал против ее Амбуазского эдикта (1563 г.), который предлагал уступки гугенотам . Короче говоря, французская религиозная политика вызывала у него отвращение. Вместо него он послал «сурового и свирепого» герцога Альбу с приказом убедить Екатерину, что преследование, заключение в тюрьму и пытки гугенотов — это способ борьбы с еретиками , а не заключение с ними договоров. В итоге Кэтрин оставила Альбу сбитой с толку своим стремительным умом. Он нашел ее гораздо более заинтересованной в обсуждении брачных союзов и в том, чтобы показать ему, какие сказочные развлечения может предложить французский двор. [ 16 ]

«Фестиваль воды в Байонне » — гобелен, созданный Антуаном Кароном , — представляет собой запись развлечений, устроенных Екатериной Медичи для франко-испанской встречи на высшем уровне 1565 года.

Элизабет и ее испанское окружение прибыли к реке Бидасоа на испанской границе в сопровождении огромного эскорта французской католической знати 14 июня 1565 года. [ 17 ] Затем она поехала в Сен-Жан-де-Люз , где Екатерина со слезами на глазах приветствовала ее объятиями и поцелуями. Во время церемонии приема десять солдат Екатерины упали замертво, слишком долго простояв на жаре в своих доспехах. На следующий день Елизавета совершила блистательный въезд в Байонну на лошади, усыпанной драгоценными камнями, стоимостью 400 000 дукатов.

Встреча двух дворов была отмечена ритуальным обменом дорогими подарками и постоянными показами балетов, рыцарских поединков, потешных сражений и декоративного искусства. Сохранилось несколько отчетов о развлечениях в Байонне. Один спектакль, установленный на реке Бидасоа, представляет собой особенно известный пример развлечений Екатерины как эфемерных произведений искусства. [ 1 ] Развлечения начались с банкета на острове Агино. Когда гостей доставляли на украшенные лодки на остров, они видели, среди прочего, Ариона верхом на двух дельфинах, гарпунистов, пронзающих копьем искусственного кита, извергающего красное вино, и шесть тритонов, сидящих на гигантской черепахе и дующих в раковины. [ 18 ] Карла IX перевезли на барже, оформленной в виде плавучей крепости. За банкетом последовал балет нимф и сатиров . Брантом сообщил, что «великолепие было таково во всем, что испанцы, очень презирающие всех остальных, кроме своих собственных, клялись, что никогда не видели ничего прекраснее». [ 19 ]

Водный фестиваль в Байонне , законченный вариант гобелена 1580–1581 гг.

На следующий день король Карл и его брат Генрих приняли участие в турнире , возглавив команды в костюмах британских и ирландских рыцарей. Тема турнира «Добродетель и любовь» была представлена ​​двумя колесницами , в одной из которых находились дамы, одетые в костюмы пяти добродетелей , а в другой — Венера , Амур и множество мини-амуров. Во время самого турнира в лошадей, когда они пересекали дорогу, бросали огненные шары. из золота и шелка, Королевская трибуна была увешана гобеленами иллюстрирующими триумф Сципиона , которые Джулио Романо спроектировал для Франциска I. Брантом вспоминал в своих мемуарах, что «испанские лорды и дамы очень восхищались этим, никогда не видя ничего подобного в владение своего короля». [ 20 ] Другой французский зритель записал: «Незнакомцы всех наций теперь были вынуждены признать, что в этих вещах Франция превзошла этими парадами, бравадой, славой и великолепием все другие нации и даже ее саму». [ 1 ]

