Jump to content

Покровительство Екатерины Медичи искусству.

Портретный рисунок Екатерины Медичи работы Франсуа Клуэ , ок. 1560 г.

Екатерина Медичи была покровительницей искусств, внесшая значительный вклад во французское Возрождение . Екатерину вдохновлял пример ее тестя, короля Франции Франциска I (годы правления 1515–1547), принимавшего при своем дворе ведущих художников Европы. Будучи молодой женщиной, она воочию стала свидетельницей художественного расцвета, вызванного его покровительством. [ 1 ] Будучи губернатором и регентом Франции, Екатерина намеревалась подражать политике великолепия Франциска. В эпоху гражданской войны и снижения уважения к монархии она стремилась укрепить королевский престиж посредством щедрой культурной демонстрации.

После смерти мужа Генриха II в 1559 году Екатерина управляла Францией от имени своих маленьких сыновей короля Франциска II (1559–60) и короля Карла IX (1560–74). Получив контроль над королевским кошельком, она запустила программу художественного меценатства, которая длилась три десятилетия. Она продолжала нанимать итальянских художников и исполнителей, в том числе художника-архитектора Приматиччо . Однако к 1560-м годам на первый план вышла волна отечественных талантов, обученных и находящихся под влиянием иностранных мастеров, привезенных во Францию ​​Франциском. Екатерина покровительствовала этим новым художникам и руководила самобытной культурой позднего французского Возрождения. Новые формы возникли в литературе, архитектуре и исполнительском искусстве. [ 2 ] В то же время, как предполагает искусствовед Александра Зверева, Екатерина стала одним из великих коллекционеров произведений искусства эпохи Возрождения . [ 3 ]

Хотя Екатерина тратила на искусство разорительные суммы, большая часть ее покровительства не имела длительного эффекта. Конец династии Валуа вскоре после ее смерти привел к изменению приоритетов. Ее коллекции были рассеяны, дворцы проданы, а здания остались незавершенными или позже разрушенными. Екатерина оставила свой след в великолепии и оригинальности своих знаменитых придворных празднеств . Сегодняшние балеты и оперы имеют отдаленное отношение к придворным постановкам Екатерины Медичи. [ 4 ]

Изобразительное искусство

[ редактировать ]

Опись, составленная в отеле de la Reine после смерти Екатерины Медичи, показывает, что она была страстным коллекционером произведений искусства и раритетов. Произведения искусства включали гобелены , нарисованные от руки карты, скульптуры и сотни картин, многие из которых были созданы Комом Дюмутье и Бенджамином Фулоном , последними официальными художниками Екатерины. Здесь были богатые ткани, мебель из черного дерева , инкрустированная слоновой костью , фарфоровые сервизы (вероятно, из Бернара Палисси мастерской ) и лиможская керамика. Среди диковинок были веера, куклы, шкатулки, игры, благочестивые предметы, чучело хамелеона и семь чучел крокодилов. [ 5 ]

К моменту смерти Екатерины в 1589 году династия Валуа находилась в смертельном кризисе; он вымер со смертью Генриха III всего несколько месяцев спустя. Имущество и имущество Екатерины были распроданы в счет погашения ее долгов и разошлись без особых церемоний. Она надеялась на совсем другое потомство. В 1569 году венецианский посол отождествил ее с предками Медичи : «В королеве можно узнать дух ее семьи. Она желает оставить после себя наследие: здания, библиотеки, коллекции древностей». [ 3 ] Несмотря на разрушение, утрату и фрагментацию наследия Екатерины, коллекция портретов, ранее принадлежавших ей, была собрана в Музее Конде в замке Шантийи .

Портреты

[ редактировать ]
Дочь Екатерины Маргарита де Валуа , картина Франсуа Клуэ , ок. 1560 г.

Мода на портретные рисунки усилилась при жизни Екатерины Медичи, и она, возможно, считала часть своей коллекции эквивалентом сегодняшнего семейного фотоальбома. Екатерина любила рисовать своих детей: «Я бы хотела, — писала она в 1547 году губернатору своих детей Жану д'Юмьеру, — чтобы были написаны картины всех детей... и отправлены мне без промедления, как только им конец». [ 6 ] Однако более формальные изображения включают большую часть портретов европейских королей и королев прошлого и настоящего, большинство из которых она, вероятно, заказала лично. [ 7 ] 3 июля 1571 года Екатерина написала г-ну де ла Мот-Фенелону, послу в Лондоне, обсуждая работы Франсуа Клуэ и прося портрет королевы Елизаветы . Екатерина дала подробные инструкции: «Я молюсь, чтобы вы доставили мне удовольствие, чтобы я вскоре могла иметь картину королевы Англии небольшого объема, в большом [ de la grandeur ], и чтобы она была хорошо изображена и выполнена в той же манере, что и ту, которую прислал граф Лестер, и спроси, поскольку у меня уже есть одна в анфас, было бы лучше, чтобы она повернулась направо». [ 8 ] Большая группа портретов из коллекции Екатерины, которая сейчас находится в Музее Конде в замке Шантийи , раскрывает ее страсть к этому жанру. [ 9 ] К ним относятся портреты Жана Клуэ (1480–1541) и его сына Франсуа Клуэ (ок. 1510–1572). североевропейский натурализм , более плоская и тщательная техника. Жан рисовал и писал картины в стиле итальянского Высокого Возрождения, но в портретах Франсуа проявляется [ 10 ]

