Страшный суд (Вазари и Цуккари)
Страшный суд | |
---|---|
Художник | Джорджо Вазари , Федерико Зуккари |
Год | 1572-1579 |
Середина | Фреска |
Расположение | Собор Санта-Мария-дель-Фьоре , Флоренция. |
«Страшный суд» в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции , Италия, представляет собой фреску , начатую эпохи Возрождения итальянским мастером Джорджо Вазари в 1572 году и завершенную после его смерти Федерико Цуккари в 1579 году. Первоначально по заказу великого герцога Козимо I Медичи , он расположен на потолке купола собора. Он стал предметом обширной реставрации, проведенной в период с 1989 по 1994 год.
История
[ редактировать ]По мере того, как купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции приближался к завершению, появилось множество предложений относительно того, как украсить его потолок. Во-первых, его нужно было покрыть мозаичным декором, чтобы максимально использовать свет, проникающий через круглые окна барабана и через фонарь. Однако опыта работы с мозаикой было мало, и она считалась чрезвычайно дорогой. В то время также существовало беспокойство по поводу того, какое влияние их вес окажет на купол, что сегодня не кажется очень важным, учитывая огромный вес купола.Архитектор куполов Филиппо Брунеллески предлагал покрыть потолок золотом, но его смерть в апреле 1446 года положила конец этой идее. В конце концов потолок просто побелили.
Купол оставался неукрашенным до тех пор, пока великий герцог Козимо I Медичи в ответ на религиозный Тридентский собор и последовавшую за ним Контрреформацию не решил в 1568 году заказать украшение потолка как средство не только для рекламы своей роли христианина. правитель и пропагандист религиозного искусства во Флоренции, но также и демонстрацию своей поддержки нового религиозного порядка и Папы. [1] Козимо поручил своему придворному художнику Джорджо Вазари и своему литературному и богословскому советнику, ученому бенедиктинскому священнослужителю Винченцо Боргини, составить подходящее украшение. Скорее всего, вдохновленный работой Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы, Вазари предложил тему « Страшного суда» . состоялась обширная консультация между Вазари и Боргини, а также между Вазари и выдающимся гуманистом Козимо Бартоли . По поводу проекта [1]
Окончательный иконографический дизайн Боргини, вдохновленный Книгой Откровения и «Божественной комедией» Данте, предусматривал раскрашивание стен свода концентрическими кругами, причем на верхних участках были изображены Христос, Мадонна и ангелы, что символизировало бы искупление. дух человека, стремящийся к небесам. [1] Самый нижний круг будет изображать вечные муки, чтобы изобразить спуск человека в ужасы подземного мира. [2] В ответ Вазари при участии Боргини выполнил множество рисунков для визуализации дизайна.
Вазари начал работу в 1572 году. Брунеллески предполагал, что доступ к внутренней поверхности купола потребуется путем установки железных колец, на которые можно будет подвешивать леса. Во внутренней оболочке также были небольшие окошки, через которые художник мог выползти на подвесные платформы. [3] Несмотря на помощь болонского художника Лоренцо Сабатини , Вазари перед своей смертью в июне 1574 года завершил только самый верхний уровень, представляющий «24 старца Апокалипсиса» , и три части того, что находился непосредственно под ним. [4] Козимо руководил им два месяца. Его преемник Франческо I Медичи решил продолжить проект и поручил Федерико Цуккари завершить работу, дав ему указание придерживаться фрески, а также рисунков Вазари для четырех верхних сегментов купола и его эскизов для сцены ада, а также его стиль живописи. Официальное соглашение Цуккари на реализацию проекта было подписано с Оперой Санта-Мария-дель-Фьоре в ноябре 1575 года, и он приступил к работе 30 августа 1576 года. [5] [4] Среди художников, которые ему помогали, были Бартоломео Кардуччи , Доменико Пассиньяно и Стефано Пьери (который был сотрудником Цуккари в Риме). [5]
Работа, завершенная к настоящему времени, отражала «консервативный» традиционный тосканский стиль Вазари, который отличался гармонической деликатностью с тонкими изменениями цвета и безупречным изображением фигур. [6] [4] Несмотря на ограничения, наложенные на него контрактом, Цуккари (который был чужд флорентийской культуре и вкусу) пытался навязать свой стилистический язык, изменяя телосложения нарисованных персонажей, костюмы и цветовую гамму. [7] Поскольку детали, характерные для метода Вазари, было трудно выделить на полу собора, Цуккари опирался на свой опыт изготовления театральных задников и методы римских художников для создания работы, которая, хотя и имела плохое исполнительское качество, создавала впечатление грандиозный конечный эффект. [4] Однако это позволило ему завершить проект за три года, особенно для комиссии такого размера.