Екатерина считала, что она показала Испании, что французская монархия, далекая от финансового разорения и находящаяся в состоянии войны со своей знатью, остается славной силой, с которой нужно считаться, способной финансировать зрелища ошеломляющих масштабов при поддержке единого двора. [ 1 ] Однако дело было потеряно для мрачного герцога Альбы. Его письма показывают его разочарование тем, что очки Екатерины продолжали прерывать серьезное обсуждение того, как вести войну с протестантами. В конце концов испанцы решили, что вся встреча была пустой тратой времени, поскольку Екатерина ни в малейшей степени отказалась изменить свою политику по отношению к гугенотам. Гугеноты, однако, полагали, что их исключение из переговоров между двумя переговорными группами означало, что Екатерина заключила секретное соглашение с испанцами о их преследовании. [ 21 ]

Королевская свадьба

[ редактировать ]

Торжества после свадьбы дочери Екатерины Маргариты с протестантом Генрихом Наваррским в Париже 18 августа 1572 года были основаны на гугенотских темах. Матч вызвал споры, поскольку Маргарита выходила замуж за гугенота. Папа отказался дать разрешение на бракосочетание, а различия вероисповедания молодоженов привели к необычному свадебному служению. [ 22 ] После свадебного обеда последовали четыре дня балов, маскарадов и банкетов.

На картине Франсуа Дюбуа изображена Екатерина Медичи (сзади слева), стоящая над кучей трупов во время Варфоломеевской резни . Тело адмирала Колиньи выбрасывают из окна.

Несмотря на напряженность между католическими и гугенотскими силами в городе, празднества прошли в добродушной манере, хотя в ретроспективе темы развлечений могут показаться «очень близкими к сердцу». [ 23 ] состоялся великолепный бал-маскарад В ночь после свадьбы в Пти-Бурбоне , включавший в себя представление пантомимы-турнуа , названной «раем любви». Король Карл и два его брата защищали двенадцать нимф- ангелов от гугенотов. Они отправили гугенотов во главе с Генрихом Наваррским в ад , где, по словам наблюдателя, «огромное количество чертей и бесов производило бесконечное безумие и шум». [ 24 ] Затем нимфы станцевали балет. Последовал бой между рыцарями, сопровождавшийся взрывами пороха. Кульминацией разбирательства король и его братья завершили спасение гугенотов из ада, который был отделен от рая рекой, по которой плыл на своей лодке перевозчик Харон . [ 24 ]

Остальные торжества были отменены после покушения на лидера гугенотов адмирала Колиньи , который 22 августа был застрелен из дома аркебузиром и ранен в локоть и руку. Накануне король и его братья оделись амазонками, чтобы сражаться с Наваррой и его друзьями, которые носили тюрбаны в роли турок и золотые одежды. Настоящие боевые действия между католиками и гугенотами разгорелись во время Варфоломеевской резни , которая началась 24 августа, когда Карл IX приказал убить всех лидеров гугенотов в Париже, спровоцировав массовые убийства гугенотов по всей Франции. Генриху Наваррскому был предоставлен выбор: смерть, пожизненное заключение или обращение в католицизм. Он выбрал католицизм и был пощажен. [ 25 ]

Гобелен Валуа с изображением бала Екатерины Медичи в 1573 году в Тюильри в честь польских послов, приехавших преподнести польский трон Генриху, герцогу Анжуйскому.

Через год после резни, в августе 1573 года, Екатерина устроила еще один роскошный набор развлечений, на этот раз для польских послов, прибывших предложить польский престол ее сыну Генриху, герцогу Анжуйскому . Были включены спортивные состязания, в том числе турниры, имитационные бои, наклоны на квинтину и бег на ринге . [ 26 ] грандиозный бал или « праздник Екатерина устроила во дворце Тюильри Жан Дорат », который описал в своих иллюстрированных Magnificentissimi spectaculi . Шестнадцать нимф, представляющих каждую из французских провинций, танцевали замысловатый балет, раздавая при этом зрителям приспособления. Брантом назвал этот спектакль «лучшим балетом, который когда-либо ставился в этом мире» и похвалил Екатерину за то, что она принесла Франции такой престиж «всеми этими изобретениями». [ 27 ] Летописец Агриппа д'Обинье записал, что поляки восхищались балетом. [ 27 ] Фрэнсис Йейтс отметила, что итальянское влияние на французский балет де кур во многом обязано Екатерине:

