Придворные празднества Екатерины Медичи

Ряд роскошных и зрелищных придворных развлечений, иногда называемых великолепием , была организована Екатериной Медичи , королевой-консортом Франции с 1547 по 1559 год и королевой-матерью с 1559 года до своей смерти в 1589 году. Будучи женой Генриха II Французского , Екатерина проявляла интерес к искусству и театру, но только когда она добилась реальной политической и финансовой власти в качестве королевы-матери, она начала серию турниров и развлечений, которые ослепляла современников и продолжает очаровывать ученых. Биограф Леони Фрида предполагает, что «Екатерина больше, чем кто-либо, положила начало фантастическим развлечениям, которыми прославились и более поздние французские монархи». [ 1 ]
Для Екатерины эти развлечения служили политической цели, которая оправдывала колоссальные затраты. Она возглавляла королевское правительство в то время, когда французская монархия находилась в резком упадке. Имея на троне подряд трех своих сыновей, а страну раздирала религиозная гражданская война , Екатерина намеревалась показать не только французскому народу, но и иностранным дворам, что монархия Валуа была такой же престижной и великолепной, как и во времена правления Франциска. Я и ее муж Генрих II. [ 2 ] В то же время она считала, что эти тщательно продуманные развлечения и роскошные придворные ритуалы, включавшие боевые виды спорта и различные турниры, займут ее враждующую знать и отвлекут их от борьбы друг с другом в ущерб стране и королевской власти. [ 3 ]
Однако ясно, что Екатерина рассматривала эти фестивали как нечто большее, чем политические и прагматические упражнения: она наслаждалась ими как средством проявления своих творческих дарований. Очень талантливая и артистичная женщина, Екатерина взяла на себя инициативу в разработке и планировании собственных музыкально-мифологических шоу. Хотя они были эфемерными , ее «великолепия» — как назвал их современный комментатор Пьер де Бурдей, сеньор де Брантом — изучаются современными учеными как произведения искусства. [ 1 ] Историк Фрэнсис Йейтс назвала Кэтрин «великим творческим художником на фестивалях». [ 4 ] Она наняла ведущих художников и архитекторов того времени для создания необходимых драм, музыки и сценических эффектов для этих событий, которые обычно были посвящены идеалу мира и основаны на мифологических темах.
Ученым трудно определить точную форму развлечений, но подсказки были почерпнуты из письменных отчетов, сценариев, произведений искусства и гобеленов , связанных с этими знаменитыми событиями. Хотя к таким источникам следует относиться с осторожностью, поскольку они содержат явные неточности и противоречия, они свидетельствуют о богатстве и масштабах придворных празднеств Екатерины Медичи.
Развлечения
[ редактировать ]Инвестиции Екатерины Медичи в великолепные развлечения были частью сознательной политической программы. [ 3 ] Она вспомнила убеждение ее тестя, короля Франциска I , что при дворе необходимо быть физически активным и постоянно развлекаться. [ 5 ] Она также заявила о своем намерении подражать римским императорам , которые уберегали своих подданных от бед, занимая их играми и развлечениями . [ 2 ] Поэтому она приняла политику отвлечения своей знати от борьбы между собой, устраивая для них при дворе неотразимые развлечения и спорт. [ 6 ]

Екатерина также содержала при дворе около восьмидесяти очаровательных фрейлин, которых она якобы использовала как инструмент для соблазнения придворных в политических целях. Эти женщины стали известны как ее «летающая эскадрилья» ( L’Escadron volant ( фр. ). [ 7 ] Екатерина не стеснялась использовать прелести своих дам для привлечения двора. В 1577 году она устроила банкет, на котором еду подавали обнаженные до пояса женщины. [ 8 ] В 1572 году королева гугенотов Жанна д'Альбре Наваррская написала из двора, чтобы предупредить своего сына Генриха , что Екатерина руководит «порочной и коррумпированной» атмосферой, в которой женщины совершали сексуальные домогательства, а не мужчины. [ 9 ] На самом деле Шарлотта де Сов , одна из самых скандально известных участниц «летучей эскадрильи», сначала соблазнила, а затем стала любовницей Генриха Наваррского по приказу Екатерины. С другой стороны, Брантом в своих «Мемуарах » восхвалял двор Екатерины как «школу всякой честности и добродетели». [ 10 ]