Сын Екатерины Генрих, герцог Анжуйский , картина Жана Декура , ок. 1573. Современный писатель Жан Папире Массон передал рассказ о том, что, умирая, Карл IX попросил принести этот портрет из мастерской художника, чтобы попрощаться с братом, находившимся тогда в Польше. [ 11 ]

Франсуа Клуэ рисовал и писал портреты всей семьи Екатерины, а также многих членов двора. Его рисунок называют глубоким благодаря точности и гармонии форм, психологической проникновенности. [ 12 ] Эту традицию придворной портретной живописи продолжили Жан Декур , Этьен, Ком и Пьер Дюмутье, а также менее изысканный Бенжамен Фулон (племянник Франсуа Клуэ) и Франсуа Кенель . Последние два художника, а также еще один, известный как «Аноним Лекурье» , имели тенденцию использовать более стилизованную технику, создавая более плоские портреты с меньшим количеством трехмерного моделирования. [ 13 ] После смерти Екатерины Медичи наступило снижение качества портретной живописи; а к 1610 году местная школа, которой покровительствовал покойный двор Валуа и доведенная до своего апогея Франсуа Клуэ, практически вымерла, и Бурбоны стали зависеть от иностранных художников. [ 14 ]

Рисование

[ редактировать ]
Триумф зимы , Антуан Карон , ок. 1568

О картине при дворе Екатерины Медичи мало что известно. [ 15 ] В последние два десятилетия жизни Екатерины как узнаваемые личности выделяются лишь два живописца — Антуан Карон и Жан Кузен Младший . Большинство картин и портретных рисунков, сохранившихся с периода позднего Валуа, по-прежнему трудно или невозможно отнести к конкретным художникам.

Антуан Карон стал художником Екатерины Медичи после работы в Фонтенбло под руководством Приматиччо . Его яркий маньеристский стиль с его любовью к церемониалу и аллегориям , возможно, отражает своеобразную невротическую атмосферу французского двора во время религиозных войн . [ 16 ] Он перенял у Никколо дель Аббате технику вытянутых и искривленных фигур, разместив их в пространствах, где доминируют фантастические фрагменты архитектуры, заимствованные из рисунков Жака Андруэ дю Серсо и написанные удивительными радужными контрастами. В результате фигурки Кэрон с булавочными головками кажутся хилыми и потерянными среди пейзажей. [ 17 ]

Многие из картин Карона, например, «Триумфы времен года» , имеют аллегорические сюжеты, перекликающиеся с праздниками, которыми славился двор Екатерины. Его рисунки для гобеленов Валуа изображают праздники , пикники и шуточные сражения «великолепных» развлечений, которыми славилась Екатерина. [ 18 ] Кэрон часто рисовал сцены массовых убийств, отражающие фон гражданской войны, омрачавшей великолепие двора. Кэрон также рисовал астрологические и пророческие сюжеты, такие как «Астрологи, изучающие затмение» и «Август и Сивилла» . Эта тема, возможно, была навеяна одержимостью Екатерины Медичи гороскопами и предсказаниями. [ 17 ]

Страшный суд. Жан Кузен Младший

Жан Кузен, судя по современным оценкам его работ, в то время, возможно, пользовался таким же большим уважением, как и Карон. Королевские счета свидетельствуют о крупных выплатах, произведенных Кузену: он был среди тех, кто украсил Париж к вступлению Генриха II на престол . Однако мало что из его работ сохранилось. Его самая важная сохранившаяся работа - «Страшный суд в Лувре» , в которой, как и в искусстве Карона, изображены люди, затмеваемые пейзажем и, по словам Бланта, «заставленные роиться по земле, как черви». [ 17 ]

Гобелены

[ редактировать ]

В описи, составленной после смерти Екатерины, отсутствовали восемь огромных гобеленов, известных как гобелены Валуа , хранящиеся сейчас в галерее Уффици во Флоренции, на которых изображены « великолепия », подобные тем, что были в Байонне в 1565 году во время встречи на высшем уровне между французами и французами. Испанские дворы и бал, устроенный во дворце Тюильри в 1573 году Екатериной для польских посланников, предложивших корону своей страны ее сыну Генриху Анжуйскому . [ 19 ] Эти великолепные драпировки, первоначально спроектированные во времена правления короля Карла IX Антуаном Кароном в начале 1570-х годов, [ 20 ] были сотканы позже в испанских Нидерландах с дополнениями, возможно, разработанными Лукасом де Хиром , [ 21 ] работавший у Екатерины с 1559 по 1565 год, [ 22 ] на которых представлена ​​мода 1580 года и изображен король Генрих III, а не Карл IX. [ 19 ]

Историк Фрэнсис Йейтс предположила, что эти гобелены могли быть созданы в связи с вмешательством сына Екатерины Франсуа, герцога Анжуйского , который был избран герцогом Брабанта в Испанских Нидерландах в 1580 году, вопреки испанской администрации. Анжу занимает видное место на гобеленах. Сама Екатерина Медичи в большинстве из них выступает центральной фигурой в черном. [ 23 ] Считается, что она подарила их своей внучке Кристине Лотарингской перед свадьбой с Фердинандом Медичи, великим герцогом Тосканы в 1589 году. [ 23 ] Гобелены прославляют дом Валуа, отмечая его великолепные праздники. [ 1 ]

Скульптура

[ редактировать ]

По словам историка современного искусства Вазари , Екатерина хотела, чтобы Микеланджело ее мужа Генриха II сделал конную статую ; но Микеланджело передал заказ Даниэле да Вольтерра , и была сделана только лошадь. [ 24 ]

Памятник с сердцем французского Генриха II работы Жермена Пилона и Доменико дель Барбьера .

