Jump to content

Масо Финигерра

Воин, покоряющий другого , рисунок
Коронование Богородицы , чернь , 1452, Барджелло

Мазо Томмасойи Финигерра (1426–1464) был итальянским ювелиром , ниеллистом , рисовальщиком и гравером , работавшим во Флоренции ошибочно описал , которого Джорджо Вазари как изобретателя гравюры как техники гравюры . Это сделало его решающей фигурой в истории гравюр старых мастеров , и в него широко верили до начала двадцатого века. Однако постепенно стало понятно, что точка зрения Вазари, как и многие его утверждения о происхождении технических достижений, не может быть подтверждена. Как правило, Вазари преувеличивал важность соотечественника-флорентийца и соотечественника-итальянца, поскольку теперь ясно, что гравюра развивалась в Германии раньше Италии. [1]

Вазари всегда приписывал ему только бумажные оттиски его чернь, а не гравюры, сделанные со специальных печатных форм в обычном смысле этого слова; на самом деле, вероятно, таких гравюр его никогда не было. [2] Хотя он явно был важным художником своего времени, немногие сохранившиеся работы и ни одна сохранившаяся гравюра теперь не могут быть определенно приписаны ему, поэтому научный интерес к нему значительно снизился. более 100 рисунков в Уффици и других местах. Ему приписывают [3]

Он умер, когда ему было под тридцать, и его влияние жило после него в работах ранних флорентийских граверов и связанных с ними рисунках, особенно в призрачной фигуре Баччо Бальдини , которого Вазари связывает с ним.

Он был сыном Антонио и внуком Томмасо Финигерры или Финигерри, обоих ювелиров Флоренции, и родился в Санта-Лючия д'Оньиссанти в 1426 году. Он работал со своей семьей ювелиром и рано прославился своей работой в черни . В 1449 году имеется запись о сере, отлитой из черни его работы, переданной художником Алессио Бальдовинетти покупателю в счет оплаты или обмена на кинжал. [4] В 1452 году Мазо доставил и получил оплату за черненный серебряный пакс, для Флорентийского баптистерия или гильдией Arte di Calimala торговцев тканями заказанный . [5] [6]

К 1457 году он покинул мастерскую своего отца и стал партнером ювелира Пьеро ди Бартоломео ди Парус , который работал с Антонио дель Поллайуоло , когда у фирмы был заказ на пару серебряных подсвечников для церкви Сан-Якопо в Пистойе . [7] В 1459 году в Палаццо Ручеллаи произведения Финигерры отмечены как принадлежащие Джованни Ручеллаи . Сообщается, что в 1462 году он снабдил другого богатого флорентийца, Чино ди Филиппо Ринуччини , поясными пряжками, а в последующие годы - вилками и ложками для подарков на крестины. В 1463 году он нарисовал карикатуры, головы которых были раскрашены Алессио Бальдовинетти , на пять или более фигур для ризницы Флорентийского собора , которую украшала интарсия или инкрустация по дереву группа художников с Джулиано да Майано . во главе [8] 4 декабря 1464 года Мазо Финигерра составил завещание и вскоре умер. [9]

Сохранившиеся произведения

[ редактировать ]
Niello pax с Распятием , Барджелло

Единственные полностью задокументированные работы Финигерры, которые сохранились, - это фигуры интарсии для собора размером более половины натурального размера, выполненные по его карикатурам для ризницы. Но они настолько полностью соответствуют стилю Антонио дель Поллайуоло, что Конрад Оберхаузер счел «крайне сомнительным», что он действительно спроектировал их сам. [10] Но считается, что ему принадлежит ряд других работ: несколько чернь и серных слепков с них и других, а также более сотни рисунков. [11]

Самая большая группа рисунков находится в Уффици , на некоторых из которых написано «Мазо Финигерра» в письме семнадцатого века, вероятно, Филиппо Бальдинуччи , хранителе коллекций Медичи. [12] На них изображены многие фигуры мастерской и улицы, судя по всему, члены собственной семьи и мастерской художника, нарисованные прямо с натуры. [9] и использовался «как хранилище образных идей, которые Финигерра мог использовать для ускорения композиционного процесса». [13] Группа Уффици включает 14 этюдов птиц и животных, некоторые из которых, по-видимому, скопированы с других рисунков, например довольно стилизованного петушка . [14]