По традиции королевских праздников шестнадцатого века, великолепия Екатерины Медичи длились несколько дней, каждый день с разными развлечениями. Часто за подготовку одного конкретного развлечения отвечали отдельные дворяне или члены королевской семьи. Зрители и участники, в том числе занимающиеся боевыми видами спорта, одевались в костюмы, изображающие мифологическую или романтическую тематику. Екатерина постепенно вносила изменения в традиционную форму этих развлечений. Она запретила тяжелые наклоны , которые привели к смерти ее мужа в 1559 году; и она развивала и увеличивала известность танца в шоу, которые завершали каждую серию развлечений. В результате балет де кур , особый новый вид искусства. на основе творческих достижений в области придворных развлечений, изобретенных Екатериной Медичи, возник [ 11 ]
Фонтенбло
[ редактировать ]
В январе 1564 года Екатерина и молодой Карл IX приступили к королевскому пути , который продлился почти два с половиной года. Их сопровождало то, что было описано как «город в движении», [ 12 ] включая Королевский совет и иностранных послов, которые, как надеялась Екатерина, доложат своим правительствам о великолепии поезда, компенсируя любую идею о том, что французская монархия находится на грани банкротства. [ 12 ] В королевский двор входили придворные Екатерины и «летучая эскадрилья», а также ее музыканты и девять важных гномов, которые путешествовали в своих миниатюрных каретах. Группа взяла с собой все оборудование и принадлежности, необходимые для фестивалей, пиров, маскарадов и веселых закусок, запланированных на маршрут. В их число входили переносные триумфальные арки и королевские баржи. [ 12 ]
Екатерина приказала, чтобы в замке Фонтенбло каждый важный дворянин устроил бал. Сама она устроила банкет на лугу при замковой молочной ферме , где ее придворные оделись пастухами и пастушками. [ 13 ] В тот вечер суд посмотрел комедию в большом бальном зале, после чего последовал бал, на котором 300 «красавиц, одетых в золотые и серебряные одежды», исполнили хореографический танец. [ 14 ]
В Фонтенбло Екатерина устраивала развлечения, продолжавшиеся несколько дней, включая костюмированные рыцарские турниры и рыцарские мероприятия в аллегорической обстановке. На Марди Гра , на следующий день после банкета на лугу, рыцари, одетые как греки и троянцы, сражались из-за полураздетых девиц, пойманных великаном и карликом в башне на заколдованном острове. Кульминацией боя стало то, что башня потеряла свои магические свойства и загорелась. [ 15 ] В другом зрелище поющие сирены мимо царя проплывали , а Нептун проплывал на колеснице, запряженной морскими коньками . [ 8 ]
Байонна
[ редактировать ]Кульминацией королевских успехов Екатерина назначила встречу со своей дочерью Елизаветой , третьей женой Филиппа II Испанского . Екатерина была настолько полна решимости произвести великолепное впечатление на испанский двор, что позволила себе расточительность, которая была экстравагантной даже по ее собственным меркам. Чтобы оплатить запланированное зрелище и развлечения, она заняла 700 000 экю в банке Гонди . Екатерина предполагала, что встретится и с самим королем Филиппом, но в начале тура он сообщил, что не будет присутствовать. Его возмутило то, что Екатерина, которую он называл «мадам Змей», [ 1 ] принял посольство от султана Турции . Он также возражал против ее Амбуазского эдикта (1563 г.), который предлагал уступки гугенотам . Короче говоря, французская религиозная политика вызывала у него отвращение. Вместо него он послал «сурового и свирепого» герцога Альбу с приказом убедить Екатерину, что преследование, заключение в тюрьму и пытки гугенотов — это способ борьбы с еретиками , а не заключение с ними договоров. В итоге Кэтрин оставила Альбу сбитой с толку своим стремительным умом. Он нашел ее гораздо более заинтересованной в обсуждении брачных союзов и в том, чтобы показать ему, какие сказочные развлечения может предложить французский двор. [ 16 ]

Элизабет и ее испанское окружение прибыли к реке Бидасоа на испанской границе в сопровождении огромного эскорта французской католической знати 14 июня 1565 года. [ 17 ] Затем она поехала в Сен-Жан-де-Люз , где Екатерина со слезами на глазах приветствовала ее объятиями и поцелуями. Во время церемонии приема десять солдат Екатерины упали замертво, слишком долго простояв на жаре в своих доспехах. На следующий день Елизавета совершила блистательный въезд в Байонну на лошади, усыпанной драгоценными камнями, стоимостью 400 000 дукатов.