По заказу Екатерины Жермен Пилон вырезал мраморную скульптуру, содержащую сердце Генриха II. Основание вырезал флорентиец Доменико дель Барбьер , работавший в Фонтенбло. Плавный стиль Пилона перекликается с лепными работами Приматиччо в Фонтенбло. Возможно, на произведение также повлиял памятник Пьера Бонтана сердцу Франциска I. [ 25 ] Пилон установил бронзовую урну на головы Трех Граций , стоящих спиной к спине, словно танцуя. [ 26 ] Возможно, он взял за основу дизайн курильницы для Франциска I, выгравированной Маркантонио . Однако фигуры Пилона с длинной шеей и маленькой головой больше напоминают нимф. [ 25 ] У подножия скульптуры выгравировано стихотворение Ронсара. Он просит читателя не удивляться тому, что такая маленькая ваза может вместить такое большое сердце, поскольку настоящее сердце Генри находится в груди Кэтрин. [ 27 ] Анри Цернер назвал памятник, который можно увидеть в Лувре , «одной из вершин нашей скульптуры». [ 28 ]

В 1580-х годах Пилон начал работу над статуями для часовен, которые должны были окружать могилу Екатерины Медичи и Генриха II в базилике Сен-Дени . Среди них фрагментарное Воскресение , которое сейчас находится в Лувре, было спроектировано так, чтобы смотреть на могилу Екатерины и Генриха из боковой часовни. [ 29 ] Эта работа явно обязана Микеланджело , который спроектировал гробницу и погребальные статуи отца Екатерины в часовне Медичи во Флоренции. [ 30 ] Пилон открыто изображал в своих работах крайнюю эмоциональность, порой доходящую до гротеска. Его стиль был интерпретирован как отражение общества, раздираемого конфликтами французских религиозных войн . [ 31 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Рисунок Жака Андруэ дю Серсо увеличенного проекта 1578–1579 годов для Тюильри с овальными залами.

Архитектура была первой любовью Екатерины Медичи среди искусств. «Как дочь Медичи, - предполагает французский искусствовед Жан-Пьер Бабелон, - ею двигала страсть к строительству и желание оставить после себя великие достижения после смерти». [ 32 ] Будучи свидетельницей в юности огромных архитектурных проектов Франциска I в Шамборе и Фонтенбло намеревалась , Екатерина после смерти Генриха II усилить величие монархии Валуа посредством ряда дорогостоящих строительных проектов. [ 33 ] В их число входили работы над замками в Монсо-ан-Бри, Сен-Мор-де-Фоссе и Шенонсо , а также строительство двух новых дворцов в Париже: Тюильри и Отеля де ла Рейн. Екатерина принимала активное участие в планировании и контроле всех своих архитектурных проектов. [ 34 ] Архитекторы того времени посвящали ей трактаты, будучи уверенными, что она их прочитает. [ 35 ] Поэт Ронсар обвинил ее в том, что она предпочитает каменщиков поэтам. [ 36 ]

Чучела на могиле Генриха II и Екатерины Медичи в базилике Сен-Дени , вырезанные Жерменом Пилоном. [ 37 ]

Екатерина намеревалась увековечить свою скорбь по поводу смерти мужа и вырезала эмблемы своей любви и горя на каменной кладке своих зданий. [ 38 ] В качестве центрального элемента амбициозной новой часовни она заказала великолепную гробницу Генриха в базилике Сен-Дени , спроектированную Франческо Приматиччо . В длинном стихотворении 1562 года Николя Уэль, подчеркивая ее любовь к архитектуре, сравнил Екатерину с Артемизией , которая построила Мавзолей в Галикарнасе , одно из семи чудес древнего мира , в качестве могилы для своего умершего мужа. [ 39 ] Круговой план Приматиччо капеллы Валуа, позволяющий рассматривать гробницу со всех сторон, решил проблемы, с которыми столкнулись братья Джусти и Филибер де л'Орм , строители предыдущих королевских гробниц. [ 40 ] Историк искусства Анри Цернер назвал этот проект «грандиозной ритуальной драмой, которая заполнила бы небесное пространство ротонды» и «последней и самой блестящей из королевских гробниц эпохи Возрождения». [ 41 ] Работы над зданием были прекращены в 1585 году, поскольку монархия столкнулась с банкротством и серией восстаний. Более двухсот лет спустя, в 1793 году, толпа бросила кости Екатерины и Генриха в яму вместе с остальными французскими королями и королевами. [ 42 ]

Екатерина Медичи тратила непомерные суммы на строительство и украшение памятников и дворцов, а по мере того как страна все глубже погружалась в анархию, ее планы становились все более амбициозными. [ 43 ] Однако монархия Валуа была подорвана долгами, а ее моральный авторитет резко упал. Популярная точка зрения осуждала строительные планы Екатерины как непристойно расточительные. Это было особенно верно в Париже, где парламент часто просили оплатить ее расходы.

Ронсар передал это настроение в стихотворении:

Королева должна прекратить строительство,
Ее известь должна перестать поглощать наше богатство…
Художники, каменщики, граверы, резчики по камню
Опустошите казну своими обманами.
Какая нам польза от ее Тюильри?
Ни в чем, Моро; это всего лишь тщеславие.
Через сто лет он опустеет. [ 44 ]

Ронсар во многом оказался прав. Сегодня от инвестиций Екатерины Медичи мало что осталось: одна дорическая колонна, несколько фрагментов в углу сада Тюильри , пустая гробница в Сен-Дени.