Он был изобретен в контексте рыцарских придворных развлечений итальянцем и Медичи, королевой-матерью. В результат внесли свой вклад многие поэты, художники, музыканты, хореографы, но именно она была изобретателем, можно сказать, продюсером; она обучала придворных дам исполнению этих балетов в декорациях, которые она придумала. [ 4 ]

Радостное великолепие

[ редактировать ]
Свадебный бал герцога Жуайеза и Маргариты Лотарингской , 24 сентября 1581 года. Приписывается Герману ван дер Масту, ок. 1581–84.

был устроен впечатляющий праздник Во время правления сына Екатерины Генриха III в честь свадьбы его невестки Маргариты Лотарингской с его фавориткой Анной, герцогом Жуайезским , 24 сентября 1581 года. Развлечения устраивались почти каждый день. день в течение двух недель после свадьбы, что историк искусства Рой Стронг назвал «кульминацией фестивального искусства Валуа». [ 28 ] Главным художником, нанятым для создания этого великолепия, был Антуан Карон , которому помогал скульптор Жермен Пилон . Среди писателей были Дорат, Ронсар и Филипп Депорт ; а музыку написали , среди прочего, Клод Ле Жен и сьер де Болье.

Комический балет королевы с гравюры Жака Патена 1582 года.

В программе развлечения на тему солнца и луны было объявлено, что «двенадцать факелоносцев будут мужчинами и женщинами, замаскированными под деревья… золотые плоды которых будут нести лампы и факелы». [ 29 ] Визуальные украшения включали две аркады : одна сияла как солнце, символизируя короля, другая — как луна, символизируя молодоженов. Аркады были соединены с амфитеатром, над которым возвышались искусственные небеса из планет и созвездий , а также намеки на личный герб Екатерины — радугу. В этот амфитеатр должен был въехать царь на колеснице, одетый как солнце. [ 30 ]

Еще одним великолепием Жуайез был « Комический балет королевы» , придуманный и представленный королевой Луизой , руководившей собственной командой писателей и музыкантов. Текст написал Николя де Ла Шене, музыку — сьер де Болье, декорации — Жак Патен , а генеральным директором — Бальтазар де Божуайоль . [ 31 ]