Зуккари отпраздновал завершение проекта заказом памятного медальона (который сейчас хранится в музее Барджелло). Когда готовая работа была представлена в августе 1579 года. [8] Флорентийцы были недовольны результатом, и были такие резкие нападки, что они глубоко повлияли на репутацию Зуккари и будущие комиссии. [9] Писатель XVI века Антонио Франческо Граццини с юмором высмеял фрески (в которых «Джорджин» было отсылкой к Вазари):
«Я говорю правду, не из отвращения к другим и не для унижения, но на самом деле Джорджин д'Ареццо, Джорджин, Джорджин должен быть обвинен в том, что Джорджин согрешил». [10]
Позже итальянский искусствовед ХХ века Карло Людовико Раггианти предложил побелить весь свод, чтобы лучше подчеркнуть чистые формы архитектуры Брунеллески. [11]
Споры бушевали до тех пор, пока в 1981 году не было принято решение восстановить фрески. [12]
Реставрация
[ редактировать ]Хотя в 1979 году внутри собора было возведено 16 концентрических ярусов строительных лесов. [12] Чтобы обеспечить доступ реставраторам, потребовалось еще 10 лет исследований, подготовка сопровождалась различными задержками, прежде чем фактическая реставрация началась в январе 1989 года. [6] Реставрация, предпринятая под руководством Кристины Ачидини, официально завершилась в январе 1994 года, хотя снятие строительных лесов потребовалось только в конце 1995 года. [12] Лифт высотой 196 футов (60 м) обеспечивал доступ с земли до начала уровней реставрации. [6] Ожидаемая стоимость проекта составила 25 миллионов долларов. [6]
Для создания фрески Вазари использовал настоящий метод фрески , который заключался в нанесении пигмента непосредственно на влажную известковую штукатурку без использования связующего вещества, поскольку он считал это самым мужественным, самым надежным, самым решительным и долговечным . [6] Минусом является то, что этот метод является одним из самых сложных и трудоемких в использовании. Из-за нехватки времени Цуккари в основном использовал метод in secco , который предполагает рисование по сухой штукатурке с использованием слабого связующего раствора известняка. Вазари плохо относился к этому методу, считая его недолговечным. Его убеждение подтвердилось, когда реставраторы обнаружили, что, хотя фрески Вазари были практически неповрежденными, а цвета все еще хорошо интегрированы в штукатурку, фрески Цуккари претерпели заметную потерю цвета и в некоторых местах оторвались от стены. Поскольку основное воздействие на произведение искусства оказали пыль и грязь (которые образовались в результате поднимающегося вверх дыма от церковной деятельности), фрески в основном очищаются деионизированной водой, которая наносится в виде компресса из древесной муки через лист японской бумаги. Там, где произведение искусства было в более хрупком состоянии, использовались только бумага и вода. Компресс оставляли на 20 минут, затем его снимали и аккуратно удаляли грязь ватным тампоном. [6] Там, где цвета Цуккари необратимо оторвались от несущей стены, реставраторам пришлось снова прикрепить их с помощью акриловых смол.
Документирование
[ редактировать ]В ходе реставрационных работ весь живописный цикл «Страшного суда» был сфотографирован с помощью специально разработанной аппаратуры, а вся информация собрана в каталог. Вся информация о реставрации вместе с реконструированными изображениями фресок хранилась и управлялась в компьютерной системе Thesaurus Florentinus . [13] [14]
Описание
[ редактировать ]Фрески занимают площадь 10 500 кв. футов (980 м²). 2 ) [6] хотя в других источниках указывается 14 000 кв. футов (1300 м 2 ). 2 ) [12] и 3600 м 2 (39 000 кв. футов) [8] [9]
Картина состоит из пяти концентрических уровней и восьми треугольных сегментов ( спикки ).