Литература

[ редактировать ]
Астрологи, изучающие затмение , Антуан Карон : Екатерина была увлечена астрономией и астрологией и построила башню, Колонну де л'Гороскоп, возможно, использовавшуюся для наблюдения за звездами. [ 38 ]

Екатерина верила в гуманистический идеал образованного принца эпохи Возрождения, чья власть зависела как от письма, так и от оружия, и она была знакома, среди прочего, с работами Эразма по этому вопросу. [ 45 ] Она любила книги и собирала их, а королевскую коллекцию перевезла в Лувр , свою главную резиденцию. Она наслаждалась обществом образованных мужчин и женщин, и ее двор был очень литературным. Ее правительственные чиновники, такие как госсекретарь Николя де Неввиль, сеньор де Виллеруа , жена которого переводила послания Овидия , прекрасно чувствовали себя в литературных кругах. [ 46 ] Когда у нее было время, Екатерина время от времени сама писала стихи, которые показывала придворным поэтам. [ 47 ] Однако ее чтение не было полностью интеллектуальным. Суеверная женщина, она безоговорочно верила в астрологию и гадания , и ее чтением были «Книга Сивилл и альманахи Нострадамуса » . [ 48 ]

Екатерина покровительствовала таким поэтам, как Пьер де Ронсар , Реми Белло , Жан-Антуан де Баиф и Жан Дорат , которые писали стихи, сценарии и сопутствующую литературу для ее придворных фестивалей, а также для общественных мероприятий, таких как королевские въезды и королевские свадьбы. [ 49 ] Екатерина даже попросила Ронсара написать стихотворение Елизавете Английской в ​​честь нового мирного договора. [ 50 ] Эти поэты были частью группы, иногда известной как Плеяда , которая создала народную французскую литературу по греческим и латинским моделям. Они придали форму своему интересу к древней поэзии в vers mesurés — метрической системе, стремившейся имитировать классические поэтические ритмы. Екатерина Медичи также интересовалась итальянской литературой: Тассо подарил своего Ринальдо ей , а Аретино восхвалял ее как «женщину и богиню, спокойную и чистую, величие существ человеческих и божественных». [ 51 ]

В 1559 году Екатерина и Генрих II присутствовали на исполнении трагедии «Софонисба» , Триссино адаптированной ранее поэтом Мелленом де Сен-Желе по заказу Екатерины. [ 52 ] В тогдашнюю манеру исполнения между актами входили музыкальные интермедии, не связанные с сюжетом, посвященные восхвалению королевского двора. По этому случаю выступали принцессы и другие высокопоставленные дамы, которые праздновали королевские и дворянские браки. [ 51 ] Пьер де Бурдей, сеньор де Брантом , утверждал в своих мемуарах, что, увидев Софонисбу незадолго до смерти мужа, Екатерина отказалась смотреть больше трагедии, полагая, что пьеса принесла ему неудачу. Вскоре после этого трагедия вышла из моды при дворе, ее заменил новый жанр трагикомедии , хотя изменение вкусов, возможно, было связано не столько с Екатериной, сколько с отвращением двора к насилию того времени. [ 51 ] Женевра , поставленная в Фонтенбло 13 февраля 1564 года и адаптированная на французский язык из эпизода из оперы Ариосто «Орландо Фуриозо» , стала первой известной трагикомедией, поставленной для французского двора. [ 51 ]

Я Гелоси исполняет комедию дель арте , возможно, с участием Изабеллы Андреини , конец шестнадцатого века.

Кэтрин любила комедии и рискованный юмор. Однако она провела черту в непристойности: в 1567 году, увидев «Храброго » — экранизацию « Плавта, Миль славных» написанную одним из ее официальных поэтов Жаном-Антуаном де Баифом , Екатерина сказала автору прекратить «похотливые разговоры» писателей-классиков. . [ 53 ] В 1570-х годах итальянская комедия дель арте приобрела популярность во Франции и стала в моде. [ 54 ] Екатерина не была, как иногда предполагалось, первой, кто привез во Францию ​​итальянскую комедию: Луи Гонзага, герцог Неверский , сам итальянец, был первым, кто пригласил во Францию ​​высококлассных итальянских актеров в 1571 году. труппы под названием «I Gelosi» появились в Париже, а представление было дано при дворе в Блуа . Год спустя я Гелоси выступал во время торжеств по случаю бракосочетания дочери Екатерины Маргариты Валуа и Генриха Наваррского . Дальнейшие группы появились под тем же названием во время правления сына Екатерины Генриха III (1574–89).

Придворные фестивали

[ редактировать ]

Будучи королевой-консортом Франции, Екатерина покровительствовала искусству и театру, но только после того, как она, будучи королевой-матерью, обрела реальную политическую и финансовую власть, она начала серию турниров и развлечений, иногда называемых «великолепиями», которые ослепляли ее современников и продолжают очаровывать ученых. Самыми известными из них были придворные празднества, проводившиеся в Фонтенбло и Байонне во время королевского правления Карла IX в 1564–1565 годах; развлечения для польских послов в Тюильри в 1573 году; и празднования после бракосочетания дочери Екатерины Маргариты с Генрихом Наваррским в 1572 году и сестры ее невестки, Маргариты Лотарингской, с Анной, герцогом Жуайезским , в 1581 году. Во всех этих случаях Екатерина организовывала ряд пышных торжеств. и захватывающие развлечения. Биограф Леони Фрида предполагает, что «Екатерина больше, чем кто-либо, положила начало фантастическим развлечениям, которыми прославились и более поздние французские монархи». [ 55 ]