Есть два больших рисунка на пергаменте (оба размером 28 х 41 см плюс смена), изображающие сцены из Ветхого Завета и заполненные фигурами. Это «Моисей на горе Синай», «Медный змей» внизу в Британском музее и «Потоп» в Кунстхалле в Гамбурге . Очевидно, они были задуманы как законченные произведения искусства, хотя позже оба были скопированы Франческо Росселли в виде гравюр . [15]

Рисунки можно датировать, исходя из их стиля и современных костюмов, 1450-ми годами вплоть до смерти Финигерры в 1464 году. Они строго согласуются с описаниями рисунков Финигерры, оставленными нам Вазари и Балдинуччи, и ни в чем не расходятся с характером инкрустированных фигур. ризницы. О том, что он, вероятно, был также гравером чернью, свидетельствует тот факт, что фигуры из серии рисунков Уфлизи повторяются среди редких анонимных флорентийских черневых гравюр того времени (главная коллекция которых, ранее принадлежавшая маркизу Саламанке, теперь находится в Эдмона де Ротшильда коллекции в Лувре ). [9]

« Флорентийская картинная хроника» была приписана Финигерре, когда она была впервые опубликована в 1893 году Сиднеем Колвином , но теперь ее чаще приписывают Баччо Бальдини или художнику его круга. [16] Этот альбом представляет собой необычную и амбициозную попытку создать «живописную летопись мира», которая так и не была завершена. [17] Рисунки выполняются черным мелом, затем тушью и обычно стираются. [18]

Ньелли и актеры

[ редактировать ]

Атрибуция группы черней, в частности некоторых из Барджелло , осложняется проблемами, возникающими из-за сопоставления документальных записей и замечаний Вазари и Бенвенуто Челлини с сохранившимися работами. [19] Как упоминалось выше, в 1452 году Мазо изготовил серебряный пакс с чернью для флорентийского баптистерия по заказу Arte di Calimala . В 1455 году гильдия заказала второй пакс у другого ювелира, Маттео Деи. Тема ни одного из произведений неизвестна из записей. [20] Считается, что два пакса с одинаковыми рамами в музее Барджелло происходят из баптистерия, но их стили считаются слишком разными, чтобы быть написанными одним и тем же художником. Одна из них, « Коронация Богородицы» , обычно считается лучшей по качеству и приписывается Финигерре. На другом изображено Распятие , и его часто считают произведением Дея 1456 года. [21]

Проблема возникает потому, что Челлини восхваляет pax Финигерры со сценой Распятия с лошадьми, а Вазари восхваляет Pax со сценами Страстей Христовых . Другие сохранившиеся паксы включены в список, соответствующие этим описаниям, но при этом образуют группу с достаточно последовательным стилем. На некоторых чернях сохранились серные отливы, что может усилить связь с Финигуэррой. [22]

Наследие

[ редактировать ]

Эти документированные факты дополняются рядом авторов. Современники восхваляют его за чернь флорентийца Филарета и болонского поэта А. М. Салимбени. [23] В последующих поколениях Баччо Бандинелли говорил, что Финигерра был среди молодых художников под руководством Лоренцо Гиберти, работавших над знаменитыми воротами Баптистерия во Флоренции ; Бенвенуто Челлини говорил, что он был лучшим мастером своего времени в гравюре чернью и что его шедевром была картина Распятия в баптистерии Св. Иоанна; что, не будучи великим рисовальщиком, он в большинстве случаев, включая и упомянутый выше пакс, работал по рисункам Антонио дель Поллайуоло . [9]

Вазари , с другой стороны, хотя и говорит, что Финигерра был худшим рисовальщиком, чем Поллайуоло, упоминает ряд его оригинальных рисунков, существующих в собственной коллекции Вазари, с фигурами как драпированными, так и обнаженными, а также историями, нарисованными акварелью. Отчет Вазари был подтвержден и расширен в следующем столетии Бальдинуччи, который говорит, что видел много рисунков Финигерры в манере Мазаччо ; добавив, что Мазо был побежден Поллайуоло в соревновании за рельефы большого серебряного алтарного стола, заказанного гильдией купцов для баптистерия Св. Иоанна (эта знаменитая работа сейчас хранится в Опере дель Дуомо ). [9]