Темой развлечения был призыв космических сил прийти на помощь монархии, которой в то время угрожало восстание не только гугенотов, но и многих католических дворян. изображала мужчин превращенными в зверей Цирцея , которая проводила двор в саду в одном конце зала, . Луиза и ее дамы танцевали балеты, а Четыре кардинальные добродетели взывали к богам спуститься на землю и победить силы Цирцеи. С раскатом грома Юпитер спустился, сидя на орле, под аккомпанемент «самой ученой и превосходной музыки, которую когда-либо пели или слышали». Юпитер передал власть Цирцеи королевской семье, защитил Францию ​​от ужасов гражданской войны и благословил короля Генриха мудростью управлять. В конце представления Екатерина Медичи заставила королеву Луизу вручить Генриху золотую медаль с изображением дельфина. Этот жест выражал желание Екатерины, чтобы у пары был наследник мужского пола ( дофин ) для продолжения династии. [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Фрида, 225.
  2. ^ Jump up to: а б Крепкий, 99.
  3. ^ Jump up to: а б Йейтс, 51–52.
  4. ^ Jump up to: а б Йейтс, 68.
  5. ^ Кнехт, 235.
    • Екатерина писала Карлу IX: «Я слышала, как твоему дедушке королю говорили, что для того, чтобы жить в мире с французами и заставить их любить своего короля, необходимы две вещи: держать их счастливыми и занятыми какими-нибудь упражнениями, особенно турнирами; ибо Французы привыкли, если нет войны, тренироваться, а если их не заставляют это делать, они занимаются более опасными [целями]». Цитируется по Жолле, 111.
  6. ^ Йейтс, Гобелены Валуа , 68. Она намеревалась помешать им иметь, по словам Брантома, «loysir á mal faire» (свободное время, чтобы причинять вред).
  7. ^ Кнехт, 235.
  8. ^ Jump up to: а б Кнехт, 236.
  9. ^ «Хотя я знал, что это плохо, я считаю, что это даже хуже, чем я боялся. Здесь женщины заигрывают с мужчинами, а не наоборот». Цитируется по Кнехту, 149.
  10. ^ Кнехт, 235–36.
  11. ^ Йейтс, 51 год; Крепкий, 102.
  12. ^ Jump up to: а б с Фрида, 210.
  13. ^ Фрида, 211. Фрида предполагает, что этот fête champêtre был предшественником вечеринок в Малом Трианоне, устроенных Марией-Антуанеттой два столетия спустя.
  14. ^ Фрида, 211.
  15. ^ Кларк, 637.
  16. ^ Фрида, 224–5.
  17. Французская знать-гугеноты была исключена по желанию короля Филиппа.
  18. ^ Кнехт, 237.
  19. ^ Кнехт, 237; Стронг, 105–9.
  20. ^ Джардин и Броттон, 128.
  21. ^ Фрида, 226.
  22. ^ Кнехт, 153. Например, Генрих не присутствовал на мессе , где его место занял брат Маргариты Генрих, герцог Анжуйский .
  23. ^ Фрида, 297.
  24. ^ Jump up to: а б Фрида, 298.
  25. ^ Стронг, 111–13.
  26. ^ Граветт, 15, 60. Бег по рингу включал в себя скачок к кольцу, висевшему на стойке, с целью унести кольцо на копье, которое было короче рыцарского копья.
  27. ^ Jump up to: а б Кнехт, 239.
  28. ^ Стронг, 117.
  29. ^ Кнехт, 240.
  30. ^ Стронг, 116–19.
  31. ^ Стронг, 119.
  32. ^ Кнехт, 241; Стронг, 119–22.
  • Кларк, Стюарт. Мышление с демонами: идея колдовства в Европе раннего Нового времени. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , 1997. ISBN   0-19-820808-1 .
  • Фрида, Леони. Екатерина Медичи. Лондон: Феникс, 2005. ISBN   0-75-382039-0 .
  • Граветт, Кристофер. Рыцари на турнире . Оксфорд: Оспри, 1988. ISBN   0-85045-836-6 .
  • Джардин, Лиза и Джерри Броттон . Глобальные интересы: Искусство Возрождения между Востоком и Западом . Лондон: Reaktion Books, 2005. ISBN   1-86189-166-0 .
  • Жолле, Этьен. Жан и Франсуа Клуэ. Перевод Дика Дюсинберра. Париж: Лагун, 1997. ISBN   0-500-97465-9 .
  • Кнехт, Р. Дж. Екатерина Медичи. Лондон и Нью-Йорк: Лонгман, 1998. ISBN   0-582-08241-2 .
  • Плазене, Лоуренс. «Жак Амио и греческий роман». В Классическом наследии во Франции . Под редакцией Джеральда Сэнди. Лейден и Бостон, Массачусетс: Brill Academic, 2002. ISBN   90-04-11916-7 .
  • Сильно, Рой. Искусство и власть: фестивали эпохи Возрождения, 1450–1650 гг. 1984. Вудбридж, Великобритания: Boydell Press, 1984. ISBN   0-85115-247-3 .
  • Йейтс, Фрэнсис . Гобелены Валуа . Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1959; 2-е изд. 1975 г., переиздано в 1999 г. ISBN   0-415-22043-2 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6796fc7d665f09ce0c9dc2b94a37d8b0__1704623100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/b0/6796fc7d665f09ce0c9dc2b94a37d8b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catherine de' Medici's court festivals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)