Для Екатерины эти развлечения стоили своих колоссальных затрат, поскольку служили политической цели. Возглавляя королевское правительство в то время, когда французская монархия находилась в резком упадке, она намеревалась показать не только французскому народу, но и иностранным дворам, что монархия Валуа столь же престижна и великолепна, как и во времена правления Франциска I и Франциска I. ее муж Генрих II . [ 56 ] В то же время она считала, что эти тщательно продуманные развлечения и роскошные придворные ритуалы, включавшие боевые виды спорта и различные турниры, займут ее враждующую знать и отвлекут их от борьбы друг с другом в ущерб стране и королевской власти. [ 57 ]

Однако ясно, что Екатерина рассматривала эти фестивали как нечто большее, чем просто политическое и прагматическое упражнение; она наслаждалась ими как средством проявления своих творческих способностей. Очень талантливая и артистичная женщина, Кэтрин взяла на себя инициативу в разработке и планировании собственных музыкально-мифологических шоу и считается их создателем и спонсором. Историк Фрэнсис Йейтс назвала ее «великим творческим артистом фестивалей». [ 58 ] Хотя «великолепия» Екатерины были эфемерными , современные ученые изучают их как произведения искусства. [ 55 ] Екатерина наняла ведущих писателей, художников и архитекторов того времени, в том числе Антуана Карона , Жермена Пилона и Пьера Ронсара , для создания драм, музыки, сценических эффектов и декоративных работ, необходимых для оживления тем фестивалей, которые обычно мифологический и посвященный идеалу мира в королевстве. Ученым трудно восстановить точную форму развлечений Екатерины, но исследование письменных отчетов, сценариев, произведений искусства и гобеленов , связанных с этими знаменитыми событиями, предоставило доказательства их богатства и масштаба.

По традиции королевских праздников XVI века великолепия Екатерины Медичи длились несколько дней, каждый день с разными развлечениями. Часто за подготовку одного конкретного развлечения отвечали отдельные лорды, дамы и члены королевской семьи. Зрители и участники, в том числе занимающиеся боевыми видами спорта, одевались в костюмы, изображающие мифологическую или романтическую тематику. Екатерина постепенно вносила изменения в традиционную форму этих развлечений. Она запретила тяжелые наклоны , которые привели к смерти ее мужа в 1559 году; и она развивала и увеличивала известность танца в шоу, которые завершали каждую серию развлечений.

Особый новый вид искусства, балет де кур , возник в результате творческих достижений в области придворных развлечений, изобретенных Екатериной Медичи. [ 59 ] Итальянское влияние на балет де кур во многом было обязано Екатерине, которая сама была итальянкой и выросла во Флоренции , где интермедии , которым покровительствовали ее богатые родственники, были основным продуктом придворных развлечений и центром инноваций. Эти развлечения между действиями развили уникальную художественную форму с хоровыми танцами, маскарадами ( mascherate ) и последовательными темами. [ 60 ] Оказавшись во Франции, Екатерина познакомилась с художественными новациями Италии. Она поощряла итальянских мастеров танцев принимать должности во Франции, в том числе миланца Чезаре Негри ​​с навыками фигурного танца , и Помпео Диобоно, которого Екатерина наняла учителем танцев для своих четырех сыновей. , который познакомил Францию [ 61 ] Самой значительной фигурой был Бальтазар де Божуайолькс (его имя произошло от итальянского Baldassare da Belgiojoso), которому Екатерина поручила заниматься обучением танцоров и постановкой представлений при дворе. [ 62 ]

Историк Фрэнсис Йейтс считает Кэтрин путеводной звездой балетов де кур :

Он был изобретен в контексте рыцарских придворных развлечений итальянцем и Медичи, королевой-матерью. В результат внесли свой вклад многие поэты, художники, музыканты, хореографы, но именно она была изобретателем, можно сказать, продюсером; она обучала придворных дам исполнению этих балетов в декорациях, которые она придумала. [ 58 ]

Сирена . из Комического балета королевы , 1581 год

Танцевальные представления при дворе Валуа были задуманы в большом масштабе как тщательно продуманные хореографические представления, иногда исполняемые значительными силами. В замке Фонтенбло в 1564 году двор присутствовал на балу, на котором 300 «красавиц, одетых в золотые и серебряные одежды», исполняли хореографический танец. [ 63 ] В своих иллюстрированных spectaculi Magnificentissimi Жан Дорат описал сложный балет « Балет провинций Франции» , исполненный для польских послов во дворце Тюильри в 1573 году, в котором шестнадцать нимф, каждая из которых представляла французскую провинцию, раздавали зрителям устройства в виде они танцевали. Под хореографией Божуайеля танцоры исполняли сложные, переплетающиеся фигуры и узорчатые движения, каждое из которых выражало определенную моральную или духовную истину, которую зрители, которым помогали печатные программы, должны были распознать. [ 64 ] Летописец Агриппа д'Обинье записал, что поляки восхищались балетом. [ 65 ] Брантом назвал спектакль «лучшим балетом, который когда-либо ставился в этом мире» и похвалил Екатерину за то, что она принесла престиж Франции «всеми этими изобретениями». [ 65 ] Жан Дора описал движения танцоров в стихах:

Они смешивают тысячу полетов с тысячей остановок ног.
Теперь они прошивают друг друга, как пчелы, держась за руки.
Теперь они образуют точку, похожую на стайку безголосых журавлей.
Теперь они приближаются, переплетаясь друг с другом
Создание запутанной живой изгороди, напоминающей куст ежевики.
Теперь этот и теперь тот превращается в плоскую фигуру.
Который описывает множество букв без таблички. [ 66 ]

После окончания танца Екатерина пригласила зрителей присоединиться к артистам в социальном танце.