Сверху вниз, начиная с центрального ложного фонаря, окруженного 24 старцами Апокалипсиса, картина организована следующим образом: [7]
- 24 старейшины Апокалипсиса. В каждом сегменте их по три.
- Хоры ангелов. На котором изображены ангелы с различными музыкальными инструментами и держащие инструменты Страстей, в том числе крест, чашу, колонну, терновый венец, игральные кости, жгутик, гвозди, кувшин для уксуса, щипцы, одежду, губка и меч. [1]
- Херувимы и Серафимы с «INRI – ECCE HOMO»
- Престолы с крестом
- Мощность с колонкой
- Архангелы с гвоздями и плоскогубцами
- Ангелы в одежде Христа
- Княжества с терновым венцом
- Доминирование с губкой
- Добродетели с копьем и чашей
- Христос, Мария и Святые
- Христос, Мария, Иоанн Креститель, различные флорентийские святые, Адам и Ева.
- Апостолы и евангелисты
- Папы, епископы и священники
- Девы и члены религиозных орденов
- Народ Божий
- Императоры, короли и принцы
- Доктора Церкви
- Мученики и святые воины
- Добродетели, Дары Святого Духа и Блаженства. На них изображены семь добродетелей, дар Святого Духа и семь блаженств.
- Надежда, Милосердие, Вера
- Братская любовь, «Блаженны миротворцы», Мудрость.
- Благоразумие, «Блаженные кроткие», Понимание
- Умеренность, «Блаженные чистые сердцем», Благочестие.
- Смирение, «Блаженные нищие», Страх Господень
- Советник, «Блаженный милостивый», Правосудие
- Воздержание, «Блаженны жаждущие справедливости», Знание
- Терпение, «Блаженны скорбящие», Стойкость.
- Главные грехи и ад. На этом уровне представлен большой Люцифер, в каждом сегменте которого доминирует смертный грех.
- Время (представленное аллегорической фигурой человека с песочными часами), Природа и времена года (каждое из которых представлено ребенком) и Смерть перед Торжествующей Церковью.
- Завидовать
- Лень
- похоть
- Гордость
- Жадность
- Чревоугодие
- Анж
На участке перед центральным нефом всего три уровня, чтобы обеспечить место для большой фигуры Христа между Мадонной и Иоанном Крестителем. [4]
Произведение содержит 700 фигур, среди которых 248 ангелов, 235 душ, 21 современная личность, 102 религиозные фигуры, 35 проклятых, 23 херувима, 14 чудовищ, 13 портретов и 12 животных. [15] [8] Среди современных персонажей, которых изображал Цуккари, были покровители Медичи (Козимо I Медичи и его сын Франческо), император, король Франции, Боргини, Джамболонья, Вазари и другие художники, и даже он сам и многие его родственники (такие как как покойный брат Таддео) и друзья. [7]
Галерея
[ редактировать ]- Старейшины Апокалипсиса Джорджо Вазари
- Христос на троне Федерико Зуккари
- Некоторые инструменты страсти (крест и колонна) Федерико Цуккари
- Сатана Федерико Зуккари
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Чейни, Лиана Де Джиролами (2021). «Купол Санта-Мария-дель-Фьоре Джорджо Вазари: Глаз Божий» (PDF) . Журнал культурных и религиозных исследований . 9 (1). Уилмингтон, Делавэр: Дэвид Паблишинг: 1–12.
- ^ Уильямс, Роберт (2013). «Вазари и Винченцо Боргини». В ролях Дэвид Дж. (ред.). Соратник Эшгейта по исследованиям Джорджо Вазари . Абингдон-на-Темзе, Оксфордшир, Англия: Рутледж. стр. 23–39. дои : 10.4324/9781315613017 . ISBN 9781409408475 .