Встреча двух дворов была отмечена ритуальным обменом дорогими подарками и постоянными показами балетов, рыцарских поединков, потешных сражений и декоративного искусства. Сохранилось несколько отчетов о развлечениях в Байонне. Один спектакль, установленный на реке Бидасоа, представляет собой особенно известный пример развлечений Екатерины как эфемерных произведений искусства. [ 1 ] Развлечения начались с банкета на острове Агино. Когда гостей доставляли на украшенные лодки на остров, они видели, среди прочего, Ариона верхом на двух дельфинах, гарпунистов, пронзающих копьем искусственного кита, извергающего красное вино, и шесть тритонов, сидящих на гигантской черепахе и дующих в раковины. [ 18 ] Карла IX перевезли на барже, оформленной в виде плавучей крепости. За банкетом последовал балет нимф и сатиров . Брантом сообщил, что «великолепие было таково во всем, что испанцы, очень презирающие всех остальных, кроме своих собственных, клялись, что никогда не видели ничего прекраснее». [ 19 ]

На следующий день король Карл и его брат Генрих приняли участие в турнире , возглавив команды в костюмах британских и ирландских рыцарей. Тема турнира «Добродетель и любовь» была представлена двумя колесницами , в одной из которых находились дамы, одетые в костюмы пяти добродетелей , а в другой — Венера , Амур и множество мини-амуров. Во время самого турнира в лошадей, когда они пересекали дорогу, бросали огненные шары. из золота и шелка, Королевская трибуна была увешана гобеленами иллюстрирующими триумф Сципиона , которые Джулио Романо спроектировал для Франциска I. Брантом вспоминал в своих мемуарах, что «испанские лорды и дамы очень восхищались этим, никогда не видя ничего подобного в владение своего короля». [ 20 ] Другой французский зритель записал: «Незнакомцы всех наций теперь были вынуждены признать, что в этих вещах Франция превзошла этими парадами, бравадой, славой и великолепием все другие нации и даже ее саму». [ 1 ]
Екатерина считала, что она показала Испании, что французская монархия, далекая от финансового разорения и находящаяся в состоянии войны со своей знатью, остается славной силой, с которой нужно считаться, способной финансировать зрелища ошеломляющих масштабов при поддержке единого двора. [ 1 ] Однако дело было потеряно для мрачного герцога Альбы. Его письма показывают его разочарование тем, что очки Екатерины продолжали прерывать серьезное обсуждение того, как вести войну с протестантами. В конце концов испанцы решили, что вся встреча была пустой тратой времени, поскольку Екатерина ни в малейшей степени отказалась изменить свою политику по отношению к гугенотам. Гугеноты, однако, полагали, что их исключение из переговоров между двумя переговорными группами означало, что Екатерина заключила секретное соглашение с испанцами о их преследовании. [ 21 ]
Королевская свадьба
[ редактировать ]Торжества после свадьбы дочери Екатерины Маргариты с протестантом Генрихом Наваррским в Париже 18 августа 1572 года были основаны на гугенотских темах. Матч вызвал споры, поскольку Маргарита выходила замуж за гугенота. Папа отказался дать разрешение на бракосочетание, а различия вероисповедания молодоженов привели к необычному свадебному служению. [ 22 ] После свадебного обеда последовали четыре дня балов, маскарадов и банкетов.