Комический балет королевы , с гравюры 1582 года.

С годами Екатерина увеличила элемент танца в своих праздничных развлечениях, и для крупного балета стало нормой кульминация каждой серии великолепий. Комический балет королевы , созданный под влиянием Екатерины королевой Луизой для «Великолепия Жуайез» 1581 года, рассматривается историками как момент, когда балет де кур принял характер новой формы искусства. Темой развлечения был призыв космических сил на помощь монархии, которой в то время угрожало восстание не только гугенотов, но и многих католических дворян. изображала мужчин превращенными в зверей Цирцея , которая проводила двор в саду в одном конце зала, . Луиза и ее дамы, одетые в наяды , вошли на колеснице, выполненной в виде фонтана, а затем станцевали балет из тринадцати геометрических фигур. После того, как Цирцея превратила их в камень, они были освобождены, чтобы танцевать балет из сорока геометрических фигур. Четыре группы танцоров, каждая в костюмах разного цвета, двигались по последовательности узоров, включая квадраты, треугольники, круги и спирали. [ 67 ]

воплощающая мифологические и символические темы, отражала заимствованный из Эннеад Плотина Фигурная хореография , (ок. 205–270) принцип «космического танца», имитации небесных тел человеческими движениями для создания гармонии. Эта имитация достигалась в танце посредством геометрической хореографии и фигур, основанных на гармонии чисел. [ 68 ] Танцевальные элементы придворных празднеств представляли собой ответ на растущую политическую дисгармонию в стране. [ 64 ] Комический балет де ла Рейн ознаменовал окончательную трансформацию придворного танца как чисто личной и общественной деятельности в единое театральное представление с философской и политической повесткой дня. [ 69 ] Благодаря синтезу танца, музыки, стихов и декораций постановка рассматривается учеными как первый аутентичный балет. [ 70 ]

Танец, стихи и музыкальные элементы развлечений Екатерины все больше отражали принципы академического движения — также влиятельного во флорентийской Камерате — по объединению исполнительского искусства в том, что считалось классическим, греческим способом. В 1570 году Жан-Антуан де Баиф основал Академию поэзии и музыки , целью которой было возрождение древних метрических практик, и, хотя академия просуществовала недолго, аналогичные цели были приняты Академией дворца , основанной в 1577 году. Оба предприятия были поддержаны двором Валуа. Одним из результатов этого движения стала Musique mesurée à l'antique , в которой метры музыки и стихов были точно согласованы, чтобы создать новую гармонию. Теория была не просто технической, но и гуманистической ; практикующие считали, что гармоничное сочетание элементов окажет благоприятное моральное и этическое воздействие на аудиторию. Танец также подчинялся новой системе и был разработан так, чтобы соответствовать ритмам музыки и стихов. Результатом стал новый единый подход к взаимосвязи исполнительских искусств. [ 71 ]

Клод Ле Жен , ведущий композитор того времени, писал музыку для развлечений Екатерины Медичи, а также для придворных церемоний и религиозных мероприятий.

