Тимоти Вити
Тимоти Вити | |
---|---|
Рожденный | 1469 Урбино |
Умер | 1523 (53–54 лет) Урбино |
Занятие | Художник |
Тимотео Вити ( Урбино , 1469–1523, Урбино), иногда называемый Тимотео делла Вити или Тимотео да Урбино , [1] был итальянским художником эпохи Возрождения , который был тесно связан с Рафаэлем , который был на четырнадцать лет моложе его.
Карьера
[ редактировать ]Вити родился в Урбино и был внуком художника Антонио Альберти ; его отец также был художником. Согласно Вазари и Мальвазии , Вити был учеником Франческо Франчиа в Болонье между 1490 и 1495 годами; аспекты стиля Вити, казалось бы, подтверждают его обучение в Болонье. В 1495 году он вернулся в Урбино и заменил Джованни Санти , недавно умершего отца Рафаэля, на посту художника тамошнего небольшого, но блестящего двора. Он завершил картины муз в Герцогском дворце , которые Санти оставил незавершенными. [2]
Не по годам развитый Рафаэль, которому на момент смерти отца было одиннадцать, продолжал руководить мастерской своего отца с помощью своей семьи. Часто предполагалось, что Вити способствовал обучению Рафаэля. [3] В любом случае они остались друзьями, и Вити получил или унаследовал важнейшую группу студийных рисунков Рафаэля, которую его потомки продали Пьеру Кроза в 17 веке. [4] В прошлом рисунки часто вызывали споры между двумя художниками, а Вити также обвиняли в подделке некоторых рисунков Рафаэля (хотя теперь кажется, что это был кто-то другой).
В 1503 году Вити рисовал знамена для Чезаре Борджиа , который изгнал герцога Гвидобальдо да Монтефельтро с поста сеньора города. Гвидобальдо вернул Урбино в 1504 году, и епископ Арривабене поручил Вити вместе с Джироламо Дженгой украсить часовню Сан-Мартино в соборе. Он продолжал успешно работать в Марках до конца десятилетия. [5] и на юг до Сиены , где он и Дженга вместе работали над картинами в Палаццо Петруччи примерно в 1508 году.
Около 1514 года Вити вошел в состав большой команды, собранной Рафаэлем, и работал над фресками, спроектированными Рафаэлем в капелле Киджи в Санта-Мария-делла-Паче в Риме . [6] Было высказано предположение, что он изображен (как древнегреческий художник Протоген) в «Афинской школе» Рафаэля , самой известной работе Рафаэля, стоящим рядом с автопортретом , хотя Вазари не упоминает об этом отождествлении. [7]
Зрелый стиль Рафаэля какое-то время влиял на него, как это видно на большом алтаре, изображающем Noli me Tangere , и на переднем плане Архангел Михаил, побеждающий сатану, и аббата Святого Антония (ок. 1512 г.) для церкви Сант-Анджело Миноре в Кальи (Пезаро). В более поздних работах он отверг влияние Рафаэля и обратился к искусству конца 15 века. В его последних картинах (таких как « Мария Магдалина» 1521 года в соборе Губбио ) его стиль стал тяжелее, возможно, в результате растущего вмешательства учеников. [8]
По словам Вазари , Тимотео был художником, поэтом и музыкантом. Он также был политически активен в Урбино. Он занимал пост магистрата в 1508 году и главного магистрата в 1513 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эти имена используются, а также варианты - Vito, Vite и т. д. Указатель имен исполнителей Getty Union.
- ^ Дж. М. Вуд в: Марсия Б. Холл (редактор), Кембриджский компаньон Рафаэля, стр. 18 октября 2005 г., Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-80809-X
- ↑ Роджер Джонс и Николас Пенни , Рафаэль , стр.8, Йель, 1983, ISBN 0-300-03061-4
- ^ Кэтрин Уистлер , Рисунки Микеланджело и Рафаэля , стр.7, 1990, Музей Ашмола, ISBN 1-85444-002-0 . Многие из группы сейчас находятся в Ашмоле.
- ^ Тимотео Вити . Краткий словарь искусства Grove . Авторские права © 2002, Издательство Оксфордского университета, Энциклопедия искусств Answers. Проверено 29 января 2008 г.
- ^ Вуд, op и цитирование страницы
- ^ Кристиана Л. Йост-Гожье , Птолемей и Страбон и их разговор с Апелесом и Протогеном: космография и живопись в «Афинской школе» Рафаэля. , Renaissance Quarterly, Vol. 51, 1998. Другими кандидатами являются Перуджино и, что менее вероятно, Содома .
- ^ Краткая роща, цит.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Тимотео Вити, на Викискладе?