Несмотря на напряженность между католическими и гугенотскими силами в городе, празднества прошли в добродушной манере, хотя в ретроспективе темы развлечений могут показаться «очень близкими к сердцу». [ 23 ] состоялся великолепный бал-маскарад В ночь после свадьбы в Пти-Бурбоне , включавший в себя представление пантомимы-турнуа , названной «раем любви». Король Карл и два его брата защищали двенадцать нимф- ангелов от гугенотов. Они отправили гугенотов во главе с Генрихом Наваррским в ад , где, по словам наблюдателя, «огромное количество чертей и бесов производило бесконечное безумие и шум». [ 24 ] Затем нимфы станцевали балет. Последовал бой между рыцарями, сопровождавшийся взрывами пороха. Кульминацией разбирательства король и его братья завершили спасение гугенотов из ада, который был отделен от рая рекой, по которой плыл на своей лодке перевозчик Харон . [ 24 ]
Остальные торжества были отменены после покушения на лидера гугенотов адмирала Колиньи , который 22 августа был застрелен из дома аркебузиром и ранен в локоть и руку. Накануне король и его братья оделись амазонками, чтобы сражаться с Наваррой и его друзьями, которые носили тюрбаны в роли турок и золотые одежды. Настоящие боевые действия между католиками и гугенотами разгорелись во время Варфоломеевской резни , которая началась 24 августа, когда Карл IX приказал убить всех лидеров гугенотов в Париже, спровоцировав массовые убийства гугенотов по всей Франции. Генриху Наваррскому был предоставлен выбор: смерть, пожизненное заключение или обращение в католицизм. Он выбрал католицизм и был пощажен. [ 25 ]
Тюильри
[ редактировать ]
Через год после резни, в августе 1573 года, Екатерина устроила еще один роскошный набор развлечений, на этот раз для польских послов, прибывших предложить польский престол ее сыну Генриху, герцогу Анжуйскому . Были включены спортивные состязания, в том числе турниры, имитационные бои, наклоны на квинтину и бег на ринге . [ 26 ] грандиозный бал или « праздник Екатерина устроила во дворце Тюильри Жан Дорат », который описал в своих иллюстрированных Magnificentissimi spectaculi . Шестнадцать нимф, представляющих каждую из французских провинций, танцевали замысловатый балет, раздавая при этом зрителям приспособления. Брантом назвал этот спектакль «лучшим балетом, который когда-либо ставился в этом мире» и похвалил Екатерину за то, что она принесла Франции такой престиж «всеми этими изобретениями». [ 27 ] Летописец Агриппа д'Обинье записал, что поляки восхищались балетом. [ 27 ] Фрэнсис Йейтс отметила, что итальянское влияние на французский балет де кур во многом обязано Екатерине:
Он был изобретен в контексте рыцарских придворных развлечений итальянцем и Медичи, королевой-матерью. В результат внесли свой вклад многие поэты, художники, музыканты, хореографы, но именно она была изобретателем, можно сказать, продюсером; она обучала придворных дам исполнению этих балетов в декорациях, которые она придумала. [ 4 ]
Радостное великолепие
[ редактировать ]был устроен впечатляющий праздник Во время правления сына Екатерины Генриха III в честь свадьбы его невестки Маргариты Лотарингской с его фавориткой Анной, герцогом Жуайезским , 24 сентября 1581 года. Развлечения устраивались почти каждый день. день в течение двух недель после свадьбы, что историк искусства Рой Стронг назвал «кульминацией фестивального искусства Валуа». [ 28 ] Главным художником, нанятым для создания этого великолепия, был Антуан Карон , которому помогал скульптор Жермен Пилон . Среди писателей были Дорат, Ронсар и Филипп Депорт ; а музыку написали , среди прочего, Клод Ле Жен и сьер де Болье.

В программе развлечения на тему солнца и луны было объявлено, что «двенадцать факелоносцев будут мужчинами и женщинами, замаскированными под деревья… золотые плоды которых будут нести лампы и факелы». [ 29 ] Визуальные украшения включали две аркады : одна сияла как солнце, символизируя короля, другая — как луна, символизируя молодоженов. Аркады были соединены с амфитеатром, над которым возвышались искусственные небеса из планет и созвездий , а также намеки на личный герб Екатерины — радугу. В этот амфитеатр должен был въехать царь на колеснице, одетый как солнце. [ 30 ]
Еще одним великолепием Жуайез был « Комический балет королевы» , придуманный и представленный королевой Луизой , руководившей собственной командой писателей и музыкантов. Текст написал Николя де Ла Шене, музыку — сьер де Болье, декорации — Жак Патен , а генеральным директором — Бальтазар де Божуайоль . [ 31 ]
Темой развлечения был призыв космических сил прийти на помощь монархии, которой в то время угрожало восстание не только гугенотов, но и многих католических дворян. изображала мужчин превращенными в зверей Цирцея , которая проводила двор в саду в одном конце зала, . Луиза и ее дамы танцевали балеты, а Четыре кардинальные добродетели взывали к богам спуститься на землю и победить силы Цирцеи. С раскатом грома Юпитер спустился, сидя на орле, под аккомпанемент «самой ученой и превосходной музыки, которую когда-либо пели или слышали». Юпитер передал власть Цирцеи королевской семье, защитил Францию от ужасов гражданской войны и благословил короля Генриха мудростью управлять. В конце представления Екатерина Медичи заставила королеву Луизу вручить Генриху золотую медаль с изображением дельфина. Этот жест выражал желание Екатерины, чтобы у пары был наследник мужского пола ( дофин ) для продолжения династии. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- День вступления на престол : аналогичные торжества при Елизавете I в Англии
- Покровительство Екатерины Медичи искусству.