Хорошо задокументированные великолепия Жуаеза 1581 года представляют собой ярчайшее свидетельство влияния этого художественного движения на развлечения Екатерины Медичи. Главным автором музыки к спектаклям был Клод Ле Жен (1528–1600). Его mesurée musique mesurée звучала на самой свадьбе, а его песня «La Guerre» исполнялась во время пешего боя в Лувре. Он также написал музыку для тщательно продуманного шоу на тему солнца и луны, снова установив vers mesurés на musique mesurée . [ 72 ] Музыку для «Комического балета королевы» написал сьер де Больё. Музыканты были полностью включены в драматическое целое: с одной стороны исполнительского пространства находилось облако с костюмированными певцами и музыкантами, а с другой - грот , охраняемый Паном , в котором находился второй оркестр музыкантов. Дальнейшие группы певцов и музыкантов по-разному входили и выходили в течение пяти с половиной часов выступления. На одном из этапов Цирцея обратила танцоров и музыкантов в камень. [ 73 ] Когда в кульминационный момент представления Юпитер сошел с небес, сорок певцов и музыкантов исполнили песню в честь мудрости и добродетели монархии Валуа. [ 74 ] Опубликованные отчеты высоко оценили продолжительность и разнообразие музыки. Музыку Юпитера называли «самой ученой и превосходной музыкой, которую когда-либо пели или слышали». [ 75 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Кнехт, 244.
  2. ^ Кнехт, 220.
  3. ^ Jump up to: а б Zvereva, 6.
  4. ^ Кнехт, 245.
  5. ^ Кнехт, 240–41.
  6. ^ Фрида, 109.
  7. ^ Димьер, 195. Сходство размеров позволяет предположить, что они были заказаны по ее спецификациям.
  8. ^ Жолле, 50 лет: Дипломатическая переписка Бертрана де Салиньяка де ла Мота Фенелона , том. 6 (1840), 229–231, 3 июля 1571 г.
  9. ^ См. Зверева, Les Clouet de Екатерины Медичи , 2002.
  10. ^ Блант, 73.
  11. ^ Димьер, 239.
  12. ^ Димьер, 205–6.
  13. ^ Блант, 100; Жолле, 249–52.
  14. ^ Димье, 308–19; Жолле, 17–18 лет. Технически происхождение Франсуа Клуэ было фламандским , поскольку его отец прибыл в Париж из Фландрии до 1528 года; но Франсуа почти всю свою жизнь прожил во Франции
  15. ^ «Есть несколько периодов, когда французская живопись находилась в упадке, чем в последней четверти шестнадцатого и первой четверти семнадцатого века, и несколько периодов, о которых мы более невежественны». Блант, 98.
  16. Блант называет стиль Кэрон «возможно, самым чистым из известных типов маньеризма в его элегантной форме, подходящей для изысканного, но невротического общества». Блант, 98, 100.
  17. ^ Jump up to: а б с Блант, 100.
  18. ^ Блант, 98.
  19. ^ Jump up to: а б Кнехт, 242–43.
  20. ^ Димьер, 190. Карон также был автором серии карикатур для гобеленов на тему Артемизии в честь Екатерины Медичи.
  21. ^ См . «Гобелены Валуа» (1959) Фрэнсис Йейтс , которая предложила де Хир в качестве дизайнера дополнений.
  22. ^ Димьер, 216. Информация о де Хере исходит от Карела ван Мандера (1548–1606).
  23. ^ Jump up to: а б Кнехт, 242.
  24. ^ Блант, 282; Кнехт, 225. Да Вольтерра умер в 1566 году. Лошадь попала во Францию ​​только в семнадцатом веке, когда ее использовали для изготовления конной статуи Людовика XIII . Он был переплавлен во время Французской революции .
  25. ^ Jump up to: а б Блант, 94.
  26. ^ Хугвлит, 110.
  27. ^ Hoogvliet, 111. Ронсар может относиться к Артемизии , которая выпила прах своего мертвого мужа, который слился с ее собственным телом.
  28. ^ Кнехт, 225, цитирует Анри Цернера, Искусство Возрождения во Франции. Изобретение классицизма , Париж: Фламмарион, 1996, 354. Урна представляет собой реставрацию девятнадцатого века.
  29. ^ Цернер, 383. Хотя « Воскресение» на могиле Франциска I было расположено рядом с трупами, этот дизайн должен был привлечь посетителя.
  30. Блант, 95 лет. Пилон создал образ Христа на основе Микеланджело карикатуры «Noli me tangere Микеланджело » (1531) и вырезал солдат в стиле контрапосто .
  31. ^ Блант, 96–97.
  32. ^ Вавилон, 263.
  33. ^ Фрида, 79, 455; Сазерленд, «Старый режим» , 6.
  34. Де л'Орм писал, что Екатерина, обладая «замечательным пониманием в сочетании с великим благоразумием и мудростью», потрудилась «приказать организовать в своем упомянутом дворце [Тюильри] апартаменты и расположение залов, прихожих, палат, чуланов и галерей и дать размеры ширины и длины». Цитируется Кнехтом, 228.
  35. ^ Блант, 91. Например, Жак Андруэ дю Серсо посвятил свои Les Plus Excellence Bastiments de France (1576 и 1579). Екатерине
  36. ^ Кнехт, 228.
  37. ^ Кнехт, 227. Жест Генриха сейчас неясен, поскольку требник , покоившийся на prie-dieu (молитвенном столе), был снят со скульптуры во время Французской революции и переплавлен.
  38. ^ Jump up to: а б Кнехт, 223.
  39. ^ Фрида, 266; Хугвлит, 108. Луи Ле Рой в своей книге «Ad illustrissima reginam D. Екатерина Медицем» 1560 года был первым, кто назвал Екатерину «новой Артемизией».
  40. ^ Блант, 56.
  41. ^ Искусство эпохи Возрождения во Франции. Изобретение классицизма (Цернер, 1996: 349–54), цитируется Кнехтом, 227; Зернер, 379.
  42. ^ Кнехт, 269.
  43. ^ Томсон, 168.
  44. Цитируется по Кнехту, 233. Ронсар адресовал эти строки финансовому чиновнику Раулю Моро. Au tresorier de l'esparne (ок. 1573 г.).
  45. ^ Хугвлит, 109.
  46. ^ Сазерленд, Государственные секретари , 153–56.
  47. ^ Эритье, 460 .
  48. ^ Кнехт, 221, 244–45.
  49. ^ Фрида, 105.
  50. ^ Эритье, 238–39.
  51. ^ Jump up to: а б с д Кнехт, 234.