Претензии Зани

[ редактировать ]

Считалось, что в последние годы XVIII века рассказ Вазари об изобретении Финигерры получил решающее и поразительное подтверждение при следующих обстоятельствах. В баптистерии Флоренции (ныне в Барджелло ) находилась прекрасная чернь-пакс XV века, изображающая Коронацию Богородицы . Абате Гори, знаток середины века, предположил, что это относится к работам Финигерры; более поздний и еще более восторженный виртуоз Абате Зани обнаружил сначала в коллекции графа Сератти в Лигорно серу, отлитую из той же черни (отлитой ныне в Британском музее ), а затем в Национальной библиотеке Франции. , Париж, бумажное впечатление, соответствующее обоим. Таким образом, заявил он, это настоящий материальный первый плод изобретения Финигерры и положительное доказательство точности Вазари. [9]

Знаменитое открытие Зани сейчас дискредитировано среди серьезных исследователей. Во-первых, искусство печати с гравированных медных пластин было известно в Германии и Италии за годы до предполагаемого изобретения Финигерры. С другой стороны, pax Финигерры для баптистерия, если верить Челлини, представлял собой не коронацию Богородицы, а распятие . Во-вторых, его зарегистрированный вес совершенно не соответствует весу пакса, который, по утверждениям Гори и Зани, принадлежит ему. Опять же, и, возможно, это самый сильный аргумент из всех, все достоверные записи сходятся в том, что Финигуэрра представлен как близкий соратник Антонио дель Поллайуоло в искусстве и бизнесе . Сейчас нет ничего более заметного, чем особый стиль Поллайуоло и его группы; и нет ничего более непохожего на него, чем стиль Coronation pax, создатель которого, очевидно, должен был обучаться в совершенно другой школе, а именно в школе Филиппо Липпи . [9]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Левинсон, XVIII
  2. ^ Левинсон, 9
  3. ^ Чепмен, 150
  4. ^ Левинсон, 1
  5. ^ Колвин 1911 , стр. 376–377.
  6. ^ Левинсон, 2
  7. ^ Левинсон, 2
  8. ^ Чепмен, 150
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Колвин 1911 , с. 377.
  10. ^ Левинсон, 2 (цитата), 8–9; Чепмен, 150 лет, похоже, готов их принять.
  11. ^ Чепмен, 150
  12. ^ Чепмен, 150; Левинсона, 7
  13. ^ Чепмен, 150
  14. ^ Чепмен, 153
  15. ^ Чепмен, 154–155; Ландау, 108–112.
  16. ^ Чепмен, 166–171; Левинсон, 15–16 лет; Флорентийская картинка-хроника, представляющая собой серию из девяноста девяти рисунков, изображающих сцены и персонажи древней истории, священной и светской , хронология.org , с изображениями каждой страницы.
  17. ^ Чепмен, 166
  18. ^ Чепмен, 166
  19. ^ Левинсон, 2–7 подробно рассматривает этот вопрос.
  20. ^ Левинсон, 2; Ландау, 94–95.
  21. ^ Левинсон, 2–3
  22. ^ Левинсон, 2–7
  23. ^ Ландау, 98–99; Левинсона, 1
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Колвин, Сидней (1911). « Финигерра, Масо ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). стр. 376–378.
  • Чепмен, Гюго, в книге «Чепмен, Хьюго и Файетти, Марция, Фра Анджелико и Леонардо: рисунки итальянского Возрождения» , 2010, British Museum Press, ISBN   9780714126678
  • Ландау, Дэвид, в Ландау, Дэвид и Паршалл, Питер. Печать эпохи Возрождения , Йель, 1996 г., ISBN   0300068832
  • Левинсон, Джей А. (редактор - записи Конрада Оберхубера) Ранние итальянские гравюры из Национальной галереи искусств , Национальная галерея искусств, Вашингтон (Каталог), 1973, LOC 7379624
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f680bddc45067661da372f8c040bfa12__1683623700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/12/f680bddc45067661da372f8c040bfa12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maso Finiguerra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)