- Интермедио : итальянские придворные зрелища, самое роскошное из которых было посвящено свадьбе в 1589 году внучки Екатерины Кристины Лотарингской с Фердинандо I Медичи, великим герцогом Тосканы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Фрида, 225.
- ^ Jump up to: а б Крепкий, 99.
- ^ Jump up to: а б Йейтс, 51–52.
- ^ Jump up to: а б Йейтс, 68.
- ^ Кнехт, 235.
• Екатерина писала Карлу IX: «Я слышала, как твоему дедушке королю говорили, что для того, чтобы жить в мире с французами и заставить их любить своего короля, необходимы две вещи: держать их счастливыми и занятыми какими-нибудь упражнениями, особенно турнирами; ибо Французы привыкли, если нет войны, тренироваться, а если их не заставляют это делать, они занимаются более опасными [целями]». Цитируется по Жолле, 111. - ^ Йейтс, Гобелены Валуа , 68. Она намеревалась помешать им иметь, по словам Брантома, «loysir á mal faire» (свободное время, чтобы причинять вред).
- ^ Кнехт, 235.
- ^ Jump up to: а б Кнехт, 236.
- ^ «Хотя я знал, что это плохо, я считаю, что это даже хуже, чем я боялся. Здесь женщины заигрывают с мужчинами, а не наоборот». Цитируется по Кнехту, 149.
- ^ Кнехт, 235–36.
- ^ Йейтс, 51 год; Крепкий, 102.
- ^ Jump up to: а б с Фрида, 210.
- ^ Фрида, 211. Фрида предполагает, что этот fête champêtre был предшественником вечеринок в Малом Трианоне, устроенных Марией-Антуанеттой два столетия спустя.
- ^ Фрида, 211.
- ^ Кларк, 637.
- ^ Фрида, 224–5.
- ↑ Французская знать-гугеноты была исключена по желанию короля Филиппа.
- ^ Кнехт, 237.
- ^ Кнехт, 237; Стронг, 105–9.
- ^ Джардин и Броттон, 128.
- ^ Фрида, 226.
- ^ Кнехт, 153. Например, Генрих не присутствовал на мессе , где его место занял брат Маргариты Генрих, герцог Анжуйский .
- ^ Фрида, 297.
- ^ Jump up to: а б Фрида, 298.
- ^ Стронг, 111–13.
- ^ Граветт, 15, 60. Бег по рингу включал в себя скачок к кольцу, висевшему на стойке, с целью унести кольцо на копье, которое было короче рыцарского копья.
- ^ Jump up to: а б Кнехт, 239.
- ^ Стронг, 117.
- ^ Кнехт, 240.
- ^ Стронг, 116–19.
- ^ Стронг, 119.
- ^ Кнехт, 241; Стронг, 119–22.
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Стюарт. Мышление с демонами: идея колдовства в Европе раннего Нового времени. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , 1997. ISBN 0-19-820808-1 .
- Фрида, Леони. Екатерина Медичи. Лондон: Феникс, 2005. ISBN 0-75-382039-0 .
- Граветт, Кристофер. Рыцари на турнире . Оксфорд: Оспри, 1988. ISBN 0-85045-836-6 .
- Джардин, Лиза и Джерри Броттон . Глобальные интересы: Искусство Возрождения между Востоком и Западом . Лондон: Reaktion Books, 2005. ISBN 1-86189-166-0 .
- Жолле, Этьен. Жан и Франсуа Клуэ. Перевод Дика Дюсинберра. Париж: Лагун, 1997. ISBN 0-500-97465-9 .
- Кнехт, Р. Дж. Екатерина Медичи. Лондон и Нью-Йорк: Лонгман, 1998. ISBN 0-582-08241-2 .
- Плазене, Лоуренс. «Жак Амио и греческий роман». В Классическом наследии во Франции . Под редакцией Джеральда Сэнди. Лейден и Бостон, Массачусетс: Brill Academic, 2002. ISBN 90-04-11916-7 .
- Сильно, Рой. Искусство и власть: фестивали эпохи Возрождения, 1450–1650 гг. 1984. Вудбридж, Великобритания: Boydell Press, 1984. ISBN 0-85115-247-3 .
- Йейтс, Фрэнсис . Гобелены Валуа . Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1959; 2-е изд. 1975 г., переиздано в 1999 г. ISBN 0-415-22043-2 .