- ^ Кинг, Росс (2001). Купол Брунеллески: история Великого собора во Флоренции . Лондон: Пимлико. п. 161. ИСБН 0-7126-6480-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Страшный суд Джорджо Вазари» . 5 января 2015 года . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Берти, Федерико (2013), Доменико Крести, il Passignano, «между флорентийской и венецианской нацией»: Виатикум для молодежного периода с неопубликованным Святым Семейством , Флоренция: De Stijl Art Publishing, стр. 18, ISBN 978-88-904451-3-2
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шульман, Кен (3 декабря 1989 г.). «АРТ: На эшафотах, тонкий труд в Дуомо» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Догерти, Британия (16 декабря 2014 г.). «Сделать невидимое видимым: изображения ада во Флоренции, программы баптистерия и потолка собора» . Университет Небраски, Линкольн. стр. 14–16, 35 . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Фрески купола Санта-Мария-дель-Фьоре» . Опера Санта-Мария-дель-Фьоре. 2016 . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гамберини, Дилетта (2017). «Конкуция нана» Федерико Цуккари: художественная критика в стихах под тенью Страшного суда для купола Санта-Мария-дель-Фьоре» . Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes во Флоренце (на итальянском языке). 59 (3). Мюнхен: Институт Макса Планка: 362–387.
- ^ Хейнс, Маргарет (2011). «Миф и менеджмент в строительстве купола Брунеллески» . Исследования Татти в эпоху итальянского Возрождения . 14/15. Вилла I Татти: Гарвардский центр исследований итальянского Возрождения: 47–101. дои : 10.1086/its.14_15.41781523 . S2CID 193315877 .
- ^ Гамбель, Эндрю (24 июня 1995 г.). «Страшный приговор по фреске Вазари: это не все, что о ней думают» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 г. Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Восстановленные фрески во Флоренции» . Новости Дезерета. 6 августа 1995 года . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ и Риккардо Далла Негра «Купол Санта-Мария-дель-Фьоре: место реставрации 1980–1995 годов», Как указано в книге Кристины Ачидини Лучинат опубликованной Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato (Рим) в 1995 году ( ISBN 8824039561 )
- ^ Страница проекта Thesaurus Florentinus (на итальянском языке) , Управление архитектурного и ландшафтного наследия Флоренции, Министерство культурного наследия.
- ^ «Фрески «Страшного всеобщего суда» купола Брунеллески работы Джорджо Вазари во Флоренции в Италии» . Посетите-Флоренция-Италия . Проверено 7 февраля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ацидини Лучинат, Кристина; Далла Негра, Риккардо, ред. (1995). Купол Санта-Мария-дель-Фьоре. Место реставрации 1980–1995 гг. (на итальянском языке). Рим: Полиграфический институт и Государственный монетный двор – Государственный книжный магазин. ISBN 9788824039567 .
- Ле Трой, Кэтрин (2000). «Страшный суд» Джорджо Вазари и Федерико Цуккари в Санта-Мария-дель-Фьоре (Диссертация). Пантеон-Сорбонна.
- Лучинат, Кристина Ацидини (1998). «Последние картины Вазари: Купол Флорентийского собора». В Джексе, Филип Джошуа (ред.). Флоренция Вазари: художники и литераторы при дворе Медичи . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521580885 . </ref>
- Муредду, Марио; Биджи, Лусио; Джордано, Лукреция (2016). Фрески на куполе Санта-Мария-дель-Фьоре (мягкая обложка). Флоренция: Библиотека Эдитрис Фиорентина. ISBN 978-88-6500-109-7 .
- Тарчи, Росселла (1997). Новое открытие Страшного суда: реставрация фресок купола Санта-Мария-дель-Фьоре . Флоренция: Кооператива Флоренции.
- Томпсон, Венди (2008). «Любовный роман Федерико Зуккаро с Флоренцией: два аллегорических рисунка» (PDF) . Журнал Метрополитен-музея . 43 . Чикаго: Издательство Чикагского университета: 75–97. дои : 10.1086/met.43.25699086 . S2CID 193096028 .