  52. ^ Пласнет, 261.
  53. ^ Кнехт, 235.
  54. ^ Хеллер, 104.
  55. ^ Jump up to: а б Фрида, 225.
  56. ^ Стронг, 99.
  57. ^ Йейтс, 51–52.
    • Екатерина писала Карлу IX: «Я слышала, как твоему дедушке королю говорили, что для того, чтобы жить в мире с французами и заставить их любить своего короля, необходимы две вещи: держать их счастливыми и занятыми какими-нибудь упражнениями, особенно турнирами; ибо Французы привыкли, если нет войны, тренироваться, а если их не заставляют это делать, они занимаются более опасными [целями]». Цитируется по Жолле, 111.
  58. ^ Jump up to: а б Йейтс, 68.
  59. ^ Йейтс, 51 год; Стронг, 102, 121–22.
  60. ^ Ширман, 105.
  61. ^ Ли, 39.
  62. ^ Ли, 40–42.
  63. ^ Фрида, 211.
  64. ^ Jump up to: а б Ли, 42 года.
  65. ^ Jump up to: а б Кнехт, 239.
  66. ^ Цитируется по Ли, 43.
  67. ^ Ли, 45 лет; Сильный, 120–21.
  68. ^ Ли, 41–42.
  69. ^ Ли, 41 год. См. также «Орхезографию» (1588) Туано Арбо , первую публикацию, в которой отмечаются - применительно к музыке - шаги, сделанные в социальных танцах.
  70. ^ Ли, 44.
  71. ^ Стронг, 102.
  72. ^ Стронг, 118.
  73. ^ Стронг, 119–20.
  74. ^ Стронг, 121.
  75. ^ Кнехт, 241.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бабелон, Жан-Пьер. «Лувр: королевская резиденция и храм искусств». Царства памяти: построение французского прошлого. Том. III: Символы . Под редакцией Пьера Нора . Английское издание в переводе Артура Голдхаммера под редакцией Лоуренса Д. Крицмана. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1998. ISBN   0-231-10926-1 .
  • Блант, Энтони. Искусство и архитектура во Франции: 1500–1700 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, [1957] издание 1999 года. ISBN   0-300-07748-3 .
  • Брантом, Пьер де Бурдей, сеньор де. Прославленные дамы двора королей Валуа. Перевод Кэтрин Прескотт Уормели. Нью-Йорк: Лэмб, 1912. OCLC 347527.
  • Шастель, Андре. Французское искусство: эпоха Возрождения, 1430–1620. Перевод Дика Дюсинберра. Париж: Фламмарион, 1995. ISBN   2-08-013583-X .
  • Клула, Иван и Мишель Бимбене-Приват. Сокровища французского Возрождения. Перевод Джона Гудмана. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1998. ISBN   0-8109-3883-9 .
  • Димье, Л. Французская живопись XVI века. Перевод Гарольда Чайлда. Лондон: Дакворт, 1904. OCLC 86065266.
  • Фрида, Леони. Екатерина Медичи. Лондон: Феникс, 2005. ISBN   0-75-382039-0 .
  • Хеллер, Генри. Антиитальянизм во Франции шестнадцатого века. Торонто: Университет Торонто Press, 2003. ISBN   0-8020-3689-9 .
  • Эритье, Джон. Екатерина Медичи Перевод Шарлотты Холдейн. Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1963. OCLC 1678642.
  • Хугвлит, Маргрит. «Княжеская культура и Екатерина Медичи». В книге «Князья и княжеская культура», 1450–1650 гг. Под редакцией Госмана, Мартина; Аласдер А. Макдональд и Арье Йохан Вандерджагт. Лейден и Бостон, Массачусетс: Brill Academic, 2003. ISBN   90-04-13572-3 .
  • Джардин, Лиза и Джерри Броттон . Глобальные интересы: Искусство Возрождения между Востоком и Западом . Лондон: Reaktion Books, 2005. ISBN   1-86189-166-0 .
  • Жолле, Этьен. Жан и Франсуа Клуэ. Перевод Дика Дюсинберра. Париж: Лагун, 1997. ISBN   0-500-97465-9 .
  • Кнехт, Р. Дж. Екатерина Медичи. Лондон и Нью-Йорк: Лонгман, 1998. ISBN   0-582-08241-2 .
  • Ли, Кэрол. Балет в западной культуре: история его происхождения и эволюции. Лондон: Рутледж, 2002. ISBN   0-415-94256-X .
  • Макгоуэн, Маргарет. Танец в эпоху Возрождения: европейская мода, французская одержимость. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2008. ISBN   0-300-11557-1 .
  • Плазене, Лоуренс. «Жак Амио и греческий роман». В Классическом наследии во Франции . Под редакцией Джеральда Сэнди. Лейден и Бостон, Массачусетс: Brill Academic, 2002. ISBN   90-04-11916-7 .
  • Ширман, Джон. Маньеризм. Лондон: Пингвин, 1967. ISBN   0-14-020808-9 .
  • Сильно, Рой. Искусство и власть: фестивали эпохи Возрождения, 1450–1650 гг. Вудбридж, Великобритания: Boydell Press, 1984. ISBN   0-85115-247-3 .
  • Сазерленд, Н.М. Екатерина Медичи и старый режим. Лондон: Историческая ассоциация, 1966. OCLC 1018933.
  • Сазерленд, Нью-Мексико Государственные секретари Франции в эпоху Екатерины Медичи. Лондон: Athlone Press, 1962. OCLC 1367811.
  • Томсон, Дэвид. Париж эпохи Возрождения: архитектура и рост, 1475-1600 гг . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1984 (получено 21 марта 2008 г.). ISBN   0-520-05347-8 .
  • Тредвелл, Нина. Музыка и чудеса при дворе Медичи: Интерлюдии 1589 года для «Пеллегрины». Издательство Университета Индианы, 2008. ISBN   0-253-35218-5 .
  • Йейтс, Фрэнсис . Гобелены Валуа . 1959. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1999. ISBN   0-415-22043-2 .
  • Зернер, Анри. Искусство Возрождения во Франции. Изобретение классицизма. Перевод Дика Дюсинберра, Скотта Уилсона и Рэйчел Зернер. Париж: Фламмарион, 2003. ISBN   2-08-011144-2 .
  • (на французском языке) Зверева, Александра. Клуэты Екатерины Медичи. Париж: Somogy, Éditions d’Art; Музей Конде, Замок Шантийи, 2002 год. ISBN   2-85056-570-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8da11053d9e693f8bdad0996401a3718__1706235120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/18/8da11053d9e693f8bdad0996401a3718.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catherine de' Medici's patronage of the arts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)